Перейти к содержанию
Samatq

Этимология Жээренчи-чечен/Жиренше-шешен

Рекомендуемые сообщения

45 minutes ago, Samatq said:

Какие титулы у монгол являются нетюркскими и некитайскими по происхождению?

Не знаю, наверное мало таких. Но цэцэн не официальный титул.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, Boroldoi сказал:

Не может, совершенно. 

Доказуемо?

Чеч у кыргызов часто используется. Означает снимать, решать, распутывать, толковать

@Zake Ваше мнение по поводу чечен от чеч?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 minutes ago, Samatq said:

Доказуемо?

Чеч у кыргызов часто используется. Означает снимать, решать, распутывать, толковать

@Zake Ваше мнение по поводу чечен от чеч?

Вы не уверенны в цэцэн в имени Жирэнчи? Он наверное меткий Жирэнчи, иначе по вашему несуразица.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Boroldoi сказал:

Вы не уверенны в цэцэн в имени Жирэнчи? Он наверное меткий Жирэнчи, иначе по вашему несуразица.

чечен в его имени крансноречивый и мудрый. от слова чеч. который возможно является древним китайским заимстованием. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Boroldoi сказал:

Ладно я ушёл, интересно как вы пытаетесь отрицать монгольские слова в пользу ханьской этимологии. 

чечен пришло к монголам от тюрков. у этого слова есть совпадение/созвучие с ханьским словом. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Boroldoi сказал:

Вы не уверенны в цэцэн в имени Жирэнчи? Он наверное меткий Жирэнчи, иначе по вашему несуразица.

Если меткий - было бы мэрген, а в данном случае сэсэн-цэцэн-шэшэн-чечен - разные произношения слова, обозначающего "мудрый"

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Boroldoi сказал:

У монгольской очень ясная логическая этимология. Цэц -- меткость; цэц үг --афоризм, меткое/мудрое слово; цэцэн -- тот кто говорит меткие/мудрые слова -- Цэцэн.

Тумбинай Цэцэн, Дэй Цэцэн, дочь ЧХ Цэцэхэй, Цэц Домог, Цэц Бэх, Сох Цэцэн некоторые персонажи из ССМ.

"Афоризм = меткое слово" если сказано к месту. А вообще "афоризм = мудрое слово" - в любом случае. А тот, кто к месту говорит мудрые слова - тот и есть мудрец, сэсэн/цэцэн. Меткость-точность тут ни причем.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Boroldoi сказал:

просто я цокающий монгол. 

 

А разве российские буряты цокают? 

Цокают имхо халхасцы, и то не все и то примерно в последние сто лет, и в большей мере монголы Китая.

 

7 часов назад, Boroldoi сказал:

Цэцэн у нас имеет значение как меткий: цэцэн буу --меткое ружье. 

 

Меткий у монголов ведь тюркизм - мерген.

Монгольское цэцэн или правильно чечен, шешен это тоже тюркизм - оратор.

Точно также, как монгольское цэцэг - цветок, это тюркизм чечек, шешек.

 

5 часов назад, Samatq сказал:

Это может быть и тюркским словом.  на турецком seç - выбирать, решать задачу, принимать решение.  На кыргызском чеч

 

Хорошее объяснение, чечен/шешен - мудрец, бий, который разрешал неразрешимые споры и ситуации.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 09.03.2021 в 16:59, Samatq сказал:

Доказуемо?

Чеч у кыргызов часто используется. Означает снимать, решать, распутывать, толковать

@Zake Ваше мнение по поводу чечен от чеч?

Согласен. У šeš следующие значения: развязывать, отвязывать, распутывать, разрешать, отгадывать, разгадывать и т.д.

Поэтому это всё в одной категории с определением "мудрый".

Proto-Turkic: *seĺ-
Altaic etymology: Altaic etymology
Meaning: to untie
Russian meaning: развязывать
Old Turkic: säš- (OUygh.)
Karakhanid: säš- (MK)
Tatar: čiš-
Middle Turkic: jäš- (Sangl.), säš- (MKypch. - Houts.)
Khakassian: sis-
Shor: šeš-
Oyrat: čeč-
Chuvash: sal-t-
Yakut: es-
Tuva: češ-
Tofalar: če'š-
Kirghiz: čeč-
Kazakh: šeš-
Noghai: šeš-
Bashkir: sis-
Karakalpak: šeš-
Kumyk: čeč-
Comments: VEWT 413, EDT 857, Егоров 177, Федотов 2, 10.
  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Забавно, вроде тема называется Жиренше шешен, а обсудили только титул.

Жиренше хан (1431~1492) -казахский чингизид из Тукай-Тимуридов, один из сыновей Жанибек хана, внук Барак хана и соправитель Керей хана. После смерти Жанибек хана наследует титул и улус отца. Вместе со своими двоюродными братьями преследовал политические цели в присырдарьинских городах. С успехом захватил крепость Сауран отобрав его у шибанида Алике султана и умертвил его. Дальнейшая судьба неизвестна. Остался в памяти казахского этноса ввиде фольклорного визиря Жанибек хана.

Родословные комментарии :

Жиренше хан>Жанибек хан>Барак хан>Куйурчук(Кайыршах)>Урус хан>Бадик>Ходжа>Уз Тимур>Тукай Тимур>Джучи

Алике султан>Бахтиар султан>Хизр хан>Ибрахим>Болат>Бадакул>Джочи Бука>Бахадур>Шибан>Джучи

Краткий экскурс окончен.  У меня только три версии по итогу вышло:

1. Тюркская этимология  "Жиренше - рыжий". 

