Jagalbay Опубликовано 23 февраля Поделиться Опубликовано 23 февраля 9 часов назад, АксКерБорж сказал: Если вы такой правильный, то почему сделали вид, что не увидели моих вопросов про молочную водку, алтайские головные уборы и высокие горы на иллюстрации в самом начале словаря? у вас же тоже есть горы в Баянаул, насчет головных уборов я не знаю, какие были у сибирских татар или казахов в 18 веке что не так с водкой? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 23 февраля Поделиться Опубликовано 23 февраля В 22.02.2025 в 17:21, АксКерБорж сказал: На рисунке внутри юрты запечатлен процесс приготовления молочной водки (араки) путем дистилляции, что этнографами и очевидцами не было зафиксировано у северо-восточных казахов. Цитата Спойлер Как правило, те, кто изготовлял кумыс, производили из него и крепкий алкогольный напиток — молочную водку. Лишь в отношении якутов существуют противоречивые мнения. Гмелин называет их в ряду народов, которые производят водку из кумыса, Миллер же категорически утверждает, что якуты «не выгоняют водки». Технологию изготовления этого напитка исследователь описывает следующим образом: «Языческие татары, калмыки, монголы, нерчинские тунгусы и брацкие и по ту, и по эту сторону Байкала употребляют кумыс не только лишь для питья, но и выгоняют из него водку, которую они называют Arakì. Для этого они используют свой плоский котел из чугуна, накрывают его деревянным верхом, в котором имеется трубка, из которой водка стекает в подставленный под нее деревянный сосуд». Оценивая качество молочной водки, Миллер пишет: «Водка очень слабая, слабее обыкновенной, или ординарной, хлебной водки, и, кроме того, имеет неприятный для нас запах. <…> Однако крепость молочной водки бывает различной в зависимости от времени года. Лучше всего она из первого весеннего молока, а самая плохая — зимой. Можно еще сказать, что если бы кумыс перегонялся на европейский лад с холодильным бочонком и через плотно закрытые трубки, а также в приемник с узким горлом, чтобы испарение не было таким сильным, то она была бы гораздо крепче. Я неоднократно пытался объяснить этим народам наш способ, но они не проявляют к этому интереса и говорят, что их предки делали так, и поэтому они не желают вводить какие-либо новшества». К вопросу о качестве молочной водки Миллер обращался неоднократно, каждый раз приходя к одному и тому же выводу: водка из кобыльего кумыса хуже, чем хлебная, но лучше, чем из кумыса коровьего. Он отмечает, что сибирские татары «изготовляют водку также и из коровьего молока, после того, как с него снято масло, но она хуже и от нее болит голова». Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 23 февраля Поделиться Опубликовано 23 февраля КУХНЯ СИБИРСКИХ ТАТАР В XVI - первой половине XIX в. в пище татар Тоболо-Иртышского бассейна было много общего. Все они употребляли в пищу рыбу (вареную, жареную и сушеную), мясо диких животных и особенно любили лошадиное мясо, пили кумыс. Целый ряд общих блюд был у тобольских, тарских и курдакско-саргатских татар - ячменная мука, истолченная в деревянной ступе, вареная в котле сухая рыба, чай с мукой и маслом, изготовленная из овсяной муки брага (буза), перегнанная из кобыльего молока водка (арака). Эти блюда бытовали и среди тюменских татар. В то же время имелись и отличия в питании разных групп. В частности, некоторые из них в XVII в. не употребляли или почти не употребляли в пищу хлеб. До нас дошли сведения о своеобразном напитке тюменских татар в середине XVI столетия - смеси кобыльего молока со свежей кровью забитой лошади. Спойлер КУХНЯ СИБИРСКИХ ТАТАР В XVI - первой половине XIX в. в пище татар Тоболо-Иртышского бассейна было много общего. Все они употребляли в пищу рыбу (вареную, жареную и сушеную), мясо диких животных и особенно любили лошадиное мясо, пили кумыс. Целый ряд общих блюд был у тобольских, тарских и курдакско-саргатских татар - ячменная мука, истолченная в деревянной ступе, вареная в котле сухая рыба, чай с мукой и маслом, изготовленная из овсяной муки брага (буза), перегнанная из кобыльего молока водка (арака). Эти блюда бытовали и среди тюменских татар. В то же время имелись и отличия в питании разных групп. В частности, некоторые из них в XVII в. не употребляли или почти не употребляли