Перейти к содержанию

АксКерБорж

Пользователи
  • Постов

    57311
  • Зарегистрирован

  • Победитель дней

    711

АксКерБорж стал победителем дня 3 мая

АксКерБорж имел наиболее популярный контент!

Информация о АксКерБорж

  • День рождения 07/02/2000

Старые поля

  • Страна
    Kereyt - Besqara - C3*

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    Qazaq el - Kereku of Siberian
  • Интересы
    История, этнография и языки тюрко-монгольских народов

Посетители профиля

176473 просмотра профиля

Достижения АксКерБорж

Супераксакал

Супераксакал (5/5)

1.1 тыс

Репутация

  1. В Австралии и Новой Зеландии естественно вопрос по электрическим машинкам не стоит, все они наверняка качественные современные модели, поэтому количество состриженных овец там зависит только от мастерства стригаля. У нас же в то время были совковые машинки, которые ломались, а ножи часто затуплялись, пока слесарь их чинил, а точильщик точил на круге, терялось драгоценное время. Сейчас загуглил для интереса, оказывается это была модель МСУ-200. Судя по вашим видео и видео из Монголии машинки там классные, стригут как по маслу, с такими можно настричь очень много овец.
  2. Правильного названия не знали, все мы тогда говорили Каролин, по-казахски Кәрәлін. )) Каждый сезон стрижки у нас куда-то отправляли тонны шерсти. Теперь понятно куда, мы же были и есть колонии. Шерсть прессовали на специальном прессе в кубы, обматываемые мешковиной, весом около 100 кг. каждый, поверх трафаретом наносили надписи. Я часто смотрю в ютюбе репортажи про узбекскую кухню и что меня удивляет до сих пор, это то, что узбеки предпочитают кошкаров для своих всевозможных блюд, тогда как у нас всё наоборот. У нас практически не режут кошкаров, предпочитают либо баранух, секов (кастратов) либо редко токты (ягнят старше 6 мес.). На каком языке общаетесь? Думаю вы легко должны понимать друг друга. У нас в армии в карантине собралась группа из казахов, кыргызов, узбеков, азербайджанцев и русских. Мы легко общались с кыргызами, а узбеки с азербайджанцами.
  3. Итоги состязаний (без учета вторых и третьих мест): Обычные традиционные ручные ножницы - 1 место чабан из Дарви сума Говь-Алтай аймага Шагдарсүрэнгийн Батмагнай, у него 981,8 очков (земляк нашего Steppe Man Азбаяра-Амбаня)): Электрические машинки - 1 место чабан из Цэнхэр сума Архангай аймага Чулуунбатын Азбаяр, он состриг 5 баранов за 8 мин. 14 сек.: Профессиональная стрижка - 1 место чабан из Хотонт сума Архангай аймага Эрдэнэцогтын Баасандорж, он состриг 10 баранов за 10 мин. 52 сек. и 455 баранов за 8 час.: Всех победителей наградил Президент страны Ухнаагийн Хүрэлсүх вручив им памятные медали, кубки, ковры, сертификаты и денежные премии имени Президента. А победитель профессиональной стрижки Эрдэнэцогтын Баасандорж выиграл право участия в чемпионате мира по стрижке овец 2026 года, который пройдет в Новой Зеландии. Фото с Президентом:
  4. Да, красивые. При совке у нас были такие же. Правда кошкары мериносов были еще крупнее с мощными рогами, чем кошкары на видео, стричь их шеи было трудно, шея была вся свисающей гармошкой, мне приходилось силой отгинать головы назад к спине тем самым разглаживая складки на шее и состригая с них шерсть. На мясо они у наших местных казахов не ценились, у нас их называют "Шүленкі", они без курдюка, а вот шерсть у них была отменная, состригалась цельным руном, толстой шубой.
  5. У нас было трудно устроиться детям летом на стрижку, устраивались обычно у кого были связи. Стрижка длилась около 1-1,5 мес. Мальчики работали подавая стригалям на стол баранов из загонов, девочки - носильщицами состриженной шерсти на весы. Мне довелось проработать 1 сезон стригалем после армии. Количество стриженных мериносов напрямую зависело от работы машинки, у опытных взрослых они работали почему-то без перебоя, моя часто ломалась или тупились ножи и я терял драгоценное время. Мой "рекорд" был 28 мериносов за рабочий день. Самые шустрые стригали, которые работали более 10 сезонов, стригли в день до 70-90 баранов. У нас тоже ранили овец, тем более у мериносов под толстым руном почти ничего не видно, часто резали машинкой делая ранки и раны, бывало даже нечаянно срезали секам причинное место. )) Из-за сильной жары раны сразу же смазывали Каролином (советским чудо-бараньим снадобьем со специфическим запахом, не допускавшего загноения или личинок мух в ране)). Но крупная компания по обработке всех ран, полученных как при стрижке, так и до нее, у нас называлась купка, которая следовала сразу после стрижки. Каждую отару, прошедшую стрижку, пропускали по одному через глубокую траншею шир. ок. 1 м., длиной ок. 5 м., наполненную водой, смешанную с упомянутым Каролином и еще наверно с чем-то, ветврачам было виднее. Баранам не оставалось ничего как нырять с головой в воду, выныривать и быстрее плыть к вожделенному финишу. )) По выходу из траншеи они чистенькие размахивали ушами, в которые попала вода. Кстати, упирающихся насильно толкали шестами сталкивая в траншею. После стрижки и купки для овец наступал настоящий кайф - они облегчались в сильную жару от толстого руна шерсти, охлаждались в воде и вылечивали все свои раны.
  6. Вчера 20.06.2025 г. в административном центре аймага Төв, что окружает столицу Монголии г. Улаанбаатар, в г. Зуунмод, прошло первое общенациональное состязание по стрижке овец "Алтан хайч" (Золотые ножницы, прямо как по-казахски "Алтын қайшы")). В нем приняло участие 100 стригалей из 21 аймага Монголии. Возрастная категория от 19 до 70 лет. Состязание проходит в 3-х номинациях: 1 - с обычными традиционными ножницами 2 - с электрическими машинками 3 - профессиональная стрижка Финальные состязания пройдут сегодня. По своему давнему опыту могу сказать: что первое это конечно же скорость (кто быстрее и сколько баранов пострижет), а второе это качество стрижки (чтобы чисто, без остатков шерсти) и очень важно, чтобы не поранить овец; и еще, монгольские "сартуул хонь" не мериносы, поэтому стричь их легче; и судя по фото стригут на земле и это очень неудобно, удобно на специальных столах. Опять же нашим казахам хороший пример для подражания. На нижнем фото 2 девушки слева, вероятно, австралийки или новозеландки как инициаторы таких конкурсов по всему миру и, вероятно, они арбитры конкурса.
  7. Это скорее исключение, чем правило. Такие случаи крайне редки. Скорее всего вы не поняли меня. Я хотел сказать, что ни один из историков, а тем более генетиков, не может утверждать со 100% вероятностью, что перед нами захоронение того-то или иного человека, племени, народа. Табличек с именем и племенем как нынче делают казахи, в те далекие времена не ставили, за исключением единичных случаев. Просто я замечал на на нашем форуме, что генетики форума порой так уверенно называют то или иное захоронение, якобы принадлежащим тому или иному человеку, племени, народу. Вопрос в том, на чем базируется и подтверждается их уверенность. Ведь вероятность ошибок здесь огромная. Мы ведь даже не можем определить с точностью кто изображен на фреске их Кум-Тура. Пример. Вот уже несколько лет некоторые из форумчан носятся с палео-днк "из-под Караганды", по их утверждению якобы принадлежащим монголу-татару 13 века. Если не ошибаюсь, то были уверенные разговоры о якобы нахождении палео-днк енисейских кыргызов, киданей, усуней и пр. Поэтому в шутку я придумал термин палева-днк. ))
  8. Мое мнение дилетанта, что любым палео-днк можно доверять только в том случае, если они достоверно подтверждаются письменными источниками, что это действительно тот или та, кем их представляют нам в своих трудах генетики, а не кто-то совершенно другой (личность, племя, народ).
  9. Мне не интересны ваши предположения про старкластер. Я высказал свое мнение по поводу палео-днк из Улытау.
  10. 1) Мне кажется, такой вывод, что останки в Улытау принадлежат Джучи-хану,противоречит письменным источникам: Рашид-ад-дин: "... Все области и улус, находившиеся в пределах реки Ирдыш и Алтайских гор, летние и зимние кочевья тех окрестностей Чингиз-хан пожаловал в управление Джучи-хану и издал беспрекословный указ, чтобы [Джучи-хан] завоевал и включал в свои владения области Дашт-и Кипчак и находящиеся в тех краях государства. Его юрт был в пределах Ирдыша, и там была столица его государства. Вот и все!" В.В. Бартольд: "… Замечательно, что, несмотря на обширность империи, орды всех трех царевичей находились сравнительно близко одна от другой… Орда Джучи находилась на верхнем Иртыше, и там же он, по более ранним источникам, был похоронен". 2) Такой вывод, мне кажется, противоречит тому, что раскопанные мавзолеи в Улытау мусульманские, причем очевидно аналогичные архитектуре мавзолеев Южного Казахстана времен суффиев (Яссави и пр.), что навряд ли соотносится с Джучи-ханом. Выдвигал ранее как версию, что путаница возможно связана с тем, что, например, в "Чингиз-наме" Утемиша-хаджи (не знаю, может быть и у других авторов?) место гибели Джучи-хана локализуется в горах Улуг-таг: "... Джучи-хан был старшим среди сыновей его Чингизхана. Он дал ему большое войско и отправил, назначив в вилайет Дашт-и Кыпчак, и сказал: "Пусть сей вилайет будет кормом для твоих лошадей. Дал ему также вилайет Хорезм. Когда Джучи-хан отправился в вилайет Дашт-и Кыпчак, он достиг Улуг-Таг, который известен. Однажды, когда он охотился в горах, ему повстречалось стадо маралов. Преследуя его и пуская стрелы, он свалился с коня, свернул себе шею и умер". Естественно, что это наверняка стало одним из поводов для отождествления этого Улуг-тага с Улы-тау. Кто скажет, кто-нибудь из историков рассматривал другой Улуг-таг в качестве места гибели Джучи-хана? Ведь при описании событий, связанных с Чингизханом, его сыновьями, распрями с другими племенами, и именно в связи с Алтаем и на Алтае (в районе современного Монгольского Алтая судя по ориентирам в текстах) постоянно упоминаются горы Улуг-таг , где и происходили некоторые события. Кстати, казахский Улы-тау несмотря на их название это не горы и там нет маралов. В моей версии Улуг-таг это группа вершин на восточном склоне Большого (Монгольского Алтая) или горы Таван-Богд-уул (в прошлом назывались Улуг-таг). И это больше подходит к словам Рашид ад-Дина и других авторов, чем Улытау. Вон и у Лимфоцита нюх на днк стойкий, чувствует он, что на Улытау это не палео-днк Джучи-хана. ))
  11. Хотелось бы, чтобы в обсуждении незначительного, но интересного вопроса приняли участие админ Рустам, Cuckinator, Bir bala, Clownman, Murad, да и все желающие.
  12. А вот статья Ю.С. Худякова, посвященная этой фреске: "Легендарная сцена" из Кум-Тура. "... В 1913 г., во время третьей экспедиции по Восточному Туркестану, Альбертом Ле Коком были обнаружены на развалинах «храма» в Кум-Туре два фрагмента настенной живописи, один из которых определен им как «сцена из легенды». Данный фрагмент не был включен А. Ле Коком в сводную работу по искусству и культуре Центральной Азии [1] и остается сравнительно малоизвестным. Между тем, по нашему мнению, этот памятник представляет специальный интерес. Обстоятельства находки следующие: «Несколько маленьких обломков прекрасных китайских танских росписей было найдено Ш-й экспедицией в совершенно разрушенном храме, лежащими в свалке в большом северном рву, и взято с собой. Они необычайно выразительны и заслуживают краткого упоминания» [2]. Первый фрагмент изображает человека, исполняющего танец с лентой, и музыкантов, аккомпанирующих ему на флейте и «угольной» арфе. Изображения подобной арфы встречаются в «ранней уйгурской настенной живописи», а на индийских и персидских миниатюрах существуют до XVI в. [3] Нас в большей степени интересует второй фрагмент. «Другой обломок - сцена из легенды. Слева появляется всадник в панцире на лошади, который размахивает своим прямым мечом. Далее направо воин в панцире хватает по приказу всадника человека, одетого в белое, который спасается бегством на веранде. Этот обломок мал, но он важен, благодаря бросающейся в глаза близости по стилю с японскими изображениями. Древность неизвестна, но так как поселок Кум-Тура, по нашей относительной хронологии, мог быть разрушен в 750 или 800 году, - все находки указывают на время между 600 и 800 годами,- я думаю, что это изображение, как и остальные находки, могут указывать на это время» [4]. Автор далее полагает, что Кум-Тура принадлежал западным тюркам, а не уйгурам, хотя признает, что ему не известно время, когда уйгуры овладели этой территорией [5]. А. Ле Кок справедливо отмечает близость стиля изображения с искусством Танского Китая. Но этого замечания, на наш взгляд, недостаточно для полной характеристики изображения. Далее Ю.С. Худяков обосновывает свою версию, что эти воины кыргызы. http://kronk.spb.ru/library/hudyakov-yus-1979a.htm Получается, что кроме версии Ю.С. Худякова версий от других исследователей в пользу того, что на фреске изображены именно енисейские кыргызы, пока нет. Мне кажется эта версия спорной из-за таких возникающих вопросов: 1) Неужто в эпоху династии Тан вооружение как на фреске (панцирные доспехи воинов и лошадей, мечи, шлемы) имели только кыргызы? 2) Как отмечается самим Ю.С. Худяковым, древность фресок неизвестна, в таком случае чем подкрепляется его вывод в конце статьи, что жители городка Кум-Тур подверглись : а) нападению (может это сцена не нападения врага на город, страну, а что-то другое, например, какой-то рейд, собиратели дани или что-то другое?); б) нападению именно енисейских кыргызов во время их походов на Восточный Туркестан?
  13. В книге немецкого исследователя Альберта фон Лекока, на которую в своей монографии делает ссылки Ю.С. Худяков упоминая фреску, эта фреска помещена в главу "Живопись периода Тан": Там же есть изображение не кыргызских, а тибетских доспехов и шлема:
  14. Если в вышеупомянутой статье автора "IX-X вв. Кыргызское великодержавие. Как китайцы руками кыргызов пытались уничтожить уйгуров" предположение, что на фреске изображены кыргызы с Енисея, то уже в монографии "Вооружение енисейских кыргызов" уже утверждение, что на фреске изображены именно кыргызы с Енисея и никто другие: "... Следует признать более вероятным, что пластины пришивались на панцирную подкладку, а не соединялись ременной вязкой. Края «обшлага» рукавов и подола, выступающие за ряд панцирных пластин, отчетливо видны на изображении воинов из Кум-Тура". "... Шлем воина из Кум-Тура имеет навершие, сферическую тулью, обруч и бармицу". "... К владениям кыргызов в Восточном Туркестане относилась значительная территория от Кашгара до оз. Иссык-Куль. По-видимому, этим временем датируется изображение нападения воинов в панцирях на человека в белой одежде (оазис Кум-Тура), свидетельствуюшее о военном набеге кыргызов". Рисунок из монографии:
×
×
  • Создать...