Лимфоцит Опубликовано 6 мая Поделиться Опубликовано 6 мая https://youtu.be/p9qYy4b6jss?si=fupTMGGi6UHMZlxu Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 6 мая Поделиться Опубликовано 6 мая еще помнили старики в 19 веке про ногайское прошлое Валиханов 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 6 мая Поделиться Опубликовано 6 мая В 27.01.2024 в 17:28, Jagalbay сказал: АКБ - кенегес? Что за источник? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 7 мая Поделиться Опубликовано 7 мая Кенигесы -чоносы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 7 мая Поделиться Опубликовано 7 мая 22 часа назад, Zerek сказал: Что за источник? Джураев. Шахрисябзский говор узбекского языка 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 8 мая Поделиться Опубликовано 8 мая В 27.01.2024 в 17:28, Jagalbay сказал: АКБ - кенегес? Теперь в бой пошли кегенесоведы. )) Какие талантливые у нас жыйирманшыведы-кыпшаковеды. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 8 мая Поделиться Опубликовано 8 мая 13 часов назад, АксКерБорж сказал: Теперь в бой пошли кегенесоведцы. )) Какие талантливые у нас жыйирманшыведы-кыпшаковеды. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 8 мая Поделиться Опубликовано 8 мая казахский чум Киргиз-кайсаки на рисунке XVIII века. Фото взято с ресурса Яндекс. Картинки Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 мая Поделиться Опубликовано 9 мая 13 часов назад, Steppe Man сказал: казахский чум Киргиз-кайсаки на рисунке XVIII века. Фото взято с ресурса Яндекс. Картинки Надо сперва выяснить, оригинальный рисунок или нет, потому что их много и все они разные. Если все таки оригинальный рисунок, то это конечно же не чум, а походная кибитка, в данном случае военная. У казахов были разные их виды с разными названиями - жолым уй, уранкай, абылайша и др. Халха-монголам из них известен лишь "жолым үй" в форме "жолом гэр": Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 9 мая Поделиться Опубликовано 9 мая 6 минут назад, АксКерБорж сказал: Надо сперва выяснить, оригинальный рисунок или нет, потому что их много и все они разные. Если все таки оригинальный рисунок, то это конечно же не чум, а походная кибитка, в данном случае военная. У казахов были разные их виды с разными названиями - жолым уй, уранкай, абылайша и др. Халха-монголам из них известен лишь "жолым үй" в форме "жолом гэр": Это не жолом гэр. Чум. Откройте глаза больше. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 мая Поделиться Опубликовано 9 мая 5 минут назад, Steppe Man сказал: Это не жолом гэр. Чум. Откройте глаза больше. Я же говорю они были разные. Если с шанграком/тооно, то жолым уй. Если без, то уранкай. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 1 июня Поделиться Опубликовано 1 июня Османский документ о деятельности Бурундук-хана в начале XVI века Ильяс А. Мустакимов 1 *, Канат З. Ускенбай 2 1 * автор-корреспондент, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт «Ел тарихы», Евразийский национальный университет им. Льва Н. Гумилева, Астана, Казахстан 2 кандидат исторических наук, директор, Институт гуманитарных исследований АБДИ, Алматы, Казахстан В статье впервые публикуется комментированный перевод с османского языка на русский язык уникального исто- рического документа из архива дворца-музея Топкапы в Стамбуле – краткого письменного доклада, представлен- ного ко двору османского султана в Стамбуле не ранее декабря 1510 года. Документ подготовлен дворцовыми чиновниками при дворе султана Баязида II (1481–1512) на основании донесений путников, прибывших на тер- риторию Османской империи из Центральной Азии. Сведения этого документа свидетельствуют о раннем инте- ресе османских правителей к политическим событиям в Центральной Азии. В донесении османских чиновников сообщается о том, что казахский хан Бурундук и могульский хан Мансур отправили к Мухаммаду Шайбани-хану послание в котором требовали чтобы он отомстил шиитам-кызылбашам за осквернение суннитских святынь в Хорасане. Упоминается о битве Тимур-хана, сына Мухаммада Шайбани-хана, с Бурундук-ханом и его (Тимур-хана) поражении. В этом же источнике приводятся важные данные о попытках создания антисефевидской коалиции уз- беков и казахов. Все эти сведения дополняют ранее известные данные из тюрко-персидских источников XVI века. Для цитирования: Мустакимов И.