Перейти к содержанию

Лидеры

  1. АксКерБорж

    АксКерБорж

    Пользователи


    • Баллы

      13

    • Постов

      56015


  2. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      11

    • Постов

      17313


  3. Momyn

    Momyn

    Пользователи


    • Баллы

      8

    • Постов

      1973


  4. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      5

    • Постов

      28522


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией за 06/27/24 во всех областях

  1. @кылышбай Кураминцы не о-кают, мы а-каем. Могу сказать, что заметил в нашем диалекте: 1)Жоканье[Jj] 2)Ф->П Пример: хаФта[узб]-> аПта; Фойда->Пайда 3) Х->Қ Пример: хамир->қамыр; худо хохласа-> қудай қаласа; 4)Сингармонизм Как заметил у нас не особо сильно как в Казахском языке, пример:айтпа емес айтма, Может утратили🤷‍♂️ Примеры: Айтган[узб]->айтқан; Чиқади->чығады; бизниң->биздиң; кимлар->кимлер; Мн.число у нас Лар/Лер Гармония гласных: бизда[узб]-> бизде, дафтарлар->дäптерлер, билмаган->билмеген Ну и другое; Менга->Маған; сенга->Саған Бурун->мурын, бойин->мойын Билан->мен, пример: ким билан->ким мен Ғ/Г-> Й/У/ или просто пропадает: Оғил->ул; тоғ->тау; йиғла->жыла Тег->тий; tugma->туйме
    3 балла
  2. Как то в 70 годы прошлого века два кыпшака из аула моих нагаши решили навестить родственников в ферганской долине и заодно встретиться с кыргызкими кыпчаками, то есть наладить связи под лозунгом кыпшаки всех народов объединяйтесь. До кыпчаков ферганы они добрались, были братские объятия, долгие разговоры про историю, но их забрали кое-кто, не милиция. Оборванные избитые без денег домой добирались товарными вагонами. Весь аул и округа долго над ними смеялись. Сейчас все просто и доступно.
    2 балла
  3. Возможно как-то связано с казахским глаголом ақшию - выпучить глаза. В каракалпакском ақшый означает "закатывать глаза". Что восходит видимо к "көздің ағы" - белок глаз. Думаю связано с тем, что лекарь проводил что-то вроде шаманского обряда и впадая в транс закатывал глаза.
    2 балла
  4. @Bas1 Да не согласуется оно в истории. Во первых это лингвистический не подтверждено, во вторых я уже приводил аргумент, что если термин казакование действительно означает отделившихся от своей общины, то почему нету упоминания этого термина до 14 веков? В истории было полным полно отделившихся от своей общины людей, но мы даже письменно не наблюдаем такое,не то что устно.
    1 балл
  5. Phantasie ist wichtiger als Wissen, denn Wissen ist begrenzt (c) ...
    1 балл
  6. https://www.inform.kz/ru/raskrita-geneticheskaya-tayna-porodi-tazi-56c862 Раскрыта генетическая тайна породы тазы
    1 балл
  7. Имя Чингис разьясняли РАД и Рубрук. С чего вы взяли что Абулгази, который жил спустя много столетий, был более осведомленным?
    1 балл
  8. @Tima_2109 Тут дело в ассимиляции. А не в каком то феномене, в котором қазақ это якобы какой то соционим. Сам этноним впервые упоминается в 1308 годах на территории Крыма. Судя по тому, что в официальных словарях значение "қазақ" указаны в разных значениях указывает на то, что на момент 14 века значение изначальное этнонима утрачено. В кодекс куманикус указано "часовой, страж", в египетском "холостяк". Однако что бы там ни было, при Керее Жанибеке наблюдаем этнос "казак" , которое противопоставляет себя против узбеков, ногайцев и других этносов.
    1 балл
  9. конечно, у ногайцев тоже было сословие казак
    1 балл
  10. У многих в голове засел штамп, что қазақ - это человек, ставший таким по своей воле. Это не всегда так. Вообще у термина қазақ много значений (смелый, храбрый, разбойник, беглый, заблудившийся, потерявшийся и т.д.), но сейчас мы говорим о том, какое значение использовалось в отношении казахского народа в источниках. В источниках семантику қазақ (применительно к народу қазақ) связывали с вынужденными бежать, изгнанными и т.д.: они решили бежать, искать счастья на чужбине и т.д. не потому что им самим нравилось скитаться и бродяжничать и т.д., а потому что их изгнали, это была вынужденная мера. В контексте бегства и изгнания и т.д. твоя воля вообще может быть не при чем, так как ты просто вынужден перемещаться, скитаться, отрываться от родных мест под давлением враждебных внешних факторов (напр. Абулхаир или Аксак Тимур). Дулати: ...В то время в Дашт-и Кипчаке владычествовал Абу-л-Хайр-хан. Он причинял много беспокойства султанам джучидского происхождения. Джанибек-хан и Кирай-хан бежали от него в Могулистан.... Так как они [Кирай и Джанибек] сперва, бежав и отделившись от своего многочисленного народа 194, некоторое время пребывали в беспомощности и скитаниях, их и прозвали казахами, и прозвище это закрепилось за ними. 194. В Л (стр. 245) после слова «народа» следует дополнение: *** — «в пустынях разрозненно и в растерянности». Здесь речь не шла, что они по своей воле захотели скитаться и подвергать себя таким лишениям - они были вынуждены бежать от Абулхаира. Например, османский историк Челеби тоже связывал название қазақ с теми, кто изгонялся и вынужден был бежать в степь, ибо "...побежденный не может более оставаться в пределах своего вилайета и удаляется прочь в степь..." https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Celebi_Sejfi/text1.phtml?id=12726 Временами они живут мирно, иногда вступают в междоусобные распри. Побежденный не может более оставаться в пределах своего вилайета и удаляется прочь в степь. В былые времена предки казахских ханов потерпели поражение в борьбе за обладание Бухарой и Ташкентом и были вынуждены бежать в степь, где и остались. На основании этого обстоятельства им было дано название казак. Причем сами казахи обьясняли значение своего народа тоже как "беглый" , "потерявшийся". Не думаю, что они в 18 веке начитались Дулати или Челеби и пришли к такому заключению. Андреев И.Г. "...Хотя ж киргис-кайсаками они пишутся, и их так называют, но собственно на вопрос каждой киргисец просто себя именует “хазак”, которое имя значит по истолкованиям от них же из рода разумных людей “беглый” или “потерявшийся”..." https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVIII/1780-1800/Andreev/frametext1.htm
    1 балл
  11. казаком. Этноса казах еще тогда не было. Казак это человек живущий в отрыве от своего рода-общины. Конфронтация с ханом не обязательна
    1 балл
  12. Ма - "лошадь" с китайского. Тюрки и в т.ч. "тюркизированные согдийцы" были также в поставщиками лошадей в Тан и т.д. "Тюркизированные согдийцы" - это термин, который внедрили сами историки (напр. яп. историк Kiyohiro). Почитайте работы напр. Пуллиблэнка, часть китайских согдийцев адаптировались в тюркской кочевой среде и были представлены в виде союза шато. Это были самые настоящие номады, но с "памиро-ферганской" внешностью. Ну и при этом конечно, часть из них в т.ч. занимались земледелием и торговлей. Традиции быстро не забываются.
    1 балл
  13. Письменность была у номадов во времена существования сильных государственных формирований, ибо она нужна для целей администрирования и управления государством. Те древние уйгуры были номадами.
    1 балл
  14. Нельзя ставить телегу впереди лошади. Генетика - это всего лишь инструмент. Историкам нужно продолжать кропотливо и дотошно работать с текстами источников. Понимаю, что это нудно и долго, но другого пути нет.
    1 балл
  15. Я вам уже раз 10 писал, что найманы или жагалбайлы - потомки ядра манихейского Уйгурского каганата Бокуг-кагана. При чем тут вообще генетика, если речь не идет о большом монолитном гомогенном клане родичей? Речь идет по сути о народе. Вы понимаете о чем я говорю? Что с вами всеми сделали генетики?
    1 балл
  16. В этом 100% вина элит.
    1 балл
  17. Соглашусь с ув. Zake, что это влияние религии света, т.е. манихейства. Эта легенда коснулась тогуз-огузские племена, выходцев из тогуз-огузов карататар-монгольские племена и даже киданей, это Алтай и степи по обе его стороны. Отсюда и схожие по сюжету легенды у наших предков.
    1 балл
  18. @АксКерБорж ну это понятно, но диахронический этнонимы аргын, алшын существовали. И скорее всего, когда подразделении не было так много, тогда тюркские племена возможно и называли себя просто алшын или аргын.
    1 балл
  19. Уже интересно. Такие интервью надо бы и узбекам, и каракалпакам, и монголам, и т.д. дать чтобы многие "фейковые" обиды развеять и популяризировать совместную научную историю
