enhd Posted September 10, 2021 Share Posted September 10, 2021 10 minutes ago, Jagalbay said: Почему Уалиханов писал, что у Урус-хана было 2 крыла - канлы и алаш мыны? По преданию Киргиз неизвестно, когда явилась к ним фамилия Уруса и кто из детей его был 1-м ханом киргизским. Предания Киргиз, хотя и говорят о Джанибеке, как о своем хане, но не менее того не сообщают ничего ясного на вопрос: сам ли он пришел к ним первый, или его предки? В . . . . . мы не находим также ничего определенного, только на стр. 14 говорится, между прочим, что правое крыло войск Уруса составляли Канглы в числе 2000, а левое народ Алач-Мены (Алач как говорено было выше, есть общее нарицательное имя, союза казаков. Слово это с подобным эпитетом как здесь — Тысяча Алачей (Алач-Мены) у киргиз никогда не употребляется; они говорят о своем народе, как союзе: Уч-Алач, Алты-Алач, Уч-Мен-Алач, Алты-Мен-Алач. Как бы то ни было, прибавления . . . к Алач не всегда принято в значении числительном, ибо вслед за ним тотчас говорится что в народе Алач-Мены было . . . . . душ; но по употреблению слова Мены, в другом месте этой книги, (стр. 30) говорится о потомках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . что «все тысячи мира ( . . . ) находятся на лице земли (т. е. у потомков . . . . . . . . . . . . ) в своем ведении имея, управляли престолом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . указывает на собирательное значение этого слова, как толпы, кучи общества. Если тысяча мира . . . . . . . означает всю массу человечества, то и Алач-Мены — тысяча Алачии, значит союз, общество, Алач . . . . . . . . никогда не употребляет название своего народа; говоря о султанах и ханах киргизских, он говорит: в том народе царствовал, у того народа . . . . . . . . . , только в конце повествует, что Джалаиры были почетное племя у народа Алач-Мены). По преданиям известно, что Джанибек был государь мудрый . . . . . . . . . вот [299] отчего киргизы называют его не иначе, как с эпитетом аз . . . . . . . . . . . и известно, что визирем его был умный и красноречивый Джиренче-Чечен (Чечен или Сечен значит мудрый, употребляется Киргизами и теперь. Слово это древне-монгольское и имело такое значение: один из предков Чингис-хана, известный у восточных под именем . . . . . . , назван у Санан-Сецена Пибибагай-Сэцэн. (Gesch. der Ost. M). Северные монголы Халхасцы. выговаривают слово это Соцен, Сэцень). Интересно что: Quote Алач как говорено было выше, есть общее нарицательное имя, союза казаков. ..... собирательное значение этого слова, как толпы, кучи общества Здесь "алач, алаш" объясняется как "собирательное, разные собранные" и должно происходить от слова "ала" - пестрый, разноцветные. У монголов тоже собранные из разных племен и народов "образование" называлось словом "цоохор" - пестрый или разноцветные. И слово "цоохор" = "ала". Link to comment Share on other sites More sharing options...
Boroldoi Posted September 10, 2021 Share Posted September 10, 2021 5 minutes ago, Jagalbay said: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1840-1860/Valichanov_Cokan/text15.htm Вот и спрашиваю кто это написал. После пассажа с Соцен и Сэцень, все что написано красным в мусор надо. Link to comment Share on other sites More sharing options...
enhd Posted September 10, 2021 Share Posted September 10, 2021 4 minutes ago, Boroldoi said: Это кто красным опять белиперду про халхаский говор написал. Как много здесь белипердунов однако. Это по видимому цитаты из путевых записей Шокана Уалиханова, он был учёным человеком и изучал значит многие источники. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Boroldoi Posted September 10, 2021 Share Posted September 10, 2021 2 minutes ago, enhd said: Это по видимому цитаты из путевых записей Шокана Уалиханова, он был учёным человеком и изучал значит многие источники. Вот поэтому и спрашиваю кто. Не могу поверить чтобы ученый муж мог такое написать. Link to comment Share on other sites More sharing options...
enhd Posted September 10, 2021 Share Posted September 10, 2021 2 minutes ago, Boroldoi said: Вот и спрашиваю кто это написал. После пассажа с Соцен и Сэцень, все что написано красным в мусор надо. (C) текст - под. ред. Веселовского Н. И. 1904 - Значит это редакция Веселовского Н. И. и вы свои претензий этому покойному человеку посылайте, может через шаманов. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Boroldoi Posted September 10, 2021 Share Posted September 10, 2021 1 minute ago, enhd said: (C) текст - под. ред. Веселовского Н. И. 1904 - Значит это редакция Веселовского Н. И. и вы свои претензий этому покойному человеку посылайте, может через шаманов. Да поздно уже. А я думал кто то из современных пердунов на текст уважаемого человека накалякал. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Boroldoi Posted September 10, 2021 Share Posted September 10, 2021 Just now, Boroldoi said: Да поздно уже. А я думал кто то из современных пердунов на текст уважаемого человека накалякал. Кстати вот вам пример. Не все написанное учеными правда. Это к спору который с вами был раньше если помните. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Jagalbay Posted September 10, 2021 Share Posted September 10, 2021 У меня возни вопрос по поводу канлы, как отдельного крыла. Асан-кайгы говорил о катаганах Link to comment Share on other sites More sharing options...
