olley
Пользователи-
Posts
522 -
Joined
-
Last visited
-
Days Won
11
olley last won the day on August 13
olley had the most liked content!
Старые поля
-
Страна
Андромеда
Recent Profile Visitors
The recent visitors block is disabled and is not being shown to other users.
olley's Achievements
Старожил форума (4/5)
43
Reputation
-
Сегодня каракалпакский язык имеет официальный статус в Республике Каракалпакстан. Обучение в школах ведётся на родном языке, хотя узбекский также широко используется. Конституция Каракалпакстана закрепляет право использовать каракалпакский язык в государственных и общественных сферах. Официальные документы, законодательные акты и нормативные правовые акты публикуются на каракалпакском языке. Судебные процессы могут вестись на каракалпакском, что обеспечивает гражданам право использовать родной язык. Обучение в начальных и средних школах также проводится на каракалпакском языке, а учебные программы и материалы доступны на нём. В республике издаются газеты и журналы на каракалпакском языке, существуют радио- и телеканалы, вещающие на этом языке. Правительство Каракалпакстана реализует программы по сохранению и развитию каракалпакского языка, включая финансирование образовательных и культурных проектов. ---- Каракалпакстан — автономная республика в составе Узбекистана. У Каракалпакстана на есть собственная конституция, действующая в рамках Конституции Республики Узбекистан. Конституция Узбекистана признаёт право Каракалпакстана на выход из состава страны путём всеобщего референдума, что было подтверждено межгосударственным договором 1993 года. Формально Каракалпакстан обладает правом на выход из состава Узбекистана через референдум. Каракалпакстан имеет три ветви власти Законодательная представлена Жокаргы Кенесом (парламент), депутаты которого избираются населением Каракалпакстана. Исполнительная власть: председатель Жокаргы Кенеса является высшим должностным лицом республики и назначается парламентом с согласия президента Республики Узбекистан. Судебная система включает Верховный суд Каракалпакстан а и другие суды, которые действуют в соответствии с законодательством как Узбекистана, так и Каракалпакстан а. Политическую структуру Каракалпакстана можно сравнить с политической структурой Республики Татарстан. Обе республики имеют широкие полномочия, хоть центральная власть ограничивает их автономию. Также , Татарстан выбирает президента. У Каракалпакстан а тоже был выбран президент Даулетбай Шамшетов в начале 1990-ых . Должность упразднило руководство Каримова. Исторически Каракалпакстан обретал автономию в различные периоды. В 1920-х годах Каракалпакстана входил в состав Хорезмской ССР, Киргизской АССР/Казахской АССР, РСФСР и Узбекской ССР. В 1990-е годы республика получила более широкую автономию в составе Республики Узбекистан. Сейчас эпоха строительства национальных государств, и в будущем у Каракалпакстана могут появиться возможности для положительных изменений. На данный момент время для этого не самое благоприятное. Несмотря на сложности в отношениях между региональными и центральными властями последних лет, мог Каракалпакстан обладать формальной, пусть и не во всех аспектах, реальной и широкой автономией в Казахстане? Я не знаю. Дело не только в политической форме управления — будь то империя, федерация, конституционная монархия или какая-либо другая модель политической организации. Вопрос о том, могла ли бы автономия Каракалпакстана быть более широкой в составе Казахстана, остаётся открытым и зависит от множества факторов. Культурная ассимиляция небольших народов может происходить по различным причинам, включая политические и социальные. В Ферганской долине проживало много уйгуров, которых часто записывали узбеками, в большинстве случаем они сами принимали узбекскую идентичность. В соседних Казахстане и Кыргызстане уйгурам удалось в большей степени сохранить язык и культуру.
-
Сегодня каракалпакский язык имеет официальный статус в Республике Каракалпакстан. Обучение в школах ведётся на родном языке, хотя узбекский также широко используется. Конституция Каракалпакстана закрепляет право использовать каракалпакский язык в государственных и общественных сферах. Официальные документы, законодательные акты и нормативные правовые акты публикуются на каракалпакском языке. Судебные процессы могут вестись на каракалпакском, что обеспечивает гражданам право использовать родной язык. Обучение в начальных и средних школах также проводится на каракалпакском языке, а учебные программы и материалы доступны на нём. В республике издаются газеты и журналы на каракалпакском языке, существуют радио- и телеканалы, вещающие на этом языке. Правительство Каракалпакстана реализует программы по сохранению и развитию каракалпакского языка, включая финансирование образовательных и культурных проектов. ---- Каракалпакстан — автономная республика в составе Узбекистана. У Каракалпакстана на есть собственная конституция, действующая в рамках Конституции Республики Узбекистан. Конституция Узбекистана признаёт право Каракалпакстана на выход из состава страны путём всеобщего референдума, что было подтверждено межгосударственным договором 1993 года. Формально Каракалпакстан обладает правом на выход из состава Узбекистана через референдум. Каракалпакстан имеет три ветви власти Законодательная представлена Жокаргы Кенесом (парламент), депутаты которого избираются населением Каракалпакстана. Исполнительная власть: председатель Жокаргы Кенеса является высшим должностным лицом республики и назначается парламентом с согласия президента Республики Узбекистан. Судебная система включает Верховный суд Каракалпакстан а и другие суды, которые действуют в соответствии с законодательством как Узбекистана, так и Каракалпакстан а. Политическую структуру Каракалпакстана можно сравнить с политической структурой Республики Татарстан. Обе республики имеют широкие полномочия, хоть центральная власть ограничивает их автономию. Также , Татарстан выбирает президента. У Каракалпакстан а тоже был выбран президент Даулетбай Шамшетов в начале 1990-ых . Должность упразднило руководство Каримова. Исторически Каракалпакстан обретал автономию в различные периоды. В 1920-х годах Каракалпакстана входил в состав Хорезмской ССР, Киргизской АССР/Казахской АССР, РСФСР и Узбекской ССР. В 1990-е годы республика получила более широкую автономию в составе Республики Узбекистан. Сейчас эпоха строительства национальных государств, и в будущем у Каракалпакстана могут появиться возможности для положительных изменений. На данный момент время для этого не самое благоприятное. Несмотря на сложности в отношениях между региональными и центральными властями последних лет, мог Каракалпакстан обладать формальной, пусть и не во всех аспектах, реальной и широкой автономией в Казахстане? Я не знаю. Дело не только в политической форме управления — будь то империя, федерация, конституционная монархия или какая-либо другая модель политической организации. Вопрос о том, могла ли бы автономия Каракалпакстана быть более широкой в составе Казахстана, остаётся открытым и зависит от множества факторов. Культурная ассимиляция небольших народов может происходить по различным причинам, включая политические и социальные. В Ферганской долине проживало много уйгуров, которых часто записывали узбеками, в большинстве случаем они сами принимали узбекскую идентичность. В соседних Казахстане и Кыргызстане уйгурам удалось в большей степени сохранить язык и культуру.
-
Я видел, как чабаны перемещаются летом на жайлоо, а ближе к осени — в долину. Останавливался в горах. Летом в горах пили кумыс. На западе Казахстана готовят бешбармак из рыбы. Разве появление этого блюда не является результатом постепенной миграции в западном направлении, сопровождаемой сезонными кочевьями в том же направлении? То же самое относится к казахам на юге — в Узбекистане или Синьцзяне. Вы не допускаете возможность появления или преобладания новых ингредиентов и определённых способов приготовления, принесённых из других культур во время сезонного кочевания? Если это так, то у вас упрощённое представление о быте своих предков. Посмотрите, что у вас на кухне и в вашем доме сейчас в результате контактов с другими культурами. То же самое происходило в прошлом, хоть и в гораздо меньших масштабах. Я вам больше скажу: одежда, которая у вас описана в фольклорных книгах, скорее всего относится к моде 18-19 веков. И тогда тоже была мода у людей. То же инструментов в хозяйстве и многого другого. Разумеется, с сохранившимися элементами из более раннего периода времени, тем не менее. Я не имел в виду использование животного жира, курдючного сала как такого. Я имел в виду так как курдюк готовят в Казахстане сегодня. Может мне попадались видео не те в котором казахи показывают способы приготовления курдюка, а потом берут его в поход.
