Перейти к содержанию

Лидеры

  1. АксКерБорж

    АксКерБорж

    Пользователи


    • Баллы

      12

    • Постов

      57096


  2. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      9

    • Постов

      18361


  3. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      7

    • Постов

      28911


  4. Бозбет Шыны

    Бозбет Шыны

    Пользователи


    • Баллы

      6

    • Постов

      1314


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией за 02/13/25 во всех областях

  1. https://www.frontiersin.org/journals/genetics/articles/10.3389/fgene.2025.1516130/abstract Genetic Genealogy of Y-chromosome in the Zhetiru Tribe of the Kazakh Population from Kazakhstan Zhunussova, Tayshanova, Bukayev, Bukayeva, Aidarov, Temirgaliev, Sabitov and Zhabagin.
    2 балла
  2. Много раз приводили такие данные. Китайские пограничники как и русские казаки в 19 веке говорили напр на казахском не потому что их этому специально обучали в школах, как наивно считает Боролдой. Это результат близких контактов. Т.е. они наряду со своими родными языками знали и казахский. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1860-1880/Sipilov_A/text1.htm ..Разговор происходил на киргизском языке. Китайцы, большею частию, его знали, вероятно, потому, что войска их состояли из племен салон и сибо, живущих в смежности с киргизами. Наши же казаки, имея постоянные сношения с киргизами по торговле и найму работников, еще в станицах с малолетства выучиваются киргизскому языку, а потом, служа в степи, на бекетах, и сталкиваясь постоянно с киргизами, поддерживают это знание, и потому почти все говорят по-киргизски; исключения бывают очень редки: разве только живущие далеко от киргизов или вновь приписанные в казаки из мужиков незнакомы с киргизским языком..."
    2 балла
  3. Файл:Скалон А.Д. Русско-киргизский словарь.pdf — Википедия
    2 балла
  4. Лингвисты склоняются к тюркской (протоалтайской) этимологии этого слова Proto-Altaic: *ā̀mV Nostratic: Nostratic Meaning: to be quiet; sleep Russian meaning: быть спокойным; спать Turkic: *ăm- Mongolian: *amu-, *ami- Tungus-Manchu: *ām- Comments: KW 9, VEWT 19, ТМС 1,2-3, АПиПЯЯ 292, Дыбо 13, Rozycki 17. A Western isogloss. The root presents considerable difficulties because of widespread later interlingual borrowings (see TMN 2, 125, Щербак 1997, 97-98). A specific problem is raised by initial h- in some Southern Mongolian forms (Dong. hamura-, Bao. hamera-, Mongor xamurā- 'to rest'). The aspiration here is evidently secondary, because it is absent both in Dagur and in most attested Middle Mongolian sources (but cf. MA hamisqu). It is, therefore, probable that these forms are in fact borrowed from modern Turkic dialects with secondary aspiration (cf. h- in Khalaj). This would be indeed an argument in favour of the whole *amura- group of words in Mong. to be regarded as borrowed from Turkic (although later reborrowings into modern Turkic languages were, of course, also possible). However, significant semantic and formal differences do not allow us to regard as borrowed, on the one hand, the Turkic forms going back to attested Old Uyghur (e.g. amɨr- 'to love), on the other hand, Mong. ami-n 'life, soul' and amu- 'to rest'. altet-prnum,altet-meaning,altet-rusmean,altet-turc,altet-mong,altet-tung,altet-reference,
    1 балл
  5. Нашел в ДТС: "amraq" - любимый "amrїl", "amrїq" - спокойный Вроде как у тюрков Алтая и Саян (алтайцы, шорцы, тыва) есть, например, река Амырсу - тихая и личное имя Амыр - спокойный (в прошлые годы был на форуме юзер из Горно-Алтайска с таким именем). Про другие языки трудно сказать.
    1 балл
  6. монголы глубоко не исследовались. У казахов у уйсунов (дулат, албан, суан и т.д.), шанышкылы, кереев и еще других племен
    1 балл
  7. Этот субклад мажорный у кыргызских кыпчаков. В ветке указаны алтайцы, однако нет племенных данных.
    1 балл
  8. Наверно. Я бы в такую древность без учета палеогенетики даже не совался.
    1 балл
