Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией за 03/27/24 во всех областях
-
Я тоже не понял это заявление. Когда каракалпаки вошли в орбиту алшинов, то алшины уже существовали к тому времени. Если бы это было наоборот, то еще можно было бы понять.2 балла
-
Спросил у старших. У многих. В советское время кыргызы знали и праздновали Орозо Айт и Курман Айт несмотря на гласный и негласный запрет. Про Навруз вообще не знали.2 балла
-
Обсуждение того, кто сейчас является по настоящему независимым, а кто нет - это политика.2 балла
-
Мне интересно, если Жаксылык покажет документы с фамилиями, подтверждающие позорную для Монголии ситуацию, то вы признаете провокацию со стороны Монголии? По мне, так у него среди казахов больше врагов, настоящих монголофобов, не признающих современных монгол, как потомков народа Чингисхана. Как то плохо вы владеете информацией.2 балла
-
2 балла
-
На западе есть Көрісу, которые восходит к Амалу. Если вы заметили, это регшиональтный праздник тоже благодаря соцсетям, государству, СМИ, да и просто человеческим отношениям между казахами, становится общенациональным. Плохо это или хорошо? Стоит ли визжать с каждого утюга и обвинять в распространении чуждого татарского элемента павлодарца из-за того что он солидарно со своим коллегой из Атырау празднует его? Или истерить через 50 лет если Амал станет общеказахским? Мне лично пофиг, можно и попраздновать, комплексов на этот счет нет1 балл
-
Казахи и кыргызы, родные, вы же праздновали 70 лет католический новый год оппиваясь до свинячьего визга после полуночи при морозе и холоде. Чем вам не по душе новый год наших близких соседей персов, к тому же их кровь генетически присутствует в нас, к тому же персидский новый год астрономически правильный?1 балл
-
1 балл
-
К сожалению, нет на форуме очень грамотного участника Le Raffine, но я отвечу на его правильно сформулированные вопросы: 1. Основной базис сформировался раньше. 2. Именно они и/или скорее всего Барак-хан являлись создателями нового полит. образования в Могулистане. 3. Не было никакой откочевки. Дети и родственники Барак-хана оказались вместе с ним в Могулистане в 1426 году. Смотрим письмо ордынского Улуг Мухамеда османскому Мураду 2 от 1428 года, где он пишет, что Барак и Мансур бежали еще в 1426 году. А куда именно и как далеко бежали смотрим на другие источники. О перемещении Барака к границам тимуридов, а также о его смерти в Могулистане писал не только Самарканди, но и Хавафи, Абру (другой вопрос кто и сколько заимствовал друг у друга, но все они были современниками эпохи Барака). О том, что Барак вынужден был уйти к границам Тимурленка писал и Бадратдин Айни. 4. Да. 5. Без комментариев. 6. Было именно возникновение отдельного Казахского ханства, здесь историки абсолютно правы!1 балл
-
https://eurasica.ru/forums/topic/4146-добу-мэргэн-добун-баян-и-бодончар/?do=findComment&comment=4597491 балл
-
Север думаю тут ни при чем. Монгольское "ой" (лес) возможно связано с тюркским "ой" (низина). У нас лесные (тугайные) поймы называют "ой". И не только рек и озер, но и вообще местности с впадинами, низины, ложбины. Там собственно и присутствуют заросли, потому что низина это всегда более влажная и плодородная почва для деревьев и кустарников.1 балл
-
1 балл
-
Нашел сведения о Ноорузе среди кыргызов: Получается, что Нооруз/Оруздама/чон кёжё — кёжё (көжө 1. взвар пшена или пшеницы) все таки праздновался кыргызами в старые времена.1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
ибн АКБ лучше занимайтесь вышивкой! Видимо вы родились в китайских глиянных домах. А я родился в юрте и вырос в юрте. Хорошо знаю юрту.. Кидани ,каракидани это ваши предки и заклятые враги монголов..Род хятад у монголов есть только среди западных мянгатов.И их нет нигде больше в Монголии .1 балл
-
1 балл
-
Причем тут бисер метать. Просто напишите имя следователя, номер дела. Одно предложение. В Монголию вы не собираетесь ехать, давайте изличим тех кто над вами надругался. Я вам помогу. Если конечно вся история не плод вашего воображения.1 балл
-
