
olley
Пользователи-
Постов
659 -
Зарегистрирован
-
Посещение
-
Победитель дней
17
olley стал победителем дня 5 мая
olley имел наиболее популярный контент!
Старые поля
-
Страна
Андромеда
Посетители профиля
Блок последних пользователей отключён и не показывается другим пользователям.
Достижения olley

Старожил форума (4/5)
55
Репутация
-
Ещё один казахский аул в Туркестанской области - прямо у границы с Узбекистаном, недалеко от Ташкента. Келесский район. Зима. Готовят бешбармак из баранины. Цитирую: «Видите, мы пришли в сарай. Здесь у нас бараны. Как сказали: придёшь в гости к казахам - что нужно сделать первым делом? Зарезать барана». Хозяин, встречающий гостью, охотно соглашается: "Надо зарезать барана" Не идти в кладовую за запасами вяленого конского мяса, а зарезать барана. И это - зимой. Хозяйство у семьи большое. Только дома в конюшне я насчитал 4 лошади. Это не считая остальных лошадей в табунах со слов хозяев. Накрытый дастархан на 21:20
-
Как татары живут в деревне. Я обратил внимание на отделку в доме. В этом доме потолки и полы сделаны из дерева. Их специально не покрасили. Поэтому в доме стоит хвойный аромат сосны со слов авторов видео. Хозяин говорит, что красить дерево в доме - всё равно что съесть конфету с фантиком. Мне это нравится. Но ухода за деревом много. В последние годы в некоторых регионах Узбекистана, особенно в пригородах крупных городов, в состоятельных домах заметное стремление оформлять потолки пышно, можно сказать помпезно, подчёркивая роскошь - чего раньше не наблюдалось. На мой вкус это чрезмерно. В доме говорят по-татарски. Женщины с гордостью рассказывают, что всех их внуки говорят на татарском. Женщины покрывают волосы платками. На столе - оладьи, бэлиш, кош теле (хворост из очень тонкого теста), каймак, татарские сладости. Татарский корт Ельвира (создательница видео) назвала «красным творогом». Обратите внимание: татары тоже любят блюда с рисом.
-
Eще одно хорошее видео от Эльвиры Ибрагимовой : Аул Жаскечу (Туркестанская область Казахстана) " Текст Эльвиры: Привет, Казахстан! Привет, друзья мои ! Не успели мы вернуться от первых соседей, как позвали в другую семью. Там праздновали покупку машины. Я никогда не думала, что буду есть ухо и глаз барана. Потом повезли на Кокпар. Женщины не допускаются даже смотреть, но я для вас смогла снять эти соревнования. Раньше это называлось- козлодрание. Вы увидите, как красиво казахи скачут на лошадях. В это время Жанар апа , жена Ауельбек ага, уже замесила тесто на лепёшки, баурсаки, слоеные лепёшки. На бешбармак стали собираться соседи. Мы уже понимали друг друга. С огромным мешком гостинцев меня проводили домой. Так началось мое знакомство с казахскими семьями в аулах. В путь, друзья! "
-
Эльвира Ибрагимова у казахской семьи в гостях. Алматинская область, Жамбылский район, Село Саурык батыр. (недалеко от трассы Алматы-Шымкент) 2022г. Интересно курт едят в этой семье. Намазывают курт сливочным маслом.
-
Ещё один момент высокой частоты субклада I1-M253 по мужской линии у башкирского рода Кыргыз. Если исследование охватывает лишь несколько небольших аулов одного-двух районов (в нашем случае похоже так и есть), с высокой вероятностью проявится эффект бутылочного горлышка. При малом числе основателей и длительной эндогамии - то есть браках внутри родовой, этнической, религиозной, географический изолированной группы - частота одной Y-хромосомной линии может искусственно возрасти. Проведи группа Балановских детальный анализ IBD-участков или Y-STR-профилей, она, вероятно, выявила бы относительно недавнее общее происхождение большинства из 13 протестированных мужчин. Подобные локальные всплески одной гаплогруппы многократно описаны у разных народов Евразии. Исследование Балановских (2014) по роду Кыргыз и высокой частоте I1-M253 в их популяции надо детально разбирать.
-
По поводу I1-M253/I1-M227 у рода Кыргыз башкиров. Для рода Кыргыз у башкир протестировали 13 мужчин, поэтому статистической мощности для точных выводов недостаточно. В современной популяционной генетике субклады принято соотносить с географическими регионами, и I1-M253/I1-M227 правильнее описывается как восточно-балтийский кластер. Этот кластер обнаружен у двух соседних групп северо-западного Башкортостана - рода Кыргыз (n = 13) и клана Гирей (n = 40), тогда как в объединённой выборке башкир (n = 470) совокупная частота кластера составляет лишь 2-3%. У финно-угорских народов Приуралья (коми, удмурты, ханты) частота I1 достигает 5–12 %. Также исследование Triska et al. (2017) выявило повышенное совпадение IBD-сегментов между ханты и башкирами, что указывает на генетический обмен с финно-угорским населением региона. Семейные предания выводят Гиреев из «литовских татар», что согласуется с восточно-балтийским очагом I1-M227 . Небольшое войско литовских татар во главе с Гирей-мурзой получило земли по р. Белой (гирейско-кыргызские аулы располагались на среднем течении реки на территории современного Башкортостана) «за верную службу царю польскому» и позднее слилось с башкирами-кыргызами (Гос.архив Республика Беларусь, ф. 426, оп. 1, д. 17; История башкирских родов. Гирей, т. 2). Присутствие I1-M227 у рода Кыргыз можно объяснить сочетанием финно-угорского мужского субстрата Южного Урала и возможного позднего притока липка-татарских линий через клан Гирей из восточно-балтийского региона (от Вильнюса до границы РБ 25км), с которым род Кыргызы исторически соседствовали и активно смешивались. История башкирских родов. Кыргыз. Т. 10, Уфа 2015 https://www.academia.edu/34283241/… История башкирских родов. Гирей. Т. 2 https://xn--80ad7bbk5c.xn--p1ai/ru/content/istoriya-bashkirskih-rodov-girey-t-2 Прищепов Д. Ф. 1896. Замечания о волостях Белебеевского уезда (ГАРБ ф 426 оп 1 д 17) Triska P. et al. 2017. Between Lake Baikal and the Baltic Sea… DOI 10.1186/s12863-017-0578-3
-
Ув. @Esen Давайте внимательнее рассмотрим цитируемые вами тексты 15-16 вв о хырхызах: «Диковинки стран» (ал-Бирджанди) и «Сокращение книги о “Памятниках” и чудесах царя Могучего» ( ал-Бакуви). Оба произведения относятся к жанру аджа'иб-литературы -арабско-персидской традиции описания чудес света. Авторы сознательно пытаются удивить читателя рассказами в своих произведениях. Как подчёркивал академик И.Ю. Крачковский, такие произведения - смесь псевдогеографии, астрологии и фольклора, поэтому их нельзя считать достоверными этнографическими источниками. В обоих сочинениях указано, что кыргызы молятся, обратившись к югу. Однако реальная кибла для Центральной Азии ориентирована на юго-запад. Это несоответствие может быть как художественным домыслом автором, так иу ссылка на старые тексты других авторов. Упоминание поклонения Сатурну и Венере указывает на доисламские верования или античные влияния. Бирджанди, возможно, воспроизводит астрологические схемы, где тюркским народам приписывались планеты-покровители. В исламе такое почитание звезд и планет считается ширком. Мотив «светящийся камень» типичен для арабо-персидско жанра 'чудеса света'. Похожие легенды о самосветящихся камнях встречаются в фольклоре других культур. Археология енисейских кыргызов не подтверждает системного использования светящихся минералов. Или подтверждает? Откуда им известно какие камни кыргызы жившие далеко от них в прошлом использовали? Сообщение ал-Бакуви о запрете приближаться к царю до 40 лет исследователи,например, М. Гизбулаев в статье о стереотипах аджаиб-текстов, относят к клише, призванным подчеркнуть экзотичность иноверцев. Произведения в жанре о чудесах света ценны как источник по истории культурных стереотипов времени когда писали эти произведения. Как метко заметил один современный исследователь: «У ал-Бакуви чудеса куда ярче фактов, а за фактами приходится идти в другие тексты». Это не означает, что от текстов этих авторов надо отказаться.Только за последние несколько месяцев на форуме несколько раз подчеркивалась необходимость критической оценки работы с источниками.
