Jump to content

Leaderboard

Popular Content

Showing content with the highest reputation since 02/16/24 in all areas

  1. Сделал полное секвенирование генома через предприятие оказался роднёй потомков Каринских (Арских) князей потомков Кара-бека - в районе 11 века был общий предок по прямой мужской линии. Вот что мне об этом написал известный генеолог Владимир Волков "Линия N1b каринских князей явно сибирского происхождения. Удмуртов из этой линии очень мало. У нас в Томске есть выборка Таким образом, эти удмурты, скорее всего потомки княжеской династии, пришедшей из Сибири." Выходит что я один из удмуртов по отцу из этой линии, а ещё в линии есть бесермянин.
    2 points
  2. У Zake отдельная тема есть, там много информации приведено касательно этих моментов
    2 points
  3. Письмо Есеху-хана /или как правителя Ойрат Кернут/Кергут/ в монгольских исторических источниках.А в источниках Мин фигурирует как Тайпин, один из трех вождей Ойрата. De'ere Ta Ming qahan-na. Namun güregen. Engke-Tura bātur öčil manu. Huja'ur ulus ejen. Činggis qahan-nu jarlig-i'ar ejen Ča'adai qahan-na. daqan salqaqdaqsan mongqol ulus-i jarčimlanju. uridus-tur manu tüšijü mede 'üljü büle'e. Tere čaq-ača inaqšida tenggiri-de ihēkdejü. mendü ele. uridu yosun-ar. tüšikdejü amu. Edo'e soyurqabasu. yeke ulus-un bairiqai. edüi edüi de'ere barilduqui-tur. elčin kelečin-iyen. yosun-ar yabu'ulju. bedzirget orto'ud-iyen mör terge'ür ne'e ülgen. Gunaširi ong-i. Qamil-iar yabuqui yeke ulus-un bairiqai-yí, erin jarčimlanqu-yi qahan-nu jarliq medetügei. Öčil manu. lu jil übül-ün heki sara-yin. naiman šini-de Qala-del-e büküi-tür bičibei Источник: Хуа-и и-ю /Hua-i Yiyu/. Письмо Энхтөр батур из Чагадайд. https://altaica.ru/e_mongolic_monuments.html?fbclid=IwAR21uHC6mXcrP1LqC7zhjib4n334RDESFj_2vfMG8j6_Gt9WPCICT9h4wyY.
    1 point
  4. Добрый день. Какая-то новая ветка, в других базах нет. Видимо это арабские миссионеры Кожа. 10 век вписывается в период исламской экспансии. У протестированного Sappali Tepe 7419 митохондриальная ДНК родом с Ближнего Востока.
    1 point
  5. Академик лингвист писал что китайское. Все эти народы начиная от др. тюрков были под влиянием китайской цивилизации.
    1 point
  6. зачем далеко ходить, это китайское слово есть в казахском языке: ЗАҢ - ЗАНГ
    1 point
  7. Многоуважаемый друг Rust очень благодарен Вам. Спасибо, как я люблю и привык своему нику как "enhd" и моему history in forum. Обещаю впередь не будет что не приемлемо форумом.
    1 point
  8. Версия, в которой с нами не согласны соседи: КАЛДИРГАШ ТАНЕЦ Могила за могилой шейха Хованда Тахура называется Калдиргаш би, сведения о ее истории имеются в источниках. В частности, меньше информации содержится в работе историка Мухаммеда Саликкоджи «Тарихи Джадидайи Тошканд». Согласно ему, в ту эпоху считалось, что могила внутри высокого купола, похожего на крышу, принадлежала одному из князей Дешти Кыпчака. Он один из достойных мюридов шейха Омара Багистании, то есть Калдиргаша. Место своей могилы он выбрал еще при жизни. Согласно археологическим исследованиям, мавзолей был построен в 14 веке. О имени танцовщика Калдиргаша ходят различные легенды. Согласно статье журнала «Хидоят» (№6, 2003 г., статья Иброхима Одилова), название танца Калдыргаш – Толебай. Он первый сын сына Ата Сиргели Элибая, который был родственником ата Зенги. Толебай был знатоком учений шариата и тариката, поэтому ему было присвоено звание би. По словам предков автора статьи Сулеймана Кари, Калдыргаш би Балта Кари, его сын Бекбай, его сын Байбота, его сын Базарбай, выросли его сыновья: Адиль, Дадиль и Эдиль. (Элибайс, поднимите свои родословные.) В статье Калдиргаш упомянул следующую легенду, связанную с названием танца: «Однажды весна, лето было долгим, и семья Толебая подольше задержалась на выбранном месте. В это время ласточка свила гнездо на крыше семейства и отложила яйца. Даже птенцы стали появляться. собраться семья сообщила танец Толебай танец пожалел ласточку и птенцы полетели Он сказал им не разрушать брак и оставил там двоих. После этого его назвали Толебай – танец Калдиргаш в честь народа». (Суюндик Нуротоий, Мухиддин Аблаев, Туронзамин азиз авлиёлари ва уламолари тазкираси, Ташкент, 2017, стр. 102-103)
    1 point
  9. ынак - это соответствует монгольскому нөхөр (нукер), то есть товарищ боевой. И монгольское выражение "янаг нөхөр" (не в современном смысле, а в средневековом обращении) означает дважды на двух языках "боевой товарищ". Но в современном это слово "ынак - янаг" преимущественно имеет смысл верной дружбы между мужем и женой.
    1 point
  10. 1 point
  11. @АксКерБорж Так я ничего не говорю про произношения койлар-койдар. Я конкретно про "балдар" высказался. Если есть дессимиляция в слове балалар-баллар-балдар, то должно быть и калалар-каллар-калдар. Но так, как мы не наблюдаем слова "калдар" в принципе, то и "балдар" не должно быть.
    1 point
  12. Полный текст статьи Ким Ходона можно найти по следующей ссылке. https://www.academia.edu/30412920/The_Early_History_of_the_Moghul_Nomads
    1 point
  13. Есть статья Kim Hodong про письмо Энге-Тура и некоего Намуна китайскому императору Хунву (основатель династии Мин) с просьбой утверждения могольским ханом принца Гунашири. Kim Hodong, “The Early History of the Moghul Nomads: The Legacy of the Chaghatai Khanate,” in The Mongol Empire and Its Legacy, ed. Reuven Amitai-Preiss and David O. Morgan (Leiden: E.J. Brill, 1999), 290–318.
    1 point
  14. Возможно это древнекыргызское/алтайское влияние.
    1 point
  15. В точку. Суть-малочисленны. Пример: В Сибири живут Сибирские татары - много народностей. Ханты манси -37 тыс. Другие татары - около 10 тыс. Есть также "Сибирские татары" - казахи (кереи). Их в Сибири (Костанай, Акмола, Кокшетау, Павлодар, Семей, Өскемен, Кызылжар и Росс города) сейчас около 1,5 млн. Все Сибирские летописи писали именно про них. Плюс в Китае и Монголии (грубо 5 млн). Кереиты, что в др. народах и составе мл. жуза тогда должны быть также распространенным племенем с количеством в миллионы.
    1 point
  16. Что касается Тайбуга. У аксакалов племени керей бытует народная легенда. Тогрул хана охраняли его дети от старшей жены и дети от наложниц. Также ему были переданы дети от наложниц его предков, другими словами, его ағайын (братья). Все это было придумано давно, чтобы не было покушения ... на отца. Эту охранную гвардию называли Тургак (Тұрғақ). Тайбуга был с рождения зачислен в гвардию по традиции. Поэтому его потомков в шежире называют также Тургак.
    1 point
  17. Скорее всего речь идет об Яглыбай-бахадуре из бахринов. Тогда это неправильная точка зрения.
    1 point
  18. да, тут может быть влияние татар, но у Клапрота например есть мунлай, а не мандай, или спать - джукЛамак (сон - джуку), возделанное поле - егинлук, мощь - ереклик но облачный булту, а не бултлу
    1 point
  19. Круглое шежыре (генеалогия) 11-го сына Батмунх Даян хана - Жалайр хунтайджи Гэрсэнзэ (1513 - 1549). Пишу круглое, потому что у нас они не круглые, а нисходящие.
    1 point
  20. нашел в русско-алтайском словаре Баскакова понимание - он'доор (ы) современный словарь ОҤДО- I понимать, усваивать что; Маарый санаалу, ол мени оҥдоп ийер... (Л. Кокышев) Маарый умная, она меня поймёт… я к тому, что татарские муллы тут не причем
    1 point
  21. а анлау есть там? не, я думаю, что это общетюркское слово, потому что оно есть у всех - у турок, ногайцев, татар, узбеков, уйгур и как выше в ДТС
    1 point
  22. Вот один из таких. Цитаты из научной статьи российского ученого, востоковеда и китаеведа В.Г. Дацышена, где автор ссылается на известия исследователя 19 в. З.Л. Матусовского (монография «Очерки истории Монголии в XIX – 1 чет. XX вв. Москва-Берлин, 2014) "... Говоря о племенном составе «собственно монголов», военный исследователь пишет: "Если в Халхе теперь уже совершенно утрачены все родовые названия, то они ревниво охраняются в Южной Монголии. Собственно внутренние монголы разделяются на следующие 14 поколений: хорчин, чжалаит, дурбэт, хорлос, харачин, тумэт, аохань, наймань, баринь, чжарут, ару-хорчин, онют, кэшиктэн и халха".
