Jump to content
asan-kaygy

Казахи-6

Recommended Posts

Казахские историки в Китае говорят, что командующий армией Манжур-Цинь отказался атаковать казахскую страну и объяснил это тем, что «мы с казахом родственники». Действительно, Империя Манжур-Цинь, стеревшая Джунгарскую страну из истории, не оказала враждебности Казахскому ханству. Потомки Чингисхана правили Казахским ханством, то есть они были родственниками династии Шивей-журжен, правившей империей Манджур-Цин. Из этих данных видно, что войны между государствами связаны с соперничеством-враждой между двумя благородными династиями, правившими этими государствами.

Источник: https://e-history.kz/ru/news/show/33475/
© e-history.kz

:lol:

Link to comment
Share on other sites

@Zake

 

QOBUγA, qobuγu (*qobu-γa|γu)

Халх. ховоо, калм. хова, бур. хобо бадья (например, колодезная); бревно с выдолбленной серединой; бур. продольный паз; кормушка для ягнят.

 

QOBU- [←*qobï-ǁ*qowï-ǁ*qoγï- →*qoγu-]: qobkil, qobil, qobudal, oqobudasun,

qobuγa, oqobuγar, qobul, oqobuqa; cp. qoγula.

◊ − Кирг. коо ложбина, жёлоб; загон, ограда; маньчж. qo жёлоб, канавка для стока

воды; труба; корыто; qobi впалые места по обеим сторонам носа; впадина, ямка вообще; др.-тюрк. qobï пустой, полый; никчёмный; злополучный; горно-алт. кобы лог, лощина, ложбина

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

6 hours ago, Bir Jürgen said:

Что известно о "законах" Есима и Касыма и жеті жарғы? Насколько достоверно существование таких законов?

ну вроде до русских исследователей и этнографов 19 века упоминание о законах Касыма и Есима  дошло в виде фольклора.

Жеті жарғы был устным сводом законом, которым пользовались казахские бии до 1920х годов.

Link to comment
Share on other sites

В 06.08.2022 в 09:47, boranbai_bi сказал:

ну вроде до русских исследователей и этнографов 19 века упоминание о законах Касыма и Есима  дошло в виде фольклора.

Жеті жарғы был устным сводом законом, которым пользовались казахские бии до 1920х годов.

Уже писал. Имхо это Жете жарғы

Арабизм "жете" в каз. языке имеет значения "тек", "ата-тек",  "арғы тек" (предки, происхождение, родословная), "түп", "негіз" (корень, основа, фундамент) и т.д. 

Жете жарғы в понимании кочевников это закон предков, "фундаментальный" закон, которому следовали испокон веков и т.д. (с поправкой на ислам)

Сравните с "йосун" - "закон", "обычаи", "традиции".

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

@Zake Русские исследователи четко передали, что это жеті жаргы, а не жете. Такая ошибка могла произойти лишь в том случае, если сами казахи не исказили это слово.

Link to comment
Share on other sites

10 минут назад, Bir bala сказал:

@Zake Русские исследователи четко передали, что это жеті жаргы, а не жете. Такая ошибка могла произойти лишь в том случае, если сами казахи не исказили это слово.

Как на ваше казахское ухо "Жетісу" - "семь рек"?

По мне с каз. языка это нелепица, но может я и ошибаюсь. 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

@Zake Причем тут вообще это? Вы намекаете, что должно быть не "Жеты су" , а  "Жетесу" как страна Жете из зафар наме? Это вообще не согласуется даже в самом словосочетании.

Жеты жаргы было судебным органом состоявший из семи биев. Прочитайте статьи про калмыкское Заргы и Жаргы из ильханидских источников. Абсолютно во всех источниках "Жаргы" это судебный орган, а не конституция или сборник законов.

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, Bir bala сказал:

@Zake Причем тут вообще это? Вы намекаете, что должно быть не "Жеты су" , а  "Жетесу" как страна Жете из зафар наме? Это вообще не согласуется даже в самом словосочетании.

 

Вы можете просто ответить на мой вопрос без поиска намеков? 

Link to comment
Share on other sites

9 минут назад, Bir bala сказал:

@Zake Зачем мне отвечать на глупый вопрос?  Я вам в первом предложении ответил, что "Жете су" это бред полный.

Давайте спокойнее.

Где я здесь писал про "Жетесу"?  

Я у вас лишь спросил: 

"Как на ваше казахское ухо "Жетісу" - "семь рек"?"

Link to comment
Share on other sites

@Zake Ну а как я должен произносить это слово? Если медленно, то ясень пень слышится Жеті Су, а если быстрое проговаривание , то орфоэпия Жете су.

Вы мне вот , что скажите. Что вы хотите этим добиться? Обычно у людей есть цель, а с вашей стороны я никакой цели не вижу, а наблюдаю лишь разговор не в те дебри, когда я вам давным давно написал про Жеты Жаргы.

Link to comment
Share on other sites

19 минут назад, Bir bala сказал:

@Zake Ну а как я должен произносить это слово? Если медленно, то ясень пень слышится Жеті Су, а если быстрое проговаривание , то орфоэпия Жете су.

Вы мне вот , что скажите. Что вы хотите этим добиться? Обычно у людей есть цель, а с вашей стороны я никакой цели не вижу, а наблюдаю лишь разговор не в те дебри, когда я вам давным давно написал про Жеты Жаргы.

Речь о семантике термина "Жетісу" как "семь рек".

Link to comment
Share on other sites

@Zake

1 минуту назад, Zake сказал:

По мне это как-то не по казахски.

Название семиречье "Жеты су" русские взяли у самих казахов и перевели его. Если у вас есть какие то другие аргументы на счет этого топонима, то статью в студию.

Link to comment
Share on other sites

В 06.08.2022 в 00:11, Bir Jürgen сказал:

Что известно о "законах" Есима и Касыма и жеті жарғы? Насколько достоверно существование таких законов?

 

У кочевых казахов было много законоуложений как и у их предков тюркских кочевых народов. А каждый хан тем более оставлял как минимум свои установления, а как максимум еще чеканил и свои монеты. )

Тут не должно быть никаких сомнений.

Самое последнее из известных степных уложений это свод норм обычного права, принятый в мае 1885 года на съезде представителей всего востока Казахстана на реке Шар в урочище Карамола. Ханская власть к тому времени уже была ликвидирована, поэтому его принимали бии. Кстати на нем участвовал мой нагашы прадед управитель Караоткельской волости Павлодарского уезда Иса Бердалин,а от Чингизской волости Семипалатинской области Абай Кунанбаев.

 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Bir bala сказал:

@Zake

Название семиречье "Жеты су" русские взяли у самих казахов и перевели его. Если у вас есть какие то другие аргументы на счет этого топонима, то статью в студию.

Люминь значит люминь.

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, Bir bala сказал:

@АксКерБорж  Видел я ваши фейковые законоуложения "Жанибек ханнын адеп гурыптар" "Таукеле ханнын тура жолы" и т.д.

 

Дело не в названиях, по ним конечно могут быть споры, дело в самом факте таких сводов обычного права, в существовании которых засомневался Bir Jurgen.

 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

@АксКерБорж

Только что, АксКерБорж сказал:

Дело не в названиях, по ним конечно могут быть споры, дело в самом факте таких сводов обычного права, в существовании которых засомневался Bir Jurgen.

Я сомневаюсь о существовании мнимых законов Касыма и Есима.  Я против трактовки Жеты жаргы, как семи уложении. Я в курсе, что казахи придерживались норм обычного права , которое существовало до Чингиз хана и с последующими модификациями Чингизхановской Ясы.

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Bir bala сказал:

Я сомневаюсь о существовании мнимых законов Касыма и Есима.  

 

А есть ли у вас обоснования и доказательства для их отрицания?

 

1 час назад, Bir bala сказал:

Я против трактовки Жеты жаргы, как семи уложении. 

 

Семи норм конечно маловато будет, их обычно бывает гораздо больше.

А целых семь уложений (сводов, кодексов) это перебор. ))

Мы уже с вами обсуждали этимологию, использовав Джувейни поняли, что джаргы/йаргу - суд, а йаргучи - судья. И что это не джунгаризм-монголизм, а тюркизм.

 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

В 11.12.2020 в 10:48, Rust сказал:

Без проблем:

еще

еще

 

Ув @Rustчто могло означать термин “токмак”? Может уже обсуждали. Рахмат

@Zakeваше мнение интересует

Link to comment
Share on other sites

6 минут назад, Samatq сказал:

Ув @Rustчто могло означать термин “токмак”? Может уже обсуждали. Рахмат

@Zakeваше мнение интересует

Токмак - это наименование  Улуса Джучи (Дешт-Кипчак) в монг. источниках. В китайских Тохума.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...