-
Если бы знать, о каких традициях идёт речь. Кочевники на одном месте не сидели и, видимо, приспосабливались к разным условиям в разных местах. Популяризация копчёного или солёного курдюка в больших количествах для дальних походов — это традиционный рацион или в плацкарте у понаехавших подсмотрели от другого животного?
-
Узбечкам после родов давали бульон или сумалак. На мой взгляд, это связано в первую очередь с тем, что такая пища легче усваивается. Легкую пищу дают не только женщинам после родов, но и старикам, которым труднее переваривать мясо, особенно жирное — говядину и конину. Для переваривания пищи, особенно мяса, требуется много энергии. Больным также чаще дают бульон, а не мясо, пока они не наберутся сил. Старикам предлагают те кусочки мяса, которые легче пережевывать. Молодая баранина тоже легче усваивается. Женщины после родов теряют зубы из-за гормональных изменений. Я прочитал в другой теме, что якобы воины-кочевники брали с собой конский жир. Откуда у воинов было столько жира? Жир, хоть и калорийный, не содержит достаточного количества необходимых микроэлементов. Кроме того, в жире нет белка, который необходим воину. Курт всегда был доступен в большом количестве, хорошо сохранялся и содержал все полезные вещества. Плюс в курте необходимый белок.В 100 граммах жира и 200 граммах курта приблизительно одинаковое количество калорий. Вяленое мясо также брали с собой в походы, так как оно предпочтительнее жира. В жизни люди практичные. Кровь тоже пили, но это, скорее всего, было от безысходности. Вы бы сами выпили воду или кровь, чтобы утолить жажду? Съели бы мясо или выпили кровь? Наверное если бы не было другого выбора. Субпродукты никогда не выбрасывали — всё находило своё применение. Почему нужно воспринимать в штыки утверждение, что конина была едой для бедных? Ели казахские бедняки конину в прошлом — и что? У них был другой выбор, кроме конины? Может, они покупали привезенные товары у торговцев из Бухары или Китая? Это для богатых. Раньше людям было сложнее выжить, отсюда высокая детская смертность и низкая продолжительность жизни. В прямом смысле люди боролись за выживание, и это касалось не только кочевников, но и всех обществ. Люди ели доступное.
-
Дискуссия не по теме.
-
Формально Коран не был под запретом в СССР, но на практике доступ к нему был сильно ограничен вплоть до окончания Второй мировой войны. Большинство исламских религиозных деятелей либо бежали в 1920-е годы, либо были репрессированы. Все медресе были закрыты. После Второй мировой войны были открыты два медресе: одно в Бухаре (Мири Араб) в 1945 году и медресе Баракхан 1955/1956г, которое закрыли в 1961 году. В 1960-х годах снова начались притеснения. Ташкентский исламский институт был основан в 1970-х годах. Ежегодно из каждого медресе выпускалось 15-20 человек, может немного больше, на всю страну не более 50-60 выпускников в год. Процесс отбора для поступления был очень строгим, и к обучению допускались только проверенные и самые надёжные кандидаты. Это на всю страну. Только Узбекской ССР в 1990 году проживало более 20 миллионов человек, не считая другие республики и автономные республики. Учебные программы проходили жёсткую цензуру и не соответствовали традиционным программам медресе. Включались такие предметы, как политэкономия и другие советского периода. Немногим привилегированным выпускникам отечественных медресе разрешалось продолжать обучение за границей. Ехали учиться в дружественные страны — Египет, Сирию, Ирак, Иорданию, некоторое время в Иран. Всем приходилось сотрудничать с КГБ. Это было обязательным условием для продолжения учебы, от которого невозможно было отказаться. Одним из таких студентов был бывший глава Чеченской республики Ахмат Кадыров, который, окончив медресе в Бухаре, поехал учиться в Иорданию.