Возможно вам помогут в этом ув-ые Asan-Kaygy и Тайбуга Буркут. Как будут результаты прошу написать мне в личку.1 балл
-
Там Темир говорит об алчин Айтолмыше 100%. Исин неправильно понимает. Есть и другие "места" как Айдарово и еще один два "мест". Айтолмыше и его предках упоминает Темир, такие уточнения про своих послов нередки в док-тах и про каз-ких послов.1 балл
-
Касательно казахского абақ - "ядро невода", "тюрьма" и т.д. в свете сообщения ув Акб сделаю поправку. https://eurasica.ru/forums/topic/3353-монгольские-казахи/?do=findComment&comment=467627 Монгольское абху-абах-авах (брать, получать, овладевать), казахское абақ, абақты (тюрьма и т.д.), древнетюркское аб-ав-ау (охота, невод) генетически связаны между собой, ибо замкнутый, контролируемый периметр/загон ав-аб-аба-абақ как раз и ассоциировался с процессом добычи зверя (получения, захвата, овладевания) во время облавной охоты. То же самое касается и рыбы, пойманной в сеть, невод и т.д. Поэтому в казахском языке есть и такие значения абақ, абақты как қыспақ, азап, қиын-кыстау и т.д. - "в тисках", "в лишениях" и т.д. По сути тюрьма - это и есть замкнутый контролируемый периметр, или "тиски", "неволя" и т.д. В этой теме писалось, что название Бааридай-Баарин связано с монгольским "bari"- "to seize, capture, abduct", ("захватывать", "овладевать"), так как предок бааринов согласно генеалогии был рожден женщиной, захваченной в плен. Или можно сказать, что она была представителем племени, которое попало в зависимость от племени Бодончара. Термин алман/албан-албат в контексте "объект", т.е. в значениях "облагаемый данью, повинностью" или "подданный, подвластный, зависимый, крепостной" тоже подходит к низкому, "подчиненному" статусу племени матери родоначальника Баарин. В позднем калмыцком фольклоре, зафиксированном Г.С. Лыткиным, мать родоначальника Баарин названа Будан (не важно, это имя, прозвание или эпитет и т. д.). Согласно ДТС "бодан" означает в целом "подданные", "народ", а в казахском языке более конкретное значение - "покоренный", подчиненный", "зависимый" народ. Таким образом, термины Баари-Абақ-Бодан-Албан/Албат характеризовали "подчиненный", "подконтрольный" статус племени матери родоначальника племени баарин.1 балл
-
я в своей статье про это написал. https://www.academia.edu/111693148/Каратаев_А_А_Касательно_версии_о_ногайском_происхождении_племени_Алшин_ вот отрывок: "Первое упоминание об алшинах в Большой Орде относится к 1485 году, в письме беклярбека Большой Орды - мангыта Темир бия великому князю литовскому Казимиру [13, 34]. В письме указано, что Темир отправляет к Казимиру своего посла – князя (бия) Айтолмыша из племени Алшин, который издавна служил прежним государям Большой Орды, и занимал при них особое «Алшиново место», и является важным человеком."1 балл
-
Среди суанов Старшего жуза есть подроды Ханбагыс, Есбагыс, Досбагыс. Один багыс точно оказался носителем старкластера (вероятнее уйсунский кластер)1 балл
-
Польстило, что я с коллегами был угрозой монгольской национальной безопасности1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
@Murat Monkeuly он бы ссылался на Бахр, если там было написано об этом. Тут он просто свою версию уже излагает. Тем более он ярый сторонник Орда Эженского происхождения казахских ханов1 балл
-
О беспристрастном судье казахи говорили: "Қара қылды қақ жарған" - "Рассекающий пополам (конский) волос" http://kaz.slovopedia.com/197/53914/2225838.html1 балл
-
😁 Может и быть, мы өөлеты и среди халха-монголови среди тывинцев (как я) отличаемся немножко волосотастью в лице и теле, и как я замечал өөлеты среди халха-монголов много бывают большими носами, т.е. носатые . Может всё таки смешанность с средне-азиятами??? как я думаю өөлэты это народ из могулистана которые отошли к ойротам.1 балл
-
1 балл
-
Хэй - Кара Шуй — Суу/Суг/Суб/Сув Кара-Суу — черная река(черная вода). Возможна ли такая транскрипция иероглифов ? Мне кажется да1 балл
-
1 балл
-