  9. А у вас есть ученая степень? Чтобы что-то обосновывать на научной основе надо иметь учёную степень, т.е. быть учёным. Вы же обычный диванный "эксперт", который "прочитал много книжек" и "знает лучше других".
    1 балл
  10. Какие казахские рода еще на генетику нужно разобрать?
    1 балл
  11. Арабизмы и персизмы есть и у "дальних" хакасов.
    1 балл
  12. Как этот ролик отменяет гипотезу о базовой билингвальности монголо-татар Чх? Билингвальность - это когда два (!) языка, если что.
    1 балл
  13. @АксКерБорж Лично я не фантазирую, а обосновываю все на научной основе и даже привожу ссылки в отличии от вас, человека который не приводит ссылки и обзывает своих оппонентов в дискуссии. То, что северные казахи говори через "ЛЫК" вместо литературного "ЙЫК" исторический факт, и то что казахи раньше говорили "Жиырманшы" вместо позднего "Жиырмасыншы" тоже исторический факт.
    1 балл
  14. https://spb.hse.ru/humart/history/peter/biochronic/247142269
    1 балл
  15. Касательно того к кому и на каком языке говорили. Жалко на английском, но очень подготовленный с датами и фактами видео о языке Моголов в Афганистане и сравнение с современным и средневековым монгольским языком. Среди персо и тюркоязычных народов 800 лет.
    1 балл
  16. да, у нас же река Нарынгол есть, тоже в переводе узкая река, и населенный пункт с таким же названием многие казахи думают, что это Нарынкол от Нарынкөл )
    1 балл
  17. Тоже заметил что аврамические представления вошли к тюркам еще до тотального крещения или исламизации.К примеру создание людей Ульгеном тоже сопровождается привычной нам картиной с глиной,при этом сам Ульген бог максимально языческий(одновременно громовержец и лученосец)
    1 балл
  18. Нет, это ен. кыргызы, которые кочевали в своих улусах в Минусе готовились к походу на крепость Красноярск.
    1 балл
  19. Не знаю про яка, но знаю, что котур это болячки на коже. В прошлом были известны имена Котыр, Котырша, Котырбай и пр.
    1 балл
  20. Поэтому как писал ранее, имхо шансов ноль понять напр. истинное значение "кипчак"-"кимак" или "сагиз" без понимания манихейского поддтекста. Но откуда историку, не изучавшему манихейский контекст понять, что за "дуплом", "выдолбленной полостью" ("лодки-долбленки") скрываются главные символы манихейства Солнце и Луна?
    1 балл
  21. Абстракт Война хань-хунну, серия ключевых конфликтов между двумя самыми могущественными империями раннего железного века Восточной Евразии, была исследована с помощью комплексного междисциплинарного подхода, охватывающего генетику, геологию, антропологию и археологию. Это исследование сосредоточено на анализе массового захоронения на месте Баянбулаг (BBS) в Монголии, первоначально идентифицированного как крепость хунну. Нашей главной целью было идентифицировать людей, похороненных в могиле, что дало более глубокое понимание тактики и взаимодействия войны хань-хунну. Благодаря тщательному археологическому и антропологическому исследованию мы подтвердили военную природу места, о чем свидетельствует архитектура крепости, выкопанное оружие и травмы на останках. Геномный анализ останков выявил генетическое родство с современными ханьцами и древними северокитайскими популяциями. Анализ изотопов стронция предоставил критические доказательства военной принадлежности людей, указывающие на их происхождение из регионов за пределами Монгольского нагорья, в частности, из Северного Китая и Центральных равнин, подтверждая их идентичность как солдат ханьцев. Этот результат дополнительно подтверждается анализом стабильных изотопов углерода и азота, который выявил диетические характеристики сельскохозяйственного населения из Северного Китая. Интегрируя данные из различных дисциплин во взаимодополняющей манере, наше исследование представляет собой всеобъемлющий отчет о войне хань-сюнну, предлагая новые идеи о военной организации и стратегических сражениях того периода. Этот междисциплинарный подход значительно обогащает историческое повествование и вносит вклад в существующий объем знаний о