Jump to content

All Activity

This stream auto-updates

  1. Past hour
  2. Сегодня каракалпакский язык имеет официальный статус в Республике Каракалпакстан. Обучение в школах ведётся на родном языке, хотя узбекский также широко используется. Конституция Каракалпакстана закрепляет право использовать каракалпакский язык в государственных и общественных сферах. Официальные документы, законодательные акты и нормативные правовые акты публикуются на каракалпакском языке. Судебные процессы могут вестись на каракалпакском, что обеспечивает гражданам право использовать родной язык. Обучение в начальных и средних школах также проводится на каракалпакском языке, а учебные программы и материалы доступны на нём. В республике издаются газеты и журналы на каракалпакском языке, существуют радио- и телеканалы, вещающие на этом языке. Правительство Каракалпакстана реализует программы по сохранению и развитию каракалпакского языка, включая финансирование образовательных и культурных проектов. ---- Каракалпакстан — автономная республика в составе Узбекистана. У Каракалпакстана на есть собственная конституция, действующая в рамках Конституции Республики Узбекистан. Конституция Узбекистана признаёт право Каракалпакстана на выход из состава страны путём всеобщего референдума, что было подтверждено межгосударственным договором 1993 года. Формально Каракалпакстан обладает правом на выход из состава Узбекистана через референдум. Каракалпакстан имеет три ветви власти Законодательная представлена Жокаргы Кенесом (парламент), депутаты которого избираются населением Каракалпакстана. Исполнительная власть: председатель Жокаргы Кенеса является высшим должностным лицом республики и назначается парламентом с согласия президента Республики Узбекистан. Судебная система включает Верховный суд Каракалпакстан а и другие суды, которые действуют в соответствии с законодательством как Узбекистана, так и Каракалпакстан а. Политическую структуру Каракалпакстана можно сравнить с политической структурой Республики Татарстан. Обе республики имеют широкие полномочия, хоть центральная власть ограничивает их автономию. Также , Татарстан выбирает президента. У Каракалпакстан а тоже был выбран президент Даулетбай Шамшетов в начале 1990-ых . Должность упразднило руководство Каримова. Исторически Каракалпакстан обретал автономию в различные периоды. В 1920-х годах Каракалпакстана входил в состав Хорезмской ССР, Киргизской АССР/Казахской АССР, РСФСР и Узбекской ССР. В 1990-е годы республика получила более широкую автономию в составе Республики Узбекистан. Сейчас эпоха строительства национальных государств, и в будущем у Каракалпакстана могут появиться возможности для положительных изменений. На данный момент время для этого не самое благоприятное. Несмотря на сложности в отношениях между региональными и центральными властями последних лет, мог Каракалпакстан обладать формальной, пусть и не во всех аспектах, реальной и широкой автономией в Казахстане? Я не знаю. Дело не только в политической форме управления — будь то империя, федерация, конституционная монархия или какая-либо другая модель политической организации. Вопрос о том, могла ли бы автономия Каракалпакстана быть более широкой в составе Казахстана, остаётся открытым и зависит от множества факторов. Культурная ассимиляция небольших народов может происходить по различным причинам, включая политические и социальные. В Ферганской долине проживало много уйгуров, которых часто записывали узбеками, в большинстве случаем они сами принимали узбекскую идентичность. В соседних Казахстане и Кыргызстане уйгурам удалось в большей степени сохранить язык и культуру.
  3. Today
  4. Можно подумать положение их будто лучше было бы у нас , к примеру в Алматы здание татаро-башкирского центра хотят отжать , сколько денег было вложено татаро-башкирами на ремонт здания итд
  5. Так мыслят обычно империи пытаясь любыми способами расширить границы, подмяв и ассимилировав как в культурном, так и в языковом плане окружающие более слабые народы, у казахов не было империи и наверно планов таких не должно было быть. Вы что-то наверно путаете. Целая лекция. )) Давайте без вступления, ответьте коротко, будущее каракалпаков было бы лучше в составе Казахстана, или как сейчас в составе Узбекистана? У вас 4 варианта ответа: 1) в составе РК; 2) в составе РУз; 3) Хрен редьки не слаще; 4) Не знаю. Звонок другу лимфоциту сгорает. Патамушта он сам позвонит отзовется. ))
  6. Вы вроде юрист по профессии, а главного не понимаете. Во-первых, в начальном этапе образования автономных республик в средней азии, грамотность населения в данном макрорегионе фактически была равна нулю, лишь 2-3 процента грамотных людей из местного происхождения участвовали в создании нового общества, основанного на диктатуре пролетариата, казалось бы. И вхождение ККАО в состав КазАССР не означало, что каракалпаки должны всецело влиться с казахами, как того по своему разумению планировали казахские деятели. Если выразить свою мысль проще, то сама КазАССР была в составе РСФСР и подумайте сами, что было бы, если бы российские деятели диктовали казахам забыть свою казахскую идентичность и полностью влиться во всё русское?! Во-вторых, ККАО не сразу перешла в состав УзССР, а сначала вошла непосредственно в состав РСФСР, приобрела там статус ККАССР и только в 1936 году вошла в состав УзССР в связи с планами развития единой аграрной системы региона. В-третьих, узбеки и не пытались внедрить каракалпакам своё узбекское, лишь как центр, Ташкент тормозил финансовые вливания в развитие ККАССР выделяемое из Москвы, а если что-то и доходило, то сильно сокращенном объёме. Вот это главный минус нашего пребывания в составе УзССР. А то, на что вы намекаете, мол, каракалпаков душили бы в любом случае, то такая ситуация началась в конце 70-ых, когда Ташкенту дошло, что ККАССР может выйти из под контроля Ташкента, в связи с ухудшением экологической ситуации, связанной с Аралом. Вот тогда и Ташкент сильно начал вмешиваться во внутреннее устройство ККАССР, началось переписывание всего каракалпакского в узбекское и преследование политических деятелей автономной республики. И, наконец, полного поглощения РКК в узбеков уже не произойдёт. Это показало июльские выступления 2022 года, где погибли тысячи мирных жителей, не согласных с подобной постановкой вопроса.
  7. Оригинальные монгольские чашки под салаты и подставки под чашки. Супер.
  8. У Мәшһүр-Жүсіпа Копеева не нашел. Нашел пока что только у А.Н. Букейханова в его статье "Павлодарский уезд": "... Кыпчаковскее роды Кзылагачевской волости пришли на Иртыш 150 лет т. н., т. е. в половине XVIII века. О происхождении родов Джолаба (V, VI стар.) Елетен, (IX ст. Кзылагачевской волости) сохранилось у киргиз следующее предание: "... Во время одного набега, предпринятого отделением Кыпчаковскаго рода Бултынгом, на дороге был найден сверток, а в нем мальчик, который и был назван Джолаба. Елетен был джигит неизвестного происхождения, приставшей к Кыпчаковским родам во время взаимных в степи набегов киргизских родов друг на друга. Роды Джолаба и Елетен в просторечие называются Буралкы Кыпчак, т.е. кривой кыпчак; существует даже поговорка: «Елетен ел болмайды - ешки кой болмайды» т. е., Елетену также трудно быть родным, как козлу быть бараном".
  9. Не поделитесь секретом как у вас получается различать западно-монгольские народы по внешности? Или вы это делаете по подписям к фотографиям?
  10. Не думаю, что после передачи каркалпакской автономии из Казахстана в Узбекистан укрепилось суверенное развитие автономии, культуры и языка, навряд ли, а в будущем по моему личному мнению каракалпаки полноценно вольются в узбекский народ и культуру. Если есть контраргументы, то хотелось бы их услышать, возможно не все так печально.
  11. Женские седла конечно же отличались от мужских и не только украшениями. Но это не важно. Вы не ответили на мой вопрос - почему вы не показываете монгольские женские седла, если они по вашему мнению были и есть?
  12. Yesterday
  13. Если честно, то вся история народов это сплошная политика. Но почему-то некоторые моменты истории подпадают под санкции данного форума. Я несколько раз поднимал вопрос по событиям начального периода национально- территориального размежевания народов средней азии в части каракалпакско-казахских взаимоотношений, но администрация форума упорно удаляет мои посты. А правду не все знают, а кто знает, видимо, стыдятся, если сразу переводят данный разговор в политическое табу. При этом я ни разу не писал о плохих или хороших народах делая акцент лишь на нерадивых политических деятелей, которые не учли, что перед ними не какая-нибудь отдельная область Казахстана, а целый народ своим языком, культурой и традициями, которым нужно было относиться с уважением и, по крайней мере не мешать суверенному развитию.
  14. Допустим, связь некоторых групп каракалпаков с ногайцами продолжалась до первой трети 17 века, это максимум, если считать под этими связями союз восточных ногайцев с Есим ханом против ойратов. А дальше более 100 лет каракалпаки были в тесном соседстве с казахами, ногайцы были разделены от каракалпаков или, если точно выразиться, то в отношении некоторых групп каракалпаков название ногайцы стерлось насовсем. Влияние казахского языка на каракалпакский конечно же есть, но некоторые ключевые слова, и вообще, структура речи недалеко ушли от ногайского. А навязанный казахский в начале советского строительства не прижился целиком, лишь изменил некоторые произношения слов. В общем, ногайская подгруппа кипчакского языка себя оправдывает, но в эту подгруппу не входят татарский, башкирский и хорезмский, тем не менее находим общие для всех слова, причем это языки совсем не огузской группы языков, лишь хорезмский является смесью кипчакско-огузского языка. В общем, вывод такой, каракалпаки лишь соседствовали с казахами, а не составляли одну общность как некоторые любят говорить, мол, каракалпаки всю свою историю были под казахским управлением не имея ни своего ханства, ни своей идентичности и суверенитета.
  15. Связь с ногайцами наверное
  16. Не будем политические ошибки и преступления властей приписывать к народам. Мы тоже сильно пострадали. Что касается казахского влияния на литературный каракалпакский то оно очевидно.
  17. хам есть в каз. литературе, у Абая кажись. Возможно был до ХХ в. Если вы правы то возможно это огузский или ногайский след
  18. Last week
  19. Хаха. Ну мне не вериться, что у казахов так анатомически подходили к изготовке седла. А украшения конечно, я же вам говорил в крови у кочевников. А уж как украшать это личное дело, там гос стандартов для мужских и женских нету. Уверен что седло на вашем фото никакое не специальное женское седло а просто богато украшенное седло какого то бая. Камнями украшали свои вещи все народы и безразличия мужчины или женщины. Это у вас в голове фантазии о аскетических казах.
  20. Торгутка Иляна Эрднеева Дербетка Саглара Тюрбеева
  21. @Steppe Man Вам не кажется что Олетки больше похожи на Торгуток нежели на Дербеток? Олетка У дербеток и баяток же типаж совсем другой. Хотя должно быть наоборот. Ведь дербеты были в составе джунгар, а торгуты же отделились раньше. Баятка
  22. А как с "лар", "лер", "лык", "лик" и т.д., которых очень много, я лишь обозначил что на ум пришло, а если конкретизировать??? Что страшно, то это то, что в начале устройства советской власти, каракалпаки оказались в составе Казахской АССР, власти которой навязали каракалпакам как раз-таки казахский язык, из-за этого и разругались и разошлись, хотя, это лишь одна из причин нашей разлуки. Если углубиться, то нашего лидера Аллаяра Досназарова казахские большевики под расстрел подвели разными доносами, но Москва дала ему шанс жить, отправив в Башкирию комиссаром НКВД. Но, тяжбу продолжали именно казахи, что до сих пор не могут разобраться - расстреляли его в 1935 русские или в 1937 году узбеки, а казахи - красивые, хотя все они и замутили.
  23. @Kamal В раннее советское время был. Затем он вышел из употребления, и остался другой персизм "жане" в значениях "еще" и "и", и собственно тюркский "мен" в значении "и".
  24. Вы как-то писали по поводу "ham" (русский союз "и") будто бы каракалпаки переняли от узбеков. Никак не найду тот наш разговор, в какой теме это было..., но, не суть важно. В общем, узбеки говорят "ва", туркмены "ве", но часть хорезмских узбеков говорят "ham" как и каракалпаки, а у казахов как я понял нет такого союза, а применяют союз "жане", что по-каракалпакски означает "ещё", а не "и". Итого, "ham" говорят татары, башкиры, ногайцы, каракалпаки и часть хорезмских узбеков. Какую историческую связь видите между этими народами? Есть и другие параллели, например, "лар", "лер", "лык", "лик" и т.д., которые у обозначенных народов идентичны.
  25. Этимология бұратана? Получается когнаты с бұралқы? https://classes.ru/all-kazakh/dictionary-kazakh-russian-term-5585.htm бұратана Толкование Перевод 1безнадзорные животные қараусыз жануарлар, қараусыз үй жануарлары, қараусыз мал, бұратана мал
  26. @Steppe Man@Boroldoi Это слово встречается в средневек. документах? Халх. мэх, бур. мэхэ, калм. мек хитрость, обман; уловка.
  27. ЕМНИП это генеалогии из Джами Ат таварих
  1. Load more activity
×
×
  • Create New...