Jump to content

АксКерБорж

Пользователи
  • Posts

    56841
  • Joined

  • Days Won

    690

АксКерБорж last won the day on December 27 2024

АксКерБорж had the most liked content!

About АксКерБорж

  • Birthday 07/02/2000

Старые поля

  • Страна
    Kereyt - Besqara - C3*

Информация

  • Пол
    Мужчина
  • Город
    Qazaq el - Kereku of Siberian
  • Интересы
    История, этнография и языки тюрко-монгольских народов

Recent Profile Visitors

172124 profile views

АксКерБорж's Achievements

Супераксакал

Супераксакал (5/5)

1k

Reputation

  1. Торгоутская принцесса Ниржидмаа (1907 - 1983) КНР, Урумчи 1932 год The National Geographic Magazine
  2. У казахских жыйырманшыведов закончились каникулы?
  3. Это данные этнографа Ибрагимова Ш.М., современника и соучастника тех событий. Вы не доверяете его данным и для этого у вас есть какие-то основания? И про каких статистов вы постоянно говорите?
  4. Из фондов РЭМ А.С. Морозова Кокчетавская область Кызылтуский район Майлыагаш 1957 год Северо-восточный [ак] жаулык
  5. Вы разве не читаете, я же писал выше, что цифры предположительные. Сами прикиньте, разве скотовод, с рождения знакомый с окружающими суровыми условиями кочевого скотоводства, отдаст в качестве калыма половину, треть или даже четверть своего скота подвергая в будущем смертельной опасности свою семью, в том числе зная о такой непредвиденной опасности как джут? Отсюда я предположил, что подарок (калым) может составлять около 10% от всего поголовья скота, что не может навредить развитию хозяйства. Предполагаю даже, что даже меньше 10% и если это так, то самые бедные казахи Степного края в 19 веке имели в своем хозяйстве порядка 200 голов разного вида скота. Количество скота у середняков и у богатых, соответственно, больше в разы. К примеру, по архивным документам у деда моей матери было только одних лошадей почти 10 000, не говоря уже о верблюдах, КРС и овцах с козами (правда он относился к богачам края, был скотопромышленником, перегонял скот на продажу на российские ярмарки Сибири и Урала).
  6. Простое сравнение. Если среднестатистическая кочующая бедняцкая казахская семья имела порядка 150 - 170 голов разного вида скота в 19 веке, то уже с приходом советской власти даже богатые в прошлом семьи потеряли весь свой скот, что привело к массовому голоду и голодным смертям.
  7. Вы то тут причем? Я привел пример без каких-либо намеков. Если вы про это обращение, то это простая шутка в адрес единственного собеседника.
  8. По конструкции, деталям и оформлению (позолота, гравировка, бахрома, мягкие подушки, широкое ложе, низкая задняя лука) можно понять, что это женские седла монголов Китая, изготовленные мастерами для знатных особ (хошаутов, торгаутов и пр., именуемых в науке "джунгарами"). Пекинский музей Сер. 19 века Синьцзянский музей. 18 - 19 в.в.
  9. Значит признаете, что женские седла у монгольских народов все таки были?
  10. Монгольское блюдо "боодог" из свиньи. Необычно, потому что традиционно монголы готовят боодог либо из сурка, либо из козы, потому что у них шкуры крепкие, не лопаются от высоких температур:
  11. Кстати, мое личное наблюдение, что при царской России в 19 веке казахи (я про Степной край - север и северо-восток) жили гораздо лучше (свободнее и богаче), чем потом при советской власти в 20 веке. А как жили казахи до колонизации царской Россией догадайтесь сами. Пример на размере калыма. Этнограф Ш.М. Ибрагимов. "Очерк быта киргизов. Этнографические очерки киргизского народа на примере западно-сибирских казахов" 1869 год. "... При определении калыма, если не ошибаюсь, киргизы руководствуются давним выше объясненным обычаем. Для более точного объяснения размера и значения калыма, разделим киргизов на 4 класса: султаны Ак-суяки (белой кости) они платят в калым 57 голов разного скота; более же богатые султаны 57 голов одних лошадей. Другой класс, богатые, но кара, т. е. простые черные киргизы, они платят 47 голов. Затем средний класс 37 голов и наконец бедный класс 17 голов разного скота. Калым разделяется на следующие части и названия: 1) Бас-джаксы - хорошее начало (АКБ: басы жақсы) - 10 лошадей. 2) Кулынды бия - кобыл с жеребятами (АКБ: құлынды бие) - 16 голов). 3) Кунан-кунаджик - 3-х годовые лошади и кобылы (құнан-құнажын) - 7 голов. 4) Тай – двух годовалые жеребята - 7 голов. 5) Джеке ту бия – одна не жеребая кобыла (АКБ: жеке ту бие). 6) Джанама джаксы – душе угодное, т.е. по выбору лошадь или верблюд (АКБ: жаныма жақсы). 7) Аяк джаксы - хороший конец (АКБ: аяғы жақсы) - 4 штуки. Итого 47 голов". Бедняки отдавали сватам в калым 17 голов скота, Карл Думан-Лимфоцит, 17 голов! Это сколько же скота было у бедняков в Степном крае? Предполагаю, что в каждой бедняцкой юрте как минимум в 10 раз больше голов скота. И это не считая других видов калыма, вернее подарков, потому что у казахов калым это только скот, по-казахски "мал беру" - отдавать скот, "қалың мал" - калымный скот. "... Тут же определяются и подарки, следующие матери за сут-аки (плата за молоко), которым она кормила свою дочь, а также и те джаксы, которые должны идти в калым".
  12. Есть поговорка, индюк тоже думал, да в суп попал. Но это не про вас. У кого, у кого. У 14-ти татар-монгольских альфа-самцов с кыпчакским ана тили, которые в 15 веке в Сары-арке якобы провели курултай о создании Казакского ханства. Ты должен знать об этом событии, рассказ о нем широко распространен среди казахских любителей днк-генеалогии.
  13. Если женские седла были у всех тюркских народов Алтая и Саян, соседей монголоязычных народов, у кыргызов, казахов, алтайцев, шорцев, хакасов, тофаларов, тувинцев, сахалар; Если женские седла были у бурятов (а возможно и у калмыков с монголами Китая, пока не уверен, еще не искал), то почему Боролдой вдруг решил, что их не было у халха-монголов или у монгольских этнических групп Монголии? (ведь буряты исторически местный народ не только в российской Бурятии, но и в Монголии) РЭМ Забайкальская обл., Читинский уезд Сер. 19 века Женское седло Из аннотации к экспонату: "... Тебеньки и чепрак богато украшены раковинами каури, которые имели не только декоративное значение, но и символизировали плодородие, служили женским оберегом. Особо украшались, отличались изяществом и качеством отделки женские праздничные седла. Хороший конь с полным убранством входил в приданое невесты, на нем она ехала на свадебный обряд". Как видим, у него те же отличительные детали женского седла - небольшой размер, инкрустация серебром и полудрагоценными камнями, низкая задняя лука, широкое ложе, мягкая подушка.
  14. 04.12.2024 Паргвай, Асуньсон. На 19-й сессии Межправительственного комитета ЮНЕСКО казахский традиционный свадебный обряд БЕТАШАР был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. https://informburo.kz/novosti/yunesko-vklyucila-obryad-betasar-v-spisok-nematerialnogo-kulturnogo-naslediya
×
×
  • Create New...