Jump to content
Guest Qasqyr

Кереит - Керейт - Хэрэйд - Керей - Гирей

Recommended Posts

44 минуты назад, АксКерБорж сказал:

 

Ув. Тайбуга Буркут, на днях устное шежыре от дедов уточнилось, по омскому госархиву (трудом и стараниями наших ребят) выяснилось, что мой дальний предок Маркабай 1750 года рождения, соответственно, его отец Елибай был ориентировочно рождения начала  18 века. 

А значит Кудайберды это 17 век или еще глубже в историю, надо выяснять дальше.

 

1690 года вероятно. 

Link to comment
Share on other sites

В 18.12.2023 в 14:58, АксКерБорж сказал:

 

Это точно одна личность или это тезки, как считаете?

 

 

Почему Кебек называется то мангытом, то буркутом, как считаете?

 

 

Почему в списке 92 племен керейты перечисляются отдельно от буркутов, как считаете?

 

 

Возможно ли за 400 лет такое многочисленное потомство от одного человека, как считаете?

 

Что касается Кебек буркута и племени мангыт. В "Муиз аль Ансаб" говориться про Алинак, что он мангкыт, части племени кераит. 
 

400 лет, это очень много. Например, во времена Наполеона на планете было всего 600 млн человек. Через 200 лет 8 ярдов. 

Link to comment
Share on other sites

В 11.06.2002 в 08:33, Акскл сказал:

Так, давайте подсчитаем - сколько народов, по мнению г-на Санжа, осуществило эту пресловутую "передачу этнонима", а также и языка :-) , не являясь при этом потомками-предками по отношению друг другу:

1. татары (были якобы монголами, затем их истребили, а тюрки взяли зачем то себе их название, как будто других нельзя было придумать)

2. найманы (тоже были якобы монголами, а сейчас - почему-то тюрки-казахи)

3. кереиты (якобы стали вдруг торгутами-калмыками, и их "предками")

4. уйгуры (тоже оказывается "были монголами"!!!!!)

5. жалаиры (тоже были якобы монголами, а сейчас почему-то - тюрки-казахи)

6. онгиратыконыраты (якобы тоже)

7. кереи (казахи-кереи, не имеющие якобы никакого отношения к кереитам)

8. мангыты, барыны, шырыны и пр. - тоже якобы бывшие монголы, но сейчас - тюрки.

Прямо повальное увлечение "передачей этнонима" и языка! :lol:

В 11.06.2002 в 08:33, Акскл сказал:

Так, давайте подсчитаем - сколько народов, по мнению г-на Санжа, осуществило эту пресловутую "передачу этнонима", а также и языка :-) , не являясь при этом потомками-предками по отношению друг другу:

1. татары (были якобы монголами, затем их истребили, а тюрки взяли зачем то себе их название, как будто других нельзя было придумать)

2. найманы (тоже были якобы монголами, а сейчас - почему-то тюрки-казахи)

3. кереиты (якобы стали вдруг торгутами-калмыками, и их "предками")

4. уйгуры (тоже оказывается "были монголами"!!!!!)

5. жалаиры (тоже были якобы монголами, а сейчас почему-то - тюрки-казахи)

6. онгиратыконыраты (якобы тоже)

7. кереи (казахи-кереи, не имеющие якобы никакого отношения к кереитам)

8. мангыты, барыны, шырыны и пр. - тоже якобы бывшие монголы, но сейчас - тюрки.

Прямо повальное увлечение "передачей этнонима" и языка! :lol:

 

В 11.06.2002 в 08:33, Акскл сказал:

Так, давайте подсчитаем - сколько народов, по мнению г-на Санжа, осуществило эту пресловутую "передачу этнонима", а также и языка :-) , не являясь при этом потомками-предками по отношению друг другу:

1. татары (были якобы монголами, затем их истребили, а тюрки взяли зачем то себе их название, как будто других нельзя было придумать)

2. найманы (тоже были якобы монголами, а сейчас - почему-то тюрки-казахи)

3. кереиты (якобы стали вдруг торгутами-калмыками, и их "предками")

4. уйгуры (тоже оказывается "были монголами"!!!!!)