Kamal Posted September 10, 2021 Share Posted September 10, 2021 On 9/9/2021 at 10:10 PM, Alimuly said: Это вы витаете в другом измерениями со своим Джагфар-тарихы,черными клобуками и обидами. Слишком большой временной промежуток между черношапочниками и появлением каракалпаков и никакой связи кроме этнонима. Давайте оставим. А что, разве сведений Джагфар тарийхы кто-то опровергал? Там есть мнения ученых на 50 против 50. Кто-то поддерживает, а кто-то нет. А если нет 100 процентной уверенности, то и незачем мне предъявлять какие-то претензии. И вообще, меня на самом деле острит тот момент в Ваших высказываниях по поводу Черных клобуков. Я не могу понять, Вам Черные клобуки сделали что-то плохое, убили Вашего первопредка, или что-то другое сделали? Ну, чем не угодили Вам Черные клобуки? И что же за Ваши обиды, которых Вы хотите мне инкреминировать? Кто к кому в обиде, Вы мне, или я Вам - проясните ситуацию, пжлс. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Kamal Posted September 10, 2021 Share Posted September 10, 2021 5 hours ago, Jagalbay said: У меня возни вопрос по поводу канлы, как отдельного крыла. Асан-кайгы говорил о катаганах Канглы вместе с Кытаями, Кипчаками, Мангытами и Кенегесами составляли левое крыло войск Абдал Гаффара. А потом, после убийства Абдал Гаффара все пошло прахом, смешалось Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted September 11, 2021 Share Posted September 11, 2021 12 часов назад, enhd сказал: У монголов тоже собранные из разных племен и народов "образование" называлось словом "цоохор" - пестрый или разноцветные. И слово "цоохор" = "ала". В таком случае куда деть тюркизм в монгольских языках - алаг? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Boroldoi Posted September 11, 2021 Share Posted September 11, 2021 1 hour ago, АксКерБорж said: В таком случае куда деть тюркизм в монгольских языках - алаг? Относительно слов алаг и ала написанно что первоначальную принадлежность устанавить невозможно. Вполне может быть монголизмом. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Qairly Posted September 11, 2021 Share Posted September 11, 2021 15 часов назад, Jagalbay сказал: Почему Уалиханов писал, что у Урус-хана было 2 крыла - канлы и алаш мыны? Легенда об Урусхане слилась с легендой о хане Есиме. Племенной состав поддержавших Урус-хана почти невозможно. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted September 11, 2021 Share Posted September 11, 2021 4 часа назад, Boroldoi сказал: Относительно слов алаг и ала написанно что первоначальную принадлежность устанавить невозможно. Вполне может быть монголизмом. Я спросил у маньчжуроведа не про это, тюркское оно или монгольское. Я спросил у него почему монголы понятие "пестрый народ" (составленный из разных частей) называют не "алаг", а "цоохор"? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Admin Rust Posted September 13, 2021 Admin Share Posted September 13, 2021 @Boroldoi не стоит писать здесь оскорбления. Это официальное предупреждение. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
buba-suba Posted September 13, 2021 Share Posted September 13, 2021 11.09.2021 в 16:37, АксКерБорж сказал: Я спросил у маньчжуроведа не про это, тюркское оно или монгольское. Я спросил у него почему монголы понятие "пестрый народ" (составленный из разных частей) называют не "алаг", а "цоохор"? "Алаг" - пестрый - относится к скоту: хара-алаг ухэр адhан - черно-пестрый КРС. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Boroldoi Posted September 13, 2021 Share Posted September 13, 2021 5 hours ago, Rust said: @Boroldoi не стоит писать здесь оскорбления. Это официальное предупреждение. Кого я оскорбил поименно? Пердуны это о фольках вообще. Тогда как меня прямиком глупцом, "хээроведом", называют без всякой от вас реакции. И юзера Энхд, Бубу поносят почем зря. Я думаю все таки к монголам у вас цензура другая. 3 Link to comment Share on other sites More sharing options...
