Jump to content
  • Сообщения

    • В 10.08.2022 в 20:46, Zake сказал:

      Одна из легенд касательно названия "Кипчак" по переправе через реку была связана именно с изготовлением лодок-долбленок:

      "И вот пришел Огуз-каган с войском к реке,
      [называемой] Итилем. Итиль - большая
      [река]. Огуз-каган увидел ее и говорил:
      "Как переправимся через поток Итиля?" В
      войске был один дородный бек. Имя его
      было Улуг Орду бек... [Этот бек] срубил
      деревья... На деревьях тех расположился и
      переправился. Обрадовался Огуз-каган и
      сказал : О, будь ты здесь беком, Кыпчак-
      беком ты будь

      Это лодка-долбленка https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Долблёнка.

      Потому что и кимак (комук) и кипчак означают нечто "дуплистое", "полое", "пустотное" и т.д.  Кеме-кема (кебе по шорски) - это как раз лодка-долбленка, т.е. выдолбленная полость.

      О связи кимак (комук) с лодкой кеме еще в 1992 году писал(а) Özergin и другие (Закиев М.З.)

      Лодки, т.е. выдолбенные полости комук/кобук, оймак, кипчак/кимчак, онгир[кай] и т.д. имели манихейскую подоплеку, так как отождествлялись с Солнцем и Луной.

      https://www.vostlit.info/Texts/rus4/Mychel_Syr/frameotryv1.htm

      Они говорили, что Адам и Ева происходят от сияния правителя Материи [бога] и Набраила, что Солнце и Луна являются лодками, которые принимают души людей и все то, что имеется доброго, связанного с Материей, и возносят к месту Света так близко, что Свет очищает от смешения со Злом; и затем бог предает Материю огню вместе с душами тех, кто совсем не верит в Мани... 

    • 7 часов назад, Джагалбайлы сказал:

      Къумукъ. Ковуи (?)

      Я не знаю как правильно читать. По идее близко к кобу ("пустой").

    •  

      Общался с автором в 2002-2003 гг.

      Предлагаю вам свою версию происхождения этнонима "НОГАЙ"
      В существующей версии о происхождения этнонима ногай по имени золотоордынского темника Ногая остаются сомнения.
      В самом деле, после смерти Ногая (1300 г.) до утверждения самоназвания ногай прошло почти полтора столетия. За эти годы не произошло превращения имени Ногая в легенду, иначе о нем должен был бы сохраниться фольклорный материал, который присутствует у ногайцев о других исторических персонажах или народных героях.
      Рассмотрим известные нам примеры образования новых этнических названий групп ногайцев: етишкуль, джембойлык, етисан, буджак и др. Фактически на тот период они обособились в отдельные народности. Как видим, образование этнонимов шло в основном по географическому признаку, а не по имени предводителей. Заметим попутно на этом примере, что ногайцы с легкостью способны были отказаться от приобретенного этнонима ногай, и это также не в пользу того, что память о хане Ногае у народа была очень велика.
      Этнический состав Ногайской Орды был разнородным, в основном тюркского и монгольского происхождения. И не все ее подданные, точнее их предки, жили под властью Ногая. Так что же объединяло эти народы? А объединял их образ жизни. Все они были кочевниками. И происхождения самоназвания ногай нужно искать в тех процессах, которые происходили в среде кочевников.
      Известно, что в Золотой Орде активная фаза принятия ислама происходила при хане Узбеке в первой половине 14 века. Продолжался этот процесс и во времена походов Тамерлана на Орду. Это означает, что к тому времени не все золотоордынцы жили по канонам ислама, и, в первую очередь, кочевники. Властям и миссионерам легче было привить адаты ислама среди жителей городов, где можно построить мечети и собирать людей на проповеди. А кочевник, погрузив всю семью и имущество в кибитку, вместе с живностью перемещался с места на место. Этим он напоминал миссионерам пророка Нуха (Ноя), мир ему, который в спасительном ковчеге спас свою семью и «каждой твари по паре».
      Сравнение «как Нух» в современном ногайском языке звучит «Нухтай», фонетически «нуктай». Нух, мир ему, единственный из всех Пророков, мир им, кому в ногайском языке дано имя, отличающееся от коранического. В самом деле, имена Дауд, Муса, Иса, Яхъя, Ибраим, Исмаил, Сулеймен почти в точности соответствуют кораническим. Нуха, мир ему, ногайцы называют Нукай. Точно также его называют и татары, башкиры. В свою очередь, татары и башкиры ногайца называют «нугай».
      Конечно, очень рискованно делать выводы из простых по звучанию совпадений имен и названий. Однако распад Золотой Орды и образование Мангытского юрта на самосознание живших в них народов мог повлиять не сильно, также как и распад СССР и образование РФ не привели к появлению новых этнонимов, объединению или разъединению народностей.
      А принятие ислама в среде кочевников имело продолжительный по времени характер и сильно отразилось на самосознании людей, что и позволило представителям по сути разных народов отождествлять свой образ жизни со спасительным путешествием в ковчеге, и называть себя «нугаем», что позднее трансформировалось в этноним «ногай». Следует также заметить, что, называя себя ногаем, они часто одновременно использовали и старые названия этносов. Таким образом, самоназвание «ногай» по своему содержанию является собирательным определением кочевого образа жизни народов, входивших в Золотую Орду, а затем и в Мангытский юрт. Признанием главенства такого образа жизни стало новое название страны – Ногайская Орда.
      Ногайская Орда – по структуре была феодальным государством с сохранением элементов родо-племенных отношений. С укреплением государственности в Ногайской Орде происходило социальное расслоение, и образование сословий. Семейно-династийная властная структура: князь-нураддин-кековат-мурзы, а также служители культа, нуждались в безопасности, сборе налогов, поддержании государственной машины. Для этих целей были созданы различные структуры – уланы, карачеи (каравшы-охранники), относившиеся к благородным сословиям. Охранники же имущества, товаров («мал») могли называться «малкаравшы» или «малкар».

