Jagalbay Опубликовано 15 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 15 мая, 2023 Инфинитив в караногайском диалекте образуется путем присоединения аффиксов - мага, - меге к основе глагола, независимо от качества конечного звука последнего. Например, кетмеге "уйти", язмага "написать". А в акногайском диалекте и в ногайском литературном языке наблюдается более последовательное подчинение закону сочетаемости согласных: - пага, - пеге, - бага, - беге. Например, АН и литературный язык - кашпага, КН - кашмага "убегать"; АН и литературный язык - язбага, КН - язмага "писать" и т.п. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 16 мая, 2023 Автор Поделиться Опубликовано 16 мая, 2023 7 часов назад, Jagalbay сказал: да потому вы не понимаете, что спрашиваете ) Неужели трудно ответить? Напишите как в прошлом казахи говорили "Надо поехать в Астану" с использованием инфинитива "бармак", раз вы считаете, что казахи раньше вместо "бару" говорили "бармак". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 16 мая, 2023 Автор Поделиться Опубликовано 16 мая, 2023 Это же ваши слова: В 14.05.2023 в 18:58, Jagalbay сказал: раньше инфинитив другой был, например. Не "бару" как сейчас, а бармак Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 16 мая, 2023 Автор Поделиться Опубликовано 16 мая, 2023 18 часов назад, Bir bala сказал: вы кстати не ответили на мой вопрос. Почему нету выражения үлкен саусақ, а Есть бас бармақ? Раз это региональное. То, что нету выражения үлкен саусақ доказывает, что было разграничение. 16 часов назад, Jagalbay сказал: почему-то ваши сторонники, т.е противники слова бешбармак - не согласны, что палец - это бармак Игнорирование факта существования в казахском языке определенного пласта региональной лексики, терминологии (это касается не только названий пальцев рук и ног, но и блюд, обычаев и и т.д. и т.п.) может довести вас, господа казаховеды Bir bala и Ygalbay, в конечном итоге тоже до кринжа, как и автора этой статьи: https://tumba.kz/novosti-kazahstana/21-slovo_beshbarmak_unizitelno/22675-slovo_beshbarmak_unizitelno.html Во избежание неудобных ситуаций следует всегда анализировать с каким регионом связано то или иное спорное/неугодное название и только потом делать какие-либо заключения. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 16 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 16 мая, 2023 @АксКерБорж вы снова увильнулись от ответа. Отсутствие выражения үлкен саусақ доказывает, что это никакой не регионализм. Даже в литературном языке большой палец это бас бармақ, а не бас саусақ или үлкен саусақ. И забавно слышать от вас игнорирование реальности в то время, как вы все притягиваете к фольк этимологии на вроде Қала-город, крепость от тюркского Қалау-воздвигать, лепить. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 16 мая, 2023 Автор Поделиться Опубликовано 16 мая, 2023 1 час назад, Bir bala сказал: вы снова увильнулись от ответа. Отсутствие выражения үлкен саусақ доказывает, что это никакой не регионализм. Даже в литературном языке большой палец это бас бармақ, а не бас саусақ или үлкен саусақ. И забавно слышать от вас игнорирование реальности в то время, как вы все притягиваете к фольк этимологии на вроде Қала-город, крепость от тюркского Қалау-воздвигать, лепить. Почему только үлкен [саусақ]? Есть же и другие рег. синонимы - зор, дәу, дөкөй. Короче как обычно отмазки и детский лепет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 16 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 16 мая, 2023 6 часов назад, АксКерБорж сказал: Игнорирование факта существования в казахском языке определенного пласта региональной лексики, терминологии (это касается не только названий пальцев рук и ног, но и блюд, обычаев и и т.д. и т.