Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      146

    • Постов

      18818


  2. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      130

    • Постов

      28380


  3. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      119

    • Постов

      16959


  4. Bir bala

    Bir bala

    Пользователи


    • Баллы

      87

    • Постов

      2932


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией за 04/27/23 во всех областях

  1. Постер с конференции, про исследование палеогенетики тюрков: https://twitter.com/DanTabin/status/1719933938355834981 Среди авторов исследования - Леонид Вязов и Дэвид Райх. Основной вывод - практически у всех тюркоязычных народов обнаруживается генетический компонент булан-кобинской культуры(Алтай, II вв. до н. э. — V в. н. э.). По нему можно отличить тюрков от монголов - у тюрков булан-кобинский компонент больше хуннского, у монголов - наоборот.
    6 баллов
  2. Я казашка которая родилась в Монголии в Баян Ульгей, но сейчас проживаю в Казахстане. У них нет шежире, они не понимают что это такое вообще. Монголы в Монголии не знают свою принадлежность к племени/роду/субэтносу. И я просто шокирована сколько вранья здесь в форуме пишут от их имени калмыки и буряты. Видимо думают что казахи из Монголии в этот форум не зайдут и можно сколько угодно сочинять про них. Какие хэрээды? Какие хатагины? какие жалайры залайыри? Какие вообще хонгирады? Почему казахи в Монголии о них ничего не знают? Почему мы про их существование узнаем не от монголов в Монголии, а от форумов всяких и от постов на фейсбуке? Если такие есть в Монголии и если, калмыки и буряты этого форума, знаете их то скиньте им приглашение на этот форум. Я хочу с ними поговорить и узнать где именно они проживают в Монголии, какой именно они подрод хэрээдов, хатагинов и хонгиратов они. Скиньте им ссылку на этот форум давайте поговорим с ними если такие вообще в мире реально существуют.
    4 балла
  3. Мне тоже кажется что перемешивание и переформатирование племен Чингисханом это миф. В Золотой Орде все племена так и продолжали существовать. Легче предположить что Чингизиды создали организованную армию в которой не учитывались племена, НО ВНЕ АРМИИ племена продолжали существовать, и потом люди все равно возвращались в свое племя. То есть племена как были до Чингисхана, так и остались после. ЧХ перекроил политическую карту Степи, переместил племена, одних возвысил над другими, но не пытался уничтожить племена как явление или переформатировать их как-то. Интересно было бы узнать мнение @asan-kaygy об этом.
    3 балла
  4. Спасибо за вашу оценку! Я, конечно же, польщен, но казахские коллеги сделали вид, что ничего необычного. Книгу в Казахстане не заметили почему-то, несмотря на то, что там много чего нового.
    3 балла
  5. Здравствуйте форумчане! Случайно забрел на сайт, не заходил очень долгое время, а тут такая заваруха Времени нет на полемику, но все таки решил оставить ответ, так как меня очень задели высказывания некоторых участников в мой адрес, которые бросают тень на весь мой труд в целом и на его перевод в частности. Начнем с того, что ко всем знакам типа {}, <> и тд. в критическом тексте конечно же есть пояснения. Темой вашего обсуждения является только одно предложение, о котором я в примечании написал, что "дословно оно должно переводиться следующим образом:"(Некто по имени) Фетке Нуакрат, пришедши, разрушил область Джанибек-хана". Извините конечно, но как видите, никакой фальцификации с моей стороны или же "как хочу так и строчу" здесь нет. Более того, я написал, что вопрос трактовки данного предложения остается открытым. Я же в свою очередь предпочел вариант предложенный Ж. Сабитовым. Мне его трактовка показалась более убедительной, нежели то, что в свое время предлагал М. Усманов, который и сам сомневался в своей интерпретации. Вот и все. Буду рад, услышать ваши замечания и отзывы по книге в целом. Всем удачи! P.S. Электронный вариант книги обещали в новом году, но если кому интересно, то пишите, пришлю ее пилотный вариант.