в пищу хлеб. До нас дошли сведения о своеобразном напитке тюменских татар в середине XVI столетия - смеси кобыльего молока со свежей кровью забитой лошади. Продукты питания сибирских татар складывались во второй половине XIX – начале XX в. главным образом из зерновых, мучных, молочных и рыбных изделий. Меньше потребляли мясных продуктов. У части барабинских и тоболо-иртышских татар, живших по рекам и озерам, основой питания были рыба и рыбий жир. У татар-охотников большее значение имела дичь. Наиболее лакомой пищей считалось мясо - конина, баранина, говядина; свинину не ели совсем. Мясная и молочная пища преобладала у томских татар. Очень мало употребляли сибирские татары овощи и продукты собирательства (ягоды, орехи). В молочных блюдах превалировали кисломолочные продукты, хотя татары пили молоко и в свежем виде. В некоторых деревнях готовили молочный суп с домашней лапшой. Из молока получали сливки (каймак), напиток айран, катык - блюдо, приготовляемое из заквашенного кипяченого молока, пресный сыр пашлак, кислый сыр курут, масло май - в употреблении больше было топленое масло. Барабинцам известен был ачагай - блюдо, изготавливаемое из пареной в печи и вареной до красноватого цвета простокваши, высушенной затем на солнце до густой массы. Рыбу солили, сушили и вялили. Сушеная рыба заготовлялась впрок. Рыбу ели в вареном и жареном виде. Нередко варили уху; рыбу жарили не только на сковородах, но и на палочках над костром. Мясо употребляли чаще всего в вареном виде, в том числе в различных супах, его часто солили, коптили и вялили. Из мяса готовили также колбасу казы, тутырму, варили студень (слуден), плов. У барабинцев наиболее почетными кусками мяса считалась отварная грудинка (тош). В охотничьих районах ели пернатую дичь (гусей жарили над огнем на рогульках), а также мясо лосей, медведей, зайцев. Из муки выпекали хлеб, делали домашнюю лапшу. Многие татары пекли хлеб в виде пресных лепешек (каттама). Из толченых ячменных и пшеничных зерен томские татары и барабинцы приготовляли талкан. Из зерен зажаренной пшеницы варили на мясном бульоне полужидкую кашу. Из печеных мучных изделий сибирские татары знали оладьи, балиши (пироги с мясом или рыбой), парамечи (пирожки и ватрушки), баурсаки (колобки или ленты из теста, зажаренные в масле), оратму (кольца из теста) и др. Своеобразными блюдами были алюва (пшеничная мука, заваренная молоком и топленым маслом) и затуран (поджаренная на масле мука и отваренная затем в чае). Немало мучных блюд сибирские татары заимствовали от русских. Из напитков пили чай, квашеное молоко, айран, брагу из ячменных зерен, барабинцы готовили кумыс. В прошлом отдельным группам известна была молочная водка. Бедняки вместо чая заваривали кипятком травы. "Тюркские народы Сибири. М. : Наука, 2006". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 23 февраля Поделиться Опубликовано 23 февраля короче, АКБ как с языком ошибся, так и с водкой Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 23 февраля Поделиться Опубликовано 23 февраля @Jagalbay У ранних советских казахов также встречается. В литературе 1920-1930 годов именно у тех авторов, которые происходили из северных казахов встречалась такое окончание. Только после ЙЫК устаканилось, так как 70% казахов говорят через ЙЫК, а не через ЛЫК. 48 минут назад, Jagalbay сказал: а у кого еще есть - лык кроме Ыбырая? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 23 февраля Поделиться Опубликовано 23 февраля и самое главное - в словаре Скалона куча арабизмов и персизмов - дарья, фаида, Цебреил, худои, алла, падша, акыл Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boranbai_bi Опубликовано 23 февраля Поделиться Опубликовано 23 февраля 9 часов назад, MURAD сказал: Ну и что, все древнеуйгурские памятники читаются через "Й",хоть манихейские ,хоть буддийские,тот же турфанский "Ирк Битиг" разные диалекты Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 24 февраля Поделиться Опубликовано 24 февраля Вот как описывал процесс изготовления арака у казахов в начале XIX в. Г.И. Спасский: «Вырыв в каком-нибудь берегу яму, похожую на печку, ставят над нею чугунный котёл (ка зан), имеющий вид чаши; наполняют его кумызом и покрывают сверху колпаком, сшитым из сырой кожи и обмазанным глиною. Между котлом и колпаком вкладывают ружейное дуло, чрез которое, по согрении котла огнём, выходит вино, поднимающееся парами. Вкус сего вина несколько кисловат, цвет голубоватый, и оно густо как брага. От многого употребления его можно быть пьяным; через двойную же или тройную перегон ку получается спирт не хуже хлебного и не имеющий признаков кумыза» Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 24 февраля Поделиться Опубликовано 24 февраля недавно видео коммент одного южанина, что слово тамыр только у них есть но у нас на севере оно тоже есть, раньше казахи и русские были тамырами, наш аул на берегу Ишима, а на другом берегу украинское село, и между ними было много тамыров, у моего деда был тамыр украинец, особенно они помогли в голодомор, научили рыбу ловить, продуктами помогали еще был такой случай в другом ауле, русский мужик забрал детей тамыра казаха, после того как его арестовали в 37, и дал им свою фамилию, воспитал как своих детей 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 февраля Поделиться Опубликовано 26 февраля В 23.02.2025 в 16:48, Jagalbay сказал: посмотрите их язык и посмотрите язык сибирских татар у Радлова (есть 2 тома про языки сибирских и алтайских тюрок)- язык Скалона ближе к сибирскотатарскому ваша теория неверна Я вам привел статью сибирского татарина, где прямо говорится, что в диалекте тевризских татар, именно которые обитали по Иртышу и которые поверсии жыйирманшыведов тесно контактировали с кочевыми казахами нашего края, цоканья нет. Как говорит Сабитов )), пишите статью, опровергайте Д.Б. Рамазанова. В 23.02.2025 в 17:20, Bir bala сказал: А что там доказывать то. Это не только у Ыбырая, но и у других северных казахов был такой говор. Идите и ищите, если не верите. Так и знал, что не сможете доказать свое предположение. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 февраля Поделиться Опубликовано 26 февраля В 23.02.2025 в 18:26, Jagalbay сказал: у вас же тоже есть горы в Баянаул Сказочный бред, даже комментировать глупо. Вы сперва хоть посмотрите на карты где кочевали казахи, где обитали телеуты и где сибирские татары. А то в погоне отстоять свою версию вы уже начали приписывать казахам быт и ландшафт Алтая. )) В 23.02.2025 в 18:26, Jagalbay сказал: насчет головных уборов я не знаю, какие были у сибирских татар или казахов в 18 веке что не так с водкой? И то, и другое явно телеутские, алтайские. Но вы сейчас заняты натягиванием совы на глобус языка сибирских татар на казахский язык, поэтому навряд ли вас убедит любое доказательство. В 24.02.2025 в 19:06, Jagalbay сказал: недавно видео коммент одного южанина, что слово тамыр только у них есть но у нас на севере оно тоже есть, раньше казахи и русские были тамырами, наш аул на берегу Ишима, а на другом берегу украинское село, и между ними было много тамыров, у моего деда был тамыр украинец, особенно они помогли в голодомор, научили рыбу ловить, продуктами помогали еще был такой случай в другом ауле, русский мужик забрал детей тамыра казаха, после того как его арестовали в 37, и дал им свою фамилию, воспитал как своих детей О чем пост, причем тут южане или русские? Или жыйирманшыведы юзают только онлайн словарь, в котором не все и не всегда точно? Тамыр это по-казахски друг, а дос / дост это персизм. Мой маркум отец называл своего близкого друга тамыром. И все раньше у нас так говорили. Потом оно постепенно заменилось словом дос. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 26 февраля Поделиться Опубликовано 26 февраля 3 часа назад, АксКерБорж сказал: Так и знал, что не сможете доказать свое предположение. @АксКерБорж Ничего постыдного в говоре своих предков нет. Чем раньше вы смиритесь с этим фактом, тем будет проще. 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 28 февраля Поделиться Опубликовано 28 февраля АКБ как всегда не может признать свою ошибку, даже Заке написал, что это язык сибирских татар ) 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 28 февраля Поделиться Опубликовано 28 февраля В 26.02.2025 в 07:19, АксКерБорж сказал: Я вам привел статью сибирского татарина, где прямо говорится, что в диалекте тевризских татар, именно которые обитали по Иртышу и которые поверсии жыйирманшыведов тесно контактировали с кочевыми казахами нашего края, цоканья нет. Как говорит Сабитов )), пишите статью, опровергайте Д.Б. Рамазанова. вы так и не доказали, что телеуты цокают )) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 28 февраля Поделиться Опубликовано 28 февраля В 26.02.2025 в 07:26, АксКерБорж сказал: Сказочный бред, даже комментировать глупо. Вы сперва хоть посмотрите на карты где кочевали казахи, где обитали телеуты и где сибирские татары. А то в погоне отстоять свою версию вы уже начали приписывать казахам быт и ландшафт Алтая. )) это вы сказочный бред пишите, даже не зная язык алтайцев как вы вообще читали словарь, в котором куча арабизмов и персизмов, если приписали его язычникам алтайцам? )) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 марта Поделиться Опубликовано 2 марта В 26.02.2025 в 10:41, Bir bala сказал: Ничего постыдного в говоре своих предков нет. Чем раньше вы смиритесь с этим фактом, тем будет проще. Конечно ничего постыдного нет если бы это было на самом деле в истории казахского народа. Но вы ведь, два жыйирманшыведа, постоянно фантазируете по поводу казахского языка (сейчас я не про вопросы истории, в которых я чаще согласен с вами, чем не согласен). В 28.02.2025 в 20:28, Jagalbay сказал: АКБ как всегда не может признать свою ошибку, даже Заке написал, что это язык сибирских татар ) При всем моем уважении к Zake и к его историческим версиям, он же не последняя инстанция, как и я, как и вы жыйирманшыведы, как и остальные участники этого форума. На то и форум, чтобы дискутировать. В 28.02.2025 в 20:31, Jagalbay сказал: вы так и не доказали, что телеуты цокают )) Алтайцы и телеуты были долгое время под монгольским культурным влиянием, это хорошо известные факты. А урянхаи, о которых я вел речь про их обитание на территории нынешней казахской ВКО, нынче и вовсе монголоязычные и устойчиво цокают. В 28.02.2025 в 20:34, Jagalbay сказал: это вы сказочный бред пишите, даже не зная язык алтайцев как вы вообще читали словарь, в котором куча арабизмов и персизмов, если приписали его язычникам алтайцам? )) У алтайцев тоже есть такие заимствования и вам это хорошо известно по этому форуму. Просто лично у вас, ув. Жыйирманшывед-Сибтатаровед, стоит упрямая цель натянуть язык казахов Степного края (к которым вы вроде причисляете себя со своими дедами) на свою ошибочную версию-выдумку. Но она у вас слабая, внешне вроде гладкая, но не стыкуются детали, причем важные, я о них писал выше. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 марта Поделиться Опубликовано 2 марта В 23.02.2025 в 11:15, АксКерБорж сказал: в статье Рамазанова Д.Б. говорится, что цоканье свойственно не всем сибирско-татарским диалектам и говорам. Например, цоканья нет в тевризском и калмакском диалектах. Но в любом случае Иртыш это в первую очередь Тевризский район Более внимательно посмотрел на карту. Оказывается больше остальных татарских групп Сибири ближе к казахским кочевьям обитали сибирские татары нынешней Тюменской области, т.е. близко к современной Северо-Казахстанской области (не включая недавно вошедшую в нее Кокшетаускую область). Как пишет автор приведенной статьи, цоканье присутствует в говорах всех сибирских татар кроме тевризских, обитавших по Иртышу, т.е. обитавших недалеко от казахских кочевий в южной части нынешней Омской и в Павлодарской областях. Поэтому, если допустить, что версия Bir bala и Jagalbay все таки правдоподобная, то цоканье должно было быть у казахов Северо-Казахстанской области в границах до 1997 года. Ув. Jagalbay, что говорят ваши деды, старое поколение, краеведы и этнографы - уроженцы вашей области о цоканье в языке области, о влиянии на него язык тюменских татар, имело все это место или это бред? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 2 марта Поделиться Опубликовано 2 марта @АксКерБорж Лично я не фантазирую, а обосновываю все на научной основе и даже привожу ссылки в отличии от вас, человека который не приводит ссылки и обзывает своих оппонентов в дискуссии. То, что северные казахи говори через "ЛЫК" вместо литературного "ЙЫК" исторический факт, и то что казахи раньше говорили "Жиырманшы" вместо позднего "Жиырмасыншы" тоже исторический факт. 1 час назад, АксКерБорж сказал: Но вы ведь, два жыйирманшыведа, постоянно фантазируете по поводу казахского языка (сейчас я не про вопросы истории, в которых я чаще согласен с вами, чем не согласен). 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 марта Поделиться Опубликовано 2 марта 58 минут назад, Bir bala сказал: обзывает своих оппонентов в дискуссии Это тот самый случай, когда говорят, что в каждой шутке есть доля правды, на шутки не принято обижаться. Тем более на форуме почти все анонимы, а анонимов невозможно обозвать. ) Жыйирманшыведами разве нельзя в шутку назвать тех, кто пытается доказать правильность выражения "жыйирманшы" вместо привычного всем казахам "жиырмасыншы" (я сейчас не о том, правы вы или нет в этом вопросе)? Сибтатароведом разве нельзя в шутку назвать того, кто несмотря на противоречивые факты пытается доказать, что на язык казахов Степного края оказали влияние говоры и диалекты сибирских татар и что в результате казахи стали йокать, цокать, покать и лыкать (образно)? Представляю казахскую речь по версии моих оппонентов: Цылым атып, цәй іціп, атпен Көкцетауға Йырманшыведтармен пірге парылық )) 58 минут назад, Bir bala сказал: Лично я не фантазирую, а обосновываю все на научной основе и даже привожу ссылки в отличии от вас, человека который не приводит ссылки и обзывает своих оппонентов в дискуссии. То, что северные казахи говори через "ЛЫК" вместо литературного "ЙЫК" исторический факт Это наверно не [все] северные казахи говорили так, а если не ошибаюсь, такой пример зафиксирован в стихотворении Ибрая Алтынсарина из Северо-Западного Казахстана (Приоренбуржья-Костаная). Или у вас есть другие факты "лыканья" казахов Северо-Восточного Казахстана (конечно кроме очень спорного по природе словаря Скалоне)? И вообще, я думаю, что для того, чтобы вести речь о каком-то существенном языковом влиянии сибирских татар на казахский язык, вам с Jagalbay в первую очередь надо обосновать и доказать существование тесных и длительных контактов между народами - когда, где, в чем это выражалось и пр. Начинайте с этого. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 2 марта Поделиться Опубликовано 2 марта @АксКерБорж Дальше и занимайтесь фольк бредятинами, раз не хотите принимать факты. 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 марта Поделиться Опубликовано 2 марта 12 минут назад, Bir bala сказал: Дальше и занимайтесь фольк бредятинами, раз не хотите принимать факты. Вы свои предположения называете фактами? Круто. 31 минуту назад, АксКерБорж сказал: И вообще, я думаю, что для того, чтобы вести речь о каком-то существенном языковом влиянии сибирских татар на казахский язык, вам с Jagalbay в первую очередь надо обосновать и доказать существование тесных и длительных контактов между народами - когда, где, в чем это выражалось и пр. Начинайте с этого. Ну развейте и эту фольк бредятину фактами, если у вас есть таковые. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 2 марта Поделиться Опубликовано 2 марта 3 часа назад, АксКерБорж сказал: Жыйирманшыведами разве нельзя в шутку назвать тех, кто пытается доказать правильность выражения "жыйирманшы" вместо привычного всем казахам "жиырмасыншы" (я сейчас не о том, правы вы или нет в этом вопросе)? привычки меняются Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 2 марта Поделиться Опубликовано 2 марта 6 часов назад, АксКерБорж сказал: Алтайцы и телеуты были долгое время под монгольским культурным влиянием, это хорошо известные факты. алтайцы и телеуты не цокают, цокают сибирские татары, еще раз, как вы читали словарь, если не заметили арабизмы и персизмы, или вы "читаю книгу, вижу книгу"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zake Опубликовано 2 марта Поделиться Опубликовано 2 марта Арабизмы и персизмы есть и у "дальних" хакасов. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 марта Поделиться Опубликовано 2 марта 33 минуты назад, Jagalbay сказал: алтайцы и телеуты не цокают, цокают сибирские татары Что это вас на телеутов тянет? Так нужно для версии? )) Я вел речь про уранхаев, они цокают. 34 минуты назад, Jagalbay сказал: как вы читали словарь, если не заметили арабизмы и персизмы, или вы "читаю книгу, вижу книгу"? 19 минут назад, Zake сказал: Арабизмы и персизмы есть и у "дальних" хакасов. Даже у сахалар емнип есть. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться