Перейти к содержанию
Гость DMS

Казахский язык

Рекомендуемые сообщения

18 часов назад, Jagalbay сказал:

как не было, если казахи совершали набеги и уводили людей оттуда, к тому же наши кыпшаки - выходцы с Сибирского ханства

 

Я же написал, что они не делали и не делают у нас погоду в культурном и языковом плане.

Кстати вчера вечером был на годовщине тещи моего соплеменника, его жена и теща сибирские татары, туда пришли все их родственники и знакомые, татары и казахи. У татар внешности разные, были и монголоидные, которых не отличишь от казахов, и чисто европеоидные и смешанные. У мужчин были тюбетейки татарские, высокие, типа "фески". Коран читал молда казах от мечети. Угощения на столах были обычные казахские - конина и прочее.

 

В 21.09.2024 в 19:57, Jagalbay сказал:

ата - это отец

 

Как в таком случае называли отчима, өгей ата? ))

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Jagalbay сказал:

да, оно встречается, я вроде постил

 

Впервые слышу.

У вас какой-то язык особенный. ))

 

6 минут назад, Jagalbay сказал:

вы тестя называете кайың әке?

 

Тесть - ата или қайын ата, тут вопросов нет.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Странно, что все казахи молчат.

Пусть каждый бы показал свои местные термины - ата или әке, на жіліки или на половины и четверти делят тушу лошади и все остальное.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, АксКерБорж сказал:

Я же написал, что они не делали и не делают у нас погоду в культурном и языковом плане.

ув. АКБ, не надо писать глупостей. все на друг друга влияют. может сейчас в силу обрусения российские народы и северные казахи общаются меж собой на русском, но сто лет и раньше все говорили меж собой на тюркских языках и заимствовали слова и выражения. даже калмыки себя называют калмыками, потому что мы и другие тюркские народы называли их калмыками

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, boranbai_bi сказал:

ув. АКБ, не надо писать глупостей. все на друг друга влияют. может сейчас в силу обрусения российские народы и северные казахи общаются меж собой на русском, но сто лет и раньше все говорили меж собой на тюркских языках и заимствовали слова и выражения. даже калмыки себя называют калмыками, потому что мы и другие тюркские народы называли их калмыками

 

Сибирские татары никаким образом не повлияли на язык или культуру северо-восточных казахов.

Если не согласны со мной, то докажите обратное.

И лучше дали бы свой местный комментарий там где это больше нужно:

20 минут назад, АксКерБорж сказал:

Странно, что все казахи молчат.

Пусть каждый бы показал свои местные термины - ата или әке, на жіліки или на половины и четверти делят тушу лошади и все остальное.

 

11 минут назад, Jagalbay сказал:

так почему не әке?

 

Думаю вам даже не ответили бы наши прадеды.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 минут назад, АксКерБорж сказал:

Если не согласны со мной, то докажите обратное.

ну как минимум то, что Клапрот пишет, что казахи иногда йокают

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

по поводу терминов врать не буду точно вам не скажу как в селах говорят

то как я использую примерно тоже самое как вы пишете арыс оглобля, жілік это кость, он екі мүше итп

единственное что ата может быть синонимом отца, хотя чаще всего говорим әке или көке

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, boranbai_bi сказал:

ну как минимум то, что Клапрот пишет, что казахи иногда йокают

 

Я не изменю своего мнения, что йокали те казахи, которые имели йокающих соседей.

Сам же казахский язык исконно джокающий.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 часа назад, boranbai_bi сказал:

ув. АКБ, не надо писать глупостей. все на друг друга влияют. может сейчас в силу обрусения российские народы и северные казахи общаются меж собой на русском, но сто лет и раньше все говорили меж собой на тюркских языках и заимствовали слова и выражения. даже калмыки себя называют калмыками, потому что мы и другие тюркские народы называли их калмыками

 

ну, тем более, наши предки нападали на сибирских татар и уводили оттуда людей в плен, вдобавок часть сиб татар стала казахами 

 

Цитата

…Вот, говорят, за Иртышом казахи жили, калмыки. И здесь, примерно, тут два дома, 50 км дальше – 3 дома – вот так они бараба жили, значит. Вот этот богатырь и охранял их. А вот эти казахи, калмыки приезжали большой группой верхом. У барабы отбирали хороших красивых девок, женщин нахально. Вот этого богатыря Булатом звали. Вот один раз здесь, кажется, он или недалеко ли жил. Он из своего жительства ещё на км 50 поехал на свадьбу. И в этот момент, значит, летом это было, 500 верховых казахов появилось. Спросили его, нет дома. И воевать приехали. Один старик как-то спрятался, вырвался и убежал туда. Туда к нему пришел и рассказывает, что казахи появились. А потом Булат сказал: “Ладно, говорит, сам один поеду, свадьбу продолжайте”. Он сел один верхом на коня и поехал. Когда стал подъезжать с километр, он уже видел казахов. И те увидели его, что кто-то едет. Вот они одного старшего казаха послали – езжай – говорят ему. Он только немного отъехал. Булат-то раз топором, и этот упал. Через некоторое время казахи видят, что посланного нет, и опять посылают другого. И опять Булат раз – и убил его. И давай стрелять в них – несколько человек насквозь простреливает. Казахи думают, что-то неладно. На коней вскочили, и давай убегать. А Булат гонять их начал, стрелять. 500 верховых до Иртыша гнал, и всего 25 верховых казахов только за Иртыш и уехали. Остальных всех убил. Вот какой богатырь был! Он один был в это местности.

Цитата

При Чингисхане жил богатырь Испулат. Как стрельнет, так человек долой. Охранял барабу. Охранял от калмыков, казахов, что жили за Иртышом. Те приезжали, грабили, скот, лошадей, хороших девушек всех забирали. Испулат и охранял.

Цитата

“Предания тобольских татар о прибытии в 1572 г. мухаммеданских проповедников в г.Искер”.

статья первая

(статья эта написана на наречии ишимских татар Саргацкой волости академиком В.В.Радловым и помещена в его сборнике “Образцы народной литературы тюркских племён” Часть IV. Сиб. 1872 г., стр. 212-215. В том же году переведена им на немецкий язык. Настоящий русский перевод сделан с татарского оригинала, продиктованного В.В.Радлову муллою Ильясом.).

Мы слышали от своих отцов и дедов, что в прежнее время в Тобольском Искере жил хан по имени Ахмет-Кирей (см. об этом хане в V вып. “Ежегодника Тобольского Губернского музея” в статье Н.Ф.Катанова.). В его время умер шейху'ль-ислам (глава мусульманского духовенства.) Искерской земли, и хан Ахмет-Кирей послал к хану города Бухары человека сказать ему: “пришлите к нам какого-нибудь великого шейху'ль-ислама”. После этого Бухарский хан отправил к Ургенчскому (т.е. Хивинскому) хану человека с письмом, в котором заказывал: “пошлите в Искерскую землю какого-нибудь шейху'ль-ислама”. В то время Ургенчским ханом был некий человек, по имени Алагул (“Алагул” - хивинский хан Алла-Кули, сын Агатай-хана и внук Аминек-хана, приходившийся Чингисхану роднею (в XIII колене).). В то время в Ургенче был один великий шейху'ль-ислам. Алагул просил этого шейху'ль-ислама, говоря: “отправьтесь в Искерскую землю”. Шейху'ль-ислам согласился. У Алагула был великий визирь, по имени мулла Муса (“Муса” - рус. Моисей.), у этого муллы Муссы было [51] 9 сыновей, из которых старший, по имени Якуп (“Якуп” - рус. Яков.), был весьма учёный человек. Вышеупомянутый шейху'ль-ислам стал просить у муллы Муссы его старшего сына муллу Якупа, чтобы взять его с собою в Искерскую землю. Мулла Муса также согласился отпустить [сына]. После этого шейху'ль-ислам и мулла Якуп с ахунами (“ахун” - старший мусульманский священник.), мирзами (“мирза” - писарь.) и слугами отправились в священную Бухару ([в тат. оригинале] “Бухара и Шериф”.) в числе 500 человек. Бухарским ханом был Аб-лейс. Бухарский хан принял с большим почётом шейху'ль-ислама и муллу Якупа и через несколько дней, присоединив к ним ещё некоторое количество учёных, отправил всех, в числе 1000 человек, в Искерскую землю. Хан Ахмет-Кирей, оказав великие почести шейху'ль-исламу, мулле Якупу и прочим муллам, дал каждому должность. Имя шейху'ль-ислама было Ширбет-шейх. Спустя год хан Ахмет-Кирей скончался, и на его место сел хан Кучум. Мулла Якуп, сын визиря Муссы, приехавший вместе с Ширбет-шейхом, отправился к устью Ишима, в Саргацкую волость у реки Иртыша, чтобы учить детей грамоте, а народ религии. У устья Ишима построили дом; там он и провёл жизнь. У муллы Якупа был сын мулла Юнус (“Юнус” - рус. Иона.), у муллы Юнуса был сын также по имени мулла Якуп; у этого [муллы Якупа] был сын Касмак. Во время Касмака из Москвы (в тат. оригинале – “Мескеу”.) пришёл Ермак (в тат. оригинале – “Ярмак”.) и взял Сибирь без войны и без драки. Хан Кучум с некоторым количеством народа убежал к верховьям Иртыша. Касмак и остальные люди, не следуя за ханом Кучумом, сделались верноподданными Белого Московского царя и стали здесь жить. В то время у царского величества здесь войска было мало [52].

Киргизы (в тат. оригинале – “казак”, как называют себя и киргизы.) и калмыки приходили и, воюя, уводили в плен молодежь – парней и девиц. Касмак был человек очень сильный, умевший владеть мечом, держать копьё и стрелять из лука. В то время и в других селениях и в других местах были очень сильные люди. Касмак, ставши во главе этих людей, пошёл войною на калмыков и киргизов, приходивших за парнями и девицами, и стал истреблять [врагов], чтобы вернуть [пленников]. Тогдашний Московский царь дал Касмаку меч, лошадь и жалование. Говорят, что некогда существовал об этом и указ царя. У Касмака был один только родной брат, по имени Изенмет, очень сильный и храбрый воин. Старики сказали: “Однажды на берегу Иртыша нам попалась большая лиственница!" А муллы сказали: “Покажи нам какое-нибудь зрелище!” И Изенмет отправился на берег и вывернул с корнем лиственницу. Во время Касмака пришло одно известие: “Вдоль по реке Ишиму идёт калмыцкий начальник с 1000 человек”. Касмак проворно набрал, как с верху Иртыша, так и с низу, богатырей в числе 350 человек и выступил против калмыцкого начальника и его 1000 человек. В то время в степи вовсе не было населения, - русский народ прибыл сюда много позже и заселил лишь некоторые места. Касмак и его 350 человек встретились с 1000 человек калмыков в местности, называемой “Викилянская слобода” и тут же сразились. Начали сражаться тотчас по выходе солнца мечами, копьями и стрелами и после полудни одолели калмыков и обратили их в бегство. Начальник калмыцкий бежал. У него была одна дочь, 18 лет от роду, весьма красивая. Касмак пленил её и увёл, свой платок одёл на шею девицы, одну стрелу бросил с головы этой девицы (В знак того, что она принадлежит ему.) и, приведя к своему брату Изенмету, поручил её ему. Брату своему [Касмак] сказал: “Покарауль эту девицу, пока я не возвращусь!” Потом Касмак сам пустился преследовать калмыцкого начальника. Он догнал его у того места, где теперь [53] стоит город Ишим, и убил. Остальные калмыки убежали. Оттуда Касмак отправился назад. Изенмет оставался караулить. Сын калмыцкого начальника с 40 товарищами переплыл через реку Ишим и пошёл на охоту. Во время охоты, переплыв реку Ишим, [калмыки] увидели, что их войско потерпело сильное поражение: убитые лежат, а остальные убежали. Сын калмыцкого начальника увидел, что его сестру караулит какой-то мусульманин. Сорок человек окружили Изенмета, и Изенмет стал один драться с 40 калмыками. Убил он 31 калмыка, а 9 калмыков остались в живых. Силы Изенмета ослабели. В то время богатыря Эйтэ-Булума, жителя селения Ыйк-Сынгыр, не было дома, и поэтому он отстал от тех, которые пошли на калмыков. Придя домой м услышав об уходе, он пошёл за ними в догонку и увидел, как Изенмет один дерётся с 9 калмыками. Подойдя ближе, он обнажил меч и поотсекал калмыкам головы. Придя в себя, Изенмет увидел, что избавил его от смерти Эйтэ-Булум. В это время вернулся и Касмак и, увидевши это, сказал Эйтэ-Булуму: “Дал бы я тебе скота, да скот есть у тебя, за твою доброту сделаю тебя зятем!” Так он дал обещание и, вернувшись, сделал Эйтэ-Булума своим зятем: у него была красивая сестра по имени Айбат, которую он и выдал за муж. Дочь калмыцкого начальника прохворала три дня и умерла.

Сын Касмака – Тилеумет, сын Тилеумета – Конай, его сын Бикенэ, его сын – Айтпага, его сын – Раймбакы. Сын этого муллы Раймбакы – я, мулла Ильяс (т.е. рассказчик, сообщивший В.В.Радлову этот рассказ). Отец мой Раймбакы мулла умер сто [лет] от роду. Я сообщил слова, слышанные мною от отца.

город Ишим расположен недалеко от Петропавла 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 минут назад, Jagalbay сказал:

ну, тем более, наши предки нападали на сибирских татар и уводили оттуда людей в плен, вдобавок часть сиб татар стала казахами 

город Ишим расположен недалеко от Петропавла 

 

К чему все это?

Хотите вменить северо-восточным казахам йоканье?

Йоқ па, рас па? ))

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, АксКерБорж сказал:

Я не изменю своего мнения, что йокали те казахи, которые имели йокающих соседей.

Сам же казахский язык исконно джокающий.

докажите что "исконно"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 24.09.2024 в 19:04, АксКерБорж сказал:

 

Я не изменю своего мнения, что йокали те казахи, которые имели йокающих соседей.

Сам же казахский язык исконно джокающий.

 

Первый русско-казахский словарь

Словарь был составлен в Усть-Каменогорской крепости в 1774 году при участии генерала Антона Скалона и, возможно, Ивана Андреева, известного своим трудом "Описание Средней Орды Киргиз-Кайсаков".

Можно заметить отличия от современного казахского языка. Например, современные слова "періште", "аспан" и "жүз" в словаре встречаются в виде "фаршта", "асман" и "юз".

В конце словаря приводятся казахские переводы христианских формул, заповедей и молитвы: 23 формулы Бакмейстера, 10 заповедей "Закона Божия" и молитва "Отче наш".

Судя по всему у вас ,,сартовский,, диалект был 

  • Like 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Лимфоцит сказал:

Первый русско-казахский словарь

Словарь был составлен в Усть-Каменогорской крепости в 1774 году при участии генерала Антона Скалона и, возможно, Ивана Андреева, известного своим трудом "Описание Средней Орды Киргиз-Кайсаков".

Можно заметить отличия от современного казахского языка. Например, современные слова "періште", "аспан" и "жүз" в словаре встречаются в виде "фаршта", "асман" и "юз".

В конце словаря приводятся казахские переводы христианских формул, заповедей и молитвы: 23 формулы Бакмейстера, 10 заповедей "Закона Божия" и молитва "Отче наш".

Судя по всему у вас ,,сартовский,, диалект был 

 

Лимфоцитный Думан язык толмачей сартов и татар принял за язык своих предков.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

42 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Лимфоцитный Думан язык толмачей сартов и татар принял за язык своих предков.

 

я не же составлял словарь , факты упрямая вещь 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Лимфоцит сказал:

я не же составлял словарь , факты упрямая вещь 

 

Не понимаю как можно слепо верить всему что написано в словаре неизвестного происхождения и при этом приписывать фонетику словаря казахскому языку.

Ведь явно словарь записан русскими под диктовку неизвестного толмача - либо сарта, либо татарина.

Это явно не казахский язык.

Примеры из словаря на вскидку:

небо - асмон, бог - худои, алла, вы - сызляр, нос - бурун, огурцы - кыяр, начало - башлады, волосы - чач, три - уч, пять - пиш, биш, сто - юз, я - мян, душа моя - яным, хорошо - яхши, молодой - яш, бердра - ямбаш, рана - яра, крупа - ярма, мою - ювам, радуга - ямгурю, попона - ябу, мыть лицо - юз юмла, нагой - ялангач, плыву - юзямын, утро - иртя, роняю - тушрямян, разные - башкалар, пята - укша, вранье - утрюк, потом - ахри, перчатки - бишбармакчи, отдал - бирган, озеро - куль, ночь - тюнь, еда - аш, мысль - ую, меняю - алушам, много - куп, знаешь - билгян, здравствуй - салямятва, глубоко - тирян, голова - баш, лаю - урям, зять - куяв, лампа - бошам, лапша - умаш, заблудился - адаштым и т.д.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Интересно от чего происходит слово оқтау?

Сейчас это деревянная палка для раскатывания теста, но раньше, предполагаю, что ее назначение было другим, с чем возможно и связана этимология.

У кого какие версии?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБорж Ну лично я думаю, что оно образовано от корня "оқ"- стрела, также по форме продолговатая, и словообразовательного аффикса тау, который возможно являлся одной из форм аффикса подобия "тай". Следственно "оқтау" обозначает предмет схожий по форме со стрелой.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, Bir bala сказал:

Ну лично я думаю, что оно образовано от корня "оқ"- стрела, также по форме продолговатая, и словообразовательного аффикса тау, который возможно являлся одной из форм аффикса подобия "тай". Следственно "оқтау" обозначает предмет схожий по форме со стрелой.

 

Все версии хороши.

Но лично мне кажется, что казахи прошлого "тай" навряд ли могли заменить на "тау".

Если первый отвечает на вопрос "как что, схожий с чем, подобный чему" (оқтай, по-русски как ок)), то второй ведь отвечает на другой вопрос "что делать" (оқтау, по-русски октать)).

Примеры: оттай (как трава, подобно траве), қыстай (как зима) и оттау (пастись), қыстау (зимовать).

Если это так, то может быть оқтау - изначально тонкая палка чтобы заряжать патрон или запихивать пыж?

Если да, то что означал термин до появления ружей - мултуков? Должен быть ответ и на этот вопрос...

 

Но хоть выяснили, что предмет не связан ни с мукой, ни с тестом. ))

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

Все версии хороши.

Но лично мне кажется, что казахи прошлого "тай" навряд ли могли заменить на "тау".

Если первый отвечает на вопрос "как что, схожий с чем, подобный чему" (оқтай, по-русски как ок)), то второй ведь отвечает на другой вопрос "что делать" (оқтау, по-русски октать)).

Примеры: оттай (как трава, подобно траве), қыстай (как зима) и оттау (пастись), қыстау (зимовать).

Если это так, то может быть оқтау - изначально тонкая палка чтобы заряжать патрон или запихивать пыж?

Если да, то что означал термин до появления ружей - мултуков? Должен быть ответ и на этот вопрос...

 

Но хоть выяснили, что предмет не связан ни с мукой, ни с тестом. ))

 

А мне кажется есть связь с оқыту, кто туго соображал получал оқтауом😄

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, Джагалбайлы сказал:

А мне кажется есть связь с оқыту, кто туго соображал получал оқтауом😄

 

Могу сказать лишь одно, что обсуждаемая палочка была ровной )), с ней сравнивали девушек со стройными ножками - аяғтары оқтаудай. 😂

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...