Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      146

    • Постов

      18819


  2. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      130

    • Постов

      28380


  3. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      119

    • Постов

      16959


  4. Bir bala

    Bir bala

    Пользователи


    • Баллы

      87

    • Постов

      2933


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией за 04/27/23 во всех областях

  1. Постер с конференции, про исследование палеогенетики тюрков: https://twitter.com/DanTabin/status/1719933938355834981 Среди авторов исследования - Леонид Вязов и Дэвид Райх. Основной вывод - практически у всех тюркоязычных народов обнаруживается генетический компонент булан-кобинской культуры(Алтай, II вв. до н. э. — V в. н. э.). По нему можно отличить тюрков от монголов - у тюрков булан-кобинский компонент больше хуннского, у монголов - наоборот.
    6 баллов
  2. Я казашка которая родилась в Монголии в Баян Ульгей, но сейчас проживаю в Казахстане. У них нет шежире, они не понимают что это такое вообще. Монголы в Монголии не знают свою принадлежность к племени/роду/субэтносу. И я просто шокирована сколько вранья здесь в форуме пишут от их имени калмыки и буряты. Видимо думают что казахи из Монголии в этот форум не зайдут и можно сколько угодно сочинять про них. Какие хэрээды? Какие хатагины? какие жалайры залайыри? Какие вообще хонгирады? Почему казахи в Монголии о них ничего не знают? Почему мы про их существование узнаем не от монголов в Монголии, а от форумов всяких и от постов на фейсбуке? Если такие есть в Монголии и если, калмыки и буряты этого форума, знаете их то скиньте им приглашение на этот форум. Я хочу с ними поговорить и узнать где именно они проживают в Монголии, какой именно они подрод хэрээдов, хатагинов и хонгиратов они. Скиньте им ссылку на этот форум давайте поговорим с ними если такие вообще в мире реально существуют.
    4 балла
  3. Мне тоже кажется что перемешивание и переформатирование племен Чингисханом это миф. В Золотой Орде все племена так и продолжали существовать. Легче предположить что Чингизиды создали организованную армию в которой не учитывались племена, НО ВНЕ АРМИИ племена продолжали существовать, и потом люди все равно возвращались в свое племя. То есть племена как были до Чингисхана, так и остались после. ЧХ перекроил политическую карту Степи, переместил племена, одних возвысил над другими, но не пытался уничтожить племена как явление или переформатировать их как-то. Интересно было бы узнать мнение @asan-kaygy об этом.
    3 балла
  4. Спасибо за вашу оценку! Я, конечно же, польщен, но казахские коллеги сделали вид, что ничего необычного. Книгу в Казахстане не заметили почему-то, несмотря на то, что там много чего нового.
    3 балла
  5. Здравствуйте форумчане! Случайно забрел на сайт, не заходил очень долгое время, а тут такая заваруха Времени нет на полемику, но все таки решил оставить ответ, так как меня очень задели высказывания некоторых участников в мой адрес, которые бросают тень на весь мой труд в целом и на его перевод в частности. Начнем с того, что ко всем знакам типа {}, <> и тд. в критическом тексте конечно же есть пояснения. Темой вашего обсуждения является только одно предложение, о котором я в примечании написал, что "дословно оно должно переводиться следующим образом:"(Некто по имени) Фетке Нуакрат, пришедши, разрушил область Джанибек-хана". Извините конечно, но как видите, никакой фальцификации с моей стороны или же "как хочу так и строчу" здесь нет. Более того, я написал, что вопрос трактовки данного предложения остается открытым. Я же в свою очередь предпочел вариант предложенный Ж. Сабитовым. Мне его трактовка показалась более убедительной, нежели то, что в свое время предлагал М. Усманов, который и сам сомневался в своей интерпретации. Вот и все. Буду рад, услышать ваши замечания и отзывы по книге в целом. Всем удачи! P.S. Электронный вариант книги обещали в новом году, но если кому интересно, то пишите, пришлю ее пилотный вариант.
