Перейти к содержанию

Лидеры

  1. АксКерБорж

    АксКерБорж

    Пользователи


    • Баллы

      17

    • Постов

      56655


  2. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      2

    • Постов

      28685


  3. Koshoj

    Koshoj

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      527


  4. Nurbek

    Nurbek

    Пользователи


    • Баллы

      1

    • Постов

      2022


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 08/01/21 во всех областях

  1. А как же иначе, если они сами и кочевали у истоков Иртыша. Но ведь многие, если почти не все, реки текут с гор. Наверно не "а", а умляутная "а", что одинаково в тюркских языках с "е". Примеров очень много. Поэтому наверно в русских переводах мы видим одновременно кереит и караит.
    2 балла
  2. Я про узбекских с их шежире, не про каракалпакских
    2 балла
  3. Возможно европейцы услышали там "народную этимологию" от татар, мол Артыш это Тартыш, тартар. Ведь их конечная точка маршрута была где-то у Иртыша (если абстрагироваться от принятой в науке точки маршрута на Хангае)).
    1 балл
  4. Я написал слово философия в кавычках. Деление на крылья - обьективно упрощало задачи управления.
    1 балл
  5. Заке я учил государство и право и скажу вам в построениии государства философия играет последнюю роль и то когда нужно правителю запудрить голову черни
    1 балл
  6. Имя четвертого сына Есукея, младшего брата Чингизхана, Тэмугэ (тот, что «Отчи» - тюрк: младший как наследник отцовского очага) – это, имхо, желаемое чтение кыпшаковедов-отрароведов-тёзковедов. На самом деле в рукописи написание «Тмукэ» и «Тмуку». Наличие в нем монгольского корня «тэмүүлэх» (стремление) весьма сомнительно, эту версию настойчиво проталкивает лишь Энхдалай. И вообще, в оригинальных персидских рукописях по правилам арабицы не прописаны короткие гласные, реже присутствуют длинные гласные. По этой причине при переводе на русский и другие языки переводчики почти наугад проставляли пропущенные гласные, примеров очень много. Отсюда появились вызывающие большие споры объекты – гидронимы, оронимы, антропонимы и прочее. Моя версия. На взгляд носителя русского языка ничего страшного в вольном подборе пропущенных гласных нет, но на взгляд носителя тюркских языков про монгольские не знаю) это очень серьезный и чрезвычайно щепетильный вопрос, который может кардинально менять смысл слов. Всего один пример с позиции казахского языка. Из 3-х согласных звуков в последовательности «б_л_к» путем вольного подбора непрописанных гласных можно получит целых 9 слов с совершенно разными значениями: балақ – штанина; балық – рыба; билік – власть; білік – знание; білек – предплечье, рука; бөлек – раздельно, другой; бөлік – часть; бұлақ – родник, ручей; былық – грязный, неаккуратный, беспорядок, хаос. Насчет другого имени, приведенного Энхдалаем, Тэмүлэн, якобы младшей сестры Чингизхана и что она лежала в люльке когда будущему Чингизхану было 9 лет, то надо четко сказать, что у всех авторов, в том числе у очевидцев семьи (Джувейни, Рашид ад-Дин, Вассаф, Гетум, Плано Карпини и Бенедикт Поляк, Рубрук, Марко Поло и др.) нет упоминания наличия дочерей у Есукея, они называют только сыновей. О дочери Есукея говорится только в ССМ (у П. Пельо – Tämülün, у А. Козина – Темулун) и в "Юань ши". И нельзя забывать, что ССМ – это китайская версия оригинального не сохранившегося "Алтын даптер", а потому игнорирование «р» в словах вполне объяснимо. И хочется задать Энхдалаю простой вопрос – а как же в таком случае быть с многочисленными объяснениями очевидцев и современников родного имени Чингизхана с прямой ассоциацией с железом, кузнечеством? Разве железо «тэму»? По ходу у Энхдалая «2 в 1» – народная этимология (как читаю, слышу и понимаю на своем языке) + народная этимология не с оригинального написания, а с китайского искаженного.
    1 балл
  7. Наверно нанесение им ущерба (обрезание) понималось как утрата власти и даже жизни?
    1 балл
  8. Мы отвлеклись от темы, а хотелось бы обсудить ее применительно к средневековью. В частности, упоминаются ли в письменных источниках или на изображениях на миниатюрах, в камне, близкие традиционные моменты по конским хвостам, гривам, челкам, у тех же хуннов, тюрков, татар ь(монголов), кыпчаков и у других?
