Jump to content
  • Сообщения

    • 14 hours ago, Алмас Аманбаев said:

      Потому что консолидация казахских племен начался под эгидей Чингизидов, когда они откололись от улуса Абулхаира. А кыргызов не была Чингизиди. А консолидация могулистанских и лесных племен произошла под эгидей енисейских кыргызов. Численное и военное превосходство была на стороне енисейских кыргызов.

      Сами енисейские кыргызы были потомками древних культур Хакассии, начиная от Андронова до Таштыкской культуры. По этому они первоначально были рыжые, голубоглазые, примерно 60%. Еще они не были классическими кочевниками, а были полукочевой народ. По этому они не делились по родам. А делились по место жительству, а  называние обычно они получали по местожительство. Например, кто то жиль по реке Туба, назывались тубинцами, а кто то по реке Монок, назывались моноками, кто то по стороне Баргуджин Токум и назывались баргы, кто то ближе горы Сары Таг, назывался сарылар и.т. 

      Такие этноними встречаются параллельно кыргызов с хакасами и тувинцами. 

      Аристократический род енисейских кыргызов согласно Рашид ад-Дина назывался ИДИ,:

      "Титул (каждого) их государя, хотя бы он имел другое, –инал, а родовое имя их этой области, кто пользуется уважением и известностью–ИДИ".

      Современная племенное объединение кыргызов Адигене - от древнекыргызского аристократического рода ИДИ (Идиге>Идигине>Адигине). Если принять во внимание тот непреложный факт, что абсолютное большинство личных имен у кыргызов связан с титулами правителей (бек, бий, кан и т.д), то появление подобного словосочетания на основе корневого слова иди и суффикса -гине, гене вполне возможно на примере слова Жетиген (Большая медведица, а также название одного из кыргызских племен), где жети - корень, а -ген - суффикс.

      Моя мама Муңгуш, среди тувинцев то же есть Муңгушу. У нас мунгушу делится на 12 родов. Один из них называется сарылар. Такое же род встречается среди хаксов и тувинцев.

      "Частью кыргызов считался сеок "сарыглар" — желтые. В древности они обитали среди гор Саар Taг, от которых, как будто, и получил свое название. Родовой горой сарыгларов выступает скала Хан-Чалбарт (по-русски Чалпан), расположенная у современного г. Абазы. Она имела второе название Сарыг таг Вполне возможно, что этноним «сарыглар»— «желтые» свидетельствовал об их светлом антропологическом типе. В результате угона 1703 г. остатки сеока сарыглар оказались рассеянными среди сагайцев (10 различных фамилий), бельтыров (4 различные фамилии) и качинцев («сарыг хыргыс» — Созыевы). Тувинский род сарыглар, расположенный в долине р. Кемчика, сагайцами и бельтырами признается за своих родственников, ушедших из Хоорая от крещения".

      Буганаев В. Я. "ПРОИСХОЖДЕНИЕ ХАКАССКИХ РОДОВ И ФАМИЛИЯ".

      Желтые встречаются почти всех подразделений Мунгушов. Например: Мунгуш>кэрэмучин>сарылар.

      Мой сосед Адигине>Монок.

      В Хакасии есть река монок:

      Большой Моно́к (в верховье — Хозындель) — река северо-западных отрогов Джойского хребта, правый приток реки Абакан.

      Малый Монок — река в Бейском районе Хакасии, правый приток реки Абакан. 

      Монок (кирг. Монок, до 2002 года — XVIII Партсъезд) — село в Кара-Сууском районе Ошской области Кыргызстана. В этом село основном живут Адигине-моноки.

      Так можно продолжать бесконечно. Основы нынешних кыргызов это енисейские кыргызы. Именно они ассимлировали могулов и.д. племен в Кыргызстане. То есть, нынешних кыргызов уже была готовая этническая ядро. Окончательно нынешние кыргызы формировались как народ в Тянь-Шане, когда окончательно ассимлировали могулов.