    3 балла
  6. тоже как и бир бала страдаете жиырманшизмом? эти суффиксы уже прочно вошли в грамматику казахского языка и используются в письменном и разговорном языке не менее 50 лет, а то и больше. Морфологиялық стилистика. Морфологиялық (emirsaba.org) устройтесь на работу в НИИ изучения казахского языка, попроситесь в написание книги по новому стандарту грамматики казахского языка и вот там меняйте правила официального языка. тогда этот разговор будет иметь содержательное наполнение контент на казахском не создаете, книги не пишите, статьи не пишите. лишь килобайты траффика тратите ни на что, лучше бы переводом источников занимались меня больше на эту тему не тэгайте, пожалуйста
    3 балла
  7. Даже если это и гидроним, то какой смысл писать рядом с татарским названием реки русский вариант? В источниках обычно писали на вроде "в таком то языке так называется...", а тут даже и в помине нет. Это все равно, что писать "Біз Еділ Волгаға барып шомылдық". https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Вятка_(река)
    3 балла
  8. Супер, в хазарское время монголоиды с R1А, R1B, G и европеоиды с С.
    3 балла
  9. в конце 1917 -начале 1918 г. в степях Атбасарского уезда Акмолинской области было объявлено об образовании Киргизского ханства, объединявшего несколько волостей. Ханство просуществовало, по крайней мере, до начала 1919 г. О нем в 1919 г. писала омская ка- детская газета «Сибирская речь». Первым ханом был Хассен-Хож-Бек-Ходжин, один из влиятельных киргиз Атбасарского уезда и кандидат в Учредительное собрание от «Киргизской коммунистической партии Уш Жуз», господствовавшей в степи во времена большевиков. Показательно, что богатый влиятельный киргиз Хассен-Хож-Бек-Ходжин, не нашедший себе достойного места среди членов Алаш-Орды, по сообщению газеты, «был командирован Омским совдепом для агитации в степи, для объединения всех киргиз Атба-сарского уезда, чтобы приобщить их к «святейшей совдепии», по его выражению. И, так как киргизам не чуждо слово «ханство», то большевистский посол пришел к несколько неожиданному заключению, назвать его объединение ханством, а себя провозгласить ханом». Первый хан, по сообщению газеты, со временем был свергнут, а на его место был избран более влиятельный и богатый [9]. В итоге нашел только два источника: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhrodovaya-borba-kazahskoy-kirgizskoy-intelligentsii-v-gody-revolyutsii-i-grazhdanskoy-voyny-v-rossii раз, и архив https://ia-centr.ru/publications/neizvestnoe-kazakhskoe-khanstvo-1918-20-gg-k-istorii-grazhdanskoy-voyny-v-turkestane-arkhiv/ два. Тема очень интересная, а ссылок нема, есть какая-то информация по этому поводу?
    3 балла
  10. Не считаю это бредом. Я нахожу мало отличий между литературным казахским и северо-восточным говором. В плане грамматики особенно.
    3 балла
  11. Казахи Ирана
    3 балла
  12. Может быть тему нужно переименовать в "Фольк-хистори в Монголии 21 века"?
    3 балла
  13. Письмо Есеху-хана /или как правителя Ойрат Кернут/Кергут/ в монгольских исторических источниках.А в источниках Мин фигурирует как Тайпин, один из трех вождей Ойрата. De'ere Ta Ming qahan-na. Namun güregen. Engke-Tura bātur öčil manu. Huja'ur ulus ejen. Činggis qahan-nu jarlig-i'ar ejen Ča'adai qahan-na. daqan salqaqdaqsan mongqol ulus-i jarčimlanju. uridus-tur manu tüšijü mede 'üljü büle'e. Tere čaq-ača inaqšida tenggiri-de ihēkdejü. mendü ele. uridu yosun-ar. tüšikdejü amu. Edo'e soyurqabasu. yeke ulus-un bairiqai. edüi edüi de'ere barilduqui-tur. elčin kelečin-iyen. yosun-ar yabu'ulju. bedzirget orto'ud-iyen mör terge'ür ne'e ülgen. Gunaširi ong-i. Qamil-iar yabuqui yeke ulus-un bairiqai-yí, erin jarčimlanqu-yi qahan-nu jarliq medetügei. Öčil manu. lu jil übül-ün heki sara-yin. naiman šini-de Qala-del-e büküi-tür bičibei Источник: Хуа-и и-ю /Hua-i Yiyu/. Письмо Энхтөр батур из Чагадайд. https://altaica.ru/e_mongolic_monuments.html?fbclid=IwAR21uHC6mXcrP1LqC7zhjib4n334RDESFj_2vfMG8j6_Gt9WPCICT9h4wyY.
    2 балла
  14. Я тоже не понял это заявление. Когда каракалпаки вошли в орбиту алшинов, то алшины уже существовали к тому времени. Если бы это было наоборот, то еще можно было бы понять.
    2 балла
  15. Обсуждение того, кто сейчас является по настоящему независимым, а кто нет - это политика.
    2 балла
  16. Уважаемые друзья, форум переехал на другой сервер/хостинг. В связи этим периодически возникают сбои в его работе. Сейчас стараемся все отладить. Приношу извинения за неудобства.
    2 балла
  17. Как вы думаете какова вероятность того, что русский князь Урусов совпал по снп с каракалпакскими мангытами? А еще учесть надо то, что Урусовы ак мангыты, а те другие разные мангыты, в том числе и кара мангыт
    2 балла
  18. В кыргызских легендах монголы, ЧХ не описываются в отрицательном ключе. Нет такой легенды где 40 племен обьединяются против Чингисхана. Тем более халха монголов и даже джунгар. В эпосе Манас врагом является — “Кытай” и их приспешники “калмаки”. Но “калмаки” в эпосе необязательно калмыки или монголоязычные народы, они по сути кыргызы или родственны кыргызам, но не мусульмане по вере.
    2 балла
  19. ИМХО, данные У-ДНК могут только подтвердить имеющуюся версию происхождения или опровергнуть. А если у халха или узумчина будет нирунский днк о чем это говорит? Там же не понятно были его предки бесудами, урутами, нуякинамии и др. у них у всех старкластер должен быть. Там сравнение с казахами не поможет, у нас нет этих родов. По дарлекинам тем более, у нас нет многих дарлекинских племен для сравнения. Если у казаха алшина найдется найманская гг он не станет найманом от этого. Нет сомнения что монголы от монгольских племен происходят. А если утратили родовую преемственность значит утратили, они все равно остаются монголами.
    2 балла
  20. Воссоздано лицо женщины с искусственно деформированным черепом из Раннего Средневековья Бразильский исследователь и 3D-дизайнер Сисеро Мораис (Cicero Moraes), специализирующийся на компьютерной реконструкции внешности древних людей, вместе с исследователями из европейских стран реконструировал лицо женщины с искусственно деформированным черепом. Ее останки обнаружили в Швейцарии почти полвека назад В 1970-х археологи исследовали раннесредневековое кладбище V века, которое, предположительно, было связано с древнегерманским племенем бургундов, и обнаружили там искусственно деформированный женский череп. Вероятно, женщина происходила из восточных кочевых племен, связанных с гуннами или аланами, которые появились на территории современной Швейцарии во времена Великого переселения народов. https://naked-science.ru/community/913422
    2 балла
  21. Статья про кара-татар еще не вышла, так что "делать вид, что не читали этот форум" не будем, упомянем как юзера с форума.
    2 балла
  22. Публикую полуавтоматический перевод текста французского историка Этьен де ла Вэссьера про Каракорум. Etienne de la Vaissière IDRĪSĪ ON THE UIGHUR EMPIRE A DEPICTION OF QARAQORUM AND BAYBALIQ ИДРИСИ В УЙГУРСКОЙ ИМПЕРИИ ИЗОБРАЖЕНИЕ КАРАКОРУМА И БАЙБАЛИКА Монгольские и немецкие раскопки, проводимые в Каракоруме, бывшей столице монголов в долине Орхон, а также в Карабалгасуне, бывшей столице уйгуров, в 27 км к северу от Каракорума, год от года расширяют наши знания о важности долины для империй кочевников. Основываясь на обширных исследованиях, история поселений кочевников также известна лучше. Похоже, что долина Орхон не имела большого значения в период хунну. Даже для тюрков долина была не так важна, как позволяют нам думать монументальные надписи Хошо Цайдама: Орхон мог быть фактическим центром империи лишь в течение короткого периода, с 690 по 740 год, после возвращения турок из их столетнего переселения к югу от Гоби, в Иньшане и долинах вблизи петли Хуанхэ, и до их поражения перед коалицией подчиненных им племен. Мы не знаем, почему Тоньюкук, фактический строитель новой базы тюркской власти к северу от Гоби, выбрал Орхон. Но этот выбор вызвал серию последующих выборов, начиная с уйгуров. Выбор среднего Орхона Чингисом в 1220 году, а затем Угедеем сам по себе был напрямую связан с тюркским и уйгурским периодами, как продемонстрировал Т. Аллсен с открытым текстом Джувайни. Джувайни написал: "По мнению уйгуров, начало их зарождения и роста было на берегах реки Оркон, исток которой течет с горы, которую они называют Кара-Корум; город, построенный Кааном в нынешнюю эпоху, также назван в честь этой горы. Тридцать рек берут в нем свои истоки; на берегах каждой реки жили разные народы; уйгуры образовали две группы на Орконе. Когда их численность увеличилась, по примеру других народов, они назначили вождя из своей среды и подчинились ему. И так продолжалось в течение пятисот лет, пока не появился Буку-хан. Теперь говорят, что Буку-хан был Афрасиябом; и на склоне холма близ Кара-Корума есть развалины колодца, а также большой камень, и говорят, что этот колодец принадлежит Бижану". Этот текст демонстрирует, что уйгуры XIII века сохраняли память о Бегу кагане и Орхоне, а также о топониме Каракорум. Некоторые останки были обнаружены через реку от монгольского Каракорума, хотя город не упоминается. Однако этот текст не единственный, связывающий Каракорум с уйгурами. В своем "обобщении географических знаний арабов", написанном в двенадцатом веке на Сицилии для короля Рожера, аль-Идриси писал, что: وأٔما بلاد التغزغز فمنها مدينة خزخراكٓث وبينها وبين مدينة خاقان ملكهم يوم خفيف وهي مدينة كٓثيرة الخيرات وفيها صنائع ويجلب إٕليها حديد كٓثير يتجهز به سائر الآفاق من بلاد الترك ومن خزخراكٓث إٕلى مدينة نضخو أٔربع مراحل ومدينة نضخو على بحيرة كٓبيرة وتسمى بحيرة كٓوارث. وهذه البحيرة ماؤٔها حلو وبها طير كٓثير يبيض ويفرخ على الماء وهو شبيه بالطائر المسمى بالهدهد مبرقش بضروب الألوان وإٕلى هذه البحيرة ينتجع كٓثير من الترك لكثرة ربيعها وعشبها. ومن مدينة نضخو إٕلى مدينة خاقان أٔربع مراحل خفاف في عمارة متصلة وقوم ظواعن رحالة ينتقلون من موضع إٕلى موضع ومنها إٕلى نشران وهي مدينة كٓبيرة في جهة الشمال ست مراحل وهي مدينة حسنة للتغزغز على نهر كٓبير خصيب الضفتين ومواشي أٔهل هذه المدينة تسرح في ناحيتيه وجانبيه وبها تجارات وصناعات ويوجد في هذا النهر أٔحجار اللازورد ويجمع بها منه جمل كٓثيرة فيحمل إٕلى خراسان والعراق وسائر بلاد الشامات “В стране тугузгузов есть город (по имени) Ḫ.z.ḫ.rākath خزخراكث. Между этим городом и городом кагана, короля этой страны, короткий день пути. Здесь много удобств и есть мастерские. Туда привозят много железа, а из этого города - в другие зависимые районы страны турок. От Ḫ.z.ḫ.rākath до N.ḍḫū четыре этапа. Этот город расположен на берегу большого озера, которое называется K.wār.th озеро. Вода в нем сладкая. Над водой летает множество птиц особого вида, которые откладывают и растят своих птенцов на воде. Он похож на удода, и его перья разных цветов. Многие турки приезжают на берег этого озера, так как здесь много весенних пастбищ и травы. От N.