    1 балл
  9. Волосы, пучок волос (конские, ячьи и т.д.) - это символ власти (могущества) у тюркских народов. И изначально именно пучок волос крепили к жерди или копью. Это уже потом пошли все эти навороты, т.е. то что мы определяем под термином "знамя".
    1 балл
  10. Если вкратце, то: Монголы в Твиттере пишут, что у Саеда есть такие хорошие качества, которых нет у монгольских борцов, например, сила духа. И не только в дзюдо, но и в других видах спорта. И что по началу сами монголы про него всякое говорили и писали, но теперь, после его победы и защиты Монголии все говорят только хорошее.
    1 балл
  11. У вас как наливают чай?)) На фото вроде как стоит молочник.
    1 балл
  12. К своему величайшему удивлению узнал, что казахи на юге страны тоже стригут хвосты и гривы. Это называется там "жал күзеу", "құйрық күзеу". Незнаком даже термин, потому что "стричь" у нас говорят "қыл қырқу", "құйрық кесу", "кекіл кесу". И даже не в термине дело и не это главное. Например, в наших краях, в Степном крае, стричь лошади хвост и гриву запрещается традицией, это табу. Например, чтобы обосновать свои слова. могу привести запечатленную в документах судебную тяжбу 1906 года между зайсанцами и палодарцами, на которой павлодарские бии приравняли наказание за стрижку конского хвоста по тяжести к "куну" за убийство человека.
    1 балл
  13. Да, они родственники.
    1 балл
  14. дДНК кушанского времени из Южного Узбекистана https://academic.oup.com/mbe/advance-article/doi/10.1093/molbev/msab216/6329832 Genetic continuity of Bronze Age ancestry with increased Steppe-related ancestry in Late Iron Age Uzbekistan Vikas Kumar, E Andrew Bennett, Dongyue Zhao, Yun Liang, Yunpeng Tang, Meng Ren, Qinyan Dai, Xiaotian Feng, Peng Cao, Ruowei Yang, Feng Liu, Wanjing Ping, Ming Zhang, Manyu Ding, Melinda A Yang, Berdimurodov Amridin, Hasanov Muttaliu, Jianxin Wang, Qiaomei Fu Molecular Biology and Evolution, msab216, https://doi.org/10.1093/molbev/msab216 Published: 28 July 2021 Abstract While Uzbekistan and Central Asia are known for the well-studied Bronze Age civilization of Bactria-Margiana Archaeological Complex (BMAC), the lesser-known Iron Age was also a dynamic period that resulted in increased interaction and admixture among different cultures from this region. To broaden our understanding of events which impacted the demography and population structure of this region, we generated 27 genome-wide SNP capture datasets of Late Iron Age individuals around the Historical Kushan time period (∼2100-1500 BP) from three sites in South Uzbekistan. Overall, Bronze Age ancestry persists into the Iron Age in Uzbekistan, with no major replacements of populations with Steppe-related ancestry. However, these individuals suggest diverse ancestries related to Iranian farmers, Anatolian farmers and Steppe herders, with a small amount of West European Hunter Gatherer, East Asian and South Asian Hunter Gatherer ancestry as well. Genetic affinity towards the Late Bronze Age Steppe herders and a higher Steppe-related ancestry than that found in BMAC populations suggest an increased mobility and interaction of individuals from Northern Steppe in a Southward direction. In addition, a decrease of Iranian farmers and an increase of Anatolian farmer-like ancestry in Uzbekistan Iron Age individuals were observed compared to the BMAC populations from Uzbekistan. Thus, despite continuity from the Bronze Age, increased admixture played a major role in the shift from the Bronze to the Iron Age in southern Uzbekistan. This mixed ancestry is also observed in other parts of the Steppe and Central Asia, suggesting more widespread admixture among local populations. В то время как Узбекистан и Центральная Азия известны хорошо изученной цивилизацией Бронзового века Бактрийско-Маргианского археологического комплекса (БМАК), менее известный Железный век также был динамичным периодом, который привел к увеличению взаимодействия и смешения между различными культурами этого региона. Чтобы расширить наше понимание событий, которые