5. жалаиры (тоже были якобы монголами, а сейчас почему-то - тюрки-казахи)

6. онгиратыконыраты (якобы тоже)

7. кереи (казахи-кереи, не имеющие якобы никакого отношения к кереитам)

8. мангыты, барыны, шырыны и пр. - тоже якобы бывшие монголы, но сейчас - тюрки.

Прямо повальное увлечение "передачей этнонима" и языка! :lol:

По поводу 7 пункта. Все исследователи писали о племени "керей" из русских переводов РАД и Сокровенного сказания, где мы встречаем версию произношения "кереит" с окончанием " -т". Дальше никто не удосужился изучать этногенез племени керей по другим ранним источникам, коими в частности являются труды Сыма Цянь, отца истории Китая и др. 

В 2018 году на всемирном курултае племени керей в Астане были многие историки кереи. По итогу приняли решение о написании Истории племени керей: до XIII века должны были написать известный тюрколог Каржаубай Сарткожа и Синолог Жанымхан Ошан. Период после  XIII века д.и.н. Аманжол Кузембай и д.и.н. Еркин Абиль. 

К 2021 году Жанымхан Ошан и К. Сарткожа написали "Керейлердің этникалық тарихы" (Этническая история (племени) керей). Можно заметить, что в ранних китайских источниках пишут без окончания "-т".  Ссылаясь на труды известного ученого профессора Учралт (специалист древнекитайского языка), перевода труда о "предках Сюнну (Сүннү)" Сымя Цянь  о племени керей пишет [k' ialiwan] хэлян. [Учралт.2013. - С.219-222]. Далее в описании "исторические записки о царстве Цзинь" пишет [k' үalai], [үаlai], т.е. кarai, kerei [Учралт]. Все связано с исторический сложившейся особенностью фонетики китайского языка. 

Известный китайский ученый Ринченгаваа пишет, что племя сюнну предок современного племени "керей". "Хэлянь" и "Керей" это одно и то же племя. 

То же пишет и известный китайский историк Яо Вэй-юань, что Хэлань, Хэлянь, Хэлай и Хэлан, это одно из племен древних сюнну [Яо Вэй-юань. - С. 222.-28-31].

Иначе звучат и названия других соседних с кереями племен. Так, описывая войну Маркуса (керейский хан 1097 г., не путать с Маркус 1007 г.) с Ляо найманов пишет няньбагэ, меркитов-милицзи [Тото. Ляошии. - Пекин: ЧХШЦ, 25 ц. 1976.]

 

 

Link to comment
Share on other sites

В 18.12.2023 в 13:26, Zake сказал:

Насчет Буркут=Тогрул не согласен, так как номады прекрасно отличали соколов от беркутов.

Касательно птицы Анка. Вы считаете, что Инга-торе/Анга-торе - это Тогрул-торе?

Тюря. Да

Link to comment
Share on other sites

В 06.08.2002 в 00:46, Гость sanj сказал:

уважаемому кереиту из генштаба,

ваши попытки прояснить прошлое сего народа похвальны но честно говоря не понимаю где и в чем вы видите нестыки в статье авляева. да кереиты большой союз племен (в большинстве по всей видимости монголоязычных) на 13 в. был подчинен чингис-ханом. части его сместились на запад, где потом (когда точно сказать не могу, но есть предположения что веке в 17) вошли в состав казахов (правда не только их, если учитывать гирей и кирей среди крымских татар, но это по всей видимости уже из войск чингис-хана, после западных походов). часть кереитов вошла в состав торгутов (кешигтен, кстати не младшенькие, гляньте в тему торгут в монгольском разделе) и хошутов. родословные торгутских нойнов идут от ван-хана, что ж поделать так говорят летописи.

а то что состав ойратов в разные периоды менялся, так это не бог весть какое странное явление, думаю что тот конгломерат, который называется сейчас казахами за тысячу лет изменился не меньше.

Вероятно часть казахских кереев тургак (тургак+ут у вас) потомки Онг хана пришли в Сибирь. Тайбуга, Улус Тайбуги, буркуты и Сибирский юрт связан с ними, XIII век. 388 лет, 4 века правили в Сибири (позже Сибирское ханство). Миллер пишет обитали междуречье Ишим - Иртыш. К слову, Астана, столица Казахстана - Южная Сибирь.