buba-suba Posted September 13, 2021 Share Posted September 13, 2021 4 часа назад, buba-suba сказал: "Алаг" - пестрый - относится к скоту: хара-алаг ухэр адhан - черно-пестрый КРС. А к людям "скотский термин по масти/окрасу" не применяется. Алагчины - это всадники на пегих конях, термин от Алаг морин - пегий/пестрый конь. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted September 14, 2021 Share Posted September 14, 2021 18 часов назад, buba-suba сказал: А к людям "скотский термин по масти/окрасу" не применяется. Почему? Потому что "алаг" это тюркизм, а для людей в монгольских языках есть свой термин, его синоним, "цоохор"? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Admin Rust Posted September 14, 2021 Admin Share Posted September 14, 2021 18 часов назад, Boroldoi сказал: Кого я оскорбил поименно? Пердуны это о фольках вообще. Тогда как меня прямиком глупцом, "хээроведом", называют без всякой от вас реакции. И юзера Энхд, Бубу поносят почем зря. Я думаю все таки к монголам у вас цензура другая. Я вижу до вас не доходит, что термин "пердун" это личное оскорбление. В отличие от "хээроведа". Неделя отпуска. Песни про цензуру расскажите тем тюркам, которые обвиняют меня в том же. Link to comment Share on other sites More sharing options...
buba-suba Posted September 14, 2021 Share Posted September 14, 2021 11 часов назад, АксКерБорж сказал: Почему? Потому что "алаг" это тюркизм, а для людей в монгольских языках есть свой термин, его синоним, "цоохор"? Какой Вы непонятливый! Я же Вам объяснил что АЛАГ - термин для обозначения масти/окраса животных, то есть несет цветовую нагрузку. А в сочетании "пестрый народ" нет никакой цветовой нагрузки. И поэтому термин АЛАГ применяться не может. Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted September 15, 2021 Share Posted September 15, 2021 21 час назад, buba-suba сказал: Какой Вы непонятливый! Я же Вам объяснил что АЛАГ - термин для обозначения масти/окраса животных, то есть несет цветовую нагрузку. А в сочетании "пестрый народ" нет никакой цветовой нагрузки. И поэтому термин АЛАГ применяться не может. Вы же форумный огузовед, вам непростительно не знать абулгазиевского АЛАГЧИН-хана, отца Татар-хана и Монгол-хана при описании страны татар (монголов), вы же часто цитируете его "Родословную татар". Link to comment Share on other sites More sharing options...
buba-suba Posted September 15, 2021 Share Posted September 15, 2021 4 часа назад, АксКерБорж сказал: Вы же форумный огузовед, вам непростительно не знать абулгазиевского АЛАГЧИН-хана, отца Татар-хана и Монгол-хана при описании страны татар (монголов), вы же часто цитируете его "Родословную татар". Какой Вы невнимательный! Не Алагчин-хан а Аланча-хан. Аланча-Хан имел двух сынов близнецов, из которых один назывался Татар 19, а другой Могул, или лучше сказать, Мунгл, которым он разделил свои земли, когда себя увидел при кончине своей жизни Link to comment Share on other sites More sharing options...
Kenan Posted September 15, 2021 Share Posted September 15, 2021 А Чурчут хан чьим сынишкой и братишкой был? Link to comment Share on other sites More sharing options...
Кладоискатель Posted September 17, 2021 Share Posted September 17, 2021 11.09.2021 в 02:43, Kamal сказал: А что, разве сведений Джагфар тарийхы кто-то опровергал? Там есть мнения ученых на 50 против 50. Кто-то поддерживает, а кто-то нет. А если нет 100 процентной уверенности, то и незачем мне предъявлять какие-то претензии. И вообще, меня на самом деле острит тот момент в Ваших высказываниях по поводу Черных клобуков. Я не могу понять, Вам Черные клобуки сделали что-то плохое, убили Вашего первопредка, или что-то другое сделали? Ну, чем не угодили Вам Черные клобуки? И что же за Ваши обиды, которых Вы хотите мне инкреминировать? Кто к кому в обиде, Вы мне, или я Вам - проясните ситуацию, пжлс. И где же здесь 50 % историков? «Джагфар Тарихы» («История Джагфара») — фальшивый[1][2][3] или вымышленный[4] исторический источник, введённый в оборот как свод булгарских летописей в 1990-е годы учителем истории, активным участником булгаристского клуба «Булгар-аль-Джадид» Ф. Г.-Х. Нурутдиновым. Вся предыстория текста известна только с его слов. Текст существует только на русском языке как «перевод с утраченного оригинала» в виде списков, сделанных Нурутдиновым. О наличии оригинальных текстов исторических сведений нет. Историки оценивают свод как современную подделку. Имя изготовителя неизвестно. Мнение профессора-тюрколога Юлая Шамильоглу: «После краткого анализа основных проблем представленного текста, вне всякого сомнения, можно сказать, что данная работа является вымышленным документом XX века, „изобретением традиции“. Полное опровержение его потребует комментария, равного по размеру оригиналу. Но я не могу даже представить себе, что кто-либо из историков или тюркологов потратит на это своё время. Тем не менее я нашёл занятной параллель между более ранними „булгарскими“ источниками XVIII—XIX веков и этой работой XX столетия»[10] 2 Link to comment Share on other sites More sharing options...