Steppe Man Опубликовано 5 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 5 августа, 2022 Казахские историки в Китае говорят, что командующий армией Манжур-Цинь отказался атаковать казахскую страну и объяснил это тем, что «мы с казахом родственники». Действительно, Империя Манжур-Цинь, стеревшая Джунгарскую страну из истории, не оказала враждебности Казахскому ханству. Потомки Чингисхана правили Казахским ханством, то есть они были родственниками династии Шивей-журжен, правившей империей Манджур-Цин. Из этих данных видно, что войны между государствами связаны с соперничеством-враждой между двумя благородными династиями, правившими этими государствами. Источник: https://e-history.kz/ru/news/show/33475/ © e-history.kz Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir Jürgen Опубликовано 5 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 5 августа, 2022 Что известно о "законах" Есима и Касыма и жеті жарғы? Насколько достоверно существование таких законов? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samatq Опубликовано 5 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 5 августа, 2022 @Zake QOBUγA, qobuγu (*qobu-γa|γu) Халх. ховоо, калм. хова, бур. хобо бадья (например, колодезная); бревно с выдолбленной серединой; бур. продольный паз; кормушка для ягнят. QOBU- [←*qobï-ǁ*qowï-ǁ*qoγï- →*qoγu-]: qobkil, qobil, qobudal, oqobudasun, qobuγa, oqobuγar, qobul, oqobuqa; cp. qoγula. ◊ − Кирг. коо ложбина, жёлоб; загон, ограда; маньчж. qo жёлоб, канавка для стока воды; труба; корыто; qobi впалые места по обеим сторонам носа; впадина, ямка вообще; др.-тюрк. qobï пустой, полый; никчёмный; злополучный; горно-алт. кобы лог, лощина, ложбина 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boranbai_bi Опубликовано 6 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 6 августа, 2022 В 05.08.2022 в 18:11, Bir Jürgen сказал: Что известно о "законах" Есима и Касыма и жеті жарғы? Насколько достоверно существование таких законов? Показать ну вроде до русских исследователей и этнографов 19 века упоминание о законах Касыма и Есима дошло в виде фольклора. Жеті жарғы был устным сводом законом, которым пользовались казахские бии до 1920х годов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 7 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2022 В 06.08.2022 в 00:47, boranbai_bi сказал: ну вроде до русских исследователей и этнографов 19 века упоминание о законах Касыма и Есима дошло в виде фольклора. Жеті жарғы был устным сводом законом, которым пользовались казахские бии до 1920х годов. Показать Уже писал. Имхо это Жете жарғы Арабизм "жете" в каз. языке имеет значения "тек", "ата-тек", "арғы тек" (предки, происхождение, родословная), "түп", "негіз" (корень, основа, фундамент) и т.д. Жете жарғы в понимании кочевников это закон предков, "фундаментальный" закон, которому следовали испокон веков и т.д. (с поправкой на ислам) Сравните с "йосун" - "закон", "обычаи", "традиции". 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 7 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2022 @Zake Русские исследователи четко передали, что это жеті жаргы, а не жете. Такая ошибка могла произойти лишь в том случае, если сами казахи не исказили это слово. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 7 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2022 В 07.08.2022 в 05:06, Bir bala сказал: @Zake Русские исследователи четко передали, что это жеті жаргы, а не жете. Такая ошибка могла произойти лишь в том случае, если сами казахи не исказили это слово. Показать Как на ваше казахское ухо "Жетісу" - "семь рек"? По мне с каз. языка это нелепица, но может я и ошибаюсь. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 7 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2022 @Zake Причем тут вообще это? Вы намекаете, что должно быть не "Жеты су" , а "Жетесу" как страна Жете из зафар наме? Это вообще не согласуется даже в самом словосочетании. Жеты жаргы было судебным органом состоявший из семи биев. Прочитайте статьи про калмыкское Заргы и Жаргы из ильханидских источников. Абсолютно во всех источниках "Жаргы" это судебный орган, а не конституция или сборник законов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 7 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2022 В 07.08.2022 в 05:20, Bir bala сказал: @Zake Причем тут вообще это? Вы намекаете, что должно быть не "Жеты су" , а "Жетесу" как страна Жете из зафар наме? Это вообще не согласуется даже в самом словосочетании. Показать Вы можете просто ответить на мой вопрос без поиска намеков? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 7 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2022 @Zake Зачем мне отвечать на глупый вопрос? Я вам в первом предложении ответил, что "Жете су" это бред полный. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 7 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2022 В 07.08.2022 в 05:23, Bir bala сказал: @Zake Зачем мне отвечать на глупый вопрос? Я вам в первом предложении ответил, что "Жете су" это бред полный. Показать Давайте спокойнее. Где я здесь писал про "Жетесу"? Я у вас лишь спросил: "Как на ваше казахское ухо "Жетісу" - "семь рек"?" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 7 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2022 @Zake На мое казахское ухо вполне нормально слышится. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 7 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2022 В 07.08.2022 в 05:37, Bir bala сказал: @Zake На мое казахское ухо вполне нормально слышится. Показать Ухо точно казахское?) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 7 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2022 @Zake Ну а как я должен произносить это слово? Если медленно, то ясень пень слышится Жеті Су, а если быстрое проговаривание , то орфоэпия Жете су. Вы мне вот , что скажите. Что вы хотите этим добиться? Обычно у людей есть цель, а с вашей стороны я никакой цели не вижу, а наблюдаю лишь разговор не в те дебри, когда я вам давным давно написал про Жеты Жаргы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 7 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2022 В 07.08.2022 в 05:43, Bir bala сказал: @Zake Ну а как я должен произносить это слово? Если медленно, то ясень пень слышится Жеті Су, а если быстрое проговаривание , то орфоэпия Жете су. Вы мне вот , что скажите. Что вы хотите этим добиться? Обычно у людей есть цель, а с вашей стороны я никакой цели не вижу, а наблюдаю лишь разговор не в те дебри, когда я вам давным давно написал про Жеты Жаргы. Показать Речь о семантике термина "Жетісу" как "семь рек". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 7 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2022 @Zake В 07.08.2022 в 05:50, Zake сказал: По мне это как-то не по казахски. Показать Название семиречье "Жеты су" русские взяли у самих казахов и перевели его. Если у вас есть какие то другие аргументы на счет этого топонима, то статью в студию. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 7 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2022 В 05.08.2022 в 18:11, Bir Jürgen сказал: Что известно о "законах" Есима и Касыма и жеті жарғы? Насколько достоверно существование таких законов? Показать У кочевых казахов было много законоуложений как и у их предков тюркских кочевых народов. А каждый хан тем более оставлял как минимум свои установления, а как максимум еще чеканил и свои монеты. ) Тут не должно быть никаких сомнений. Самое последнее из известных степных уложений это свод норм обычного права, принятый в мае 1885 года на съезде представителей всего востока Казахстана на реке Шар в урочище Карамола. Ханская власть к тому времени уже была ликвидирована, поэтому его принимали бии. Кстати на нем участвовал мой нагашы прадед управитель Караоткельской волости Павлодарского уезда Иса Бердалин,а от Чингизской волости Семипалатинской области Абай Кунанбаев. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 7 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2022 В 07.08.2022 в 05:53, Bir bala сказал: @Zake Название семиречье "Жеты су" русские взяли у самих казахов и перевели его. Если у вас есть какие то другие аргументы на счет этого топонима, то статью в студию. Показать Люминь значит люминь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 7 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2022 @АксКерБорж Видел я ваши фейковые законоуложения "Жанибек ханнын адеп гурыптар" "Таукеле ханнын тура жолы" и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 7 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2022 В 07.08.2022 в 05:59, Bir bala сказал: @АксКерБорж Видел я ваши фейковые законоуложения "Жанибек ханнын адеп гурыптар" "Таукеле ханнын тура жолы" и т.д. Показать Дело не в названиях, по ним конечно могут быть споры, дело в самом факте таких сводов обычного права, в существовании которых засомневался Bir Jurgen. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 7 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2022 @АксКерБорж В 07.08.2022 в 06:01, АксКерБорж сказал: Дело не в названиях, по ним конечно могут быть споры, дело в самом факте таких сводов обычного права, в существовании которых засомневался Bir Jurgen. Показать Я сомневаюсь о существовании мнимых законов Касыма и Есима. Я против трактовки Жеты жаргы, как семи уложении. Я в курсе, что казахи придерживались норм обычного права , которое существовало до Чингиз хана и с последующими модификациями Чингизхановской Ясы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 7 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2022 В 07.08.2022 в 06:04, Bir bala сказал: Я сомневаюсь о существовании мнимых законов Касыма и Есима. Показать А есть ли у вас обоснования и доказательства для их отрицания? В 07.08.2022 в 06:04, Bir bala сказал: Я против трактовки Жеты жаргы, как семи уложении. Показать Семи норм конечно маловато будет, их обычно бывает гораздо больше. А целых семь уложений (сводов, кодексов) это перебор. )) Мы уже с вами обсуждали этимологию, использовав Джувейни поняли, что джаргы/йаргу - суд, а йаргучи - судья. И что это не джунгаризм-монголизм, а тюркизм. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samatq Опубликовано 7 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2022 В 11.12.2020 в 04:48, Rust сказал: Без проблем: еще еще Показать Ув @Rustчто могло означать термин “токмак”? Может уже обсуждали. Рахмат @Zakeваше мнение интересует Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 7 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2022 В 07.08.2022 в 04:56, Zake сказал: Жете жарғы в понимании кочевников это закон предков, Показать Жете Жаргы- это вполне моголистанский закон.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 7 августа, 2022 Поделиться Опубликовано 7 августа, 2022 В 07.08.2022 в 12:17, Samatq сказал: Ув @Rustчто могло означать термин “токмак”? Может уже обсуждали. Рахмат @Zakeваше мнение интересует Показать Токмак - это наименование Улуса Джучи (Дешт-Кипчак) в монг. источниках. В китайских Тохума. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться