Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      129

    • Постов

      18361


  2. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      93

    • Постов

      19138


  3. АксКерБорж

    АксКерБорж

    Пользователи


    • Баллы

      81

    • Постов

      57096


  4. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      72

    • Постов

      28911


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией за 03/13/24 во всех областях

  1. Народ хазара упоминается в Афганистане в "Бабур-наме".
    3 балла
  2. Не видел таких работ (кроме Юнусбаева), но есть выборки из разных статей. Ногайцы Дагестана (караногайцы) и астраханские исторически меньше контактировали с народами Кавказа, поэтому генетически они очень близки к народам ЦА: Ставропольские и в большей степени кубанские за четыре столетия сдвинулись в сторону автохтонов Кавказа и чуть отдалились от степных народов: В целом, как уже не раз отмечали, в разных выборкам к казахам ближе всех кыргызы и каракалпаки, чуть дальше уйгуры, алтайцы и ногайцы (астраханские, дагестанские). Большой потенциал по наличию степного компонента аутосом и Y-хромосом у узбеков, но их тестировали мало плюс сам этнос многокомпонентный: есть и очень близкие группы (племенные узбеки) так и далекие (автохтонный оседлый компонент)
    3 балла
  3. На ресурсе Genoplot нашел астраханских и других ногаев. И в правду на PCA плотах астраханские вместе со ставропольскими близко расположились с казахами Казахстана и чуть дальше от китайских казахов. Зеленые в районе 15 образцев, кажется это Юнусбаевские образцы. Они с карачаево-черкессами в одном кластере. https://genoplot.com/shared/pca/?share=Sakenkz118/191313aac96#1
    3 балла
  4. Теории об основателях подтверждают генетически данные о шежире.
    3 балла
  5. @кылышбай Кураминцы не о-кают, мы а-каем. Могу сказать, что заметил в нашем диалекте: 1)Жоканье[Jj] 2)Ф->П Пример: хаФта[узб]-> аПта; Фойда->Пайда 3) Х->Қ Пример: хамир->қамыр; худо хохласа-> қудай қаласа; 4)Сингармонизм Как заметил у нас не особо сильно как в Казахском языке, пример:айтпа емес айтма, Может утратили🤷‍♂️ Примеры: Айтган[узб]->айтқан; Чиқади->чығады; бизниң->биздиң; кимлар->кимлер; Мн.число у нас Лар/Лер Гармония гласных: бизда[узб]-> бизде, дафтарлар->дäптерлер, билмаган->билмеген Ну и другое; Менга->Маған; сенга->Саған Бурун->мурын, бойин->мойын Билан->мен, пример: ким билан->ким мен Ғ/Г-> Й/У/ или просто пропадает: Оғил->ул; тоғ->тау; йиғла->жыла Тег->тий; tugma->туйме
    3 балла
  6. Если честно никогда не встречался с подобным объяснением. Авторы в основном пишут вот Кашгари говорил были тюрки , которые ж-окают, другие й-окают . А почему и как оно появляется у того или другого народа не объясняют.
    3 балла
  7. https://www.frontiersin.org/journals/genetics/articles/10.3389/fgene.2025.1516130/abstract Genetic Genealogy of Y-chromosome in the Zhetiru Tribe of the Kazakh Population from Kazakhstan Zhunussova, Tayshanova, Bukayev, Bukayeva, Aidarov, Temirgaliev, Sabitov and Zhabagin.
    2 балла
  8. Много раз приводили такие данные. Китайские пограничники как и русские казаки в 19 веке говорили напр на казахском не потому что их этому специально обучали в школах, как наивно считает Боролдой. Это результат близких контактов. Т.е. они наряду со своими родными языками знали и казахский. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1860-1880/Sipilov_A/text1.htm ..Разговор происходил на киргизском языке. Китайцы, большею частию, его знали, вероятно, потому, что войска их состояли из племен салон и сибо, живущих в смежности с киргизами. Наши же казаки, имея постоянные сношения с киргизами по торговле и найму работников, еще в станицах с малолетства выучиваются киргизскому языку, а потом, служа в степи, на бекетах, и сталкиваясь постоянно с киргизами, поддерживают это знание, и потому почти все говорят по-киргизски; исключения бывают очень редки: разве только живущие далеко от киргизов или вновь приписанные в казаки из мужиков незнакомы с киргизским языком..."
    2 балла
  9. Файл:Скалон А.Д. Русско-киргизский словарь.pdf — Википедия
    2 балла
  10. смешно, вы внешность по гг определяете?
    2 балла
  11. Как можно воссоздать внешний облик по ДНК? В вопросах физической антропологии очень многие юзера мыслят крайними категориями. Правильно написал Zake, что со времен хунну (вспомним европеоидов - выходцев из Ташкентского региона хунну племени цзе), происходило постоянное смешение европеоидов и монголоидов. В то же время мы можем оперировать лишь фактами, при этом самыми важными являются те, которые были получены из "первых рук". Кочевые огузы, как и их ветвь - линия Сельджука, выходцы из прииссыккулья, по источникам никак не отделяются от древних тюрков-тукюэ, более того тюркские каганы считают огузов своим народом. С этих времен мы имеем крайне интересный артефакт - фрагмент скульптуры принца Кюль-Тегина. Вторыми важными артефактами, которые могут пролить свет на физический облик тюркских племен (в том числе и огузов) - это балбалы. Многие из них изображают типичных монголоидов, есть и переходные формы.
    2 балла
  12. Какие еще 80%?только 60% и только 40%из этих 60ти прямые потомки европеоидов сибири.Вы хотите сказать что гапла Q какая та особенная?йомуты тоже были бы монголоидными еслиб у них был такой большой процент восточно евразийского МтДНК как у кыргызов(на секундочку у кыргызов таких матерей в процентном соотношении больше чем у казахов).Я это к тому что когда дело касается расового типа при смешении двух рас мать играет чуть большую роль.Ну типа если мать китаянка а отец швед,шансы того что ребенок будет монголоидом выше чем еслибы было наоборот(отец китаец мать шведка)
    2 балла
  13. Кстати, а где Y гаплогруппа и др. данные ДНК Сельджуков? Если турецкие товарищи проделали такую огромную работу по реконструкции лиц, то уж извлечь из костей ДНК данные и опубликовать им бы не составило труда. А о публикации этих данных уже давно бы трезвонили все тюркологи и СМИ.
    2 балла
  14. Довольно интересный взгляд у одного из сотрудников НИИ "Улуса Джучи" Адильбека Каратаева, согласно которой Мансур бий являлся правнуком Урус хана, в то время, как Барак убивший Мансура являлся внуком и при этом для него источник 17 века гораздо более достовернее, чем более ранний источник 16 века. Ни одного довода в свою пользу данный индивид кроме "Кадыргали жалаири же казах, значит он прав на 100%" не озвучил. Ну давайте предоставим все, что есть, а дальше адекватные юзеры сами решат где истина. 1. Согласно источнику 16 века "Чингиз наме" за авторством Утемиша Хаджи придворного историка Хорезмских шибанидов, Барак хан и Мансур би являлись двоюродными братьями. Вот что он пишет: Помимо этого в "Чингиз наме" также сообщается, что помимо самого Мансура, у Урус хана от той же дочери, которую взял в жены Едиге, была еще дочь. 2. Согласно более позднему источнику 17 века "Сборник Летописей" за авторством Сибирского джалаира Кадыргали ибн Хошум бий Мансур бий являлся племянником Барак хана. Вот что он пишет: Если посмотреть по поколениям и сопоставить с данными из исторических источников, то наглядно можно удостовериться, что Мансур никак не мог быть племянником Барак хана и правнуком Урус хана. Абсолютно большинство источников свидетельствуют, что Мансур это сын Едиге, а не внук, и другие сыновья Едиге это братья Мансура, а не его дяди. Правильная схема генеалогии будет выглядит вот так. Боюсь даже представить, если этот "ученый" пользуется антинаучными методами познания в исторической науке, то какими методами пользуются такие же, как и он. В любом случае как бы не назови овощ фруктом, оно и останется овощем. Надеюсь в новой академической истории Казахстана в 7 томах такого бреда и таких антинаучных методов не будет.