ранних конфликтах Восточной Евразии. Анализ древней ДНК Данные секвенирования 14 образцов были успешно получены ( таблица S2 ). После выполнения стандартной процедуры древних данных и нескольких методов аутентификации наши древние образцы были подтверждены как незагрязненные. Среднее покрытие варьировалось от 0,01x до 0,6x. Мы оставили 11 человек с не менее чем 50 тыс. участков, покрытых в панели 1240 тыс. для полногеномного анализа Согласно генетическому определению пола, все особи BBS были идентифицированы как мужчины. Мы обнаружили, что AT19 и DA45 были идентичны, а все остальные особи с достаточным количеством SNP для проведения анализа родства были неродственными ( рис. S1 ; таблицы S8 и S9 ). Мы использовали DA45 в генетическом анализе из-за его более высокого качества. Гаплогруппы Y-хромосомы были успешно идентифицированы у 12 из них ( таблица 1 ). Было четыре особи, принадлежащих к O2a2b1a1a-F8, который был наиболее распространенным типом на этом участке. Остальные особи принадлежали к C2b1a1a1a-M407, N1a2a1a-F1998, O1b1a2b-Z24433, O2a2b1a2-F114 и Q1a1a1a-M120. Два опубликованных образца принадлежали к O2a1b1a1a1a1e2a2-MF2478 и O2a2b2b1b1-MF14317 соответственно. C2b1a1a1a-M407 в основном наблюдается в современных популяциях в Южной Сибири и Восточной Азии, тогда как другие гаплогруппы в основном распространены среди восточноазиатов, таких как хань. O2a2b1a1a-F8 и O2a2b1a2-F114 можно найти в нескольких памятниках Северного Китая еще в эпоху неолита, но они отсутствовали на Монгольском нагорье до поздней эпохи хунну ( Ning et al., 2020 ). Q1a1a1a-M120 была наиболее распространенной гаплогруппой в образцах культуры Slabgrave в раннем железном веке на Монгольском нагорье ( Jeong et al., 2020 ; Wang et al., 2021 ). Однако после сравнения с мелкомасштабным филогенетическим древом ( Sun et al., 2019 ) мы обнаружили, что все эти индивиды из могил с плитами принадлежат к ранней ответвившейся ветви, в то время как AT7 и AT15 в BBS принадлежат к линии, бВысокое генетическое разнообразие по материнской линии (14 гаплогрупп, идентифицированных у 14 человек) в группе BBS было выявлено с помощью анализа митохондриального генома, большинство из которых ( таблица 1 ) принадлежали к гаплогруппам, связанным с северной частью Восточной Азии (гаплогруппы A, D4, D5, F2 и G, 64,7%), и сохранились у современных ханьцеволее тесно связанной с древними образцами из Северного Китая и современными жителями Восточной Азии. Мы выполнили PCA на данных по всему геному этих образцов вместе с другими опубликованными древними образцами в Евразии, используя два разных набора современных популяций ( рис. 2 ). По сравнению с группой разнообразных евразийцев, индивидуумы BBS кластеризуются с древними образцами со времен позднего неолита в Северном Китае (LNNC) и попадают близко к современным ханьцам, тибетцам, корейцам и японцам, при этом DA43 и DA45 немного смещены в сторону западных евразийцев. Все индивидуумы BBS очень далеки от древних и современных индивидуумов в Северо-Восточной Азии, Монгольском нагорье и Северной Евразии.
    1 балл
  22. нет, время на казахском шак, в школе же проходили осы шак например, все правильно он написал шақ - Wiktionary, the free dictionary
    1 балл
  23. Наверное от шақ? Заман в некоторых языках может использоваться
    1 балл
  24. Из турфанской легенды не совсем понятно: Ай каган - это отец Огуза (Кара-хан) или его мать? Некоторые переводчики интерпретируют нарисованного в турфанской рукописи быка как отца Огуза, а не как его самого. Могло ли его имя и быть Котур (як)? У имени Кара-хана есть несколько альтернативных трактовок: 1) Северный хан 2) Хара на бурятском "луна" 3) Скорее всего это редуцированный "Лунный бык" или "Черный бык". Исламизированная версия Огуз-наме "выкидывает" тотемную часть. А теперь можно попробовать связать Котуза с Лунным быком (Караханом, Ай каганом): Котуз - животное из рода быков, занимающее важное место в мифологии и искусстве турок. Турецкие шахи-каганы сделали изображение этого животного короной на голове, что означает, что оно так важно. Его можно увидеть на монетах турецкого шаха и Ак Гунна. Голова быка изображена в виде полумесяца. Луна возвышается в Тельце, и с астрологической точки зрения они также неотделимы друг от друга. Рога быка - аллегория полумесяца. Оригинал цитаты:
