Перейти к содержанию

Лидеры

  1. АксКерБорж

    АксКерБорж

    Пользователи


    • Баллы

      14

    • Постов

      56378


  2. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      5

    • Постов

      17677


  3. Кладоискатель

    Кладоискатель

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      221


  4. Nurbek

    Nurbek

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      2021


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 08/14/21 во всех областях

  1. Ну видите Rust,на севере тоже играли. Просто сейчас не играют.Даже называли аутентично "көк бөрі". В советские годы многие национальные игры были запрещены,а после обретения независимости стали возрождать,и наверное первые это начали делать южане,и оттуда распространилось "көкпар". Может ошибаюсь,но наверное это имел ввиду АКБ.
    3 балла
  2. Ув. Tima_2109, я уже приводил в этой теме этнографические сведения 19 века, что в наших краях это состязание имело место и в то время называли "көк бөрі" (сивый волк, серый волк). В советский период в наших краях традиция игры забылась полностью, как сама традиция игры, так и ее название, сохранилась лишь скачка "бәйге". Сейчас север, мы, используем южное, искаженное название "көкпар", оно возродилось у нас совсем недавно придя из юга и из телевизора. Я наверно частично соглашусь с ув. Samatg, что нынешнее южное казахское название "көкпар" это заимствование от узбеков. Но я имею свою точку, немного отличающуюся от его. Я предполагаю, что "көкпар" - это комбинация двух названий от своих "играющих" в эту игру соседей - от казахского оригинального "көк бөрі" + узбекско-таджикского "куп кари", в итоге получилось "көкпар". Потому что другие соседи казахов юга, кыргызы, говорят правильно, "көк бөрө". Насчет того, что на севере не играли, ув. Rust конечно не прав. Ув. Рустам частенько приписывает мне слова, которые я никогда даже не произносил и не думал о них.
    3 балла
  3. Легенда о возникновении игры "Көк бөрө" есть в очень древнем предании об Эргене-Кун, опубликованной академиком Алькеем Хакановичем Маргуланом: ".. .В далекой-далекой древности, когда у коз мех еще был светло-серым (обычная присказка во многих казахских сказках), народ постигла вражда и он раскололся навдое. Два джигита Киян и Ногай ушли в недоступные горы Алтая. Здесь они обосновались в глубокой пещере Ергене-Кон. Прошло 200 лет. За это время их род расплодился и пещера не стала вмещать их и они решили выйти из непроходимых гор. На их счастье одна из гор оказалась железной. Один из людей предложил расплавить гору. Семьдесят кузнецов растопили углем семьдесят печей и железная гора расплавилась открыв всем дорогу из горного капкана на просторную степь. С тех самых пор потомки Кияна стали именоваться Борте шене. Через несколько лет родился Чингизхан и с этих пор в традицию народа вошло ежегодно, один раз в восемь месяцев, устраивать пир и проводить игру "Көк бөрі". Есть четкие свидетельства этнографов Ибрагимова Ш.М. и Гейнс А.К. о западно-сибирских казахах и казахах Кокчетавского округа на середину 19 века, что игра культивировалась у них и что они называли ее "Көк бөрі".
    2 балла
  4. Бред. Всё очень просто, не усложняйте. Это нормальная трансформация: Көк бөрі - Көкпар(ы) - Көкпар
    2 балла
  5. Это уже Извращение источника. По источнику - в пределах государства китаев /Кидань, Северный Китай/, а по АКБ - на земле кара-китаев /Синьцзян, Западный Китай/. Юрт Угедэя, затем Гуюка - Эмиль и Кобак. Если ВХ Угэдэй перенес столицу из Эмиля и Кобака, на исконные земли - значит перенес за пределы Эмиля и Кобака, а юрт на Эмиле и Кобаке отдал Гуюку. Исконные земли - между Киданью и страной уйгуров - Монголия.
    1 балл
  6. Ув Админ уже исправил ваши оскорбит слова в адрес казахского юзера, но мы все это прочитали. Не стоит такие вещи здесь писать.
    1 балл
  7. Я считаю что "купкари" - это искаженное Көк бөрі . Это метатеза. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Метатеза Других вариантов у меня нет.
    1 балл
  8. Не знаю как вы, ув. Рустам, но я доверяю очевидцам, которые слышали самоназвание "Татар", как говорится, из первых уст. Ц. де Бридиа: "... Сами они называют себя татар". Бенедикт Поляк (участник миссии Плано Карпини): "... Моал [по-тартарски] - земля, моали - [имя] жителей земли. Однако сами они называют себя тартари от названия большой и стремительной реки, которая пересекает из землю и называется Тартар. Ибо тарта на их языке означает на латыни trahere (тащить), а тартар - trahens (тянущий)". "Мэн-да Бэй-лу": "... Нынешний владетель Тэмоджин есть черный татарин. Нынешний император Чингис, а также все его полководцы, министры и сановники являются черными татарами. Мухали - черный татарин. Татары даже не знали откуда взялось название монгол. Спрашивал, не белые ли они татары, они всегда отвечали утвердительно. Мухури, при свидании с китайскими чиновниками, постоянно называл себя татарским человеком". Армянский аноним, 1236 год: "... Их настоящее имя было харататар". Королева Франции при встрече послов хана Бату, прибл. 1240-е годы: "... Именуют себя татарами". А вот мнения ученых со ссылками на источники. Академик В.П. Васильев по переводам китайских хроник: "... самоназвание родного этноса Чингисхана было не иное как татар". Экс-юзер нашего форума, синолог Игорь Сабиров по переводам китайских хроник: "... Найманы и кереиты прослеживаются в китайских источниках и до киданьского государства. Китайцы рассматривают их и еще онгутов как потомков разных уйгурских родов. Китайцы, вслед за собственными представлениями онгутов, найманов и кереитов, рассматривали эти народы как близкородственные. Самоназванием их - возможно лишь части, эпиграфически это известно лишь об онгутах, но зато из первых рук - было татар". Это лишь то, что было под рукой. Кроме перечисленного есть и другие свидетельства источников, что их самоназванием было - татар. Как появилось название "монгол", как оно заменило постепенно самоназвание "татар" и как оно стало политонимом, но не этнонимом, обстоятельно описано в тех же источниках.
    1 балл
  9. Вот приведите мне пример хоть одного древнетюркского слова где древнетюркское Қ (Q) перешло в казахском в обычное К.
    1 балл
  10. Вам, монголоязычным народам, совершенно не знакомы такие головные уборы кочевых скотоводов как: летний войлочный колпак и зимний меховой малахай.
    1 балл
  11. 1 балл
  12. Идентичный западно-казахстанскому малахаю даже в рисунке башкирский малахай: Один нюанс - нынешние башкиры предали его забвению, перейдя на другой тип малахая с лисьим хвостом сзади.
    1 балл
  13. Ответ Марксу: Тайпы, емнип, у калмыков и чеченов, а у нас ру или уру (племя) или суйёк (кость). Сейчас различий нет, вошедшие в Казахское ханство племена сплавились в единую нацию. Однако зоркий глаз любознательного человека легко обнаружит различия, они повсюду, это и музыкальные инструменты и способы игры на них, это и элементы одежды, это и элементы говора, обычаев и т.д. и т.п. Именно поэтому племена западной сферы степи и их соседи башкиры носили колоритный войлочный колпак с высокой тульей и широкими полями, рисунок на котором был идентичен с башкирским, как на этом казахском малахае северо-западного типа: А племена восточной сферы степи - опушенные мехом боріки и малахаи. Отсюда и исторические аналогии, головной убор найманов и керевв полностью совпадает с головным убором средневековых татарских племен Чингизхана, в том числе найманов и керейтов. А судя по миниатюрам, на которых изображены представители Ногайлинской и Золотордынской эпохи, у них такие же войлочные колпаки как позже у западных казахов и башкиров.
    1 балл
  14. Наглядное сравнение. А это казахские найманы и кереи, потомки средневековых кочевых татар, найманов и керейтов:
    1 балл
  15. Наглядное сравнение. Кочевые татары, то есть средневековые монголы, на китайских миниатюрах:
    1 балл
  16. Вы про киданей, а я про кара-кытаев, которых летописцы называют тюрками. У вас есть роды кидань?
    1 балл
  17. Это не малахаи, вы путаете, это обычные современные промышленные шапки-ушанки без назатыльника, вся Россия такие носит. С маньчжурами не проблема. От них очень много что есть только у тех, кто был под их господством в течение 300 лет, то есть у халха-монголов, например, это буквально вся национальная одежда - характерные сапоги, халат, головные уборы и прочее. Чего не скажешь о монголоязычных народах, близко не соприкасавшихся с маньчжурами - калмыках и бурятах. С кара-китаями проблема, никто внятно о них ничего сказать не может, кто они, какой был их язык, откуда пришли и куда исчезли.
    1 балл
  18. Мое личное мнение, что казахское название лисьего 4-лопастного зимнего мужского головного убора "малакьай" не может быть объяснено калмыцким "малхалях", потому что калмыки не знают ни этого головного убора, ни самого названия (у калмыков общее название шапки "махла"). Мои версии такие: 1) сущ. Мал (домашний скот), возможные привязки "малға" или "малғай" (шапка скотовода). 2) сущ. Бала/мала/малай (ребенок, дитя, малютка), возможные привязки "балакьай" или "малакьай" (по казахским древним традициям в тёплом малахае вынашивали недоношенных детей, это основная версия, и дополнительная - маленьких напроказничавших детей наказывали поркой именно малахаем (или в некоторых регионах его синонимом - тымакь, тумакь), порка была щадящая, потому что шапка мягкая и пушистая, отсюда имхо и русское выражение "надавать тумаков", типа отшлёпать тымаком). https://ru.wikipedia.org/wiki/Тумак https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/ru/kk/малахай/ https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/балақай/ https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/мал/