    2 балла
  15. нет никакого "стандарта" игрик гаплогрупп Улуса Джучи, это государство появилось после смешения местных и восточных племен после завоевания монголами. местные племена также результат смешения с людьми пришедшими из востока. вероятность того что казахские ру могли быть из чагатайского, юаньского или хулагуидского улуса есть, но игрик гаплогруппы здесь ни при чем. надо смотреть на источники.
    2 балла
  16. Большинство тюркского мира йокали, а джоканье огузов и кипчаков было некой аномалией. Я так понял Кашгари. Да и сейчас йокающих тюрков большинство. Пропорция сохранилась.
    2 балла
  17. Прошу прощения это азербайджанский диалект In Tabriz, 'lar' the plural marker changes based on the last constant in a word: For words that end in t or d, dar is used: Addar(names), Atdar(horses). For words that end in m or n, nar is used: Damnar(rooftops), günnər(days) For words that end in r, rar is used: Yerrər(places) For words that end in vowels or other constants lar is used. This also happens with a lot of suffixes like 'la', depending on what constant a word ends in, 'da', 'na' or 'ra' might be used instead of 'la'.
    2 балла
  18. Скачал в свободном доступе новое издание. Карпини_История монголов_2022.pdf
    2 балла
  19. "Барак ханнынг уч огланлары ерди атлары Мир Саид, мир Касым, Абу Саид тагы Джанибек хан турур" Таким образом, я понимаю текст следующим образом: [У Барак хана было три сына-оглана:Мир Саид, Мир Касым, Абу-Саид, а также сын Джанибек-хан].
    2 балла
  20. @Скриптонит Уйсуны были изначально в Золотой Орде независимо от Могулистана или от любого другого улуса. Уж тем более в самой Золотой Орде они были поделены между несколькими чингизидами. У Западных чингизидов были свои уйсуны, у восточных чингизидов на вроде Тука Тимура были свои уйсуны. Казахские уйсуны происходят не от Могулистанских уйсунов, а от Золотоордынских уйсунов. И их расселение в Семиречье происходит после того, как казахи захватили его. Мухаммед Хайдар дулат постоянно описывает, что ойраты или казахи постоянно отгоняли могулов и притесняли их. Если и были какие то вхожденцы или пленные, то скорее всего сары уйсуны или другие подразделение уйсунов, но никак не весь коллектив.
    2 балла
  21. Улус Джучи - это Золотая орда, нормальное название. Аналогия не уместна, так как Улус Джучи не идентичен Джучи, поэтому приравнивание термина НИИ улуса Джучи к НИИ Рюрика это передергивание. В Улусе Джучи были предки казахов. При Чингиз-хане халха-монголов тоже не было. Но были предки Халха-монголов.
    2 балла
  22. Зооморфы - а нюх как у собаки, а глаз как у орла. Видимо тотемы вождей союзов племен.
    2 балла
  23. Я думаю человек с фамилией Баскаков да ещё и видный тюрколог вполне досконально разобрался в происхождении своей собственной фамилии. Тюркологи историю тоже изучают.
    2 балла
  24. Уважаемые участники форума, доброго времени суток! Статья "ТЕНТАТИВ ИССЛЕДОВАНИЯ ОНОМАСТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НАЦИОНАЛЬНЫХ ВЕРСИЙ ЭПОСА «КЫЗ ЖИБЕК» опубликована в сентябрьском выпуске журнала «Эпосоведение». Ссылка на статью: https://epossvfu.ru/index.php/1/article/view/534 К сожалению у меня в Казахстане сайт журнала уже давно не открывается. Как у Вас?
    2 балла
