Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      133

    • Постов

      18849


  2. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      126

    • Постов

      28427


  3. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      121

    • Постов

      17067


  4. Bir bala

    Bir bala

    Пользователи


    • Баллы

      83

    • Постов

      2941


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией за 05/24/23 во всех областях

  1. Постер с конференции, про исследование палеогенетики тюрков: https://twitter.com/DanTabin/status/1719933938355834981 Среди авторов исследования - Леонид Вязов и Дэвид Райх. Основной вывод - практически у всех тюркоязычных народов обнаруживается генетический компонент булан-кобинской культуры(Алтай, II вв. до н. э. — V в. н. э.). По нему можно отличить тюрков от монголов - у тюрков булан-кобинский компонент больше хуннского, у монголов - наоборот.
    6 баллов
  2. Я казашка которая родилась в Монголии в Баян Ульгей, но сейчас проживаю в Казахстане. У них нет шежире, они не понимают что это такое вообще. Монголы в Монголии не знают свою принадлежность к племени/роду/субэтносу. И я просто шокирована сколько вранья здесь в форуме пишут от их имени калмыки и буряты. Видимо думают что казахи из Монголии в этот форум не зайдут и можно сколько угодно сочинять про них. Какие хэрээды? Какие хатагины? какие жалайры залайыри? Какие вообще хонгирады? Почему казахи в Монголии о них ничего не знают? Почему мы про их существование узнаем не от монголов в Монголии, а от форумов всяких и от постов на фейсбуке? Если такие есть в Монголии и если, калмыки и буряты этого форума, знаете их то скиньте им приглашение на этот форум. Я хочу с ними поговорить и узнать где именно они проживают в Монголии, какой именно они подрод хэрээдов, хатагинов и хонгиратов они. Скиньте им ссылку на этот форум давайте поговорим с ними если такие вообще в мире реально существуют.
    4 балла
  3. Если честно никогда не встречался с подобным объяснением. Авторы в основном пишут вот Кашгари говорил были тюрки , которые ж-окают, другие й-окают . А почему и как оно появляется у того или другого народа не объясняют.
    3 балла
  4. Мне тоже кажется что перемешивание и переформатирование племен Чингисханом это миф. В Золотой Орде все племена так и продолжали существовать. Легче предположить что Чингизиды создали организованную армию в которой не учитывались племена, НО ВНЕ АРМИИ племена продолжали существовать, и потом люди все равно возвращались в свое племя. То есть племена как были до Чингисхана, так и остались после. ЧХ перекроил политическую карту Степи, переместил племена, одних возвысил над другими, но не пытался уничтожить племена как явление или переформатировать их как-то. Интересно было бы узнать мнение @asan-kaygy об этом.
    3 балла
  5. Спасибо за вашу оценку! Я, конечно же, польщен, но казахские коллеги сделали вид, что ничего необычного. Книгу в Казахстане не заметили почему-то, несмотря на то, что там много чего нового.
    3 балла
  6. Здравствуйте форумчане! Случайно забрел на сайт, не заходил очень долгое время, а тут такая заваруха Времени нет на полемику, но все таки решил оставить ответ, так как меня очень задели высказывания некоторых участников в мой адрес, которые бросают тень на весь мой труд в целом и на его перевод в частности. Начнем с того, что ко всем знакам типа {}, <> и тд. в критическом тексте конечно же есть пояснения. Темой вашего обсуждения является только одно предложение, о котором я в примечании написал, что "дословно оно должно переводиться следующим образом:"(Некто по имени) Фетке Нуакрат, пришедши, разрушил область Джанибек-хана". Извините конечно, но как видите, никакой фальцификации с моей стороны или же "как хочу так и строчу" здесь нет. Более того, я написал, что вопрос трактовки данного предложения остается открытым. Я же в свою очередь предпочел вариант предложенный Ж. Сабитовым. Мне его трактовка показалась более убедительной, нежели то, что в свое время предлагал М. Усманов, который и сам сомневался в своей интерпретации. Вот и все. Буду рад, услышать ваши замечания и отзывы по книге в целом. Всем удачи! P.S. Электронный вариант книги обещали в новом году, но если кому интересно, то пишите, пришлю ее пилотный вариант.
    3 балла
  7. тоже как и бир бала страдаете жиырманшизмом? эти суффиксы уже прочно вошли в грамматику казахского языка и используются в письменном и разговорном языке не менее 50 лет, а то и больше. Морфологиялық стилистика. Морфологиялық (emirsaba.org) устройтесь на работу в НИИ изучения казахского языка, попроситесь в написание книги по новому стандарту грамматики казахского языка и вот там меняйте правила официального языка. тогда этот разговор будет иметь содержательное наполнение контент на казахском не создаете, книги не пишите, статьи не пишите. лишь килобайты траффика тратите ни на что, лучше бы переводом источников занимались меня больше на эту тему не тэгайте, пожалуйста
    3 балла
  8. Даже если это и гидроним, то какой смысл писать рядом с татарским названием реки русский вариант? В источниках обычно писали на вроде "в таком то языке так называется...", а тут даже и в помине нет. Это все равно, что писать "Біз Еділ Волгаға барып шомылдық". https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Вятка_(река)
    3 балла
  9. Супер, в хазарское время монголоиды с R1А, R1B, G и европеоиды с С.
    3 балла
  10. в конце 1917 -начале 1918 г. в степях Атбасарского уезда Акмолинской области было объявлено об образовании Киргизского ханства, объединявшего несколько волостей. Ханство просуществовало, по крайней мере, до начала 1919 г. О нем в 1919 г. писала омская ка- детская газета «Сибирская речь». Первым ханом был Хассен-Хож-Бек-Ходжин, один из влиятельных киргиз Атбасарского уезда и кандидат в Учредительное собрание от «Киргизской коммунистической партии Уш Жуз», господствовавшей в степи во времена большевиков. Показательно, что богатый влиятельный киргиз Хассен-Хож-Бек-Ходжин, не нашедший себе достойного места среди членов Алаш-Орды, по сообщению газеты, «был командирован Омским совдепом для агитации в степи, для объединения всех киргиз Атба-сарского уезда, чтобы приобщить их к «святейшей совдепии», по его выражению. И, так как киргизам не чуждо слово «ханство», то большевистский посол пришел к несколько неожиданному заключению, назвать его объединение ханством, а себя провозгласить ханом». Первый хан, по сообщению газеты, со временем был свергнут, а на его место был избран более влиятельный и богатый [9]. В итоге нашел только два источника: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhrodovaya-borba-kazahskoy-kirgizskoy-intelligentsii-v-gody-revolyutsii-i-grazhdanskoy-voyny-v-rossii раз, и архив https://ia-centr.ru/publications/neizvestnoe-kazakhskoe-khanstvo-1918-20-gg-k-istorii-grazhdanskoy-voyny-v-turkestane-arkhiv/ два. Тема очень интересная, а ссылок нема, есть какая-то информация по этому поводу?
    3 балла
  11. Может быть тему нужно переименовать в "Фольк-хистори в Монголии 21 века"?
    3 балла
  12. Структура генофонда томских татар по маркерам Y-хромосомы Валихова Л.В., Харьков В.Н., Волков В.Г., Хитринская И.Ю., Степанов В.А. https://www.medgen-journal.ru/jour/article/view/2212/1677
    2 балла
  13. Условно говоря казанское наречие : Татарстан , запад Башкортстана. Но распространено только в деревнях. В городской среде используется литературный язык.
    2 балла
  14. Письмо Есеху-хана /или как правителя Ойрат Кернут/Кергут/ в монгольских исторических источниках.А в источниках Мин фигурирует как Тайпин, один из трех вождей Ойрата. De'ere Ta Ming qahan-na. Namun güregen. Engke-Tura bātur öčil manu. Huja'ur ulus ejen. Činggis qahan-nu jarlig-i'ar ejen Ča'adai qahan-na. daqan salqaqdaqsan mongqol ulus-i jarčimlanju. uridus-tur manu tüšijü mede 'üljü büle'e. Tere čaq-ača inaqšida tenggiri-de ihēkdejü. mendü ele. uridu yosun-ar. tüšikdejü amu. Edo'e soyurqabasu. yeke ulus-un bairiqai. edüi edüi de'ere barilduqui-tur. elčin kelečin-iyen. yosun-ar yabu'ulju. bedzirget orto'ud-iyen mör terge'ür ne'e ülgen. Gunaširi ong-i. Qamil-iar yabuqui yeke ulus-un bairiqai-yí, erin jarčimlanqu-yi qahan-nu jarliq medetügei. Öčil manu. lu jil übül-ün heki sara-yin. naiman šini-de Qala-del-e büküi-tür bičibei Источник: Хуа-и и-ю /Hua-i Yiyu/. Письмо Энхтөр батур из Чагадайд. https://altaica.ru/e_mongolic_monuments.html?fbclid=IwAR21uHC6mXcrP1LqC7zhjib4n334RDESFj_2vfMG8j6_Gt9WPCICT9h4wyY.
    2 балла
  15. Мне интересно, если Жаксылык покажет документы с фамилиями, подтверждающие позорную для Монголии ситуацию, то вы признаете провокацию со стороны Монголии? По мне, так у него среди казахов больше врагов, настоящих монголофобов, не признающих современных монгол, как потомков народа Чингисхана. Как то плохо вы владеете информацией.
    2 балла
  16. Тут надо подчеркнуть, что рассекать волос пополам – вдоль.
    2 балла
  17. точнее у АКБ и термин "нан" - хлеб тоже тюркизм.
    2 балла
  18. У Zake отдельная тема есть, там много информации приведено касательно этих моментов
    2 балла
  19. У вас какие-то претензии к калмыкам и бурятам? О том, что халха-монголы утеряли свою родовую и племенную идентификацию здесь писалось много раз. Причем этот процесс был долгим и уже в 19 веке родовые названия были забыты. У южных монголов родовые названия сохранились - хорчин, джалаит, дурбет, горлос, харачин, тумэт, найман, баарин, чжарут, ару-хорчин, кэшиктен и халха. Вопросы можете задать юзеру @Steppe Man он живет в Монголии. И попрошу вас писать уважительно к собеседникам. Негативные сообщения в адрес целых народов будут наказываться баном.
    2 балла
  20. В кыргызских легендах монголы, ЧХ не описываются в отрицательном ключе. Нет такой легенды где 40 племен обьединяются против Чингисхана. Тем более халха монголов и даже джунгар. В эпосе Манас врагом является — “Кытай” и их приспешники “калмаки”. Но “калмаки” в эпосе необязательно калмыки или монголоязычные народы, они по сути кыргызы или родственны кыргызам, но не мусульмане по вере.
    2 балла
  21. Воссоздано лицо женщины с искусственно деформированным черепом из Раннего Средневековья Бразильский исследователь и 3D-дизайнер Сисеро Мораис (Cicero Moraes), специализирующийся на компьютерной реконструкции внешности древних людей, вместе с исследователями из европейских стран реконструировал лицо женщины с искусственно деформированным черепом. Ее останки обнаружили в Швейцарии почти полвека назад В 1970-х археологи исследовали раннесредневековое кладбище V века, которое, предположительно, было связано с древнегерманским племенем бургундов, и обнаружили там искусственно деформированный женский череп. Вероятно, женщина происходила из восточных кочевых племен, связанных с гуннами или аланами, которые появились на территории современной Швейцарии во времена Великого переселения народов. https://naked-science.ru/community/913422
