кылышбай Posted April 9, 2023 Share Posted April 9, 2023 Казахская юрта, Туркестанский край. Кто знает точно где сделано это известное фото? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Kamal Posted April 9, 2023 Share Posted April 9, 2023 2 hours ago, Kamal said: С одним ободом как раз-таки туркменские шанараки, они делают или один толстый обод, или два тонких обода в одной связке. У каракалпаков внешний обод толстый, внутренний тонкий, между внешним и внутренним небольшой зазор, а соединяются между собой специальными стреловидными спицами. Эти стрелы по местным поверьям как бы исполняют охранную функцию, чтоб нечистые силы не проникли через тунлук (отверстия в куполе). Кстати, ни в одном другом шанараке кроме каракалпакских я не видел эти стрелы. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted April 10, 2023 Share Posted April 10, 2023 21 час назад, кылышбай сказал: Если верить вам то это тамдынские каракалпаки Верьте или не верьте не мне, а автору эксклюзивных фотографий, ув. Мелкову А.С. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted April 10, 2023 Share Posted April 10, 2023 В 09.04.2023 в 23:48, кылышбай сказал: Не знаю казахи или кыргызы: На всех фотографиях присутствует характерная шапочка. По ней это район предположительно это казахи из местностей где-то между югом и западом. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted April 10, 2023 Share Posted April 10, 2023 18 hours ago, кылышбай said: Казахская юрта, Туркестанский край. Кто знает точно где сделано это известное фото? Танцуют каражорга? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted April 11, 2023 Share Posted April 11, 2023 Ming dynasty painting of Mongols | Ming dynasty painting, Chinese art, Chinese culture Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted April 15, 2023 Share Posted April 15, 2023 Из фондов МАЭ (Кунсткамера). Д.Э. Ухтомский. Урга. 1913 год. Халха-монголы. Вероятно, что не жилой гэр, а какая-то администрация судя по размеру и знаменам у входа. Заглянуть бы вовнутрь, посмотреть есть ли подпорки и какая обстановка? Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted April 23, 2023 Share Posted April 23, 2023 В 24.10.2022 в 14:01, АксКерБорж сказал: Вентиляция в жару (приподнятие на веревках нижних краев кошмы), монгольского гэра в Урге: кыргызского боз үй (рисунок): казахского кигіз үй в Омске: казахского кигіз үй в Павлодаре: Link to comment Share on other sites More sharing options...
кылышбай Posted June 8, 2023 Share Posted June 8, 2023 В 10.04.2023 в 01:44, Kamal сказал: Кстати, ни в одном другом шанараке кроме каракалпакских я не видел эти стрелы. Круглый, разделенные на четыре сектора орнамент, традиционный для туркменов часто встречается в каракалпакских коврах. Это заимствование или использовали ковры туркменского производства? Такой орнамент замечен в раритетном казахском ковре из мавзолея Яссави в Туркестане. Этот ковер называют сыр-кілем и қоңырат-кілем. Может это был трофейный? Но специалисты обозначили его именно казахским ковром. Link to comment Share on other sites More sharing options...
кылышбай Posted June 8, 2023 Share Posted June 8, 2023 В 09.04.2023 в 22:51, кылышбай сказал: Казахская юрта, валяние кошмы, Туркестанский край, нач. ХХ в.: Валяние кошмы казахи называют киіз бастыру Link to comment Share on other sites More sharing options...
Kamal Posted June 8, 2023 Share Posted June 8, 2023 55 minutes ago, кылышбай said: Круглый, разделенные на четыре сектора орнамент, традиционный для туркменов часто встречается в каракалпакских коврах. Это заимствование или использовали ковры туркменского производства? Это восьмигранный каракалпакский узор, наносимый на ковровые изделия. Очень похож на эрсаринский, кызылаякский и приамударьинский узоры. То есть, каракалпаки не использовали туркменский готовый продукт, а производили сами. Надо полагать, под приамударьинцами имеется ввиду аральцы. Тут в ссылке, в главе 8 показаны ковровые узоры туркмен, каракалпаков, казахов и кыргызов. http://raretes.ru/iskusstvo-sredney-azii-xvixix-vv/8/ Link to comment Share on other sites More sharing options...
Kamal Posted June 8, 2023 Share Posted June 8, 2023 1 hour ago, кылышбай said: Это заимствование или использовали ковры туркменского производства? Боголюбов А.А. в своих исследованиях выделил три группы туркменских ковровых изделий, а в третью группу (эрсаринскую) включил также и каракалпаков. Тут удивительно то, что по преданиям самих туркменов, Салыры являются средневековыми родственниками каракалпаков, а Салыры в свою очередь, нынче включают в свой состав Эрсари и Кызылаяков. А я, вообще-то из рода Кызылаяк (Колдаулы-Конрат). http://ww38.central-eurasia.com/index/articles/?uid=303 В своем кратком вступительном слове к альбому начальник Закаспийской области А.А. Боголюбов (и капитан Ф.А. Михайлов) первыми сделали попытку назвать вещи своими именами и показать «племенную» (теоретически наиболее перспективную и дробную) классификацию туркменских ковровых изделий. Они выделили три группы. В первую - салырскую включили салыров, сарыков, теке, часть эрсари (родовые группы кизилаяк и дяли). В йомудской группе показал йомудов, огурджалы, геокленов, човдуров, абдалов, ходжи. В эрсаринской - бешир, чакыр,алиили, тонча, топча, каракалпаков. Последние включены в туркменские не по недоразумению. Каракалпакские ковровые орнаменты (восьмиконечный медальон с четырехчастным делением и диагональной расцветкой) чрезвычайно близки туркменским (включая узбеков племени «туркмен» Нурата), что говорит о древних этногенетических связях двух народов (Береснева Л.Г. 1994) 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted June 9, 2023 Share Posted June 9, 2023 21 час назад, кылышбай сказал: Валяние кошмы казахи называют киіз бастыру У нас говорят кигіз басу. Link to comment Share on other sites More sharing options...
кылышбай Posted June 9, 2023 Share Posted June 9, 2023 2 часа назад, АксКерБорж сказал: У нас говорят кигіз басу. басу/ бастыру разные формы одного слова наверное. У вас кошма не киіз а именно кигіз? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Bir bala Posted June 9, 2023 Share Posted June 9, 2023 @кылышбай Не. Басу это инфинитив (Наступать), а бастыру это понудительный залог (Заставить кого то или что то наступить). А в случае кигіз и киіз это одно и то же слово. Древнетюркские вставочные согласные в одних осталось, как рудимент. Тарқау,Тарау (Расходиться,Разбрестись). 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Kamal Posted June 9, 2023 Share Posted June 9, 2023 3 hours ago, кылышбай said: басу/ бастыру разные формы одного слова наверное. У вас кошма не киіз а именно кигіз? Насколько я помню, валяние войлока у нас говорили "кийиз ию", то есть, от слова "ийлеу", к примеру, "камыр ийлеу" (замесить тесто). Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted June 10, 2023 Share Posted June 10, 2023 13 часов назад, кылышбай сказал: басу/ бастыру разные формы одного слова наверное. У вас кошма не киіз а именно кигіз? Фото Д.П. Багаева. Павлодарский уезд. Нач. 20 в. Валяние кошмы - Кигіз басу. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted June 10, 2023 Share Posted June 10, 2023 МАЭ. Д.Д. Букинич. Монголия. Улан-Батор. 1933 год. Подпись - На базаре: верхний круг юрты, орнаментированная кровать. Выходит, что 100 лет назад монгольский тооно в северо-восточной части страны был таким же как сейчас. Link to comment Share on other sites More sharing options...
кылышбай Posted June 10, 2023 Share Posted June 10, 2023 21 час назад, Bir bala сказал: кигіз и киіз это одно и то же слово. Древнетюркские вставочные согласные в одних осталось, как рудимент. Тарқау,Тарау (Расходиться,Разбрестись). Не слышал никогда кигіз. Видимо это осталось на севере только Link to comment Share on other sites More sharing options...
кылышбай Posted June 10, 2023 Share Posted June 10, 2023 В 08.06.2023 в 23:07, Kamal сказал: Это восьмигранный каракалпакский узор, наносимый на ковровые изделия. Очень похож на эрсаринский, кызылаякский и приамударьинский узоры. То есть, каракалпаки не использовали туркменский готовый продукт, а производили сами. Надо полагать, под приамударьинцами имеется ввиду аральцы. Тут в ссылке, в главе 8 показаны ковровые узоры туркмен, каракалпаков, казахов и кыргызов. http://raretes.ru/iskusstvo-sredney-azii-xvixix-vv/8/ Все же ваши узоры отличаются наличием "кыпчакского" қошқар мүйіз внутрир "огузского" восьмигранника. Я считаю этот общий с туркменами элемент у вас появился в Приаралье как вияние туркмен. У каракалпаков Сырдарьи наверное не было. У хорезмских узбеков было что то похожее? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Bir bala Posted June 10, 2023 Share Posted June 10, 2023 2 часа назад, кылышбай сказал: Не слышал никогда кигіз. Видимо это осталось на севере только @кылышбай По видимому слово состоит из корня кій-одевать, и древнетюркского совместного залога із, что изначально могло означать натягивать кошму на скелет юрты вместе с кем либо. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Kamal Posted June 10, 2023 Share Posted June 10, 2023 54 minutes ago, кылышбай said: Все же ваши узоры отличаются наличием "кыпчакского" қошқар мүйіз внутрир "огузского" восьмигранника. Я считаю этот общий с туркменами элемент у вас появился в Приаралье как вияние туркмен. У каракалпаков Сырдарьи наверное не было. У хорезмских узбеков было что то похожее? Однозначно, данный узор (восьмигранник) приаральский, в основном используется для ковровых изделий. А так орнаментика у каракалпаков отличается обилием крестов, а также много разных геометрических фигур, обозначающие не только кошкар муйиз, но и разных других животных, насекомых, рыб, растений и т.д. Взаимовлияние с туркменами конечно же есть, ведь, большая часть аральцев в начале 17 века пришла из нынешних территории Туркменистана, в том числе из Гоне-Ургенча. У хорезмских конратов есть нечто похожее, а в других областях Узбекистана почти не встречается. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted June 11, 2023 Share Posted June 11, 2023 14 часов назад, Bir bala сказал: По видимому слово состоит из корня кій-одевать, и древнетюркского совместного залога із, что изначально могло означать натягивать кошму на скелет юрты вместе с кем либо. Оооо, вы поддержали мою версию об одном из способов словообразования в далеком прошлом - из глаголов повелительной формы, на вскидку - қан, батыр, жұт, қыр, сал, қыс, жаз/жай, күй, ас, қар, құрт, үй и т.д. Теперь вы добавили к ним кигіз. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Bir bala Posted June 11, 2023 Share Posted June 11, 2023 @АксКерБорж Ну слово киіз(кигіз) скорее не повелительная форма, а скорее вторичная. Из схожих можно привести слова соғыс,жүріс, где аффикс "с" имеет и залоговую семантику и словообразовательную. 9 часов назад, АксКерБорж сказал: Оооо, вы поддержали мою версию об одном из способов словообразования в далеком прошлом - из глаголов повелительной формы Link to comment Share on other sites More sharing options...
кылышбай Posted June 12, 2023 Share Posted June 12, 2023 В 10.06.2023 в 22:49, Bir bala сказал: @кылышбай По видимому слово состоит из корня кій-одевать, и древнетюркского совместного залога із, что изначально могло означать натягивать кошму на скелет юрты вместе с кем либо. Разве не слово кошма первично и от него уже происходит одежда юрты? Сначала одежду юрты придумал а потом кошму? Link to comment Share on other sites More sharing options...