Перейти к содержанию
АксКерБорж

Бишпармак-Бешбармак-Бесбармак 3

Рекомендуемые сообщения

Инфинитив в караногайском диалекте образуется путем присоединения аффиксов - мага, - меге к основе глагола, независимо от качества конечного звука последнего. Например, кетмеге "уйти", язмага "написать". А в акногайском диалекте и в ногайском литературном языке наблюдается более последовательное подчинение закону сочетаемости согласных: - пага, - пеге, - бага, - беге.

Например, АН и литературный язык - кашпага, КН - кашмага "убегать"; АН и литературный язык - язбага, КН - язмага "писать" и т.п.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Jagalbay сказал:

да потому вы не понимаете, что спрашиваете )

 

Неужели трудно ответить? 

Напишите как в прошлом казахи говорили "Надо поехать в Астану" с использованием инфинитива "бармак", раз вы считаете, что казахи раньше вместо "бару" говорили "бармак".

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Это же ваши слова:

В 14.05.2023 в 18:58, Jagalbay сказал:

раньше инфинитив другой был, например. Не "бару" как сейчас, а бармак 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, Bir bala сказал:

вы кстати не ответили на мой вопрос. Почему нету выражения үлкен саусақ, а Есть бас бармақ? Раз это региональное. То, что нету выражения үлкен саусақ доказывает, что было разграничение. 

 

16 часов назад, Jagalbay сказал:

почему-то ваши сторонники, т.е противники слова бешбармак -  не согласны, что палец - это бармак

 

Игнорирование факта существования в казахском языке определенного пласта региональной лексики, терминологии (это касается не только названий пальцев рук и ног, но и блюд, обычаев и и т.д. и т.п.) может довести вас, господа казаховеды Bir bala и Ygalbay, в конечном итоге тоже до кринжа, как и автора этой статьи:

https://tumba.kz/novosti-kazahstana/21-slovo_beshbarmak_unizitelno/22675-slovo_beshbarmak_unizitelno.html

 

Во избежание неудобных ситуаций следует всегда анализировать с каким регионом связано то или иное спорное/неугодное название и только потом делать какие-либо заключения.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБорж вы снова увильнулись от ответа. Отсутствие выражения үлкен саусақ доказывает, что это никакой не регионализм. Даже в литературном языке большой палец это бас бармақ, а не бас саусақ или үлкен саусақ. И забавно слышать от вас игнорирование реальности в то время, как вы все притягиваете к фольк этимологии на вроде Қала-город, крепость от тюркского Қалау-воздвигать, лепить. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Bir bala сказал:

вы снова увильнулись от ответа. Отсутствие выражения үлкен саусақ доказывает, что это никакой не регионализм. Даже в литературном языке большой палец это бас бармақ, а не бас саусақ или үлкен саусақ. И забавно слышать от вас игнорирование реальности в то время, как вы все притягиваете к фольк этимологии на вроде Қала-город, крепость от тюркского Қалау-воздвигать, лепить. 

 

Почему только үлкен [саусақ]? Есть же и другие рег. синонимы - зор, дәу, дөкөй. 

Короче как обычно отмазки и детский лепет.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 часов назад, АксКерБорж сказал:

Игнорирование факта существования в казахском языке определенного пласта региональной лексики, терминологии (это касается не только названий пальцев рук и ног, но и блюд, обычаев и и т.д. и т.п.) может довести вас, господа казаховеды Bir bala и Ygalbay, в конечном итоге тоже до кринжа, как и автора этой статьи:

https://tumba.kz/novosti-kazahstana/21-slovo_beshbarmak_unizitelno/22675-slovo_beshbarmak_unizitelno.html

 

Во избежание неудобных ситуаций следует всегда анализировать с каким регионом связано то или иное спорное/неугодное название и только потом делать какие-либо заключения.

кринж - это то, что написал автор статьи

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, АксКерБорж сказал:

Почему только үлкен [саусақ]? Есть же и другие рег. синонимы - зор, дәу, дөкөй. 

Короче как обычно отмазки и детский лепет

@АксКерБорждетский лепет, это когда необъяснимую вещь просто назвать регионализмом.

А предоставить примеры употребления дәу саусак, зор саусақ, дөкөй саусақ не смогли? 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25 минут назад, Bir bala сказал:

детский лепет, это когда необъяснимую вещь просто назвать регионализмом.

А предоставить примеры употребления дәу саусак, зор саусақ, дөкөй саусақ не смогли? 

 

Не понимаю зачем мусолите одно и то же?

Вы же сами прекрасно знаете, что в разных местах используются разные названия и даже в них вкладывается разный смысл.

У вас палец, пальцы - саусак, а большой палец - бас бармак.

У нас палец, пальцы - бармак, а большой палец - бас бармак.

У других палец, пальцы - саусак, а большие пальцы ног и рук - бармак.

Это надо у вас спросить почему вы не называете большой палец - бас саусак нарушая свою фонетику?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, Bir bala сказал:

А предоставить примеры употребления дәу саусак, зор саусақ, дөкөй саусақ не смогли? 

 

Патамушта выше вы написали по-русски - үлкен саусақ, үлкен бармақ.

Хотя правильно по-казахски - бас бармақ.