  25. Нет С2-М407 молодая ветка. У меня отцовская ветка к С-М217 и C-F3393., у меня С2-М216 и показывает ее появление 45 году до н.э. У меня даже есть ветки разделения с североамериканскими индейцами из племени Одава и показывает раздение 4500 лет до н.э. Надо будет сдать биг Y
    2 балла
  26. Тюрина нужно читать осторожно. У него и алшыны генетически пришли к нам от калмыков недавно)
    2 балла
  27. Попрошу юзеров не скатываться в политику. Буду банить без разбора.
    2 балла
  28. "... Тем не менее не про одно монгольское наречие, не про один живой говор нельзя сказать, что он непосредственно восходил к письменному монгольскому языку". "... Но во всяком случае можно предполагать, с большой долей вероятности, что ни одно из современных монгольских наречий не восходит непосредственно к обще-монгольскому языку".
    2 балла
  29. Хрень не пишите. Все ученые уже давно все разобрали. После статьи Хироюки Нагаминэ над Натанзи крест поставить надо
    2 балла
  30. Значит по вашему чагатайцы и даштийские узбеки внесли небольшой вклад в этногенез узбекского народа. Спорно. Вот смотрите, как откармливали конскими головами "вавилонских" послов по моему из Каира чагатайцы-тимуровцы. Как говориться, попробуй только откажись или упрекни их (чагатаев) в недостаточной религиозности. https://m.wikisource.org/wiki/კლავიხო_(რუსულად) "Потом послал за только что прибывшими послами султана вавилонского, которые везли подарки Тамурбеку, и стал угощать их разными яствами, заранее приготовленными. Среди прочих кушаний была [целиком] зажаренная лошадь вместе с головой" А здесь сочно описана конская "диета" аштарханидских узбеков, в том числе послов в Дели. Как будто описывали казахов. https://www.vostlit.info/Texts/rus5/Vitsen_2/text2.phtml Самой лучшей едой узбеков является конина, при этом самым вкусным считается мясо головы, и едят они голову лошади так же охотно, как другие народы голову дикого кабана. Великие правители предпочитали мясо диких ослов, соленое или жареное, едва доведенное до полуготовности, густо сдобренное луком и перцем, политое растопленным жиром. Узбеки и бухарцы часто отправляются по торговым делам в Сину. Пьют узбеки обычно воду. Во время путешествий они, кроме того, делают надрезы на бедренной артерии лошади и ртом отсасывают из раны кровь, удовлетворяя свою потребность в жире и соли, и продолжают затем свой путь. Некоторые узбекские послы, находившиеся в 1600-х годах при дворе Великого Могола в Дели, не ели ничего,кроме конины. Во время обеда можно было заметить необычный стиль, когда, не заботясь ни о чем, они молча брали еду руками и поглощали её. После того как конское мясо в животе немного подвергалось действию, к ним вновь возвращался дар речи.
    2 балла
  31. в английском переводе написано qaliun (brown with black mane and tail) stallion - коричневый жеребец с черными гривой и хвостом
    2 балла
  32. Добавил еще несколько популяций
    2 балла
  33. Собрал некоторые данные из вышеупомянутой статьи. Построил график многомерного шкалирования (MDS) на основе Fst расстояний между популяциями. Fst (индекс фиксации) - это статистическая мера, используемая в популяционной генетике для оценки степени генетической дифференциации между популяциями. График (MDS) позволяет визуализировать генетическое сходство или различие между различными популяциями. Близко расположенные точки указывают на генетически более схожие популяции, тогда как удаленные друг от друга точки указывают на более значительные генетические различия. Илийские Сибо - переселенцы из Маньчжурии. Kuqa Uyghur - уйгуры из окрестностей Куча. Географически рядом с Аксу (Синьцзян), в котором проживает много кыргызов, и недалеко от Иссык-Кульского Каракола. Ссылка на данные: https://static-content.springer.com/esm/art%3A10.1007%2Fs00414-020-02277-1/MediaObjects/414_2020_2277_MOESM1_ESM.xlsx