    2 балла
  22. Раньше считалось, что эти печи появились в древнетюркскую эпоху в VI–X вв. нашей эры, однако радиоуглеродный анализ показал, что они возникли на 300 – 400 лет раньше – в III–IV вв. нашей эры, то есть еще до того, как сложился Тюркский каганат. Это открытие кардинально меняет представление о развитии древней металлургии. Археологи ТГУ при поддержке гранта РНФ "Генезис черной металлургии в Южной Сибири" изучают, кто, когда и каким именно способом стал добывать железо на Алтае и в Шории. Первая часть проекта – исследование древних железоплавильных печей Горного Алтая (Россия). Всего там было открыто 15 печей кош-агачского типа – это крупнейшие для того времени печи во всей Центральной Азии. Исследования велись в 1970 – 1980-х годах, и тогда их появление связали с первым Тюркским каганатом. После этого больше 40 лет на территории Горного Алтая исследования по археометаллургии железа не велись. В 2018 году археологи ТГУ провели раскопки древних мастерских по выплавке железа на берегу реки Куяхтанар. Для обнаружения печей и рудных выработок ученые использовали аэрофотосъемку и магнитную разведку. Именно с помощью магнитной разведки была обнаружена печь прекрасной сохранности, что впервые позволило полностью восстановить конструкцию и понять древнюю технологию выплавки железа. "Проведенная работа позволила провести переоценку дат возникновения печей данного типа на Алтае. Радиоуглеродные даты показали, что печи кош-агачского типа появились уже в III-IV вв. нашей эры. Очень похожие печи встречаются позднее в Юго-Восточной Азии, – рассказал руководитель проекта, сотрудник лаборатории социально-антропологических исследований ФИПН ТГУ Евгений Водясов. – Это переворот представлений о развитии металлургии. Раз такие сложные и производительные печи появились на Алтае раньше, чем в Юго-Восточной Азии, то теперь нужно переосмысливать существующие представления о распространении технологий. В этом нам могут очень помочь исследования на пограничных российскому Алтаю территориях Монголии, Казахстана и Китая". В печах кош-агачского типа можно было получить за одну плавку железную крицу весом около одной тонны. Для сооружения печи использовалось 1500 кг глины и каменные плиты весом 1200 кг. "Мы изучили подземную камеру и наземную часть печи, где происходил процесс восстановления железа из руды. В этом году будем искать место, где обрабатывали полученную крицу, и надеемся найти кузницу", – пояснил Евгений Водясов. Результаты своей работы томские ученые представили на международной конференции Archaeometallurgy in Europe в Мишкольце (Венгрия). Доклады томских ученых получили высокую оценку и вызвали оживленную дискуссию. Несколько зарубежных лабораторий предложили им рассмотреть возможность совместных проектов. tsu.ru
    2 балла
  23. Надо же запомнили. Те комплексы к моему посту не имеют отношения, нагаши были молоды я ребенок, а в книге ложь. Как не запрещай, а время все расставит по местам и мои нагаши думаю давно уже знают что не прятались сикымы в горах от Чингисхана и я не буду как потомок мудрых уйсинов напоминать в ответку о их враждебном к казахам кокандском прошлом. Тут дело не в дележке. Чем мне батыр из жетыру ближе найманского или ошакты ближе чем шапырашты? Тайлак и Санырык батыры были организаторами первой победы над джунгарами, поэтому справедливо упоминать их первыми и хронологически это правильно. Думать же надо перед тем как обвинять.
    2 балла
  24. Юсупов Ю.М., Асылгужин Р.Р., Сабитов Ж.М. Башкирские ете ырыу и казахские жетыру: данные этногенетических легенд и преданий и результаты генетических исследований//Проблемы востоковедения. 2023. № 4. С. 22-28. https://www.academia.edu/111410149/Юсупов_Ю_М_Асылгужин_Р_Р_Сабитов_Ж_М_Башкирские_ете_ырыу_и_казахские_жетыру_данные_этногенетических_легенд_и_преданий_и_результаты_генетических_исследований_Проблемы_востоковедения_2023_4_С_22_28
    2 балла
  25. Причет здесь правдолюбец или нет. В Вашем случае наблюдается обычное вранье. Вот это: Хетум это опровергает. В источнике это четко указано. Все остальное "не совсем ясно при каких обстоятельствах, маршруте и деталях" - это обычные для вас отговорки. Почему это не приводить Хетума? Потому что рушится фольковый чудо-мир с Чх тюрком со ставкой в Павлодаре?
    2 балла
  26. Ладно, не буду спорить. Я просто хотел сказать, что с моей стороны нет никаких фальцификаций, как утверждают некоторые форумчане. Вот и все. Интересно, почему вы все зациклились только на одной лишь фразе? Что в ней интересного для истории? Давайта писать о книге в целом, ваши отзывы, мнения, рекомендации и тд.
    2 балла
  27. Ок, пишите свои генетические вердикты где захотите.
    2 балла
  28. Не совсем так: 1713-1714 гг. Сулейменов Р.Б., Моисеев В.А. Из истории Казахстана XVIII века (о внешней и внутренней политике Аблая) 1732 г. Златкин "История Джунгарского ханства" https://kalmyki.narod.ru/projects/kalmykia2005/html/zlatkin/5_1_5.htm
    2 балла
  29. Я думаю, что есть связь с озером Ак-тениз (Ок-таниз) сформированным рекой/притоком Кубани недалеко от Черного и Азовского моря. "пролив из Чернаго моря в озеро Ок-таниз" https://cyberleninka.ru/article/n/dunayskie-knyazhestva-vo-vremya-avstriyskoy-okkupatsii-1854-1855-godov
    2 балла
  30. Речь в теме о танце. Вы же переводите тему на какой-то малоизвестный и очень сомнительный обряд, где нет никакого упоминания танца. Мы говорим про танец мужиков, когда они плечами делают характерные движения. Что общего у кара жорга и описываемого вами обряда?
    2 балла
  31. Родоплеменная идентичность в ЦА сохранена у казахов, кыргызов, кара-калпаков и т.д. Есть генеалогии на много поколений назад.
    2 балла
  32. Proto-Mongolian: *merge-n Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: sharp-shooter Russian meaning: хороший стрелок Written Mongolian: mergen (L 537) Middle Mongolian: mergan (HY 37, SH) Khalkha: mergen Buriat: merge(n) Kalmuck: mergṇ Ordos: mergen Dongxian: merɣen (Тод. Дн.) Dagur: mergen (Тод. Даг. 154), meregen (MD 190) Monguor: mergen (SM 236), murgen Comments: KW 261-262, MGCD 485. A later semantic development is 'sharp-shooter' > 'skilled, wise', although Doerfer (TMN 1, 498) suggests rather 'skilled' > 'skilled in shooting'. If he is correct, the Mong. word should be removed from the Altaic etymology. In any case, Mong. > Manchu mergen 'a very good hunter or fisherman; outstanding, wise, worthy, skilled', Evk. mergen 'mind, reason' etc. (see ТМС 1, 571, Doerfer MT 80,Rozycki 158), Вы совершенно правы, и это тоже монголизм
    2 балла
  33. С самого начала появления политонима/этнонима "казак" (применительно к нынешним казахам) его носители в источниках и народном фольклоре связывались с монголами Чингисхана. Генет. данные начали появляться только в последние пару десятков лет. Они здесь вообще не при чем. Без этих данных казахи, в целом, знали кто они.
    2 балла
  34. Валиханов так писал. по Y гаплогруппам: старкластер где то у 40 процентов, но в целом восточноевразийских гаплогруп (С2-F4002, C2-M48, O2a2b1-М134,C2c1a1a1-M407 ) большинство, из западноевразийских относительно крупные R1a, R1b, G1 по митохондриальным гаплогруппам также большинство восточноевразийского происхождения, хотя не такое подавляющее как по Y гаплогруппам, где то 60 на 40. по шежире и Y гаплогруппам выходит, что существенная часть предков пришли с Чингисханом в 13 веке. были ли они все монголоязычными вопрос дискуссионный. старкластер, жалаиры и хунгираты скорее всего да, а вот найманы, алчи татары возможно были тюркоязычными. из самых ранних авторов Рузбихан называет казахов потомками татар Чингисхана: “казахское войско в прежние времена, когда появился на арене истории Чингиз-хан, называли татарским войском, это упомянуто арабами и персами”. также хочу отметить, что схожая история по гаплогруппам и родам также у каракалпаков, ногайцев и кыргызов и скорее всего у узбеков. но если по самому тезису, то мы абсолютно не монголы, вполне типичный тюркоязычный этнос. есть некоторые слова монгольского происхождения, но это нас монголами не делает.
    2 балла
  35. Ну это просто стереотип. Конина наоборот более полезна чем говядина и баранина. Вот есть исследования: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2882581/ In conclusion, higher levels of palmitoleic and α-linolenic acid in horsemeat than in beef and pork may be beneficial for human health. Horsemeat and bone meal are a good source of some minerals and vitamins.
    2 балла
  36. приветствую всех! транскрипция из последнего перевода Р.Алимова: Tėmišlär Cānï ḫān vafāt tapqandïn soŋ här qaysïsï här cānibqa tarqamïš. Cānïbėk ḫān{nïŋ} vilayat-i{n} Fätkä Nuaqrat kälip bozdï. перевод примерно такой: Приближенные Джанибека разошлись по сторонам после его смерти. Они разрушили Вятку Нуакрат который был вилайятом Джанибек хана. там вполне могло быть Nuaqrat[ti], может снизу черточка не была видна, символизирующая звук [и]
    2 балла
  37. Еще раз чингизханказахист демонстрирует никчемность своих фантастических утверждений. Не хотел вообще тратить время на очередного этимолоха-фолька. Придётся объяснить. 1. Теперь слушайте сюда, сначала различайте среднемонгольское имя Dağaritai / Daaritai دَاريتای у Рашид ад-дина от персидского دارو‎ dâru “лекарство” (от среднеперсидского dārūg "лекарство, медикаменты"). От последнего и происходит казахское дәрі. А имя монгольское Даритай происходит от среднемонгольского daari / dari которая восходит к прамонгольскому *daɣari 1 холка 2 ссадина на спине животного. Ниже варианты данного слова из современных монгольских языков с сайта Сергея Старостина: Письменный монгольский: dajira 1 (L 222: dajir 2), daɣari 2 (L 218) Среднемонгольский: da'ari 1 (SH), dari 2 (MA) Халха: dajr 1, 2 Бурятский: dāri, dajr 2 Калмыцкий: dǟrǝ 1 Ордосский: dāri 2 Дунсянский: daru-san 2 Дагурский: dāre (MD 131), dāri, dāŕ (Тод. Даг. 135), dār 2, Шарыюгурский: dārǝ 2 Монгорский: dārǝ, dāri (SM 45) 2 2. Также нелепым образом вы приплели арабское قَبُول‎ qabūl к среднемонгольскому имени Кабул “сильный”, которая восходит к прамонгольскому корню *kab- “распухать, пухнуть; сила”. Письм.-монг. qabu, qaba “сила”, ср.-монг. qabu “сила”, халха. xav “сила”.
    2 балла
  38. @boranbai_bi Ногайские бии уже обозначали под Урусом царевым юртом казахских ханов.
    2 балла
  39. Мутация, которая условно названа старкластером, возникла 2,700 лет назад. Ближе всего к этой ветке т.н. даурская ветка, встречающаяся в Вост. Монголии и Маньчжурии. Авторы строят гипотезу откуда возник старкластер и даурская клада подсказывает что в Вост. Азии, вероятнгов бассейне Амура. Это подтверждается источниками: оттуда и вышли монголоязычные племена. По мне статья не противоречит версии что часть старкластера это потомки Бодончара (нируны). Просто у Бодончара были генетические родичи. В результате монгольской экспансии расселились не только старкластер нирунов но и общий старлкластер.
    2 балла
  40. Чтобы другие юзеры не запутались в фейковой информации других юзеров, просто напишу, как обстоят дела на самом деле. 1. Амантай Исин в 1988 году выпускает статью, где пишет, что в грамотах князя к Ногайским биям допущена якобы ошибка в тексте. 2. Вот как написано в оригинале 3. Никакой опечатки не было, так как в других местах казахи точно обозначаются, как казацкие люди. Поход Ногайцев на Казань считают якобы походом на казахов, что является ошибочным мнением. Тут либо имеется ввиду Науруз Ахмад, и он как то был связан с Казанью в те года, либо же Ногайцы воспринимали территорию Казани, как владением бывшего Золотоордынского Барак хана (х-1428).
    2 балла
  41. Предположу, что у кыргызов нет желания "сваривания" в один этнос с казахами, это мы доказали на протяжении многих веков, а сейчас тем более. Речь в поговорке идет о взаимной культурной близости и братских отношениях. У нас все обычаи практически один в один, блюда, одежда, снаряжение и т.д. очень близкий язык, в армии и позже я не испытывал в общении никаких трудностей. Так что никто в родичи не набивается и объединяться в один этнос не собирается. Казахи по менталитету отличаются от кыргызов, и кыргызы не захотят сливания в один этнос. Поэтому ситуацию с возникновением поговорки якобы в времена Аблая считаю надуманной.
    2 балла
  42. У вас какое-то своебразное понимание именно этого слова. Жиырмасыншы давно легитимное слово в Казахстане, оно уже, как минимум, несколько десятилетий "правильное", как бы вы не понимали это относительное понятие. Углубляться и искать правильность слова - гиблое дело. Но, никто вас не заставляет отказываться от жиырманшы, пишите, если душе удобно, можете писать и говорить қытап, как более сингармоничное для вас слово и тд.
    2 балла
  43. Возможно это от татар-кимаков? Ведь 3 татарских рода ушли на запад, смешались с кыпчаками. На родине остались 6 родов: тутуклйут, алчи ....
    2 балла
  44. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/X/Van_Pu/frametext.htm Лошади [племени] гу-ли-гань 1 по обычаю тамг не имеют, а вместо клейма отличаются по ушам и морде. На гу-ли-гань’ских лошадей похожи лошади [племени] цзе-гу 2; разница в малом. Тамга [цзе-гус’ких лошадей]. Лошади [племени] си-ми 3 похожи на цзе-гус’ких. Отличие в небольшом. Тамга - [пропуск]. Лошади [племени] гэ-ло-лу 4 одной породы с си-ми’скими; находятся на западе от Цзинь-шань 5. Тамга - [пропуск]. Вышеназванные племена общего родства. Лошади [племени] чжан-и-гу 6 одной породы с лошадьми [племени] гу-ли-гань. На крупе множество черных пятен; они пеги и по раскраске подобны леопардам. Находятся от Хань-хай 7 на юге, от гор Ю-лин-[шань] 8 на востоке, в долине реки Чжан-и-гу 9. 6. Чжан-и-гу. Здесь «чжан» стоит вместо сходного с ним по написанию «ба». Надо: ба-и-гу, обычно отождествляемое с байырку; одно из уйгурских племен, упоминаемое в орхонских рунических надписях (Малая надпись памятника в честь Кюль-Тегина, строки 4, 34). У баргутов пегие лошади. Сравните: "долина Бангу" с пегими лошадьми. Никак не Югра.
    2 балла
×
×
  • Создать...