       

       

      14 hours ago, Алмас Аманбаев said:

      Потому что консолидация казахских племен начался под эгидей Чингизидов, когда они откололись от улуса Абулхаира. А кыргызов не была Чингизиди. А консолидация могулистанских и лесных племен произошла под эгидей енисейских кыргызов. Численное и военное превосходство была на стороне енисейских кыргызов.

      Сами енисейские кыргызы были потомками древних культур Хакассии, начиная от Андронова до Таштыкской культуры. По этому они первоначально были рыжые, голубоглазые, примерно 60%. Еще они не были классическими кочевниками, а были полукочевой народ. По этому они не делились по родам. А делились по место жительству, а  называние обычно они получали по местожительство. Например, кто то жиль по реке Туба, назывались тубинцами, а кто то по реке Монок, назывались моноками, кто то по стороне Баргуджин Токум и назывались баргы, кто то ближе горы Сары Таг, назывался сарылар и.т. 

      Такие этноними встречаются параллельно кыргызов с хакасами и тувинцами. 

      Аристократический род енисейских кыргызов согласно Рашид ад-Дина назывался ИДИ,:

      "Титул (каждого) их государя, хотя бы он имел другое, –инал, а родовое имя их этой области, кто пользуется уважением и известностью–ИДИ".

      Современная племенное объединение кыргызов Адигене - от древнекыргызского аристократического рода ИДИ (Идиге>Идигине>Адигине). Если принять во внимание тот непреложный факт, что абсолютное большинство личных имен у кыргызов связан с титулами правителей (бек, бий, кан и т.д), то появление подобного словосочетания на основе корневого слова иди и суффикса -гине, гене вполне возможно на примере слова Жетиген (Большая медведица, а также название одного из кыргызских племен), где жети - корень, а -ген - суффикс.

      Моя мама Муңгуш, среди тувинцев то же есть Муңгушу. У нас мунгушу делится на 12 родов. Один из них называется сарылар. Такое же род встречается среди хаксов и тувинцев.

      "Частью кыргызов считался сеок "сарыглар" — желтые. В древности они обитали среди гор Саар Taг, от которых, как будто, и получил свое название. Родовой горой сарыгларов выступает скала Хан-Чалбарт (по-русски Чалпан), расположенная у современного г. Абазы. Она имела второе название Сарыг таг Вполне возможно, что этноним «сарыглар»— «желтые» свидетельствовал об их светлом антропологическом типе. В результате угона 1703 г. остатки сеока сарыглар оказались рассеянными среди сагайцев (10 различных фамилий), бельтыров (4 различные фамилии) и качинцев («сарыг хыргыс» — Созыевы). Тувинский род сарыглар, расположенный в долине р. Кемчика, сагайцами и бельтырами признается за своих родственников, ушедших из Хоорая от крещения".

      Буганаев В. Я. "ПРОИСХОЖДЕНИЕ ХАКАССКИХ РОДОВ И ФАМИЛИЯ".

      Желтые встречаются почти всех подразделений Мунгушов. Например: Мунгуш>кэрэмучин>сарылар.

      Мой сосед Адигине>Монок.

      В Хакасии есть река монок:

      Большой Моно́к (в верховье — Хозындель) — река северо-западных отрогов Джойского хребта, правый приток реки Абакан.

      Малый Монок — река в Бейском районе Хакасии, правый приток реки Абакан. 

      Монок (кирг. Монок, до 2002 года — XVIII Партсъезд) — село в Кара-Сууском районе Ошской области Кыргызстана. В этом село основном живут Адигине-моноки.

      Так можно продолжать бесконечно. Основы нынешних кыргызов это енисейские кыргызы. Именно они ассимлировали могулов и.д. племен в Кыргызстане. То есть, нынешних кыргызов уже была готовая этническая ядро. Окончательно нынешние кыргызы формировались как народ в Тянь-Шане, когда окончательно ассимлировали могулов.

       

      У тувинцев и хакасс есть сеок кыргыз что это значит?

