Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      146

    • Постов

      18819


  2. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      130

    • Постов

      28380


  3. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      120

    • Постов

      16959


  4. Bir bala

    Bir bala

    Пользователи


    • Баллы

      87

    • Постов

      2934


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией за 04/28/23 во всех областях

  1. Постер с конференции, про исследование палеогенетики тюрков: https://twitter.com/DanTabin/status/1719933938355834981 Среди авторов исследования - Леонид Вязов и Дэвид Райх. Основной вывод - практически у всех тюркоязычных народов обнаруживается генетический компонент булан-кобинской культуры(Алтай, II вв. до н. э. — V в. н. э.). По нему можно отличить тюрков от монголов - у тюрков булан-кобинский компонент больше хуннского, у монголов - наоборот.
    6 баллов
  2. Я казашка которая родилась в Монголии в Баян Ульгей, но сейчас проживаю в Казахстане. У них нет шежире, они не понимают что это такое вообще. Монголы в Монголии не знают свою принадлежность к племени/роду/субэтносу. И я просто шокирована сколько вранья здесь в форуме пишут от их имени калмыки и буряты. Видимо думают что казахи из Монголии в этот форум не зайдут и можно сколько угодно сочинять про них. Какие хэрээды? Какие хатагины? какие жалайры залайыри? Какие вообще хонгирады? Почему казахи в Монголии о них ничего не знают? Почему мы про их существование узнаем не от монголов в Монголии, а от форумов всяких и от постов на фейсбуке? Если такие есть в Монголии и если, калмыки и буряты этого форума, знаете их то скиньте им приглашение на этот форум. Я хочу с ними поговорить и узнать где именно они проживают в Монголии, какой именно они подрод хэрээдов, хатагинов и хонгиратов они. Скиньте им ссылку на этот форум давайте поговорим с ними если такие вообще в мире реально существуют.
    4 балла
  3. Мне тоже кажется что перемешивание и переформатирование племен Чингисханом это миф. В Золотой Орде все племена так и продолжали существовать. Легче предположить что Чингизиды создали организованную армию в которой не учитывались племена, НО ВНЕ АРМИИ племена продолжали существовать, и потом люди все равно возвращались в свое племя. То есть племена как были до Чингисхана, так и остались после. ЧХ перекроил политическую карту Степи, переместил племена, одних возвысил над другими, но не пытался уничтожить племена как явление или переформатировать их как-то. Интересно было бы узнать мнение @asan-kaygy об этом.
    3 балла
  4. Спасибо за вашу оценку! Я, конечно же, польщен, но казахские коллеги сделали вид, что ничего необычного. Книгу в Казахстане не заметили почему-то, несмотря на то, что там много чего нового.
    3 балла
  5. Здравствуйте форумчане! Случайно забрел на сайт, не заходил очень долгое время, а тут такая заваруха Времени нет на полемику, но все таки решил оставить ответ, так как меня очень задели высказывания некоторых участников в мой адрес, которые бросают тень на весь мой труд в целом и на его перевод в частности. Начнем с того, что ко всем знакам типа {}, <> и тд. в критическом тексте конечно же есть пояснения. Темой вашего обсуждения является только одно предложение, о котором я в примечании написал, что "дословно оно должно переводиться следующим образом:"(Некто по имени) Фетке Нуакрат, пришедши, разрушил область Джанибек-хана". Извините конечно, но как видите, никакой фальцификации с моей стороны или же "как хочу так и строчу" здесь нет. Более того, я написал, что вопрос трактовки данного предложения остается открытым. Я же в свою очередь предпочел вариант предложенный Ж. Сабитовым. Мне его трактовка показалась более убедительной, нежели то, что в свое время предлагал М. Усманов, который и сам сомневался в своей интерпретации. Вот и все. Буду рад, услышать ваши замечания и отзывы по книге в целом. Всем удачи! P.S. Электронный вариант книги обещали в новом году, но если кому интересно, то пишите, пришлю ее пилотный вариант.
    3 балла
  6. тоже как и бир бала страдаете жиырманшизмом? эти суффиксы уже прочно вошли в грамматику казахского языка и используются в письменном и разговорном языке не менее 50 лет, а то и больше. Морфологиялық стилистика. Морфологиялық (emirsaba.org) устройтесь на работу в НИИ изучения казахского языка, попроситесь в написание книги по новому стандарту грамматики казахского языка и вот там меняйте правила официального языка. тогда этот разговор будет иметь содержательное наполнение контент на казахском не создаете, книги не пишите, статьи не пишите. лишь килобайты траффика тратите ни на что, лучше бы переводом источников занимались меня больше на эту тему не тэгайте, пожалуйста
    3 балла