повлияли на демографию и структуру населения этого региона, мы создали 27 геномных наборов SNP-захватов людей позднего железного века, относящихся к историческому кушанскому периоду (∼2100-1500 BP) из трех мест в Южном Узбекистане. В целом, родословная бронзового века сохраняется в железном веке в Узбекистане, при этом не происходит значительного замещения населения родословной, связанной со степью. Тем не менее, эти люди имеют разнообразные генетические корни, связанные с иранскими земледельцами, анатолийскими земледельцами и степными пастухами, с небольшим количеством западноевропейских охотников-собирателей, восточноазиатских и южноазиатских охотников-собирателей. Генетическое родство со степными пастухами позднего бронзового века и более высокое происхождение, связанное со степью, чем в популяциях БМАК, предполагает повышенную мобильность и взаимодействие людей из Северной степи в южном направлении. Кроме того, у лиц железного века Узбекистана наблюдалось уменьшение иранских земледельцев и увеличение анатолийских земледельческих родословных по сравнению с популяциями БМАК из Узбекистана. Таким образом, несмотря на преемственность от Бронзового века, увеличение примесей сыграло важную роль в переходе от Бронзового к Железному веку в южном Узбекистане. Такое смешанное происхождение наблюдается и в других частях Степи и Центральной Азии, что говорит о более широком распространении примеси среди местного населения. Переведено с помощью www.DeepL.com/Translator (бесплатная версия)
    1 балл
  15. Почему нету? Есть в моем Курчумском районе,в селе Урянхай.Кок Ирдыш есть Кара Ертіс,наш край .После распада ханство Найман,жили ойраты и найманы,в1750 году вернулись Найманы-Казахи.
    1 балл
  16. Кыпчаки у нас есть. И канглы у нас есть. Но их вместе взятых порядка 15%. Остальные приблизительно 85% это у нас чисто татарские племена - найман, керей[т], меркит, алчи, джалаир, кунгират, дулат, уйшин, алмат, сукан и другие.
    1 балл
  17. В источниках название "сегиз-огуз" дается как этноним, а не название союза. В источниках нет таких сведений, что кыпчаки были истреблены поголовно, что в живых остались одни женщины кыпчачки, которые потом повыходили замуж за татаров. Это современные интерпретации и домысливания. В стиле кыпчаковедения.
    1 балл
  18. Вы что, тоже кыпчаковед? Или попали под дурное влияние mechenos'ца?
    1 балл
  19. А знаете ли вы? Что найманы перед тем как попасть под сильное влияние кара-китаев в источниках именуются сегиз-огузами. Что керей[т]ов исследователи тоже связывают с огузами, но с группировкой тогуз-огузов.
    1 балл
  20. Ибн ал-Асир про приход на запад не из Монголии, а из северного Китая татарских племен Чингизхана, именуемых монголами, которых он называет неверными тюрками в отличие от хорошо знакомых ему тюрков мусульман! "Китаб Ал-Камил Фи-т-Тарих": "... Год 408 (1017-1018 гг.). В этом году вышли тюрки из Сина в большом числе, свыше 300 тысяч кибиток из тюркских родов, среди них хитаи, которые овладели Мавераннахром, рассказ потом дойдет до них, если хочет Аллах всевышний". "... Большое племя (в тексте: та’ифа) татар в древности вышло из своей страны у границ Сина и поселилось в тылу страны Туркестан. Между ними и хитаями была вражда и войны. Когда они услыхали о том, что сделал хорезмшах с хитаями, они напали на них со своим царем Кушлу-ханом." "... Не принявшими ислам среди тюрков остались татары и хитаи, они в областях Сина."
    1 балл
  21. Рустамовских татар мы досконально обсудили на форуме География. Казахское ханство, в которое территориально и этнически вошла основная масса татарских (монгольских) племен, возникло после падения всех известных нам государственных татар-монгольских образований. Кстати родоначальниками этого нового ханства тоже были чингизиды. Соответственно, прежнее общее самоназвание татар и не прижившееся общее самоназвание монгол постепенно заменилось общим самоназванием казак. Но исконные родоплеменные самоназвания сохранились до наших дней, например, ваш покорный слуга, БірАтан и Ilkhan - кереи, RedTriangle , Shalkar и Нур-апа - найманы, Alp-bamsi и Shahan- кунгираты, Ержан - дулат, Jalair, Jalairtay и Jalairbek- джалаиры. Много алшинов. Много аргынов. Из туземного пласта казахских юзеров почти нет, был один канглинец Aiba, но горячо любимых mechenos'цем кыпчаков на форуме не было и нет.
    1 балл
  22. Нет, то был можно сказать тюркский язык с монгольскими элементами, своего рода суржик. Монгольские элементы в татарском языке татар (монголов) Чингизхана можно связывать с их предыдущей родиной в северном Китае (Чин), а также с китаями (кидань). По моему вы уже который день включаете курочку. Пусть вы и не профессиональный историк, как и я, но раз мы обсуждаем такие серьезные исторические детали, то мы просто обязаны руководствоваться сухими свидетельствами очевидцев и современников тех самы татаров (монголов) Чингизхана, а не пустыми разглагольствованиями про кыпчаков, грузин и шаманские поверья. А свидетельства, фактология, неумолимы к принятой в науке точке зрения, в которую верите вы и многие другие. Надо всем нам честно признаться, что халхасцы, калмыки и буряты даже не слышали о запрете Чингизхана на название зеркала (толь, толе) и не знакомы с именем его сына (Толе). Если бы они были его народом и знали бы о запрете и имени младшего сына, то соблюдали бы традиции, чего мы не видим. С казахами все наоборот.
    1 балл
  23. Боюсь вам признаться, но казахи как прямые потомки татарских племен Чингизхана (чингизидов и прочих) никогда не называли зеркало словом "кузгу", как это делают большинство тюркских народов, в частности, кыргызы. Боюсь признаться, что предки казахов, то бишь кочевые татары, скрупулезно исполняя запрет Чингизхана стали называть зеркало арабским словом "айна" и наверняка до этого называли зеркало словом "толе". Если бы наши предки прежде называли зеркало "кузгу", то до сих пор так называли бы. Но увы. И что странно, данный запрет Чингизхана совершенно не касался калмыков, халха и бурятов, их предков, потому что они по сей день нарушая запрет называют зеркало словом "толь".
    1 балл
  24. Отказываетесь от татарина Чингизхана и от всех остальных средневековых татарских племен? Ага, еще напишите караиты. Я все понял. Вы так считаете, потому что ваш кумир из детских книжек Василий Григорьевич Ян так писал - кераиты.
    1 балл
  25. Ничем не подкрепленные слова, короче болтовня. Потому что источники в вопросе татарства абсолютно не в пользу халхасцев, а тем более калмыков.
    1 балл
  26. С традицией интронизации поднятием к небу на белом войлоке разобрались. Она была в далеком прошлом у тюрков и у татарских племен Чингизхана. Позже также у тюрков (гиреиды, шейбаниды, казахи, кыргызы и др.), но монголоязычным народам она не была знакома. Теперь речь пойдет о древнетюркской традиции бунчуков и высших воинских рангах полководцев (званиях) по числу бунчуков на боевом знамени.
    1 балл
  27. Можно легко обратить внимание, что эту древнюю церемонию все авторы, описывавшие ее, называли "поднятие хана [на войлоке]" (по-русски). У нас, у казахов эта церемония называется точно так же "хан көтеру" (букв: "поднятие хана"). Новоизбранный главами племен и элитой (султанами, биями, батырами) хан усаживался не белый войлок и поднимался участвующими вверх, к Небу (к Тангри).
    1 балл
  28. конец цитаты: "... С этой толпой Кенесары держит восточную часть степи в беспрестанном страхе и волнении, особенно грабит он яппассов, преданных России. Чумекейцы сомнительного поведения умеют с ним сладить, платя ему подать, участвуя в набегах и показывая вид преданности. В последнее время Кенесары, кроме славы батыря, приобрел еще и некоторое политическое влияние на киргиз вмешательством в распри соседних ханств. Это обстоятельство имеет большое влияние на прочие роды, кочующие вдали от линии, и с существованием Кенесары или его шайки нераздельны беспорядки и неустройства в этой части степи. Ими рассеиваются семена вражды к России, толкуются в дурную сторону все меры правительства и, к сожалению, все это делается на главных путях торговли нашей с Бохарой. Это рана, которая может быть закрыта только постоянным, тщательным и весьма осторожным лечением. Некоторые подробности о Кенесаре допущены здесь с целью показать настоящее его положение. Он опасен своим влиянием. Еще несколько неудачных экспедиций (весьма вероятных) и оно возрастет более и более, обнимет большую часть степи, распространится до линии и подавление мятежного духа сделается труднее. Верно: титулярный советник [Подпись неразборчива]."
    1 балл
  29. Посты Sahan'a и Enhd'a про чаши из человеческих черепов скрыты как оффтоп и кощунство по отношению к памяти великого последнего казахского хана чингизида.
    1 балл
  30. У знаменитого кюйши Таттимбета (Тәттімбет Қазанғапұлы) есть кюй "Бесторе", посвященный пятерым детям Касым хана: сыновьям Кенесары хану, батырам Наурызбаю, Есенгельды, Саржану и их сестре батырше Бопай. Кюй представляет собой замедленный вариант кыргызских мелодий для комуза. Этим самым кюй является иносказанием, переданным языком мелодии. В основе кюя переживания автора - мелодия передает ярость и негодование, досаду и бурное возмущение. В звуках кюя прослеживается ход драматических событий от начала до конца. Путь, пройденный с боями, победы и предательство... Жесток и трагичен кульминационный момент кюя... Жалко не могу прикрепить сам кюй для прослушивания, не нашел в Ин-те, может кто скинет?
    1 балл
  31. А вот данные из казахских преданий о тех же событиях: Согласно записанному М.Ж.Копеевым в конце 19 века казахскому преданию, кыргызские манапы обратились за советом к Орман хану, кочевавшему в то время на южных склонах Алатау – что делать с пленными Кенесары ханом и Наурызбай батыром. Орман хан высказал свое мнение, что против их убийства, т.к. это не простые люди, а белая кость – чингизиды, торе. Что если они достигнут перемирия и взаимных соглашений, то пусть Кенесары изберут всекыргызским ханом и в таком случае он сам согласен сложить с себя ханство и подписаться под избранием Кенесары кыргызским ханом. Если же они не достигнут соглашения, то пусть сохранят им жизнь и берегут их. Однако манапы (потомки Айтеке Жырыка – братья Жанкараш и Жантай, а также Жаманкара, братья Жанкабыл и Тлеукабыл) решили по-своему. Народ сохранил память, что у кыргыза, который хотел было по приказу Жанкараш манапа отрубить Кенесары хану голову, рука беспричинно отказала и обвисла, а второй кыргыз, сумевший срубить голову Кенесары хану, тут же без причин свалился замертво. А когда его тело принесли домой, то беспричинно умерли и все члены его семьи, а позже и весь их род вымер. Кенесары хану было 40 лет, Наурызбай батыру 24 года…. [Мәшһүр Жүсіп Көпейұлы. Шығармалары. Т.9, С.162-163 (Сочинения на казахском языке)]
    1 балл
  32. Немного про поход Кенесары хана на киргизских манапов, его батыров и другое: Е.Б.Бекмаханов «Восстание хана Кенесары (1837-1847)». Алма-Ата «Ғылым», 1992: с.35-37: Кенесары разослал в самые отдаленные казахские роды воззвания с призывом присоединиться к восстанию. Кенесары направил своих представителей также к алатауским киргизам, призывая их к совместной борьбе против Кокандского ханства и русских колонизаторов. Однако эти переговоры не увенчались успехом. Киргизские манапы, во главе с Урманом и Жантаем, отклонили предложение Кенесары. Давно находясь на службе у кокандских ханов, а затем установив связь с русской администрацией, Урман и Жантай начали подстрекать киргизских манапов к нападению на казахские аулы. Чтобы не осложнять отношений с киргизами, Кенесары отпустил в 1846 г. на свободу 200 киргиз, во главе с их командующим Халча-бием, попавшим в плен при нападении на аулы Кенесары. В том же году Кенесары в специальном письме к Жантаю и Урману разъяснил, что он в отношении киргиз не преследует никаких корыстных целей. Единственное, чего он желает, это объединить казахов и киргиз для совместной борьбы с Кокандом и царской Россией. «Цель моего прихода сюда, - писал им Кенесары, - не враждовать и проливать кровь, а соединить силы казахов и киргиз в одно, отделить их от Коканда и, вообще, освободить от притеснений кокандцев. Между тем, случились некоторые нежелательные дела. Теперь на все происшедшее между нами я объявляю Салават и прощаю ваше неразумие. Что я не питаю злобы – можете видеть из того, что выпускаю на свободу невредимым Халча-бия и его 200 жигитов. По получении этого письма удалите из сердца опасения и сомнения и явитесь ко мне, чтобы соблюсти обряды покорности и тем достичь высокой степени счастья. Если же это предложение не придется вам по сердцу и вы не откажетесь от вражды, то отвечайте сами за свою судьбу». Родоначальники киргиз манапы Жантай и Урман, получив письмо Кенесары, обсудили его на собрании манапов и решили не принимать предложения Кенесары. Они начали распространять среди киргиз всякого рода ложные слухи о том, что Кенесары, якобы угрожает силой присоединить себе киргиз. Узнав об этом, Кенесары созвал совещание представителей Старшего жуза, с участием преданных ему биев и народных батыров. На совещании было принято решение наказать непокорных киргизских манапов, которые продались кокандцам. Война, начатая Кенесары в 1847 г. против киргизских манапов, по существу, была продолжением войны с Кокандом за очищение территории Старшего жуза от кокандского владычества. Весной 1847 г. Кенесары двинулся на киргизских манапов Пишпекского уезда. Преследуя отдельные киргизские отряды, он дошел до местности Большой Токмак (недалеко от современного города Бишкек) и расположился со своим отрядом на правом берегу реки Чу в местности Май-Тюбе, в 6 км. от селения Большой Токмак. Отрядам Кенесары приходилось воевать в исключительно трудных горных условиях. Люди двигались по узкой тропе шириной, достаточной только для прохода одного человека. По обеим сторонам тропы шли отвесные ущелья. Хорошо зная свою местность, киргизские манапы заранее сумели выбрать удобные и стратегически выгодные горные ущелья, позволившие им хорошо укрепиться. Исход этого сражения был заранее предрешен тем, что царское правительство, вступив в соглашение с кокандским ханом и киргизскими манапами, предложило совместными усилиями покончить с движением Кенесары Касымова. В то же время Кокандское ханство снарядило на свои средства отряд киргизских манапов под командой Урмана. Специально выделив два отряда, под командой сотника Абакумова и Нюхалова, царское правительство направило их со стороны Талгара. В задачу русских отрядов хводило отрезать отряды Кенесары с тыла, чтобы не допустить соединения шедших к нему на помощь казахских дружин из родов Уйсун и Жалаир. ...Между тем ночью неустойчивая часть войска дезертировала. Другая часть, во главе с биями Сыпатаем и Урестемом (Рустем Аблайханов - двоюродный брат Кенесары, султан. Ушёл вместе с Сыпатаем с поля боя) из рода Дулат, изменила восстанию и перешла на сторону врага. с.38: Оплакивая смерть Кенесары, поэт особенно скорбел, что после его смерти казахи лишились былого могущества и потеряли свою независимость: Лишь ушел от нас на Кене - День наш горестный наступил, Без хозяев - ханов народ В одиночестве загрустил. И как будто крылья мои Кто-то злобно переломил, С золотым эфесом клинок Словно камнями притупил. Я теперь унижен совсем И перед каждым страх затаил. Прекрасно выразил великий казахский просветитель Абай Кунанбаев прогрессивную роль и значение освободительной борьбы Кенесары в истории казахского народа. «Аблай и Кенесары, - писал он, - герои казахского народа. Их деяния достойны восхваления, незабываемые деяния…». с.14-15: В составе войск Кенесары находились наиболее влиятельные, пользующиеся всеобщей известностью батыры из всех казахских жузов. Соратникам Кенесары были такие батыры, как: - Ағыбай из рода Шұбыртпалы (Средний жуз, Қарқаралы) - Жанайдар из рода Сүйіндік (Средний жуз, Баянаул) - Анғал батыр из рода Атығай (Средний жуз, Көкшетау) - Басығара батыр из рода Қыпшақ (Средний жуз, Ақмола) - Иман Дулатов из рода Қыпшақ - дед Амангельді Иманова (Средний жуз, Торғай) - Жоламан Тіленші из рода Табын (Младший жуз, Сырдария) - Бұғубай батыр из рода Дулат (Старший жуз, Жетісу) - Саурық батыр из рода Дулат (Старший жуз, Жетісу) Об этих народных батырах, мужественно восставших за свободу и независимость своего народа, сложены замечательные народные песни, в которых воспеваются их легендарные подвиги. Среди них имена Кенесары и его брата Наурызбая занимают в истории казахского народа почетное место как имена борцов, поднявших знамя освободительной борьбы казахов. Среди прославленных батыров была сестра Кенесары - Бопай.
    1 балл
  33. И все же, на мой взгляд, явной связи между численностью народа и его предпочтениями в спорте не наблюдается. В прошлом году в Москве проходил Кубок мира по боксу с участием всех спортивных держав планеты, в ходе которого первое место заняли боксеры России, второе кубинцы, а на третьем были казахи, имевшие все шансы разгромить кубинцев, но не "срослось", к сожалению. Ни одного из представителей малочисленных народов, типа шорцев или тех же северо-кавказцев, среди россиян не было. Японцы продолжают сохранять лидирующие позиции в своих национальных видах спорта, на данный момент активно раскручивают во всем мире "сумо". Англичане также, быть может не повально, но тем не менее, занимаются боксом. Наглядный пример - Рикки Хаттон, победивший легендарного Костю Цзю. Просто на фоне немногочисленности той или иной народности, наличие среди её представителей хотя бы нескольких мастеров спорта международного класса уже способствует формированию образа народа, где почти все увлечены силовыми видами спорта. Никто, кстати, никогда не слышал о нанайских, или эвенкийских чемпионах мира-Европы по борьбе, боксу и т.д. Видимо они тоже в шахматы играют, т.к. полностью самодостаточны. Занятия спортом, в первую очередь, обусловлены гос. подходом к проблеме. Реклама, финансирование на должном уровне, наличие хороших спортшкол, спортивных традиций и опытных тренеров. Бедным народам, небогатым странам почти невозможно создавать олимпийских чемпионов, это - удел более менее успешных в финанс. плане государств (наций).
    1 балл
  34. Легендарная горная местность Алтай вероятнее всего должна быть на Алтае и потому, что все те племена, упомянутые в связи с реками Эргуне и Кан, имели улусы и обитали именно на Алтае и близ него, это найманы, меркиты, керейты, ойраты и др. На Амуре они не кочевали.
    -1 балл
  35. Это вполне может означать "хвойный лес, хвойная тайга", не обязательно пихтовая. За полторы тысячи лет термин мог несколько изменить свой смысл. Северные склоны Хангая покрыты лиственничной тайгой, Местонахождение Отюкена вполне ясно определено - Хангай: " В год дракона я провёл лето посредине Отюкена, к западу от священной вершины Сюнгюз Башкан. Я повелел поставить здесь (свою) ставку и возвести здесь стены. Свои вечные (букв.: тысячелетние и десятитысячедневные) письмена и знаки здесь (3) на плоском камне я повелел вырезать (букв.: создать) на грузном камне я повелел воздвигнуть. Так как (мне) благоволило голубое Небо, что наверху, так как (меня) взлелеяла бурая Земля, что внизу, то были созданы мой эль и мои установления. Народы, обитающие впереди (на востоке) там, где восходит солнце, и народы, обитающие позади (на западе), там, где восходит луна, (4) народы (всех) четырёх углов света отдают (мне свои) силы, а мои враги утратили свою долю... Среди восьми (рек) мой скот и мои пашни. Восемь (рек), Селенга, Орхон, Тола радуют меня. По (рекам) Карга и Бургу, в той стране, я поселяюсь — переселяюсь (кочую) по двум моим рекам. (5) В моих летних кочевьях, на западном краю северного склона Отюкена, к востоку от верховьев (реки) Тез (здесь) я поселяюсь — переселяюсь. " И какой смысл за главную примету брать "йыш"? разве чтобы попробовать перетащить в Казахстан? Кстати, "jys[a]" --- "тайга!" без упоминания про пихту, или темного оттенка хвои. " Нам известны два похода орхонских тюрок на кыргызов. Первый, когда при хане Мочжо «через Когменскую чернь (Саянский хребет)... вплоть до земли кыргызов» прошел 14-15-летний шад тардушей, будущий Бильге хан Могилян, впоследствии вспоминавший о том, что тогда «завели порядок в немногочисленном народе кыргызов» (по-видимому, это было между 698-700 гг.) (П. Мелиоранский, Памятник в честь Кюль-Тегина, ЗВОРАО, т. XII, стр. 69.). Второй поход состоялся в 711 г., когда все еще шад Могилян вместе с 26-летним братом Кюль-Тегином, «проложив дорогу через снег глубиною с копье и поднявшись в Когменскую чернь., разбили и обратили в бегство кыргызский народ. С их каганом мы сразились в черте Сунга... Кыргызского кагана мы убили и эль его покорили» " http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Inschrift_enisej_kirgiz/text1.htm
    -1 балл
  36. Нет, не табу. Конский волос отличный материал, но это смотря какому коню резать, скаковому, рабочему, тот который пойдёт на согым. На вашем фото кляча. Ну, не томите, рассказывайте как это будет связано с Чингисханом, Каракорумом на Иртыше, или сохранением исконных традиций в Павлодаре?
    -1 балл
  37. Кустанайская порода. Выведена из донских и поволжских пород скрещенных с местными казахскими племенными. По местной традиции стрижется.
    -1 балл
  38. На мое замечание Вы ответили то есть Вы Дешти-татар переносите западней Алтая, переходя к термину "черни"-"йыш". Если на Саянах - йыш, то почему на Хангае не может быть йыш?
    -1 балл
  39. Нет их, что за бред? Везде трдиционно чай по казахски одинаковый, но только в Павлодаре он правильный? Или нвооделы только там где ваши идеи о "правильности и не правильности" не работают?
    -1 балл
  40. Стригли и в военных походах тоже, искать источники, честно вообще нет желания. Суть в том что стригли лошадей, но в зависимости от типа лошади. Тем более, у кочевника, у которого по нескольку лошадей на одного члена семьи, думаете были такие строгие правила на конских волос? Потому что по традиции, это лошадь умершего человека, или у вас в Павлодаре, у человека, как у оседлого жителя Сибири, была одна лошадь на всю жизнь? На моей памяти местные лошадей не стригли. Но не думаю, что это было связано с какой-то там древней традицией, просто в этом не было необходимости.
    -1 балл
  41. Смешно когда фольк-хистори из края, традиционно выращивающего в основном верблюдов, что-то заикается о коневодческом Степном крае, Сибкрае. Если вы историк, то должны владеть исторической документальной информацией, что в крае, который вы назвали Сибирью (правильно Степной край или Сибкрай), табуны богатых казахов достигали 10 000 и 20 000 голов. Если хотите, то я могу поделиться с историком ссылками. Повторяю, нынешние казахи не то чтоб традицию запрета стрижки хвостов и грив забыли, они даже свое правильное самоназвание до сих пор не могут прописать в свои паспорта и везде. Нет желания у него видите ли, тогда зачем просились в теме на упомянутую роль?
    -1 балл
  42. qairly наверно не слышал про такую старинную традицию как "ат құйрығын кесу" (не күзеу), означавший объявление вражды, знак сильнейшей обиды на своих близких, родных и полное прекращение контактов с ними? Возмущенный мужчина казах в знак своей сильнейшей обиды и что он больше никогда не вернется к родным, к своему роду, отрезал гриву и хвост своей лошади и обхватив свою голову на темени выезжал навсегда из родного аула, рода (елінен) . Потому что полный и окончательный разрыв связей с родными как и в случае с обрезанием лошади умершего хозяина приравнивался к смерти человека. И только для qairly обрезание грив и хвостов лошадям это вполне нормальное и допустимое явление.
    -1 балл
  43. Во! Вспомнил, негодуйте qairly. Чайник тоже везде называется по разному, если у нас "шәйнек", то в других регионах где-то "шәйгүм", а где-то имхо "құман". Наверняка есть и другие названия. Заварник, кстати, у нас "ақман" (от слов "ақ құман" - белый куман, кувшин)). А блюдечко у нас "шынтабақ" (от "шыны табақ" - стеклянная чашка).
    -1 балл
  44. Явно вы не выезжали дальше своего региона или области, если считаете их двумя разными предметами. ))
    -1 балл
  45. Опять мы сталкиваемся с проблемным вопросом отождествления гидронимов, средневековых и современных. Именно сейчас, Туглы и Туул. Отсюда, имхо, и не бьет пазл Алтай.
    -1 балл
  46. Согласен с вами, Отюкен на карте Махмуда Кашгари отмечен у Иртыша, севернее Беш-Балыка. При этом автор конкретизирует: "... Öteken - название местности в Татарских степях вблизи Уйгур". Но на самой карте эти самые "Степи татар" указаны вблизи реки Или, а сам "Отюкен" между "Степями йемеков" и "Йуртом чёмюлей". Эти достаточные ориентиры дают основание считать, что в любом случае это не Хангай, не Монголия.
    -1 балл
  47. Если УЙгур это Синцзянь и восток Семиречья нынешнего, то под реку Тола подходи река Бора Тола в СУАР. Кстати столица Уйгурского КГНТ располагалась в Ордабалыке это Семиречье, рядом с Жаркентом. Тогда Отукен это ущелье Танбалы тас возле Алматы
    -1 балл
×
×
  • Создать...