А., Ускенбай К.З. Османский документ о деятельности Бурундук-хана в начале XVI века. Qazaq Historical Review. 2023. № 1 (4). С. 536–546 Введение Основными источниками по истории Казахского ханства XV–XVI веков являются восточные мусульманские сочинения, написанные на персидском и тюркском языках. Источниковедческий потенциал османских источников по этой теме изучен слабо. Казахстанские иссле- дователи только начинают изучение архивов, библиотек и музеев Турции. Предваритель ные результаты свидетельствуют о том, что эти источники могут содержать интересные и оригинальные сведения [Атыгаев 2023: 190]. Большое количество документальных источников, хранится в архиве и библиотеке дворца Топкапы в Стамбуле, являвшимся с XV до середины XIX века основной резиденцией османских падишахов. Многочисленные доку- менты отражают историю Османского государства и его международные связи, в том числе и со странами и народами Центральной Азии. В настоящей статье впервые публикуется комментированный перевод с османского языка на русский язык уникального исторического документа из архива дворца-музея Топкапы – краткого письменного доклада, представленного ко двору османского султана в Стамбуле не ранее декабря 1510 года. 1 Документ подготовлен дворцовыми чиновниками при дворе султана Баязида II (1481–1512) на основании донесений путников, прибывших на территорию Османской империи из Цен- тральной Азии. Сведения этого документа свидетельствуют о раннем интересе османских правителей к политическим событиям в Центральной Азии. Результаты Изучение истории взаимоотношений Казахского ханства с другими государствами и народа- ми в историографии долгие годы было сосредоточено на казахско-узбекских, казахско-могульских и казахско-ногайских связях. Эти народы были ближайшими соседями казахов с 1 В 1971 году Jean-Louis Bacqué-Grammont опубликовал этот документ и его комментированный перевод на французский язык [Bacqué-Grammont 1971]. которыми они вступали в активные контакты, политические, военные и торговые. Публикуемый документ свидетельствует о том, что казахи с первых лет возникновения их государства являлись активными участниками международных отношений в регионе, позиционировали себя «защитниками веры». Характер самого документа говорит о том, что правители Османской империи проявляли интерес к событиям в регионе Центральной Азии. В казахстанской историографии постановка проблемы казахско-османских отношений принадлежит Амантаю Исину [Исин 1999; Исин 2001]. По его мнению, инициатива установления контактов ка- захских ханов с османскими султанами принадлежала Касым-хану, а османы в свою очередь стремились привлечь казахов в борьбе с Сефевидским (кызылбашским) государством. Публикуемое письменное донесение османскому султану говорит о том, что в Стамбуле знали о казахах еще ранее времени Касым-хана, были информированы о казахском правителе Бурундуке и событиях в регионе. Более того, если эти сведения достоверны, то они подтверждают участие казахов, а также могулов в османско-сефевидском противостоянии. Государство Сефевидов, возглавляемое энергичным и талантливым государственным деятелем шахом Исмаилом I (1501–1524) с первых дней своего основания вступило на путь войн и завоева- ний. Государственной конфессией на подвластных Сефевидам землях был объявлен шиизм. Сефевиды, прикрываясь лозунгом борьбы за веру, захватили Хорасан и угрожали всему Маваран- нахру [Атыгаев 2023: 163]. На захваченных территориях сунниты подвергались преследованиям, суннитские святыни осквернялись. Часть суннитских деятелей бежало в Мавараннахр. В городах Мавараннахра власть захватили узбеки (узбек-шибаны) во главе с Мухамма- дом Шайбани-ханом, пришедшие из Дашт-и Кыпчака (казахских степей). Некоторое время Мухаммад Шайбани-хан не оставлял попыток вернуться в Дашт и вел войну с казахами (узбек-казахи). В начале XVI века потеряв всякую надежду вернуть себе власть в степи, он ушел в Мавараннахр, сверг Тимуридов и захватил там власть. Основные узбекско-казах- ские сражения происходили на территории современного Южного Казахстана. На юго- западе своих новых владений узбеки воевали с