    3 балла
  6. тоже как и бир бала страдаете жиырманшизмом? эти суффиксы уже прочно вошли в грамматику казахского языка и используются в письменном и разговорном языке не менее 50 лет, а то и больше. Морфологиялық стилистика. Морфологиялық (emirsaba.org) устройтесь на работу в НИИ изучения казахского языка, попроситесь в написание книги по новому стандарту грамматики казахского языка и вот там меняйте правила официального языка. тогда этот разговор будет иметь содержательное наполнение контент на казахском не создаете, книги не пишите, статьи не пишите. лишь килобайты траффика тратите ни на что, лучше бы переводом источников занимались меня больше на эту тему не тэгайте, пожалуйста
    3 балла
  7. Даже если это и гидроним, то какой смысл писать рядом с татарским названием реки русский вариант? В источниках обычно писали на вроде "в таком то языке так называется...", а тут даже и в помине нет. Это все равно, что писать "Біз Еділ Волгаға барып шомылдық". https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Вятка_(река)
    3 балла
  8. Супер, в хазарское время монголоиды с R1А, R1B, G и европеоиды с С.
    3 балла
  9. в конце 1917 -начале 1918 г. в степях Атбасарского уезда Акмолинской области было объявлено об образовании Киргизского ханства, объединявшего несколько волостей. Ханство просуществовало, по крайней мере, до начала 1919 г. О нем в 1919 г. писала омская ка- детская газета «Сибирская речь». Первым ханом был Хассен-Хож-Бек-Ходжин, один из влиятельных киргиз Атбасарского уезда и кандидат в Учредительное собрание от «Киргизской коммунистической партии Уш Жуз», господствовавшей в степи во времена большевиков. Показательно, что богатый влиятельный киргиз Хассен-Хож-Бек-Ходжин, не нашедший себе достойного места среди членов Алаш-Орды, по сообщению газеты, «был командирован Омским совдепом для агитации в степи, для объединения всех киргиз Атба-сарского уезда, чтобы приобщить их к «святейшей совдепии», по его выражению. И, так как киргизам не чуждо слово «ханство», то большевистский посол пришел к несколько неожиданному заключению, назвать его объединение ханством, а себя провозгласить ханом». Первый хан, по сообщению газеты, со временем был свергнут, а на его место был избран более влиятельный и богатый [9]. В итоге нашел только два источника: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhrodovaya-borba-kazahskoy-kirgizskoy-intelligentsii-v-gody-revolyutsii-i-grazhdanskoy-voyny-v-rossii раз, и архив https://ia-centr.ru/publications/neizvestnoe-kazakhskoe-khanstvo-1918-20-gg-k-istorii-grazhdanskoy-voyny-v-turkestane-arkhiv/ два. Тема очень интересная, а ссылок нема, есть какая-то информация по этому поводу?
    3 балла
  10. Не считаю это бредом. Я нахожу мало отличий между литературным казахским и северо-восточным говором. В плане грамматики особенно.
    3 балла
  11. Казахи Ирана
    3 балла
  12. Может быть тему нужно переименовать в "Фольк-хистори в Монголии 21 века"?
    3 балла
  13. Письмо Есеху-хана /или как правителя Ойрат Кернут/Кергут/ в монгольских исторических источниках.А в источниках Мин фигурирует как Тайпин, один из трех вождей Ойрата. De'ere Ta Ming qahan-na. Namun güregen. Engke-Tura bātur öčil manu. Huja'ur ulus ejen. Činggis qahan-nu jarlig-i'ar ejen Ča'adai qahan-na. daqan salqaqdaqsan mongqol ulus-i jarčimlanju. uridus-tur manu tüšijü mede 'üljü büle'e. Tere čaq-ača inaqšida tenggiri-de ihēkdejü. mendü ele. uridu yosun-ar. tüšikdejü amu. Edo'e soyurqabasu. yeke ulus-un bairiqai. edüi edüi de'ere barilduqui-tur. elčin kelečin-iyen. yosun-ar yabu'ulju. bedzirget orto'ud-iyen mör terge'ür ne'e ülgen. Gunaširi ong-i. Qamil-iar yabuqui yeke ulus-un bairiqai-yí, erin jarčimlanqu-yi qahan-nu jarliq medetügei. Öčil manu. lu jil übül-ün heki sara-yin. naiman šini-de Qala-del-e büküi-tür bičibei Источник: Хуа-и и-ю /Hua-i Yiyu/. Письмо Энхтөр батур из Чагадайд. https://altaica.ru/e_mongolic_monuments.html?fbclid=IwAR21uHC6mXcrP1LqC7zhjib4n334RDESFj_2vfMG8j6_Gt9WPCICT9h4wyY.
    2 балла
  14. Спросил у старших. У многих. В советское время кыргызы знали и праздновали Орозо Айт и Курман Айт несмотря на гласный и негласный запрет. Про Навруз вообще не знали.
    2 балла
  15. Надо теперь приложить «титанический» труд, чтобы найти эту традицию у того единственного народа, который с благоговением и почитанием относится к перьям этой птицы, которую считают святой. Хотя эта традиция могла быть и не связана с Чингисханом, просто связали почитатели... ибо с кем еще.
    2 балла
  16. ынак - это соответствует монгольскому нөхөр (нукер), то есть товарищ боевой. И монгольское выражение "янаг нөхөр" (не в современном смысле, а в средневековом обращении) означает дважды на двух языках "боевой товарищ". Но в современном это слово "ынак - янаг" преимущественно имеет смысл верной дружбы между мужем и женой.
    2 балла
  17. 2 балла
  18. Раньше считалось, что эти печи появились в древнетюркскую эпоху в VI–X вв. нашей эры, однако радиоуглеродный анализ показал, что они возникли на 300 – 400 лет раньше – в III–IV вв. нашей эры, то есть еще до того, как сложился Тюркский каганат. Это открытие кардинально меняет представление о развитии древней металлургии. Археологи ТГУ при поддержке гранта РНФ "Генезис черной металлургии в Южной Сибири" изучают, кто, когда и каким именно способом стал добывать железо на Алтае и в Шории. Первая часть проекта – исследование древних железоплавильных печей Горного Алтая (Россия). Всего там было открыто 15 печей кош-агачского типа – это крупнейшие для того времени печи во всей Центральной Азии. Исследования велись в 1970 – 1980-х годах, и тогда их появление связали с первым Тюркским каганатом. После этого больше 40 лет на территории Горного Алтая исследования по археометаллургии железа не велись. В 2018 году археологи ТГУ провели раскопки древних мастерских по выплавке железа на берегу реки Куяхтанар. Для обнаружения печей и рудных выработок ученые использовали аэрофотосъемку и магнитную разведку. Именно с помощью магнитной разведки была обнаружена печь прекрасной сохранности, что впервые позволило полностью восстановить конструкцию и понять древнюю технологию выплавки железа. "Проведенная работа позволила провести переоценку дат возникновения печей данного типа на Алтае. Радиоуглеродные даты показали, что печи кош-агачского типа появились уже в III-IV вв. нашей эры. Очень похожие печи встречаются позднее в Юго-Восточной Азии, – рассказал руководитель проекта, сотрудник лаборатории социально-антропологических исследований ФИПН ТГУ Евгений Водясов. – Это переворот представлений о развитии металлургии. Раз такие сложные и производительные печи появились на Алтае раньше, чем в Юго-Восточной Азии, то теперь нужно переосмысливать существующие представления о распространении технологий. В этом нам могут очень помочь исследования на пограничных российскому Алтаю территориях Монголии, Казахстана и Китая". В печах кош-агачского типа можно было получить за одну плавку железную крицу весом около одной тонны. Для сооружения печи использовалось 1500 кг глины и каменные плиты весом 1200 кг. "Мы изучили подземную камеру и наземную часть печи, где происходил процесс восстановления железа из руды. В этом году будем искать место, где обрабатывали полученную крицу, и надеемся найти кузницу", – пояснил Евгений Водясов. Результаты своей работы томские ученые представили на международной конференции Archaeometallurgy in Europe в Мишкольце (Венгрия). Доклады томских ученых получили высокую оценку и вызвали оживленную дискуссию. Несколько зарубежных лабораторий предложили им рассмотреть возможность совместных проектов. tsu.ru