-
В исламе действительно осуждается высокомерие. На мой взгляд, такие формы обращения, как 'мырза' и 'ханум', сами по себе не несут коннотации высокомерия, если они используются для выражения уважения к человеку. Мусульманские общества использовали и продолжают использовать подобные формы обращения без нарушения исламских норм. Пророк Мухаммад и его сподвижники демонстрировали уважение друг к другу через слова и действия, не проявляя высокомерия. В крупных городах и столицах доступ к высококвалифицированным специалистам и ресурсам был значительно лучше. В сельских школах учитель физики, химии, биологии и математики мог быть одним и тем же человеком. Учителей иностранных языков могло вовсе не быть. То же самое относится к здравоохранению. Медсестра или участковый врач появлялись раз в неделю в сельской местности, а скорая помощь могла вообще не приехать. Формально все граждане были равны, но на практике партийная элита имела доступ к более качественным медицинским услугам в закрытых клиниках и обеспечивала своим детям лучшее образование. Дети партийных руководителей посещали специальные детские сады для привилегированных. Для номенклатуры правительственные дачи в живописных местах, жилье в благоустроенных районах, специальные дома отдыха и многое другое за государственный счёт. Социальное неравенство приняло другую форму, а религию людям заменила идеология после того, как разрушили 'старый мир', в котором официально существовали сословия. Не то чтобы у меня цель выставить этот период истории только в плохом свете. В общем, я не считаю форму обращения 'мырза' высокомерной. Это обращение выражает уважение к человеку. Главное, как оно используется и с какими намерениями.
-
Умение готовить узбекский плов или любое другое блюдо не зависит от происхождения человека. В Узбекистане живёт много людей разного происхождения, и практически в каждом доме готовят плов. В соседних странах, в частности в г. Ош, г. Узген и других городах долины, также очень любят и умеют готовить плов. О плове написано немало литературы. Старые книги и записки по кулинарии хранят историю о быте и традициях людей. --- Современный узбекский плов, я имею в виду последнюю пару сот лет, готовят в литых чугунных казанах на очаге при высокой температуре. Чугунные казаны получили широкое распространение на землях современного Узбекистана в 17-18 веках. За последние сто лет было проведено множество археологических раскопок в Узбекистане. В Самарканде и Бухаре были найдены чугунные казаны, относящиеся ко временам Тимура. Только в те времена преобладали медные казаны определённой формы. Традиционно медные казаны покрывали оловом, чтобы предотвратить контакт продуктов с медью, которая может окисляться и вызывать отравление. Жарка на открытом огне при высокой температуре в медных казанах невозможна, так как температура плавления олова около 250–300C. Поэтому для приготовления плова в медных казанах использовались другие способы. Плов готовили послойно из заранее отваренных продуктов. Позже появилась разновидность самаркандского «слоёного» плова, который не сильно зажаривается и больше напоминает приготовление на пару. Лишь с широким распространением литых чугунных казанов появились виды плова, знакомые нам сегодня. Технологии литья чугунных казанов пришли на земли Узбекистана, вероятно, через торговые пути из Китая или Индии. Бухарский плов «Оши-Софи» относится к так называемым «откидным пловам», когда почти все ингредиенты (мясо, рис, морковь и другие) отвариваются по отдельности до полуготовности. Затем их слоями выкладывают в специальный медный казан, доводят до полной готовности и в конце обдают кипящим маслом. «Оши-Софи» — визитная карточка бухарской кухни.
-
Подробно темой не интересовался, как давно живут цыгане в Узбекистане. Мне попалась старая фотография ч цыган Ферганской долины. Фергана. Цыгане мазан(г)(N1537). Ордэн, 1880-е. Альбом 1-4. Кавказ и Ср. Азия.
-
Зелёный плов бухарских евреев — Бахш. Чаще его готовят весной, когда появляется первая зелень. Плов Бахш готовится без моркови, с печенью, мясом на курдючном жире или на льняном масле. В Узбекистане и Таджикистане евреи живут давно. Их центром была Бухара, отсюда и название общины. Существует несколько гипотез о том, когда евреи появились на территории современного Узбекистана и в соседних странах. В Маргилане есть синагога, в которой хранится книга с записями о том, кто на ком женился и когда родился. Этой книге около 800 лет. Родной язык бухарских евреев — один из вариантов таджикского языка с элементами иврита и арамейского языков. Ресторан Шалом в Ташкенте. На видео меню из ресторана и плов Бахш.