Перейти к содержанию

Лидеры

  1. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      15

    • Постов

      28380


  2. Rust

    Rust

    Admin


    • Баллы

      10

    • Постов

      18819


  3. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      9

    • Постов

      16959


  4. Momyn

    Momyn

    Пользователи


    • Баллы

      5

    • Постов

      1944


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией за 03/27/24 во всех областях

  1. Я тоже не понял это заявление. Когда каракалпаки вошли в орбиту алшинов, то алшины уже существовали к тому времени. Если бы это было наоборот, то еще можно было бы понять.
    2 балла
  2. Спросил у старших. У многих. В советское время кыргызы знали и праздновали Орозо Айт и Курман Айт несмотря на гласный и негласный запрет. Про Навруз вообще не знали.
    2 балла
  3. Обсуждение того, кто сейчас является по настоящему независимым, а кто нет - это политика.
    2 балла
  4. Мне интересно, если Жаксылык покажет документы с фамилиями, подтверждающие позорную для Монголии ситуацию, то вы признаете провокацию со стороны Монголии? По мне, так у него среди казахов больше врагов, настоящих монголофобов, не признающих современных монгол, как потомков народа Чингисхана. Как то плохо вы владеете информацией.
    2 балла
  5. Тут надо подчеркнуть, что рассекать волос пополам – вдоль.
    2 балла
  6. Читал книгу Ахмета Вали Заки и увидел интересную информацию. Например про то как Ахмет Вали в Румынии встретил семью из племени Алшын Едисанской орды, так же в книге сказано что поэт Бедиль был из племени Алшын? Бухарест 18 мая 1925 года. Мы искали ресторан и гостиницу. Абдулла Эфенди принял нас. Здесь мы узнали, что здесь присутствуют семьи из Ногайского Едисана,ветви Кинегес и Алчин. Ага Ислам Али Эфенди и Адил Юсуф Ага послали гонца в соседнюю деревню Али Ага и привели к нам человека по имени Нуреддин. Он читал "Шора батыр", "Эдиге" и "Орак мамай", которые я тоже хорошо знал. В 1920 году на севере Хорезма, среди каракалпаков, я встретил еще одного чтеца по имени Нуреддин. Он читал те же дастаны с еще большими подробностями. Мы были поражены тем, что оба озана носили имя Нуреддин. Адиль Юсуф Ага оказался представителем Едисанской орды ветви Кимсиклинской руки. Он рассказал ногайский афоризм: "Алчиннин алеви дегинче, танринин талави десене". Я слышал это от своего великого дяди Вели Молла. У них было три ветви: Едисан, Едискил и Чимбойлук. Семь рук Едисана - это: Кинегес, Мангит, Ачиген, Алчин, Ялтир, Дерсенги и Масгар. Что означает "Алчин Алау", так это то, что Бием ветви Алчин был Алау; он считался бичом Божьим. В той среде мы слышали много прекрасных шуток. Мы также перекликались с ними. Эти диалоги были даже слаще, чем венгерские вина в Будапеште. Будучи этнографом, мой друг Абдулкадир предоставил обширную информацию о сильном племени Алчин, Казаках кичи жуз об их тамгах, найденных в Бухаре, Самарканде и их подветвях Мангит и Кинегес, Хотя мы не знали даты жизни Алчин Алау, я узнал других людей, которые были из ветви Алчин; например, поэта-философа Бидила, жившего во времена императора Аурангзеба в Индии; Ялантуса Аталика, который был врачом правителей Самарканда Озбека и покровителем двух из трех тамошних изразцовых медресе. Затем, обращаясь к Исламу Али Эфебди, Адил Ага сказал: "Он тот человек, которого древние называли шежиреши" Ислам Али и Адиль Ага были так счастливы беседовать с нами, что настояли на том, чтобы мы остались в Констанце еще на несколько дней, так как у них есть еще люди, с которыми они хотели бы встретиться. В общем, что бы мы им ни говорили, все было привязано к знакомым им традициям. Они сказал что "сан" означает сто тысяч. Таким образом, "Едисан" означает большую орду с населением в семьсот тысяч человек. Это был самая сильная орда. Часть из них жила в Юго-Восточном Башкурдистане под началом потомка Аслана Мирзы по имени Бей, а также потомка Кучук Хана. Во времена