    2 балла
  19. Читал раньше, что в местных преданиях упоминается, что в прошлом они водились в камышовых зарослях при степных озерах на левобережье Иртыша на территории Павлодарской области. Нашел еще про тигров в прошлом на северо-востоке Казахстана: "... Я. Ф. Брандт приводит сведения Георги, относящиеся к 1800 году, о том, что на север тигры проникали до р. Ишима, и Фишера - о появлении тигров на Ишиме, Иртыше, и на Оби под Барнаулом. В начале 19 столетия эти хищники заходили в Кокчетавские и Каркаралинские горы, для которых их приводит Г. Спасский. В 1877 г. шкура тигра, убитого в Акмолинском уезде к северу от оз. Балхаша, была доставлена И. Я. Словцову. В 1887 г. тигр будто бы убит близ г. Акмолинска". "... И. Я. Словцов, ссылаясь на Гуляева, писал, что в 1814 году тигр был убит у с. Ямышевского Павлодарского уезда. По В. Н. Плотникову, тигр, убитый у с. Ямышевского, добыт в 2,5 верстах от поселка близ оз. Пресного казачьим урядником Землянухиным. ...а также встречаются между Иртышом и Ишимом".
    2 балла
  20. В одном этнографическом документе говорилось, что сперва имя, отчество и все. Племенная принадлежность не произносилось на вроде Қанжығалы Бөгенбай и т.д. Это видимо просто поэтический стиль, которая приелась уже в сознание. Племенную принадлежность спрашивали потом. А при представлении было просто Имя+Отчество. Я уже не помню, что за документ был, но вроде 19 века.
    2 балла
  21. Причет здесь правдолюбец или нет. В Вашем случае наблюдается обычное вранье. Вот это: Хетум это опровергает. В источнике это четко указано. Все остальное "не совсем ясно при каких обстоятельствах, маршруте и деталях" - это обычные для вас отговорки. Почему это не приводить Хетума? Потому что рушится фольковый чудо-мир с Чх тюрком со ставкой в Павлодаре?
    2 балла
  22. шиизм ограничил их брачные стратегии. С суннитами не часты браки
    2 балла
  23. Вы внимательно прочитали мой пост, про организацию аргынизации казахской истории? Это касается не только аргынов. История народа, особенно таких как мы , должна писаться коллективом, чтобы не получилось так что слова табына Бокенбая произнесенные им на собрании казахов М. жуза, один вносящий лепту, вложил в уста аргына Богенбая на собраниии казахов всех жузов и эта ложь вошла в историю Казахстана, чтобы не было разборок чей батыр побатырестее, хотя оба батыра достойные.
    2 балла
  24. https://twesco.org/post/1095 Найдены комплекс и надпись в честь Кутлуг Эльтерис кагана 2022-08-24 13:34:41 В результате научной археологической экспедиции в долине Номгон (Архангайский аймак Монголии), проведенной совместно Международной Тюркской академией и Институтом истории и археологии Монгольской академии наук, был обнаружен комплекс, посвященный Кутлуг Эльтерис кагану. В связи с этим Тюркская академия провела в Улан-Баторе специальную пресс-конференцию. Во встрече с представителями СМИ приняли участие президент Международной Тюркской академии Д.Кыдырали, директор Института истории и археологии Академии наук Монголии Г. Эрегзен, старший эксперт Международной Тюркской академии Н. Базылхан, руководитель Средневекового археологического исследовательского центра Института истории и археологии Монгольской академии наук А. Энхтор, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Монголии Г. Койшибаев, посол Турецкой Республики в Монголии З. Атеш, посол Венгрии в Монголии Б. Обрушанска, сотрудники дипломатических миссий, ученые и представители интеллигенции. В ходе пресс-конференции Д.