    1 балл
  19. Вы сперва объясните природу происхождения своей калмыцкой четырехугольной шапки в соседней ветке, а потом и малхаляхи изучать будете.
    1 балл
  20. Потому что вы были дальше от ..... Со всеми вытекающими. Неужели не хватает мозгов самому додумать?...
    0 баллов
  21. Понимаю, история каракалпаков вроде бы второстепенная по сравнению с казахской и узбекской, и даже по-моему никакой степени и не имеет, ибо нет интересующихся со своей исконной историей, патриотов. Но исторически так сложилось, что реально, каракалпаки почему то воевали то за одну, то за другую сторону. То есть, каракалпаки как бы и есть, но в плане приурочения к какой-либо знаменитой событии - их как бы и нет. Победа то сугубо казахская, то сугубо узбекская. Мы даже про Жалантоса ничего не говорим, ибо он или казах, или узбек. Странно, почему же каракалпакам известны все события Средней Азии, но при этом их самих (каракалпаков) в этой истории нет?! Неужели все три "Узбекские ханства" совместно противостояли внешним агрессиям как единый узбекский народ, и каракалпаки оказывается обязаны им спасением от Ералы султана. А где тогда строки, что каракалпаки сами пленили Ералы султана и тот позорно раздаривал (обещал) казахские земли каракалпакам за спасение своей шкуры. Ну, где все это? Почему же лишь победные марши? А, да, извиняюсь, - историю пишут лишь победители по своему усмотрению.
    0 баллов
  22. Самое главное, что это не просто сенсационное заявление китайских археологов, а то, что оно географически полностью согласуется с данными Рашид ад-Дина, Юань-ши и Марко Поло!
    -1 балл
  23. Военных из Монголии встречают хлебом-солью в Туве для участия в играх "Арми-2021". На исторической реконструкции головного убора средневековых татарок (бокка, буктаг, гугу), почему-то на верху воодружен маньчжурскомонгольский красный узел "жинс".
    -1 балл
  24. "Монголы самые восточные европейды, а не азиаты". https://updown.mn/21824.html
    -1 балл
  25. Священное место Бурхан-Халдун. В Рашид-ад-дине написано как: нынешнее названий рек: с южной стороны, в центре – Кэлурэн - Кэрулен с востока – Онон - Онон с большого северо - востока – Кирэкту - Хурха с большого севера – Киркачу - Минж, или может быть Хүдэр гол с большого севера – Чику - Цөх (на русском р. Чикой) с большого северо-запада – Калаку - Еро (верхнее течение р. Еро называется Харлунг и Шарлунг) с среднего юго-запада – Кара - Хараа со среднего юго-запада – Бурачиту - Тэрэлж (западнее реки Хара течет река Боро вполне мочет быть Бурачит) с большого юго-запада – Дулэ - Туул или Тола по русски. И по середине этих рек находится Бурхан-Халдун.
    -1 балл
  26. Как раз рядом кыргызы. Не играли везде, кокпар от узбеков название даже.
    -1 балл
  27. Врун это вы. Лучше обьясните откуда у казахского султана костюм с правым бортом,шелковый пояс и тангутские сапоги? И уйрекбас на малахае?
    -1 балл
  28. Улак тартыш у кыргызов. Узбеки сократили до “улак”. Насколько я знаю, казахам неизвестен этот синоним. В каком казахском эпосе есть игра көк бөрү?
    -1 балл
  29. У казахов даже легенд нет почему игра называется көк бөрү, потому что не знали этот термин, даже сейчас не знают значения слова “көкпар”.
    -1 балл
  30. Ну не играли везде казахи в көк бөрү и что с того? Это хорошо, что все увидели. Нечего тут провоцировать кыргызов, плодить бестолковые темы и называть нарочно “киргизами”. Я вот не разделяю юзеров на казахов и кыргызов. Никогда себе не позволяю оскорбления в адрес казахов.
    -1 балл
  31. :). Это где в какой статье он такое написал. можете сюда запостить оригинал. Что то я не верю в дословность вашей цитаты.
    -1 балл
  32. У вас у всех проблема одна, с монголами. Нечего тянуть на себя вашу общую культуру. Некрасиво со стороны.
    -1 балл
  33. Покажите фотки малахая с перьями казахстанских кереев .АКБ раньше с пеной у рта говорил,что у кереев такой традиции вообще не существует и назвал сартской культурой. Значит он лгал?
    -2 балла
  34. На малахае только кереи. На бориках носили в зависимости от социального статуса должно быть. Перья на борике для меня как-то по женски, если честно.
    -3 балла
×
×
  • Создать...