войны с Калмаком Аюке Ханом часть мигрировали в Крым и присоединились к своим родственникам, жившим там ранее. Они служили Османской империи в качестве верных солдат. Часть из них осталась в окрестностях Хивы. В Юго-Восточном Башкурдистане, в районе Ирендика, есть деревни, где проживают их остатки. Адил Ага слышал название Ирендик его предки, служившие Кучумогуллари, имели контакты с этими Едисанскими ногайцами. В разговоре с Адиль-агой и Нуреддином я вспомнил рассказы о том, что мы происходим от ногайцев, которые присоединились к юрматинским башкуртам. Кроме того, я сталкивался с доказательствами при встрече с ногайцами, проживавшими в окрестностях Астрахани в 1908-1909 годах. Адиль Ага тоже высказал здесь такую мысль.
    1 балл
  7. Нашли на кого ссылаться. Мәшһүр-Жүсіп свою взрослую сознательную жизнь провел в Бухаре, Самарканде, Ташкенте, Туркестане и других городах тех мест. Все свои навыки и знания он получил именно там. В его записках можно заметить даже немало слов сартизмов или чагатаизмов. А про празднование в его время Наурыза у нас в Баянауле это стопудово байки. Что у вас еще есть кроме имени сына Едыге и неподтвержденных народных баек?
    1 балл
  8. Не со всем что говорит он, я согласен. Давно писали и до него писали, что Жетесу - это не семь рек, а именно сторона Жете (в мазандеранском фарси су - "народ", т.е. Жетесу - народ Жете).
    1 балл
  9. нет, монголы подтверждают, что лексика связанная с лошадьми, заимствована у тюрков
    1 балл
  10. Не хочу оценивать Шокана, Абая и т.д. Это очень чувствительный вопрос для казахов, потому что и Шокан и Абай были, в первую очередь, рабами империи. Исходя из этого и нужно понимать, что могли они писать, а что не могли, а возможно думали они совсем о другом.
    1 балл
  11. Ясно , подумал число , количество их
    1 балл
  12. Так критики я не увидел. только обиду
    1 балл
  13. Э .Челяби. Описание законов рода Чингизидов Но среди татарского войска со времен рода Чингиза есть ещё один закон, который состоит в том, что если ханы отправляются в какой-либо поход, то впереди становятся в качестве ведущих двенадцать от-аг, а войско выстраивается по двенадцать лошадиных подпруг в ряд. Таким образом, воины образуют строй в двенадцать колонн, и что бы им ни встретилось в пути — долины, горы или брод, — все двенадцать колонн воинов держатся сомкнутым строем. А когда калга-султан идёт в поход, пятьдесят тысяч человек его войска образуют восемь колонн. Если же в поход выступает нуреддин-султан со своим войском, то идёт сорок тысяч его воинов шестью колоннами. А если в поход отправляются ханский везирь, казак-султаны, прибрежные аги или аги [племён] ширинли, мансурлу и седжеутов, то бывает тридцать тысяч воинов, которые образуют строй в пять колонн.
    1 балл
  14. Соседствующие узбеки-найманы, казахи-найманы и таджики-найманы Найманы составляют сплошной массив от восточных и северных окраин г. Самарканда до Нураты, где в районном центре и ряде селений проживают таджики. Судя по всему, таджики Нураты находились под сильным культурным влиянием узбеков. Так, в отличие от большинства самаркандских таджиков, они занимаются скотоводством и имеют большие отары овец; таджики Нураты имеют развитую родо-племенную структуру, возникшую под влиянием соседствующих с ними узбеков и казахов. Среди их генонимов встречаются чисто тюркские, как, например, табагды (кабаклы) и курами. Часть зеравшанских найманов продолжила переселяться далее на восток и запад, образовывая населенные пункты в степных и горных районах Навоийской и Джизакской областей. Эти группы очень подробно изучены и описаны А. Шевяковым. Он выявил, что узбеки-найманы Навоийской области соседствуют с казахскими найманами, проживающими в селе Узункудук. Этнограф приходит к выводу, что они родственны между собой, а национальная принадлежность – продукт сравнительно недавнего времени. Жители села Найман Самаркандского района считают себя ирани. В материалах Комиссии по районированию указано, что во время обследования 1924 года в ряде местностей жители к названию своей национальности «таджик» присоединяли название того или иного узбекского племени. Так, зафиксировано 115 таджиков балгалы, 435 таджиков-найманов, 1640 таджиков тартулы и т.