      Автор. Батырсултан Аджиниязов

  • В Китае нашли 2200-летнюю роскошную гробницу императора царства Чу


    Rust

    Археологи совершили значимое открытие в восточном Китае: они обнаружили роскошную гробницу возрастом около 2200 лет, предположительно принадлежащую императору государства Чу — одному из семи воюющих государств в критический период китайской истории, предшествующий формированию современного Китая. Раскопки проходили в Увандуне, важном археологическом комплексе штата Чу. Ранее здесь было обнаружено кладбище площадью 1,5 квадратных километра с колесницей, ямами для жертвоприношений и могилой, предположительно принадлежащей владельцу кладбища. На данный момент археологи раскопали множество артефактов, включая доски покрытия погребальной камеры, бамбуковые циновки на досках и лаковые изделия. 

    Среди обнаруженных реликвий — бронзовые ритуальные сосуды, музыкальные инструменты, лаковые изделия и растительные остатки, датируемые примерно 220 годом до н. э. 

    Центральная гробница, на которой обнаружено более 1000 письменных знаков, также была раскопана. Эксперты считают, что эта гробница с ее величественным масштабом и богатым содержимым является одной из наиболее значимых древних гробниц государства Чу, когда-либо обнаруженных, что указывает на ее возможное принадлежность императору государства. Исследователи надеются, что результаты раскопок помогут получить представление о политических, экономических, культурных и социальных условиях государства Чу в период Воюющих царств, а также о формировании единой китайской нации и ее культуры.

     Для сохранения раскопанных останков археологи использовали специальную лабораторию с низким содержанием кислорода, построенную на месте раскопок. Также использовались передовые методы цифрового сканирования и картографирования для создания 3D-модели гробницы. Чжиго Чжан, один из исследователей, заявил, что работы по раскопкам и защите гробницы Увандунь будут проводиться параллельно, с применением различных научных и технологических методов, чтобы полностью раскрыть археологическую ценность этого уникального объекта.

    "Индепендент"


    User Feedback

    Recommended Comments

    There are no comments to display.


×
×
  • Create New...