    1 балл
  25. по Кашгари джекали огузы и кыпчаки, арабы тут не причем
    1 балл
  26. Рюрик Новгородский — Хрёрек Харальдссон Норвежский Основной проблемой русской истории, является — ложная хронология 850-х — 990-х гг. — принятая на основании ПВЛ и «общепризнанная» «официальной» русско-российской историографией. Данная «хронология» была привита представителями русско-российской исторической школы — стоящими на позиции антинорманизма — при прямом попустительстве и содействии «официальной» русско-российской исторической академической элиты. Не смотря на то, что весь фактический археологический багаж 20−21 вв. — показывает, что становление русской государственности, основание и интенсивное расширение первых русских городов приходятся на 920-е — 950-е гг — полностью опровергая «хронологию» Нестора — российская историческая академическая элита — по прежнему стоит на страже ложного удревнения русской истории. На данный момент создалась идиотская ситуация — «поддерживания жизни» в «мёртвом теле» ПВЛ. Все имеющие познания в области начальной русской истории — признают ложность датировок ПВЛ 850-х — 990-х гг. Но при этом, все российские историки в своих «трудах» и «высказываниях» — постоянно цитируют и ссылаются на ПВЛ. Академик Янин — 70 лет копал Новгород. Раскопки можно признать одними из самых масштабных в мировой практике — по привлечению сил и средств. Вывод ученого и его команды следующий — «Начало становления Новгорода — как города произошло в 930-х гг» … Но стоит нам заглянуть в учебник истории или википедию — и что мы там увидим: «Рюрик (ум.879) — князь Новгородский (862−879)» или «Новгород — столица древнерусского государства Киевской Руси (862−882)» — хотя: Ни Новгорода, ни Киева, ни Руси — ещё не было. Данное обстоятельство — требует пересмотра «заморских» «прототипов» и кандидатур, на роль Рюрика, Олега, Игоря и Ольги. Поскольку Олег и Игорь — упоминаются зарубежными источниками — ок. 939 г. — мы можем утверждать, что Рюрик умер незадолго до 939 г. А Олег погиб в 944 г. Следовательно — нам нужны Рюрик и Олег — которые упоминаются в скандинавской истории в 920-х — 930-х гг. Потомок свейского конунга Ингвара Высокого (+~715) — Харальд Норвежский (+~933), был отцом — Хрёрека (+925/36) — по нашей версии — Рюрика Новгородского, отца князя Игоря (~917 — 944) и деда князя Святослава (~937−972). Хрёрек Харальдссон (~895 — 925/36), по свидетельству «саги о Харальде Прекрасноволосом» — норвежский конунг в Хёрдаланде и Согне. Некоторое время — был любимцем отца — но затем уступил влияние Эйрику Кровавой Секире — и исчез из норвежской истории. «XX Харальд конунг стал теперь единовластным правителем всей Норвегии. Тут он вспомнил, что ему когда-то сказала та гордая девушка (Гюда, дочь Эйрика, конунга из Хёрдаланда). Он послал людей за ней, велел доставить ее к нему и положил ее с собой. У них были такие дети: Алов была старшей, затем шли Хрёрек, Сигтрюгг, Фроди и Торгисль. XXI У Харальда конунга было много жен и много детей. Одну из его жен звали Рагнхильд. Она была дочерью Эйрика конунга Йотланда. Ее называли Рагнхильд Могущественная. Их сыном был Эйрик Кровавая Секира. " «Харальд конунг сам жил обычно в середине страны. Хрёрек и Гудрёд всегда были при конунге, и у них были большие владения в Хёрдаланде и Согне. Эйрик жил с Харальдом конунгом, своим отцом. Из всех своих сыновей он любил его больше всего и ценил его выше всех. Ему он дал Халогаланд, Северный Мёр и Раумсдаль.» Мы видим, что Хрёрек — «уступил» Эрику — норвежский трон. Как первому конкуренту Эйрика, ему — не было места в Норвегии. Мы — не имеем более сведений о Хрёрике — зато нам кое-что известно о жизни его братьев и ближайших родственников: Хальфдан Черный (ум. ок. 931 г.), конунг Трёнделага, сын Харальда Прекрасноволосого. Вместе со своим братом Хальфданом Белым — неоднакратно — совершал походы на восток, через земли восточных славян. Хальфдан Белый (погиб в Эстонии в 914 г.), конунг Трёнделага, сын Харальда Прекрасноволосого. Вместе со своим братом Хальфданом Черным — совершал походы на восток, через земли восточных славян. На обратном пути из последнего похода, в ходе одной из стычек, был убит в Эстонии. «Xaльвдaн Чepный и Xaльвдaн Бeлый xoдили в викингcкиe пoxoды в Bocтoчныe Cтpaны. Oднaжды y ниx пpoизoшлa жapкaя битвa в Cтpaнe Эcтoв. B этoй битвe пoгиб Xaльвдaн Бeлый.» Эйрик I Кровавая Секира (ок. 895−954), король Норвегии (930 — 934/935), король Нортумбрии (Йорка) в (947—948) и (952—954). С ранней юности, совершал неоднократные походы на восток, через земли восточных славян. «Koгдa Эйpикy иcпoлнилocь двeнaдцaть лeт, Xapaльд кoнyнг дaл eмy пять бoeвыx кopaблeй, и oн oтпpaвилcя в пoxoд, cнaчaлa в Bocтoчныe Cтpaны, a зaтeм нa юг в Дaнию, a тaкжe в Cтpaнy Фpизoв и в Cтpaнy Caкcoв. Этoт пoxoд пpoдoлжaлcя чeтыpe гoдa. 3aтeм oн oтпpaвилcя нa зaпaд зa мope и вoeвaл в Шoтлaндии, Бpeтлaндe, Иpлaндии и Baллaндe, и этoт пoxoд тoжe пpoдoлжaлcя чeтыpe гoдa. Пocлe этoгo oн oтпpaвилcя нa ceвep в Финнмёpк и дaльшe в Cтpaнy Бьяpмoв, гдe пpoизoшлa бoльшaя битвa, в кoтopoй oн oдepжaл пoбeдy.» «Эйpик Kpoвaвaя Ceкиpa вepнyлcя из пoxoдa в Bocтoчныe Cтpaны c бoeвыми кopaблями и бoльшим вoйcкoм. … Бpaтья cильнo пocпopили, … Tyт пoгиб Бьёpн…» Эйpикy иcпoлнилocь двeнaдцaть лeт ([907]) … и oн oтпpaвилcя в пoxoд, cнaчaлa в Bocтoчныe Cтpaны, затем походы + 4 года ([911]), ещё походы + 4 года ([915]) далее — oн oтпpaвилcя нa ceвep в Финнмёpк и дaльшe в Cтpaнy Бьяpмoв, гдe пpoизoшлa бoльшaя битвa, в кoтopoй oн oдepжaл пoбeдy — ([915]). Смерть Бьёрна Морехода относят к 927 году. Значит второй поход Эйpика в Bосточные страны — [926]. В итоге мы имеем: Первый поход Эйpика в Bocтoчныe Cтpaны — [907]. «Большой» поход Эйpика в Cтpaнy Бьяpмoв — [915]. Второй поход Эйpика в Bocтoчныe Cтpaны — [926]. Саги свидетельствуют, что сыновья норвежского ярля — Рёгнвальда Эйстейнссона использовали Западно-Двинский путь для осуществления грабительских походов. Торир Молчаливый (ум. ок. 935), ярль Мёра — сын Рёгнвальда Эйстейнссона (+ ок.894), ярла Мёра и ближайшего соратника норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого. Осуществил ряд походов по Западно-Двинскому пути. Захватил власть над племенами Плоцких кривичей. Основатель Гнездова — около 895 года. Его внуки Рёнгвальд (ум.978) и Торир (ум.978) — правили в Полоцкой и Туровской земле до 978 года. Торир Молчаливый — был женат на родной сестре Хрёрека Харальдссона — Алов Красе Года. Хрольв Пешеход (Ролло) (ум. ок. 932), старший сын Рёгнвальда Эйстейнссона. Завоеватель северо-западной части Франции — Нормандии. В «Саге о Хрольве Пешеходе» содержатся сведения о походах Хрольва по Западно-Двинскому пути. По всей видимости — Около 925 года — Хрёрек Харальдссон, покинул Норвегию и перебрался в Старую Ладогу, затем около 927 года — он основал город Новгород и вскорости умер.
    1 балл
  27. Кайрат - это исторический форум, а не новостной портал про Монголию.
    1 балл
  28. Видимо было много всяких противоречий, в том числе внутри самих токуз-огузов. Но ведь части каких-то племен тем не менее остались и подчинились уйгурам. И еще не стоит забывать, что уже в 762 году верхушка УК приняла манихейство, наверняка это понравилось далеко не всем племенам и старейшинам. Ну и конечно само по себе падение Второго Тюркского каганата нарушило равновесие и запустило масштабный и бесповоротный раскол всего "тюркского мира".
    1 балл
  29. Да тут даже никакой Далай не нужен. В прототюркском словаре же всё чётко написано: teŋiŕ - море, teŋri -небо Море (океан) это и есть "сын Неба". Происходит от пратюркск. *teŋiŕ «море», от которой в числе прочего произошли: др.-тюрк. teŋiz «море», азерб. dəniz (дəниз; دنیز), башк. диңгеҙ, казахск. теңіз, карач.-балк. тенгиз, кирг. деңиз, кр.-тат. deñiz, кумыкск. денгиз, ногайск. тенъиз, османск. دڭز (deñiz), тат. диңгез, туркм. deňiz, тур. deniz, уйгурск. دېڭىز (dëngiz), узб. dengiz (денгиз), чувашск. тинӗс.