д. О группе «дахбеди» упоминает Б. Кармышева: «По данным Е. М. Пещеревой, в нем (Каратаге – А.Э.) живут таджики, часть которых также считает своих предков выходцами из Дахбида, однако говорит, что они были узбеками-найманами. Предания о найманском происхождении предков части каратагцев не лишена основания, так как к югу и юго-западу от Дахбида простиралась полоса преимущественного расселения узбекского племени найман. Зафиксированы узбеки-найманы и в долине Каратагдарьи. На востоке от г. Каратага, на южных склонах Гиссарского хребта, а также далее на восток и юго-восток, в Бальджуане и Кулябе, где в горах и предгорьях таджики жили сплошным массивом, преобладал процесс полного перехода узбеков на таджикскую речь». Хотя чаще всего, найманы Самаркандской и Ферганской областей говорят на переходных (карлукских с заметными кыпчакскими элементами) диалектах узбекского языка. Источник: Э. Асанов. Узбекское племя Найман #Узбекистан #История
    1 балл
  15. У казахов-южан или переняли гос. праздник РК, так же навязанный казахам Павлодара
    1 балл
  16. Приставка "май" в казахском языке всегда означает удачу, позитив, благополучие. Май көтөн - счастливая девочка, родившаяся между мальчиками Майкөт - удачливый Май шелпек - легкая удача Аузыңа май - чтоб сбылись твои слова и т.д. и т.п. Наверно из этой же традиции кормление джалаирами самцов верблюдов жиром и мазание Кадан-тайши воинского бунчука и туга жиром, о чем нам поведал Рашид ад-Дин. Если это так, то собачья кличка "май табан" это "удачные, легкие лапы". Кличку "майтабан" казахи раньше наверно давали быстроногим, резвым собакам.
    1 балл
  17. Возможно вам помогут в этом ув-ые Asan-Kaygy и Тайбуга Буркут. Как будут результаты прошу написать мне в личку.
    1 балл
  18. Султанов Турсун Икрамович
    1 балл
  19. Части родов и там и сям были
    1 балл
  20. Да пусть еще 100 лет спорят от кого казахские чингизиды: от Орда Ежена или Тука-Тимура. Нет проблем, это их "хлеб", ремесло. Таких "узких" вопросов может быть миллион. Возможно, многочисленные частные кейсы вполне успешно были разобраны, за это честь и хвала им. Я же говорю о другом - я говорю о научном фундаменте, базе, основе, т.е. истории основания казахского проекта/ханства Керея и Джанибека или даже Барак-хана. Здесь, если оценивать картину целиком и подходить предельно справедливо, они не добились результата, сами запутались и в итоге всех запутали.
    1 балл
  21. В истории с Аметом Алау фигурирует. В Дафтари Чингиз-наме он также есть среди беков Джанибека
    1 балл
  22. Казахи были природными «душками» и всё ещё ими остаются по инерции. Пока. Причина в природе и образе жизни предков, расписывать не буду. Чем ближе к природе тем люди лучше и гостеприимнее, но с соответствующими минусами конечно. Быт определяет сознание, к последнему и относятся традиции и законы. Со временем с урбанизацией произойдут изменения, но все же мы будем погостеприимнее других( не буду указывать на север, запад и восток) и щедрее дастарханом – всё по той же инерции. В начале 70х прошлого века наша семья переехала в районный центр. Жили около 40 национальностей, но казахов было мало мы были единственной семьей на всей улице. На пересечении нескольких улиц был большой инкубатор, где был ажиотаж с весны до середины лета. Очередь была с раннего утра до глубокой ночи. Приезжали и казахи с дальних аулов. С транспортом, тем более личным, было тяжело в те времена. С коробками цыплят, утят и прочих или без , но с номерком очереди кто-то не мог добраться до аула. Спрашивали у прохожих где дом казахов, указывали на наш дом. По закону гостеприимства наша летняя кухня на этот период становилась гостиницей причём бесплатной. Если успевали к ужину, то и гости садились за общий стол, сопровождавшийся долгими беседами про откуда и ру. Если нет , то заварка сахар и хлеб прилагались. Как то мать пожаловалась отцу: может не стоит пускать всех подряд уже, ибо иногда после некоторых исчезает весь чай и сахар, даже пиалки. На что отец жёстко: тебе что чая не хватает или сахара, так я тебе куплю коробками и мешками, больше такое мне не говори, если не хочешь опозорить меня на весь район.