    1 point
  23. Очевидно, в качестве разговорного. Язык "канцелярии" оставался там же в "канцелярии". Разница в наших аргументах в том, что аргументы в пользу монголоязычности прямые, и не нуждаются в сложной трактовке и нет домысливания. Ваши аргументы в пользу тюркоязычности всегда нуждаются в домысливании и предположениях. Вот авторы пишут о монгольских словах, значит имеют ввиду монгольский язык. Нет ни намека на какой-то там канцелярский язык непонятно кого-то там. С каких пор кидане стали канцелярами монголов? Это такая же ударная сила как и прочие монголы. Даже письменность монголы взяли от уйгур а не киданей, и все равно писали на монгольском языке. Или вы считаете что монголы решили на киданьском языке писать уйгурским письмом? Что за бред... Кидане даже не были особо представлены в улусах Джучи, Хулагуидов и Чагатаидов. Что за бред про канцелярию, секретарей киданьских?
    1 point
  24. Насчет чингачгука расмешили. У меня лично пока нет идей про Карабука. Посмотрим, что ваши соплеменники предложат.
    1 point
  25. Раз заговорили о науке и ученых, то позволю себе отступление от темы, но которая самой темы тоже касается. Мой основной месседж такой: читайте САМИ источники и особенно комментарии мелкими буквами, не полагайтесь ЦЕЛИКОМ на статьи историков, исследователей, т.е. чье-то субьективное мнение. Безусловно профи знают гораздо больше любителей, так как это их хлеб. Но мне не совсем понятен этот особый пиетет или вера в непогрешимость ученых и их точек зрения, отраженных в научных статьях. Разве ученые не могут ошибаться, цитируя друг друга в научных статьях? Извините, но история - это же общественная наука, это не теоретическая физика и т.д., т.е. особых интеллектуальных барьеров для "входа" нет (сейчас я не говорю про переводы первоисточников, я имею в виду саму интерпретацию). Т.е. нужно смотреть на саму аргументацию, суть/содержание, на сам контент, доводы, а не на то, кто является автором , есть ли у него ученые степени (да пусть будет хоть сварщиком, сантехником, проктологом, политологом или ИИ), как это оформлено (да хоть на салфетке или в виде поста в интернете и социальных сетях) - всё это дело десятое. Конечно по человечески понимаю, что многие люди в первую очередь торопятся увековечить своё имя в статьях, а насколько является близой к истине их аргументация, это уже может быть не таким важным для них. Поэтому если в итоге исследователи решили довести дело до статьи, то они (статьи) должны быть очень продуманными, пусть будет их мало, но они должны быть качественными. Например, моя версия о том, что первые могулистанские казахи Керея и Джанибека связаны с последующими поколениями переселенных ильханских монголов в Могулистан вряд ли (быстро) найдет отклик у наших маститых ученых (хотя некоторые историки начинают писать статьи). И это логично. Потому что они попали в ошибочную колею трактовки истории казахов, ибо шли по пути своих учителей и со временем их точка зрения просто "снесется" молодым поколением исследователей (они сделают обычный заурядный факт-чекинг сведений Дулати и придут к моим выводам). (В этом плане меня разочаровал Джу Юп Ли (автор книги “Qazaqlïq и образование казахов”), который перелопатил множество источников и не обратил внимание на переселение ильханских монголов в эпоху Барак-хана. У южных корейцев обычно все хорошо с логикой и выстраиванием причинно-следственных связей между событиями). Имхо в истории ценными являются всего лишь несколько десятков средневековых источников (остальные это поздние компиляции), давно уже переведенных на русский или английский языки (напр. Кашани есть на турецком, но его энтузиасты кусками переводят на английский и все это можно найти при желании). На ознакомление с этим базовым материалом понадобится может сотня часов и еще может сотня часов на анализ. Поэтому чтобы выявить общие траектории истории и причинно-следственные связи не нужно никаких десятилетий и научных степеней, не надо быть ученым, со всем материалом можно ознакомиться в рамках факультатива, без отрыва от своей основной работы. По очень узким вопросам, да нужна глубокая экспертиза. Там можно уходить глубоко до атомов в течение всей жизни. Так мы же в изучении истории казахов ушли в ошибочную колею по самым базовым фундаментальным вопросам? Здесь же мы в самих основах путаемся. Ну это мое мнение обывателя и любителя. Ученые могут считать совсем по другому.
    1 point
  26. @Kamal томы 67-76 сказки; 77-87 - предания, шежире, анекдоты, пожелания, проклятия и т.д; 88-100 - пословицы и поговорки, терме, айтыс, загадки, детский фольклор. Могу выслать по телеге
    1 point
  27. Да, истинные татары, а не в общем-политоним. У татар был Жужаньский каганат (после того как разбили монголов, а Киян и Нагос бежали за Б.Хинган, в Эргунэ-кон. Монголы и татары всю жизнь враждовали. И у тех, и у этих было право власти, как у потомков близнецов. Из-за этого и воевали. Только ЧХ лишил татар этого права, уничтожив старший татарский род тутукулйут.
    1 point
  28. http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Munschi_Yusuf/frametext2.htm
    1 point
  29. @Zake Я и написал, что на слух Саққыз и Сағыз совершенно по разному звучат.
    -1 points
  30. Юрт Угетая и Толи был в улусе отца - первый по выбору отца наследовал его трон, второй как младший наследовал отцовский очаг. На это есть прямые указания в источниках. И эта область известна. ))
    -1 points
  31. Вот одно из мнений, отличное от мнения форумных монголоведов из Казахстана (по китайским письменным источникам): "... Найманы и кереиты прослеживаются в китайских источниках и до киданьского государства. Китайцы рассматривают их и еще онгутов как потомков разных уйгурских родов. Точнее, правящие рода все восходят к уйгурам, остальная родовая композиция была разной, хотя и близкой по составу. Китайцы, вслед за собственными представлениями онгутов, найманов и кереитов, рассматривали эти народы как близкородственные. Самоназванием их - возможно лишь части, эпиграфически это известно лишь об онгутах, но зато из первых рук - было татар. Другое дело, что в составе этих народов присутствовали и монголоязычные части, шивэй и кидани, если быть точным, это более или менее подробно зафиксировано. Базис, однако, был скорее всего тюркоязычным". То есть монголоязычными тогда были шивэй и кидани. А тюркоязычными были татарские племена (найманы, кереиты, онгуты, прочие племена, род Чингизхана думаю не исключение, если только господа монголоведы не причислят его к шивэям и киданям)). Но тем не менее огромное и долгое влияние киданей на самых восточных тюрков никто не отрицает.
    -1 points
  32. Это во всех темах. Показываешь монету с надписью "Каракорум" найденную в Каракоруме в Монголии (!), надписи, найденные там-же о том, что Каракорум построили монгольские кааны, но все это по мнению АКБ - НИЧТО, в сравнении с тем, что путешественники забыли упомянуть Алтай в своих путешествиях на восток. Домысливания и предположения это главный аргумент фольков. П.С. Забыл самый главный аргумент о "Реках, текущих на запад"
    -1 points
  33. @АксКерБорж Ну возможно оно очень редкое по используемости слово. Или же у предков остался только корень "Аң" и они с помощью глаголообразующего суффикса "ғар" оставили в лексиконе, как со словом "басқар". Тогда получается, что вариант "аңдау" привнесенный из татарского языка. Так как очень большое количество Алаш Ордынцев и других образованных казахов обучались у татарских мулл и в татарских школах. Даже если взглянуть в казахско-русских словарях 18-19 века, слово аңдау не найдете
    -1 points
  34. Я не спорю, что раскопки там были, причем много раз. Но я все больше и больше склоняюсь к тому, что это были раскопки не Кара-Корума, а другого неизвестного городища.
    -1 points
  35. Прошу всех акцентировать внимание на на том, что автор любительского фото 1940-х годов подписал его локацию как "Эрдэнэ зуу", а не "Хархорин". Если бы монголам раньше был известен Хархорин, то он не стал бы это скрывать. Предполагаю, что знание о Хархорине в той местности появилось у монголов с подачи советских ученых Ядринцева, Позднеева и Киселева, которые пришли к такому выводу на основе анализа исторических источников. Но из обсуждений в данной теме нам известно, что эти самые исторические источники не такие очевидные и однозначные, наоборот, они очень спорные.
    -1 points
  36. Вы хоть добавляйте, что это ересь ваша. А то люди действительно поверят в это. Все прекрасно знают, что между жосын(йусун, яса) и племенем уйсун ( с монгольского языка - 9) нет ничего общего. @Zake
    -1 points
  37. Надо всё перевести на -тар, -дар, -тер, -дер. Чтобы не было двойных стандартов )) қазақтар и балалар.
    -1 points
×
×
  • Create New...