-
Сообщения
-
olley 54
7 часов назад, Kamal сказал:Не, не пробовал такое. У нас "гоже" это сваренный в молоке рис с добавлением маша и лобио, приготовляемый в основном для детей. Это блюдо я всегда любил и моя мамка его готовила каждый раз, когда я приезжал на каникулы или в отпуск даже в мои взрослые годы, я просто обожал этот суп. Иногда рис, маш и лобио варят в воде и заправляют кефиром, но это в основном для взрослых или для любителей кисленького.
Название «гужа» в разных регионах относится к разным супам, поэтому и рецепты, и варианты самого названия различаются.
В моём представлении гужа - это холодный суп на кисломолочной основе (сузьма, катык) и с пшеницей. Его нередко готовят с небольшим количеством белой кукурузы, как в рецепте на предыдущем видео.
Традиционно же основой служила пшеница: кукуруза появилась у нас лишь после её завоза из Америки и позже не знаю через кого, а рис долгое время был дороже пшеницы. Даже в конце 1980-х, по моим воспоминаниям, высококачественный рис девзира отдельных сортов, который покупали только по особым случаям, на базарах стоил столько же, сколько мясо на базаре.
Похожий холодный суп на основе сузьмы, катыка и зелени называется чалоп. Он известен и в других тюркских кухнях. Может быть в Каракалпакстане тоже есть этот суп? -
Kamal 875
В 12.05.2025 в 19:00, Лимфоцит сказал:Генетика туркмен-юзов Нураты
N1a -> N-FT53236
Три представителя туркмен-юзов из района Нураты (Узбекистан) показали принадлежность к гаплогруппе N-FT532366, которая отделилась от N-FT53281 около 850 года н.э. и имеет общего предка, жившего примерно в 1900 году н.э. В этой же ветке встречаются носители из Турции, Казахстана и Каракалпакстана, что свидетельствует о её широком распространении в cтепном мире.
Туркмен-юзы — это одна из узбекских племенных групп, проживающих в Нуратинском районе. Их происхождение включает в себя разнородные племенные компоненты: в этнонимии и структуре (найман, юз, кунграт, тараклы, балгалы, куса и др.) фиксируются связи с узбекскими племенами, группами Среднего жуза казахов, а также с каракалпаками. Это указывает на конфедеративный характер происхождения когда племя формировалось из остатков различных кочевых групп.
ПалеоДНК образцы
Через N-Y16313:
⚱️🇰🇿 Gregorievka 95 (тюрко-монгол, 241 - 530 гг.)
⚱️🇭🇺 Kunpeszér 7 / 12 / 13 / 30 / 31 / Szegvár 554 / Csepel 1 / 465 / Tatárszentgyörgy 43 (авары, 600 - 850 гг.)
Через N-F3271:
⚱️🇲🇳 Khavtsal 2 / Tsagaan 5 (монголы, 1300 - 1400 г.)
Наличие большого количества соответствий с палеоДНК аваров, а также тюрко-монгольских степных популяций, указывает на степное восточноазиатское происхождение ветки. Вероятно, предки туркмен-юзов в Нурате были связаны с ранними тюркскими миграциями и монгольскими волнами, которые смешались с другими группами региона.
Как-то не всё гладко с этими нуратинскими туркменами. Хотя я ещё не дошел до полноценного изучения, но по имеющимся сведениям смею предположить, что здесь явно замешаны и каракалпакские рода, по крайней мере каракалпакские Казаяклы, отмечаемые также и русскими очевидцами наравне с другими каракалпакскими родами, обозначенные ими как туркмены говорящие на киргизском языке, точно замешаны.
И вообще, в чисто нынешней туркменской родоплеменной структуре род Казаяклы отсутствует вчистую, зато среди нынешних каракалпакских родов Казаяклы представлены в большом количестве в обоих Арысах, и понемножку присутствуют среди ставропольских туркменов и кавказских ногайцев, то есть исторические параллели налицо.
А по совокупности всех известных каракалпакских легенд, получается, что род Казаяклы наравне с Муйтенами являются основоположниками современного каракалпакского народа.
-
Kamal 875
4 часа назад, olley сказал:
Похожие холодные супы есть во многих кухнях мира. У узбеков имеется собственный вариант, который готовят в жаркое время года.
Холодный суп гужа (go'ja) из зерен пшеницы и сузьмы.
Готовим зёрна пшеницы в казане вечером или ранним утром. Варим их на слабом огне не менее трёх часов, пока крупа полностью не размягчится.
Сузьму разводим очень холодной водой до консистенции кефира и соединяем с остывшей кашей.
Добавляем мелко нарезанную зелень - райхон.
В Маргилане, когда поспевает черешня, к супу добавляют несколько ягод в косушку. Немного позже, в сезон урюка, кладут половинки мягкого свежего урюка.
Суп готов.Не, не пробовал такое. У нас "гоже" это сваренный в молоке рис с добавлением маша и лобио, приготовляемый в основном для детей. Это блюдо я всегда любил и моя мамка его готовила каждый раз, когда я приезжал на каникулы или в отпуск даже в мои взрослые годы, я просто обожал этот суп. Иногда рис, маш и лобио варят в воде и заправляют кефиром, но это в основном для взрослых или для любителей кисленького.
-
Kamal 875
В 08.05.2025 в 11:03, olley сказал:В Каракалпакстане готовят бешбармак (турама) из индейки - тоже вкусное мясо.
Ну, вообще-то, любое блюдо из индейки это очень даже уважаемое блюдо для каракалпаков, только под мясо индейки у нас принято готовить исключительно "жуери гуртук", когда клецки готовят из муки жуери (сорго) особым способом. А "турама" готовится исключительно из мяса говядины, которого крошат в мелкие кусочки и смешивают с клёцками, приготовленными из пшеничной муки. Подобие таких блюд ,,турама,, есть и у туркменов и ногайцев, а среди других тюркских народов не отмечено, зато аналог блюда "жуери гуртук"с мясом индейки есть у калмыков и кавказских народов, где клецки готовят из кукурузной муки, как аналог муки из сорго. Географически, очень даже приличное расстояние если судить по принципу влияния соседних культур. Так, откуда же это блюдо "жуери гуртук" распространилось у каракалпаков, если его нет даже у узбеков?
-
buba-suba 13
В 19.04.2025 в 18:25, АксКерБорж сказал:Табуны КРС в 1960-х годах зимой в лесах навряд ли содержали, КРС не лошади, суровые зимы не вынесли бы, тем более отел.
При нехватке кормов вполне могли в лес выгонять. У нас до сих пор так делают. Особенно при ветре, коровы сами уходят в лес.
В лесу коровы собирают в кучу ветки, теленок лежит не на снегу. На следующий день хозяева находят, привозят.
-
-