Спустя много столетий потомки монголов Чх или карататаров Чх или монголо-татаров Чх, здесь не суть важно как их величать, продолжали повторять манихейские легенды (разумеется с искажениями, но общий сюжет сохранился), которые были в ходу в Уйгурском каганате. Образ раба баяута Маалиха (баят малик можно перевести как "божественный владыка"), который оказался у вдовы Алангоа, напоминает часть биографии пророка, "апостола света" Мани https://eurasica.ru/forums/topic/6910-маалих-баяудаецмаалих-баяудаймаалих-баяут-кто-мог-стоять-за-этим-именем/ Интересно, что в генеалогиях алшынского племени Адай тоже упоминается происхождения от луча света, а также некое ДЕРЕВО с плодами. Про связь названия алшынского Беріш с тем самым манихейским "наростом на дереве", т.е. с субстанцией, из которой согласно источникам родился эдизский Богук-каган (или наймано-уйгурский Буку-хан) писал здесь https://eurasica.ru/forums/topic/6412-этимология-и-семантика-названий-алшынских-племен-что-означало-в-свое-время-алимулы-жаманак-шекти-и-тд/?do=findComment&comment=4651901 балл
-
Давненько я не брал в руки шашек постил в эту тему. Следующие персизмы, которые хочется рассмотреть это дуст и маст. дуст - друг маст - пьяный От них происходят казахские слова дос (друг) и мас (пьяный). Сначала остановимся на слове дуст. Слово это присутствует в иранском, таджикском и афганском диалектах персидского языка. В некоторых тюркских это слово сохранило конечную Т: узбекский дўст, туркменский dost, турецкий dost. Как тюрки раньше называли друзей? Вопрос остается открытым (потому что единой картины в других тюркских я не увидел). Теперь о маст. Точнее о том, как другие тюркские народы называют пьяного человека. Тут вырисовывается такая картина: исерек (татарский) итирик (якутский) эзирик, эзирээн (тувинский) эсирген (карачаево-балкарский) В казахском есть похожее слово есірген - пьяный. Слово происходит от ЕС (разум) + ІРІГЕН (скисший, сгнивший, испорченный, разложившийся).1 балл
-
1 балл
-
Нет. У всех были свои правители. А союз Хамаг монгол - все монголы, видимо касался только монголов. Найманы, меркиты, кереиты стали монголами после Чингиса, который уничтожил их государственность или полугосударственность и влил их в состав своего государства.1 балл
-
1. Как можно скорректировать оригинал словаря? Бурятский лингвист Санжеев просто консультировал автора русского перевода. Я уже приводил словарь Гандзакеци на английском языке, без Санжеева, - слова все те же. Поэтому искать здесь заговор бесполезно. 2. Относительно уйгурской письменности - наверное не стоит объяснять, что уйгурскую письменность они использовали для передачи родного языка? По чиновникам Цзинь вообще смешно. Речь идет про китайскую письменность, а не киданьскую. Если приняли бы киданьский язык, значит использовали бы и киданьский алфавит/письменность, это наследие империи Ляо, а не Цзинь. Надеюсь понятно, что и в империи Ляо и в Цзинь использовалась китайская письменность? В итоге идея о киданьском письменном языке у монголов с использованием уйгурской письменности - это бред, основанный на желании натянуть на монголов тюркский язык. Писцами были уйгуры, а не кидани.1 балл
-
Есть данные армянских источников, есть монгольские слова из текста РАДа, есть целый тюрко-монгольский разговорник. Все это значит ерунда по сравнению с вашей гениальной идеей о принятии монголами другого письменного языка? А зачем они тогда приняли уйгурскую письменность? Что так сложно было принять сразу и уйгурский язык, тем более он был родственным вашему якобы "татарскому" языку? По источникам и писари все были уйгурские. В итоге это просто желание натянуть тюркский язык на монголов ЧХ. Других причин нет.1 балл
-
Ага и все среднеазиаты мусульмане, вроде Махмуда Ялавача, тоже использовали киданьский навязанный язык? Прямо таки чудеса, да и только. Мы имеем письменные источники на монгольском языке. Источников на тюркском нет.1 балл
-