  7. Даже если это и гидроним, то какой смысл писать рядом с татарским названием реки русский вариант? В источниках обычно писали на вроде "в таком то языке так называется...", а тут даже и в помине нет. Это все равно, что писать "Біз Еділ Волгаға барып шомылдық". https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Вятка_(река)
    3 балла
  8. Супер, в хазарское время монголоиды с R1А, R1B, G и европеоиды с С.
    3 балла
  9. в конце 1917 -начале 1918 г. в степях Атбасарского уезда Акмолинской области было объявлено об образовании Киргизского ханства, объединявшего несколько волостей. Ханство просуществовало, по крайней мере, до начала 1919 г. О нем в 1919 г. писала омская ка- детская газета «Сибирская речь». Первым ханом был Хассен-Хож-Бек-Ходжин, один из влиятельных киргиз Атбасарского уезда и кандидат в Учредительное собрание от «Киргизской коммунистической партии Уш Жуз», господствовавшей в степи во времена большевиков. Показательно, что богатый влиятельный киргиз Хассен-Хож-Бек-Ходжин, не нашедший себе достойного места среди членов Алаш-Орды, по сообщению газеты, «был командирован Омским совдепом для агитации в степи, для объединения всех киргиз Атба-сарского уезда, чтобы приобщить их к «святейшей совдепии», по его выражению. И, так как киргизам не чуждо слово «ханство», то большевистский посол пришел к несколько неожиданному заключению, назвать его объединение ханством, а себя провозгласить ханом». Первый хан, по сообщению газеты, со временем был свергнут, а на его место был избран более влиятельный и богатый [9]. В итоге нашел только два источника: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhrodovaya-borba-kazahskoy-kirgizskoy-intelligentsii-v-gody-revolyutsii-i-grazhdanskoy-voyny-v-rossii раз, и архив https://ia-centr.ru/publications/neizvestnoe-kazakhskoe-khanstvo-1918-20-gg-k-istorii-grazhdanskoy-voyny-v-turkestane-arkhiv/ два. Тема очень интересная, а ссылок нема, есть какая-то информация по этому поводу?
    3 балла
  10. Не считаю это бредом. Я нахожу мало отличий между литературным казахским и северо-восточным говором. В плане грамматики особенно.
    3 балла
  11. Казахи Ирана
    3 балла
  12. Может быть тему нужно переименовать в "Фольк-хистори в Монголии 21 века"?
    3 балла
  13. Я тоже не понял это заявление. Когда каракалпаки вошли в орбиту алшинов, то алшины уже существовали к тому времени. Если бы это было наоборот, то еще можно было бы понять.
    2 балла
  14. Спросил у старших. У многих. В советское время кыргызы знали и праздновали Орозо Айт и Курман Айт несмотря на гласный и негласный запрет. Про Навруз вообще не знали.
    2 балла
  15. Обсуждение того, кто сейчас является по настоящему независимым, а кто нет - это политика.
    2 балла
  16. Мне интересно, если Жаксылык покажет документы с фамилиями, подтверждающие позорную для Монголии ситуацию, то вы признаете провокацию со стороны Монголии? По мне, так у него среди казахов больше врагов, настоящих монголофобов, не признающих современных монгол, как потомков народа Чингисхана. Как то плохо вы владеете информацией.
    2 балла
  17. Сделал полное секвенирование генома через предприятие оказался роднёй потомков Каринских (Арских) князей потомков Кара-бека - в районе 11 века был общий предок по прямой мужской линии. Вот что мне об этом написал известный генеолог Владимир Волков "Линия N1b каринских князей явно сибирского происхождения. Удмуртов из этой линии очень мало. У нас в Томске есть выборка Таким образом, эти удмурты, скорее всего потомки княжеской династии, пришедшей из Сибири." Выходит что я один из удмуртов по отцу из этой линии, а ещё в линии есть бесермянин.
    2 балла
  18. В кыргызских легендах монголы, ЧХ не описываются в отрицательном ключе. Нет такой легенды где 40 племен обьединяются против Чингисхана. Тем более халха монголов и даже джунгар. В эпосе Манас врагом является — “Кытай” и их приспешники “калмаки”. Но “калмаки” в эпосе необязательно калмыки или монголоязычные народы, они по сути кыргызы или родственны кыргызам, но не мусульмане по вере.
    2 балла
  19. Статья про кара-татар еще не вышла, так что "делать вид, что не читали этот форум" не будем, упомянем как юзера с форума.
    2 балла
  20. Публикую полуавтоматический перевод текста французского историка Этьен де ла Вэссьера про Каракорум. Etienne de la Vaissière IDRĪSĪ ON THE UIGHUR EMPIRE A DEPICTION OF QARAQORUM AND BAYBALIQ ИДРИСИ В УЙГУРСКОЙ ИМПЕРИИ ИЗОБРАЖЕНИЕ КАРАКОРУМА И БАЙБАЛИКА Монгольские и немецкие раскопки, проводимые в Каракоруме, бывшей столице монголов в долине Орхон, а также в Карабалгасуне, бывшей столице уйгуров, в 27 км к северу от Каракорума, год от года расширяют наши знания о важности долины для империй кочевников. Основываясь на обширных исследованиях, история поселений кочевников также известна лучше. Похоже, что долина Орхон не имела большого значения в период хунну. Даже для тюрков долина была не так важна, как позволяют нам думать монументальные