-
Сообщения
-
Zake 1203
В 19.05.2024 в 20:26, Zake сказал:Касательно этимологий. Хочу внести дополнение. Я пытаюсь найти логику и причинно-следств. связи в родоплеменных названиях и соответствие в релевантных словарях. И по мере возможностей давать своё толкование. Находить первичные этимологии - это удел проф. лингвистов.
Все этимологии в источниках являются по сути "фольковыми", т.е. народными. Яркий пример с "кыргыз". В танских источниках этот термин емнип обьясняли как "краснолицые", а в Юань Ши и прочих как "40" и т.д. Как мы видим, "кыргыз" можно толковать и как "киргу йуз" (красное/румяное лицо) так и как "кырк уыз" (сорок огузов/уызов).
Мы вряд ли когда-нибудь "доберемся" до истинных этимологий, но причинно-следственные связи между синонимичными названиями можно найти. (Кас. кыргызов я сам склоняюсь к "красной" этимологии)
Касательно термина "Керей" я уже не раз писал, что это эпонимный этноним связан с фигурой Керей-кагана или Баин-чура (в монг. интерпретации Бодончар, в каз. фольклоре Бозаншар)
https://eurasica.ru/forums/topic/32-кереит-керейт-хэрэйд-керей-гирей/?do=findComment&comment=448277
Также предположил, что термин "Керей" также мог пониматься как "юртные" или "домостроительные" названия, которые имеют отношение к керейско-найманскому кругу племен, к которым я отношу и уақ и сіргелі (несмотря на то, что последние считаются уйсынами). Я не считаю, что эти названия как-то связаны с профес. деятельностью, как считали этнографы (это уже поздние интерпретации наших современников) или идут от тамг, наоборот имхо знаки тамг отражают эти названия. Например, в рукописи Рашид Ад Дина Шуаб-и панджгана, племя найманского Кучлука указано как бахан (бағаналы найман, тамга бақан).
https://eurasica.ru/forums/topic/2226-уйсуны-монголы/?do=findComment&comment=443087
В общем, как я уже написал, в моем дилетантском представлении или понимании средневековые номады в силу своих шаманских суеверий "плодили" синонимичные названия. В общем, эпонимный этноним "Керей" имел "цветовое" и "юртное" толкования и цепочку связанных названий (как правило близких по семантике).
У термина "Керей" основа "кер"/"гир". Имхо еще было и архаичное "горно-скалистое" синонимное толкование.
https://en.m.wiktionary.org/wiki/Reconstruction:Proto-Turkic/kïr
*kïr
Proto-Turkic: *KɨrMeaning: 1 isolated mountain 2 mountain top, mountain ridge 3 steppe, desert, level ground 4 edgeRussian meaning: 1 отдельно стоящая гора 2 вершина горы, гребень горы, возвышенность 3 степь, пустыня, равнина 4 крайTurkish: kɨr 3Tatar: qɨr 3, 4Uzbek: qir 2, 3, 4Uighur: qir 3, 4Turkmen: Gɨr 3Khakassian: xɨr 2, 'roof'Shor: qɨrOyrat: qɨr 2, 3, 4Chuvash: xir 3Yakut: kɨrtas 2; kɨrdal 'hill'Dolgan: kɨrdal 'hill'Kirghiz: qɨr 2, 3Kazakh: qɨr 2, 4Noghai: qɨr 3Bashkir: qɨr 3, 4Balkar: qɨr 3Gagauz: qɨr 3Karaim: qɨr 3Karakalpak: qɨr 2, 4Kumyk: qɨr 3Comments: EDT 641, VEWT 265, Лексика 95-96, ЭСТЯ 6, 225, Stachowski 169. Derived is PT *Kɨran 'edge, ridge' (ЭСТЯ 6, 226); but note that modern forms like Turkm. Gɨra, Tuva qɨra etc. are borrowed < Mong. kira.Т.е. тут понятно, что термин "Qir" является синонимом Кайа (Кайы-Кыйя-Хыйыг). Кас. Қайа-Қыйа лингисты видят также контаминацию с қыя- "наискось". Напомню, что в ДТС именно вариант Qir -Қир (ДТС, стр 473) а не "Кер" означает "караковую" (темно-гнедую) масть, а другая вариация "Қиргу" означает "розовый, румяный" цвет (ДТС, стр 473). Получается, во многих языках цветовое "Қир" трансформировалось в "Кер". Но в тувинском языке "кыр" означает и "горный хребет" и "игреневый" (коричнев. цвет).
(Еще раз хочу заострить внимание, в древнетюркском языке қир-қиргу относился именно к красному цвету, это видно на примере "красных" қырғызов qirgu=qizgu, пратюркск. qir. Позже в среднетюркском периоде только в отдельных случаях қир сохранился, а в большинстве кир перешло в кер, а цветовое обозначение уже не совсем красный, а больше коричневый, темно-красный, карий и т.д. Языки меняются!)
https://classes.ru/all-tuva/dictionary-tuva-russian-term-6888.htm
Поэтому предположу, что аутентичное название древнеуйгурского Баин-Чура было "Кир-Кирай" или даже "Қир-Қирай" каган". Изначально термин "Қир-Қирай" имел именно цветовую коннотацию, ибо "Байн" в ДТС означает "густо красный цвет", т.е. qir(qirgu)=qiz(qizgu)=bain и скорее всего действит-но древнеуйгурский Моян/Байн чур - это господин с "темно-красным" лицом. Короче, "киргу йуз", т.е. "кыргыз")
Раньше уже связывали "кайи" и "кият" историки. Считайте эти мои посты дальнейшим развитием темы.
An Etymological
Dictionary of
Pre-Thirteenth-Century
TurkishSIR GERARD CLAUSON
OXFORD
AT THE CLARENDON PRESS
1972(Стр. 641)
Clauson в своем этимологическом словаре пишет, что "Кир" изначально означало "отдельно стоящая гора", "цепочка гор" ("an isolated mountain or block of mountains"), т.е. в общем смысле "возвышенность" ("high ground"), но в некоторых языках оно означает "плато, степь, глухомань" ("plain, steppe, wilderness") без всякой коннотации с высотой. Обратите внимание, значение "кир"- "гора" первичнее и древнее, нежели "кир"-"степь" и т.д.
Касательно цветого значения "Кир" Clauson приводит значения мастей лошадей: 1. серая и похожая масти ("grey") 2. буланная, гнедая, буроватая масти ("dun").
Как мы видим, что со временем значения слов расширяются и даже меняются. Например, в т.ч. такое значение "кир" как "край, кромка, грань" ("edge") Clauson считает следствием расширения значения "кир"-"возвышенность".
Касательно эволюции цветого значения "кир" Clauson к сожалению, ничего не написал.
-
asan-kaygy 2640
12 часов назад, Shamyrat сказал:Субклад A1b1b-М32 найден также у арабов Персидского залива и Ливана, армян, в Казахстане, на Русской равнине и Британских островах.
Уважаемые форумчане, кто знает, к какому племени и роду принадлежал этот казахский Субклад A1b1b-М32
Если это гаплогруппа А, то найден он среди потомков африканцев 20 века (Олимпиада-1980 и т.д.)
-
Shamyrat 44
Если принять за аксиому, что генетической разнообразие, это признак прародины, как в случае с Африкой, то с таким же успехом можно утверждать, что лингвистическое разнообразие тоже признак прародины. Но по факту мы видим, что лингвистическое разнообразие мы видим в тех местах, где волн завоевателей было меньше по причине труднодоступности этих мест. Они могут жить в островах, в труднодоступных горах и джунглях, и в отдельных материках, таких как Америка. А в местах куда раз за разом могли накатыватся волны орд конных кочевников или полукочевников,языковое разнообразие гораздо ниже, как правило. Да и не факт, что нынешние народы у которых существенный процент гаплогрупп А и В, в те времена жили в саванн ах. Они вполне могли жить тогда в джунглях, в изоляции, а только потом переселиться в саванны.
Широко известен факт, что авары в обычное время жившие в юртах, в холодное и дождливо время года переселялись в дома завоёванных народов и пользовались жонами и дочери хозяина дома, как своим жонами. Эта отвратительная традиция могла быть у многих древних племён родственных аварам, точно также мигрировавшие в разные части света. И тогда становится понятно, как им удалось за относительно короткое время поменять генефонд местного населения. И для этого никакого геноцида местных мужчин не надо было. Да и для местных женщин охотников и собирателей, пришлые воины могли казаться им более привлекательными парами, по сравнению с местными мужчинами.
-
Zake 1203
В 08.06.2024 в 07:45, Samatq сказал:Не исключено. Поэтому в санжыре Эреше-хан кыпчак сын Эрдене-хана.
С этим понятно.
По внутриплеменным названиям Саяк с какими-то средневековыми племенами можно обнаружить связь или там глухо?
Ведь само название Саяк говорит только о том, что они "скитальцы" и откуда-то пришли.
Вот внутри Азык названия Бачман и Бори специалисты связывают с кипчаками, с чем, конечно, можно согласиться (я не согласен, что это азы).
Как там с генетикой Саяк и Азык?
-
Zake 1203
В 08.06.2024 в 10:28, АксКерБорж сказал:Реакция большинства нынешних казахских историков будет такая же. Казахские участники этого форума не исключение.
Я за конкуренцию гипотез, точек зрения. Мы же, вроде, не "шизанутая" тоталитарная страна с одним "правильным" догматическим видением истории?
Посмотрим какие статьи будут появляться. Может быть теперь по другому будут смотреть на это. А может будут еще дальше подгонять/загонять все возможное и невозможное (всеми правдами и неправдами) под свою существующую концепцию, видение.
-
-