    1 балл
  30. Я бы дополнил вас, что: - завоеваний, миграций - с востока на запад, примерно из областей современного Северного Китая до Итиля и далее 4) Куны (куманы) 5) Татары-монголы
    1 балл
  31. Есть разные объяснения, пару ссылок я приводил. Вопрос мутный, поэтому оставим его, сейчас это не так важно. Я уже писал выше, что у татар-монголов был свой термин для обозначения "великий" - это слова "улуг" и "екэ", они использовались одинаково, поэтому ув. Бозбет Шыны прав, зачем изобретать новое слово "далай-великий", если такое слово уже было: Послушаемся Бозбет Шыны и приведем примеры на вскидку: Джувейни: "... Он прибыл в великую Орду (Улуг-Эф), чтобы поговорить и поспорить с Куркузом в суде (яргу)". В.В. Бартольд: "... Орда Чагатая и его ближайших потомков упоминается у Джувейни также под тюркским названием Улуг-Иб, т.е. "Большой Дом". Рашид ад-Дин: "... Чингиз-хан сказал в ответ Улуг-бахадуру: "Я был подобен спящему, ты меня дернул за мой какул [чуб] и разбудил меня!" "... Его прозвища были Екэ-нойон и Улуг-нойон, то есть великий эмир; он был общеизвестен под этими именами, а Чингиз-хан называл его другом". "... Улуг-Тага, что между Биш-Балыком и Кара-Корумом". "... Екэ Алтай". "... Екэ Курук".
    1 балл
  32. @Zake По вашему "Они называют Чингиса звоном железа" равноценно "Чингис означает звон железа"? Прочитайте книги про логику. Из этого предложения следует лишь то, что человека с Титулом Чингиз хан называют еще другим названием "Демугин Хингей" которое и переводится с монгольского, как "Звон Железа". То есть тут Звон Железа=Демугин Хингей, а не Звон Железа=Чингиз.
    1 балл
  33. Прошу прощения, ув. Zake. Всего лишь один ответ и один комментарий ув. Bir bala. Вы думаете перс Рашид ад-Дин владел тюркскими? Навряд ли он владел тюркскими и окиданенным татарским (средневековым монгольским). Судя по тому фрагменту летописи летописец опять таки объяснил роль младшего в семье, на примере Толи, со слов информаторов при дворе хана в Иране. Что таких сыновей называют «одчигин», что это название связано с огнем и домашним очагом, что термин тюркский «от / од» (огонь) и от «тегин» (принц). И что татары-монголы произносят его «одчигин», а некоторые «одчи». То самое объяснение Рашид ад-Дина, которое вероятно записано им со слов хулагуидов, потомков Чингизхана: «… По-монгольски же «чин» – значит «крепкий» [мустахкам], а Чингиз – множественное от него. Причина была та, что в то время у великих государей кара-хитаев титулом был гур-хан, а значение [слова] «гур» также – «крепкий», и до тех пор, пока государь не бывал предельно велик, его не называли гур-ханом». 1) С первой половиной титула (чин) вроде более или менее выяснили при прошлых обсуждениях. Моя версия тогда была такой: В казахском языке «шын» (тот же «чин») это закаленное железо, закаленный человек. Т.е. закаленное железо (чин темур / шын темір) намного крепче незакаленного. Так и закаленный человек намного крепче незакаленного. При обсуждении тогда кто-то писал, что такое же слово есть в монгольских языках, мол «чинээ» это твердый, непоколебимый из письменного монгольского «чинэгэ». Однако в современном монгольском языке я его не нашел, хотя использовал большой словарь (более 115 000 слов), нашел в нем только другое: Чин – преданный, верный, честный Чадал чинээ – сила, мощь Чанга, хатуу, бөх, бэх – крепкий, твердый Хоёргүй, гуйвалтгүй - непоколебимый Тогда даже маньчжуровед Энхд искал, но не нашел ничего подходящего кроме «чанга». Если кто-то найдет подходящий современный монгольский термин, то пусть покажет его здесь и мы примем и вместе дополним эту версию. 2) Касательно объяснения летописца второй половины титула, что «гиз» это множественная, усиленная форма от «чин», все мы тогда не могли понять, ведь в современных монгольских языках одним из окончаний множественного числа является аффикс «с», но никак не «гис». У меня по этому поводу опять же чисто версия. Предполагаю, что при усилении термина «чин» использовалась форма «чиныг» (шынық). В казахском языке есть обе формы – шын и шынық. Поэтому термины из семантического ряда «закалка / каление» образованы как от короткой формы «шын» - шын[далған], так и от второй формы – шынық[ғу], шынық[қан]. Если я на верном пути, то от «Чиныг» до «Чиныгс / Чингс / Чингис» всего один шаг. Казахский аналог «Шынықс», что в произношении постепенно переходит в «Шынғыс» 3) Такое мое объяснение титула не просто крепкостью и твердостью, а именно крепкостью и твердостью, вызванной калением металла, очень хорошо соответствует его детскому имени со значением Темр (железо) и ни к чему другому. Такому моему объяснению также очень хорошо соответствует объяснение Рубрука. И не только его.
    1 балл
  34. Навряд ли перс Рашид ад-Дин владел татарским-монгольским языком. Все его объяснения (и не только это), надо полагать, даны его информаторами, татарами-монголами.
    1 балл
  35. @Zake А оно есть? По моему кроме Рашид Ад Диновского фольк этимологии объяснение самих монголов нет.
    1 балл
  36. Неужели нельзя посмотреть как в 13 веке имя Чингиз обьяснялось со слов самих средневек. монголов? Зачем фантазировать и выдумывать небылицы?
    1 балл
  37. Да, баргуты входили в состав токуз-огузов. НО! Одна из ветвей баргутов - булагаты - имеют тотемом быка. Это связано с баргутским (бурятским) Буха-нойоном 12-13 веков, и значит - не связано с уйгурами.
    1 балл
  38. @АксКерБорж С каких пор историки являются лингвистами? Историки кроме своих исторических методов больше ничем не владеют. Даже если 100000 историков скажут, что это не так, оно от этого не станет истиной.
    1 балл
  39. За время вашего отсутствия на форуме, в результате бурных дискуссий вы рискуете переименоваться из огузоведа в угузоведа, уызоведа или уураговеда (шучу)). Среди знакомых мне разных версий версия "Чингис = тенгис (море)" среди историков емнип самая маловероятная и шаткая. Из источников мы знаем, что тот или иной термин применялся теми татарскими (монгольскими) племенами по разному. Тем более, как правильно заметил пишет Bir bala , мы имеем дело с разговорным языком билингвов. Поэтому не исключено, что титул "удачливый, счастливый, успешный [хан]" называли по разному - Кутлуг и Талай. Именно так я и предполагаю и писал об этом в разных темах форума.
    1 балл
  40. Да, реальная личность. Да, не был каганом тогуз-огузов. Токуз-огузами руководили двоюродные Огуза, - изначальные уйгуры, "примкнувшие к восстанию". А сам Огуз ушел воевать Среднюю Азию и Персию с тюркоязычными племенами, во главе которых и восстал против отца и дядей - моголов/могулов. Яглакары - одно из 9 племен, которыми руководили изначальные уйгуры-двоюродные.
    1 балл
  41. Есть ли в тюркском и монгольском эпосе, сказаниях ассоциация мудрости с волом или с быком? Если не ошибаюсь встречал про змею и ворона.
    1 балл
  42. МАЭ Автор фото мне неизвестен Караганды 1932 год Казахский аул Судя по дате разгар Голодомора, скота практически нет, аул опустевший (легко сравнить с фотоснимками выше кон. 19 и нач. 20 в.в., на которых обилие и яркие краски жизни кочевых казахов). Но в каком состоянии люди внутри юрт на этом фото можно догадываться.
    1 балл
  43. узбеки это кочевники-мусульмане Улуса Джучи, а не Абулхаира и Шибанидов
    1 балл
  44. по ДТС по-тюркски - талай, по-монгольски - далай (если про водную стихию, океан или море). по-казахски талай - удача, везение, счастье (более подходит к титулу хана, чем океан и море). Ну да ладно, это моя неразделенная никем версия, комментарии не нужны. )
    1 балл
