Перейти к содержанию
Гость Askarbek

Hогайцы

Рекомендуемые сообщения

17 часов назад, Kamal сказал:

У нынешних татар вроде он негативный герой, но может, ошибаюсь, не углублялся.

Это уже не эпос, а идеология

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, Jagalbay сказал:

в каком году по вашему Едиге оказался у Тимура?

после смерти Камар ад-Дина

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 часов назад, Zake сказал:

Он захватывал Хорезм в 1406 году согласно Ибн Арабшаха.

Вы на какие источники опираетесь, когда говорите что он был заодно с Тимуром во время его казакования?

Виноват, источник говорит об отношениях Тимура с хорезмскими суфидами во время его казакования, а не с Едиге. Без поддержки суфидов, Тимур вовсе мог не состояться. Едиге появился после этого.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Bir bala сказал:

@Kamal *Кочевание. Казаклык буквально означает кочевой образ жизни.

Относительно Тимура - разбойник. Был такой период в его жизни, давно читал, поэтому спутал с периодом Едиге.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Steppe Man сказал:

АКБ нохой-татарин или джунгар? 😄

 

Халха бесюд сартаул завидует моему днк. )

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

Кочуя, до присоединения Крыма к России, преимущественно в обширных заперекопских степях, Ногайцы, хотя и считались подвластными крымскому хану, но на самом деле плохо подчинялись этому владычеству и вообще никогда не питали особенной любви к Татарам крымским. Эта нелюбовь продолжает существовать доселе, вызывая с обеих сторон множество насмешек, забавных и, нередко, не лишенных остроумия выходок и анекдотов, не смотря на то, что многие Ногайцы, поженившись на Татарках, находятся в родстве с крымскими, преимущественно степными, Татарами. Крымский Татарин обыкновенно, в насмешку, называет Ногайца Торсук-Ногой (торсук значит мех или ушат, в котором держат Ногайцы кумысъ); а Ногайцы, платя за эту насмешку, называют Крымцев бадрак («батрак» — работник), понимая это слово в низшем его значении, т. е. такой батрак ленивый и бестолковый, который может работать только из-под палки, и по этому случаю у Ногайцев существуешь следующая поговорка: «бадрагын барса айтар, барса сёзюн джарты айтар; камчилён бир тартсан, — калган сёзин дага айтар»; т. е. «батрака (татарина) пошлешь сказать (что-либо); он пойдет, (но) скажет в половину; а когда потянешь его кнутом, тогда (только) скажет он и остальные слова». Поговорка эта, если не вполне, то очень достаточно характеризует ленивого Крымца, не отличающегося особенною сметливостию, и вообще не столь живого, изворотливого, как Ногаец.

- (vostlit.info)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

Для человека уважаемого или хорошего приятеля хозяин режет барана и нередко последнего. Сваренная баранина, по вынутии из котла, рубится на части и раскладывается на небольшой дощечке. Лучший и лакомый кусок, состоящий из головы, печенки и курдюка, ставится на дощечке перед гостем, а остальные части перед более почетными посетителями-соседями, не упускающими случая явиться в кибитку, чтобы поесть лакомого блюда и послушать новостей от приезжего. По мере насыщения почетных, кушанье передается менее почетным, которым часто приходится обгладывать кости и передавать их детям, а те, пососав их, уступают позади стоящим собакам. Кто желает, тот запивает мясо шорбой (отвар из бараньего мяса), наливаемой в ченаки — деревянные чашки, которые, как и вообще вся домашняя посуда, никогда не моются, а вытираются грязною рукою хозяйки.

Хотя между остальными ногайцами и не существует столь радушного [266] гостеприимства, тем не менее каждый хозяин с приездом гостя старается угостить его. Довольствуясь, в обыкновенное время, самою простою пищею, ногаец режет иногда для гостя барана и угощает его мясными блюдами. Обыкновенную пищу ногайца составляют: сек — просяная крупа, особенным образом приготовленная и употребляемая туземцами в сухом виде или вареною на молоке; приправленная же небольшим количеством мёда, она употребляется как лакомство. Затем из остальных видов кушаний наиболее употребительны: горячий буламык — заваренная болтушка из пшеничной муки, иногда с прибавлением курта или сушеного сыра; май — коровье масло, сут — пресное молоко, кумыз или, правильнее, кымыз — напиток, приготовляемый из кобыльего молока, и этмек — кисловатое на вкус питье из коровьего молока, смешанного иногда пополам с водою. Бедные ногайцы часто не имеют и этих видов кушаний и нередко довольствуются самым грубым чуреком и своею особенною лепешкою, приготовляемою из воды и муки, покупаемой у казака или крестьянина.

Главную и любимую пищу кара-ногайца составляет кирпичный чай; как русский человек без хлеба, так кара-ногаец без чая обойтись не могут; хлеба кара-ногайцы не употребляют вовсе или очень мало. Кроме чая, кара-ногайцы едят вареное пшено, небольшие пышки, жареные в сале, и бишбармак — кушанье, приготовленное из баранины и сарачинского пшена. Мясо едят только в дни годовых и торжественных праздников, да и то только богатые. Пьют бузу, приготовляемую из пшена, и арак — род спиртного напитка, приготовляемого из молока, и отчасти кымыз.

Ногаец может быть один и даже несколько дней очень воздержан в пище, может довольствоваться одною пышкою или чурекой, но за то, если представится случай, будет пить чай, сколько бы ему ни предлагали, и съест несметное количество пищи.

Все ногайцы ленивы, но кара-ногайцы и едишкульцы отличаются особою леностию и неспособностию к продолжительному труду. Летом они предаются полнейшей бездеятельности, по целым дням сидят возле кибиток с небольшими трубочками во рту и слушают хабар (новости), в которых нет недостатка. Каждый, проезжая мимо аула или кочевья, считает своею обязанностью заехать к приятелю, напиться чаю и тут-то, в угоду хозяину, обязан рассказать какую-нибудь новость, хотя бы выдуманную, и надо сказать правду, что ногайцы вообще не брезгуют выдумками и сочинением небывалых историй и происшествий. С отъездом гостя, хабар летит от хозяина во все концы аула и весьма часто в разукрашенном и преувеличенном виде. Каждое известие с быстротою молнии разлетается во все места кочевья кара-ногайцев.

последний абзац как будто казахов описывают

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Это бородатая байка колониальной поры, не понимаю зачем нам казахам ее повторять?

Вы еще вспомните другую байку про ничего не производящих дикарей, живущих грабежами.

Кочевое скотоводство это не леность, а древнейший хозяйственный уклад наших предков, дававший  порой экономическое, военное и политическое превосходство на "трудолюбивыми" оседлыми земледельческими народами, по крайней мере так было до определенного времени и пока среди них иногда всплывали лидеры, способные объединить их.

И что должен по вашему делать табунщик, пастух, чабан пока пасется скот, чтобы не слыть ленивым в глазах оседлого жителя? Заняться резьбой по дереву, вышиванием или сбегать полить огород? ))

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 04.03.2024 в 21:14, Jagalbay сказал:

Небольсин об Едиге, Бараке, Мансуре

Спойлер

image.jpg

 

Барак описан как правитель Хорезма

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Грустное видео об опустынивании на землях ногайцев. Схожая с их родичами-каракалпаками и Аралом

 

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 28.02.2024 в 09:42, asan-kaygy сказал:

Вы знали что на западе могут спросить қай ноғайсың? (какого ты рода?)? Со слов @Джагалбайлы

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 03.09.2024 в 11:48, кылышбай сказал:

Вы знали что на западе могут спросить қай ноғайсың? (какого ты рода?)? Со слов @Джагалбайлы

нашел отрывок из рассказа Айгуль Кемельбаевой, но она с Семея 

Цитата

Жылқы күзеткен арыстай үш жігіт ұрыста өліп, Ерторының немересін табын-табын жылқымен қоса теке түрікпен олжалап, күнбатыс еліне айдап әкеткенін естігенде, тұсауы кесіле сала ат арқасына мінгізген қыпшақ елі ұлардай шулап, қатындар дауыс сала, бет жырта жылап, аһ ұрып қала берді.

 

– Қай ноғайсың? – деп сұрады бала іркілмей.

– Қаңбақша ауып, тамырсыз дедектеген мен бір қаңлы.

– Қаңлы ішінде қай аталық? –деді бала ересек адамша сыр тартқысы кеп.

– Тегін сұраған жат болмайды. Қаңлы десем, көгім қазақ дегенім, қарағым. Бабам азан шақырып қойған есімімді, сүйегімді жариялап айтпай-ақ қояйын. Сен сұрама.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...