Jump to content
  • Сообщения

    • В 04.03.2025 в 04:40, Бозбет Шыны сказал:

      Теперь мы с легкостью можем определить, что Огуз это действительно "вол", который эквивалентен другому тюркскому слову Кибир (Киби), т.е. "медлительный, копуша, мямля" (кырг.). Вол по своей природе медлителен. 

      Иными словами, имя предводителя Огуза aka Кибир тождественно названию его же телесского племени Киби (Циби).

      Таким образом, мы сразу "убиваем двух волов":

      1) Огуз это "вол", в значении "медлительный человек"

      2) Человек с именем Огуз  действительно существовал и в 6 веке был лидером одноименного племени Огуз (Кибир), вассального телесского племени под управлением западной ветви тюркютов Ашина.

      Значение кыргызского слова "Кибир": https://eurasica.ru/dict/?l=k&w=2887

      медлительный (человек); копуша, мямля.
      1. быть медлительным в движениях;
      кибиреп сүйлө- мямлить, говорить медленно, вяло;
      кибиреп бас- плестись, медленно идти;
      2. быть маленьким и хилым (чаще о детях);
      он жашар кибиреген кыз десятилетняя худенькая девочка.

      После долгих раздумий пришел к выводу, что семантическая связь Кибир и Огуз и соответственно версия Огуз=вол маловероятна!

      Огуз это скорее всего "ок"+"уз", т.е. условно "мастер стрелы". Вероятно это некая производная более раннего этнонима Улуг Ок ("великая стрела"). Клан (навряд ли племя) Улуг Ок был в составе союза Дулу во времена Западно-Тюркского каганата, имел родственные связи с Ашина.

    • В 18.05.2025 в 01:56, Лимфоцит сказал:

      Это думаю прозвище у него такое было 

      А так , мясо кабана по моему хараму относят 

      стопроцентно харам для мусульман и евреев

    • В 17.05.2025 в 07:49, АксКерБорж сказал:

      прославленного казахского батыра Кабанбая назвали харамным именем?

      при чем тут имя (или прозвище) и поедание свинины?

      не в тему пример

    • 5 часов назад, olley сказал:

       

      Продолжу дискуссию из темы Татарской кухни здесь: 

       

       

       

      Ислам среди кочевников, говоривших на кыпчакских диалектах, появился сравнительно рано. В 9 веке купцы и миссионеры из Бухары, Самарканда, Хорезма распространяли новую веру в степях вдоль Сырдарьи и далее на северо-запад до Средней Волги в Волжской Булгарии. Караваны проходили через Туркестан (территория современного южного Казахстана), соединяя оседлые центры с кочевыми окраинами.

      Карлуки, ягма, чигили, занимавшие земли от долины реки Или до озера Иссык-Куль и реки Талас, начали принимать ислам с конца 9 века. Эти племена, огузы (род кынык), волжские булгары пожалуй были первыми тюркскими племенами принявшие ислам. Карлуки выступили на стороне арабов в Таласской битве в 8 -ом веке. Но решающее значение имел переход к исламу кагана Сатука Богра-хана, а в 960 году его сын Муса объявил ислам государственной религией государства Караханидов.

      Письменные источники (аль-Якуби, Гардизи) фиксируют отдельные случаи обращения к исламу правителей Ферганской долины уже в 8 веке. Такие случаи наверняка были единичными в 8-ом веке, а процесс распространения ислама в регионе шёл медленно и не всегда добровольно. Насколько мне известно мусульманские имена также встречаются у части кимакской знати на востоке, вероятно, по прагматическим или дипломатическим причинам.

      К моменту принятия ислама карлуки, ягма, чигили вели полукочевой образ жизни, совмещая летние кочевья с зимовками в долинах, где активно развивалось оседлое земледелие.

      Возрождение старых традиций и обычаев, тем более древних, практически невозможно. Греки христиане не стремятся к реставрации античных традиций, а им есть что возрождать. Хотя и у них хватает неоязычников, романтиков. Предки греков был народом с развитой письменной культурой. Современные европейцы вряд ли вернутся к своим древним обычаям, а китайцы - к ритуалам царей эпохи Шан. Тибетцы отказались от полиандрии (многомужества), существовавшей до начала 20-го века под давлением центральной власти Китая, и на это были очень весомые причины.

      Например, египетская цивилизация является одной из самых ярких ранних цивилизаций человечества. У египтян - пять тысяч лет письменной истории, развитая математика в древности, которой обучались Пифагор и другие античные греки позже. Также астрономия, архитектура, сложная бюрократия, многое другое. За пять тысяч лет египтяне прошли путь от язычества через христианство до ислама, принятого большинством с 7-8 века. Что делать египтянам с таким наследием? Сетовать на приход ислама из Аравии, которая является одной из ветвей авраамической религии возникшей у народа - потомков Исмаила сына Авраама? Авраам согласно древнему тексту бывал в Египте.

      Наряду с Египтом в тройку древнейших цивилизаций входят шумерская (долины рек Тигр и Евфрат, 4 тыс. до н.э.) и хараппская (долина реки Инд, 3 тыс. до н.э. , современный Пакистан) цивилизации. Сегодня Ирак и Пакистан  - тоже мусульманские страны. Еще в регионах центральной Азии и Ближнего Востока в прошлом были распространены зороастризм и манихейство. 

      Оседлое земледелие почти всегда предшествовало появлению всех ранних ярких цивилизаций.  В бронзовом веке степняков привлекали центры металлообработки и торговли, что вызвало скифскую экспансию и миграцию ранних индоиранцев. Начиная с 1 века до н.э., караваны Шёлкового пути связывали Восток, центральную Азию, Ближний Восток и древний Рим. Вместе с товарами распространялись религии (буддизм, христианство, ислам), технологии (бумага, порох). Этот обмен стал причиной военных походов , огромных миграций людей, культурных обменов, появлению политических государств.

      Предки всех современных народов - в разные исторические эпохи - вели кочевую или полукочевую жизнь, занимались охотой и собирательством и исповедовали различные верования.

      На фоне тысячелетней истории и происходящего в нашем регионе, принятие ислама предками современных уйгуров, узбеков, туркмен, азербайджанцев, анатолийских турок, казанских татар, а немного позже - кыпчакских объединений - предков казахов юга и запада Казахстана, каракалпаков, ногайцев, крымских татар, народов северного Кавказа, кыргызов, выглядит исторически закономерным. Сегодня большинство тюркских народов исповедует ислам или их предки в недавнем прошлом исповедовали ислам. Также существуют группы христиан - гагаузы, чуваши, якуты. Буддизм у тувинцев. И небольшие социальны группы тюрок попавшие под сильное влияние сначала христианской культуры, а позже - научного атеизма.

      ---

      Что касается прозвища Кабанбай у исторической личности, то это было его прозвище. Имя батыра - Ерасыл. В традиции региона, где жил Ерасыл, кабан символизировал силу и ярость, поэтому прозвище не считалось «нечистым» и было приемлемым для своего времени и места. С точки зрения строгих норм мусульманских обществ такое прозвище сегодня воспринимается, выражусь мягко, как двусмысленное. В научной среде нормально отнесутся.  В современном Казахстане трудно представить, что кто-то захочет назвать сына Кабанбаем, в отличие от имени Ерасыл, которое пользуется большой популярностью в Казахстане.

      Резюмируя, ислам - ключевая составляющая культуры большинства тюркских народов. Это вовсе не означает, что следует полностью отказываться от доисламских обычаев - как тюркского, так и нетюркского происхождения, - если они не противоречат нормам ислама.

      Все же Сельджук (из Кынык) обратился в ислам около 985 года. Вероятно это не самый ранний случай обращения огузов в ислам, хотя случаи VIII-IX вв. мне неизвестны.

  • Новости истории, археологии и антропологии

    Новости истории, археологии и антропологии

    10 записи in this category

×
×
  • Create New...