    1 балл
  23. Жаксылык Сабитов: «Наследие Золотой Орды является общим для всех народов, ее населявших» (milliard.tatar)
    1 балл
  24. Записки и письма капитана Н. М. Изразцова История Казахстана в документах и материалах: Альманах. Вып. 1. Алматы: «Издательство LEM», 2011. – 436 с. (Стр 241) " Охранительные обычаи Нарушение права ведет за собой имущественную ответственность в виде штрафа, аипа. Например, обида словом, действием наказывается аипом в пользу обиженного и т. п. Одни ли бии могут, по обычаю, разбирать дела? Нет. По обычаю всякий, к кому бы стороны ни обратились, становится судьей и разбирает дела. В доброе старое время стороны чаще обращались к посторонним, чем к бию, которых у киргизов южного участка и не было. Обращались же киргизы к тем, кто был известен за хорошего, честного человека и кому они доверяли. Этот выслушивал их, свидетелей, вообще старался уяснить себе дело, уговаривал, примирял стороны или назначал очистительную присягу, или, если свидетельские [показания] надежны и достаточны, приговаривал ответчика к уплате. До нас киргизы не знали книг и процедура решений была такова: решавший дело давал сторонам в руки прут и по окончании разбора разрубал его пополам. Это значило, что дело кончено..."
    1 балл
  25. Танаш -> Тарышы, Сибан, Балта, Көшебе Тарышы -> Смайыл Смайыл -> Ақсары, Күрсары Күрсары -> Есбол, Есенәлі, Бесқара Есбол -> Сақал, Сары, Бұраз, Құрман, Дуадақ, Төбет Төбет -> Асан, Үсен, Өтебай, Бәйімбет Өтебай -> Төлебай Төлебай -> Баубек, Дулат, Тоқберді, Бекберді Дулат -> Қуат, Игілік, Қадыр, Медет Игілік этой мой жетінші ата (7-ой предок) Дальше перечислять не буду 😄. Мы расходимся с Вами на сыновьях Күрсәрі. Это довольно рано, что может быть и хорошо 😄. Есбол Күрсарыұлы (1550-1654) http://kerey.kz/?p=12608 Бәйімбет в шежіре это Бәйімбет-батыр. Похоронен в Туркестане https://kk.wikipedia.org/wiki/Бәйімбет_батыр_Төбетұлы Моя мать происходит по прямой линии от него. Мой отец, как видите, происходит от другого сына Төбета, от Өтебая. Төлебай - сын Өтебая был богатым человеком, имел рабов, как я слышал от стариков.
    1 балл
  26. @АксКерБорж Очередной бред из ваших уст. Если есть что то дельное, то скидывайте, а если нет, то идите и тратьте время на что то другое.
    1 балл
  27. Если вы так настойчиво отстаиваете празднование наурыза на севере, то можете дать ссылки не про степной край и скотоводов, а хотя бы о наурызе в Сибирском юрте/ханстве, где сарты с караванами были частыми гостями. Если не сможете, то про степных номадов и речи быть не может. И что меня всегда удивляет, так это то, что чуть ли каждый второй казахский юзер форума персо-арабофил и одновременно казахо-тюрко-номадофоб.
    1 балл
  28. @АксКерБорж Что понятно? То, что вы не смогли свой тезис аргументировать? Ну тогда действительно все понятно.
    1 балл
  29. Живут среди атыгаев и каракесеков
    1 балл
  30. Замечу что на современном кириллик-монгольском пишется как авга, а на класкик-монгольском как абага. Грамматика - это вещь письменности и очень консервативная по сути.
    1 балл
  31. Хиргис үүр-гнездо или дом кыргыза.😀
    1 балл
  32. Не искалось. Археологические65 раскопки Дубо где? По сяньби есть и по одному из тобасцев
    1 балл
  33. Только заметил, что И.Н.Березин еще в 1849 году перевел часть рукописи "Шейбани наме", в котором упоминается вторжение Керей хана в Туркестан и убийство Алике султана Иранджи ханом. Тут следует учесть, что во временном отрезке Керей хан и Иранджи хан упомянуты рядом. Раз Иранджи упомянут, как хан, то следует, что Джанибек хан на тот момент погиб или умер, и Иранджи как старший сын ( по родословию Иранджи стоит первым) унаследовал ханский титул. Следовательно Джанибек не унаследовал никакую власть от Керея и не подчинялся Бурундуку, так как попросту умер раньше них. Это большое замечание к нынешним историкам, которые неправильно трактуют источники или вовсе их не читают.
    1 балл
  34. Технически можно основу "йаглы" через представление жагалбай, ягалбай как жаглыбай, йаглыбай связать с "йаг" - "жир", "масло" и "йаглы" - жирный", "масляный". Формант "бай"/"май" в этом конкретном случае не несет особой смысловой нагрузки. Ибо у джалаир тоже основа "йагла", а "айр" - это верблюд (уйгурского кагана), которого они смазывали жиром согласно этимологии Рашидаддина. Но какова будет объяснительная модель? Это же самое главное, а не поиск созвучий.
    1 балл
  35. "Кыргызские могилы" - хиргисүүр. Могила некоего Загал батыра.
    1 балл
  36. 4400 лет разница между алшинами и эвенками. Примерно как между нанайцами и Рюриковичами.
    1 балл
  37. Все таки это исторический форум, давайте не будем называть среднеазиатских или бухарских мулл узбекскими, узбеки до 20 века были кочевым и полукочевым народом. то что большинство персизмов пришло с татарскими муллами я считаю мифом от русского имперца и исламофоба Уалиханова. это его мнение не подкрепленное письменными артефактами, он даже в своих письмах на казахском использует персизмы и арабизмы. персидский был канцелярским языком во многих тюрксих державах, казахи как минимум с войн Шейбанидами тесно взаимодействовали с оседлыми тюркоязычными и персоязычными Средней Азии. если упрощенно, то я считаю, что персизмы пришли с бухарскими муллами + взаимдейтсвие с оседлым населением.
    1 балл
  38. Потомки динлинов - "рыжебородых дьяволов" по китайски.
    1 балл
  39. кстати в хиргисурах наиболее часто встречаются черепа европеоидные .
    1 балл
  40. почитайте статьи Дремова. калмаки в Западном казахстане в 14-16 веки это явно не ойраты
    1 балл
  41. И где эти молчаливые-филологи из ТУВЫ ?! Почему не заинтересуются этимологией "этого набора" ? Можно сразу сказать: У казахов (или АКБ) не могут 3-4-лет.лошади называться так, по причине других числительных(уш и торт) в казах.языке)))
    1 балл
  42. Во первых русское название "юрта" в обозначении "гэр, өг, үй, эб" - это слово чисто русское ошибочно заимствованное из тюркского. Юрта - jurt, журт, чурт - земля, место проживания. На монгольском будет "нутуг". Юрта не имеет связь с "урц".
    1 балл
  43. Видимо, ув.Зардыхан не разбирается с тогдашными племенами и относил к тюркам тех племен ,которые ныне среди казахов.Хунгират,Горлас,Олхунут,Икирес родственные племена.Почему хунгираты тюркское ,а олхунут,горлас монгольские? Ушин и Дуклат -дарлекин и нирун монголы. Неужели он думает, что тогда существовало племя торгут? Кто доказал ,что онгут это уак? Одни фольки. К стати, Кинаят Зардыхан и Кайрат Закирянов -Найманы.Почему одни найманы?
    1 балл
  44. Что вам именно нужно? Больше слов? Гичгэ-Кушик-щенок Эл-Эль-государство Чүү-Чу\говорят чтобы конь пошел вперед\
    1 балл
  45. Адис (благословение) – Бата (благословение) Азрага (жеребец) – Айғыр (жеребец) Алгана (окунь) – Алабұға (окунь) Амаа (прадед, прабабушка) – Ата, Апа (дедушка, бабушка) Ард (народ) – Қалық, Халық (народ) Бог (мелкий) – Уақ, Усақ (мелкий) Бороо (дождь) – Жаңбыр (дождь) Бөж (марал) – Марал (марал) Бэртэх (пораниться, повредить, покалечиться) – Мертігу (пораниться, повредить, покалечиться) где схожесть? Бэр (невеста) – Келін (невеста), от қыз Беру, кыз Берісу? явная подгонка
    1 балл
  46. родственница (сестра или жена брата) Turkic: *jeŋe Mongolian: *nagaču Также с бөле, это монголизм. Родственное тюрк. слово было бөшүк. Существование в казахском языке слов монгольского происхождения для вас новость?
    1 балл
×
×
  • Создать...