Перейти к содержанию

Лидеры

  1. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      15

    • Постов

      28380


  2. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      10

    • Постов

      18819


  3. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      9

    • Постов

      16959


  4. Momyn

    Momyn

    Пользователи


    • Баллы

      5

    • Постов

      1944


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией за 03/27/24 во всех областях

  1. Я тоже не понял это заявление. Когда каракалпаки вошли в орбиту алшинов, то алшины уже существовали к тому времени. Если бы это было наоборот, то еще можно было бы понять.
    2 балла
  2. Спросил у старших. У многих. В советское время кыргызы знали и праздновали Орозо Айт и Курман Айт несмотря на гласный и негласный запрет. Про Навруз вообще не знали.
    2 балла
  3. Обсуждение того, кто сейчас является по настоящему независимым, а кто нет - это политика.
    2 балла
  4. Мне интересно, если Жаксылык покажет документы с фамилиями, подтверждающие позорную для Монголии ситуацию, то вы признаете провокацию со стороны Монголии? По мне, так у него среди казахов больше врагов, настоящих монголофобов, не признающих современных монгол, как потомков народа Чингисхана. Как то плохо вы владеете информацией.
    2 балла
  5. Тут надо подчеркнуть, что рассекать волос пополам – вдоль.
    2 балла
  6. На западе есть Көрісу, которые восходит к Амалу. Если вы заметили, это регшиональтный праздник тоже благодаря соцсетям, государству, СМИ, да и просто человеческим отношениям между казахами, становится общенациональным. Плохо это или хорошо? Стоит ли визжать с каждого утюга и обвинять в распространении чуждого татарского элемента павлодарца из-за того что он солидарно со своим коллегой из Атырау празднует его? Или истерить через 50 лет если Амал станет общеказахским? Мне лично пофиг, можно и попраздновать, комплексов на этот счет нет
    1 балл
  7. Казахи и кыргызы, родные, вы же праздновали 70 лет католический новый год оппиваясь до свинячьего визга после полуночи при морозе и холоде. Чем вам не по душе новый год наших близких соседей персов, к тому же их кровь генетически присутствует в нас, к тому же персидский новый год астрономически правильный?
    1 балл
  8. На татаро - монгол Шх списывайте , они сожгли библиотеку в Отраре
    1 балл
  9. К сожалению, нет на форуме очень грамотного участника Le Raffine, но я отвечу на его правильно сформулированные вопросы: 1. Основной базис сформировался раньше. 2. Именно они и/или скорее всего Барак-хан являлись создателями нового полит. образования в Могулистане. 3. Не было никакой откочевки. Дети и родственники Барак-хана оказались вместе с ним в Могулистане в 1426 году. Смотрим письмо ордынского Улуг Мухамеда османскому Мураду 2 от 1428 года, где он пишет, что Барак и Мансур бежали еще в 1426 году. А куда именно и как далеко бежали смотрим на другие источники. О перемещении Барака к границам тимуридов, а также о его смерти в Могулистане писал не только Самарканди, но и Хавафи, Абру (другой вопрос кто и сколько заимствовал друг у друга, но все они были современниками эпохи Барака). О том, что Барак вынужден был уйти к границам Тимурленка писал и Бадратдин Айни. 4. Да. 5. Без комментариев. 6. Было именно возникновение отдельного Казахского ханства, здесь историки абсолютно правы!
    1 балл
  10. https://eurasica.ru/forums/topic/4146-добу-мэргэн-добун-баян-и-бодончар/?do=findComment&comment=459749
    1 балл
  11. Север думаю тут ни при чем. Монгольское "ой" (лес) возможно связано с тюркским "ой" (низина). У нас лесные (тугайные) поймы называют "ой". И не только рек и озер, но и вообще местности с впадинами, низины, ложбины. Там собственно и присутствуют заросли, потому что низина это всегда более влажная и плодородная почва для деревьев и кустарников.
    1 балл
  12. Наш маньчжуровед - казаховед разбушевался
    1 балл
  13. Нашел сведения о Ноорузе среди кыргызов: Получается, что Нооруз/Оруздама/чон кёжё — кёжё (көжө 1. взвар пшена или пшеницы) все таки праздновался кыргызами в старые времена.
    1 балл
  14. Где степи Казахстана тогда ? На западе и юге?
    1 балл
  15. Тут полностью согласен, совершенно правильно удалили провокацию.
    1 балл
  16. ибн АКБ лучше занимайтесь вышивкой! Видимо вы родились в китайских глиянных домах. А я родился в юрте и вырос в юрте. Хорошо знаю юрту.. Кидани ,каракидани это ваши предки и заклятые враги монголов..Род хятад у монголов есть только среди западных мянгатов.И их нет нигде больше в Монголии .
    1 балл
  17. Если соберетесь в личку пишите
    1 балл
  18. Причем тут бисер метать. Просто напишите имя следователя, номер дела. Одно предложение. В Монголию вы не собираетесь ехать, давайте изличим тех кто над вами надругался. Я вам помогу. Если конечно вся история не плод вашего воображения.
    1 балл
  19. Возможно вам помогут в этом ув-ые Asan-Kaygy и Тайбуга Буркут. Как будут результаты прошу написать мне в личку.
    1 балл
  20. Там Темир говорит об алчин Айтолмыше 100%. Исин неправильно понимает. Есть и другие "места" как Айдарово и еще один два "мест". Айтолмыше и его предках упоминает Темир, такие уточнения про своих послов нередки в док-тах и про каз-ких послов.
    1 балл
  21. Касательно казахского абақ - "ядро невода", "тюрьма" и т.д. в свете сообщения ув Акб сделаю поправку. https://eurasica.ru/forums/topic/3353-монгольские-казахи/?do=findComment&comment=467627 Монгольское абху-абах-авах (брать, получать, овладевать), казахское абақ, абақты (тюрьма и т.д.), древнетюркское аб-ав-ау (охота, невод) генетически связаны между собой, ибо замкнутый, контролируемый периметр/загон ав-аб-аба-абақ как раз и ассоциировался с процессом добычи зверя (получения, захвата, овладевания) во время облавной охоты. То же самое касается и рыбы, пойманной в сеть, невод и т.д. Поэтому в казахском языке есть и такие значения абақ, абақты как қыспақ, азап, қиын-кыстау и т.д. - "в тисках", "в лишениях" и т.д. По сути тюрьма - это и есть замкнутый контролируемый периметр, или "тиски", "неволя" и т.д. В этой теме писалось, что название Бааридай-Баарин связано с монгольским "bari"- "to seize, capture, abduct", ("захватывать", "овладевать"), так как предок бааринов согласно генеалогии был рожден женщиной, захваченной в плен. Или можно сказать, что она была представителем племени, которое попало в зависимость от племени Бодончара. Термин алман/албан-албат в контексте "объект", т.е. в значениях "облагаемый данью, повинностью" или "подданный, подвластный, зависимый, крепостной" тоже подходит к низкому, "подчиненному" статусу племени матери родоначальника Баарин. В позднем калмыцком фольклоре, зафиксированном Г.С. Лыткиным, мать родоначальника Баарин названа Будан (не важно, это имя, прозвание или эпитет и т. д.). Согласно ДТС "бодан" означает в целом "подданные", "народ", а в казахском языке более конкретное значение - "покоренный", подчиненный", "зависимый" народ. Таким образом, термины Баари-Абақ-Бодан-Албан/Албат характеризовали "подчиненный", "подконтрольный" статус племени матери родоначальника племени баарин.
    1 балл
  22. я в своей статье про это написал. https://www.academia.edu/111693148/Каратаев_А_А_Касательно_версии_о_ногайском_происхождении_племени_Алшин_ вот отрывок: "Первое упоминание об алшинах в Большой Орде относится к 1485 году, в письме беклярбека Большой Орды - мангыта Темир бия великому князю литовскому Казимиру [13, 34]. В письме указано, что Темир отправляет к Казимиру своего посла – князя (бия) Айтолмыша из племени Алшин, который издавна служил прежним государям Большой Орды, и занимал при них особое «Алшиново место», и является важным человеком."
    1 балл
  23. Среди суанов Старшего жуза есть подроды Ханбагыс, Есбагыс, Досбагыс. Один багыс точно оказался носителем старкластера (вероятнее уйсунский кластер)
    1 балл
  24. Польстило, что я с коллегами был угрозой монгольской национальной безопасности
    1 балл
  25. Ода скрупулезной точности и справедливости судейских решений.
    1 балл
  26. Весёлое Вам выдалось приключение )Воспоминание на всю жизнь )
    1 балл
  27. @Murat Monkeuly он бы ссылался на Бахр, если там было написано об этом. Тут он просто свою версию уже излагает. Тем более он ярый сторонник Орда Эженского происхождения казахских ханов
    1 балл
  28. О беспристрастном судье казахи говорили: "Қара қылды қақ жарған" - "Рассекающий пополам (конский) волос" http://kaz.slovopedia.com/197/53914/2225838.html
    1 балл
  29. 😁 Может и быть, мы өөлеты и среди халха-монголови среди тывинцев (как я) отличаемся немножко волосотастью в лице и теле, и как я замечал өөлеты среди халха-монголов много бывают большими носами, т.е. носатые . Может всё таки смешанность с средне-азиятами??? как я думаю өөлэты это народ из могулистана которые отошли к ойротам.
    1 балл
  30. у тюрков жужаней и сяньби не было старкластера
    1 балл
  31. Хэй - Кара Шуй — Суу/Суг/Суб/Сув Кара-Суу — черная река(черная вода). Возможна ли такая транскрипция иероглифов ? Мне кажется да
    1 балл
  32. https://www.theytree.com/tree/R-YP682 , здесь казахи родня самого Пушкина
    1 балл
  33. Спустя много столетий потомки монголов Чх или карататаров Чх или монголо-татаров Чх, здесь не суть важно как их величать, продолжали повторять манихейские легенды (разумеется с искажениями, но общий сюжет сохранился), которые были в ходу в Уйгурском каганате. Образ раба баяута Маалиха (баят малик можно перевести как "божественный владыка"), который оказался у вдовы Алангоа, напоминает часть биографии пророка, "апостола света" Мани https://eurasica.ru/forums/topic/6910-маалих-баяудаецмаалих-баяудаймаалих-баяут-кто-мог-стоять-за-этим-именем/ Интересно, что в генеалогиях алшынского племени Адай тоже упоминается происхождения от луча света, а также некое ДЕРЕВО с плодами. Про связь названия алшынского Беріш с тем самым манихейским "наростом на дереве", т.е. с субстанцией, из которой согласно источникам родился эдизский Богук-каган (или наймано-уйгурский Буку-хан) писал здесь https://eurasica.ru/forums/topic/6412-этимология-и-семантика-названий-алшынских-племен-что-означало-в-свое-время-алимулы-жаманак-шекти-и-тд/?do=findComment&comment=465190
    1 балл
  34. Давненько я не брал в руки шашек постил в эту тему. Следующие персизмы, которые хочется рассмотреть это дуст и маст. дуст - друг маст - пьяный От них происходят казахские слова дос (друг) и мас (пьяный). Сначала остановимся на слове дуст. Слово это присутствует в иранском, таджикском и афганском диалектах персидского языка. В некоторых тюркских это слово сохранило конечную Т: узбекский дўст, туркменский dost, турецкий dost. Как тюрки раньше называли друзей? Вопрос остается открытым (потому что единой картины в других тюркских я не увидел). Теперь о маст. Точнее о том, как другие тюркские народы называют пьяного человека. Тут вырисовывается такая картина: исерек (татарский) итирик (якутский) эзирик, эзирээн (тувинский) эсирген (карачаево-балкарский) В казахском есть похожее слово есірген - пьяный. Слово происходит от ЕС (разум) + ІРІГЕН (скисший, сгнивший, испорченный, разложившийся).
    1 балл
  35. Нет. У всех были свои правители. А союз Хамаг монгол - все монголы, видимо касался только монголов. Найманы, меркиты, кереиты стали монголами после Чингиса, который уничтожил их государственность или полугосударственность и влил их в состав своего государства.
    1 балл
  36. 1. Как можно скорректировать оригинал словаря? Бурятский лингвист Санжеев просто консультировал автора русского перевода. Я уже приводил словарь Гандзакеци на английском языке, без Санжеева, - слова все те же. Поэтому искать здесь заговор бесполезно. 2. Относительно уйгурской письменности - наверное не стоит объяснять, что уйгурскую письменность они использовали для передачи родного языка? По чиновникам Цзинь вообще смешно. Речь идет про китайскую письменность, а не киданьскую. Если приняли бы киданьский язык, значит использовали бы и киданьский алфавит/письменность, это наследие империи Ляо, а не Цзинь. Надеюсь понятно, что и в империи Ляо и в Цзинь использовалась китайская письменность? В итоге идея о киданьском письменном языке у монголов с использованием уйгурской письменности - это бред, основанный на желании натянуть на монголов тюркский язык. Писцами были уйгуры, а не кидани.
    1 балл
  37. Есть данные армянских источников, есть монгольские слова из текста РАДа, есть целый тюрко-монгольский разговорник. Все это значит ерунда по сравнению с вашей гениальной идеей о принятии монголами другого письменного языка? А зачем они тогда приняли уйгурскую письменность? Что так сложно было принять сразу и уйгурский язык, тем более он был родственным вашему якобы "татарскому" языку? По источникам и писари все были уйгурские. В итоге это просто желание натянуть тюркский язык на монголов ЧХ. Других причин нет.
    1 балл
  38. Ага и все среднеазиаты мусульмане, вроде Махмуда Ялавача, тоже использовали киданьский навязанный язык? Прямо таки чудеса, да и только. Мы имеем письменные источники на монгольском языке. Источников на тюркском нет.
    1 балл
  39. Суффикс -дур, -тур это нормальный активный суффикс, в современном кириллик монгольском стал -д, -т. Если на худам монгол то пишем "Москва-дур күртэлэ йабуба." А на кириллик монгольском "Москвад хүртэл явав." И также на худам монгол этот суффикс пишется как -ду, -ту что соответствует к -д, -т на кириллик монгольском. Суффиксы: -дур, -тур; -ду, -ту; и -д, -т - являются суффиксом падежа "өгөх оршихын тийн ялгал" что соответствует дательному падежу русского языка. И, на ССМ "Idil Jayag usutan mured getulun Kiwa Menkermen balgasun-dur kurtele Sube'etei Ba'atur-i ayala'ulba" будет на современном халха или кириллик монгольском "Ижил, Зай уст мөрнүүд гэтлэн Киев, Мэнхэрмэн(?) балгас-т хүртэл Сүбээдэй Баатар-ыг аялуулав". Перевод: "Переходя большеводных рек как Волгу и Урал отправили (буквально сделали путешествие - аялуулах) багатура Субедея к городам Киев и Менкермен". balgasun-dur - к городам Ещё суффикс: "-дур,-тур" соответствует русскому предлогу "по". Мөнгкэ тнгри-йин күчүн-дур - По силу вечного неба. (ещё приблизив для понятия Под силой вечного неба)
    1 балл
  40. Ну вы то известный лингвист.
    1 балл
  41. hämä (вcё) - также фарси. Возникает вопрос, древнетюркское слово qamagh заимствование? hämä>qamagh>hamag
    1 балл
  42. zindan - фарси. монгольское слово гяндан, восходит к персидскому зиндан через тюркские языки?
    1 балл
  43. почитайте статьи Дремова. калмаки в Западном казахстане в 14-16 веки это явно не ойраты
    1 балл
  44. В XVI веке восточные монголы в лице халха гонялись за ойратами. в XVII ойраты взяли реванш и гонялись за халха. в XVIII все плачевно закончилось с уничтожением Джунгарского государства. Я говорил сибирские татары барабинцы они как и монголоязычные ойраты цокают. Цоканье и другие характерные особенности делает халхасский диалект связующим звеном между восточными монголами и ойратов. Всем напоминаю что большинство восточных монголов живут в КНР. У них язык чокающий даже местами шокающий. Они такие же буддисты гелукпинской школы как и халха-монголы но характерные тибетские звуки Ц и Дз не умеют произносить, переделывают в С и Дж. Тангуты никуда не исчезли часть сменила религию, известны сейчас как дунгане или хуй. Та часть которая кочевала инкорпировались в состав монголов, при этом утратив язык и другие характерные особенности как осетины и кыпчаки. Такой же естественный процесс происходил на западе где малочисленные пришельцы монголы растоворились лишь передав свои имена и гены своим потомкам. Никто не отрицает что казахи частью являются потомками средневековых монголов, как и некоторые монголы имеют кыпчакское, хорезмийское или даже осетинское происхождение. "Уважаемые" истинные потомки монголов будьте немного трезвее.
    1 балл
  45. спасибо, вики врет значит, что Цецен объявил себя ханом? у нас Чечен - оратор В 1671 году был убит старший брат Галдана, джунгарский хунтайджи Сенге. Его умертвили старшие братья Цэцэн-тайджи и Цзотба-Батур. Ханский престол захватил Цэцэн-тайджи, который стал править под именем Цэцэн-хана
    1 балл
  46. Эмотиконы вообще великая вещь, могут передать чувства, отношение. Если даже предположить, что уничтоженные, разбитые и изгнанные "племена", раздавленные нарождающейся Монгольской империей, имели в своем составе нескольких человек с доселе неведомые нам "тюркскими" именами и титулами, то как они, будучи подавленными, разбитыми и изгнанными, могли одновременно образовывать "большинство" или, тем более, как-то значимее, чем рабы и обслуга, принимать участие в курултае? Да, никак. Не для того с ними воевали, чтобы теперь с ними считаться при решении важных задач. Фантазии надо отбрасывать, развивать историчность мышления.
    1 балл
  47. Никаких "тюркских" имен и титулов так и не обнаружено. И какие же "тюркоязычные" народы были в "большинстве" в 1206 г на курултае? Какие ханы там имели возможность высказать свое мнение? Кого там вообще спрашивали? Татары уничтожены, кереиты и найманы разбиты. Самое время настало, наверное, Чингисхану поинтересоваться их авторитетным мнением?
    1 балл
  48. Во-первых персидская основанная на арабице, русская основанная на кириллице довольно часто портит первоначальное звучание. Хотя более точно передают чем китайцы. Түмэн-түмэд 10 тысяч Хонгирад-хонхэрээд-вороны Догулад-от догулан-хромые Мангуд- Мы Ойрад-ойра-ближние -д, т, с в тюркских языках не употребляются же. Вы же казактар а не хасагууд.
    1 балл
×
×
  • Создать...