Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • Шира-Югурский (Шира-Йогур): Реликтовое Сохранение

      Шира-югурский интересен тем, что он может быть прямым реликтом протомонгольского/сяньбэйского языка элиты Уйгурского каганата, который долгое время развивался в изоляции.

      Сохранение древнего d и t: Шира-югурский часто сохраняет более древние монгольские согласные, которые в других языках изменились или полностью исчезли.

      Сохранение архаичной лексики: Из-за изоляции и контакта с тибетскими и тюркскими языками, он сохранил много уникальной лексики, которая может быть близка к дочигисхановскому монгольскому.

      Отсутствие некоторых "классических" изменений: Он избежал некоторых изменений, характерных для монгольских языков периода Монгольской империи и позднее.

      Я еще удивлялся почему Элита Уйгуров бежали к шивейцам и их шивейцы разделили среди 7 племен. Оказывается элита Уйгур была из того же субстрата, что Шивей. 

        • Голден, как и Кляшторный, отмечает, что имя Баярку имеет сильные протомонгольские/сяньбэйские параллели в ономастике, и оно не имеет убедительной этимологии в древнетюркском языке.

      • Политическая Нестабильность и Автономия:

        • В своих работах Голден подчеркивает, что Баярку были одним из наиболее нелояльных и независимых племён в составе как Второго Тюркского, так и Уйгурского каганатов.

        • Они часто выступали как сепаратистская сила в восточных степях, примыкающих к владениям Тан. Их история изобилует восстаниями против доминирующих сил (Тюрков и Уйгуров).

        • Эта политическая нестабильность и стремление к автономии объясняют, почему Баярку иногда исключались из строгих списков "Девяти родов" (Цзю-син) как ненадёжные союзники.

        • Баярку занимали территории в восточной части Степи, близкие к Монголии и киданьским/тунгусским племенам. Это географическое положение также усиливало их связи с протомонгольским миром и способствовало их политической независимости от центра каганата (Орхон).
        • Голден рассматривает Баярку как крупное и могущественное племя протомонгольского происхождения, которое, несмотря на свою роль в формировании уйгурской конфедерации, постоянно представляло угрозу для центральной власти Яглакар и часто действовало в своих интересах.

        •  

          Также вели себя Баргу, которые были в раннем составе Ойрат. В целом Буряты тоже самое делали. Пытаясь напрямую торговать с Китаем и игнорируя Чингизидов Халхи

      • Несоответствие Тюркской Ономастике: Имя Яглакар (в его наиболее распространенной тюркской реконструкции) не имеет очевидной и убедительной этимологии в древнетюркском языке или тюркской ономастике того периода, которая могла бы быть связана с его высоким статусом или функциями.

      • Протомонгольские Параллели: В отличие от тюркского, существуют фонетические и структурные параллели с протомонгольскими и сяньбэйскими языками.

        • Это укрепляет гипотезу о том, что имя Яглакар имеет сяньбэйское/протомонгольское происхождение и было принято в тюркской среде, либо сам род был сяньбэйским по происхождению, но тюркизированным.

        • Этот лингвистический аргумент прекрасно согласуется с данными китайских хроник ("Синь Тан шу"), которые связывали Яглакар с племенем Цзиму (сяньбэйский субстрат).

    • Подтверждение Сяньбэйского Наследия

      Дж. Голден (Peter B. Golden):

      Голден, исследуя историю тюркских и кочевых народов Евразии, признает, что Уйгурский каганат был результатом сложного этногенеза, включающего не только тюркские, но и протомонгольские (сяньбэйские) элементы.

      Он подтверждает, что Яглакар был ведущим родом в конфедерации Тэлэ, которая, в свою очередь, имела тесные связи с более ранними сяньбэйскими группами, как это записано в "Синь Тан шу" (Цзиму).

      Н. Н. Крадин и Концепция "Кляшноторности" (или Кланово-Племенной Системы):

      Российские историки, такие как Крадин, при анализе кочевых империй (Хунну, Сяньбэй, Тюрки, Уйгуры, Монголы), часто подчеркивают их кланово-племенную, или "кляшноторную" структуру.