Суффикс -дур, -тур это нормальный активный суффикс, в современном кириллик монгольском стал -д, -т. Если на худам монгол то пишем "Москва-дур күртэлэ йабуба." А на кириллик монгольском "Москвад хүртэл явав." И также на худам монгол этот суффикс пишется как -ду, -ту что соответствует к -д, -т на кириллик монгольском. Суффиксы: -дур, -тур; -ду, -ту; и -д, -т - являются суффиксом падежа "өгөх оршихын тийн ялгал" что соответствует дательному падежу русского языка. И, на ССМ "Idil Jayag usutan mured getulun Kiwa Menkermen balgasun-dur kurtele Sube'etei Ba'atur-i ayala'ulba" будет на современном халха или кириллик монгольском "Ижил, Зай уст мөрнүүд гэтлэн Киев, Мэнхэрмэн(?) балгас-т хүртэл Сүбээдэй Баатар-ыг аялуулав". Перевод: "Переходя большеводных рек как Волгу и Урал отправили (буквально сделали путешествие - аялуулах) багатура Субедея к городам Киев и Менкермен". balgasun-dur - к городам Ещё суффикс: "-дур,-тур" соответствует русскому предлогу "по". Мөнгкэ тнгри-йин күчүн-дур - По силу вечного неба. (ещё приблизив для понятия Под силой вечного неба)1 балл
-
1 балл
-
hämä (вcё) - также фарси. Возникает вопрос, древнетюркское слово qamagh заимствование? hämä>qamagh>hamag1 балл
-
zindan - фарси. монгольское слово гяндан, восходит к персидскому зиндан через тюркские языки?1 балл
-
почитайте статьи Дремова. калмаки в Западном казахстане в 14-16 веки это явно не ойраты1 балл
-
В XVI веке восточные монголы в лице халха гонялись за ойратами. в XVII ойраты взяли реванш и гонялись за халха. в XVIII все плачевно закончилось с уничтожением Джунгарского государства. Я говорил сибирские татары барабинцы они как и монголоязычные ойраты цокают. Цоканье и другие характерные особенности делает халхасский диалект связующим звеном между восточными монголами и ойратов. Всем напоминаю что большинство восточных монголов живут в КНР. У них язык чокающий даже местами шокающий. Они такие же буддисты гелукпинской школы как и халха-монголы но характерные тибетские звуки Ц и Дз не умеют произносить, переделывают в С и Дж. Тангуты никуда не исчезли часть сменила религию, известны сейчас как дунгане или хуй. Та часть которая кочевала инкорпировались в состав монголов, при этом утратив язык и другие характерные особенности как осетины и кыпчаки. Такой же естественный процесс происходил на западе где малочисленные пришельцы монголы растоворились лишь передав свои имена и гены своим потомкам. Никто не отрицает что казахи частью являются потомками средневековых монголов, как и некоторые монголы имеют кыпчакское, хорезмийское или даже осетинское происхождение. "Уважаемые" истинные потомки монголов будьте немного трезвее.1 балл
-
спасибо, вики врет значит, что Цецен объявил себя ханом? у нас Чечен - оратор В 1671 году был убит старший брат Галдана, джунгарский хунтайджи Сенге. Его умертвили старшие братья Цэцэн-тайджи и Цзотба-Батур. Ханский престол захватил Цэцэн-тайджи, который стал править под именем Цэцэн-хана1 балл
-
Эмотиконы вообще великая вещь, могут передать чувства, отношение. Если даже предположить, что уничтоженные, разбитые и изгнанные "племена", раздавленные нарождающейся Монгольской империей, имели в своем составе нескольких человек с доселе неведомые нам "тюркскими" именами и титулами, то как они, будучи подавленными, разбитыми и изгнанными, могли одновременно образовывать "большинство" или, тем более, как-то значимее, чем рабы и обслуга, принимать участие в курултае? Да, никак. Не для того с ними воевали, чтобы теперь с ними считаться при решении важных задач. Фантазии надо отбрасывать, развивать историчность мышления.1 балл
-
Никаких "тюркских" имен и титулов так и не обнаружено. И какие же "тюркоязычные" народы были в "большинстве" в 1206 г на курултае? Какие ханы там имели возможность высказать свое мнение? Кого там вообще спрашивали? Татары уничтожены, кереиты и найманы разбиты. Самое время настало, наверное, Чингисхану поинтересоваться их авторитетным мнением?1 балл
-
Во-первых персидская основанная на арабице, русская основанная на кириллице довольно часто портит первоначальное звучание. Хотя более точно передают чем китайцы. Түмэн-түмэд 10 тысяч Хонгирад-хонхэрээд-вороны Догулад-от догулан-хромые Мангуд- Мы Ойрад-ойра-ближние -д, т, с в тюркских языках не употребляются же. Вы же казактар а не хасагууд.1 балл