п.) может довести вас, господа казаховеды Bir bala и Ygalbay, в конечном итоге тоже до кринжа, как и автора этой статьи: https://tumba.kz/novosti-kazahstana/21-slovo_beshbarmak_unizitelno/22675-slovo_beshbarmak_unizitelno.html Во избежание неудобных ситуаций следует всегда анализировать с каким регионом связано то или иное спорное/неугодное название и только потом делать какие-либо заключения. кринж - это то, что написал автор статьи 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 16 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 16 мая, 2023 1 час назад, АксКерБорж сказал: зор кстати, большой у Клапрота - зор Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 16 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 16 мая, 2023 1 час назад, АксКерБорж сказал: Почему только үлкен [саусақ]? Есть же и другие рег. синонимы - зор, дәу, дөкөй. Короче как обычно отмазки и детский лепет @АксКерБорждетский лепет, это когда необъяснимую вещь просто назвать регионализмом. А предоставить примеры употребления дәу саусак, зор саусақ, дөкөй саусақ не смогли? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 16 мая, 2023 Автор Поделиться Опубликовано 16 мая, 2023 25 минут назад, Bir bala сказал: детский лепет, это когда необъяснимую вещь просто назвать регионализмом. А предоставить примеры употребления дәу саусак, зор саусақ, дөкөй саусақ не смогли? Не понимаю зачем мусолите одно и то же? Вы же сами прекрасно знаете, что в разных местах используются разные названия и даже в них вкладывается разный смысл. У вас палец, пальцы - саусак, а большой палец - бас бармак. У нас палец, пальцы - бармак, а большой палец - бас бармак. У других палец, пальцы - саусак, а большие пальцы ног и рук - бармак. Это надо у вас спросить почему вы не называете большой палец - бас саусак нарушая свою фонетику? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 16 мая, 2023 Автор Поделиться Опубликовано 16 мая, 2023 14 минут назад, Bir bala сказал: А предоставить примеры употребления дәу саусак, зор саусақ, дөкөй саусақ не смогли? Патамушта выше вы написали по-русски - үлкен саусақ, үлкен бармақ. Хотя правильно по-казахски - бас бармақ. Не үлкен (большой), а бас (главный). Поэтому все эти рег. синонимы не подходят, я хотел подшутить над вами. Впредь не ошибайтесь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 16 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 16 мая, 2023 @АксКерБоржкакую-то херню начали нести. Избегаете от вопроса как и всегда. А объяснить отсутствие дәу саусак, зор саусақ, дөкөй саусақ , үлкен саусақ, если это регионализмы не можете. Есть только одна форма "бас бармақ" все. Это и доказывает разграничение 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 16 мая, 2023 Автор Поделиться Опубликовано 16 мая, 2023 6 минут назад, Bir bala сказал: какую-то херню начали нести. Избегаете от вопроса как и всегда. А объяснить отсутствие дәу саусак, зор саусақ, дөкөй саусақ , үлкен саусақ, если это регионализмы не можете. Есть только одна форма "бас бармақ" все. Это и доказывает разграничение Из вас куда еще не шло был сносный жыйирманшывед, но сейчас вы очень плохой пальчиковед. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 16 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 16 мая, 2023 @АксКерБорж топите за казахский язык и в то же время против него. Даже не подозреваете, что ваши предки произносили жиырманшы 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boranbai_bi Опубликовано 16 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 16 мая, 2023 On 5/14/2023 at 7:47 AM, Jagalbay said: а как же Унковский и Галдан Церен? Клапрота почитайте, он на Иртыше был и общался с казахами Орта Жуза https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1820-1840/Klaproth/text1.phtml Кстати, у вас как говорят, если жир у зарезанной лошади толщиной около пальца? У нас - бармак, если 2 и более - екі, үш елі Клапрот пишет, что казахи йокали и произносили ш и с может мы перешли на нынешнюю норму только в 20-м веке? ну и бешбармак такое же исконное название для казахов как и для других тюрков Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 16 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 16 мая, 2023 может быть саусак просто вытеснил синоним бармак, но в каких-то регионах это осталось например, раньше человек был кісі, теперь чаще используют адам, слово әйел вытеснило тюркское қатын и т.д. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 16 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 16 мая, 2023 4 минуты назад, boranbai_bi сказал: Клапрот пишет, что казахи йокали и произносили ш и с может мы перешли на нынешнюю норму только в 20-м веке? ну и бешбармак такое же исконное название для казахов как и для других тюрков вряд ли в 20, мб во 2 половине 19го да, бешбармак - историческое название у него еще есть интересное слово "спать" Dormir (спать) Djouklamak (джукламак) С. - ouyouklamak, K.T. - youklaimak, M. - ountakou* Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boranbai_bi Опубликовано 16 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 16 мая, 2023 1 minute ago, Jagalbay said: у него еще есть интересное слово "спать" Dormir (спать) Djouklamak (джукламак) С. - ouyouklamak, K.T. - youklaimak, M. - ountakou* уйукламак похоже на нынешнее ұйықтау но в виде джукламак оно конечно очень странно звучит Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 16 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 16 мая, 2023 3 часа назад, Bir bala сказал: @АксКерБорж топите за казахский язык и в то же время против него. Даже не подозреваете, что ваши предки произносили жиырманшы откуда вообще взялось слово саусак? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
boranbai_bi Опубликовано 16 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 16 мая, 2023 11 minutes ago, Jagalbay said: вряд ли в 20, мб во 2 половине 19го а что могло произойти в 19 веке? в 20-м создали современный литературный стандарт Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 16 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 16 мая, 2023 18 часов назад, Jagalbay сказал: у узбеков сохранилась эта форма @АксКерБорж вот сравните с кумыкским "оху+макъ пайдалы" - на казахском будет "оқ+у пайдалы" или мени гел+мег+им, у нас - менің кел+у+ім, а раньше (в 19 веке) было как у кумыков У кумыков это огузизм. Карачаевцы и балкарцы например так не говорят. Ногайцы тоже. Более того инфинитив на У есть у башкир. Это все говорит о том, что инфинитив на У был как минимум во времена ЗО. Моё личное мнение - инфинитив на -мақ, -мек неестествен и звучит как отрицание. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 16 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 16 мая, 2023 3 часа назад, Bir bala сказал: @АксКерБоржкакую-то херню начали нести. Избегаете от вопроса как и всегда. А объяснить отсутствие дәу саусак, зор саусақ, дөкөй саусақ , үлкен саусақ, если это регионализмы не можете. Есть только одна форма "бас бармақ" все. Это и доказывает разграничение @RustПопрошу принять меры Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Nurbek Опубликовано 16 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 16 мая, 2023 18 часов назад, Jagalbay сказал: у узбеков сохранилась эта форма @АксКерБорж вот сравните с кумыкским "оху+макъ пайдалы" - на казахском будет "оқ+у пайдалы" или мени гел+мег+им, у нас - менің кел+у+ім, а раньше (в 19 веке) было как у кумыков В казахском должно быть менің келігім. От слова келік - приход. Эта архаичная форма сохранилась сейчас только при выражении желания. Например Онда барығым келіп тұр. Слово барық. Бару это тоже существительное. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Bir bala Опубликовано 16 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 16 мая, 2023 @Nurbek Не вижу состава преступления. Ни оскорбления, ни ругани нету в адрес юзера АксКерБорж. 4 минуты назад, Nurbek сказал: Попрошу принять меры Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Jagalbay Опубликовано 16 мая, 2023 Поделиться Опубликовано 16 мая, 2023 7 минут назад, Nurbek сказал: У кумыков это огузизм. Карачаевцы и балкарцы например так не говорят. Ногайцы тоже. Более того инфинитив на У есть у башкир. Это все говорит о том, что инфинитив на У был как минимум во времена ЗО. Моё личное мнение - инфинитив на -мақ, -мек неестествен и звучит как отрицание. у ногаев тоже огузизм? кстати, прочитал, что кумыки ставят ударения в разные слоги, чтобы отличать отрицание и инфинитив Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться