Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Bir bala

    Bir bala

    Пользователи


    • Баллы

      6

    • Постов

      3040


  2. Kenan

    Kenan

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      3744


  3. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      3

    • Постов

      28579


  4. buba-suba

    buba-suba

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      5828


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 11/06/23 во всех областях

  1. @АксКерБорж раньше аффикс мақ обозначал инфинитив при Байтурсынове, а теперь обозначает будущее время и намерение. Нет ничего удивительного в разных обозначениях одних и тех же аффиксом и появлении сдвигов . Откуда вам знать об о всем этом. Для вас казахский язык это ваш регионный. А все другие регионы для вас несущественны. Судя по вашим рассуждениям.
    1 балл
  2. @s_kair Ну вот что и требовалось доказать. Просто ради спора написали рандомные мысли. Сами придумываете семантику "желтоватый" к морфеме сарша, при этом ни на один словарь ссылку не дали с вашим значением. Про левое слово я вообще ничего не писал. Ни на древнетюркскую слово ссылку не дали. Как после такого воспринимать вас в всерьёз.
    1 балл
  3. @АксКерБорж Не ну я виноват что ли, что современные казахи из за влияния русского языка и прочих факторов теперь криво произносят слова и грамматические категории? Я наоборот благие вещи предлагаю, а вы привыкли ко всему этому и отвергаете . Ещё оправдываетесь эволюцией языка, которой не было в 19-20 веке.
    1 балл
  4. @Zake Забавно, что вы считаете свои мнения истиной, а когда моя версия противопоставляется вашей, вы просто пишете, что это очевидная вещь и мне не понять их. Пишете бред про возникновение Казаков на Могулистане, образование Старшего жуза оттуда же и т.д.
    1 балл
  5. @Zake Вы нормальный или притворяетесь? Сами пишете Хушины отсылая либо к древним уйсунам либо к уйсунам Чингизхана. При этом придумывая "Уй дом" "Шин аффикс". Даже монгольский юзер не понял ваше мысли.
    1 балл
  6. @Zake Как причем ? Вы берете и утверждаете, что Уйсун это просто Уй (Дом) + (Сун) аффикс. В источниках есть намеки на это в отличии от кереев? Вы просто навязываете тюркский мир на этот этноним не зная что оно на самом деле означает
    1 балл
  7. 1. Что вы предлагаете взамен сугубо книжным терминам "нирун" и "дарлекин"? Я не знаю такого историка как АКБ. 2. Хадаркины тоже были киятами, но Рашид ад Дин видимо не знал об этом. От хушинов он знал только то что они сами ему говорили. А история с разгромом джургенов это не повод для гордости. Поэтому история с джургенами только в монгольских источниках имеется. Что настолько особенного в юртостроении, чтобы этот вид деятельности становился чьей-то родовой особенностью? В каждом племени могли быть ремесленники, и даже крутые дизайнеры юрт. Первые же известные уйшины прославились явно не юртостроением, и потомки этим вряд ли занимались. Слово хушин-ушин-уйшин не казахского и не тюркского происхождения, потому не обязано соответствовать логике каз/тюрк. языка. Это легко поддается логике, если избавиться от карикатурного мышления про альфа-самцов. Но даже в наше время какой-нибудь Бастыкбай-патшахан или Айгыр-батыр может оставить огромное потомство если поставит перед собой такую цель.
    1 балл
  8. Т.е. ЧХ был керей-керейтом по вашему? Говорите прямо. Вы же не просто так сказали что нирунское происхождение это сказка. Да знаю про какие источники говорите. Вам самим стыдно что ссылаетесь на краеведов и тамгаведов, поэтому не хотите на источники указывать.
    1 балл
  9. Есть источники где Борохул указан как непосредственно хушин, ушин (Рашид ад Дин). Здесь же (Алтан Тобчи) он указан как джургэн непосредственно.
    1 балл
  10. Ну конечно же, абсолютно ВСЕ ПЕРЕВОДЫ этой фразы неправильные. Только у вас перевод, при том, что вы не знаете того языка - конечно же правильный. Обычный для вас подход фолька.
    1 балл
  11. Так Вам сразу сказали: слова разные, смысл разный. Даже не тёзки. У нас речь только о ср.в. племени. И его возм. осколках.
    1 балл
  12. Не тезки, смысл разный, просто созвучные слова.
    1 балл
  13. Я определенно не знаю, ели каракалпаки конину или нет, и если сами каракалпаки утверждают, что в прошлом такое было, значит соглашаюсь, все-таки нынешний состав каракалпаков слишком запутанный. Но Толстова о бухарских каракалпаках пишет, что после установления новых границ бухарского ханства в период русских завоеваний, они частью смешались с казахами, основным занятием было скотоводство как у казахов, но от поедания конины воздерживались используя лошадь лишь для езды и других хозяйственных нужд, а верблюдов фактически не держали, хотя у соседних казахов они были в большом количестве. То есть, оказавшись в одинаковых условиях с казахами, каракалпаки тем не менее сохранили свою культурную обособленность. Другая часть бухарских каракалпаков, оставшиеся в бухарском ханстве уже бесповоротно осели, занимаясь земледелием. Но, как пишут другие юзеры, нынешние узбеки, которые в большей степени земледельцы, традиционно употребляют конину. То есть, одна группа каракалпаков оказалась разделенной между двумя культурами - скотоводов (кочевники) и земледельцев (оседлые), но конину не стали употреблять. Поэтому думаю, что есть конину или не есть, зависит не от образа хозяйствования или дефицита и дороговизны. Французы ведь обожают конину, когда другие европейцы даже и не подумают употребить в пищу, а предложение принцессы Анны употреблять конину в пищу, вызвало недоумение и всеобщее возмущение британцев.
    1 балл
  14. А данные Днк говорят что никаких союзов племен нету, есть род происходящий от одного мужчины.
    1 балл
  15. Мы так не говорим - кучудур. Мы говорим - кучумен.
    -1 балл
  16. 1. Вас что заклинило? Я же ясно написал что думаю касательно связи Чингиза и кереитского государства. 2. Откуда такое высокомерное отношение к краеведам? Краеведы хоть полезным делом занимается, в отличие от некоторых.
    -1 балл
  17. Давайте немного распишу свой взгляд на этимологию/семантику этих названий, чтобы было понятнее. Название "юртные" связано и с тамгой ашамайлы "х", т.е. это графический знак юрты, кроме того сама корневая основа термина кер/кереит - "кер"/"гер" с монгольского и означает "юрта", "дом" (гер). Ашамайлы керейский термин "үйші" (напомню, что с позиции монг. языков үйші=үйшін), ивовые жерди уық (уак-керей), "жердевые" сиргели (несмотря на нынешний перевод сірге как намордник) и ивовые жерди бұрғат (сравните в источниках с племенным названием буркут) связаны между собой и являются "юртными" терминами. (Вернее, я увидел здесь "юртную" логику и связь) Вообще, Сірге ("істік ағаш") букв. можно перевести как "остроконечная палка" (http://kaz.slovopedia.com/146/53409/1523155.html) (Обратите внимание, уық также вонзается в верхний купол шаңырақ!) "Жердевая" семантика у казахских слов сырық и сырғауыл. На кыргызском шыргый - шырык (жердь) Монг. šurγa / siruγ (шест, мачта). М. Кашгари. Диван Лугат ат Турк, Стр 361, 2077 сирук — „шест палатки”. В общем сірге - это сохранившийся метатический вариант от тюркского названия жердей сирук, также как монг. шурга-ширук, кырг. шыргый -шырык и т.д. Поэтому я соглашался с вами, что "жердяные" сиргели могут быть связаны с историческими ордынскими хушинами-уйшинами - "юртостроителями" . Название племени буркут (бұрғат/бұғат/боғат - "место соединения стен и крыши" можно перевести и как "стропилы", https://kazakh.academic.ru/3378/бұрғат, https://forum-eurasica.ru/topic/4042-казахский-язык/?do=findComment&comment=438328 производное от монг. основы "бурга" - "ива") является синонимичным названием племени Уак керей (Уық - в принципе те же купольные жерди или ивовые "стропилы" применительно к юрте. Почему именно ивовые, наверное, понятно) https://forum-eurasica.ru/topic/2533-каракорум/?do=findComment&comment=444292 Таким образом, уық (уак), сірге (сиргели), бұрғат (буркут) являются синонимичными названиями купольных жердей юрты. И в целом родоплеменные названия названия үйші (үйшін), уак (уық), сіргелі, буркут (бұрғат), а также найманские (бағаналы, ергенекты и т.д. ) имеют самое прямое отношение к юртам. Это не говорит о том, что носители этих названий занимались юртостроительством. Вернее строительством юрт занимались все номады, просто за перечисленными племенами сохранились древние "юртные" названия. Эти названия являются древними потому что существовали до эпохи Чх или как минимум в его эпоху. (Можно было расширить тему за счет подобных названий среди найманов, но пока речь не об этом) Название "уйсун" не имеет отношение к "юртному" названию үйші (үйшін). Это совершенно другой термин (свою версию этимологии я уже приводил). С течением времени из-за фонетического сходства эти термины могли уже не различать.
    -1 балл
  18. В фейсбуке случайно прочитал о том, кто назначен НИИ института изучения Джучи. Объективности никакой не будет (и не было), так как будет выбиваться финансирование в рамках изучения улуса Джучи. Теперь всё стало на свои места.
    -1 балл
  19. Повторю, название "юртные" связано и с тамгой ашамайлы "х", т.е. это графический знак юрты, кроме того сама корневая основа термина кереит - "кер" с монгольского и означает "юрта" (гер). Mongolian etymology : Search within this database Proto-Mongolian: *ger Altaic etymology: Altaic etymology Meaning: yurt, house Russian meaning: юрта, дом Written Mongolian: ger (L 377) Middle Mongolian: ger (HY 17, SH), ker (IM), kir (MA) Khalkha: ger Buriat: ger Kalmuck: ger Ordos: ger Dongxian: gie Baoan: gar, ger (Tungren) Dagur: geri, geŕ (Тод. Даг. 131, MD 150) Shary-Yoghur: ger Monguor: ger (SM 133), ges 'maison, ménage, famille' (Pl.) (SM 134), Ger Mogol: ger; KT ger (18-1a), ZM geh[e]r (22-10a) Comments: KW 134, MGCD 292. Про "юртные" этимологии уйшин, уак, сиргели и буркут уже писал.
    -1 балл
×
×
  • Создать...