Тимуридами. В таких сложных военно-политических условиях новое Сефевидское государство представ- ляло угрозу не только для узбеков, но и для всех жителей региона, в большинстве своем исповедовавших суннизм. Подавляющим большинством суннитских правителей укрепле- ние и расширение государства Сефевидов расценивалось не только как геополитическая, но и как экзистенциальная опасность. В донесении османских чиновников сообщается о том, что казахский хан Бурундук и могуль- ский хан Мансур отправили к Мухаммаду Шайбани-хану послание в котором требовали, чтобы он отомстил шиитам-кызылбашам за осквернение суннитских святынь в Хорасане. Далее упоминается о битве Тимур-хана, сына Мухаммада Шайбани-хана, с Бурундук-ханом и его (Тимур-хана) поражении. Приводятся важные данные о попытках создания антисефе- видской коалиции узбеков и казахов. Верхняя хронологическая граница событий, описываемых в документы, ограничивается 1510 годом. Во-первых, этот доклад был представлен ко двору султана в декабре этого года. Во-вторых, еще ранее в декабре 1510 года в битве с войсками Сефевидов в Мерве погибает Мухаммад Шайбани-хан. Кроме того, по мнению Нурлана Атыгаева, в конце 1509 года фактическим правителем Казахского государства стал Касым-хан, а отошедший от дел Бурундук-хан до 1512 года находился в Сарайчике, откуда в конце этого же года пе- ребрался к дочке в Самарканд [Атыгаев 2007: 53; Атыгаев 2023: 31]. Подробнее о деятель- ности Бурундук-хана смотрите ниже в комментарии к переводу. Мухаммад Шайбани-хан как минимум четырежды совершал набеги (походы) в казахскую степь: весной 1504 года, зимой 1507/8 года, в январе 1509 года и зимой 1509/10 года Атыгаев 2023: 23–32]. Сын Мухаммада Шайбани-хана, Мухаммад Тимур-бахадур-султан (в документе он назван Тимур-хан) являлся амиром Самарканда и принимал самое активное участие в военных походах своего отца, в том числе против казахов и лично против Бурундук-хана. Последний к тому же приходился ему тестем – Мухаммад Тимур-султан был женат на одной из дочерей Бурундук-хана [Ибрагимов и др. 1969: 18, 121, 356]. Вполне вероятно, что во всей этой бесконечной череде казахско-узбекских военных похо- дов и набегов, перемирий и династийных браков было и упоминаемое в документе сраже ние Мухаммад Тимур-султана с Бурундук-ханом. У высокого ханского величества (т.е. Мухаммад Шайбани-хана) с Бурундук-ханом бывали переговоры, знаменательные дни и битвы, которые все известны в улусе узбеков, и в исто- рии хана об этом много написано и упомянуто» [Ибн Рузбихан/Джалилова 1976: 100]. Интересно в документе и то, что узбекское войско потерпело поражение, а его предво- дитель бежал в Самарканд. Интересно по той причине, что большая часть персидских и тюркских источников этого времени была прошибанидской и писала только о победах узбеков в войне с казахами [Пищулина 2016: 126–127]. Маловероятно, что Мухаммад Шайбани-хан мог «заключить по сражу» и «намереваться казнить» своего сына за поход против казахов, каких, как мы видим, было не мало, но объяснимо «ходатайство» Бурундук-хана за своего зятя. Неизвестно, к какой из своих дочерей Бурундук-хан переехал в конце 1512 года. Его зять Мухаммад Тимур-султан умер только в 1514 году. Публикуемый документ обращает внимание еще на один важный момент – казахский хан предстает здесь как искренний «защитник веры». Он беспокоится за осквернение могилы имама, требует мести кызылбашам. Примечательно, что в это же самое время его противник Мухаммад Шайбани-хан выставлял казахов «неверными». В 914 (1508–9) году улемы (мусульман- ские ученые богословы) Хорасана выдали фетвы о неверии казахов, с этого времени война против них признавалась обязательным долгом мусульманина. Эта фетва была необходима Мухаммаду Шайбани-хану для легитимности своих набегов на казахские земли. Ибн Рузбихан, в попытке обосновать законность фетвы на войну с казахами, посвятил несколько замечательных страниц в своем труде «верованиям и поступкам казахов». По его словам, несмотря на то, что казахи приняли ислам «более двухсот лет назад», тогда же «когда принял ислам Газан-хан», то есть «в начале принятия ислама в улусе Чингиз-хана», теперь во времена автора, они при- знаются «неверными», обвиняются в «неверии и вероотступничестве» и «война с