-
Об авторе источника Ал-Марвази. Ал-Марвази - придворный врач султана Санжара, служивший при сельджукском дворе в Мерве в 12 веке. Должность личного лекаря у сельджуков считалась весьма престижной. Врачи получали классическое образование, входили во внутренние покои правителя и были посвящены в семейные и государственные тайны. В некоторых случаях придворный врач мог временно исполнять обязанности визиря. Известен пример Ибн Сины, дважды занимавшего пост визиря у буидских эмиров. К обязанностям придворного врача относились контроль рациона мусульманского двора султана и проверка лекарств. Ал-Марвази, скорее всего, общался с теми, кто имел постоянный доступ ко двору султана - высокопоставленными военачальниками, чиновниками, дипломатами, влиятельными торговцами. Через этих людей Ал-Марвази, вероятно, получал ценную информацию о положении дел в государстве и у соседей. Зафиксированная Ал-Марвази замена традиционной кремации ингумацией у тянь-шаньских кыргызов принимается как аргумент раннего проникновения ислама в период правления Караханидов. Но также следует учитывать и другие источники. Хайдар в «Тарих-и Рашиди» (середина 16 в.) называл тянь-шаньских кыргызов «плохими мусульманами», подчёркивая их поверхностное принятие ислама. Кроме того , археологические данные также показывают, что грунтовые захоронения (пусть и малочисленные) встречались у некоторых групп кыргызов ещё до распространения ислама в Центральной Азии (Кызласов Л. Р., 1981г). Принятие новой веры предками кыргызов проходило постепенно на длительном промежутке времени. Отдельные обряды из ислама могли заимствоваться раньше, чем формальное обращение в ислам всего народа.
-
О чем дискуссируем? О том, были ли кыргызы мусульманами, или частично мусульманами, на юго-западе Алтая в середине 10-го века - по сообщению Абу-Дулафа, чья рукопись утрачена и известна лишь по цитатам у Якута (1229) и ал-Казвини (1283)? Или мы обсуждаем кыргызов Моголистана 17-го века, которые считались «плохими мусульманами и во время молитвы «бывало обращаются на юг», вероятно переняв от у соседей мусульман в Моголистане, среди которых ислам к тому времени уже прочно утвердился? Временной промежуток - примерно 700 лет, и речь идёт о событиях, происходивших в разных географических регионах. --- В мусульманских хрониках 16-17 Вв. кыргызы неоднократно называются "неверными". Статья по теме «Роль суфизма в переходе киргизов от тенгрианства в ислам» К.А. Кудаяров (2021 г). https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sufizma-v-perehode-kirgizov-ot-tengrianstva-v-islam/viewer
-
Меня тоже заинтересовал этот момент. Я сделал быстрый поиск, и вот что нашёл. Источник арабского текста Единственный полный текст путешествий Абу-Дулафа (ar-Risāla al-ṯāniyya) сохранился лишь во вставках у Якута 1229) и ал-Казвини (1283). Издание, подготовленное де Гойе (Лейден, 1866), лежало на столе у Бартольда. Перевод Бартольда (рус., 1927/1963) «…Есть мускус. Есть три годовых праздника. Знамёна их зелёные. Во время молитвы они обращаются к югу…». Независимый английский перевод V. Minorsky (1955) “They possess musk; they keep three annual festivals; their banners are green; during prayer they face south …” (Abū Dulaf Misʿar’s Travels, § 66). Сопоставление с арабским оригиналом: wa-ʿindahum misk — «у них есть мускус»; wa-lahum ṯalāṯatu aʿyād — «у них три праздника»; wa-alwiyatuhum ḫuḍr — «их стяги — зелёные». Перевод Бартольда тсоответствует арабскому тексту. Насколько достоверен рассказ Абу-Дулафа? Абу-Дулаф не посещал кыргызов лично. Во время саманидского посольства (около 942 г.) он записал сведения со слов проводников и купцов — то есть из вторых рук. Рукопись утрачена. До нас дошли лишь цитаты у Якута (1129) и ал-Казвини (1283), то есть минимум два звена переписывания. Ф. Маркуарт (1903) считал первую Risāla псевдоэпиграфом, а вторую — «смесью правды и курьёзов». В. Минорский, проанализировав текст, признал сведения о кыргызах «в целом реалистичными, хоть и причудливо сгруппированными». Параллели. Торговля енисейским мускусом фиксируется в китайских источниках 9–10 вв. Абу-Дулаф опирался на чужие рассказы, а текст дошёл до нас через посредников. Можно ли доверять этим сведениям? Вероятно, да, если сопоставлять их с независимыми источниками, подтверждающими наличие зелёных знамён и ориентацию на юг во время молитвы. Также нельзя исключить 'эффект испорченного телефона;, когда информация передаваемая из рук в руки, искажена. Купцы могли приукрашивать факты, и часто это делали ради личной выгоды, рассказывая мусульманам то, что тем бы хотелось услышать. Лишь бы мусульмане имели дело с ними, а не с другими купцами. Подобных исторических примеров немало среди торговцев, правителей и дипломатов, делавших заявления из прагматичных соображений, не соответствующие действительности. Я торговлей мускусом верю, это подтверждено в параллельных источниках, а в зеленые знамена и молитвы обращением на юг нет. Неправдоподобно для кыргызов того времени за исключением отдельных случаев.
-
При определённых обстоятельствах народ способен изменить свою этническую самоидентификацию в течение примерно 80 лет. В 19-ом веке средняя продолжительность жизни в мире составляла менее 40 лет, в далеком прошлом наверное еще короче. Демографическое «поколение» принято считать равным 20–25 годам. За четыре таких поколения политэтноним мог смениться. Тем более, что для кочевников того времени первичной была скорее идентификация с родом и племенем, а не с политэтнонимом. Например, после распада четырёх империй - Османской, Российской, Австро-Венгерской и Германской - в 1917–1918 годах появились и закрепились новые этнонимы. Или исторические этнонимы закрепившиеся за другими народами. Могу перечислить 6-7 таких примеров.
-
Душеме - праздничный плов прикаспийских туркмен, в котором вместо баранины используют осетрину или другую рыбу. Это классический откидной плов: рис предварительно отваривают до полуготовности, затем откидывают на дуршлаг и укладывают слоями в казан. Откидные пловы встречаются в Хорезме на западе Узбекистана. В Бухаре схожую технику применяют в оши-софи. В Азербайджане большинство пловов тоже относится к откидному типу пловов. Зирваковый способ там почти не используется, за исключением заимствованных узбекских рецептов. Туркменский плов Душеме https://www.youtube.com/watch?v=ZoJ4-tpAwcw
-
Продолжу дискуссию из темы Татарской кухни здесь: Ислам среди кочевников, говоривших на кыпчакских диалектах, появился сравнительно рано. В 9 веке купцы и миссионеры из Бухары, Самарканда, Хорезма распространяли новую веру в степях вдоль Сырдарьи и далее на северо-запад до Средней Волги в Волжской Булгарии. Караваны проходили через Шавгар/Ясы (Туркестан, территория современного южного Казахстана), соединяя оседлые центры с кочевыми окраинами. Карлуки, ягма, чигили, занимавшие земли от долины реки Или до озера Иссык-Куль и реки Талас, начали принимать ислам с конца 9 века. Эти племена, огузы (род кынык), волжские булгары пожалуй были первыми тюркскими племенами принявшие ислам. Карлуки выступили на стороне арабов в Таласской битве в 8 -ом веке. Но решающее значение имел переход к исламу кагана Сатука Богра-хана, а в 960 году его сын Муса объявил ислам государственной религией государства Караханидов. Письменные источники (аль-Якуби, Гардизи) фиксируют отдельные случаи обращения к исламу правителей Ферганской долины уже в 8 веке. Такие случаи наверняка были единичными в 8-ом веке, а процесс распространения ислама в регионе шёл медленно и не всегда добровольно. Насколько мне известно мусульманские имена также встречаются у части кимакской знати на востоке, вероятно, по прагматическим или дипломатическим причинам. К моменту принятия ислама карлуки, ягма, чигили вели полукочевой образ жизни, совмещая летние кочевья с зимовками в долинах, где активно развивалось оседлое земледелие. Возрождение старых традиций и обычаев, тем более древних, практически невозможно. Греки христиане не стремятся к реставрации античных традиций, а им есть что возрождать. Хотя и у них хватает неоязычников, романтиков. Предки греков был народом с развитой письменной культурой. Современные европейцы вряд ли вернутся к своим древним обычаям, а китайцы - к ритуалам царей эпохи Шан. Тибетцы отказались от полиандрии (многомужества), существовавшей до начала 20-го века под давлением центральной власти Китая, и на это были очень весомые причины. Например, египетская цивилизация является одной из самых ярких ранних цивилизаций человечества. У египтян - пять тысяч лет письменной истории, развитая математика в древности, которой обучались Пифагор и другие античные греки позже. Также астрономия, архитектура, сложная бюрократия, многое другое. За пять тысяч лет египтяне прошли путь от язычества через христианство до ислама, принятого большинством с 7-8 века. Что делать египтянам с таким наследием? Сетовать на приход ислама из Аравии, которая является одной из ветвей авраамической религии возникшей у народа - потомков Исмаила сына Авраама? Авраам согласно древнему тексту бывал в Египте. Наряду с Египтом в тройку древнейших цивилизаций входят шумерская (долины рек Тигр и Евфрат, 4 тыс. до н.