Jump to content
asan-kaygy

Казахи-6

Recommended Posts

On 6/22/2023 at 4:24 AM, Алтай калык said:

Толенгут и теленгит это одно и тоже название народа теле. (Телеут в неправильной записи). 1. Теленгит - монгольское название. 2. Теле это выходцы из хунну. 3. Теле жили на Алтае. 4. ДНК тесты подверждают авторхонность теле на Алтае. 4.  Курганы теле это так называемый Сибкрай АКБ. 5. Теле высокие, голубоглазые блондины. Такие и находят в этих курганах. 6. Самоназвание алтайцев теленгит, теле. 7. Отождествление толонгутов с пленниками. После поголовного уничтожения теле манчжурами, вкупе с халками, остатки теленгитов просто, без сопротивления брались в плен казахами. Они продавались на невольничьих рынках Павлодара и Бухары. 8. Теле - высокие телеги. Тегелек - колесо по алтайски. Этимиология слова ясна и понятна. 9. Наличие теленгитов у узбеков, каракалпаков, мб туркмен. 

Нет никаких оснований не считать толонготов теленгитами. 

Казахские толенгиты имеют посредственное отношение к алтайцам. Единственное что может связывать толенгитов и алтайцев это вхождение последних в состав джунгар, откуда они попадали в плен к казахам. Но массового формирования толенгитов из алтайцев не было. 

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, Kenan сказал:

Казахские толенгиты имеют посредственное отношение к алтайцам. Единственное что может связывать толенгитов и алтайцев это вхождение последних в состав джунгар, откуда они попадали в плен к казахам. Но массового формирования толенгитов из алтайцев не было. 

Массового формирования толенгитов из алтайцев не было. Странное выражение, странный вывод. Единственно с чем можно согласиться, что формирование толенгитов из алтайцев не было. Алтай - кижи - это самоназвание теленгитов (теле), принятое в конце 19 века по месту жительства. Алтай кижи - это теленгиты живущие на Алтае. Всего лишь. 

Link to comment
Share on other sites

В 22.06.2023 в 22:31, Bir bala сказал:

Жыйырманшы - Двадцатый


Телжан Шонанов 1925 год
large_02.PNG.bdee37804232ef69298c87c5e5170fb1.PNG
Султанмахмут Торайгыров 1930 годы
large_01.PNG.745b3f8c55aae18eb987adff63d7f368.PNG

кто-то из филологов говорил, что жиырмасыншы появилось, когда был переход с мамырдың жиырмасы на жиырмасыншы мамыр

Link to comment
Share on other sites

4 hours ago, Алтай калык said:

Мамырдыҥ? Как понять это выражение?

Мамыр, если я правильно понимаю, это по-казахски месяц май. жиырмасыншы мамыр соответственно - двадцатое мая.

Link to comment
Share on other sites

Лично на мой взгляд пускай устно говорят, как хотят но письменно должны писать правильную морфологию слова, то есть жиырманшы. 

Link to comment
Share on other sites

13 часов назад, Алтай калык сказал:

Мамырдыҥ? Как понять это выражение?

двадцатое мая  - мамырдың жиырмасы раньше было

после стало жиырмасыншы мамыр - прямая калька с русского, но употребляют оба варианта, по крайней мере, в школе учителя оба варианта использовали

Link to comment
Share on other sites

В 23.02.2023 в 00:50, Nurbek сказал:

Возможно жиырманшы это просто диалектизм. А жиырмасыншы северо-восточная (литературная) норма. Надо спросить у старших как они или их родители произносили это слово.

Не поверю что из-за одного Байтурсынова все казахи стали говорить по-другому.

наоборот, у Шонанова, Байтурсынова, Торайгырова "жиырманшы", а они все из разных регионов,   "жиырмасыншы" появился после их казни/смерти

 

Кто писал учебники после их 40-х, вот они, скорее всего, "виноваты "

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_130208/

в этой книге в алтайском языке порядковые числительные образуются только при помощи  суффиксов -ыншы, -ншы 

 

 

тут тоже все как  у нас 

Цитата

Если необходимо показать очередность или порядок, то числительные употребляются с присоединением окончаний =нчы, =нчи, =ынчы, =инчи. Варианты =нчы, =нчи присоединяются к основам с конечным гласным звуком: эки=нчи ՙвторойʼ, алты=нчы ՙшестойʼ, јети=нчи ՙседьмойʼ

 

тут уже по другому

Цитата

К сложным количественным числительным относятся названия круглых десятков от 40 до 90. Они образуются путем сложения двух основ: название соответствующей единицы + название десятка он ՙдесятьʼ. При этом происходит полное фонетическое слияние данных основ, что приводит к затемнению внутренней формы составных компонентов: тӧртӧн ՙсорокʼ, бежен  ՙпятьдесятʼ, алтан ՙ шестьдесятʼ, јетен  ՙсемьдесятʼ, сегизен  ՙвосемьдесятʼ, тогузон ՙ девяностоʼ.

https://altaitil.ru/lessons/urok-1-vvodnyj/exercise/urok-5-grammatika/#:~:text=В алтайском языке в структурном,эки – два

Link to comment
Share on other sites

"jирменчи" у алтайцев

https://altaicholmon.ru/2019/07/02/bir-chak-kajra-respublika-t-z-l-r-argalu-bolgon/

Цитата

Айалга анчада ла  курчыган ӧй чактыҥ башталганынаҥ ала jирменчи jылдардыҥ башталарына jетире улалган.

 

««Jирменчи съездке келди Ленин...» («На двадцатый съезд пришёл Ленин»), 1956 г.,

 

 

  • В стихотворении «Jирменчи jyсjылдык» («Двадцатое столетие») содержится очень много слов на русском языке: история, коммунизм, талантыла ( ...
 
на elibrary.ru надо зарегистрироваться, чтобы полностью статьи прочитать
 
 
Link to comment
Share on other sites

1966

 

Цитата

Келер öйдö jердиҥ ÿстÿнде

Jуртаган улустар бисти кайкажар.

Атту-чуулу улустыҥ ортозында

Ленинниҥ ады баштапкы адалар.

 

Jирменчи чактагы улу тартыжулар

Легенда болуп ол тушта угулар.

Jирменчи чакта тартышкан улустар

Чактардаҥ чактарга макталып ба>рар.

 

Бисти кычырып, келер ÿйелер

Ичинде сананып, бнстерге кÿйÿнер:

Чыккан болзом jщрменчи чакта,

Турушкан болзом улу тартыжуда.

http://185.66.29.234/bd/gazeti/Almanah/Jылдыс/Jылдыс 1966 г. №4/1.pdf

Link to comment
Share on other sites

@Алтай калык Никаких реформ не было. Письменный язык влияет на устный, следовательно одни люди, у которых язык был сломан из за ассимиляции и вписали в литературу свои неправильные формы слов.

Link to comment
Share on other sites

В 26.06.2023 в 03:21, Jagalbay сказал:

кто-то из филологов говорил, что жиырмасыншы появилось, когда был переход с мамырдың жиырмасы на жиырмасыншы мамыр

Почему не могло быть жиырмасыншы в разговорной речи наряду с жиырманшы? 

Например, как көбісінше и көбінше и т.д.?

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, Zake сказал:

Почему не могло быть жиырмасыншы в разговорной речи наряду с жиырманшы? 

Например, как көбісінше и көбінше и т.д.?

не знаю, заметил, что казахоязычные южане сейчас употребляют көбісі, сегодня разговаривал с нагашы, он говорит правильно көбі

сейчас и правда везде стали -сы добавлять как на скрине выше - анауы-сы, мынауы-сы, біреуі-сі

 

https://kk.wikipedia.org/wiki/Туажат_(роман)

 

Цитата

"Енді мынауысы не өмір?!

современная литература, кстати, автор из ВКО

 

 

Link to comment
Share on other sites

9 часов назад, Алтай калык сказал:

Ну что тут скажешь. Спрашивал у своих на форуме, то все сказали јирмезинчи. Значит прошла какая то общая реформа?

в других тюркских нет такой формы, только у каракалпаков чуть по-другому 

Link to comment
Share on other sites

8 минут назад, Jagalbay сказал:

в других тюркских нет такой формы, только у каракалпаков чуть по-другому 

Вы же только гуглите, достоверно не знаете. Если бы алтаец не сказал бы про вариант јирмезинчи, то вы на основании гугления думали бы только о варианте јирменчи.

  • Одобряю 2
  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

@Zake Так в алтайском тоже раньше был жиырманшы, как и в казахском. А затем по частоте приобрела неправильную форму жиырмасыншы.

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

10 часов назад, Zake сказал:

Вы же только гуглите, достоверно не знаете. Если бы алтаец не сказал бы про вариант јирмезинчи, то вы на основании гугления думали бы только о варианте јирменчи.

второе тоже гуглится, умник

Link to comment
Share on other sites

8 часов назад, Bir bala сказал:

@Zake Так в алтайском тоже раньше был жиырманшы, как и в казахском. А затем по частоте приобрела неправильную форму жиырмасыншы.

через 50 лет новые заке и акб будут говорить, что мынауысы правильный вариант и всегда был

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, Jagalbay сказал:

через 50 лет новые заке и акб будут говорить, что мынауысы правильный вариант и всегда был

Господин гуглист, так я разве говорю что это правильный вариант? 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...