Лидеры
Популярный контент
Показан контент с высокой репутацией 11/07/21 во всех областях
-
Вообще индоевропейский подход к тюркским языкам плохо работает. Тот же список Сводеша хорошо работает на индоевропейских языках, но в тюркских список устойчивых слов совсем другой, так как образ жизни и культура кардинально отличались.2 балла
-
Пахталка - русское слово, ну это как по монгольски "хөхүүр и бүлүүр" вместе. Это и есть "пахталка". Вспоминал слово "пахта" - оказывается что русское слово. Так называли молоко оставшееся после выделения сливки. (Ну это где была советская "пахталка" электрическая, большая бочка которая крутится и из одного конца выделил сливки и потом вылил оставшееся "жидкое молоко" чего монголы называли как "пахта") А кожаный сосуд "хөхүүр" - в казахском называется как "саба - сав" так очень просто по монгольски.1 балл
-
А может это не про колодец, откуда такая уверенность у сказочника? )) Надо искать, какой сосуд, емкость или кумысный прибор может скрываться под словом "кудукэ". Думаю, что в телегах и санях возили именно кожаные сосуды (саба), но не деревянные (күбі). Деревянные пахталки не устойчивые при движении и тем более мало вместительные, в отличие от кожаных, очень удобных для перевозки и очень вместительные. Поэтому текстовые "Золотой сосуд" и "Алтын кудукэ" - это, вероятно, кожаная пахталка с деревянной мутовкой, орнаментированной позолотой (саба с піспеком).1 балл
-
Кстати вот и сам поддужный колокольчик. Бурдюк (саба) и мутовка (піспек) с кумысом с этой телеги или нет не знаю, возможно, что да. Откуда бы в противном случае появился бы бурдюк посреди степи, хотя его место или в юрте, или в телеге? Короче, прямо сабжное фото! Типа, услышал звон колокольчика, значит кумыс везут на массовое мероприятие.1 балл
-
Если провести аналогию с современностью, ув. Zake, то: В прошлом - колокольчик. Сейчас - спецсигнал (мигалка, крякалка).1 балл
-
Если монголоязычные народы не знали колокольчиков на конской упряжи (гуже), то это одно дело. Но тюрки и татары Чингизхана с ними были хорошо знакомы. Я думаю поддужные или подшейные колокольчики у ямских лошадей на Руси ведут свои корни именно из татарских ямов. Или вот, "Тан люй шу и" (китайский Уголовный кодекс)) 653 года: "... Взошел в экипаж - и кони двинулись. Кони двинулись - и бубенцы зазвенели". Династия Тан, понятное дело, элита тюркская.1 балл
-
У нас говорят "Тәңір жарылқасын!" со значением "Пусть тебе поможет Тенгри". Со значением "прощение грехов" я не сталкивался.1 балл
-
Не вижу связи, в том числе и в представленном словаре. В этом смысле этимология ув. Zake намного логичнее и здесь возможно даже АКБ в чём-то прав. Должно быть это изначально было название конкретной разновидности ножа или кинжала. Как селебе, канжар, кездек или пшак. Есть не безоснавательное мнение, что пшаком изначально звали конкретный бытовой подручный ножик.1 балл
-
Если значение третьестепенное и вы не знали раньше этого слова, значит заимствование. В казахском слово жая очень ходовое при разделке туши коня и при сервировке на стол. И как я показал выше жая в виде йайа есть в словаре Кашгари.1 балл
-
Как только у вас возникают сомнения в монголизме, то сразу слово становится общеалтайским. Тюркских заимствований в монгольских конечно нет, чистейший монгольский язык однако1 балл
-
1 балл
-
Нурбек не говорит про времена шаурмы и хип-хопа, когда всё радикально поменялось. Он говорит про ту эпоху, когда казахи были еще кочевниками и жили в патриарх. среде. Поэтому он и написал про сведения Потанина и т.д.1 балл
-
насчёт того,что это монгольские мужчины и предки халха и.т.д., нет, это наши предки, которые остались на этой земле со своим сюзереном Джучи, т.е. к нынешним халха, бурятам и ойратам они не имеют отношения, если не считать их кузенами в 30-м поколении.1 балл
-
Вот эта характерность может показывать, какое они имеют отношение к номадам в ракурсе " предки-потомки"? Даже если лошади слабые, то можно же было использовать двойки,тройки как вы писали? Зачем всё тащить с помощью поперечного бревна?1 балл
-
Я имею в виду способ, метод запрягания лошадей. Лошади, волы, верблюды, слоны, да хоть динозавры - всё это вторично.1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
Казачья юрта - русских казаков (А.Терещенко. Следы Дешт-Кипчака и Внутренняя Киргиз-Кайсацкая орда // Москвитянин, 1853, т. 6, № 22):1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
1 балл
-
-1 балл
-
Звучит красиво, но вряд ли. Если дальше фантазировать, то тогда уже монгольское урагх от тюркского "ат уру"-1 балл
-
Где ты такое вычитал? Не домысливайте и не выдумывайте. Все очевидцы утверждали со слов самого Чингизхана и его окружения, что он черный татарин - кара татар. Какое отношение к кара татарам имеют халха? Халхасцы себя считают татарами? Я не отстану от тебя , раз ты утверждал, что: "... Редко встретищь монгольский дом без какого либо изображения Чингис хаана". Покажи хоть одно старинное фото внутренности монгольского гэра, где висел бы китайский рисунок Чингизхана или хотя бы коврик с портретом Чингизхана (до 20 века или ладно, пусть даже до 1991 года).-1 балл
-
-1 балл
-
В смысле? Как можно это не знать? По вашему у нас есть портреты "первых леди", МИ но нет прижизненных портретов ЧХ просто так?-1 балл
-
Здесь ошибка переводчика: должно быть чул [безводная каменистая пустыня] от слова "камень"-1 балл
-
Он прав, Дешт-и-Кыпчак так и называли что там жили кыпчаки, а не монголы и татары. Про изгнание кыпчаков Вы же знаете... И кто изгнал - тоже в курсе... А язык - кипчакский - это "ана тили" = "язык матери" - тоже не секрет...-1 балл
-
Колокольчик я думаю от медведей. Наверное колокольчик на упряге у вас от русских. Вверху фотография очень уж одинаково выглдядит. Остальное не убедительно. Подумалось может коныраты действительно колокольчатые раз конырау колокол и не имеют к названию хонгирад ничего общего. Колокольчик у всех казахов или только у коныратов? Если у всех то вообще версия рушится.-1 балл