Перейти к содержанию
Гость Qasqyr

Кереит - Керейт - Хэрэйд - Керей - Гирей

Рекомендуемые сообщения

1 час назад, Zake сказал:

Если честно, понятия не имею что означает "ибака".

Я где-то читал,что имя знаменитого хана Ибака расшифровывается,как “Ибрагим“.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 14.03.2024 в 20:12, Steppe Man сказал:

nokoe qilğun bol ! - Нохойн гөлөг бол !

правильный перевод: Будь щенком собаки !

☺️

 

Неужели монголы так говорят?

У нас так не говорят.

У нас говорят будь собакой - ит бол [ендеше] !

Щенка мы используем в других выражениях, чтобы подчеркнуть униженную зависимость, подчиненность человека - [ендеше біреудің] күшігі [бол] или күшік күйеу, и т.д. в этом духе.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 14.03.2024 в 20:12, Steppe Man сказал:

nokoe qilğun bol !- Нохойн гөлөг бол !

правильный перевод: Будь щенком собаки!

☺️

 

Второй вопрос - правильно ли выражение "щенок собаки", тем самым как-бы специально  чтобы не путать щенков собаки от щенков других животных?

Или правильно просто щенок?

Говорят ли монголы "щенок" (гөлөг) на выводков других зверей?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Второй вопрос - правильно ли выражение "щенок собаки", тем самым разделяя от щенков других животных?

Или правильно просто щенок?

Говорят ли монголы "щенок" (гөлөг) на выводков других зверей?

Наверно правильней будет "недопесок собаки" а не "щенок собаки". От 3 до 6 или 9 месяцев. Уже не щенок, но еще не собака. Просто Подросток. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 15.03.2024 в 18:00, Чече-Баатыр сказал:

Я где-то читал,что имя знаменитого хана Ибака расшифровывается,как “Ибрагим“.

да, Ибак шейбанид был Ибрагим

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 15.02.2024 в 17:13, АксКерБорж сказал:

 

Ув. Nurbek, можете перечислить основные свои роды? (чтобы состыковать со своими)

Если вы и вправду мой географический сосед (до сих пор не верю)), то наши корни должны соприкасаться на не так отдаленных предках, на вскидку не старше 17 века. То есть должны быть общие имена в шежыре.

 

Танаш -> Тарышы, Сибан, Балта, Көшебе

Тарышы -> Смайыл

Смайыл -> Ақсары, Күрсары

Күрсары -> Есбол, Есенәлі, Бесқара

Есбол -> Сақал, Сары, Бұраз, Құрман, Дуадақ, Төбет

Төбет -> Асан, Үсен, Өтебай, Бәйімбет

Өтебай -> Төлебай

Төлебай -> Баубек, Дулат, Тоқберді, Бекберді

Дулат -> Қуат, Игілік, Қадыр, Медет

Игілік этой мой жетінші ата (7-ой предок)

Дальше перечислять не буду 😄.

 

Мы расходимся с Вами на сыновьях Күрсәрі. Это довольно рано, что может быть и хорошо 😄.

Есбол Күрсарыұлы (1550-1654) http://kerey.kz/?p=12608

Бәйімбет в шежіре это Бәйімбет-батыр. Похоронен в Туркестане https://kk.wikipedia.org/wiki/Бәйімбет_батыр_Төбетұлы Моя мать происходит по прямой линии от него.

Мой отец, как видите, происходит от другого сына Төбета, от Өтебая.

Төлебай - сын Өтебая был богатым человеком, имел рабов, как я слышал от стариков.

  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Nurbek сказал:

Танаш -> Тарышы, Сибан, Балта, Көшебе

Тарышы -> Смайыл

Смайыл -> Ақсары, Күрсары

Күрсары -> Есбол, Есенәлі, Бесқара

Мы расходимся с Вами на сыновьях Күрсәрі.

 

В таком случае у вас должен быть тоже старкластер с нирунскимсубкладом.

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, АксКерБорж сказал:

 

В таком случае у вас должен быть тоже старкластер с нирунскимсубкладом.

 

Вот хочу сделать тест ДНК. Все никак не могу собраться)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 31.03.2024 в 17:39, АксКерБорж сказал:

 

В таком случае у вас должен быть тоже старкластер с нирунскимсубкладом.

 

С каким это 'нирунским'? Это лишь предположение @asan-kaygy не более того.

Никто средневековых нирунов не исследовал. 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 31.03.2024 в 18:39, АксКерБорж сказал:

 

В таком случае у вас должен быть тоже старкластер с нирунскимсубкладом.

 

скорее субклад ашамайлы внутри

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, asan-kaygy сказал:

скорее субклад ашамайлы внутри

 

Вам виднее.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 31.03.2024 в 17:41, Nurbek сказал:

Вот хочу сделать тест ДНК. Все никак не могу собраться)

 

Возможно вам помогут в этом ув-ые Asan-Kaygy и Тайбуга Буркут.

Как будут результаты прошу написать мне в личку.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 20.08.2020 в 18:11, АксКерБорж сказал:

 

Предполагаю, что эти названия для двух отколовшихся друг от друга групп керейских родов - ашамайлы и абакты - позднее явление.

Предполагаю, что они возникли после того, как они разошлись очень давно, еще в те времена, когда отпрыск Он-хана Тай-Бука получил у чингизидов (у самого Чингизхана?) ярлык на великое княжение Сибирью, где он обложив ясаком местное население основал Сибирский юрт, позже известный нам как Сибирское ханство.

Предполагаю, что роды, которые увел за собой Тай-Бука вниз по Иртышу нынче нам известны как ашамайлинцы, а оставшиеся в коренном юрте на Алтае (большей частью в Китае) - как абактинцы.  

По части днк вроде бы ничем не отличаемся несмотря на всякие легенды.))

Предполагаю, что в источниках керей/керейты в Сибири до 13 века не упоминаются, только на Алтае.

 

 

Ув Акб.  Абақ Керей всё-таки  не связаны с Ашамайлы Керей. То что  корень Абақ Керей - сарыүйсін мы знаем из работ Потанина и Шакарима. Кроме того, их этногенетическая легенда происхождения от филина точно такая же как у ойратской верхушки (чоросов). Сам чорос Угеши Кашка был из керегутов, т.е. в названии такая же основа "кер" что и у абақ кереев. Мне кажется Кер, Керей у абак кереев и чоросов имеет какое-то другое значение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В общем, историки могут  спорить еще 100 лет чоросы-керегуты - это кыргызы или кереиты. Можно пойти по третьему варианту, т.е. предположить что здесь название кере, керегут вообще имеет другое значение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 31.03.2024 в 18:41, Nurbek сказал:

Вот хочу сделать тест ДНК. Все никак не могу собраться)

Если соберетесь в личку пишите

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 минут назад, Zake сказал:

В общем, историки могут до хрипоты спорить еще 100 лет чоросы-керегуты - это кыргызы или кереиты. Можно пойти по третьему варианту, т.е. предположить что здесь название кере, керегут вообще имеет другое значение.

 Вы забыли,что сушествует другое халха-монгольское племя "гэрүүд,герют,гэргүүд/ юрта,юрты ,юрточные/ ( хар гэрүүд,цагаан гэрүүд)".😀

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Steppe Man сказал:

 Вы забыли,что сушествует другое халха-монгольское племя "гэрүүд,герют,гэргүүд/ юрта,юрты ,юрточные/ ( хар гэрүүд,цагаан гэрүүд)".😀

У них тоже легенда о происхождении от филина? Такую генеалогическую легенду нашел у чоросов-керегутов и абақ кереев. У других не нашел.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Steppe Man сказал:

 Вы забыли,что сушествует другое халха-монгольское племя "гэрүүд,герют,гэргүүд/ юрта,юрты ,юрточные/ ( хар гэрүүд,цагаан гэрүүд)".😀

Я уже писал, что название (ашамайлы) керей по сути тоже можно понимать как "юртные", т.е. үйши[н] https://eurasica.ru/forums/topic/2226-уйсуны-монголы/?do=findComment&comment=443087

Юртные" или "домостроительные" названия имеют отношение именно к керейско-найманскому кругу племен, к которым я отношу и уақ и сіргелі (несмотря на то, что последние считаются уйсынами). Я не считаю, что эти названия как-то связаны с профес. деятельностью, как считали этнографы (это уже поздние интерпретации наших современников) или идут от тамг, наоборот имхо знаки тамг отражают эти названия. Например, вы обращали внимание форума на рукопись Рашид Ад Дина Шуаб-и панджгана, где племя найманского Кучлука указано как бахан (бағаналы найман, тамга бақан).

С истинным посылом этих  названий нужно еще разбираться.

Конечно, это никак не говорит о том, что халхаские гэрууд связаны с ашамайлы керей и т.д., возможно это другие "юртные".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://mongoltoli.mn/search.php?ug_id=25545&opt=1&word=ГӨЛӨГ

гөлөг -в монгольском многозначное слово. например мод гөлөглөх-дерево плодиться,почка,плодоносить.. скусток крови..

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Zake сказал:

Ув Акб.  Абақ Керей всё-таки  не связаны с Ашамайлы Керей. То что  корень Абақ Керей - сарыүйсін мы знаем из работ Потанина и Шакарима. Кроме того, их этногенетическая легенда происхождения от филина точно такая же как у ойратской верхушки (чоросов). Сам чорос Угеши Кашка был из керегутов, т.е. в названии такая же основа "кер" что и у абақ кереев. Мне кажется Кер, Керей у абак кереев и чоросов имеет какое-то другое значение.

 

Ув. Zake, согласен с вами касательно преданий, записанных Потаниным, Шакаримом, Чормановым и другими о родстве абак кереев с уйсынами.

Но как быть с днк? На FTDNA одним из близких к моему днк был абак керей.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Ув. Zake, согласен с вами касательно преданий, записанных Потаниным, Шакаримом, Чормановым и другими о родстве абак кереев с уйсынами.

Но как быть с днк? На FTDNA одним из близких к моему днк был абак керей.

 

У ашамайлы кереев общее происхождение с уйсынскими племенами, но они не уйсыны. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этимология

Современная транскрипция названия реки происходит от эвенк. Ергэне — «извилистая река». В переводе с монг. Эргүнэ — означает «широкий». На китайском языке она называется Эргуньхэ (река Эргунь[3]), в верховьях известна как Хайлар. Существует другое, менее вероятное объяснение происхождения названия реки. Забайкальский краевед и врач Н. Кашин писал в своей статье «Несколько слов об Аргуни», что «монголы зовут её не Аргунью, а Аргуном, что значит: приторный, жирный».

Существовали и другие транскрипции: Эргунэ (у монголов), Аргуна (у Рашид ад-Дина), Ургену (в хронике Т. Тобоева), Эргунь (у краеведа И. Юренского, 1852), Аргонь (у гольдов, по Максимовичу). У русских впервые название этой реки встречается: на «Чертеже Сибири» 1667 года как Аргуня, на «Чертеже» 1698 года как река Аргуна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Steppe Man сказал:

Современная транскрипция названия реки происходит от эвенк. Ергэне — «извилистая река». В переводе с монг. Эргүнэ — означает «широкий». На китайском языке она называется Эргуньхэ (река Эргунь[3]), в верховьях известна как Хайлар. 

 

Вас всегда почему-то тянет к прародине, к эвенкам, китайцам, маньчжурам, в Приамурье. ))

Во-первых, чтение по источникам главных гидронимов средневековой Тартарии-Монголии и принятые  по ним отождествления с современными гидронимами очень спорные.

Во-вторых, даже отталкиваясь от логики комментируемого вами эпизода Рашид ад-Дина можно понять, что летописец перечислил топонимы земли найманов по очереди примерно с запада на восток - Синий Ирдыш (сейчас вероятно Белый Иртыш или просто Иртыш, вниз от Зайсана), Ирдыш (сейчас вероятно Черный Иртыш, его верхняя часть до Большого Алтая), гора Кара-Корум, горы Алтая, река Орган (не не Орхон)).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...