    • 13 часов назад, Алмас Аманбаев сказал:

      Еще они не были классическими кочевниками, а были полукочевой народ

      Ну как бы вертикальная кочевка способствует этому так же как и земледелию

       

      13 часов назад, Алмас Аманбаев сказал:

      ИДИ (Идиге>Идигине>Адигине

      Разве не матерь медведица?я только такую версию слышал от самих Адыгиненцев.Они кстати на юге большую роль играют вроде во все возможных влиятельных процессах страны.

       

      13 часов назад, Алмас Аманбаев сказал:

      Вполне возможно, что этноним «сарыглар»— «желтые» свидетельствовал об их светлом антропологическом типе.

      Это вряд ли.Тем более с середины средневековья уже не было светлых кыргызов

    • В 16.11.2025 в 12:58, АксКерБорж сказал:

      Неужели в те далекие века чтобы делать такие выводы типа админского выражения "казахи Чингизхана"? ))

      Потому что консолидация казахских племен начался под эгидей Чингизидов, когда они откололись от улуса Абулхаира. А кыргызов не была Чингизиди. А консолидация могулистанских и лесных племен произошла под эгидей енисейских кыргызов. Численное и военное превосходство была на стороне енисейских кыргызов.

      Сами енисейские кыргызы были потомками древних культур Хакассии, начиная от Андронова до Таштыкской культуры. По этому они первоначально были рыжые, голубоглазые, примерно 60%. Еще они не были классическими кочевниками, а были полукочевой народ. По этому они не делились по родам. А делились по место жительству, а  называние обычно они получали по местожительство. Например, кто то жиль по реке Туба, назывались тубинцами, а кто то по реке Монок, назывались моноками, кто то по стороне Баргуджин Токум и назывались баргы, кто то ближе горы Сары Таг, назывался сарылар и.т. 

      Такие этноними встречаются параллельно кыргызов с хакасами и тувинцами. 

      Аристократический род енисейских кыргызов согласно Рашид ад-Дина назывался ИДИ,:

      "Титул (каждого) их государя, хотя бы он имел другое, –инал, а родовое имя их этой области, кто пользуется уважением и известностью–ИДИ".

      Современная племенное объединение кыргызов Адигене - от древнекыргызского аристократического рода ИДИ (Идиге>Идигине>Адигине). Если принять во внимание тот непреложный факт, что абсолютное большинство личных имен у кыргызов связан с титулами правителей (бек, бий, кан и т.д), то появление подобного словосочетания на основе корневого слова иди и суффикса -гине, гене вполне возможно на примере слова Жетиген (Большая медведица, а также название одного из кыргызских племен), где жети - корень, а -ген - суффикс.

      Моя мама Муңгуш, среди тувинцев то же есть Муңгушу. У нас мунгушу делится на 12 родов. Один из них называется сарылар. Такое же род встречается среди хаксов и тувинцев.

      "Частью кыргызов считался сеок "сарыглар" — желтые. В древности они обитали среди гор Саар Taг, от которых, как будто, и получил свое название. Родовой горой сарыгларов выступает скала Хан-Чалбарт (по-русски Чалпан), расположенная у современного г. Абазы. Она имела второе название Сарыг таг Вполне возможно, что этноним «сарыглар»— «желтые» свидетельствовал об их светлом антропологическом типе. В результате угона 1703 г. остатки сеока сарыглар оказались рассеянными среди сагайцев (10 различных фамилий), бельтыров (4 различные фамилии) и качинцев («сарыг хыргыс» — Созыевы). Тувинский род сарыглар, расположенный в долине р. Кемчика, сагайцами и бельтырами признается за своих родственников, ушедших из Хоорая от крещения".

      Буганаев В. Я. "ПРОИСХОЖДЕНИЕ ХАКАССКИХ РОДОВ И ФАМИЛИЯ".

      Желтые встречаются почти всех подразделений Мунгушов. Например: Мунгуш>кэрэмучин>сарылар.

      Мой сосед Адигине>Монок.

      В Хакасии есть река монок:

      Большой Моно́к (в верховье — Хозындель) — река северо-западных отрогов Джойского хребта, правый приток реки Абакан.

      Малый Монок — река в Бейском районе Хакасии, правый приток реки Абакан. 

      Монок (кирг. Монок, до 2002 года — XVIII Партсъезд) — село в Кара-Сууском районе Ошской области Кыргызстана. В этом село основном живут Адигине-моноки.

      Так можно продолжать бесконечно. Основы нынешних кыргызов это енисейские кыргызы. Именно они ассимлировали могулов и.д. племен в Кыргызстане. То есть, нынешних кыргызов уже была готовая этническая ядро. Окончательно нынешние кыргызы формировались как народ в Тянь-Шане, когда окончательно ассимлировали могулов.

       

    • Пока ничем

      Данных надо больше

    • На дне озера нашли древний мусульманский некрополь

      https://poisknews.ru/arheologiya/na-dne-ozera-nashli-drevnij-musulmanskij-nekropol/

  • Ученые: хунну на Алтае открыли обработку железа до возникновения Тюркского каганата


    Rust

    Раньше считалось, что эти печи появились в древнетюркскую эпоху в VI–X вв. нашей эры, однако радиоуглеродный анализ показал, что они возникли на 300 – 400 лет раньше – в III–IV вв. нашей эры, то есть еще до того, как сложился Тюркский каганат.

    Это открытие кардинально меняет представление о развитии древней металлургии.
    Археологи ТГУ при поддержке гранта РНФ "Генезис черной металлургии в Южной Сибири" изучают, кто, когда и каким именно способом стал добывать железо на Алтае и в Шории. Первая часть проекта – исследование древних железоплавильных печей Горного Алтая (Россия).

    Всего там было открыто 15 печей кош-агачского типа – это крупнейшие для того времени печи во всей Центральной Азии.

    Исследования велись в 1970 – 1980-х годах, и тогда их появление связали с первым Тюркским каганатом. После этого больше 40 лет на территории Горного Алтая исследования по археометаллургии железа не велись.

    В 2018 году археологи ТГУ провели раскопки древних мастерских по выплавке железа на берегу реки Куяхтанар.

    Для обнаружения печей и рудных выработок ученые использовали аэрофотосъемку и магнитную разведку. Именно с помощью магнитной разведки была обнаружена печь прекрасной сохранности, что впервые позволило полностью восстановить конструкцию и понять древнюю технологию выплавки железа.

    "Проведенная работа позволила провести переоценку дат возникновения печей данного типа на Алтае. Радиоуглеродные даты показали, что печи кош-агачского типа появились уже в III-IV вв. нашей эры. Очень похожие печи встречаются позднее в Юго-Восточной Азии, – рассказал руководитель проекта, сотрудник лаборатории социально-антропологических исследований ФИПН ТГУ Евгений Водясов. – Это переворот представлений о развитии металлургии.

    Раз такие сложные и производительные печи появились на Алтае раньше, чем в Юго-Восточной Азии, то теперь нужно переосмысливать существующие представления о распространении технологий. В этом нам могут очень помочь исследования на пограничных российскому Алтаю территориях Монголии, Казахстана и Китая".

    В печах кош-агачского типа можно было получить за одну плавку железную крицу весом около одной тонны. Для сооружения печи использовалось 1500 кг глины и каменные плиты весом 1200 кг.

    "Мы изучили подземную камеру и наземную часть печи, где происходил процесс восстановления железа из руды. В этом году будем искать место, где обрабатывали полученную крицу, и надеемся найти кузницу", – пояснил Евгений Водясов.

    Результаты своей работы томские ученые представили на международной конференции Archaeometallurgy in Europe в Мишкольце (Венгрия). Доклады томских ученых получили высокую оценку и вызвали оживленную дискуссию. Несколько зарубежных лабораторий предложили им рассмотреть возможность совместных проектов.

    tsu.ru

    • Like 2

    User Feedback

    Recommended Comments

    There are no comments to display.


×
×
  • Create New...