ḍḫū до города кагана - четыре коротких этапа по стране, постоянно населенной кочевниками, кочующими с места на место. От этого города до N.shrân, большого города на севере, 6 дней. N.shrân - красивый город в Тугузгузе, на большой реке, плодородной на двух ее берегах. Домашний скот жителей этого города пасется на его берегах и в окрестностях. Здесь есть торговля и мастерские. В этой реке можно найти ляпис-лазурь, ее много, ее отправляют в Хорасан, Ирак и провинции Сирии." Хорошо известно, что Идриси, хотя и довольно поздний, является единственным географом, сохранившим часть некогда обширных мусульманских знаний о Сибири, Монголии и Синьцзяне. Свои данные о тугузгузах он приписал Ибн Урдабиху. Ḫ.z.ḫ.rākath был отождествлен Дж. Марквартом с Каракорумом. Он написал: «Это был коммерчески богатый город, находившийся всего в нескольких днях пути от резиденции кагана [...] Поэтому я смею предположить, что в خزخراكت находится древний город Каракорум, руины которого представляют собой сегодняшний Карабалгассун. Тогда нам пришлось бы читать خراخُراكت Charāchorā-kat с иранским كت, как это часто бывает, присоединенным к турецкому имени». Хотя эта гипотеза, безусловно, возможна с палеографической точки зрения — единственная точка различия — однако она не получила дальнейшего развития в тексте Маркарта, и его анализ, похоже, был упущен из виду каждым историком или археологом, работавшим с Каракорумом с тех пор. На самом деле Маркварт внес путаницу, поскольку Каракорум и Карабалгасун были двумя разными городами: Карабалгасун был фактической резиденцией уйгурского кагана, а не Каракорума. Но можно продемонстрировать, что его интуиция была верна, даже если Карабалгасун следует отличать от Каракорума. Ḫ.z.ḫ.rākath можно идентифицировать по ориентирам, приведенным в тексте: он находится в нескольких шагах от столицы уйгуров и в четырех шагах от очень большого озера. Упоминания в тексте резиденции кагана само по себе недостаточно, чтобы продемонстрировать, что здесь описана долина Орхон: уйгуры перенесли свою столицу после своего бегства на юг в 840 году, и мы не можем предположить, что этот отрывок был частью первой редакции текста Ибн Урдабиха, а не ко второму. До 840 года их столицей был Карабалгасун, а несколько десятилетий спустя они обосновались в зимней столице в Кочо-Гаочане и летней в Бешбалик-Бейтинге, к югу и северу от Богда-шаня. Датировка до 840 года может быть фактически продемонстрирована в случае Ḫ.z.ḫ.rākath. Ключевым моментом является то, что большое озеро находится в четырех коротких переходах от уйгурской столицы: ни в Бешбалике, ни в Кочо, то есть в радиусе 50-100 км, нет большого озера. Барскуль, который был бы вероятным кандидатом, находится в 280 км к востоку от обоих этих городов по прямой и находится слишком далеко, в то время как другой кандидат, озеро Помощи на самом дне Турфанской впадины, на 154 м ниже уровня моря, находится всего в одном коротком этапе от Кочо, в 19 км. В долине Орхон ситуация совершенно иная: Огии-Нуур, большое озеро площадью 22 км2, до сих пор известное своими птицами, расположено в 50-60 км от Карабалгасуна, что хорошо подходит для четырех коротких этапов и птиц. Он находится примерно в 75-90 км от Каракорума, в зависимости от выбранной дороги, и хорошо подходит для четырех этапов между Ḫ.z.