Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • 2 часа назад, АксКерБорж сказал:

       

      Емнип, хорчинов поздние монгольские источники (Шара туджи, Алтан тобчи и др.) связывают с Хасаром, братом Чингизхана, что они были даны ему в управление вроде.

       

       

      8 часов назад, АксКерБорж сказал:

       

      Думан, ваш интерес к нирунскому субкладу и кластеру среди казахов понятен, молодец, любознательный.

      Но нельзя же быть безразличным к себе, расскажите нам и про свой род-племя, про свой днк.

       

      Хз , скажу одно ,  меня свои соплеменники здесь не жалуют  , так что не думайте , ко всем подхожу одинаково , даже своим 

    • 3 часа назад, АксКерБорж сказал:

       

      Нередко трудно понять логику ваших мыслей.

      Во-первых, какое отношение Бесік той имеет к Қалжа той это разные мероприятия, первое в честь первой укладки младенца в бесік (колыбель), второе - в честь удачных родов. Да, у нас Бесік той не проводят, потому что в бесік детей давно не ложат, но это никак не относится к нашему обсуждению.

      Во-вторых, как я показал выше, что в вашей области Қалжа той никакая не диковинка, они активно проводятся о чем свидетельствует продажа аксессуаров к нему.

       

      Кстати, у нас на Қалжа приглашаются исключительно женщины. У нас даже существует шуточная поговорка "Қалжаға барсаң шәшің түсіп қалады" (если пойдешь на Калжу, то облысеешь). Это так пугают мужчин, чтобы даже не думали идти на девичник. ))

      Интересно у вас тоже так?

       

      На бесик той , кто идёт кто не идёт , в основном женщины 

    • 11 часов назад, zuungar1 сказал:
      • Несоответствие Тюркской Ономастике: Имя Яглакар (в его наиболее распространенной тюркской реконструкции) не имеет очевидной и убедительной этимологии в древнетюркском языке или тюркской ономастике того периода, которая могла бы быть связана с его высоким статусом или функциями.

      • Протомонгольские Параллели: В отличие от тюркского, существуют фонетические и структурные параллели с протомонгольскими и сяньбэйскими языками.

        • Это укрепляет гипотезу о том, что имя Яглакар имеет сяньбэйское/протомонгольское происхождение и было принято в тюркской среде, либо сам род был сяньбэйским по происхождению, но тюркизированным.

        • Этот лингвистический аргумент прекрасно согласуется с данными китайских хроник ("Синь Тан шу"), которые связывали Яглакар с племенем Цзиму (сяньбэйский субстрат).

      может действительно второй язык уйгуров, про который писал Кашгари, был монгольский, и письмо, которым пользовались жрецы и велась канцелярия - это будущее монгольское письмо

    •  

      Емнип, хорчинов поздние монгольские источники (Шара туджи, Алтан тобчи и др.) связывают с Хасаром, братом Чингизхана, что они были даны ему в управление вроде.

       

    • В 11.12.2025 в 20:11, Лимфоцит сказал:

      Отмазался типа , ответ лежит на поверхности , у вас бесик не кладут , поэтому калжа той 

       

      Нередко трудно понять логику ваших мыслей.

      Во-первых, какое отношение Бесік той имеет к Қалжа той это разные мероприятия, первое в честь первой укладки младенца в бесік (колыбель), второе - в честь удачных родов. Да, у нас Бесік той не проводят, потому что в бесік детей давно не ложат, но это никак не относится к нашему обсуждению.

      Во-вторых, как я показал выше, что в вашей области Қалжа той никакая не диковинка, они активно проводятся о чем свидетельствует продажа аксессуаров к нему.

       

      Кстати, у нас на Қалжа приглашаются исключительно женщины. У нас даже существует шуточная поговорка "Қалжаға барсаң шәшің түсіп қалады" (если пойдешь на Калжу, то облысеешь). Это так пугают мужчин, чтобы даже не думали идти на девичник. ))

      Интересно у вас тоже так?

       

  • Ученые: хунну на Алтае открыли обработку железа до возникновения Тюркского каганата


    Rust

    Раньше считалось, что эти печи появились в древнетюркскую эпоху в VI–X вв. нашей эры, однако радиоуглеродный анализ показал, что они возникли на 300 – 400 лет раньше – в III–IV вв. нашей эры, то есть еще до того, как сложился Тюркский каганат.

    Это открытие кардинально меняет представление о развитии древней металлургии.
    Археологи ТГУ при поддержке гранта РНФ "Генезис черной металлургии в Южной Сибири" изучают, кто, когда и каким именно способом стал добывать железо на Алтае и в Шории. Первая часть проекта – исследование древних железоплавильных печей Горного Алтая (Россия).

    Всего там было открыто 15 печей кош-агачского типа – это крупнейшие для того времени печи во всей Центральной Азии.

    Исследования велись в 1970 – 1980-х годах, и тогда их появление связали с первым Тюркским каганатом. После этого больше 40 лет на территории Горного Алтая исследования по археометаллургии железа не велись.

    В 2018 году археологи ТГУ провели раскопки древних мастерских по выплавке железа на берегу реки Куяхтанар.

    Для обнаружения печей и рудных выработок ученые использовали аэрофотосъемку и магнитную разведку. Именно с помощью магнитной разведки была обнаружена печь прекрасной сохранности, что впервые позволило полностью восстановить конструкцию и понять древнюю технологию выплавки железа.

    "Проведенная работа позволила провести переоценку дат возникновения печей данного типа на Алтае. Радиоуглеродные даты показали, что печи кош-агачского типа появились уже в III-IV вв. нашей эры. Очень похожие печи встречаются позднее в Юго-Восточной Азии, – рассказал руководитель проекта, сотрудник лаборатории социально-антропологических исследований ФИПН ТГУ Евгений Водясов. – Это переворот представлений о развитии металлургии.

    Раз такие сложные и производительные печи появились на Алтае раньше, чем в Юго-Восточной Азии, то теперь нужно переосмысливать существующие представления о распространении технологий. В этом нам могут очень помочь исследования на пограничных российскому Алтаю территориях Монголии, Казахстана и Китая".

    В печах кош-агачского типа можно было получить за одну плавку железную крицу весом около одной тонны. Для сооружения печи использовалось 1500 кг глины и каменные плиты весом 1200 кг.

    "Мы изучили подземную камеру и наземную часть печи, где происходил процесс восстановления железа из руды. В этом году будем искать место, где обрабатывали полученную крицу, и надеемся найти кузницу", – пояснил Евгений Водясов.

    Результаты своей работы томские ученые представили на международной конференции Archaeometallurgy in Europe в Мишкольце (Венгрия). Доклады томских ученых получили высокую оценку и вызвали оживленную дискуссию. Несколько зарубежных лабораторий предложили им рассмотреть возможность совместных проектов.

    tsu.ru

    • Like 2

    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...