2. Тибетская этимология "Иринджин[རིན་ ཆེན] -драгоценный". 

3. Персидская этимология "Иранши(Ерен)-герой, исключительный". 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По каракалпакским легендам прототип Жийренше шешена предположительно жил в 14 веке, является сыном простого рыбака преклонного возраста, который удостаивается милости хана из-за своего редкого остроумия и смекалку при случайной беседе с ханом. Старик всю жизнь проживет холостяком из-за жалкого существования, и в качестве награды, хан женит его на молодой придворной служанке, от которой рождается Жийренше шешен, который также славится своими остроумием и меткими изречениями.

Интересно, есть ли подобная легенда у других тюркских народов?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Kamal сказал:

По каракалпакским легендам прототип Жийренше шешена предположительно жил в 14 веке, является сыном простого рыбака преклонного возраста, который удостаивается милости хана из-за своего редкого остроумия и смекалку при случайной беседе с ханом. Старик всю жизнь проживет холостяком из-за жалкого существования, и в качестве награды, хан женит его на молодой придворной служанке, от которой рождается Жийренше шешен, который также славится своими остроумием и меткими изречениями.

Интересно, есть ли подобная легенда у других тюркских народов?

и по казахским преданиям он также жил в во времена Аз Жанибека хана Золотой Орды, являясь его везирем, советником. Прототип у всех один и тот же.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Tama сказал:

и по казахским преданиям он также жил в во времена Аз Жанибека хана Золотой Орды, являясь его везирем, советником. Прототип у всех один и тот же.

Так он жил во времена ордынского или казахского Жанибек-хана?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

52 минуты назад, Tama сказал:

 

Вообще кто-то глубоко исследовал этот вопрос? Т.е. сопоставлял фольклор и данные ист. документов? Ведь был же и Иренчи-хан, сын казахского Жанибек-хана? Совпадение?

 

ИЗБРАННЫЕ ЛЕТОПИСИ ИЗ КНИГИ ПОБЕД

ТАВАРИХ-И ГУЗИДА-ЙИ НУСРАТ-НАМЕ

"...И зимой к Туркестану пришел врагом Кирай-хан. При этих обстоятельствах Мухаммад-Мазид-тархан сказал: «Я не могу задерживать здесь этих царевичей. Пусть они отправляются в Бухару и Самарканд», — и подобающим образом проводил [их].

Алике-султан [находился в это время] в крепости Сабран. Сын Джанибек-хана Иренчи-хан пришел и убил Алике-султана. При этих обстоятельствах Мухаммад-Шайбани-хан удалился и пришел к [находившемуся] в Бухаре [одному] из потомков Кышлыка Абд ал-Али-тархану. И когда они встретились, тот содержал [его] с почетом и уважением..."

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 09.03.2021 в 18:42, АксКерБорж сказал:

Меткий у монголов ведь тюркизм - мерген.

От кыргызского мээ-лөө прицеливаться

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 hours ago, Tama said:

и по казахским преданиям он также жил в во времена Аз Жанибека хана Золотой Орды, являясь его везирем, советником. Прототип у всех один и тот же.

А о его происхождении есть какие-либо легенды (имеется ввиду, какому сословию принадлежали его родители)?

В некоторых местах встречал сведения, что он происходит из казахского рода Рамадан. По другим казахским преданиям он женился девушке из рода Рамадан, стало быть, если я правильно понял, был "безродным", то есть чужаком, которому приписали род невесты. Так ли все это?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 hours ago, Bir bala said:

@Zake Я и написал, что настоящий Жиренше это сын казахского Жанибека, а фольклор это просто выдумки с примесью правды.

Жийренше хан известная личность, что никак не мог превратиться в выдуманного фольклорного героя. А потом, в башкирских преданиях о Еренсе Сесене также указывают на его золотоордынский период жизни.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Kamal что легенды по сравнению с задокументированным летописью с воспоминания Шайбани хана. Тебе Шайбани или его придворный историк носом тычет, что Жиренше сын казахского хана Жанибек хана, а не золотордынский. Сверху уже скидывали эту летопись. Этот фольклор про шешена мог проникнуть от казахов к другим в 19 веке, точно так же, как эпос Едиге проник от ногайцев к казахам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, Bir bala said:

@Kamal что легенды по сравнению с задокументированным летописью с воспоминания Шайбани хана. Тебе Шайбани или его придворный историк носом тычет, что Жиренше сын казахского хана Жанибек хана, а не золотордынский. Сверху уже скидывали эту летопись. Этот фольклор про шешена мог проникнуть от казахов к другим в 19 веке, точно так же, как эпос Едиге проник от ногайцев к казахам.

Я пытался аргументировать Вашими словами, назвав Жиренше хан, но в летописи нет такого имени. Интересно, а кого ещё из своих ханов казахи забыли и превратили в фольклорных героев неких мелких родов?!

Короче, Ваше дело, как хотите так и аргументируйте, но попрошу обращаться ко мне на Вы, проявить элементарную вежливость.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Kamal В летописи "нусрат наме" Иренчи хан это и есть Жиренше, потому что Шайбани говорил на йокающем тюркском языке, а казахи джокающие тюрки. Поэтому Йренши-Жиренши, Йол-джол, йурек-джурек, йаман-джаман. Это вроде бы элементарная вещь в тюркском языкознании. В каком месте я превращал кого то в фольклорного персонажа? Я наоборот высказал мысль, что образ Жиренше шешена основан на настоящем чингизиде, который был сыном казахского Джанибек хана, а вы до сих пор талдычете о каком то не существующем Жиренше, который жил во время золотордынского Жанибека полностью игнорируя исторический документ. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...