ними обязательна». Причинами этого стало то, что казахи поклоняются идолам и солнцу, продают пленных мусульман в рабство. При этом казахи «читают Коран, исполняют молитвы, отдают детей своих в школу, постятся, вступают в брак и вовсе не женятся без брачного договора». К ним приезжа- ют улемы с разных сторон, с Туркестана и Мавараннахра, Хаджи-Тархана и Дербенда Ширван- ского, Хорезма и Хивы, Хорасана и Ирана. Казахи произносят свидетельствую, и причисляют себя к мусульманам [Ибн Рузбихан/Джалилова 1976: 103–108]. Заключение Сведения из османского документы существенно дополняют наши представления о ран- ней истории Казахского ханства и в сопоставлении с ранее известными данными из тюр- ко-персидских источников XVI века дают новые возможности для исследования. Перевод источника с османского языка на русский язык осуществлен Ильясом Мустакимовым по изданию: [Numan 2022: 44] Перевод Со стороны Хитая (1) в Бурсу (2) прибыли три человека: двое из Хитая, один из Герата (3). Эти записанные сведения получены от них. Бурундук-хан (4), являющийся туркестанским (5) беком (6) и сын Йунус-хана (7) султан Ман- сур (8), являющийся могульским ханом, узнали, что кызылбаши (9) извлекли и сожгли остан- ки (букв.: кости) его присутствия Великого имама (10) – да пребудет над ним милость Аллаха! Эти упомянутые два хана собрали войско и направили к Шайбек-хану (11) посла с [таким] посланием: Отплати кызылбашам, мы тоже дадим тебе войско. Если откажешься [от мести], пропусти нас – мы пойдем и разберемся с ними сами. Услышав это, сын Шайбек-хана Тимур-хан (12), являющийся самаркандским беком, вспылил, решив, что «они хотят хитростью отобрать [у нас] нашу страну». Он выступил против Бурундук- хана и сразился с ним. Бурундук-хан разбил Тимур-хана. Тимур-хан бежал в Самарканд. Шайбек-хан, узнав о сражении Тимур-хана с Бурундук-ханом, разгневался [на Тимур-хана] за устроенную им битву, заключил его под стражу и намеревался казнить. Когда об этом узнал Бурундук-хан, он направил к [Шайбек-хану] посла и своим ходатайством спас Тимур-хана. Затем они договорились, что Шайбек-хан сделает вид, будто он уходит в сторону Самарканда, дабы кызылбаши решили, что Хорасан (13) остался свободным и пришли туда, а эти ханы совместно нападут на кызылбашей. Шайбек-хан направился в Самарканд, сын мирзы Омар-Шайха (14) Бабур-мирза (15), являющийся кабульским беком, послал к кызылбашам с новостью о том, что Хорасан остался пустым. Кызылбаши направились в Хорасан, в месяце шаабан достигли города Мешхед (16) и в том же месяце дошли до Хорасана, о чем поступило сообщение из Тебриза (17). Затем китайский император Тайми-хан (18) добровольно принял ислам и завоевал неверных, находящихся между Хитаем и Самаркандом, именуемых калимак (19). Известие о том, что этот китайский хан стал мусульманином, в Самарканде достигло степени упорных слухов. Факсимиле и комментарии по ссылке https://www.academia.edu/117931932/Mustakimov_Ilias_A_Uskenbay_Qanat_Z_Ottoman_Document_on_the_Activities_of_Burunduq_Khan_in_the_Early_16th_Century_in_Russian_ 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bas1 Опубликовано 7 июня Поделиться Опубликовано 7 июня В 09.05.2024 в 10:36, Steppe Man сказал: Это не жолом гэр. Чум. Откройте глаза больше. Это по казахски уранкай уйi - урянхайский дом. Русские все такие простые жилища ярангой прозвали. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 17 июня Поделиться Опубликовано 17 июня Цитата Персы привозят сюда материи, хлопчатую бумагу, полотно, пестрые шелка, аргамаков (Argamacus) и т. п., а увозят отсюда сырые кожи и другие русские товары, рабов происхождением из разных стран, но материй не покупают, потому что сами привозят их сюда, а к ним, как я узнал, их привозят из Алеппо в Сирии и из Турции. Русские привозят в Бухару сырые кожи, овчины, шерстяные материи, деревянную посуду, уздечки, седла и т. п., а увозят отсюда разные изделия из хлопка, различные сорта шелка, материи и другие вещи, но размеры торговли очень малы. Из китайских стран (Cathay) в мирное время и когда проезд свободен сюда привозят мускус, ревень, атлас, камку и т. п. вещи. В бытность мою в Бухаре туда приходили караваны изо всех вышеназванных стран, исключая Китай. Причиной, почему оттуда не