Jump to content
  • Сообщения

    • 7 часов назад, кылышбай сказал:

      Не будем политические ошибки и преступления властей приписывать к народам. Мы тоже сильно пострадали. 

      Что касается казахского влияния на литературный каракалпакский то оно очевидно.

      Если честно, то вся история народов это сплошная политика. Но почему-то некоторые моменты истории подпадают под санкции данного форума. Я несколько раз поднимал вопрос по событиям начального периода национально- территориального размежевания народов средней азии в части каракалпакско-казахских взаимоотношений, но администрация форума упорно удаляет мои посты. А правду не все знают, а кто знает, видимо, стыдятся, если сразу переводят данный разговор в политическое табу. 

      При этом я ни разу не писал о плохих или хороших народах делая акцент лишь на нерадивых политических деятелей, которые не учли, что перед ними не какая-нибудь отдельная область Казахстана, а целый народ своим языком, культурой и традициями, которым нужно было относиться с уважением и, по крайней мере не мешать суверенному развитию. 

    • 6 часов назад, кылышбай сказал:

      Связь с ногайцами наверное

      Допустим, связь некоторых групп каракалпаков с ногайцами продолжалась до первой трети 17 века, это максимум, если считать под этими связями союз восточных ногайцев с Есим ханом против ойратов. А дальше более 100 лет каракалпаки были в тесном соседстве с казахами, ногайцы были разделены от каракалпаков или, если точно выразиться, то в отношении некоторых групп каракалпаков название ногайцы стерлось насовсем. Влияние казахского языка на каракалпакский конечно же есть, но некоторые ключевые слова, и вообще, структура речи недалеко ушли от ногайского. А навязанный казахский в начале советского строительства не прижился целиком, лишь изменил некоторые произношения слов. В общем, ногайская подгруппа кипчакского языка себя оправдывает, но в эту подгруппу не входят татарский, башкирский и хорезмский, тем не менее находим общие для всех слова, причем это языки совсем не огузской группы языков, лишь хорезмский является смесью кипчакско-огузского языка.

      В общем, вывод такой, каракалпаки лишь соседствовали с казахами, а не составляли одну общность как некоторые любят говорить, мол, каракалпаки всю свою историю были под казахским управлением не имея ни своего ханства, ни своей идентичности и суверенитета.

    • 13 часов назад, Kamal сказал:

      А как с "лар", "лер", "лык", "лик" и т.д., которых очень много, я лишь обозначил что на ум пришло, а если конкретизировать???

      Связь с ногайцами наверное

    • 13 часов назад, Kamal сказал:

      Что страшно, то это то, что в начале устройства советской власти, каракалпаки оказались в составе Казахской АССР, власти которой навязали каракалпакам как раз-таки казахский язык, из-за этого и разругались и разошлись, хотя, это лишь одна из причин нашей разлуки. Если углубиться, то нашего лидера Аллаяра Досназарова казахские большевики под расстрел подвели разными доносами, но Москва дала ему шанс жить, отправив в Башкирию комиссаром НКВД. Но, тяжбу продолжали именно казахи, что до сих пор не могут разобраться - расстреляли его в 1935 русские или в 1937 году узбеки, а казахи - красивые, хотя все они и замутили.

      Не будем политические ошибки и преступления властей приписывать к народам. Мы тоже сильно пострадали. 

      Что касается казахского влияния на литературный каракалпакский то оно очевидно.

    • 14 часов назад, Kamal сказал:

      Вы как-то писали по поводу "ham" (русский союз "и") будто бы каракалпаки переняли от узбеков. Никак не найду тот наш разговор, в какой теме это было..., но, не суть важно. В общем, узбеки говорят "ва", туркмены "ве", но часть хорезмских узбеков говорят "ham" как и каракалпаки, а у казахов как я понял нет такого союза, а применяют союз "жане", что по-каракалпакски означает "ещё", а не "и". Итого, "ham" говорят татары, башкиры, ногайцы, каракалпаки и часть хорезмских узбеков. Какую историческую связь видите между этими народами? 

      хам есть в каз. литературе, у Абая кажись. Возможно был до ХХ в.

      Если вы правы то возможно это огузский или ногайский след

  • Китайские археологи нашли в древней гробнице 2000-летний небесный календарь


    Rust

    Археологи из Научно-исследовательского института культурных реликвий и археологии Чунцина (Китай) во время исследования древней гробницы на юго-западе страны достали из раскопа таинственный набор прямоугольных деревянных листов. Изучение артефакта показало, что это первый случай, когда в захоронении обнаружен астрономический календарь на подписанных пластинах. Находке около 2000 лет, как и гробнице, которая удивительным образом хорошо сохранилась и, несмотря на богатство, не была разграблена.

    Раскопки проходили в районе Улун (муниципалитета Чунцин) примерно в 1400 км от Пекина. Всего было обнаружено 23 деревянных пластины 2,5 см в ширину и 10 в длину: каждый такой «лист» подписан китайским иероглифом.

    Эксперты определили, что это циклические знаки из десятеричного цикла «Небесные стебли» и двенадцатеричного «Земные ветви», которые были созданы во времена правления династии Шан (1600-1045 гг. до н. э.) и используются в Азии для летоисчисления в качестве астрономического календаря.

    По круглым отверстиям на краю каждой пластины видно, что когда-то они были соединены между собой. Пока точно неизвестно, как этот набор мог функционировать в качестве «небесного календаря», говорят эксперты. Но ученые предполагают, что в то время как один из деревянных листов мог показывать текущий год, остальные 22 использовались для указания любого другого конкретного года в древнем календаре, и выделялись, когда становились актуальными. Подобная практика существовала в даосском храме в китайском городе Сучжоу, только вместо пластин были статуи.

    Хотя календарь Тяньган Дичжи является общепринятым, деревянные таблички с календарными пометками, найденные в гробнице, необычны и важны как первый и единственный известный пример такого рода надписей на подобного рода объектах. 
     
    На удачу археологов, в нетронутой гробнице ко всему прочему оказался список всех предметов, которые были захоронены в ней, и указан год, когда она была построена — 193 г. до н. э. Это значит, что захоронение относится к эпохе династии Западная Хань (206 г. до н. э. — 9 год н. э.), которая входит в так называемый «золотой век» культуры и истории Китая, когда были установлены многие главные традиции. 
     
    Кроме небесного календаря на деревянных пластинах, в гробнице обнаружили более 600 других артефактов: лакированные чаши, шкатулки, кувшины и тарелки, бамбуковую посуду, музыкальные трубы, копья и кухонные треноги из меди, деревянные статуэтки, керамические и бронзовые предметы. Все это было дорогими вещами и говорит о богатстве и особом статусе похороненного в этой гробнице человека.

    https://www.vokrugsveta.ru


    User Feedback

    Recommended Comments

    There are no comments to display.


×
×
  • Create New...