э.) и хараппская (долина реки Инд, 3 тыс. до н.э. , современный Пакистан) цивилизации. Сегодня Ирак и Пакистан - тоже мусульманские страны. Еще в регионах центральной Азии и Ближнего Востока в прошлом были распространены зороастризм и манихейство. Оседлое земледелие почти всегда предшествовало появлению всех ранних ярких цивилизаций. В бронзовом веке степняков привлекали центры металлообработки и торговли, что вызвало скифскую экспансию и миграцию ранних индоиранцев. Начиная с 1 века до н.э., караваны Шёлкового пути связывали Восток, центральную Азию, Ближний Восток и древний Рим. Вместе с товарами распространялись религии (буддизм, христианство, ислам), технологии (бумага, порох). Этот обмен стал причиной военных походов , огромных миграций людей, культурных обменов, появлению политических государств. Предки всех современных народов - в разные исторические эпохи - вели кочевую или полукочевую жизнь, занимались охотой и собирательством и исповедовали различные верования. На фоне тысячелетней истории и происходящего в нашем регионе, принятие ислама предками современных уйгуров, узбеков, туркмен, азербайджанцев, анатолийских турок, казанских татар, а немного позже - кыпчакских объединений - предков казахов юга и запада Казахстана, каракалпаков, ногайцев, крымских татар, народов северного Кавказа, кыргызов, выглядит исторически закономерным. Сегодня большинство тюркских народов исповедует ислам или их предки в недавнем прошлом исповедовали ислам. Также существуют группы христиан - гагаузы, чуваши, саха. Буддизм у тувинцев. И небольшие социальны группы тюрок попавшие под сильное влияние сначала христианской культуры, а позже - научного атеизма. --- Что касается прозвища Кабанбай у исторической личности, то это было его прозвище. Имя батыра - Ерасыл. В традиции региона, где жил Ерасыл, кабан символизировал силу и ярость, поэтому прозвище не считалось «нечистым» и было приемлемым для своего времени и места. С точки зрения строгих норм мусульманских обществ такое прозвище сегодня воспринимается, выражусь мягко, как двусмысленное. В научной среде нормально отнесутся. В современном Казахстане трудно представить, что кто-то захочет назвать сына Кабанбаем, в отличие от имени Ерасыл, которое пользуется большой популярностью в Казахстане. Резюмируя, ислам - ключевая составляющая культуры большинства тюркских народов. Это вовсе не означает, что следует полностью отказываться от доисламских обычаев - как тюркского, так и нетюркского происхождения, - если они не противоречат нормам ислама.
-
Гужа Коммерческое приготовление
-
Название «гужа» в разных регионах относится к разным супам, поэтому и рецепты, и варианты самого названия различаются. В моём представлении гужа - это холодный суп на кисломолочной основе (сузьма, катык) и с пшеницей. Его нередко готовят с небольшим количеством белой кукурузы, как в рецепте на предыдущем видео. Традиционно же основой служила пшеница: кукуруза появилась у нас лишь после её завоза из Америки и позже не знаю через кого, а рис долгое время был дороже пшеницы. Даже в конце 1980-х, по моим воспоминаниям, высококачественный рис девзира отдельных сортов, который покупали только по особым случаям, на базарах стоил столько же, сколько мясо на базаре. Похожий холодный суп на основе сузьмы, катыка и зелени называется чалоп. Он известен и в других тюркских кухнях. Может быть в Каракалпакстане тоже есть этот суп?