Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      140

    • Постов

      18818


  2. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      130

    • Постов

      28380


  3. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      119

    • Постов

      16958


  4. Bir bala

    Bir bala

    Пользователи


    • Баллы

      87

    • Постов

      2932


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией за 04/27/23 в Сообщения

  1. Постер с конференции, про исследование палеогенетики тюрков: https://twitter.com/DanTabin/status/1719933938355834981 Среди авторов исследования - Леонид Вязов и Дэвид Райх. Основной вывод - практически у всех тюркоязычных народов обнаруживается генетический компонент булан-кобинской культуры(Алтай, II вв. до н. э. — V в. н. э.). По нему можно отличить тюрков от монголов - у тюрков булан-кобинский компонент больше хуннского, у монголов - наоборот.
    6 баллов
  2. Я казашка которая родилась в Монголии в Баян Ульгей, но сейчас проживаю в Казахстане. У них нет шежире, они не понимают что это такое вообще. Монголы в Монголии не знают свою принадлежность к племени/роду/субэтносу. И я просто шокирована сколько вранья здесь в форуме пишут от их имени калмыки и буряты. Видимо думают что казахи из Монголии в этот форум не зайдут и можно сколько угодно сочинять про них. Какие хэрээды? Какие хатагины? какие жалайры залайыри? Какие вообще хонгирады? Почему казахи в Монголии о них ничего не знают? Почему мы про их существование узнаем не от монголов в Монголии, а от форумов всяких и от постов на фейсбуке? Если такие есть в Монголии и если, калмыки и буряты этого форума, знаете их то скиньте им приглашение на этот форум. Я хочу с ними поговорить и узнать где именно они проживают в Монголии, какой именно они подрод хэрээдов, хатагинов и хонгиратов они. Скиньте им ссылку на этот форум давайте поговорим с ними если такие вообще в мире реально существуют.
    4 балла
  3. Мне тоже кажется что перемешивание и переформатирование племен Чингисханом это миф. В Золотой Орде все племена так и продолжали существовать. Легче предположить что Чингизиды создали организованную армию в которой не учитывались племена, НО ВНЕ АРМИИ племена продолжали существовать, и потом люди все равно возвращались в свое племя. То есть племена как были до Чингисхана, так и остались после. ЧХ перекроил политическую карту Степи, переместил племена, одних возвысил над другими, но не пытался уничтожить племена как явление или переформатировать их как-то. Интересно было бы узнать мнение @asan-kaygy об этом.
    3 балла
  4. Спасибо за вашу оценку! Я, конечно же, польщен, но казахские коллеги сделали вид, что ничего необычного. Книгу в Казахстане не заметили почему-то, несмотря на то, что там много чего нового.
    3 балла
  5. Здравствуйте форумчане! Случайно забрел на сайт, не заходил очень долгое время, а тут такая заваруха Времени нет на полемику, но все таки решил оставить ответ, так как меня очень задели высказывания некоторых участников в мой адрес, которые бросают тень на весь мой труд в целом и на его перевод в частности. Начнем с того, что ко всем знакам типа {}, <> и тд. в критическом тексте конечно же есть пояснения. Темой вашего обсуждения является только одно предложение, о котором я в примечании написал, что "дословно оно должно переводиться следующим образом:"(Некто по имени) Фетке Нуакрат, пришедши, разрушил область Джанибек-хана". Извините конечно, но как видите, никакой фальцификации с моей стороны или же "как хочу так и строчу" здесь нет. Более того, я написал, что вопрос трактовки данного предложения остается открытым. Я же в свою очередь предпочел вариант предложенный Ж. Сабитовым. Мне его трактовка показалась более убедительной, нежели то, что в свое время предлагал М. Усманов, который и сам сомневался в своей интерпретации. Вот и все. Буду рад, услышать ваши замечания и отзывы по книге в целом. Всем удачи! P.S. Электронный вариант книги обещали в новом году, но если кому интересно, то пишите, пришлю ее пилотный вариант.
    3 балла
  6. тоже как и бир бала страдаете жиырманшизмом? эти суффиксы уже прочно вошли в грамматику казахского языка и используются в письменном и разговорном языке не менее 50 лет, а то и больше. Морфологиялық стилистика. Морфологиялық (emirsaba.org) устройтесь на работу в НИИ изучения казахского языка, попроситесь в написание книги по новому стандарту грамматики казахского языка и вот там меняйте правила официального языка. тогда этот разговор будет иметь содержательное наполнение контент на казахском не создаете, книги не пишите, статьи не пишите. лишь килобайты траффика тратите ни на что, лучше бы переводом источников занимались меня больше на эту тему не тэгайте, пожалуйста
    3 балла
  7. Даже если это и гидроним, то какой смысл писать рядом с татарским названием реки русский вариант? В источниках обычно писали на вроде "в таком то языке так называется...", а тут даже и в помине нет. Это все равно, что писать "Біз Еділ Волгаға барып шомылдық". https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Вятка_(река)
    3 балла
  8. Супер, в хазарское время монголоиды с R1А, R1B, G и европеоиды с С.
    3 балла
  9. в конце 1917 -начале 1918 г. в степях Атбасарского уезда Акмолинской области было объявлено об образовании Киргизского ханства, объединявшего несколько волостей. Ханство просуществовало, по крайней мере, до начала 1919 г. О нем в 1919 г. писала омская ка- детская газета «Сибирская речь». Первым ханом был Хассен-Хож-Бек-Ходжин, один из влиятельных киргиз Атбасарского уезда и кандидат в Учредительное собрание от «Киргизской коммунистической партии Уш Жуз», господствовавшей в степи во времена большевиков. Показательно, что богатый влиятельный киргиз Хассен-Хож-Бек-Ходжин, не нашедший себе достойного места среди членов Алаш-Орды, по сообщению газеты, «был командирован Омским совдепом для агитации в степи, для объединения всех киргиз Атба-сарского уезда, чтобы приобщить их к «святейшей совдепии», по его выражению. И, так как киргизам не чуждо слово «ханство», то большевистский посол пришел к несколько неожиданному заключению, назвать его объединение ханством, а себя провозгласить ханом». Первый хан, по сообщению газеты, со временем был свергнут, а на его место был избран более влиятельный и богатый [9]. В итоге нашел только два источника: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhrodovaya-borba-kazahskoy-kirgizskoy-intelligentsii-v-gody-revolyutsii-i-grazhdanskoy-voyny-v-rossii раз, и архив https://ia-centr.ru/publications/neizvestnoe-kazakhskoe-khanstvo-1918-20-gg-k-istorii-grazhdanskoy-voyny-v-turkestane-arkhiv/ два. Тема очень интересная, а ссылок нема, есть какая-то информация по этому поводу?
    3 балла
  10. Не считаю это бредом. Я нахожу мало отличий между литературным казахским и северо-восточным говором. В плане грамматики особенно.
    3 балла
  11. Казахи Ирана
    3 балла
  12. Может быть тему нужно переименовать в "Фольк-хистори в Монголии 21 века"?
    3 балла
  13. Я тоже не понял это заявление. Когда каракалпаки вошли в орбиту алшинов, то алшины уже существовали к тому времени. Если бы это было наоборот, то еще можно было бы понять.
    2 балла
  14. Обсуждение того, кто сейчас является по настоящему независимым, а кто нет - это политика.
    2 балла
  15. Мне интересно, если Жаксылык покажет документы с фамилиями, подтверждающие позорную для Монголии ситуацию, то вы признаете провокацию со стороны Монголии? По мне, так у него среди казахов больше врагов, настоящих монголофобов, не признающих современных монгол, как потомков народа Чингисхана. Как то плохо вы владеете информацией.
    2 балла
  16. Тут надо подчеркнуть, что рассекать волос пополам – вдоль.
    2 балла
  17. У Рикольдо да Монтекроче, который жил чуть позже Хетума, по другому изложена эта легенда. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Рикольдо_да_Монтекроче https://www.rulit.me/books/kniga-stranstvij-read-646440-52.html "Глава XI. Об исходе татар [1] Вышли же татары вот каким образом. [2] Когда они обитали за горами, о которых, кажется, говорит Боэций, что за них «слава Римской Республики еще не перевалила» (Утешение философией, II. VII), и жили там, словно животные, были пастухами и занимались охотой. [3] Эти самые горы, отделявшие их от пустыни и обитаемых стран, были непроходимы повсюду, за исключением одного места, где находилась, огромная крепость, и нигде более. [4] И когда кто-нибудь приближался к этому месту, то раздавался такой шум, будто внутри ходят люди и лошади, а также громко играют трубы, и тот, кто слышал подобное, в страхе бросался бежать. [5] А происходило это из-за колебаний ветра. [6] И вот один татарин как-то отправился на охоту и пошел следом за собаками, погнавшими зайца. [7] Заяц же побежал прямо в крепость и проскочил туда, спасаясь от преследовавших его собак. Охотнику очень была нужна добыча, а дичь вовсе не испугалась шума, но когда он уже совсем приблизился к крепости и дрожал от страха, боясь ступить внутрь, вдруг вылетел филин, сел на ворота и начал кричать. [8] Тогда татарин подумал: «Место, куда спрятался заяц и где кричит филин, не может быть жилищем человека». [9] И войдя внутрь твердой походкой, он не обнаружил там ничего. [10] Осмотревшись вокруг и уразумев, что нечего тревожиться из-за этого шума, он возвратился к своим и предложил им сделать себя князем, коли он проведет всех через крепость целыми и невредимыми. [11] Так они и перешли через горы. Следует отметить, что, проделав свой путь по следам зайца и указанию филина, постановили татары, что поскольку ввиду чрезвычайной необходимости заяц бежал от собак и таким образом, можно сказать, указал дорогу, то он достоин почтения, а поэтому они почитают зайца и изображают его на своем вооружении и шатрах, а филина, который появился безо всякого принуждения и закричал, сев на ворота, они считают ангелом Божьим, и это сам Бог призвал их, дабы они отправились в путь. [12] И филина они считают должным почитать особо, более чем зайца. [13] Поэтому установлено, чтобы все знатные и благородные татары носили перья, подобно шапкам из шкурок филина, сверху на голове. [14] А посему они перебили всех филинов, каких только смогли обнаружить в восточных странах. [15] Да и западные купцы убивают филинов и поставляют им шкурки. [16] Кажется, одна хорошая шкурка филина идет почти за двадцать ливров. [17] И таким образом татары воздали филину, своему другу, злом за добро, ибо хотя и утверждают, что почитают его, однако истребляют его и делают из него украшения — шапки из перьев друга, и в этом татары уподобляются всякой нечисти, а именно демонам, которые шьют себе шапки из шкур животных, им прислуживающих, а посему воздают злом за добро." ----------------------------------- Поэтому если даже среднев. монголы (татары) в своих рассказах осознанно или неосознанно сакрализировали связь филина с Чингизханом, то это было уже сделано в эпоху самого Чингизхана, ибо Хетум жил в эту самую эпоху. Сюжет спасения или "нового рождения" Чингизхана филином, изложенный у Хетума, перекочевал в зафиксированные генеалогии ойратской верхушки (чоросов) и казахских уйсынов. Это позволит нам в том числе идентифицировать некие исторические личности Могулистана и обратить внимания на некоторые нынешние родоплемен. названия, которые вообще никак не связываются с сакральным желтым филином - сары үкі. Позже подробнее изложу свои мысли.
    2 балла
  18. Как вы думаете какова вероятность того, что русский князь Урусов совпал по снп с каракалпакскими мангытами? А еще учесть надо то, что Урусовы ак мангыты, а те другие разные мангыты, в том числе и кара мангыт
    2 балла
  19. Публикую полуавтоматический перевод текста французского историка Этьен де ла Вэссьера про Каракорум. Etienne de la Vaissière IDRĪSĪ ON THE UIGHUR EMPIRE A DEPICTION OF QARAQORUM AND BAYBALIQ ИДРИСИ В УЙГУРСКОЙ ИМПЕРИИ ИЗОБРАЖЕНИЕ КАРАКОРУМА И БАЙБАЛИКА Монгольские и немецкие раскопки, проводимые в Каракоруме, бывшей столице монголов в долине Орхон, а также в Карабалгасуне, бывшей столице уйгуров, в 27 км к северу от Каракорума, год от года расширяют наши знания о важности долины для империй кочевников. Основываясь на обширных исследованиях, история поселений кочевников также известна лучше. Похоже, что долина Орхон не имела большого значения в период хунну. Даже для тюрков долина была не так важна, как позволяют нам думать монументальные надписи Хошо Цайдама: Орхон мог быть фактическим центром империи лишь в течение короткого периода, с 690 по 740 год, после возвращения турок из их столетнего переселения к югу от Гоби, в Иньшане и долинах вблизи петли Хуанхэ, и до их поражения перед коалицией подчиненных им племен. Мы не знаем, почему Тоньюкук, фактический строитель новой базы тюркской власти к северу от Гоби, выбрал Орхон. Но этот выбор вызвал серию последующих выборов, начиная с уйгуров. Выбор среднего Орхона Чингисом в 1220 году, а затем Угедеем сам по себе был напрямую связан с тюркским и уйгурским периодами, как продемонстрировал Т. Аллсен с открытым текстом Джувайни. Джувайни написал: "По мнению уйгуров, начало их зарождения и роста было на берегах реки Оркон, исток которой течет с горы, которую они называют Кара-Корум; город, построенный Кааном в нынешнюю эпоху, также назван в честь этой горы. Тридцать рек берут в нем свои истоки; на берегах каждой реки жили разные народы; уйгуры образовали две группы на Орконе. Когда их численность увеличилась, по примеру других народов, они назначили вождя из своей среды и подчинились ему. И так продолжалось в течение пятисот лет, пока не появился Буку-хан. Теперь говорят, что Буку-хан был Афрасиябом; и на склоне холма близ Кара-Корума есть развалины колодца, а также большой камень, и говорят, что этот колодец принадлежит Бижану". Этот текст демонстрирует, что уйгуры XIII века сохраняли память о Бегу кагане и Орхоне, а также о топониме Каракорум. Некоторые останки были обнаружены через реку от монгольского Каракорума, хотя город не упоминается. Однако этот текст не единственный, связывающий Каракорум с уйгурами. В своем "обобщении географических знаний арабов", написанном в двенадцатом веке на Сицилии для короля Рожера, аль-Идриси писал, что: وأٔما بلاد التغزغز فمنها مدينة خزخراكٓث وبينها وبين مدينة خاقان ملكهم يوم خفيف وهي مدينة كٓثيرة الخيرات وفيها صنائع ويجلب إٕليها حديد كٓثير يتجهز به سائر الآفاق من بلاد الترك ومن خزخراكٓث إٕلى مدينة نضخو أٔربع مراحل ومدينة نضخو على بحيرة كٓبيرة وتسمى بحيرة كٓوارث. وهذه البحيرة ماؤٔها حلو وبها طير كٓثير يبيض ويفرخ على الماء وهو شبيه بالطائر المسمى بالهدهد مبرقش بضروب الألوان وإٕلى هذه البحيرة ينتجع كٓثير من الترك لكثرة ربيعها وعشبها. ومن مدينة نضخو إٕلى مدينة خاقان أٔربع مراحل خفاف في عمارة متصلة وقوم ظواعن رحالة ينتقلون من موضع إٕلى موضع ومنها إٕلى نشران وهي مدينة كٓبيرة في جهة الشمال ست مراحل وهي مدينة حسنة للتغزغز على نهر كٓبير خصيب الضفتين ومواشي أٔهل هذه المدينة تسرح في ناحيتيه وجانبيه وبها تجارات وصناعات ويوجد في هذا النهر أٔحجار اللازورد ويجمع بها منه جمل كٓثيرة فيحمل إٕلى خراسان والعراق وسائر بلاد الشامات “В стране тугузгузов есть город (по имени) Ḫ.z.ḫ.rākath خزخراكث. Между этим городом и городом кагана, короля этой страны, короткий день пути. Здесь много удобств и есть мастерские. Туда привозят много железа, а из этого города - в другие зависимые районы страны турок. От Ḫ.z.ḫ.rākath до N.ḍḫū четыре этапа. Этот город расположен на берегу большого озера, которое называется K.wār.th озеро. Вода в нем сладкая. Над водой летает множество птиц особого вида, которые откладывают и растят своих птенцов на воде. Он похож на удода, и его перья разных цветов. Многие турки приезжают на берег этого озера, так как здесь много весенних пастбищ и травы. От N.ḍḫū до города кагана - четыре коротких этапа по стране, постоянно населенной кочевниками, кочующими с места на место. От этого города до N.shrân, большого города на севере, 6 дней. N.shrân - красивый город в Тугузгузе, на большой реке, плодородной на двух ее берегах. Домашний скот жителей этого города пасется на его берегах и в окрестностях. Здесь есть торговля и мастерские. В этой реке можно найти ляпис-лазурь, ее много, ее отправляют в Хорасан, Ирак и провинции Сирии." Хорошо известно, что Идриси, хотя и довольно поздний, является единственным географом, сохранившим часть некогда обширных мусульманских знаний о Сибири, Монголии и Синьцзяне. Свои данные о тугузгузах он приписал Ибн Урдабиху. Ḫ.z.ḫ.rākath был отождествлен Дж. Марквартом с Каракорумом. Он написал: «Это был коммерчески богатый город, находившийся всего в нескольких днях пути от резиденции кагана [...] Поэтому я смею предположить, что в خزخراكت находится древний город Каракорум, руины которого представляют собой сегодняшний Карабалгассун. Тогда нам пришлось бы читать خراخُراكت Charāchorā-kat с иранским كت, как это часто бывает, присоединенным к турецкому имени». Хотя эта гипотеза, безусловно, возможна с палеографической точки зрения — единственная точка различия — однако она не получила дальнейшего развития в тексте Маркарта, и его анализ, похоже, был упущен из виду каждым историком или археологом, работавшим с Каракорумом с тех пор. На самом деле Маркварт внес путаницу, поскольку Каракорум и Карабалгасун были двумя разными городами: Карабалгасун был фактической резиденцией уйгурского кагана, а не Каракорума. Но можно продемонстрировать, что его интуиция была верна, даже если Карабалгасун следует отличать от Каракорума. Ḫ.z.ḫ.rākath можно идентифицировать по ориентирам, приведенным в тексте: он находится в нескольких шагах от столицы уйгуров и в четырех шагах от очень большого озера. Упоминания в тексте резиденции кагана само по себе недостаточно, чтобы продемонстрировать, что здесь описана долина Орхон: уйгуры перенесли свою столицу после своего бегства на юг в 840 году, и мы не можем предположить, что этот отрывок был частью первой редакции текста Ибн Урдабиха, а не ко второму. До 840 года их столицей был Карабалгасун, а несколько десятилетий спустя они обосновались в зимней столице в Кочо-Гаочане и летней в Бешбалик-Бейтинге, к югу и северу от Богда-шаня. Датировка до 840 года может быть фактически продемонстрирована в случае Ḫ.z.ḫ.rākath. Ключевым моментом является то, что большое озеро находится в четырех коротких переходах от уйгурской столицы: ни в Бешбалике, ни в Кочо, то есть в радиусе 50-100 км, нет большого озера. Барскуль, который был бы вероятным кандидатом, находится в 280 км к востоку от обоих этих городов по прямой и находится слишком далеко, в то время как другой кандидат, озеро Помощи на самом дне Турфанской впадины, на 154 м ниже уровня моря, находится всего в одном коротком этапе от Кочо, в 19 км. В долине Орхон ситуация совершенно иная: Огии-Нуур, большое озеро площадью 22 км2, до сих пор известное своими птицами, расположено в 50-60 км от Карабалгасуна, что хорошо подходит для четырех коротких этапов и птиц. Он находится примерно в 75-90 км от Каракорума, в зависимости от выбранной дороги, и хорошо подходит для четырех этапов между Ḫ.z.ḫ.rākath и озером. Единственное небольшое расхождение между текстом и реальной долиной Орхон заключается в том, что Карабалгасун находится на более или менее нормальном расстоянии от Каракорума, в 27 км. С археологической точки зрения, позднее, во времена монголов, Каракорум славился своей торговлей металлами. Были обнаружены железные слитки. Недавно недалеко от Каракорума, на левобережной террасе Орхона, на участке со следами более раннего заселения, относящегося к тюркскому или уйгурскому периоду, было обнаружено несколько монгольских плавильных печей. Это может еще раз подтвердить точность текста Идриси о железе, привезенном в Каракорум. Уйгурский Каракорум, расположенный в нескольких километрах от столицы, был, по-видимому, небольшим промышленным центром, занимавшимся выплавкой железа или его окончательной обработкой: ни один крупный город не мог существовать так близко от гигантского Карабалгасуна. Упоминание о ляпис-лазури в большой реке в 6 стадиях к северу от озера также является характерной чертой Северной Монголии до настоящего времени, поскольку она присутствует во многих реках к югу от Байкала, особенно в хребте, отделяющем Селенгу от Байкала: долина Селенги находится именно там, где 6 стадий к северу от озера. путешествие на север от озера Огии займет несколько дней, то есть около 210 км. Селенга, скорее всего, большая река, плодородная на двух своих берегах, с большим количеством домашнего скота Идриси. Большой, красивый и оживленный город نشران N.shrân, скорее всего, следует отождествлять с Байбаликом, действительно находящимся на расстоянии 6 дней пути прямо к северу от озера Огии, на Селенге, хотя арабская транскрипция искажена до неузнаваемости. Нет никаких сомнений в том, что Идриси, или, скорее, его источник, скопировал информацию о долине Орхона и Селенги, находившихся под властью уйгуров, до 840 года. Хорошо известно, что большинство сведений об уйгурах в арабских источниках следует датировать периодом расцвета уйгуров в Монголии, до 840 года. Тамин б. Бар был основным источником информации для этого, но некоторые согдийские маршруты или, по крайней мере, повествования также, безусловно, были включены, поскольку большая часть топонимии прошла через согдийский фильтр, включая Ḫ.z.ḫ.rākath, -kath - согдийское окончание города. Поскольку текст Тамина сильно отличается, действительно, наиболее вероятно, что Идриси, или, скорее, Ибн Урдабих, использует согдийский маршрут, составленный до 840 года.
    2 балла
  20. Читал раньше, что в местных преданиях упоминается, что в прошлом они водились в камышовых зарослях при степных озерах на левобережье Иртыша на территории Павлодарской области. Нашел еще про тигров в прошлом на северо-востоке Казахстана: "... Я. Ф. Брандт приводит сведения Георги, относящиеся к 1800 году, о том, что на север тигры проникали до р. Ишима, и Фишера - о появлении тигров на Ишиме, Иртыше, и на Оби под Барнаулом. В начале 19 столетия эти хищники заходили в Кокчетавские и Каркаралинские горы, для которых их приводит Г. Спасский. В 1877 г. шкура тигра, убитого в Акмолинском уезде к северу от оз. Балхаша, была доставлена И. Я. Словцову. В 1887 г. тигр будто бы убит близ г. Акмолинска". "... И. Я. Словцов, ссылаясь на Гуляева, писал, что в 1814 году тигр был убит у с. Ямышевского Павлодарского уезда. По В. Н. Плотникову, тигр, убитый у с. Ямышевского, добыт в 2,5 верстах от поселка близ оз. Пресного казачьим урядником Землянухиным. ...а также встречаются между Иртышом и Ишимом".
    2 балла
  21. 2 балла
  22. может есть. Из 10миллионного народа мало тестировалось. плюс только несколько регионов
    2 балла
  23. Читал я "Аз и Я" Сулейменова. Типичное лингвофричество. Он там находит родство языка Майя и тюркских, при этом не зная языка Майя. И много других сомнительных идей в книге.
    2 балла
  24. Кыргызские, это перешедшие к ним казахские варианты Кыз Жибек, они указывают на это открыто
    2 балла
  25. Ждём результаты тестирования от Жаксылыка Сабитова и Максата Жабагина, в рамках проекта Жетиру только в Астане было собрано 50 образцов от представителей разных веток жагалбайлы практически из всех регионов компактного проживания в РК и РФ. До этого не более 20 результатов имелось
    2 балла
  26. Информации по численности и расселению казахских родо-племен в КНР и Монголии мало, даже в казахоязычной части интернета. Что удалось наскрести в прошлые годы. ИКАО КНР: Округ Алтай (районы Чингиль, Коктогай, Бурултогай, Жеменей, Каба, Буыршын, Сарсумбей): - Керей (роды меркит, каракас, жантекей, жадык, шерушы, шубарайгыр, ители, молкы, сарбас) - Найман (один род кожамбет) - Уак Округ Тарбагатай (районы Имиль, Чагантогай, Костологай, Чугучак, Сауан, Шихуэй/Усу): - Керей - Найман - Уак Округ Или (районы Кульджа, Коргас/Хоргос/Суйдин, Тогызтарау, Теке, Шапшал, Кунес, Нылкы, Арасан, Боратала, Цзин): - Албан - Суан - Найман - Керей Округ Урумчи (районы Сулай/Манас, Мори, Санжи, Кутыбыи, Жемсары, Чонжин, Фукуань, Мишуань): - Керей - Найман А также небольшие группы Дулатов, Джалаиров, Торе, Толенгутов. Ганьсу КНР (уезд Баркуль): - Керей - Найман Западные аймаки Монголии (Баян-Өлгий и Ховд): - Керей (роды меркит, каракас, жантекей, жадык, шерушы, шубарайгыр, ители, молкы, сарбас, шимоин) - Найман (род бура в небольшом количестве) - Уак (в небольшом количестве)
    2 балла
  27. оказывается все мы правильно говорим:
    2 балла
  28. Совершенно верно, это называется словерс: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D1%80%D1%81
    2 балла
  29. приветствую всех! транскрипция из последнего перевода Р.Алимова: Tėmišlär Cānï ḫān vafāt tapqandïn soŋ här qaysïsï här cānibqa tarqamïš. Cānïbėk ḫān{nïŋ} vilayat-i{n} Fätkä Nuaqrat kälip bozdï. перевод примерно такой: Приближенные Джанибека разошлись по сторонам после его смерти. Они разрушили Вятку Нуакрат который был вилайятом Джанибек хана. там вполне могло быть Nuaqrat[ti], может снизу черточка не была видна, символизирующая звук [и]
    2 балла
  30. Большинство поединков перед битвами у русских связаны с тюрками. При этом, следуя русским же летописям, на поединок русских вызывали именно тюрки. Начиная со времен Владимира Крестителя и Переяславля (отсюда и название города). Так что не бьёт Ваша теория. У казахов батыры постоянно участвовали в поединках перед битвами. Можно посмотреть, скажем, про Богенбая-батыра. Свое мнение измените.
    2 балла
  31. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/X/Van_Pu/frametext.htm Лошади [племени] гу-ли-гань 1 по обычаю тамг не имеют, а вместо клейма отличаются по ушам и морде. На гу-ли-гань’ских лошадей похожи лошади [племени] цзе-гу 2; разница в малом. Тамга [цзе-гус’ких лошадей]. Лошади [племени] си-ми 3 похожи на цзе-гус’ких. Отличие в небольшом. Тамга - [пропуск]. Лошади [племени] гэ-ло-лу 4 одной породы с си-ми’скими; находятся на западе от Цзинь-шань 5. Тамга - [пропуск]. Вышеназванные племена общего родства. Лошади [племени] чжан-и-гу 6 одной породы с лошадьми [племени] гу-ли-гань. На крупе множество черных пятен; они пеги и по раскраске подобны леопардам. Находятся от Хань-хай 7 на юге, от гор Ю-лин-[шань] 8 на востоке, в долине реки Чжан-и-гу 9. 6. Чжан-и-гу. Здесь «чжан» стоит вместо сходного с ним по написанию «ба». Надо: ба-и-гу, обычно отождествляемое с байырку; одно из уйгурских племен, упоминаемое в орхонских рунических надписях (Малая надпись памятника в честь Кюль-Тегина, строки 4, 34). У баргутов пегие лошади. Сравните: "долина Бангу" с пегими лошадьми. Никак не Югра.
    2 балла
  32. Если девушка скажет мне құрсағым ашты, то возможно я пойму ее по другому
    2 балла
  33. У меня давно сложилось впечатление, что вы всё гуглите, но не чувствуете самого казахского языка. Вот и сейчас нагуглили нужное вам словечко из детской загадки, а в смысл не вникли, хотя в ней говорится про лоно, утробу подушки, а не про мужской живот, желудок или талию. Да, марқұм Мұзафар аға уроженец Маралды, наш земляк.
    2 балла
  34. Ну, так и он прав. Изначально Рим, затем Восточная римская империя, позже земли османов с центром в Хорватии. И сегодня арабы-христиане, когда заходишь в магазин спрашивают - "Руси? " (русский?), "руми аль масих?" (греческий/православный христианин?)
    2 балла
  35. Это относится и к вам, я про ахинею про Чх в Павлодаре.
    2 балла
  36. Делать такие далеко идущие выводы на основе одного рукописного словаря написанного даже не лингвистом это по меньшей мере легкомысленно.
    2 балла
  37. Вчера ночью вернулся из Бишкека с 3-го курултая кыпчаков, при очередных посиделках обсуждали бешбармак и уважаемый ногайский кыпчак Ахмед Ярлыкапов рассказал, что у них используется кавказский термин "инкал".
    2 балла
  38. Лишь отмечу что население как минимум население Туркестана тяготело к Казахскому ханству из за чего в 1744 году они хотели чтобы Абулмамбет взял над ними опеку. Я это из Моисеева подчерпнул. Страница 136. Выбирая между Джунгарами и Казахами мусульманское население все таки склонялось к казахам. Им не нравилось то что ими управляют иноверцы (хоть и косвенно).
    2 балла
  39. Что тут вникать, көкШЕ -синеватый, сарША - желтоватый и тд. Следите за своей хамской речью. Оборот речи сарша тамыз не образовано от какого-то левого слова, исходное слово - сары. Осы құбылыстарға байланысты бұл айды кейде "сарша-тамыз" деп қосарлап айтады. Яғни "сарша" сөзінің арғы тегі - "сары шақ", ежелгі түркі сөзі.
    2 балла
  40. Зачем прилепили найманов, кереитов, онгутов к монголам? Давайте будем обсуждать историю казахов по данным о каракалпаках и кыргызах. Столько лет прошло, уже бы давно что нибудь новенькое накопали, а вы все бегаете с одними и те ми же методичками
    2 балла
  41. Бартольд "Очерк истории Семиречья": Подобно своим предшествен­никам, Галдан воевал с казаками и киргизами. В 1681 и 1683 гг. он ходил на Сайрам; в 1683, 1684 и 1685 гг.— против киргизов и ферганцев; в 1684 г. Сайрам был взят и разрушен его полководцем Рабтаном. С тех нор власть калмыков в Семиречье, насколько известно, никем не оспаривалась и многочисленные войны их с казаками, монго­лами и китайцами не имели отношения к этой области.
    2 балла
  42. Вы сначала сравните все версии этого эпоса, вы похоже только по одной версии эпоса делаете свои гипотезы. Во вторых, пока неизвестно когда оформился союз жетыру , самая сильная версия что во время Тауке-хана. В третьих, например, тама были в ЗО во время Узбека и Жанибек ханов. В четвертых, ваша гипотеза больше походит к ногаям (караногаям), у которых зафиксирована легенда об их переселении с Мавераннахра. Если у каракалпаков нету, значит скорее он возник позже, уже после того как они вышли из ногаев, и сформировались в каракалпаки. У последних многих эпосов которые есть у нас нету, судя по их Бабалар сози.
    2 балла
  43. Ну вы то известный лингвист.
    2 балла
×
×
  • Создать...