ḫ.rākath и озером. Единственное небольшое расхождение между текстом и реальной долиной Орхон заключается в том, что Карабалгасун находится на более или менее нормальном расстоянии от Каракорума, в 27 км. С археологической точки зрения, позднее, во времена монголов, Каракорум славился своей торговлей металлами. Были обнаружены железные слитки. Недавно недалеко от Каракорума, на левобережной террасе Орхона, на участке со следами более раннего заселения, относящегося к тюркскому или уйгурскому периоду, было обнаружено несколько монгольских плавильных печей. Это может еще раз подтвердить точность текста Идриси о железе, привезенном в Каракорум. Уйгурский Каракорум, расположенный в нескольких километрах от столицы, был, по-видимому, небольшим промышленным центром, занимавшимся выплавкой железа или его окончательной обработкой: ни один крупный город не мог существовать так близко от гигантского Карабалгасуна. Упоминание о ляпис-лазури в большой реке в 6 стадиях к северу от озера также является характерной чертой Северной Монголии до настоящего времени, поскольку она присутствует во многих реках к югу от Байкала, особенно в хребте, отделяющем Селенгу от Байкала: долина Селенги находится именно там, где 6 стадий к северу от озера. путешествие на север от озера Огии займет несколько дней, то есть около 210 км. Селенга, скорее всего, большая река, плодородная на двух своих берегах, с большим количеством домашнего скота Идриси. Большой, красивый и оживленный город نشران N.shrân, скорее всего, следует отождествлять с Байбаликом, действительно находящимся на расстоянии 6 дней пути прямо к северу от озера Огии, на Селенге, хотя арабская транскрипция искажена до неузнаваемости. Нет никаких сомнений в том, что Идриси, или, скорее, его источник, скопировал информацию о долине Орхона и Селенги, находившихся под властью уйгуров, до 840 года. Хорошо известно, что большинство сведений об уйгурах в арабских источниках следует датировать периодом расцвета уйгуров в Монголии, до 840 года. Тамин б. Бар был основным источником информации для этого, но некоторые согдийские маршруты или, по крайней мере, повествования также, безусловно, были включены, поскольку большая часть топонимии прошла через согдийский фильтр, включая Ḫ.z.ḫ.rākath, -kath - согдийское окончание города. Поскольку текст Тамина сильно отличается, действительно, наиболее вероятно, что Идриси, или, скорее, Ибн Урдабих, использует согдийский маршрут, составленный до 840 года.
    2 балла
  23. Читал раньше, что в местных преданиях упоминается, что в прошлом они водились в камышовых зарослях при степных озерах на левобережье Иртыша на территории Павлодарской области. Нашел еще про тигров в прошлом на северо-востоке Казахстана: "... Я. Ф. Брандт приводит сведения Георги, относящиеся к 1800 году, о том, что на север тигры проникали до р. Ишима, и Фишера - о появлении тигров на Ишиме, Иртыше, и на Оби под Барнаулом. В начале 19 столетия эти хищники заходили в Кокчетавские и Каркаралинские горы, для которых их приводит Г. Спасский. В 1877 г. шкура тигра, убитого в Акмолинском уезде к северу от оз. Балхаша, была доставлена И. Я. Словцову. В 1887 г. тигр будто бы убит близ г. Акмолинска". "... И. Я. Словцов, ссылаясь на Гуляева, писал, что в 1814 году тигр был убит у с. Ямышевского Павлодарского уезда. По В. Н. Плотникову, тигр, убитый у с. Ямышевского, добыт в 2,5 верстах от поселка близ оз. Пресного казачьим урядником Землянухиным. ...а также встречаются между Иртышом и Ишимом".
    2 балла
  24. В одном этнографическом документе говорилось, что сперва имя, отчество и все. Племенная принадлежность не произносилось на вроде Қанжығалы Бөгенбай и т.д. Это видимо просто поэтический стиль, которая приелась уже в сознание. Племенную принадлежность спрашивали потом. А при представлении было просто Имя+Отчество. Я уже не помню, что за документ был, но вроде 19 века.
