Jump to content

Recommended Posts

2 hours ago, Kamal said:

С одним ободом как раз-таки туркменские шанараки, они делают или один толстый обод, или два тонких обода в одной связке. У каракалпаков внешний обод толстый, внутренний тонкий, между внешним и внутренним небольшой зазор, а соединяются между собой специальными стреловидными спицами. Эти стрелы по местным поверьям как бы исполняют охранную функцию, чтоб нечистые силы не проникли через тунлук (отверстия в куполе).

Кстати, ни в одном другом шанараке кроме каракалпакских я не видел эти стрелы.

Link to comment
Share on other sites

21 час назад, кылышбай сказал:

Если верить вам то это тамдынские каракалпаки

 

Верьте или не верьте не мне, а автору эксклюзивных фотографий, ув. Мелкову А.С.

 

Link to comment
Share on other sites

В 09.04.2023 в 23:48, кылышбай сказал:

Не знаю казахи или кыргызы:

7nlwllc9dcidwpyy4gxv1lj0sat60vle.jpg

gd3qpxk9z8h476w6589ug4fe96319g7d.jpg

mz779w79j6rwfw3vj8v8ej4nx5exxga0.jpg

 

На всех фотографиях присутствует характерная шапочка.

По ней это район предположительно это казахи из местностей где-то между югом и западом.

 

Link to comment
Share on other sites

 

Из фондов МАЭ (Кунсткамера).

Д.Э. Ухтомский.

Урга.

1913 год.

Халха-монголы.

Вероятно, что не жилой гэр, а какая-то администрация судя по размеру и знаменам у входа.

Заглянуть бы вовнутрь, посмотреть есть ли подпорки и какая обстановка? ;)

1.jpg

Link to comment
Share on other sites

В 24.10.2022 в 14:01, АксКерБорж сказал:

Вентиляция в жару (приподнятие на веревках нижних краев кошмы),

монгольского гэра в Урге:

0_b08a8_10a321e_XXXL.jpg

кыргызского боз үй (рисунок): 

300255913_386893563595014_71488030641706

казахского кигіз үй в Омске:

UZP1d.jpg

казахского кигіз үй в Павлодаре:

1899-3.jpg

 

2.jpg

 

 

Link to comment
Share on other sites

В 10.04.2023 в 01:44, Kamal сказал:

Кстати, ни в одном другом шанараке кроме каракалпакских я не видел эти стрелы.

Круглый, разделенные на четыре сектора орнамент, традиционный для туркменов часто встречается в каракалпакских коврах. Это заимствование или использовали ковры туркменского производства? Такой орнамент замечен в раритетном казахском ковре из мавзолея Яссави в Туркестане. Этот ковер называют сыр-кілем и қоңырат-кілем. Может это был трофейный? Но специалисты обозначили его именно казахским ковром.

1418.jpg

Link to comment
Share on other sites

В 09.04.2023 в 22:51, кылышбай сказал:

Казахская юрта, валяние кошмы, Туркестанский край, нач. ХХ в.:

Валяние кошмы казахи называют киіз бастыру

Link to comment
Share on other sites

55 minutes ago, кылышбай said:

Круглый, разделенные на четыре сектора орнамент, традиционный для туркменов часто встречается в каракалпакских коврах. Это заимствование или использовали ковры туркменского производства?

1418.jpg

Это восьмигранный каракалпакский узор, наносимый на ковровые изделия. Очень похож на эрсаринский, кызылаякский и приамударьинский узоры. То есть, каракалпаки не использовали туркменский готовый продукт, а производили сами. Надо полагать, под приамударьинцами имеется ввиду аральцы.

Тут в ссылке, в главе 8 показаны ковровые узоры туркмен, каракалпаков, казахов и кыргызов.

http://raretes.ru/iskusstvo-sredney-azii-xvixix-vv/8/

Link to comment
Share on other sites

1 hour ago, кылышбай said:

 Это заимствование или использовали ковры туркменского производства?

Боголюбов А.А. в своих исследованиях выделил три группы туркменских ковровых изделий, а в третью группу (эрсаринскую) включил также и каракалпаков. Тут удивительно то, что по преданиям самих туркменов, Салыры являются средневековыми родственниками каракалпаков, а Салыры в свою очередь, нынче включают в свой состав Эрсари и Кызылаяков. А я, вообще-то из рода Кызылаяк (Колдаулы-Конрат).

http://ww38.central-eurasia.com/index/articles/?uid=303

В своем кратком вступительном слове к альбому начальник Закаспийской области А.А. Боголюбов (и капитан Ф.А. Михайлов) первыми сделали попытку назвать вещи своими именами и показать «племенную» (теоретически наиболее перспективную и  дробную) классификацию туркменских ковровых изделий. Они выделили три группы. В первую - салырскую включили салыров, сарыков, теке, часть эрсари (родовые группы кизилаяк и дяли). В йомудской группе показал йомудов, огурджалы, геокленов, човдуров, абдалов, ходжи. В эрсаринской - бешир, чакыр,алиили, тонча, топча, каракалпаков.  Последние включены в туркменские не по недоразумению. Каракалпакские ковровые орнаменты (восьмиконечный медальон с четырехчастным делением и диагональной расцветкой) чрезвычайно близки туркменским (включая узбеков племени «туркмен» Нурата), что говорит о древних этногенетических связях двух народов (Береснева Л.Г. 1994)

 

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

21 час назад, кылышбай сказал:

Валяние кошмы казахи называют киіз бастыру

 

У нас говорят кигіз басу.

 

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

У нас говорят кигіз басу.

басу/ бастыру разные формы одного слова наверное.

У вас кошма не киіз а именно кигіз?

Link to comment
Share on other sites

@кылышбай Не. Басу это инфинитив (Наступать), а бастыру это понудительный залог (Заставить кого то или что то наступить). А в случае кигіз и киіз это одно и то же слово. Древнетюркские вставочные согласные в одних осталось, как рудимент. Тарқау,Тарау (Расходиться,Разбрестись).

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

3 hours ago, кылышбай said:

басу/ бастыру разные формы одного слова наверное.

У вас кошма не киіз а именно кигіз?

Насколько я помню, валяние войлока у нас говорили "кийиз ию", то есть, от слова "ийлеу",  к примеру, "камыр ийлеу" (замесить тесто).

Link to comment
Share on other sites

13 часов назад, кылышбай сказал:

басу/ бастыру разные формы одного слова наверное.

У вас кошма не киіз а именно кигіз?

 

Фото Д.П. Багаева.

Павлодарский уезд.

Нач. 20 в.

Валяние кошмы - Кигіз басу.

1392957515_foto16.jpg

Link to comment
Share on other sites

 

МАЭ.

Д.Д. Букинич.

Монголия.

Улан-Батор.

1933 год.

Подпись - На базаре: верхний круг юрты, орнаментированная кровать.

Выходит, что 100 лет назад монгольский тооно в северо-восточной части страны был таким же как сейчас.

5.jpg

 

Link to comment
Share on other sites

21 час назад, Bir bala сказал:

кигіз и киіз это одно и то же слово. Древнетюркские вставочные согласные в одних осталось, как рудимент. Тарқау,Тарау (Расходиться,Разбрестись).

Не слышал никогда кигіз. Видимо это осталось на севере только

Link to comment
Share on other sites

В 08.06.2023 в 23:07, Kamal сказал:

Это восьмигранный каракалпакский узор, наносимый на ковровые изделия. Очень похож на эрсаринский, кызылаякский и приамударьинский узоры. То есть, каракалпаки не использовали туркменский готовый продукт, а производили сами. Надо полагать, под приамударьинцами имеется ввиду аральцы.

Тут в ссылке, в главе 8 показаны ковровые узоры туркмен, каракалпаков, казахов и кыргызов.

http://raretes.ru/iskusstvo-sredney-azii-xvixix-vv/8/

Все же ваши узоры отличаются наличием "кыпчакского" қошқар мүйіз внутрир "огузского" восьмигранника. Я считаю этот общий с туркменами элемент у вас появился в Приаралье как вияние туркмен. У каракалпаков Сырдарьи наверное не было. У хорезмских узбеков было что то похожее?

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, кылышбай сказал:

Не слышал никогда кигіз. Видимо это осталось на севере только

@кылышбай По видимому слово состоит из корня кій-одевать, и древнетюркского совместного залога із, что изначально могло означать натягивать кошму на скелет юрты вместе с кем либо.

Link to comment
Share on other sites

54 minutes ago, кылышбай said:

Все же ваши узоры отличаются наличием "кыпчакского" қошқар мүйіз внутрир "огузского" восьмигранника. Я считаю этот общий с туркменами элемент у вас появился в Приаралье как вияние туркмен. У каракалпаков Сырдарьи наверное не было. У хорезмских узбеков было что то похожее?

Однозначно, данный узор (восьмигранник) приаральский, в основном используется для ковровых изделий. А так орнаментика у каракалпаков отличается обилием крестов, а также много разных геометрических фигур, обозначающие не только кошкар муйиз, но и разных других животных, насекомых, рыб, растений и т.д. Взаимовлияние с туркменами конечно же есть, ведь, большая часть аральцев в начале 17 века пришла из нынешних территории Туркменистана, в том числе из Гоне-Ургенча. У хорезмских конратов есть нечто похожее, а в других областях Узбекистана почти не встречается.

Link to comment
Share on other sites

14 часов назад, Bir bala сказал:

По видимому слово состоит из корня кій-одевать, и древнетюркского совместного залога із, что изначально могло означать натягивать кошму на скелет юрты вместе с кем либо.

 

Оооо, вы поддержали мою версию об одном из способов словообразования в далеком прошлом - из глаголов повелительной формы, на вскидку - қан, батыр, жұт, қыр, сал, қыс, жаз/жай, күй, ас, қар, құрт, үй и т.д.

Теперь вы добавили к ним кигіз.

 

Link to comment
Share on other sites

@АксКерБорж Ну слово киіз(кигіз) скорее не повелительная форма, а скорее вторичная. Из схожих можно привести слова соғыс,жүріс, где аффикс "с" имеет и залоговую семантику  и словообразовательную.

9 часов назад, АксКерБорж сказал:

Оооо, вы поддержали мою версию об одном из способов словообразования в далеком прошлом - из глаголов повелительной формы

 

Link to comment
Share on other sites

В 10.06.2023 в 22:49, Bir bala сказал:

@кылышбай По видимому слово состоит из корня кій-одевать, и древнетюркского совместного залога із, что изначально могло означать натягивать кошму на скелет юрты вместе с кем либо.

Разве не слово кошма первично и от него уже происходит одежда юрты? Сначала одежду юрты придумал а потом кошму?

Link to comment
Share on other sites

Guest
This topic is now closed to further replies.


×
×
  • Create New...