Кыдырали рассказал о научно-исследовательских работах Международной Тюркской академии в Монголии и сообщил, что в этом году совместной экспедицией «Номгон-2022» обнаружен комплекс памятников, посвященный Кутлуг Эльтерис кагану. «Сегодня я хочу поделиться с вами хорошей новостью. В результате экспедиции этого года был обнаружен комплекс и надгробный памятник, посвященный отцу Кюльтегина и Бильге-кагана, Кутлуг Эльтерис-кагану, возродившему Тюркский каганат. «Хочу отметить, что это древнейший письменный памятник, где впервые в ценном артефакте тюркской эпохи встречается название «тюрк», — сказал глава Академии. Д. Кыдырали выразил благодарность участникам экспедиции, открывшим новое открытие, и Монгольской академии наук, поддержавшей эту работу. В свою очередь, директор Института истории и археологии Монгольской академии наук Г. Эрегзен рассказал о результатах научной археологической экспедиции в долине Номгон. Он отметил, что комплекс Номгон является важнейшей находкой древнетюркской эпохи в Монголии. После этого археологи Н. Базылхан и А. Энхтор, принимавшие участие в экспедиции, остановились на особенностях открытого памятника. Кроме того, специально прибывшие на встречу послы высоко оценили работу Международной Тюркской академии и Монгольской академии наук, открывших новое открытие, и пожелали им успехов в дальнейших исследованиях. Стоит отметить, что общая площадь комплекса составляет 49х41,5 м. Вокруг комплекса был вырыт ров овальной формы, который располагался с запада на восток, при этом из извлеченного грунта было построено укрепление. С западной стороны комплекса расположен каменный куб с отверстием посередине (алтарь), каменные фигуры человека, статуя льва с двумя детенышами и две статуи овец. К востоку от ворот комплекса находится гряда из 51 балбала. Среди них на пяти балбалах обнаружен символ «горного козла», принадлежащий роду Ашина. Кроме того, в процессе раскопок в комплексе были обнаружены остатки керамических покрытий и кирпичей, уложенных на пешеходную дорожку, что позволило установить наличие барык (места поклонения). Перед барыком обнаружены верхняя часть письменного памятника и подставка в форме черепахи. На двух гранях найденной ценной находки высечена древнетюркская руническая надпись, а с третьей стороны -надпись на согдийском языке. Ученые, участвовавшие в экспедиции, выделили в тексте памятника ряд слов, таких как «Тенгри», «Тюрк», «Кутлуг», «түмен». На основании информации, полученной из текста надписи, сделан вывод о том, что Номгонский комплекс был посвящен отцу Кюльтегина и Бильге кагана – Кутлук Эльтерис-кагану, возродившему Тюркский каганат. Кроме того, эта надпись является древнейшим письменным памятником тюркской эпохи, где впервые встречается наименование «тюрк». В целом Номгонский ритуальный комплекс во всех своих чертах сходен с ритуальными комплексами Бильге-кагана и Кюльтегина. В верхней части Номгонского письменного памятника изображены головы двух волков, имеющих также сходство с драконом и обращенных туловищем вниз. Известно, что такие каганские атрибуты были высечены в верхней части памятников в честь Таспар-кагана, Бильге, Кюльтегина и на других памятниках. Номгонская надпись является важным памятником государственного значения, как и орхонские памятники. Академия планирует подготовить научный сборник, посвященный результатам Номгонской научной экспедиции, и представит его в столицах тюркских государств. Раскопки памятников тюркской эпохи в Монголии будут продолжены и в дальнейшем. Следует отметить, что исследовательские работы в Номгонской равнине начались в 2019 году. Однако совместная экспедиция «Номгон», приостановленная на два года по причине пандемии «Ковид-19», в июле 2022 года возобновила раскопки. В совместной экспедиции «Номгон-2022» в исследовательской группе Международной Тюркской академии приняли участие президент Международной Тюркской академии Дархан Кыдырали, эксперты Академии Напил Базылхан и Нурболат Богенбаев, консультант-археолог, директор Центра археологических исследований Института археологии АН Монголии, академик Дамдинсурэнгийн Цэвээндорж (1949-2022), руководитель группы Центра средневековых археологических исследований Института истории и археологии