  45. МАЭ Автор фото мне неизвестен Караганды 1932 год Голодные годы фото - Казахи на базаре В первый год "Голодомора" более зажиточные казахи на базаре продают последние пожитки и продукты - конское седло в сборе (зачем оно если нет больше лошадей), сырмак, хлеб разрезанными ломтями, вроде бы насвай, кажется пустые бутылки, железное ведро и прочее. Единственный объект пропитания казахов, скот, был конфискован при коллективизации в 1928-1931 годы. Голодные казахские семьи, по крайней мере Северо-Восточного Казахстана), массово ринулись в соседние Новосибирскую, Омскую области, Алтайский край (каз: Ішке, Іш жаққа), чтобы уцелеть от голодной смерти нанявшись на работу в русские хозяйства. Большинство ушедших выжили и потом вернулись, а часть осталась в России. Большинство не ушедших и оставшихся на родине умерли от голода. фото - Остановка в пути Конские телеги со скарбом за неимением скота, даже тощего вола, тянули сами люди.
    1 балл
  46. Некомпетентен в целом в генетике, но стараюсь обращать внимание на новости по палеоднк. Если исходить из того, что предки тюрков - это хунну, то в палеоднк хунну был "компот" гаплогрупп, в том числе и r1a. Такое же многообразие гг напр. в палеоднк киданей. (Если я правильно интерпретирую данные) Охотники-собиратели бродили по всему континенту. Гаплогруппы ведь появились до перехода охотников-собирателей на кочевое скотоводства? . Если не ошибаюсь этим мутациям десяток или пару десятка тысяч лет? Т.е. обладатели предполагаемых условно "индоевропейских" гг были же в номадической восточной Евразии и там переходили к кочевничеству (по андроновской культуре вопросов нет, а вот карасукская, тагарская были мультиэтничными культурами, а скифов пазырыкцев относят к "европеоидному" варианту южно-сибирской расы). Получается, что уже в предхуннское время шло постоянное смешение и контакты индоевропейцев и восточных евразийцев. Делать исконно "тюркской" только одну гг и отсекать другие, мне кажется, не совсем правильным, тем более мы имеем палеоднк хунну с "пестрым" составом гг. Короче исконно тюркскими могут разные гг, в том числе и r1a.
    1 балл
  47. Обратили внимание, что там даже сроки указали? 3 дня не употреблял молозиво, а потом после заключения сделки с матерью начал употреблять. Сюжет крутиться именно вокруг молозива, т.е. Уыз. ..Женское молозиво — секрет молочных желёз, образующийся в последние дни беременности и в первые 3-5 дней после родов, после чего сменяется переходным молоком, а затем и зрелым. .."
    1 балл
  48. Даже приведенный самый поверхностный анализ однокорневых семантически близких древнетюркских лексем очевидно показывает, что термин QATUN ~ QATYN это никакой не иранизм, а исконно тюркское понятие, крепко связанное с понятиями РОДСТВЕННИКИ ЖЕНЫ (qadyn ~ qaiyn). Предполагаю, что в основе их древнетюркский корень QAT со значением "присоединять", "соединяться", "смешиваться". Образно выражаясь, QATUN ~ QATYN (замужняя женщина, жена, госпожа), как и QADYN ~ QAIYN (ее отец и родственники) присоединяются к роду мужчины и его потомков. Косвенно об этом действии свидетельствует и предшествующий ему по традиции и времени термин "KELIN" (невестка), этимология которого "прибыть", "прийти", "приехать" (в род жениха). Образно говоря, в род мужа невестка сперва приходит, которая после торжества бракосочетания полноправно присоединяется (смешивается, соединяется) к роду мужа. В тюркских языках много лексем, происходящих из корня QAT со значением "присоединять", "соединяться", "смешиваться". Примеры из казахского языка: қат - каждый слой, пласт, ряд қат - ягоды в виде соединенных между собой шариков (малина, ежевика и пр.) қатар - ряд, двойной қатылу - приправлять, приправа қатыс ~ қатынас - принимать участие с другими қатыр ~ қашыр - мул как результат помеси осла с кобылой и т.д. и т.п.
    1 балл
  49. хе, хе... Дорогой, в казахском языке (совр. кипчакско-хасагском) наверное слово "бас" означает и давить и голово. На самом деле в тюркском языке эти слова разные: бас - давить баш - голово и эти две слова совсем разные по корню. и также, үй - это не связано с казахским "үй-" - свали,навали. Кстати это может быть монголизмом в казахском языке монгольского слова "үй-, үйх" такого же значения. Тюркское слово "эб, өб, өг, өй, үй" - это все связаны с понятием "гнездо".
    1 балл
×
×
  • Создать...