    1 балл
  20. Спасибо) Ждем вашу статью по Жетыру... и про нас не забудьте😅
    1 балл
  21. У нас это вновь приобретенные традиции ислама. Судя по нашей казахской скотоводческой терминологии, наши предки тоже не выпускали кровь надрезая глотку, а били скот сильным ударом, т.е. оглушали: [мал] сою, соғым - буквально не означает "резать" или "колоть", а означает "забивать", "бить" (глаголы - сою, соғу). Но теперь глагол "сою" нами искаженно воспринимается как "резать". Но выпускали ли кровь наши предки надрезая горло после того, как оглушали скот сильным ударом, я пока не знаю. Кто поделится инфой из источников или своими мыслями на этот счет был бы благодарен. Возможно. Но еще была и другая причина. Г.Н. Потанин "Племена и поколения, населяющие Северо-Западную Монголию": "... Монголы и тюркские племена в Алтае и Саянах варят мясо не подолгу, не более получаса времени, так что навар бывает невкусный, пропадает даром и выплескивается; мясо, приготовленное монголами, бывает полусырое; этим монголы приближаются к сибирским сыроядцам. Киргизы, напротив, варят мясо часа два и более, получается вкусный навар, который распивается из небольших чашек в заключение обеда". Наверно поэтому мясной бульон до сих пор не в почете у монголов.
    1 балл
  22. патриотичнее надо быть, чтоб деньги , хотя бы частично, оставались в Казахстане. Сдал на ДНК тест инкогнито без рода племени и места жительства. Дали правильный ответ что дулат.
    1 балл
  23. У татар Чингизхана в церемониях проведения курилтая по возведению в ханы упоминается тоже чаша. Это тот же ритуал, та же чаша? Джувейни (о поднятии великим ханом Угедея - Октая): "... Согласно их древнему обычаю они обнажили свои головы и перекинули свои пояса через плечо; и в год 626/1228-1229 Чагатай взял его за правую руку, а Отегин за левую, и по решению зрелого суждения и с помощи юной удачи они возвели его на трон. Улуг-нойон взял чашу, и все присутствующие при дворе и за его пределами трижды преклонили колени и вознесли молитву, говоря: «Да будет процветать государство от того, что он станет Ханом!» Рашид ад-Дин (о поднятии великим ханом Менгу - Монке): "... все царевичи и нойоны, распустив поясы и скинув шапки, стали на колени. Бату взял чашу: все присутствующие приняли присягу и решили на том, чтобы в Новом году созвать великий курилтай".
    1 балл
  24. Скорее всего казахские алимулы алшыны будут негативно воспринимать что они стали казахами только начиная с конца 17 века. Не надо обижаться на узбеков, что они сняли фильм про Йалангтуша-Жалантоса. Имели полное право. А вот задача историков дать правильную обьяснительную модель, чтобы прекратить срач между народами.
    1 балл
  25. Йалангтуш -Жалантос был узбеком из племени алимулы алчин. Алимулы пришли к казахам как раз с внуком Жалантоса Айтеке бием. Тем более там алчины выдавливались катаганами. Среди казахов, в Казахском ханстве изначально была только часть алчинов - байулы (скорее всего тоже какая-то часть).
    1 балл
  26. Климат сравним наверно с югом Казахстана. Много раз бывал в ЮКО, много раз ел, с нашими вообще не сравнить, это объективная оценка. Вы наверно не пробовали наши, их много сортов и они огромные - бурые, желтые, малиновые и пр. Вкус и даже запах бомба. ) В советское время каждое лето к нам командировали "кукурузник" АН-2, который рассыпал по полям селитру, которую привозили тоннами в бумажных мешках. Но этого давно нет. Это лето солнечно и в то же время дождливое, поэтому земляники много (мы называем ее "жидек", а костянику "бүлдірген"). Люди варят варенье, эти ягоды очень полезные, вкусные и ароматные. Когда не хватает сахара землянику сушат. Думаю наши предки кочуя здесь же делали точно так же, потому что сахара тогда не было.
    1 балл
  27. На нашем базаре можно было купить разнообразные фрукты и овощи круглый год. Люди научились сохранять их на зимний период, чтобы продавать позже, когда цены на фрукты и овощи растут. Цитрусовые были любимыми фруктами в новогодних подарках для детей. Видимо, их специально привозили к новогодним праздникам. В долине яблоки растут повсеместно. Наманган — северная часть долины — известен своим разнообразием яблок. Алматинский апорт — очень вкусные и ароматные яблоки. По дороге из Бишкека в Алматы я видел, как яблони растут вдоль дороги. Люди останавливались вдоль дороги и собирали яблоки. В Бишкеке и Алматы изобилие яблок длится с июля до поздней осени, в зависимости от сорта. Однажды я пробовал местные сорта в северном Казахстане. Был в гостях в Кокшетау и Щучинске, когда эти города были в Кокчетавской области. Местные сорта были небольшого размера, размером ранеток, и кислые. Может быть, мне попались такие сорта. По-моему, у вас яблоки не успевают дозревать. У вас зреют сладкие фрукты? Или только ягоды - земляника в лесу и другие? Арбузы в Павлодарской области для меня новость. Не холодно ? Может в степной местности бахчевые лучше растут. В Северо-Казахстанской области (окрестности Кокшетау) уже березовый лес.
    1 балл
  28. Приветствую вас, ув. Olley. Дыни (такие как на фото и небольшие желтые, круглые, на юге их называют "ангелек", у нас "колхозница")) и арбузы каждый год привозят начиная с начала июня (давно лежат), система давно налажена. Везут из ЮКО и Жамбылской областей. В июне их редко покупают, дороговато еще, а знающие боятся нитратов. Спрос начинается где-то с середины июля до конца августа. Но к августу появляется конкурент, местные арбузы, тоже хорошие и раскупаются. Дыни, заметил, не все любят у нас, но я люблю. В детстве не было нынешнего богатства и разнообразия фруктов. В новогодних подарках у нас в сельской местности были только сладости, как было в городе не знаю. Зимой с фруктами была напряженка. ) Летом в город привозили алматинский темно-красный апорт, огромные и вкусные, яблочный аромат которых держался в радиусе 10 м., но были и местные сорта. Что хорошо запомнил один нюанс, тогда на городском "зеленом" базаре приезжие с юга продавали урюк, нынешней кураги не было, сейчас наоборот, урюка след простыл.
    1 балл
  29. На себя посмотрите вначале. Читал ваши мысли на форуме про алшынов от Ашина. Это надо каким дебилом быть чтобы писать такую дичь. Поэтому правильно, что ничего не пишите, за умного сойдете. Ну и продолжайте пассивно минусовать, таких как вы "пассивных" давно уже целая дюжина на форуме.
    1 балл
  30. Любите ли дыни также, как их любят в Узбекистане? Например, в Павлодаре. Привозят дыни из Южно-Казахстанской области в сезон? Ув. АксКерБорж! В детстве в школе какие фрукты вам клали в новогодние кульки? Яблоко и апельсин? Или только яблоко? Какие фрукты были на праздничных столах зимой в прошлом? Ташкент 1974г
    1 балл
  31. Вообще это базовое обьяснение, что Жалаңтөс дескать шел в бой без прикрытой груди. Я по другому трактую это: один из ранних суфиев Баязид Бистами https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Абу_Язид_Бистами говорил, что тайное знание постигается "через голодный желудок и голое тело" (букв. в тексте "by means of а hungry belly and a naked body”). Т.е. столпами суфийского пути являлись аскетизм, довольствование малым, презрение к земным благам, богатству и власти. Жалантос был неотьемлемой частью суфийского ордена Накшбандиа: он был главным спонсором (покровителем) ордена на середину 17 века; всю свою жизнь поддерживал шейхов и дервишей ордена. Есть зафиксированные истории легендарного характера, как орден Накшбандиа помогал ему, например в битве с калмаками (о роли Баба Паланг Пуша и его юродивого (mad-seeming) дервиша в победе Йалангтуша (Жалантоса) над калмаками, а также о долгом хождении Баба Паланг Туша "голым" в пустыне и его последующей инициации (увайси) написано в работе Sufi Warrior Saints: Stories of Sufi Jihad from Muslim Hagiography Harry S. Neale (London: I. B. Tauris, 2022.). Поэтому я считаю, под прозванием "Жалаңтөс" подразумевался именно голый, бедный человек, "голодранец", "голый торс" в суфийской коннотации, т.е. казахский (т.е. средневековый узбекский) эквивалент арабо-персидского "бедняка" факира-дервиша. https://sozdikqor.kz/soz?id=254032&a=JALAŃTÓS Жалаңтөс "Аянар түгі жоқ, мұқтаждықпен күн кешкен қара табан" Перевод по смыслу: "Проживающий в нищете/нужде босяк" (қара табан - "черные подошвы", т.е. босяк)
    1 балл
  32. Не на столько как монгольский. Там прямо разница существенная. Например самое простое: "би хорин таван настай". Читается "би хөрін тавың настәә" если читать по-казахски. Вообще я заметил что конечная Н часто произносится как казахская Ң.
    1 балл
  33. Да. Воспоминания саяков про Рум, Эретну и Миср-Нил являются суперценными. С саяками тот самый случай, когда данные фольклора полностью соответствуют данным релевантных исторических источников. Генетика - это всего лишь вспомогательный инструмент, орудие, приспособление историка, не более, т.е. неправильно телегу ставить перед лошадью. Само название саяк - "скиталец" говорит само за себя. Плюс название азық можно понимать не как "провиант", но и как азақ/азуқ "беглый, потерявшийся, заблудившийся" с древнетюркс.яз., т.е. парное саяқ-азақ - "скитальцы, убежавшие, заблудившиеся". Данные фольклора, что дескать саяки близки к қазақ, наверное надо понимать так: под қазақ тут понимались именно переселенные Тимуром номады из Ильханата, а не все предки нынешних казахов, большинство (т.е. больше половины) которых составляли ордынские узбеки. Поэтому я уже писал, что термины қазақ ("одинокий", "убежавший", "потерявшийся" и т.д.) и саяқ ("одинокий", "скиталец") одного семантического поля, а если еще проще, то саяқ=азақ=қазақ, это с оговорками синонимичные термины, к ним присоединяется и термин "некен" ("одинокий"). Теперь эпизод, как кипчаки кинули Хулагу и со скарбом и семьями ушли к своим в Миср: https://www.vostlit.info/Texts/rus16/Rasidaddin_4/frametext2.html пожаловал его брату, сахибу Ала-ад-дину Ата-мелику. Устроив упомянутые дела, [Хулагу-хан] все же печалился из-за обмана своих завистливых родственников. Занимаясь мероприятиями для возмещения потерь, он приводил в порядок войско. Еще раньше он избрал Джелаль-ад-дина, сына младшего даватдара, и возвысил его, а тот выставлял себя во мнении государя мира, что более-де сочувствующего во всем улусе государевом никого нет. На служении он доложил: «Поскольку поход в Кипчакскую степь решен твердо, то во владении халифа до сих пор еще есть несколько тысяч турок-кипчаков, которые хорошо знают обычаи Кипчакбаши. Ежели будет дан указ, я пойду и соберу их, чтобы [62] в войне с Беркеем они были передовым отрядом». Хулагу-хан одобрил, пожаловал ему ярлык и пайзу, чтобы багдадские хакимы выдали все, что Джелаль-ад-дин потребует из денег, оружия и снаряжения, и чтобы никто не вмешивался в его дела, дабы он исполнил то важное поручение, для которого назначен. В месяцах лета 662, согласно указу, [Джелаль-ад-дин] отправился в Багдад и всякого, кого находил подходящим для военного дела, забирал. Иногда он, намекая, с задней мыслью приговаривал: «Государь вас забирает, чтобы сделать вас щитом |A 209b, S 477| от вражьей напасти, дабы вы там умерли или обрели славу. А ежели в той войне вас не убьют, то вам в другом сражении предрешена такая участь. Вы знаете, каковы мои достоинства и благородное происхождение. Я одного с вами рода, и хотя Хулагу-хан оказывает мне полное благоволение, я все же не допущу превратить вас в корм для меча. Я так располагаю: давайте распрощаемся с могуществом и счастьем монгольским и я себя и вас освобожу от монгольского указа. Надо, чтобы вы поладили со мной и стали мне товарищами». Народ тот соблазнился его словами. После того как он собрал тех разрозненных воинов, он с литаврами и со знаменем выступил в поход, по Багдадскому мосту переправился [через Тигр], напал на арабское племя хафаджа и отбил некоторое количество буйволов и верблюдов. Жалованье и необходимое для воинов, как то: лошадей, оружие и довольствие, он взял в багдадской казне и снова двинул воинов с женами, детьми, домочадцами, приверженцами, пожитками и добром. Снова он [приказал] пробить на литаврах поход, перешел через мост и сказал: «Домочадцев и семьи поведем с собою, дабы они поклонились святым местам, ибо отныне наше местопребывание будет находиться во владениях Дербента, Ширвана и Шемахи. Мы, воины, отправимся и добудем продовольствие от враждебных арабов [племени] хафаджа». Когда же он переправился через реку Ефрат, он сказал воинам: «Я намереваюсь пойти в Сирию и Миср. Ежели кто пойдет со мною – ладно, а не то пусть отсюда же возвращается обратно». Они из страха за свою голову ничего не могли сказать и отправились вместе с ним в Сирию и Миср по дороге на Ану и Хадису. Когда весть об этом дошла до слуха государя, он весьма разгневался. В ту пору он постоянно тонко обдумывал, как справиться с врагами и к тому прибавился еще и этот случай
    1 балл
  34. Тут естьь сведения о неких кураминцах из Балха: https://www.vostlit.info/Texts/rus11/Munschi_Yusuf/frametext4.htm Автор здесь и в последующем изложении вводит этническую группу курама, под каковым названием известен один из узбекских родов (по крайней мере со времени водворения в Средней Азии кочевых узбеков), В настоящее время, насколько известно, курама не встречается в Северном Афганистане, поэтому факт существования там многочисленной группы кураминцев в конце XVII в очень интересен с точки зрения исследования расселений и миграций узбекских и других тюркских племен, вошедших потом в состав узбеков, но сохранивших свои племенные названия. Основное ядро курамы издавна жило в Ташкентском районе, и в первые годы существования Туркестанского генерал-губернаторства Ташкентский уезд назывался Кураминским. Так как слово курама по существу означает сброд, сборище (разных племен), то в этом племени одни исследователи видели потомков различных народностей, образовавших одну самостоятельную этническую группу, другие рассматривали кураминцев как самостоятельный узбекский народ, исходя из того, что они сами причисляют себя, в большинстве случаев, к узбекам. Однако в известном списке 92 узбекских родов курама не встречается. Кураминцы в данное время живут в разных местах Южного Казахстана и в Узбекистане. Ср. Решетов В., К вопросу о термине “курама” и кураминцах, Бюллетень АН УзССР, 1945, 5, стр. 18 и след.
    1 балл
  35. Добрый день, уважаемые участники форума! Есть новости по Жагалбайлы: https://forum.molgen.org/index.php?topic=9810.msg543506#new Your YDNA paternal haplogroup had been updated on Yfull live: https://www.yfull.com/live/tree/O-MF58622 This is equivalent to O-MF61473 on the Chinese YDNA tree: https://www.theytree.com/tree/O-MF61473 You and one Chinese individual from Jiangsu Xuzhou, one Chinese individual from Shannxi Yan'an, one Chinese individual from Shandong Weihai share an ancestor from 2430 years ago. There is also a new study done on Y-STR in Kazakhstan: "Genetic Relationship Among the Kazakh People Based on Y-STR Markers Reveals Evidence of Genetic Variation Among Tribes and Zhuz" https://doi.org/10.3389/fgene.2021.801295 Abstract Ethnogenesis of Kazakhs took place in Central Asia, a region of high genetic and cultural diversity. Even though archaeological and historical studies have shed some light on the formation of modern Kazakhs, the process of establishment of hierarchical socioeconomic structure in the Steppe remains contentious. In this study, we analyzed haplotype variation at 15 Y-chromosomal short-tandem-repeats obtained from 1171 individuals from 24 tribes representing the three socio-territorial subdivisions (Senior, Middle and Junior zhuz) in Kazakhstan to comprehensively characterize the patrilineal genetic architecture of the Kazakh Steppe. In total, 577 distinct haplotypes were identified belonging to one of 20 haplogroups; 16 predominant haplogroups were confirmed by SNP-genotyping. The haplogroup distribution was skewed towards C2-M217, present in all tribes at a global frequency of 51.9%. Despite signatures of spatial differences in haplotype frequencies, a Mantel test failed to detect a statistically significant correlation between genetic and geographic distance between individuals. An analysis of molecular variance found that ∼8.9% of the genetic variance among individuals was attributable to differences among zhuzes and ∼20% to differences among tribes within zhuzes. The STRUCTURE analysis of the 1164 individuals indicated the presence of 20 ancestral groups and a complex three-subclade organization of the C2-M217 haplogroup in Kazakhs, a result supported by the multidimensional scaling analysis. Additionally, while the majority of the haplotypes and tribes overlapped, a distinct cluster of the O2 haplogroup, mostly of the Naiman tribe, was observed. Thus, firstly, our analysis indicated that the majority of Kazakh tribes share deep heterogeneous patrilineal ancestries, while a smaller fraction of them are descendants of a founder paternal ancestor. Secondly, we observed a high frequency of the C2-M217 haplogroups along the southern border of Kazakhstan, broadly corresponding to both the path of the Mongolian invasion and the ancient Silk Road. Interestingly, we detected three subclades of the C2-M217 haplogroup that broadly exhibits zhuz-specific clustering. Further study of Kazakh haplotypes variation within a Central Asian context is required to untwist this complex process of ethnogenesis.
    1 балл
  36. Валерий Махпиров тут говорит не о разделе мяса, а о формуле которую проговаривает отец при передаче сына машрапу(мужской союз) на воспитание. Эта традиция действительно сохранилась среди уйгуров. Меня лично отец передавал приговаривая эту формулу в местное медресе при мечети. Он мне объяснил что означает эта формула. Она означала, что меня может бить учитель, но не имеет права ломать кости .
    1 балл
  37. Теперь понятно откуда “монгольские” ноги у АКБ растут. Скажи приятелю что нехорошо клеветать на родину хоть бывшую.
    1 балл
  38. Звери: Аң – Ан Когти, лапы (у хищных): Шеңгел – Чангааль Самка хищника: Өлекшін, Өлөкшін – Өлөгчин Матерый самец: Тарлан – Тарлан Домашний скот: Мал – Мал Скотовод: Малшы – Малч, Малчин Стая, косяк: Үйір – Бүүр, Эрээ Стадо, отара: Отар – Отор Скот, идущий вереницей, след в след: Шұбау, Шұбақ, Шұбырын – Цуваа Место вытоптанное скотом: Шиыр – Шийр, Чийр Загон для скота: Қаша – Хашаа Зимний сарай, хлев для скота: Қора – Хороо Летний загон для овец и коз: Қотан – Хотон, Хот (загон, аул, город) Команда скоту при собирании в кучу: Шек – Чээг Привязь для овец: Көген – Хөгнө Веревка по земле для привязывания телят и жеребят: Желі – Зэл Холощенное домашнее животное: Азбан – Асман Безрогий, комолый скот: Тұқыл – Тугалмай, Тугал (теленок) Мягкая шерсть коров и лошадей: Көбір, Көбөр – Хөөвөр Стельная, жеребая: Буаз – Боос Не стельная, яловая: Қысыр, Қысырау – Хусрах Подойник: Көнек, Көнөк – Хөнг Смягчить вымя и получить молоко: Ию – Ивлэх Приучать сосунка к чужой матке: Телу – Тэлэх Фартук для предотвращения преждевременной случки овец: Күйек – Хөг Приученный молодняк: Телі – Тэлээ Молодняк, приплод скота: Төл – Төл Намордник: Мұрындық – Бурантаг Намордник для молодняка скота, предохраняющий от сосания маток: Сірге – Шөрөг Скот старше года: Тұсақ – Зусаг Трехгодовалый скот (самцы): Құнан – Гунан, Гуна Трехгодовалая скотина (самки): Құнажын – Гунж Четырехгодовалый скот (самцы): Дөнен, Дөнөн – Дөнөн Четырехгодовалая скотина (самки): Дөнежін – Дөнжин Седло: Ер – Ир, Эмээл Торока седла: Қанжыға – Ганзага Принадлежности, привязанные к тороке: Бөтергі, Бөктерме – Бөгтрөг Ремень седла к подпруге: Жырым – Жирэм Нагрудник, привязываемый к седлу: Өмілдірік, Өмөлдірік – Хөмөлдрөг Поводок для привязывания коня, чембур: Шылбыр – Цулбуур Недоуздок: Ноқта – Ногт Потник, чепрак: Тоқым – Тохом Удила: Ауыздық – Зуузай Привязывать поводья к седлу или к холке: Қаңтару, Қаңтарғы – Хантайрга Подкова: Таға – Тах Путы коня: Тұсау – Тушаа Путы, треножник: Шідер – Чөдөр Коновязь из подвешенного аркана: Керме – Хэрмэл Шест с петлей для ловли лошадей: Ұрық, Ұрұқ - Аркан с узелками для ловли лошадей: Шалма – Цалам Команда лошади идти вперед: Чу, Шү, Жүр – Чу Команда лошади остановиться: Тұр, Трр – Трр Широко расставленные задние ноги коня: Алшақ, Алшаю, Алшаң – Алцаа, Алцайх, Алцан Встать вкопанным: Қырысу, Керісу – Хирсэх Испуг лошади: Үрку – Үргэх Отряхивание лошади, скота: Сілкіну – Шилгээх Грива: Жал – Далан Конные состязания: Бәйге – Бай Бег галопом: Щоқырақ, Шоқыту – Шогшоо Заводчик лошадей, обслуживающий их: Ат Қосшы – Хош, Күтүші – Хөтөч Лошадь с путами на ногах: Өрелі ат – Өрөөл Временное пользование чужой лошадью, подвода: Улау, Лау – Улаа Лошадь: Ат – Агт, Адуу Мерин: Ат – Агтан Скакун: Арғымақ – Аргамак, Агармак Двухгодовалый жеребенок: Тай – Дайан Иноходец: Жорға - Жороо Дикая лошадь: Тағы – Тахъ Бык: Буқа - Бух Самец дикого верблюда: Қаптағай – Хавтагай Самец домашнего верблюда: Бура – Буур Холощеный верблюд: Атан – Атан Верблюжонок: Бота, Ботақан – Ботго Верблюжонок двухлетка: Тайлақ – Тайлаг Верблюдица: Інген – Ингэ Деревяная деталь, крепящая верблюжье седло: Шыта – Шат Команда верблюду преклонить колени и опуститься на землю: Шөк - Чөк Овца: Қой – Хонь, Хонин Самец овцы, баран: Қошқар – Қуча Козел: Теке – Тэх (горный архар) Холощенный козел: Серке – Сэрхе Як дикий: Сарлық – Сарлаг Смесь дикого яка с коровой: Кәйнек – Хайнаг Поросенок: Торай – Торой Олень: Бұғы – Буга Олененок: Ілей – Ил Марал: Марал – Марал, Бөж Архар: Арқар – Эргэл Кулан: Құлан – Хулан Лев: Арыстан, Арслан – Арслан, Эрслэн (львица) Тигр: жол Барс – Бар Рысь: Сілеусін – Шилүүсэн Барс: Барс – Барс Снежный барс ирбис: Ірбіс, Ілбіс – Ирвэс Волк красный, чибури: Шибөрі – Цөөвөр Волчонок: Бөлтірік – Бэлтрэг Волк: Қаншық (волчица) - Хангай (перен.) Вой: Ұлу (вой, выть) – Улиа (воющий), Улих (выть) Лисица степная, корсак: Қарсақ – Хярс Обезъяна: Мешін – Мэчин, Мич Кабан, вепрь: Қабан – Хаван Блоха: Бүрге – Бүүрэг, Хүрд Зайчонок: Бөжек, Көжек – Бөжин Соболь: Бұлғын – Булга Куница: Сусар – Суусар Черный журавль: Қарқыра – Хархираа Сурок: Суур, Тарбаған – Тарвага Суслик: Зорман – Зурам Лягушка: Бақа – Бах Улитка, дракон: Ұлу – Луу Орел беркут: Бүркүт – Бүргэд Кречет: Лашын – Начин Сокол: Сұңқар – Цонхор, Шонхор, Хайчин Сокол-белогорлик: Жағалтай – Загалай Ястреб: Қаршыға – Харцгай, Хяруурцай Ястреб-тетеревятник: Тұйғын – Тойхон Ястреб-перепелятник, кобчик: Қырғи – Хяргуй Колпица: Қалбағай – Халбагант Пустельга: Ителгі – Идлэг Сорока обыкновенная: Сауысқан – Шаазгай Сорока длинохвостая: Шақшақай – Цагцхай Чайка: Шағала – Цахлай, Хайлгана Дрофа: Дуадақ – Тоодог Фазан: Қырғауыл – Гургуул, Хяргуул Павлин: Тоты – Тоть Дикая индейка улар: Ұлар – Улар Рябчик: Тарғақ – Таргалж Перепелка: Бөдене – Бөднө Голубь: Көкек, Көкөк – Хөхөө Дикий голубь, горлица: Көдек, Көдөк – Хөдөг Лебедь: Қу, ақ Қу – Хун Куропатка: Құр – Хур Утка чирок: Шүрегей – Чөрх Сова: Жапалақ – Явлаг, Уууль, Шар шувуу Желудочек птицы: Бөтөге – Бэтэг Перо птицы: Қауырсын – Гуурс Щука: Шортан – Цорд Щурёнок: Шорағай – Цурхай Осетр: Бекіре – Бэхэр Белуга: Құрып, Құртпа – Хороб Лещ: Табан – Тэвнэ Мелкая рыбешка: Май шабақ – Май Собственно монгольских лексем для обозначения животных остается очень мало, это «волк» - «чоноо», «лошадь» смешанно, и по-тюркски, и по-монгольски и тунгусо-маньчжурски «морь», «свинья» - «гахай» и другие.
    1 балл
  39. кап кара-хав хар (очень черный),есть и другое слово тас хар.
    1 балл
  40. Днишев метис. Ильясова насколько мне известно метиска - отец афганец.
    1 балл
  41. По найманам спорят только люди с определёнными целями. Они не ищут правды, а верующие в еке монгол улс. С найманами всё предельно понятно. Они уйгуры, носители R1a Z93+. Кереиты и вовсе локализуются в центре бывш. уйгурского каганата, и её столицы, близки онгутам по родовому составу. Это описано китайцами. Хунну тоже тюрки. Монгольская версия не выдерживает никакой критики. Это прямо показано на текстах. Осталось дождаться Igor и его сюннуские глоссы. Друг, я всё сказал. Спорить с патриотично настоенными националистами бесполезно. Давай лучше что-нибудь другое обсудим как друзья. Например солённый чай, буддизм, уйгуро-джунгарские отношения, завоевания ЧХ, письменность итд
    1 балл
  42. Получается, что дети Чингисхана знали уйгурский? Я думаю в этом нет ничего плохого) Зато образованные и культурные дети были Так-то шучу конечно. Мир друзьям монголам. Всё-таки наши предки союзниками были )))
    1 балл
  43. Просто тюрки почти всю историю так или иначе жили не только на Алтае, Тариме, Ганьсю, но и в пречерноморских степях. Сначала скифы там всякие, потом булгары, гунны, светловолосые половцы и торки. Наши предки не выходили из Амура и не осуществляли для славян татаро-монгольского ига
    1 балл
  44. Кроме славных казахов ни один тюркский народ не говорит "нагашы", а казахи насовсем забыли тюркское слово "даай, тагай".
    1 балл
×
×
  • Создать...