    2 балла
  25. 2 балла
  26. Не совсем так: 1713-1714 гг. Сулейменов Р.Б., Моисеев В.А. Из истории Казахстана XVIII века (о внешней и внутренней политике Аблая) 1732 г. Златкин "История Джунгарского ханства" https://kalmyki.narod.ru/projects/kalmykia2005/html/zlatkin/5_1_5.htm
    2 балла
  27. С самого начала появления политонима/этнонима "казак" (применительно к нынешним казахам) его носители в источниках и народном фольклоре связывались с монголами Чингисхана. Генет. данные начали появляться только в последние пару десятков лет. Они здесь вообще не при чем. Без этих данных казахи, в целом, знали кто они.
    2 балла
  28. Ждём результаты тестирования от Жаксылыка Сабитова и Максата Жабагина, в рамках проекта Жетиру только в Астане было собрано 50 образцов от представителей разных веток жагалбайлы практически из всех регионов компактного проживания в РК и РФ. До этого не более 20 результатов имелось
    2 балла
  29. Коллеги, порошу вас снизить уровень взаимных оскорблений, чтобы не попасть в бан. Пишу это всем. @Qubategin - Вас попрошу не переходить на личности, писать без оскорблений. Потому что мне будет неприятно отправлять Вас в бан, учитывая то, что на форуме сейчас мало юзеров, которые опровергают фольков с их теорией "Чх - тюрк".
    2 балла
  30. Две ветви каракалпакских Чингизидов оказались у казахов 1. Ядигер торе. Последний хан Хивинского ханства из Чингизидов 2. Абудлла Расвалев, предпоследний хан Хивинского ханства из Чингизидов
    2 балла
  31. @boranbai_bi Ногайские бии уже обозначали под Урусом царевым юртом казахских ханов.
    2 балла
  32. Мутация, которая условно названа старкластером, возникла 2,700 лет назад. Ближе всего к этой ветке т.н. даурская ветка, встречающаяся в Вост. Монголии и Маньчжурии. Авторы строят гипотезу откуда возник старкластер и даурская клада подсказывает что в Вост. Азии, вероятнгов бассейне Амура. Это подтверждается источниками: оттуда и вышли монголоязычные племена. По мне статья не противоречит версии что часть старкластера это потомки Бодончара (нируны). Просто у Бодончара были генетические родичи. В результате монгольской экспансии расселились не только старкластер нирунов но и общий старлкластер.
    2 балла
  33. Витсен собирал сведения из разных источников, описавших события в диапазоне почти 100 лет. Поэтому, упоминаемый в данной цитате Ишим султан может быть как казахский Ишим султан начала 17 века, так и каракалпакский хан Ишим Шуак (Кучумович, в источниках часто Ишим Чювак) середины 17 века. Но, скорее всего здесь речь о последнем. Упоминаемый в тексте Кучук хан это уже преемник Ишим Шуака. Кстати, здесь и ответ, кто же всё-таки похоронен в этом мавзолее.
    2 балла
  34. В документе от 1698 года сообщается, что в низовьях реки Сырдарьи каракалпаки добывают свинец и красную медь, селитру и изготовляют порох, хотя ружей сами не выделывают, а привозят их из Бухары [7,с.49]. В других источниках отмечают, что гора Каратау богата свинцовыми рудами, и на этом месте осуществляется добыча и переработка свинцовых руд. В 30-е годы XVIII века каракалпаки совместно с казахами, добывают свинец в горах около Сырдарьи и льют из него пули [7,с.49]. Недостаточны эти сведения, все же следует полагать, что длительное соседство со старыми городскими центрами на Сырдарье не могло не оказать влияния на уровень развития ремесла у каракалпаков. Для первой половины XVIII века это подтверждается в частности Рычковым, который сообщает, каракалпаки продают казахам порох, свинец и ружья, изготовляемые ими самими [9,с.173-175]. К 1720 г. относятся также астраханские известия об изготовлении ружей и пороха каракалпаками [7, с.50]. 7. Материалы по истории Каракалпаков. Труды института Востоковедение. Том.7. -М-Л.: 1935. 9. Рычков П.П. Топография Оренбургская. -СПб. 1762.