АН Монголии профессор Алтангэрэлийн Энхтур, археологи Цэрэнхандын Буянхишиг, Гончигийн Батболд и Нарантуяагийн Цэнгэл, Мунхсайханы Ууганбаяр. Ранее Тюркская академия провела археологические раскопки в ритуальном комплексе Шивээт-улаан в Монголии. В 2016 году Академия организовала специальную экспедицию в этой долине. В церемониальном комплексе, построенном в период правления Кутлуг-кагана, обнаружены символы и различные артефакты, а также определена дата постройки. В продолжение этих работ в результате Номгонской экспедиции, начавшейся в 2019 году, был найден комплекс, посвященный самому Кутлуг-кагану. "Предлагаем вашему вниманию первое прочтение НАДПИСИ КУТЛУГ КАГАНА, вызвавшей большой интерес у научного сообщества и всего тюркского мира. Научная группа, сделавшая данное открытие: Д. Кыдырали, A. Энхтор, Н. Базылхан, Н. Богенбаев, Ц. Буянхишиг, Г. Батболд. Параметры надписи: длина и высота 70х74,5 см, ширина 19 см. Тексты расположены на всех поверхностях стелы. По предварительным данным, на передней поверхности имеется 19 строк, из них 12 в хорошем состоянии. Их предварительное прочтение: № 1 Ud yïl: toquzunč: ay: …[……….] Год коровы: девятый месяц 2 …… .... 3 …..Teŋri: oγlu: [……….] ..Сын Тенгри 4 Qutluγ qaγan: Türük [……….] Кутлуг каган: Тюрк 5 Ur oγlum: M[k]ön…..yü…[……….] Мои сыновья, глаз... 6 Biziŋ:öŋlig:..t.. [……….] Наш прекрасный.... 7 es[?] : Ïtdïm: bizi: yat: er: [……….] Я сделал: Нас чужой: Мужи.... 8 Yerde: …..tuz…..[……….] На земле.. 9 Tümen: Tümen: [……….] Десять тысяч: десять тысяч 10 es[?] el[is]ig [?]:küčüg: biz[ber-?] Мы [?] дали [?] свое дело и силу [служение].... 11 Atadïm: bi tidim [……….] Я назначил: на..писал... 12 es[?] : Qop ešti [……….] Все слышали Пока все. Остальное будет опубликовано в ближайшее время. Поздравляю непосредственных авторов открытия – Напила Базылхана, А. Энхтора, Нурболата Богенбаева и остальных коллег!"
    2 балла
  25. Речь в теме о танце. Вы же переводите тему на какой-то малоизвестный и очень сомнительный обряд, где нет никакого упоминания танца. Мы говорим про танец мужиков, когда они плечами делают характерные движения. Что общего у кара жорга и описываемого вами обряда?
    2 балла
  26. Кыргызские, это перешедшие к ним казахские варианты Кыз Жибек, они указывают на это открыто
    2 балла
  27. Ну это просто стереотип. Конина наоборот более полезна чем говядина и баранина. Вот есть исследования: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2882581/ In conclusion, higher levels of palmitoleic and α-linolenic acid in horsemeat than in beef and pork may be beneficial for human health. Horsemeat and bone meal are a good source of some minerals and vitamins.
    2 балла
  28. приветствую всех! транскрипция из последнего перевода Р.Алимова: Tėmišlär Cānï ḫān vafāt tapqandïn soŋ här qaysïsï här cānibqa tarqamïš. Cānïbėk ḫān{nïŋ} vilayat-i{n} Fätkä Nuaqrat kälip bozdï. перевод примерно такой: Приближенные Джанибека разошлись по сторонам после его смерти. Они разрушили Вятку Нуакрат который был вилайятом Джанибек хана. там вполне могло быть Nuaqrat[ti], может снизу черточка не была видна, символизирующая звук [и]
    2 балла
  29. Еще раз чингизханказахист демонстрирует никчемность своих фантастических утверждений. Не хотел вообще тратить время на очередного этимолоха-фолька. Придётся объяснить. 1. Теперь слушайте сюда, сначала различайте среднемонгольское имя Dağaritai / Daaritai دَاريتای у Рашид ад-дина от персидского دارو‎ dâru “лекарство” (от среднеперсидского dārūg "лекарство, медикаменты"). От последнего и происходит казахское дәрі. А имя монгольское Даритай происходит от среднемонгольского daari / dari которая восходит к прамонгольскому *daɣari 1 холка 2 ссадина на спине животного. Ниже варианты данного слова из современных монгольских языков с сайта Сергея Старостина: Письменный монгольский: dajira 1 (L 222: dajir 2), daɣari 2 (L 218) Среднемонгольский: da'ari 1 (SH), dari 2 (MA) Халха: dajr 1, 2 Бурятский: dāri, dajr 2 Калмыцкий: dǟrǝ 1 Ордосский: dāri 2 Дунсянский: daru-san 2 Дагурский: dāre (MD 131), dāri, dāŕ (Тод. Даг. 135), dār 2, Шарыюгурский: dārǝ 2 Монгорский: dārǝ, dāri (SM 45) 2 2. Также нелепым образом вы приплели арабское قَبُول‎ qabūl к среднемонгольскому имени Кабул “сильный”, которая восходит к прамонгольскому корню *kab- “распухать, пухнуть; сила”. Письм.-монг. qabu, qaba “сила”, ср.-монг. qabu “сила”, халха. xav “сила”.
    2 балла
  30. Заке сам домысливает и в это верит, фактов у него нет, одни домыслы, не зря его фолком прозвали на форуме, еще до меня
    2 балла
  31. @Zake не совсем понял этимологию. Люди смотрели на луну, и на луне было их отражение? Или от круглой формы придумали.
    2 балла
  32. 1625 г. Грамота в Тобольск. посылали де они кузнеца Фетку Еремеева проведывати и искати железные руды; и кузнец Фетка Еремеев пришед сказал им, что нашел он в горах каменья и руду, а чает он Фетка, что ис того каменья и из руды железо будет". 1699 г. Список допрошенных стрельцов. они ж, Серешка Макаров, Ганка Устинов, Мишка Савастьянов, Фетка Гасило, Логинко Нестеров, Архипко Пажитной, Фетка Бубненок, Селиверстко Игнатьев роспрашиваны и пытаны в другой и огнем зжены". К истории винной монополии 1659 г. Государю Преосвященному Маркелу архиепископу Вологоцкому и Белоозерскому бьют челом и являют сироты Государевы, Волочжаня посадцкие людишка Фетка Осипов сын Коковин с товарищи. место дворовое Фетка Лошкутаева дано Петрушке Тоивутову". 1575 г. мая 6. - Сотная из писцовых книг Василия Агалина. Васки руфанова дан дочери его Овдотьице; место дворовое Фетка Григорьева Отписка 1590 г. подьячего Т. Сергеева в Новгород к воеводам. Заветной Максимов, да крестьяне Кондуские волости Гриша Карпов, да Другой Оглодов, да Фетка Лутков, да Онитка Васильев, да Данилка Ребуев". Это русские источники, в которых Федоров повсеместно именуют Фетками, Василиев - Васками, Сергеев - Серешками, Петров - Петрушками. )) Вятка писалось и произносилось бы на чагатайском думаю не так, я про первые два звука/буквы.
    2 балла
  33. Возможно это от татар-кимаков? Ведь 3 татарских рода ушли на запад, смешались с кыпчаками. На родине остались 6 родов: тутуклйут, алчи ....
    2 балла
  34. Ну, так и он прав. Изначально Рим, затем Восточная римская империя, позже земли османов с центром в Хорватии. И сегодня арабы-христиане, когда заходишь в магазин спрашивают - "Руси? " (русский?), "руми аль масих?" (греческий/православный христианин?)
    2 балла
  35. Это относится и к вам, я про ахинею про Чх в Павлодаре.
    2 балла
  36. Да просто уже надоело объяснять разным, что 1.это китайский обычай 2.китайский обычай не разрезание пут, а выбор предметов.
    2 балла
  37. В живой речи все это используется. Говорить, например, адам на человека, особенно если он не молодой и тем более, когда он стоит рядом не очень вежливо. Кісі или үлкен кісі
    2 балла
  38. Да, но это скорее влияние чагатайского. Но сам суффикс мақ мек в современном казахском есть в формах типа "бармақ, бармақшы, келмек, келмекші". Например "Сен енді о жаққа бармақшы болдың ба?". А так же выражение "Айтпақшы" (айтмақшы) - кстати.
    2 балла
  39. Делать такие далеко идущие выводы на основе одного рукописного словаря написанного даже не лингвистом это по меньшей мере легкомысленно.
    2 балла
  40. Термин "инкал" в отношении бешбармака используют ногайцы. Это от них.
    2 балла
  41. Оспех никогда не находился на Амуре, а находился в Якутии. Оспех, на якутском пишется Өспөх. Сегодня, Өспөх - название наслега в Усть-Алданском улусе Якутии. К приходу русских первопроходцев наслег Өспөх был в составе улуса Дүпсүн, там же в Якутии. У древних якутов улус это территориальная община (вождество). Улус делится на мелкие территории - наслеги. Существование территориальных общин говорит об отмирании родоплеменного строя. Якуты не кочевники. Но, к сожалению, многие современные "исследователи" считают якутов кочевниками. Ошибочно считают - якуты кочевали племенами. А на самом деле, еще древние якуты от родоплеменного строя перешли к территориальной общине (вождество). В царские времена каждый якут был христианином и почти не помнил о древних племенах. В советские времена никто понятия не имел о племенах. То есть, родоплеменной строй полностью исчез. Забылся. После развала СССР почему то у якутов началось воссоздаваться уже забытый родоплеменной строй (трайбализм).
    2 балла
  42. Извиняюсь что вмешиваюсь. На мой взгляд другие исторические события послужили решением принятия царского титула московским князьями. Иван III первым принял титул царя после женитьбы на племяннице последнего Византийского императора Константина XI Софьи Палеолог в 1472г. Русская православная церковь поддержала царский титул Ивана III, так как посчитала Москву «Третьим Римом» после падения Константинополя. Церковь видела Москву законной наследницей Рима и Константинополя в плане политического и религиозного лидерства в христианском мире. Немного ранее Константинополь - религиозный центр православного христианства - был захвачен османским султаном Мехмедом II (1453г). Также во время правления Ивана III были подчинены Ярославское, Ростовское, Тверское княжества, и Новгородская Республика. Захваты этих княжеств и республики были значимыми событием для Москвы. Новгородская Республика была большим государством и важным торговым центром с выходом в Балтийский регион. Тверское княжество соперничало с Москвой за главенство около полутора сотни лет. Приняв титул царя, Иван III получал международное признание. Иван III поднял статус московского князя в глазах других европейских монархов. Иван III хотел быть ровней европейским правителям, а не князем находившимся в вассальном положении. Царские титулы (Цезари) носили римские императоры. Надо отметить официально в государственных документах Иван III не использовал титул царя. Официально первым царем всея Руси стал Иван IV в 1547г. Уже после принятия официального статуса Иваном IV были захвачены Казанское (1552г), Астраханское (1556г) и Сибирское (1581-1582гг) ханства Политическую культуру, централизацию власти и многое другое Москва унаследовала из Орды. У историка Юрия Сергеевича Пивоварова много работ и статей по теме политической культуры и государственности России.
    2 балла
  43. Лишь отмечу что население как минимум население Туркестана тяготело к Казахскому ханству из за чего в 1744 году они хотели чтобы Абулмамбет взял над ними опеку. Я это из Моисеева подчерпнул. Страница 136. Выбирая между Джунгарами и Казахами мусульманское население все таки склонялось к казахам. Им не нравилось то что ими управляют иноверцы (хоть и косвенно).
    2 балла
  44. Это уже современное толкование и домысливание. Потому что Тенгри материален, как в него верили тенгрианцы, само название за себя говорит. Вы совсем не знакомы с исламом, судя по тому что вы пишете. Дайте ссылку на полное описание вероубеждение тенгрианцев, и где сказано что Тенгри не имеет ни образа, ни ограничения во времени, и что он не является небом. Так они верили в сверхестественное, что впадая в некий транс способны что-то сделать. Вы про каких шаманов говорите? африканских? индейских? тюрко-монгольских? папуасских? Или вы считаете что есть научные доказательства что шаманское камлание это нечто естественное? Весь разговор об отсутствии верований у шаманов это маркетинг для светских людей, для которых слово "вера" или "религия" вызывает отторжение. Поэтому нечто "вне" религиозное или "над" религиозное пользуется спросом.
    2 балла
  45. Вот что пишет по поводу трансформации слова Көк бөрі в Көкпар Жанпеисов Е.Н. в книге "Этнокультурная лексика казахского языка"
    2 балла
×
×
  • Создать...