приходило караванов, было то, что [185] уже 3 года до моего приезда сюда длилась большая война, продолжавшаяся и при мне, между двумя большими татарскими странами и городами, расположенными как раз по пути между Бухарой и Китаем, и некоторыми варварскими степными народами, как язычниками, так и магометанами, граничащими с этими городами. Города эти называются Ташкент (Taskent) и Кашгар (Cascar); народ, воюющий с Ташкентом, называется Казахами (Cassack), магометовой веры, а те, которые ведут войну с Кашгаром, зовутся Кингами (Qings), они язычники и идолопоклонники. Оба эти варварских народа очень могущественны; они живут в степях, не имея ни городов, ни домов, и почти покорили вышеназванные города, так крепко заперев дорогу, что никакому каравану нельзя пройти не ограбленным. Таким образом в течение 3 лет до нашего пребывания здесь ни один караван не прошел и не поддерживал торговли между Китайской и Бухарской страной. Когда же путь свободен, то это путешествие длится 9 месяцев. Qings у Дженкинсона не кыргызы случайно? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zerek Опубликовано 18 июня Поделиться Опубликовано 18 июня В 17.06.2024 в 11:26, Jagalbay сказал: Qings у Дженкинсона не кыргызы случайно? Они Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано Четверг в 11:50 Поделиться Опубликовано Четверг в 11:50 Цитата Могольские ханы Малой Бухарии История показывает, что империя Джагатая не просуществовала долго и распалась, что его потомки обосновались в различных местах. Нам неизвестно, когда это произошло. Есть основания полагать, что поражение моголов в Китае, их изгнание в 1376 году и войны, имевшие место до их полного сокрушения, вынудили жителей Малой Бухарии, которые не смогли найти в своей стране правителя из семьи Чингисхана, способного управлять ими, избрать ханом Амил-ходжу, который носил титул Исан-Бога-хана и правил в Большой Бухарии. Земли этого правителя в Малой Бухарии включали в себя Кашгар, [59] Еркен, страну уйгуров до Камула. Столицей являлся Бишбалик, называвшийся также Илибалик. Но необходимо отметить, что несмотря на тот факт, что оба эти названия обозначают место расположения этих ханов, Бишбалик находился восточнее и был затем перенесен ближе к западу. у де Гиня Бешбалык назывался так же Илибалык Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано Суббота в 02:40 Поделиться Опубликовано Суббота в 02:40 В 20.06.2024 в 16:50, Jagalbay сказал: у де Гиня Бешбалык назывался так же Илибалык 28. В китайских источниках периода Мин термины Бешбалык и Илибалык употреблялись для обозначения Моголистана до середины XV в., после чего информация о Моголистане стала помещаться в разделах о Турфане. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XVII/1680-1700/Kit_ist_Sr_az/1-20/primtext3.htm#28 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Скриптонит Опубликовано Воскресенье в 13:23 Поделиться Опубликовано Воскресенье в 13:23 @enhd, @Steppe Man, @buba-suba, @АксКерБорж Это ойратам или монголам казахи сегодня посвящают стихи и песни? 😄 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано Понедельник в 11:17 Автор Поделиться Опубликовано Понедельник в 11:17 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано вчера в 02:51 Поделиться Опубликовано вчера в 02:51 В 23.06.2024 в 18:23, Скриптонит сказал: Это ойратам или монголам казахи сегодня посвящают стихи и песни? 😄 Наберись терпения, Steppe Man скоро выходит из 2-месячного отпуска и всё доходчиво объяснит как ты этого ждешь, по-анатиливедчески. )) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 14 часов назад Поделиться Опубликовано 14 часов назад Цитата летом 1586 г., тайбуга УразМухаммед описывал могущество ногаев следующим образом: «А нас, мангытцких людеи, с Шихмомаевыми детми сорок тем, и толко схожась с Казыевыми улусы и свестяся с крымскими людми, соединачився, все вместе будем, и нас будет сто тысяч тем» Трепавлов В.В Цитата В одном из документов первой половины XVII в. падчерица касимовского царя Арслана б. Али, и сестра казахского царевича Ураз Мухаммеда б. Ондана Ай-ханыш называется дочерью Ондана б. Шигая. При этом Ондан именуется ногайским царем [5, с. 103–104] Беляков А.В. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться