Jump to content
  • Сообщения

    • В 19.05.2024 в 11:46, Kamal сказал:

      Ув. Rust, перенесите, пожалуйста, моё последнее сообщение в тему 9 мая. 

      Перенес.

    • Цитата

      араб. ṣandûḳ, ṣundûḳ — возводили к греч. συνδοχεῖον или συνδοκεῖον; см. Мi. ТЕl. 2, 152; ЕW 288; Крелиц 48; Фасмер, Гр.-сл. эт. 194 и сл.; Рясянен, TschL. 196. В греч. происхождении сомневаются Локоч 145; Майдхоф, «Glotta», 10, 17 и сл.

      Сунду́к. Заимств. не позднее XV в. из тюрк. яз., в которые оно пришло — через посредство араб. яз. — из греч. (ср. греч. syndokeion).

      https://lexicography.online/etymology/с/сундук

    • 13 часов назад, Kamal сказал:

      А, теперь вот так вопрос стоит? Как ловко умеете переобуваться, удивительно.А на самом деле, вопрос стоит не о наличии или отсутствии дверей. Я Вам сразу, ещё месяц назад указал, что на фотографиях 19 века двери есть, а вот, как было в 18 веке и ранее?! В общем, мои предположения такие, что двери до 18 века ещё не были распространены, люди для удерживания тепла в основном использовали войлок или шкуру разных животных. То есть, с самого начала я вёл спор о непрактичности дверей ранее 18 века и вплоть до 20 века, а не об их наличии или отсутствии вообще. Не надо думать, что кругом все дураки и поведутся на Вашу хитрость. 

       

      Зачем вы вместо обоснования своего предположения все время пытаетесь перейти на мою личность? Это же известный приемчик при отсутствии аргументов. ))

       

      Сомнение в существовании деревянной двери у юрт до 19 века первым высказал ваш земляк Кылышбай:

      «... Давайте поищем старые фото с деревянными дверями. С другой стороны они могли появиться лишь в XIX в.»

       

      Вы подхватили эстафету и уже больше месяца одержимо развиваете ее несмотря на приведенные мной факты существования деревянных дверей даже в 13 веке.

       

      Сперва у вас было предположение:

      «... Может и на самом деле не было дверей, допустим, до 18 века?!» 

      Затем в ход пошли индейцы, вигвамы, койоты, ягуары, шалаши и прочее отстаивание пустого дверного проема с одной лишь кошмяной занавеской:

      «... И вообще, посмотрите на детали юрты, вся конструкция состоит из гибких веток, что кереге, что уык, что шанарак, а дверь юрты массивная, из веток не соорудить. И удобно ли ее везти при постоянных перекочевках?!»

      «... Так, включите логику, почему все детали юрты из веток состоят, а дверь нет. Как считаете, материал для дверей всегда был доступен? Может, современная юрта это всего лишь усовершенствованный вариант простого шалаша из веток?!»

      «... Вы путаете современность, максимум последние три столетия в эволюции юрты, с её древностью»

      «... Наглядный пример того, о чем некоторые заблуждаются насчёт дверей, которые якобы всегда и во все века были как только появились юрты у кочевников»

      «... В этом вопросе я думаю, что двери были нововведением 18-19 веков.» 

       

      Вчера по моему подозрению вы исправили свои некоторые предыдущие посты, в которых вы прямо отрицали существование деревянных дверей до 19 века (вообще!), потому что после моих цитат из источников вы изменили свою линию и теперь допускаете существование деревянных дверей у юрт богатых кочевников и у ханов.

      Стоило ли тогда вообще вам заводить спор?! ))

       

      При таком раскладе не вижу смысла в дальнейшей дискуссии с вами.

       

    • В 03.03.2024 в 12:47, АксКерБорж сказал:

      Наткнулся в You Tube на видео про хазарейцев Бамиана, живущих в пещерах.

      На слух их речь вроде на фарси (дари).

       

      Речь на дари, но проскользнули еще несколько тюркских, казахских слов в процессе сбивания масла из сметаны, сливок:

      с 10-30 мин. - дед поёт: қаймақ, қаймақ (сметана, сливки)

      с 12-53 - его жена говорит: майы (масло)

      с 18-07 - он ей говорит: мә (на, держи)

       

  • Ученые: хунну на Алтае открыли обработку железа до возникновения Тюркского каганата


    Rust

    Раньше считалось, что эти печи появились в древнетюркскую эпоху в VI–X вв. нашей эры, однако радиоуглеродный анализ показал, что они возникли на 300 – 400 лет раньше – в III–IV вв. нашей эры, то есть еще до того, как сложился Тюркский каганат.

    Это открытие кардинально меняет представление о развитии древней металлургии.
    Археологи ТГУ при поддержке гранта РНФ "Генезис черной металлургии в Южной Сибири" изучают, кто, когда и каким именно способом стал добывать железо на Алтае и в Шории. Первая часть проекта – исследование древних железоплавильных печей Горного Алтая (Россия).

    Всего там было открыто 15 печей кош-агачского типа – это крупнейшие для того времени печи во всей Центральной Азии.

    Исследования велись в 1970 – 1980-х годах, и тогда их появление связали с первым Тюркским каганатом. После этого больше 40 лет на территории Горного Алтая исследования по археометаллургии железа не велись.

    В 2018 году археологи ТГУ провели раскопки древних мастерских по выплавке железа на берегу реки Куяхтанар.

    Для обнаружения печей и рудных выработок ученые использовали аэрофотосъемку и магнитную разведку. Именно с помощью магнитной разведки была обнаружена печь прекрасной сохранности, что впервые позволило полностью восстановить конструкцию и понять древнюю технологию выплавки железа.

    "Проведенная работа позволила провести переоценку дат возникновения печей данного типа на Алтае. Радиоуглеродные даты показали, что печи кош-агачского типа появились уже в III-IV вв. нашей эры. Очень похожие печи встречаются позднее в Юго-Восточной Азии, – рассказал руководитель проекта, сотрудник лаборатории социально-антропологических исследований ФИПН ТГУ Евгений Водясов. – Это переворот представлений о развитии металлургии.

    Раз такие сложные и производительные печи появились на Алтае раньше, чем в Юго-Восточной Азии, то теперь нужно переосмысливать существующие представления о распространении технологий. В этом нам могут очень помочь исследования на пограничных российскому Алтаю территориях Монголии, Казахстана и Китая".

    В печах кош-агачского типа можно было получить за одну плавку железную крицу весом около одной тонны. Для сооружения печи использовалось 1500 кг глины и каменные плиты весом 1200 кг.

    "Мы изучили подземную камеру и наземную часть печи, где происходил процесс восстановления железа из руды. В этом году будем искать место, где обрабатывали полученную крицу, и надеемся найти кузницу", – пояснил Евгений Водясов.

    Результаты своей работы томские ученые представили на международной конференции Archaeometallurgy in Europe в Мишкольце (Венгрия). Доклады томских ученых получили высокую оценку и вызвали оживленную дискуссию. Несколько зарубежных лабораторий предложили им рассмотреть возможность совместных проектов.

    tsu.ru

    • Like 2

    User Feedback

    Recommended Comments

    There are no comments to display.


×
×
  • Create New...