Jump to content

All Activity

This stream auto-updates

  1. Past hour
  2. Удивительно, пытаясь выяснить что-то люди умудряются запутать дело еще дальше. И даже строят целую фантастическую теорию о каких-то “законниках” ))) Название рода үшин/hүшин (этимология еще не ясна) никак не может быть связано с йосун (“закон; традиция”) и тем более с усун (“вода; река”). Это ясно видно по их писанию и произношению. Поэтому нельзя ссылаться на метатезу Теперь сравним название рода үшин / hүшин (اوشین هوشين) со словом йосун (یوسون), обе названия встречаются у Рашид ад-дина неоднократно. И в частности в главе о законах Чингизхана читаем: • “И после того, как он завоевал множество царств за короткий период времени, он организовал и систематизировал обычаи и законы государства как Йасақ и Йосун, а также ввел церемонию справедливости и вассальной зависимости”. • و بعد از آنکه در زمانی اندک بسیاری از ممالک در حوزه تصرف آورده بود، رسوم و قوانین یاساق و یوسون پادشاهی را مرتب و مدون گردانید و مراسم عدل گستری و رعیت پروری به تقدیم رسانید Здесь ясно видно что среднемонгольское слово yosun یوسون “закон; обычай” по своему произношению и по написанию никак не схож с названием монгольского племени üšin اُوشین или hüšin هوشین. У Рашид ад-Дина есть два варианта (اُوشين / هوشين) писания этого племени и оба даже отдалённо не напоминают слово یوسون yosun.
  3. Today
  4. 1. Вы мне никак не друг. И чингизханказахист вроде вы, уже несколько лет безуспешно пытаюшийся сделать из ЧХ казаха или хотя бы тюрка. 2. Ваши так называемые “аргументы” зародившиеся в вашем маленьком казахоцентристском мирке не подкреплены никакими источниками. И выглядят со стороны абсолютно жалкими. Забавно что свои туманные домыслы называете гордо “аргументами” ))) 3. А смысловые наполнения Рашид ад-дин передал точно и ясно, но это трудно заметить когда взор запелена халхофобией )))
  5. Если по всей Монголии ежегодно проходит общенациональный, всемонгольский праздник "Наадам" (по-русски Надом) или "Эрийн гурван наадам" (три мужских вида состязания), а в аймаке Баян-Өлгий проводится "Бүргэдийн баяр" (беркутиный праздник/фестиваль), то в аймаке Хөвсгөл ежегодно проводится пройдет "Цааны баяр" (оленный праздник/фестиваль). Традиционно проводится на родине цаатанов, дархатов, хотогойтов. Пройдет 5-6 марта. Наш Аза наверно зря отпуск от админа не проводит и наверно уже выехал туда как главный форумный специалист по цаатанам. ))
  6. По моему, смысл у чанги не подходит: И есть ли ссылки на "чингг'а" из якобы какого-то классического монгольского языка (не письменности, а живого)? Подходит приведенный ув. Zake "чин". Но там, как заметил ув. Bir bala, повисает в воздухе вопрос со второй неизвестной половиной "гис / гиз".
  7. Какая именно у них незнаю, у конырат основная м407 , по мне они не золотоордынцы , много фолька у современных казахских историков
  8. Ну короче "ном-ун" законный или праведный, и просто имя "Номун" - это различается по написанию в первую очередь. Если бы текст на монгольском то бы различался. И конечно по контексту бы определялось. В классик монгольском суффикс пишется раздельно как "-ун", а если слитно написано то наверное имя "Номун" получается. Объяснение по современному кириллик-монгольскому написанию: "ном-ун" - номын "Номун" - Номон или Номун было бы. Я имел виду имени как "номын" (в падежных оборотах) не бывает, а имя как "Номон, Номун" это можно.
  9. И ещё о сложности классик-монгольской письменности что немножко узнали мои друзъя: слово "сидел" - суусан (на кириллик-монгольском почти точно как мы говорим "суусн"). А на классик-монгольском мы должны писать как "сагугсан" и но читать и говорить как "суусн". Чуете разницу? Грамматика - это грамматические законы. Кириллик-монгольском - очень много и сложно. (сочиняли наши лингвисты, точнее один человек,) Классик-монгольском - очень просто и немного. Но кириллик-монгольский я люблю и это современная письменность, а классик-монгольский каждый монгол обязательно должен знать и обучаться.
  10. Понятно. У наших Конратов согласно "Шежере" Бердаха родоначальником является Нангудай, эмир Хорезма, у которого были 30 сыновей, а к ним присоединились Муйтены и Кияты. Совпадение или нет, в Арыс Конрат объединены как раз-таки 30 родов и два упоминаемые племени. Предварительные данные по ДНК говорят, что эти 30 родов и 2 племени не родственны между собой, большое разнообразие гаплогрупп. Стало быть Конрат у каракалпаков это не название племени, а название Арыса, равноценный казахскому Жузу, то есть конфедерация различных родов и племен. А казахские Конраты, насколько я понял, генетически более однородны. А ДНК у Сасыков тестировали?
  11. Такое имя/прозвание "Номун" например было у посла золотоорд. хана Тохты, ссылку я давал. И он не кураган. https://eurasica.ru/forums/topic/7000-письмо-энхтөр-инка-тюрибатура-из-чагадайд-1388/?do=findComment&comment=466525
  12. И ещё нашим друзъям доп инфо, чтобы ознакомился с кириллик-монгольской грамматикой, то есть если например вы пишите "хабар" и спросите какого-то нашего монгола прочитать это слово то он будет скорее произносить как "хабр". Потому что все короткие гласные после первого слога это у нас "не яркое или не внятное гласное". Это чтобы как то ознакомились нашей халха кириллик-монгольской грамматикой и прочитания. Если Вы будете читать французский текст и прозвучить то вообще запутаетесь. Там как я думаю половина букв французского текста вообще пропадает что ли.
  13. Если "ном" - ун (здесь -ун суффикс) кюрегэн, тогда "законный зять" - это всем монголам понятное и вполне объяснимое выражение. Тимур Гураган - төмөр хүргэн - такого понятия или выражения скорее нету как я знаю до сих пор.
  14. Грамматика классик-монгольской письменности почти не изменился практически в долгие годы, поэтому если сегодня мы пишем на классик-монгольском то надо обязательно по грамматику. Например на классик-монгольском мы должны писать и обучать детей только как "багатур" - что на кириллик-монгольском пишем как "баатар", а наши друзья калмыки пишут как "баатр" или "батр"?!. И как я думаю буряты может быть пишут как "баатар"... А во Внутреней Монголии конечно как "багатур" поскольку у них классик-монгольская письменность.
  15. https://skazkibasni.com/archives/10799 Занимательная история) В одном ауле жил мальчик. Звали его Джабаги. Не было у него ни отца ни матери. Никто не знал, откуда пришёл Джабаги в аул
  16. У нас в грамматике есть понятие "балархай эгшиг" - "не яркое или не звучное гласное". То есть на кириллик-монгольской письменности (и тоже на классик-монгольской тоже) все гласное короткие после первого слога звучит не ясно. Ну вообщем почти не звучит, и собственно помоему очень коротко в двух вариантах что то похожее на "ы" или на "и" соответственно в зависимости твердых и мягких гласных на первом слоге. Например: пишем "ноход" или "нохос" - собаки, а звучит или произносится как "нох(ы)д" или "нох(ы)с" где этот "ы" почти не слышны. В калмыцкой (российской) грамматике все очень просто, наши калмыцкие братья узаконили написать как оное и звучит или говорится то есть как "нохд" или "нохс". И ещё на слове "чинга" - этот последная буква "а" тоже не звучится а просто говорим как "чинг" или "чанг". Грамматика написания и разговорная звучание отличается.
  17. @enhd Будет объяснение куда пропадает гласный звук "а" в чинга при присоединении множественного аффикса?
  18. "Хуа-и-юйи" - это транслитерация текстов на других языках. Поэтому надо осторожно обращаться с иероглифическими транслитерациями. Что я имел виду если иероглиф означающий "-ун" в слове "намун" другой от иероглифа обозначающей монгольский суффикс "-ун" то надо подумать...
  19. Поэтому Ким Ходонг пишет о двух разных людях: Намун Кураган и Инка Тура. Если Намун Кураган по вашей логике "законный зять", тогда Тимур Гураган - "железный зять"? Я поэтому и спрашиваю: а были ли законные, незаконные или железные или там титановые или алюминиевые кураганы (зятья)? Может быть Намун как и Тимур относится к имени, прозванию?
  20. Тимур - это имя в первую очередь, и в этом случае Энхтөр хүргэн было бы. номун күрэгэн Энгхэтөр баатур - в этом сочетании этого Энгхэтөр-а выделяет не просто зятью а что то особенным зятью.
  21. Например в ССМ есть имя Хорчи, там же называют его и Хорчи Усун или Усун Эбуген. У Рашидаддина пишется о нем как о старце из бааринов по прозванию Йанги, который владел титулом "бэки". В фольклоре мусульман. постмонгольских народов его знают как Майкы би. В общем прозвание Хорчи Усун Йанги Майкы имеет отношение к одному и тому же человеку. Например, чаган татаров называли также "двойным" айриут бэйлуут. Или вторым прозванием ойрата Аргун-ака было Онгут. Джалаиров называли также белагэ ("била" - "мазать" с древнетюркского). Примеров с синонимами очень много. Почему допускались различные синонимичные прозвания интересный вопрос, который требует отдельных глубоких исследований.
  22. на монгольском чанга что на классик монгольском пишется как чингг'а - ᠎ᠴᠢᠩᠭ᠍᠎᠋᠊ᠠ᠋᠎ - это твердый, сильный и т.п. А множественное число будет чангас или чингас что ближе к Чингис. Так что Рашид-ад-Дин был знаком с монгольским языком и обосновательно дал толкование имени. Note: чингг(а) - чиңг(а) И ещё на заметку нашим тюркским друзъям чтоб поняли если на кириллик монгольском пишется буква "н" после которого нет гласного а согласное то это будет "ң". Например "анх" - это будет аңх, "энх" - это будет эңх, "ан" - это будет аң и т.п., и т.д.
  23. Вы еще Тимур Кураган переведите как "железный" зять. Не было в источниках никаких намун кураган или не намун кураган, т.е."законных" или "незаконных" кураганов, намун - это просто означает "закон" как правильно перевели востоковеды. В случае если это прозвание одного человека то Намун может означать только "закон" и тогда скорее всего это парный синоним к словам Йанги и Тура, которые тоже означают "закон, обычаи". В базовой версии это два разных человека: один некий Намун, который гураган, а другой Инка Тура батур.
  24. В письме он величает себя как "багатур - bātur". А слово "эмир" это что то соответствует по смыслу монгольскому слову или званию "багатур"? "намун" или может быть точнее "номун" күрэгэн - это означало быть что он является в родстве с чингизидом влиятельным. Аксак Тимур например довольствовался одним только "күрэгэн" - зять, а этот Энгкэтөрэ ещё словом "номун" что на монгольском обозначает как будто "законный" зять у кого то.
  25. Ну они себя позиционируют коныратами , Шх куйе бала , и он поэтому казах 😀 , такие рассуждения у них
  26. А что у них спрашивать ? Факты ведь налицо , если вы считаете Керей равно Керейт , то уйсун старкластер также нужно относить кереитам
  1. Load more activity
×
×
  • Create New...