    2 балла
  35. Персизмы хотя бы звучат почти как тюркские слова. Почему-то в казахском например и в других прижилось персидское намаз а не арабское салят. Персидское пайғамбар а не арабское наби. Персидское періште вместо арабского слова маләк. Таких примеров много.
    2 балла
  36. 20 - јирме. Двадцатый - јирмезинчи
    2 балла
  37. Локализация курыкан в списке тамг не дана. Специальный раздел о племени гулигань в Танхуйяо хотя и повторяет в основном содержание соответствующего отдела Таншу, однако имеет некоторые разночтения. По Таншу: «Гулигань находятся от Ханьхай (Хангайское нагорье в центральной части МНР. - Ю. З.) на севере... Разводят прекрасных лошадей, головой похожих на верблюдов, сильных и рослых, могущих в день пробегать по нескольку сот ли. Их земли на севере достигают моря и от столицы [Китая] чрезвычайно удалены (буквально: самые отдаленные). А если на севере перейти море, то [там] дни длинны, а ночи коротки» (цз. 217б, стр. 11а) (Ср. Н. Я. Бичурин. Указ. соч., стр. 348.). По Танхуйяо: «Гулигань находятся к северу от северной стороны Ханьхай (Хангая). Живут совместно двумя сыцзинями (эркинами). Их страна на севере граничит с ледовым морем [Байкалом]». Речь о Байкале; ведь СЛО не перейдешь. Про короткие ночи в Иркутске, Братске уже писал.
    2 балла
  38. Если девушка скажет мне құрсағым ашты, то возможно я пойму ее по другому
    2 балла
  39. Курсак май тогда по вашему? Жагалбай, сорри, конечно, но вы в аульной терминологии не понимаете. Книжки в интернете - это одно. Вы тут даже загадку свою до конца не поняли))
    2 балла
  40. Сначала Вы определитесь, Вы тролль или идиот. Или курнул чуйки?
    2 балла
  41. Вы же сами нагуглили где-то выражение "түлкі құрсақ" и везде его пихаете. Лично я понимаю его в буквальном смысле по-казахски как "құрсақ как у лисицы", вероятно в том регионе, где оно используется, это означает "тонкая талия", точно так же как у русских выражение "осиная талия". Рука лицо.
    2 балла
  42. Очередной бред про светлооких и светловолосых ариев. Арии были темноволосыми - их прямые потомки индийцы.
    2 балла
  43. Ну, так и он прав. Изначально Рим, затем Восточная римская империя, позже земли османов с центром в Хорватии. И сегодня арабы-христиане, когда заходишь в магазин спрашивают - "Руси? " (русский?), "руми аль масих?" (греческий/православный христианин?)
    2 балла
  44. На окраине Ташкента есть кафе «BeshBarmak №1 у Азамата» У кафе есть странички в фейсбуке, инстаграме. Казахский бешбармак и баурсаки. Хорошее оформление. Видео 16 минут
    2 балла
  45. @boranbai_bi И это не считая количество семей войск.
    2 балла
  46. Это уже современное толкование и домысливание. Потому что Тенгри материален, как в него верили тенгрианцы, само название за себя говорит. Вы совсем не знакомы с исламом, судя по тому что вы пишете. Дайте ссылку на полное описание вероубеждение тенгрианцев, и где сказано что Тенгри не имеет ни образа, ни ограничения во времени, и что он не является небом. Так они верили в сверхестественное, что впадая в некий транс способны что-то сделать. Вы про каких шаманов говорите? африканских? индейских? тюрко-монгольских? папуасских? Или вы считаете что есть научные доказательства что шаманское камлание это нечто естественное? Весь разговор об отсутствии верований у шаманов это маркетинг для светских людей, для которых слово "вера" или "религия" вызывает отторжение. Поэтому нечто "вне" религиозное или "над" религиозное пользуется спросом.
    2 балла
  47. Ну вы то известный лингвист.
    2 балла
×
×
  • Создать...