А оставшиеся присоединились на Востоке к ойратам (внутрення Монголия, Джунгария). 

Link to comment
Share on other sites

В 31.12.2023 в 13:32, Тайбуга Буркут сказал:

1690 года вероятно. 

 

Думаю старше.

 

Link to comment
Share on other sites

В 10.01.2024 в 13:07, Steppe Man сказал:

Акиро Оно. керейт из Ушинского хошуна( Үүшин,Үисин) .Ордос.Внутренняя Монголия.

 

На них разве распространяется Указ президента П. Очирбат от 24.09.199й г. № 115 о свободе выбора рода-племени?

 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

На них разве распространяется Указ президента П. Очирбат от 24.09.199й г. № 115 о свободе выбора рода-племени?

 

Kirei.png

Link to comment
Share on other sites

large.571383702_.jpg.821edc41f1876313b3d3494203223444.jpg

По шежіре потомки Берді это Ақсары Кереи в МКЗ они расположены рядом со своими родственниками шежіре Төртқара Құнайбаева такое Ақсары-Бәйет-Есенбақы-Шегір-Берді-Торғай-Шыңбай-Ораз-Қонайбай-Төртқара, Бесқара, Бейсенбі, Кенжесары. Они по шежіре Ашымайлы не известно почему их хотят присоединить к каким то Тұрғақ Керей

Link to comment
Share on other sites

В 21.01.2024 в 10:14, Dinzhan сказал:

large.571383702_.jpg.821edc41f1876313b3d3494203223444.jpg

По шежіре потомки Берді это Ақсары Кереи в МКЗ они расположены рядом со своими родственниками шежіре Төртқара Құнайбаева такое Ақсары-Бәйет-Есенбақы-Шегір-Берді-Торғай-Шыңбай-Ораз-Қонайбай-Төртқара, Бесқара, Бейсенбі, Кенжесары. Они по шежіре Ашымайлы не известно почему их хотят присоединить к каким то Тұрғақ Керей

Вы сами выкладываете, сами не читаете что ли? В этой книге "предводитель рода" - Берды написано. Не Аксары. Иначе бы писали Аксары. Аксары, это племенное обьединение, возможно синоним Тарышы. Тарышы, измененная форма от Сарыша. 

Шежире Аксары почитайте. Там от Танаш би Балта, Сибан, Көшебе и Тарышы от токал. Вы почитайте, сколько поколений от Балта и поймете, что шежире писали вероятно в 19 веке. Иначе как оьяснить 10-13 поколений после Балта. А Тарышы старше Балта на 300-400 лет, то есть 20-25 поколений. По ДНК тоже, BY начинается с FT224958, иначе. Сибан, это скорее потомки Шибанидов. Кірме. Потому как они есть и у найманов.

Предводитель рода Аксары нет ни в одной книге, поскольку это не имя человека.

 

 

 

Link to comment
Share on other sites

14 часов назад, Тайбуга Буркут сказал:

Аксары, это племенное обьединение, возможно синоним Тарышы.

 

Два рода - Ақсары и Күрсары.

Первые кочевали западнее (на вскидку Акмола и окрестности), вторые - восточнее (приграничье Павлодар-Омск).

 

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Два рода - Ақсары и Күрсары.

Первые кочевали западнее (на вскидку Акмола и окрестности), вторые - восточнее (приграничье Павлодар-Омск).

 

Да. Это как у Аргынов. Аргын, предводителя рода нет в природе. Но историки, такие как Ж. Сабитов выдвигают версию происхождения от первопредка - Дайыр ходжа и Қара ходжа. А где здесь Аргын? Нет понимания.

Link to comment
Share on other sites

2 минуты назад, Тайбуга Буркут сказал:

Да. Это как у Аргынов. Аргын, предводителя рода нет в природе. Но историки, такие как Ж. Сабитов выдвигают версию происхождения от первопредка - Дайыр ходжа и Қара ходжа. А где здесь Аргын? Нет понимания.