    2 балла
  34. "https://doi.org/10.1093/molbev/msae144 произошло как минимум три волны смешения между популяциями с преимущественно восточным (EEA) и западным (WEA) происхождением. Первая волна произошла примерно 121 поколение назад, то есть приблизительно 3150 лет назад. Это смешение характеризовалось тем, что приблизительно на 6,4 человека с восточным происхождением приходилось примерно 3,6 человека с западным происхождением. При этом мужчины чаще были западного происхождения, а женщины — восточного. Возможно, эта волна смешения связана с проникновением в регион степных скотоводов, которые, среди прочего, принесли в Южную Азию индоарийские языки. Вторая волна смешения произошла примерно 38 поколений назад, то есть приблизительно около 891 года нашей эры. На этом этапе потомки первой волны смешались с популяцией западного происхождения в соотношении 5,1 к 4,9. Возможно, это результат миграции тюркских племен в западном направлении, причем во время этой волны, по-видимому, в основном тюркские мужчины смешивались с женщинами западного происхождения. Третья волна произошла около 23 поколений назад, то есть около 1326 года нашей эры — во времена существования Монгольской империи. Этот этап характеризовался тем, мужчины, которые были потомками второй волны смешения, в основном смешивались с женщинами восточного происхождения." https://forum.molgen.org/index.php/topic,15551.msg598433/topicseen.html#msg598433
    2 балла
  35. @Zake Генеалогическое предание саяков, Тоголок Молдо, Санжыра. Кыргыздар. том 1, с. 264 Во времена падишаха Эрдене, на берегах реки Нил кочевал многочисленный кыргызский народ. Ибн Арабшах Покойник Эртана был вашим последним падишахом, самый великий правитель земель Рума был наподобие вашего самого маленькогo мамелюка https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Эретна-бей Эрдене = Эртана = Эретна-бей
    2 балла
  36. можно скачать здесь 1873 Материалы для статистики Туркестанского края 02 (files.fm)
    2 балла
  37. Я тоже не понял это заявление. Когда каракалпаки вошли в орбиту алшинов, то алшины уже существовали к тому времени. Если бы это было наоборот, то еще можно было бы понять.
    2 балла
  38. Спросил у старших. У многих. В советское время кыргызы знали и праздновали Орозо Айт и Курман Айт несмотря на гласный и негласный запрет. Про Навруз вообще не знали.
    2 балла
  39. Обсуждение того, кто сейчас является по настоящему независимым, а кто нет - это политика.
    2 балла
  40. Мне интересно, если Жаксылык покажет документы с фамилиями, подтверждающие позорную для Монголии ситуацию, то вы признаете провокацию со стороны Монголии? По мне, так у него среди казахов больше врагов, настоящих монголофобов, не признающих современных монгол, как потомков народа Чингисхана. Как то плохо вы владеете информацией.
    2 балла
  41. Монгольское - авьсан (жена старшего брата, невестка) Хакасское - абызын Телеутское - абызын Кыргызское - абысын Казахское - абысын Слово отсутствует в огузских языках, также его нет в якутском и тувинском, что странно 🤔.
    2 балла
  42. таба-нан - "хлеб из сковородки". Не надо по созвучию все слова считать тюркизмами.
    2 балла
  43. таба - это персизм ) Из перс. تابه (tâbe) 'сковорода'
    2 балла
  44. точнее у АКБ и термин "нан" - хлеб тоже тюркизм.
    2 балла
  45. У Рикольдо да Монтекроче, который жил чуть позже Хетума, по другому изложена эта легенда. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Рикольдо_да_Монтекроче https://www.rulit.me/books/kniga-stranstvij-read-646440-52.html "Глава XI. Об исходе татар [1] Вышли же татары вот каким образом. [2] Когда они обитали за горами, о которых, кажется, говорит Боэций, что за них «слава Римской Республики еще не перевалила» (Утешение философией, II. VII), и жили там, словно животные, были пастухами и занимались охотой. [3] Эти самые горы, отделявшие их от пустыни и обитаемых стран, были непроходимы повсюду, за исключением одного места, где находилась, огромная крепость, и нигде более. [4] И когда кто-нибудь приближался к этому месту, то раздавался такой шум, будто внутри ходят люди и лошади, а также громко играют трубы, и тот, кто слышал подобное, в страхе бросался бежать. [5] А происходило это из-за колебаний ветра. [6] И вот один татарин как-то отправился на охоту и пошел следом за собаками, погнавшими зайца. [7] Заяц же побежал прямо в крепость и проскочил туда, спасаясь от преследовавших его собак. Охотнику очень была нужна добыча, а дичь вовсе не испугалась шума, но когда он уже совсем приблизился к крепости и дрожал от страха, боясь ступить внутрь, вдруг вылетел филин, сел на ворота и начал кричать. [8] Тогда татарин подумал: «Место, куда спрятался заяц и где кричит филин, не может быть жилищем человека». [9] И войдя внутрь твердой походкой, он не обнаружил там ничего. [10] Осмотревшись вокруг и уразумев, что нечего тревожиться из-за этого шума, он возвратился к своим и предложил им сделать себя князем, коли он проведет всех через крепость целыми и невредимыми. [11] Так они и перешли через горы. Следует отметить, что, проделав свой путь по следам зайца и указанию филина, постановили татары, что поскольку ввиду чрезвычайной необходимости заяц бежал от собак и таким образом, можно сказать, указал дорогу, то он достоин почтения, а поэтому они почитают зайца и изображают его на своем вооружении и шатрах, а филина, который появился безо всякого принуждения и закричал, сев на ворота, они считают ангелом Божьим, и это сам Бог призвал их, дабы они отправились в путь. [12] И филина они считают должным почитать особо, более чем зайца. [13] Поэтому установлено, чтобы все знатные и благородные татары носили перья, подобно шапкам из шкурок филина, сверху на голове. [14] А посему они перебили всех филинов, каких только смогли обнаружить в восточных странах. [15] Да и западные купцы убивают филинов и поставляют им шкурки. [16] Кажется, одна хорошая шкурка филина идет почти за двадцать ливров. [17] И таким образом татары воздали филину, своему другу, злом за добро, ибо хотя и утверждают, что почитают его, однако истребляют его и делают из него украшения — шапки из перьев друга, и в этом татары уподобляются всякой нечисти, а именно демонам, которые шьют себе шапки из шкур животных, им прислуживающих, а посему воздают злом за добро." ----------------------------------- Поэтому если даже среднев. монголы (татары) в своих рассказах осознанно или неосознанно сакрализировали связь филина с Чингизханом, то это было уже сделано в эпоху самого Чингизхана, ибо Хетум жил в эту самую эпоху. Сюжет спасения или "нового рождения" Чингизхана филином, изложенный у Хетума, перекочевал в зафиксированные генеалогии ойратской верхушки (чоросов) и казахских уйсынов. Это позволит нам в том числе идентифицировать некие исторические личности Могулистана и обратить внимания на некоторые нынешние родоплемен. названия, которые вообще никак не связываются с сакральным желтым филином - сары үкі. Позже подробнее изложу свои мысли.
    2 балла
  46. The Belegutai descendants of abaga banner (brother of Genghis Khan) have a type of C-Y4541 - laitimes
    2 балла
  47. Ну вы то известный лингвист.
    2 балла
×
×
  • Создать...