надписи Хошо Цайдама: Орхон мог быть фактическим центром империи лишь в течение короткого периода, с 690 по 740 год, после возвращения турок из их столетнего переселения к югу от Гоби, в Иньшане и долинах вблизи петли Хуанхэ, и до их поражения перед коалицией подчиненных им племен. Мы не знаем, почему Тоньюкук, фактический строитель новой базы тюркской власти к северу от Гоби, выбрал Орхон. Но этот выбор вызвал серию последующих выборов, начиная с уйгуров. Выбор среднего Орхона Чингисом в 1220 году, а затем Угедеем сам по себе был напрямую связан с тюркским и уйгурским периодами, как продемонстрировал Т. Аллсен с открытым текстом Джувайни. Джувайни написал: "По мнению уйгуров, начало их зарождения и роста было на берегах реки Оркон, исток которой течет с горы, которую они называют Кара-Корум; город, построенный Кааном в нынешнюю эпоху, также назван в честь этой горы. Тридцать рек берут в нем свои истоки; на берегах каждой реки жили разные народы; уйгуры образовали две группы на Орконе. Когда их численность увеличилась, по примеру других народов, они назначили вождя из своей среды и подчинились ему. И так продолжалось в течение пятисот лет, пока не появился Буку-хан. Теперь говорят, что Буку-хан был Афрасиябом; и на склоне холма близ Кара-Корума есть развалины колодца, а также большой камень, и говорят, что этот колодец принадлежит Бижану". Этот текст демонстрирует, что уйгуры XIII века сохраняли память о Бегу кагане и Орхоне, а также о топониме Каракорум. Некоторые останки были обнаружены через реку от монгольского Каракорума, хотя город не упоминается. Однако этот текст не единственный, связывающий Каракорум с уйгурами. В своем "обобщении географических знаний арабов", написанном в двенадцатом веке на Сицилии для короля Рожера, аль-Идриси писал, что: وأٔما بلاد التغزغز فمنها مدينة خزخراكٓث وبينها وبين مدينة خاقان ملكهم يوم خفيف وهي مدينة كٓثيرة الخيرات وفيها صنائع ويجلب إٕليها حديد كٓثير يتجهز به سائر الآفاق من بلاد الترك ومن خزخراكٓث إٕلى مدينة نضخو أٔربع مراحل ومدينة نضخو على بحيرة كٓبيرة وتسمى بحيرة كٓوارث. وهذه البحيرة ماؤٔها حلو وبها طير كٓثير يبيض ويفرخ على الماء وهو شبيه بالطائر المسمى بالهدهد مبرقش بضروب الألوان وإٕلى هذه البحيرة ينتجع كٓثير من الترك لكثرة ربيعها وعشبها. ومن مدينة نضخو إٕلى مدينة خاقان أٔربع مراحل خفاف في عمارة متصلة وقوم ظواعن رحالة ينتقلون من موضع إٕلى موضع ومنها إٕلى نشران وهي مدينة كٓبيرة في جهة الشمال ست مراحل وهي مدينة حسنة للتغزغز على نهر كٓبير خصيب الضفتين ومواشي أٔهل هذه المدينة تسرح في ناحيتيه وجانبيه وبها تجارات وصناعات ويوجد في هذا النهر أٔحجار اللازورد ويجمع بها منه جمل كٓثيرة فيحمل إٕلى خراسان والعراق وسائر بلاد الشامات “В стране тугузгузов есть город (по имени) Ḫ.z.ḫ.rākath خزخراكث. Между этим городом и городом кагана, короля этой страны, короткий день пути. Здесь много удобств и есть мастерские. Туда привозят много железа, а из этого города - в другие зависимые районы страны турок. От Ḫ.z.ḫ.rākath до N.ḍḫū четыре этапа. Этот город расположен на берегу большого озера, которое называется K.wār.th озеро. Вода в нем сладкая. Над водой летает множество птиц особого вида, которые откладывают и растят своих птенцов на воде. Он похож на удода, и его перья разных цветов. Многие турки приезжают на берег этого озера, так как здесь много весенних пастбищ и травы. От N.ḍḫū до города кагана - четыре коротких этапа по стране, постоянно населенной кочевниками, кочующими с места на место. От этого города до N.shrân, большого города на севере, 6 дней. N.shrân - красивый город в Тугузгузе, на большой реке, плодородной на двух ее берегах. Домашний скот жителей этого города пасется на его берегах и в окрестностях. Здесь есть торговля и мастерские. В этой реке можно найти ляпис-лазурь, ее много, ее отправляют в Хорасан, Ирак и провинции Сирии." Хорошо известно, что Идриси, хотя и довольно поздний, является единственным географом, сохранившим часть некогда обширных мусульманских знаний о Сибири, Монголии и Синьцзяне. Свои данные о тугузгузах он приписал Ибн Урдабиху. Ḫ.z.ḫ.rākath был отождествлен Дж. Марквартом с Каракорумом. Он написал: «Это был коммерчески богатый город, находившийся всего в нескольких днях пути от резиденции кагана [...] Поэтому я смею предположить, что в خزخراكت находится древний город Каракорум, руины которого представляют собой сегодняшний Карабалгассун. Тогда нам пришлось бы читать خراخُراكت Charāchorā-kat с иранским كت, как это часто бывает, присоединенным к турецкому имени». Хотя эта гипотеза, безусловно, возможна с палеографической точки зрения — единственная точка различия — однако она не получила дальнейшего развития в тексте Маркарта, и его анализ, похоже, был упущен из виду каждым историком или археологом, работавшим с Каракорумом с тех пор. На самом деле Маркварт внес путаницу, поскольку Каракорум и Карабалгасун были двумя разными городами: Карабалгасун был фактической резиденцией уйгурского кагана, а не Каракорума. Но можно продемонстрировать, что его интуиция была верна, даже если Карабалгасун следует отличать от Каракорума. Ḫ.z.ḫ.rākath можно идентифицировать по ориентирам, приведенным в тексте: он находится в нескольких шагах от столицы уйгуров и в четырех шагах от очень большого озера. Упоминания в тексте резиденции кагана само по себе недостаточно, чтобы продемонстрировать, что здесь описана долина Орхон: уйгуры перенесли свою столицу после своего бегства на юг в 840 году, и мы не можем предположить, что этот отрывок был частью первой редакции текста Ибн Урдабиха, а не ко второму. До 840 года их столицей был Карабалгасун, а несколько десятилетий спустя они обосновались в зимней столице в Кочо-Гаочане и летней в Бешбалик-Бейтинге, к югу и северу от Богда-шаня. Датировка до 840 года может быть фактически продемонстрирована в случае Ḫ.z.ḫ.rākath. Ключевым моментом является то, что большое озеро находится в четырех коротких переходах от уйгурской столицы: ни в Бешбалике, ни в Кочо, то есть в радиусе 50-100 км, нет большого озера. Барскуль, который был бы вероятным кандидатом, находится в 280 км к востоку от обоих этих городов по прямой и находится слишком далеко, в то время как другой кандидат, озеро Помощи на самом дне Турфанской впадины, на 154 м ниже уровня моря, находится всего в одном коротком этапе от Кочо, в 19 км. В долине Орхон ситуация совершенно иная: Огии-Нуур, большое озеро площадью 22 км2, до сих пор известное своими птицами, расположено в 50-60 км от Карабалгасуна, что хорошо подходит для четырех коротких этапов и птиц. Он находится примерно в 75-90 км от Каракорума, в зависимости от выбранной дороги, и хорошо подходит для четырех этапов между Ḫ.z.ḫ.rākath и озером. Единственное небольшое расхождение между текстом и реальной долиной Орхон заключается в том, что Карабалгасун находится на более или менее нормальном расстоянии от Каракорума, в 27 км. С археологической точки зрения, позднее, во времена монголов, Каракорум славился своей торговлей металлами. Были обнаружены железные слитки. Недавно недалеко от Каракорума, на левобережной террасе Орхона, на участке со следами более раннего заселения, относящегося к тюркскому или уйгурскому периоду, было обнаружено несколько монгольских плавильных печей. Это может еще раз подтвердить точность текста Идриси о железе, привезенном в Каракорум. Уйгурский Каракорум, расположенный в нескольких километрах от столицы, был, по-видимому, небольшим промышленным центром, занимавшимся выплавкой железа или его окончательной обработкой: ни один крупный город не мог существовать так близко от гигантского Карабалгасуна. Упоминание о ляпис-лазури в большой реке в 6 стадиях к северу от озера также является характерной чертой Северной Монголии до настоящего времени, поскольку она присутствует во многих реках к югу от Байкала, особенно в хребте, отделяющем Селенгу от Байкала: долина Селенги находится именно там, где 6 стадий к северу от озера. путешествие на север от озера Огии займет несколько дней, то есть около 210 км. Селенга, скорее всего, большая река, плодородная на двух своих берегах, с большим количеством домашнего скота Идриси. Большой, красивый и оживленный город نشران N.shrân, скорее всего, следует отождествлять с Байбаликом, действительно находящимся на расстоянии 6 дней пути прямо к северу от озера Огии, на Селенге, хотя арабская транскрипция искажена до неузнаваемости. Нет никаких сомнений в том, что Идриси, или, скорее, его источник, скопировал информацию о долине Орхона и Селенги, находившихся под властью уйгуров, до 840 года. Хорошо известно, что большинство сведений об уйгурах в арабских источниках следует датировать периодом расцвета уйгуров в Монголии, до 840 года. Тамин б. Бар был основным источником информации для этого, но некоторые согдийские маршруты или, по крайней мере, повествования также, безусловно, были включены, поскольку большая часть топонимии прошла через согдийский фильтр, включая Ḫ.z.ḫ.rākath, -kath - согдийское окончание города. Поскольку текст Тамина сильно отличается, действительно, наиболее вероятно, что Идриси, или, скорее, Ибн Урдабих, использует согдийский маршрут, составленный до 840 года.
    2 балла
  21. Читал раньше, что в местных преданиях упоминается, что в прошлом они водились в камышовых зарослях при степных озерах на левобережье Иртыша на территории Павлодарской области. Нашел еще про тигров в прошлом на северо-востоке Казахстана: "... Я. Ф. Брандт приводит сведения Георги, относящиеся к 1800 году, о том, что на север тигры проникали до р. Ишима, и Фишера - о появлении тигров на Ишиме, Иртыше, и на Оби под Барнаулом. В начале 19 столетия эти хищники заходили в Кокчетавские и Каркаралинские горы, для которых их приводит Г. Спасский. В 1877 г. шкура тигра, убитого в Акмолинском уезде к северу от оз. Балхаша, была доставлена И. Я. Словцову. В 1887 г. тигр будто бы убит близ г. Акмолинска". "... И. Я. Словцов, ссылаясь на Гуляева, писал, что в 1814 году тигр был убит у с. Ямышевского Павлодарского уезда. По В. Н. Плотникову, тигр, убитый у с. Ямышевского, добыт в 2,5 верстах от поселка близ оз. Пресного казачьим урядником Землянухиным. ...а также встречаются между Иртышом и Ишимом".
