Jump to content

АксКерБорж

Пользователи
  • Posts

    55472
  • Joined

  • Days Won

    667

АксКерБорж last won the day on March 15

АксКерБорж had the most liked content!

About АксКерБорж

  • Birthday 07/02/2000

Старые поля

  • Страна
    Kereyt - Besqara - C3*

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    Qazaq el - Kereku of Siberian
  • Интересы
    История, этнография и языки тюрко-монгольских народов

Recent Profile Visitors

134417 profile views

АксКерБорж's Achievements

Супераксакал

Супераксакал (5/5)

953

Reputation

  1. Следы сартов в нашем крае (на вскидку, происхождение топонимов не выяснял): 1) Аул Кара-Сарт в соседнем с моим районом Карасукском районе Новосибирской области. 2) Аул Сарт в Баянаульском районе Павлодарской области (позже назывался Желтау - отделение бывшего совхоза Южный) . 3) Кара-Сарт-агаш в бывшей Уруковской волости Павлодарского уезда. 4) Сохранившаяся до наших дней традиция арбузного бахчеводства в подходящих для этого песочных землях Лебяжинского (ныне Аккулы) и Щербактинского (Шарбакты) районов Павлодарской области. Их арбузы вкусные, сладкие, красные и ценятся у нас не хуже привозных с юга.
  2. Перенес свои посты в новую одноименную тему.
  3. Пока не уверен, пока предположение, что те в наших краях, у кого принадлежность сарт, это не кожа, а вероятно потомки именно настоящих сартов, которые в нашем крае были в прошлом. Современное объяснение, что мол сарт это кожа, вероятно байка сегодняшних дней от фольков. Вообщем надо копаться и выяснять проблему.
  4. Это всего лишь второй случай, когда я встретил в нашей области выходца из рода сарт. Первый случай это третья из четырех жен моего нагашы ата, отца моей мамы. Ее звали Сара и она была сарт, дословно "сарт қызы". Я тогда посчитал ее не казашкой, типа узбечкой )), оказывается ошибся, она скорее всего была так же как мой приятель из рода сарт. Каких-либо работ по роду сарт, в т.ч. на территории нашей области я до настоящего времени не встречал.
  5. Самое интересное это то, что в словах моего земляка была неприкрытая гордость названием своего рода и он очень не хочет называть себя кожа. Это юзеры eurasica.ru вкладывают в название сарт уничижительный оттенок, а админ форума даже банит за его упоминание. )) (если что это шутка про бан)
  6. Все наверно прекрасно знают, что принято считать, что казахские кожа это внеродоплеменная каста, происходящая якобы от арабских миссионеров. Сегодня встретил земляка, которого не видел много лет. Разговорились о том, о сем. Его нағашынский род тоже кереи. Когда речь пошла про отца он удивил меня, что его род сарт. Никогда не встречал их присутствие в нашей области. На мое недоумение он пояснил, что мол нынче стали называть их қожа, но он против и говорит что отец и дед всегда называли себя сартами. Здесь есть знатоки рода қожа?
  7. САРТ - казахский род в регионе северо-восточного Казахстана и смежной Юго-Западной Сибири РФ.
  8. Пока не уверен, пока предположение, что те в наших краях, у кого принадлежность сарт, это не кожа, а вероятно потомки именно настоящих сартов, которые в нашем крае были в прошлом. Современное объяснение, что мол сарт это кожа, вероятно байка сегодняшних дней от фольков. Вообщем надо копаться и выяснять проблему.
  9. Кылышбаю стало обидно, что казахам степных областей незнаком родной для него еще с чирчикского детства праздник начала весенне-полевых работ. Он капризничает и требует, чтобы везде по Казахстану 22 марта всё было как у него в Ташкентской области, все поголовно готовили люля кебаб, казан кабоб, сумаляк, самса, патыр, чучвара, надевали калпок и дупли, плясали и дудели в сурнаи и карнаи. А еще чтобы все по-ягалбайски 22 числа жгли костры (из прошлогодней травы под посевы)).
  10. ДТС: Если Кылышбай с Камалом предположат, что в древнетюркском словаре идет речь про двери тамов (домов) оседлых тюрков, то вот вам упоминание про двери в загадках кочевых тюрков-куманов, вероятно, про юрточные двери.: Codex Cumanicus: 1) artïŋda - qarp! (Ol, ešik-diŋ). 2) Avzum ačsam, öpkäm körünir. (Ol: ešik ačsa, ot körüngän-diŋ) и др.
  11. Кстати некоторые из тех, кто описывал в прошлом войлочные юрты кочевых скотоводческих тюрко-монгольских народов, указывали на такую деталь, что деревянные двери юрт и геров никогда не запирались на замки.
  12. Это всего лишь второй случай, когда я встретил в нашей области выходца из рода сарт. Первый случай это третья из четырех жен моего нагашы ата, отца моей мамы. Ее звали Сара и она была сарт, дословно "сарт қызы". Я тогда посчитал ее не казашкой, типа узбечкой )), оказывается ошибся, она скорее всего была так же как мой приятель из рода сарт. Каких-либо работ по роду сарт, в т.ч. на территории нашей области я до настоящего времени не встречал.
  13. И куда денем древние наши термины? Есік - дверь Ағаш есік - дверь деревянная Киіз есік - дверь войлочная Сықырлауық - двустворчатая дверь юрты, букв. скрипучая. Запишем в новоделы 19 - 20 веко? ))
  14. Про кыргызскую юрту: "... Деревянные двери юрты составляли наиболее ценную часть жилища, нередко украшались резьбой, раскрашивались яркими орнаментами. В бедных семьях иногда двери заменялись на простой кусок кошмы, подбитый циновкой из тростника". А.И. Левшин "Описание киргиз-кайсацких орд и степей": "... Жилище киргиза есть кибитка, или юрта, то есть со всех сторон округленная палатка, состоящая из деревянных решеток, покрытых войлоками и имеющая вверху, над самою срединою, большое круглое отверстие, по произволу открываемое и закрываемое: чрез него проникает свет и выходит дым, когда разводят в кибитке огонь. Вышина таковых юрт, совершенно сходных с калмыцкими, простирается от 4 до 8 аршин; диаметр - от 8 до 15 и более. Решетчатые стены оных привязываются волосяными веревками к вбитым в землю кольям; двери бывают деревянные, резные, с разными украшениями и вставленными в них разноцветными косточками, а иногда вместо дверей развешивается простой войлок".
×
×
  • Create New...