 

2 минуты назад, Тайбуга Буркут сказал:

Да. Это как у Аргынов. Аргын, предводителя рода нет в природе. Но историки, такие как Ж. Сабитов выдвигают версию происхождения от первопредка - Дайыр ходжа и Қара ходжа. А где здесь Аргын? Нет понимания.

А человек, который Есенбақты, он есть. И отец у него не Ақсары, а Махмет (Мухаммед Тайбуга). Есть у него и брат: Касым, от которого Едигер и Бекбулат.

У этого Махмета есть отец, Адер (Әдір), а у Адер есть отец: Омар би. 

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Тайбуга Буркут сказал:

А человек, который Есенбақты, он есть. И отец у него не Ақсары, а Махмет

 

В нашем роду тоже так.

Наш род Тақа керей, но это прозвище предка, которого звали Марқабай или возможно прозвище его отца Елібая. Прозвище из-за малого роста, тақа - каблук.

Омский архив:

".. Така-кереевской волости Маркабай Елебаев 10 юрт, он же родоначальник, постоянно зимуют с 1807 года при редуте Подпускном (АКБ: нынче это с. Подпуск Аккулинского района Павлодарской области).

Список 1824 года: Маркабай Идельбаев 74 года, жена Кумыс Избсарова 39 лет, сыновья Бекташ 26 лет, Жанташ 17 лет, Жайлуабай 1 год" и т.д.

Что интересно, эти и другие личности, а также места кочевания, точно бьют с собранным мной раньше шежыре со слов стариков, которых давно уже нет в живых.

 

Link to comment
Share on other sites

4 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Омский архив:

".. Така-кереевской волости Маркабай Елебаев 10 юрт, он же родоначальник, постоянно зимуют с 1807 года при редуте Подпускном.

Список 1824 года: Маркабай Идельбаев 74 года

 

Кстати эти архивные данные на мой взгляд не стыкуются с прошлыми утверждениями Кылышбая и Жаксылыка (омолаживающими казахское племя керей)) о том, что некий общий предок ашамайлы, бескара и акымбетов (не отец и не дед, а далекий их общий предок) жил 650 лет назад, то есть около 1400 года.

Почему? Потому что даже совсем недавний по историческим меркам и очень хорошо знакомый всему нашему роду предок Маркабай 1750 года, а его отец Елибай около 1720 года, а ведь перед ними целая цепочка личностей и родов - Кудайберды, еще раньше много личностей (ступеней) в развитии целого рода бесқара, до него - целая плеяда в развитии предкового рода күрсары, смаил, тарышы и т.д. и т.п. 

  

Link to comment
Share on other sites

В 27.01.2024 в 21:05, Тайбуга Буркут сказал:

Вы сами выкладываете, сами не читаете что ли? В этой книге "предводитель рода" - Берды написано. Не Аксары. Иначе бы писали Аксары. Аксары, это племенное обьединение, возможно синоним Тарышы. Тарышы, измененная форма от Сарыша. 

Шежире Аксары почитайте. Там от Танаш би Балта, Сибан, Көшебе и Тарышы от токал. Вы почитайте, сколько поколений от Балта и поймете, что шежире писали вероятно в 19 веке. Иначе как оьяснить 10-13 поколений после Балта. А Тарышы старше Балта на 300-400 лет, то есть 20-25 поколений. По ДНК тоже, BY начинается с FT224958, иначе. Сибан, это скорее потомки Шибанидов. Кірме. Потому как они есть и у найманов.

Предводитель рода Аксары нет ни в одной книге, поскольку это не имя человека.

 

 

 

Это из за тога что род Ақсары разросся и не удобно им всем называтся Ақсары

large.1912732411_.jpg.d22425b43424356978785cd2842667aa.jpg

Это Аршалинская волость Семипалатинского уезда состоит из Ашымайлы Керейов находилась на трассе Семей-Оскемен между ауылом Булақ и Пригорный точнее между рекой Шар и Қызылсу привожу шежіре Төти болыса

Ақсары-Ақымбет-Бәйімбет-Есенғұл-Нартайлақ-Қайып-Табыл-Итаяқ-Төти болыс-Керейбай болыс

large.390021054_.jpg.6e756b2b247d4036f48bf16409da9420.jpg

Это Қызылмолинская волость Семипалатинской области находилась она примерно где сейчас город Шар Кереи там состоят из 2 родов Ақымбет-Бейімбет-Ақбай            Тоқымбет-Әжі-Балапан 

 Привожу шежіре Айғыр Қожықа Ақсары-Ақымбей-Бейімбет-Ақбай-Ажығұл-Қысырау-Құттыбай-Әбілхайыр-Жәпек 1780 г.р.- Айғыр-Қожық

Как видите род Ақсары разросся из за этого не пишут Ақсарыа то что разница шежіре это люди забыли несколько покалении такое есть во всех родах

Link to comment
Share on other sites

11 часов назад, Тайбуга Буркут сказал:

 

А человек, который Есенбақты, он есть. И отец у него не Ақсары, а Махмет (Мухаммед Тайбуга). Есть у него и брат: Касым, от которого Едигер и Бекбулат.

У этого Махмета есть отец, Адер (Әдір), а у Адер есть отец: Омар би. 

у казахов остались буркуты?

Link to comment
Share on other sites

В 29.01.2024 в 01:54, Jagalbay сказал:

у казахов остались буркуты?

Да. Тургак керей ветка. Они все буркуты. И живут в долине буркут, у подножья горы Буркут (Беркуты). Все они потомки Есенбакты. И волость у них назывался Есенбакты керей болысы. Предводитель рода Берды. 

Link to comment
Share on other sites

В 28.01.2024 в 18:09, АксКерБорж сказал:

 

Кстати эти архивные данные на мой взгляд не стыкуются с прошлыми утверждениями Кылышбая и Жаксылыка (омолаживающими казахское племя керей)) о том, что некий общий предок ашамайлы, бескара и акымбетов (не отец и не дед, а далекий их общий предок) жил 650 лет назад, то есть около 1400 года.

Почему? Потому что даже совсем недавний по историческим меркам и очень хорошо знакомый всему нашему роду предок Маркабай 1750 года, а его отец Елибай около 1720 года, а ведь перед ними целая цепочка личностей и родов - Кудайберды, еще раньше много личностей (ступеней) в развитии целого рода бесқара, до него - целая плеяда в развитии предкового рода күрсары, смаил, тарышы и т.д. и т.п. 

  

 

Кутуркульская нолость.

 

 

 

Baoa

Кызыль-агачь (красный пвсь)

Абызт

100 1. 18

Бешакь

Чаграй-тюбе (сопка Чаграя) .

Абызь

100

Уразалы

Кызыль-агачь (красный твет) Абызв

 

1.00

Бейсексй

Кара-булаль (черный кліоть)

Абызт.

100

12

Давлетбай

Кызыль-шликь (красный ивнякь)

АбызЪ

Т. поколін.

Бантыбай

Кара-мурунь (черный нось)

 

4

Layrta

Кара-тать (чер, ива)

 

3 г.

Тамень

Кинсаль (маленькій. Кикт)

Абывь

100 л.

А уче-Джабагинь

9ギ

Ала-тай (пагій

Tait)

Абызт

100

Мендебай

Сарымсакти (шукь-озощь)

Абывь,

б. 100, рл.

Казжань

ART-TO0e (Obaa corke)

Абызь

Т покол:

Бекматамбеть

Каратерь (ворогой)

Абызт,

140 л.

Макашь

Джиланды (вмБинал)

Абызт

140

Омеркуль

Макбань (имл)

Абызь

7 10ROJ・

Кенебай

Кара-тереть (чер, осина)

A0587

 

Myeypaze

Камбамбай (имл)

Абызь

 

Кошербай

Kanoanoat

Абызт

 

Мустафа

Савыкь

Терест.-котау (лвван

зимовка)

Бувекь (?) - тау (Бузекь-гора)

A05131

21/71-1

 

 

 

 

 

 

 

 

Чокамань-Балаевь

Джаль-сугурь (благоподучно)

Инсегельды

40.

コト

Кожамбергинь- Кайпановь

Узунт-кызыль (длинный-красный)

Инсегельды

40

Кии-Джанайцаровь

Кывыл-агачь (красн. льеь)

A.DNz

19

70

Торебеть-Бегевдаровь

Катынь-карагай (женина сосна)

 

4

Торть-кара-Кулайбаевь

Баймурза-Балага (мальчику Ваймурав)

Верды

100

Майибал-Бескоринь

Човь-кизыль (куртина красная)

Берды

5

Банте-Усёновь. .

Баймураа-Кара-таль (чер. ива Баймурэы)

Токумбетт.

120

2

Обратите внимание: Майибал - Бескоринь.

Он от Берды.

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Тайбуга Буркут сказал:

 

Кутуркульская нолость.

 

 

 

Baoa

Кызыль-агачь (красный пвсь)

Абызт

100 1. 18

Бешакь

Чаграй-тюбе (сопка Чаграя) .

Абызь

100

Уразалы

Кызыль-агачь (красный твет) Абызв

 

1.00

Бейсексй

Кара-булаль (черный кліоть)

Абызт.

100

12

Давлетбай

Кызыль-шликь (красный ивнякь)

АбызЪ

Т. поколін.

Бантыбай

Кара-мурунь (черный нось)

 

4

Layrta

Кара-тать (чер, ива)

 

3 г.

Тамень

Кинсаль (маленькій. Кикт)

Абывь

100 л.

А уче-Джабагинь

9ギ

Ала-тай (пагій

Tait)

Абызт

100

Мендебай

Сарымсакти (шукь-озощь)

Абывь,

б. 100, рл.

Казжань

ART-TO0e (Obaa corke)

Абызь

Т покол:

Бекматамбеть

Каратерь (ворогой)

Абызт,

140 л.

Макашь

Джиланды (вмБинал)

Абызт

140

Омеркуль

Макбань (имл)

Абызь

7 10ROJ・

Кенебай

Кара-тереть (чер, осина)

A0587

 

Myeypaze

Камбамбай (имл)

Абызь

 

Кошербай

Kanoanoat

Абызт

 

Мустафа

Савыкь

Терест.-котау (лвван

зимовка)

Бувекь (?) - тау (Бузекь-гора)

A05131

21/71-1

 

 

 

 

 

 

 

 

Чокамань-Балаевь

Джаль-сугурь (благоподучно)

Инсегельды

40.

コト

Кожамбергинь- Кайпановь

Узунт-кызыль (длинный-красный)

Инсегельды

40

Кии-Джанайцаровь

Кывыл-агачь (красн. льеь)

A.DNz

19

70

Торебеть-Бегевдаровь

Катынь-карагай (женина сосна)

 

4

Торть-кара-Кулайбаевь

Баймурза-Балага (мальчику Ваймурав)

Верды

100

Майибал-Бескоринь

Човь-кизыль (куртина красная)

Берды

5

Банте-Усёновь. .

Баймураа-Кара-таль (чер. ива Баймурэы)

Токумбетт.

120

2

Обратите внимание: Майибал - Бескоринь.

Он от Берды.

Бесқара сын Қонайбая по историческим меркам он жил не давно, не надо путать его с Жебеке

Ақсары-Бәйет-Есенбақы-Шегір-Берді-Торғай-Шыңбай-Ораз-Қонайбай-Бесқара

Link to comment
Share on other sites

В 26.11.2023 в 22:26, Тайбуга Буркут сказал:

Например, у Берды согласно шежире Тургак кереев 8 сыновей: Баба, Тайшыбек, Ораз, Торткара, Бескара, Кубе, Жолдыбай, Жапек.

Это шежіре как видим не правильно от Берді до Төртқара и Бесқара 4 поколения а Ораз дед Төртқара. Берді-Торғай-Шыңбай-Ораз-Қонайбай-Бесқара. Баба тоже есть в МКЗ, если бы Берды был его отцом то получается что Берды самое познее родился в 1800 годах.

Link to comment
Share on other sites

14 часов назад, Тайбуга Буркут сказал:

Обратите внимание: Майибал - Бескоринь.

Он от Берды.

 

В нашем шежіре я не встречал Берді.

Есть Құдайберді.

 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...