    2 балла
  22. Надо же запомнили. Те комплексы к моему посту не имеют отношения, нагаши были молоды я ребенок, а в книге ложь. Как не запрещай, а время все расставит по местам и мои нагаши думаю давно уже знают что не прятались сикымы в горах от Чингисхана и я не буду как потомок мудрых уйсинов напоминать в ответку о их враждебном к казахам кокандском прошлом. Тут дело не в дележке. Чем мне батыр из жетыру ближе найманского или ошакты ближе чем шапырашты? Тайлак и Санырык батыры были организаторами первой победы над джунгарами, поэтому справедливо упоминать их первыми и хронологически это правильно. Думать же надо перед тем как обвинять.
    2 балла
  23. 2 балла
  24. Ладно, не буду спорить. Я просто хотел сказать, что с моей стороны нет никаких фальцификаций, как утверждают некоторые форумчане. Вот и все. Интересно, почему вы все зациклились только на одной лишь фразе? Что в ней интересного для истории? Давайта писать о книге в целом, ваши отзывы, мнения, рекомендации и тд.
    2 балла
  25. шиизм ограничил их брачные стратегии. С суннитами не часты браки
    2 балла
  26. https://twesco.org/post/1095 Найдены комплекс и надпись в честь Кутлуг Эльтерис кагана 2022-08-24 13:34:41 В результате научной археологической экспедиции в долине Номгон (Архангайский аймак Монголии), проведенной совместно Международной Тюркской академией и Институтом истории и археологии Монгольской академии наук, был обнаружен комплекс, посвященный Кутлуг Эльтерис кагану. В связи с этим Тюркская академия провела в Улан-Баторе специальную пресс-конференцию. Во встрече с представителями СМИ приняли участие президент Международной Тюркской академии Д.Кыдырали, директор Института истории и археологии Академии наук Монголии Г. Эрегзен, старший эксперт Международной Тюркской академии Н. Базылхан, руководитель Средневекового археологического исследовательского центра Института истории и археологии Монгольской академии наук А. Энхтор, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Монголии Г. Койшибаев, посол Турецкой Республики в Монголии З. Атеш, посол Венгрии в Монголии Б. Обрушанска, сотрудники дипломатических миссий, ученые и представители интеллигенции. В ходе пресс-конференции Д.Кыдырали рассказал о научно-исследовательских работах Международной Тюркской академии в Монголии и сообщил, что в этом году совместной экспедицией «Номгон-2022» обнаружен комплекс памятников, посвященный Кутлуг Эльтерис кагану. «Сегодня я хочу поделиться с вами хорошей новостью. В результате экспедиции этого года был обнаружен комплекс и надгробный памятник, посвященный отцу Кюльтегина и Бильге-кагана, Кутлуг Эльтерис-кагану, возродившему Тюркский каганат. «Хочу отметить, что это древнейший письменный памятник, где впервые в ценном артефакте тюркской эпохи встречается название «тюрк», — сказал глава Академии. Д. Кыдырали выразил благодарность участникам экспедиции, открывшим новое открытие, и Монгольской академии наук, поддержавшей эту работу. В свою очередь, директор Института истории и археологии Монгольской академии наук Г. Эрегзен рассказал о результатах научной археологической экспедиции в долине Номгон. Он отметил, что комплекс Номгон является важнейшей находкой древнетюркской эпохи в Монголии. После этого археологи Н. Базылхан и А. Энхтор, принимавшие участие в экспедиции, остановились на особенностях открытого памятника. Кроме того, специально прибывшие на встречу послы высоко оценили работу Международной Тюркской академии и Монгольской академии наук, открывших новое открытие, и пожелали им успехов в дальнейших исследованиях. Стоит отметить, что общая площадь комплекса составляет 49х41,5 м. Вокруг комплекса был вырыт ров овальной формы, который располагался с запада на восток, при этом из извлеченного грунта было построено укрепление. С западной стороны комплекса расположен каменный куб с отверстием посередине (алтарь), каменные фигуры человека, статуя льва с двумя детенышами и две статуи овец. К востоку от ворот комплекса находится гряда из 51 балбала. Среди них на пяти балбалах обнаружен символ «горного козла», принадлежащий роду Ашина. Кроме того, в процессе раскопок в комплексе были обнаружены остатки керамических покрытий и кирпичей, уложенных на пешеходную дорожку, что позволило установить наличие барык (места поклонения). Перед барыком обнаружены верхняя часть письменного памятника и подставка в форме черепахи. На двух гранях найденной ценной находки высечена древнетюркская руническая надпись, а с третьей стороны -надпись на согдийском языке. Ученые, участвовавшие в экспедиции, выделили в тексте памятника ряд слов, таких как «Тенгри», «Тюрк», «Кутлуг», «түмен». На основании информации, полученной из текста надписи, сделан вывод о том, что Номгонский комплекс был посвящен отцу Кюльтегина и Бильге кагана – Кутлук Эльтерис-кагану, возродившему Тюркский каганат. Кроме того, эта надпись является древнейшим письменным памятником тюркской эпохи, где впервые встречается наименование «тюрк». В целом Номгонский ритуальный комплекс во всех своих чертах сходен с ритуальными комплексами Бильге-кагана и Кюльтегина. В верхней части Номгонского письменного памятника изображены головы двух волков, имеющих также сходство с драконом и обращенных туловищем вниз. Известно, что такие каганские атрибуты были высечены в верхней части памятников в честь Таспар-кагана, Бильге, Кюльтегина и на других памятниках. Номгонская надпись является важным памятником государственного значения, как и орхонские памятники. Академия планирует подготовить научный сборник, посвященный результатам Номгонской научной экспедиции, и представит его в столицах тюркских государств. Раскопки памятников тюркской эпохи в Монголии будут продолжены и в дальнейшем. Следует отметить, что исследовательские работы в Номгонской равнине начались в 2019 году. Однако совместная экспедиция «Номгон», приостановленная на два года по причине пандемии «Ковид-19», в июле 2022 года возобновила раскопки. В совместной экспедиции «Номгон-2022» в исследовательской группе Международной Тюркской академии приняли участие президент Международной Тюркской академии Дархан Кыдырали, эксперты Академии Напил Базылхан и Нурболат Богенбаев, консультант-археолог, директор Центра археологических исследований Института археологии АН Монголии, академик Дамдинсурэнгийн Цэвээндорж (1949-2022), руководитель группы Центра средневековых археологических исследований Института истории и археологии АН Монголии профессор Алтангэрэлийн Энхтур, археологи Цэрэнхандын Буянхишиг, Гончигийн Батболд и Нарантуяагийн Цэнгэл, Мунхсайханы Ууганбаяр. Ранее Тюркская академия провела археологические раскопки в ритуальном комплексе Шивээт-улаан в Монголии. В 2016 году Академия организовала специальную экспедицию в этой долине. В церемониальном комплексе, построенном в период правления Кутлуг-кагана, обнаружены символы и различные артефакты, а также определена дата постройки. В продолжение этих работ в результате Номгонской экспедиции, начавшейся в 2019 году, был найден комплекс, посвященный самому Кутлуг-кагану. "Предлагаем вашему вниманию первое прочтение НАДПИСИ КУТЛУГ КАГАНА, вызвавшей большой интерес у научного сообщества и всего тюркского мира. Научная группа, сделавшая данное открытие: Д. Кыдырали, A. Энхтор, Н. Базылхан, Н. Богенбаев, Ц. Буянхишиг, Г. Батболд. Параметры надписи: длина и высота 70х74,5 см, ширина 19 см. Тексты расположены на всех поверхностях стелы. По предварительным данным, на передней поверхности имеется 19 строк, из них 12 в хорошем состоянии. Их предварительное прочтение: № 1 Ud yïl: toquzunč: ay: …[……….] Год коровы: девятый месяц 2 …… .... 3 …..Teŋri: oγlu: [……….] ..Сын Тенгри 4 Qutluγ qaγan: Türük [……….] Кутлуг каган: Тюрк 5 Ur oγlum: M[k]ön…..yü…[……….] Мои сыновья, глаз... 6 Biziŋ:öŋlig:..t.. [……….] Наш прекрасный.... 7 es[?] : Ïtdïm: bizi: yat: er: [……….] Я сделал: Нас чужой: Мужи.... 8 Yerde: …..tuz…..[……….] На земле.. 9 Tümen: Tümen: [……….] Десять тысяч: десять тысяч 10 es[?] el[is]ig [?]:küčüg: biz[ber-?] Мы [?] дали [?] свое дело и силу [служение].... 11 Atadïm: bi tidim [……….] Я назначил: на..писал... 12 es[?] : Qop ešti [……….] Все слышали Пока все. Остальное будет опубликовано в ближайшее время. Поздравляю непосредственных авторов открытия – Напила Базылхана, А. Энхтора, Нурболата Богенбаева и остальных коллег!"
    2 балла
  27. С самого начала появления политонима/этнонима "казак" (применительно к нынешним казахам) его носители в источниках и народном фольклоре связывались с монголами Чингисхана. Генет. данные начали появляться только в последние пару десятков лет. Они здесь вообще не при чем. Без этих данных казахи, в целом, знали кто они.
    2 балла
  28. Читал я "Аз и Я" Сулейменова. Типичное лингвофричество. Он там находит родство языка Майя и тюркских, при этом не зная языка Майя. И много других сомнительных идей в книге.
    2 балла
  29. Ждём результаты тестирования от Жаксылыка Сабитова и Максата Жабагина, в рамках проекта Жетиру только в Астане было собрано 50 образцов от представителей разных веток жагалбайлы практически из всех регионов компактного проживания в РК и РФ. До этого не более 20 результатов имелось
    2 балла
  30. @Zake не совсем понял этимологию. Люди смотрели на луну, и на луне было их отражение? Или от круглой формы придумали.
    2 балла
  31. Две ветви каракалпакских Чингизидов оказались у казахов 1. Ядигер торе. Последний хан Хивинского ханства из Чингизидов 2. Абудлла Расвалев, предпоследний хан Хивинского ханства из Чингизидов
    2 балла
  32. Предположу, что у кыргызов нет желания "сваривания" в один этнос с казахами, это мы доказали на протяжении многих веков, а сейчас тем более. Речь в поговорке идет о взаимной культурной близости и братских отношениях. У нас все обычаи практически один в один, блюда, одежда, снаряжение и т.д. очень близкий язык, в армии и позже я не испытывал в общении никаких трудностей. Так что никто в родичи не набивается и объединяться в один этнос не собирается. Казахи по менталитету отличаются от кыргызов, и кыргызы не захотят сливания в один этнос. Поэтому ситуацию с возникновением поговорки якобы в времена Аблая считаю надуманной.
    2 балла
  33. На МолГене кинули инфо : ДНК-ФЕНОТИПИРОВАНИЕ ОСТАНКОВ ИЗ ЭЛИТНЫХ ПОГРЕБЕНИЙ ЮГА РОССИИ ХАЗАРСКОГО ВРЕМЕНИ https://www.researchgate.net/publication/372079855_DNK-FENOTIPIROVANIE_OSTANKOV_IZ_ELITNYH_POGREBENIJ_UGA_ROSSII_HAZARSKOGO_VREMENI Очень интересны результаты. Особенно соотношение гаплогрупп и антропологии
    2 балла
  34. Большинство поединков перед битвами у русских связаны с тюрками. При этом, следуя русским же летописям, на поединок русских вызывали именно тюрки. Начиная со времен Владимира Крестителя и Переяславля (отсюда и название города). Так что не бьёт Ваша теория. У казахов батыры постоянно участвовали в поединках перед битвами. Можно посмотреть, скажем, про Богенбая-батыра. Свое мнение измените.
    2 балла
  35. Сначала Вы определитесь, Вы тролль или идиот. Или курнул чуйки?
    2 балла
  36. Вы же сами нагуглили где-то выражение "түлкі құрсақ" и везде его пихаете. Лично я понимаю его в буквальном смысле по-казахски как "құрсақ как у лисицы", вероятно в том регионе, где оно используется, это означает "тонкая талия", точно так же как у русских выражение "осиная талия". Рука лицо.
    2 балла
  37. У меня давно сложилось впечатление, что вы всё гуглите, но не чувствуете самого казахского языка. Вот и сейчас нагуглили нужное вам словечко из детской загадки, а в смысл не вникли, хотя в ней говорится про лоно, утробу подушки, а не про мужской живот, желудок или талию. Да, марқұм Мұзафар аға уроженец Маралды, наш земляк.
    2 балла
  38. Делать такие далеко идущие выводы на основе одного рукописного словаря написанного даже не лингвистом это по меньшей мере легкомысленно.
    2 балла
  39. @АксКерБорж это в 19-20 веке началась разграничение саусақ-бармақ. В казахском к примеру в 1774 году все ещё было бармақ - палец.
    2 балла
  40. Все верно, контактов с тамошними казахами и башкирами не было. Самому приходилось побывать в тех краях и даже на машине непрерывной ездой очень, очень и очень далеко. Первые немногочисленные башкиры у нас появились наверно только при советской компании по уничтожению древнего слоя почвы в степи (тың) под кодовым названием "Целина". Это не блюдо, а повседневная еда в зимнее время под названием "ет" - "мясо". Это переваренное, мелко нарезанное мясо, поливаемое соленной сорпой. Поэтому вы неправы говоря, что у нас не было этого блюда. А название "пять пальцев" или "бишпармак" казахи нашего края переняли у русских, а те наверно раньше услышали у татар или башкир. По этой причине название "бешбармак" до сих пор не прижилось у нас и используется как современный новодел, причем обязательно в комплекте с байкой, что его надо непременно кушать пятью пальцами, пятерней, и некоторые наивные люди даже пытаются это проделывать, хотя современное его состояние уже совсем не то, что было раньше, сейчас он стал мокрым и липким из-за появившегося позже в нем теста и также неудачного мокро-липкого сочетания теста с разваренным луком. У нас никогда не скажут по-казахски "приготовить бешбармак" или "позвать на бешбармак" - "бесбармақ асу" и "бесбармаққа шақыру". Мы говорим "ет асу" и "етке шақыру". И можно подумать, что ничего другое казахи не ели пятью пальцами. Наверно баурсаки ели - тремя, курт - двумя, держали кесе с кумысом - четырьмя, а мясо ели - пятью пальцами? От чего такая привилегия мясу, аж всеми пальцами? Чтобы больше ухватить? Или чтобы не вырвали из рук сидящие рядом?
    2 балла
  41. У этнографа О. Б. Наумовой есть опубликованные работы по этнографии казахов. Есть большая статья по бешбармаку, которую часто цитируют в других научных журналах и книгах. Городской бешбармак: трансформация традиционной трапезы казахов // Праздничная и обрядовая пища народов мира /отв. ред. С.А. Арутюнов и Т.А. Воронина. М.: Наука, 2017. С. 373–432. (в соавт. с С.К. Сагнаевой). Автор статьи Наумова Ольга Борисовна 1991 – кандидат исторических наук, Институт этнографии АН СССР Диссертация: «Современные этнокультурные процессы у казахов в многонациональных районах Казахстана» В статье описывают бешбармак из западного и северо-западного регионов Казахстана. Ссылка на статью. Страницы 373-432 : https://www.phantastike.com/history/festive_ceremonial_food/pdf/ Цитата из статьи по названию блюда. Вторая процедура мясной трапезы – вкушение мяса с общего блюда всеми гостями. После завершения первой части мясо, оставшееся от значимых кусков, нарезали кубиками или ломтями и укладывали на общее блюдо (табақ, леген) на отваренные в бульоне куски тонко раскатанного теста (нан, жайма, інкал, еттін наны). Это кушанье называлось ет (мясо), или бесбармақ (бешбармак). Очевидно, что раньше ет/бешбармак готовили без мучной ч составляющей. Появился бешбармак как блюдо, сочетавшее мясо и тесто, когда казахи через оседлых соседей-земледельцев – на юге узбеков, на севере русских – познакомились с кушаньями из муки и мучными изделиями. Авторы “Народов Средней Азии и Казахстана” относят появление такого бешбармака к концу XIX – началу XX в. Однако уже А.И. Левшин (1832) называет это блюдо “известнейшим”, хотя из его описания и неясно, готовилось ли оно с тонко раскатанным тестом: “Известнейшее киргизское (казахское. – О.Н., С.С.) кушанье, называемое бишбармак, приготовляется из мяса, мелко искрошенного и смешанного с кусочками сала”. Возможно, здесь слово бишбармак служило еще одним названием ет у оренбургских казахов (А.И. Левшин собирал материал, находясь на службе в Оренбургской пограничной комиссии), которые, очевидно, заимствовали его у башкир10. В.В. Радлов, посетивший в 1860-е годы казахские аулы на северо-востоке Казахстана, также при описании бесбармака не упоминает о его мучной составляющей11. По видимому, действительно, бешбармак стали готовить так, как нам известно сейчас, лишь на рубеже XIX–XX вв., но само слово существовало, особенно в северных районах Казахской степи, и раньше, обозначая вместе со словом ет одно и то же блюдо12. Постепенно за бешбармаком закрепилось его современное значение. Слово бешбармак переводится как “пять пальцев”13. Некоторые казахстанские исследователи считают, что его ввели европейские авторы: «Отваренное кусками мясо (ет) было самым торжественным блюдом, хотя с легкой руки ряда авторов в дореволюционной литературе оно было известно под названием “бесбармак” (пять пальцев), что, по-видимому, ассоциировалось с тем, что ели его руками, а это было необычно для тех, кто знакомился с бытом казахов»14. Действительно, и А.И. Левшин, и В.В. Радлов объясняют название блюда тем, что его надо было брать руками. Однако само слово вряд ли было “придумано” европейцами: оно - именно как название блюда – существует кроме казахского во многих тюркских языках, например в турецком, татарском, крымско-татарском15, киргизском16, наконец, башкирском, в котором оно известно еще с XVIII в., т.е. гораздо раньше, чем у казахов. Об относительно позднем появлении слова бесбармақ в лексиконе казахов говорит тот факт, что в аулах и небольших городах для описываемого блюда до сих пор более употребительно название ет. Например, казахи г. Атырау, заселенного в основном выходцами из аулов, считают, что слово бесбармақ появилось у них недавно, а в прошлом его не употребляли. В крупных городах и в урбанизированных пригородах название “бешбармак” прижилось уже давно и прочно закрепилось в речи. Таким образом, до настоящего времени нет четкого разграничения между ет и бесбармақ: в живой и нерегламентированной сфере народной кулинарии обоими словами могут назвать как традиционное кушанье из отваренного мяса, так и блюдо с добавлением к такому мясу тонко раскатанных сочней. В статье мы будем рассматривать бешбармак как составную часть древней трапезы ет беру и как кушанье, которое сегодня может выступать самостоятельно. Базовые моменты традиционного приготовления такого бешбармака, к которым могли добавляться различные инновации, составляющие локальную специфику этого блюда, заключаются в следующем. Разделанную по традиционным правилам тушу барана закладывают в казан, заливают холодной водой, доводят до кипения и варят на медленном огне. Мясо вынимают, а в бульоне отваривают куски тонко раскатанного пресного теста. Кушанье подают на больших плоских тарелках: сначала выкладываются сочни, на них – мелко порезанное мясо, туздык – соус из жирного бульона с луком, заливается поверх мяса и сочней. В нашей статье именно это блюдо мы будем называть бешбармаком.
    2 балла
  42. Вчера ночью вернулся из Бишкека с 3-го курултая кыпчаков, при очередных посиделках обсуждали бешбармак и уважаемый ногайский кыпчак Ахмед Ярлыкапов рассказал, что у них используется кавказский термин "инкал".
    2 балла
  43. Тем более странно, что вы предъявляете претензии ко мне. Я бы согласился бы, если был только один монгольский такой этноним с совпадением, но их целых четыре. Naiman, Tabun, Uisun, Dulat(n). Это не учитывая, что есть отдельные монгольские тотемистические этнонимы на вроде Tama (Верблюд).
    2 балла
  44. Ну вы то известный лингвист.
    2 балла
×
×
  • Создать...