      В этой системе власть концентрируется в руках одного доминирующего клана (Яглакар). Этот клан, чтобы удерживать власть, должен был объединить различные этнические группы (прототюрков, протомонголов, сяньбэйцев, хунну).

      С точки зрения этой концепции, происхождение Яглакар от Сяньбэй (или смешанных Сяньбэй/Хунну/Тэлэ) показывает, что они унаследовали не только генетику, но и успешную политическую модель объединения разнородных кочевых племен, которая была характерна для Сяньбэй.

    • 原文 (Оригинальный текст): "迴紇,其先 匈奴 之 居木 也。與 高車 雜居,種類猥多。至隋有 袁紇 、 薛延陀 等部,皆屬其類。唐初, 袁紇 復號 回紇 。其渠豪曰 藥羅葛 、 胡德等 九姓,皆居於 獨樂水 、 郁督軍山 之下。

      Примерный перевод и интерпретация (с акцентом на происхождение):

      "Хуэйхэ [Уйгуры] происходят от Хунну и Цзиму [居木, Jimu]. Они жили смешанно с Гаочэ [高車, Gaoju, то есть Тэлэ], и их роды были многочисленны. При [династии] Суй были такие части, как Юаньхэ [袁紇] и Сюэяньто, все они относились к этой же категории. В начале Тан Юаньхэ вновь стали называться Хуэйхэ. Их основные главы назывались Яолаго [藥羅葛, Яглакар], Худэ [Худугэ] и другими Девятью родами [九姓], и все они жили под рекой Дуло и горой Юйдуцзюнь."

      Яклагар, Эдизы, Киби являются потомки Сяньбэй Цзиму. 

  • Китайские археологи нашли в древней гробнице 2000-летний небесный календарь


    Rust

    Археологи из Научно-исследовательского института культурных реликвий и археологии Чунцина (Китай) во время исследования древней гробницы на юго-западе страны достали из раскопа таинственный набор прямоугольных деревянных листов. Изучение артефакта показало, что это первый случай, когда в захоронении обнаружен астрономический календарь на подписанных пластинах. Находке около 2000 лет, как и гробнице, которая удивительным образом хорошо сохранилась и, несмотря на богатство, не была разграблена.

    Раскопки проходили в районе Улун (муниципалитета Чунцин) примерно в 1400 км от Пекина. Всего было обнаружено 23 деревянных пластины 2,5 см в ширину и 10 в длину: каждый такой «лист» подписан китайским иероглифом.

    Эксперты определили, что это циклические знаки из десятеричного цикла «Небесные стебли» и двенадцатеричного «Земные ветви», которые были созданы во времена правления династии Шан (1600-1045 гг. до н. э.) и используются в Азии для летоисчисления в качестве астрономического календаря.

    По круглым отверстиям на краю каждой пластины видно, что когда-то они были соединены между собой. Пока точно неизвестно, как этот набор мог функционировать в качестве «небесного календаря», говорят эксперты. Но ученые предполагают, что в то время как один из деревянных листов мог показывать текущий год, остальные 22 использовались для указания любого другого конкретного года в древнем календаре, и выделялись, когда становились актуальными. Подобная практика существовала в даосском храме в китайском городе Сучжоу, только вместо пластин были статуи.

    Хотя календарь Тяньган Дичжи является общепринятым, деревянные таблички с календарными пометками, найденные в гробнице, необычны и важны как первый и единственный известный пример такого рода надписей на подобного рода объектах. 
     
    На удачу археологов, в нетронутой гробнице ко всему прочему оказался список всех предметов, которые были захоронены в ней, и указан год, когда она была построена — 193 г. до н. э. Это значит, что захоронение относится к эпохе династии Западная Хань (206 г. до н. э. — 9 год н. э.), которая входит в так называемый «золотой век» культуры и истории Китая, когда были установлены многие главные традиции. 
     
    Кроме небесного календаря на деревянных пластинах, в гробнице обнаружили более 600 других артефактов: лакированные чаши, шкатулки, кувшины и тарелки, бамбуковую посуду, музыкальные трубы, копья и кухонные треноги из меди, деревянные статуэтки, керамические и бронзовые предметы. Все это было дорогими вещами и говорит о богатстве и особом статусе похороненного в этой гробнице человека.

    https://www.vokrugsveta.ru


    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...