Не үлкен (большой), а бас (главный).

Поэтому все эти рег. синонимы не подходят, я хотел подшутить над вами.

Впредь не ошибайтесь.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБоржкакую-то херню начали нести. Избегаете от вопроса как и всегда. А объяснить отсутствие дәу саусак, зор саусақ, дөкөй саусақ , үлкен саусақ, если это регионализмы не можете. Есть только одна форма "бас бармақ" все. Это и доказывает разграничение 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Bir bala сказал:

какую-то херню начали нести. Избегаете от вопроса как и всегда. А объяснить отсутствие дәу саусак, зор саусақ, дөкөй саусақ , үлкен саусақ, если это регионализмы не можете. Есть только одна форма "бас бармақ" все. Это и доказывает разграничение 

 

Из вас куда еще не шло был сносный жыйирманшывед, но сейчас вы очень плохой пальчиковед. :D

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБорж топите за казахский язык и в то же время против него. Даже не подозреваете, что ваши предки произносили жиырманшы

  • Like 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 5/14/2023 at 7:47 AM, Jagalbay said:

а как же Унковский и Галдан Церен?

 

Клапрота почитайте, он на Иртыше был и общался с казахами Орта Жуза

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1820-1840/Klaproth/text1.phtml

 

Кстати, у вас как говорят, если жир у зарезанной лошади толщиной около пальца? У нас - бармак, если 2 и более - екі, үш елі

Клапрот пишет, что казахи йокали и произносили ш и с 

может мы перешли на нынешнюю норму только в 20-м веке? ну и бешбармак такое же исконное название для казахов как и для других тюрков

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

может быть саусак просто вытеснил синоним бармак, но в каких-то регионах это осталось

например, раньше человек был кісі, теперь чаще используют адам, слово әйел вытеснило тюркское қатын и т.д. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, boranbai_bi сказал:

Клапрот пишет, что казахи йокали и произносили ш и с 

может мы перешли на нынешнюю норму только в 20-м веке? ну и бешбармак такое же исконное название для казахов как и для других тюрков

вряд ли в 20, мб во 2 половине 19го

да, бешбармак - историческое название

у него еще есть интересное слово "спать"

Dormir (спать)

Djouklamak (джукламак)

С. - ouyouklamak, K.T. - youklaimak, M. - ountakou*

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 minute ago, Jagalbay said:

у него еще есть интересное слово "спать"

Dormir (спать)

Djouklamak (джукламак)

С. - ouyouklamak, K.T. - youklaimak, M. - ountakou*

 

уйукламак похоже на нынешнее ұйықтау

но в виде джукламак оно конечно очень странно звучит

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Bir bala сказал:

@АксКерБорж топите за казахский язык и в то же время против него. Даже не подозреваете, что ваши предки произносили жиырманшы

откуда вообще взялось слово саусак?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 minutes ago, Jagalbay said:

вряд ли в 20, мб во 2 половине 19го

а что могло произойти в 19 веке? 

в 20-м создали современный литературный стандарт

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, Jagalbay сказал:

у узбеков сохранилась эта форма

 

@АксКерБорж вот сравните с кумыкским "оху+макъ пайдалы" - на казахском будет "оқ+у пайдалы"  или мени гел+мег+им, у нас - менің кел+у+ім, а раньше (в 19 веке) было как у кумыков

У кумыков это огузизм. Карачаевцы и балкарцы например так не говорят. Ногайцы тоже. Более того инфинитив на У есть у башкир. Это все говорит о том, что инфинитив на У был как минимум во времена ЗО.

Моё личное мнение - инфинитив на -мақ, -мек неестествен и звучит как отрицание.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Bir bala сказал:

@АксКерБоржкакую-то херню начали нести. Избегаете от вопроса как и всегда. А объяснить отсутствие дәу саусак, зор саусақ, дөкөй саусақ , үлкен саусақ, если это регионализмы не можете. Есть только одна форма "бас бармақ" все. Это и доказывает разграничение 

@RustПопрошу принять меры

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, Jagalbay сказал:

у узбеков сохранилась эта форма

 

@АксКерБорж вот сравните с кумыкским "оху+макъ пайдалы" - на казахском будет "оқ+у пайдалы"  или мени гел+мег+им, у нас - менің кел+у+ім, а раньше (в 19 веке) было как у кумыков

В казахском должно быть менің келігім. От слова келік - приход. Эта архаичная форма сохранилась сейчас только при выражении желания. Например Онда барығым келіп тұр. Слово барық. Бару это тоже существительное.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Nurbek Не вижу состава преступления. Ни оскорбления, ни ругани нету в адрес юзера АксКерБорж.

4 минуты назад, Nurbek сказал:

Попрошу принять меры

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 минут назад, Nurbek сказал:

У кумыков это огузизм. Карачаевцы и балкарцы например так не говорят. Ногайцы тоже. Более того инфинитив на У есть у башкир. Это все говорит о том, что инфинитив на У был как минимум во времена ЗО.

Моё личное мнение - инфинитив на -мақ, -мек неестествен и звучит как отрицание.

у ногаев тоже огузизм?

кстати, прочитал, что кумыки ставят ударения в разные слоги, чтобы отличать отрицание и инфинитив

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...