Перейти к содержанию
asan-kaygy

Казахи-6

Рекомендуемые сообщения

 

Проследить контакты и взаимные заимствования очень сложно.

Вам кажется, что тюркские народы заимствовали ("импортировали", нет чтобы заняться импортозамещением)) свои просторные всаднические штаны вместе с названием у арабов и персов, но все может обстоять с точностью наоборот.

Откуда эта конструкция детской колыбели по вашему?

1.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

1. Проследить контакты и взаимные заимствования очень сложно.

Вам кажется, что тюркские народы заимствовали свои штаны с названием у арабов и персов, но все может обстоять с точностью наоборот.

2. Откуда эта конструкция детской колыбели по вашему?

1.jpg

1. Не получается удачно этимилогизировать шалбар с тюркских языков, поэтому пока считаю заимствованием.

2. Не задумывался. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБорж Ну тогда складывается мнение, что ваш единственный аргумент это "Это тюркское слово, но доказать этого не могу".

Получается ваше "теоретическое" против моей этимологии, где я вывожу это слово из среднеперсидского "Шал"-"Бедро" For the first part compare شل‎ (šal, “thigh”)
 

31 минуту назад, АксКерБорж сказал:

а) наши предки были кочевыми скотоводами, т.е. практически без письменности со всеми вытекающими;

б) ДТС не охватывает и не может охватывать всю тогдашнюю лексику тюркских племен, особенно кочевых скотоводов (а не оседлых тюрков). 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

34 минуты назад, Bir bala сказал:

Ну тогда складывается мнение, что ваш единственный аргумент это "Это тюркское слово, но доказать этого не могу".

 

Свою версию этимологии с позиции казахского я приводил выше.

 

34 минуты назад, Bir bala сказал:

я вывожу это слово из среднеперсидского "Шал"-"Бедро"

 

Вы были бы правы, если бы спор шел о набедренной повязке: )))

31_4775_36a31c354a6b712440976093ce14a360

 

а не о штанах, предназначение которых верховая езда на лошади.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

35 минут назад, Zake сказал:

Не получается удачно этимилогизировать шалбар с тюркских языков, поэтому пока считаю заимствованием.

 

Пробовали этимологизировать?

А с других языков как этимологизируете?

 

35 минут назад, Zake сказал:

Не задумывался. 

 

Я задал вопрос всем.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

42 минуты назад, Bir bala сказал:

я вывожу это слово из среднеперсидского "Шал"-"Бедро"

 

С набедренной повязкой я конечно пошутил.

Но все равно предполагаю, что понятие "бедро" не характеризует данный вид одежды.

Предполагаю, что этимология данного вида одежды должна подчеркивать его особенность - наличие двух отдельных штанин.

Есть такая этимология на персидском или арабском?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 06.04.2023 в 17:35, АксКерБорж сказал:

шал, шалу - охватывать [вокруг]

шал, шалу - обвязывать веревкой в обхват

@АксКерБорж Это теоретическое же. В среднеперсидском есть упоминание, которое я скинул из Википедии. Тем более вы не объяснили вторую половину. Обхват+бар? Что за бар?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБорж Еще один факт того, что это является индоевропейским корневым словом является то, что оно распространено в греческом и средневековом латинском языке.large_151.PNG.d8a804759942df888330d6fa2728ebc3.PNG

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, АксКерБорж said:

 

Проследить контакты и взаимные заимствования очень сложно.

Вам кажется, что тюркские народы заимствовали ("импортировали", нет чтобы заняться импортозамещением)) свои просторные всаднические штаны вместе с названием у арабов и персов, но все может обстоять с точностью наоборот.

Откуда эта конструкция детской колыбели по вашему?

 

У меня есть подозрение одежда в виде штанов или одежда напоминающая подштанники у человечества появились задолго до того как люди оседлали лошадей, ослов, верблюдов, слонов и других животных. Одомашнивание животных, в частности лошади произошло относительно недавно в истории человечества, так же как и переход от охоты и собирательства к кочевому или полукочевому скотоводству. Тот же реконструированный протоиндоевропейский язык (прародитель фарси) относят к периоду кочевых скотоводов, утверждая что ПИЕ - язык  кочевых скотоводов оседлавших лошадей и придумавших колесо. За мамонтами, носорогами, зебрами (последние жили далеко на севере в бассейне Дона, р. Урал в прошлом) охотиться было неудобно в халатах. В погоне за мамонтом можно было разадрать мошонку на колючем кустарнике. 

Торговля и  импортозамещение были всегда. Особенно на перекрестках древних торговых пути, которые существует там же по сей день - Ближний Восток, центральная Азия (Средняя Азия и Узбекистан). К слову сегодня мужская половина во всем мире носит костюм и галстук. Откуда у европейцев в европейском костюме живущих далеко на западе Евразии появились брюки? Историки-фантасты утверждают от скифов оставивших иранские гидронимы на европейском континенте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, olley сказал:

У меня есть подозрение одежда в виде штанов или одежда напоминающая подштанники у человечества появились задолго до того как люди оседлали лошадей, ослов, верблюдов, слонов и других животных. Одомашнивание животных, в частности лошади произошло относительно недавно в истории человечества, так же как и переход от охоты и собирательства к кочевому или полукочевому скотоводству. Тот же реконструированный протоиндоевропейский язык (прародитель фарси) относят к периоду кочевых скотоводов, утверждая что ПИЕ - язык  кочевых скотоводов оседлавших лошадей и придумавших колесо. За мамонтами, носорогами, зебрами (последние жили далеко на севере в бассейне Дона, р. Урал в прошлом) охотиться было неудобно в халатах. В погоне за мамонтом можно было разадрать мошонку на колючем кустарнике. 

Торговля и  импортозамещение были всегда. Особенно на перекрестках древних торговых пути, которые существует там же по сей день - Ближний Восток, центральная Азия (Средняя Азия и Узбекистан). К слову сегодня мужская половина во всем мире носит костюм и галстук. Откуда у европейцев в европейском костюме живущих далеко на западе Евразии появились брюки? Историки-фантасты утверждают от скифов оставивших иранские гидронимы на европейском континенте.

Африканцы и папуасы не разрывают свои мошенки во время охоты. Женщины ходят в платьях и чувствуют себя вполне комфортно. В чем удобнее бегать бегуну? В шортах или брюках? В шортах, что есть та же набедренная повязка. На лошади в чем удобнее? В брюках. Там может натереться любая часть ноги. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Похоже русские сохранили древне-тюркское название iштон. Сверху надевался тон в виде халата или шубы с длинным полами, а под ним внутреннюю шубу - от ног до пояса и даже выше. У северных народов нужно посмотреть.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 minutes ago, Bas1 said:

Африканцы и папуасы не разрывают свои мошенки во время охоты. Женщины ходят в платьях и чувствуют себя вполне комфортно. В чем удобнее бегать бегуну? В шортах или брюках? В шортах, что есть та же набедренная повязка. На лошади в чем удобнее? В брюках. Там может натереться любая часть ноги. 

И на слонах верхом в Азии и на верблюдах на ближнем востоке ездили без штанов. Женщины на охоту, как правило, не ходили.  Может дело не  только в верховой езде, а также в климате? Холодно без штанов будет например в тундре, даже если в тундре верхом на оленях не ездили.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 часов назад, Bir bala сказал:

@Zake Судя по отрывкам, оно не смахивает на чагатайский язык. Поэтому это скорее даже не 1670 года, а 1700.
large_17.PNG.f7b84bad6d0f05ddc3d473ec2ded8bb3.PNGlarge_16.PNG.0660e05b68c09d8a106b734b54231599.PNGlarge_15.PNG.1400837fe8bb16083f3d9121960af486.PNGlarge_14.PNG.5ef3731548a076b6d4afaf098486cad6.PNGlarge_13.PNG.95f6a5c33a2b886275df48069ede1690.PNG

да, там в комментариях ниже, текст на казахский похож

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 часов назад, Jagalbay сказал:

непонятно

Что именно? 

В Могулистане имеется много крупных рек, по величине подобных Джейхуну, среди них Или, Эмиль, Иртыш, Чуйлик 172 и Нарын. Эти реки ничуть не меньше Сыр-Дарьи. Большая часть этих рек вливается в [озеро] Кокча-Тенгиз, которое расположено между Могулистаном и Узбекистаном и разделяет их. [220]

Протяженность этого озера вкруговую составляет путь в восемь месяцев, а напрямую в некоторых местах приблизительно около 30 фарсахов. Узбеки, когда оно зимой замерзает, переходят через озеро Кокча-Тенгиз по льду и достигают Могулистана в два дня ускоренной ходьбы. Однако в конце зимы опасность бывает большая. Лед не выдерживает и ежегодно от ста до двухсот семей, а иногда больше или меньше того, уходят под лед.

Вода этого озера вкусная. В нее вливается столько рек и ни одна не вытекает из него, а если и вытекает, то она составляет лишь количество воды одной из рек, впадающих в нее.

Из [рек], текущих в Узбекистане, р. Итиль 173 вливается в Кульзум [ское море] 174. В исторических летописях написано Атал, по-могульски [ее] называют Идиль.

Дулати знал только о южных границах, о прочих  районах Могулистана он писал с чьих-то слов. Но то что Балхаш и Волга связаны он же не писал.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Отсюда у меня подозрение, что персидское (таджикское) "шим" - "штаны" заимствовали их соседи - узбеки (шим), кыргызы (шым), казахи южных областей (сым).

 

Вы плохо читали мой пост про сым. Это слово скорее всего монгольского происхождения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 07.04.2023 в 01:35, Nurbek сказал:

Чувашский этимологический словарь (1964 год):

йĕм - холщовые штаны

др. тюрк., МК ӳм

желт. уйг. йем

АФТ ӳмӳдӳн

уйг., узб. шим

кирг. шым

казах., к. калп. сым «штаны».

Ср. монг. ӧмд (ӧн) «штаны», «брюки»; ӧмсӧх «надевать»; «одеваться»; бур.-монг. (Подгорбунский) ӳмӳдӳн, ӧмӧдӧн «штаны»; бур.-монг. (Черемисов) ӳмдэ(н) «штаны», «брюки»; ӳмдэхэ «надевать»; «одеваться»;

Еще раз повторю здесь с разбором:

ӧмд -> ӳм -> шим -> сым

Но возможно и наоборот, заимствование из тюркского в монгольский. Слово очень древнее судя по наличию его в чувашском. В общем это слово совсем не персидское.

Обратите внимание на совпадение сарыг-югурской и чувашской форм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Nurbek сказал:

Вы плохо читали мой пост про сым. Это слово скорее всего монгольского происхождения.

 

Стопудово персидское.

Bir bala с Jagalbay'ем зачикали за персами тюркское шалбар-чалбар, поэтому они будут против того, что шим - персизм и будут солидарны с вами. ;)

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, АксКерБорж сказал:

Откуда эта конструкция детской колыбели по вашему?

1.jpg

 

Люлька грузинская.

Хотя наверно все казахские юзеры посчитали ее казахской. )

Отсюда мораль - пути взаимных заимствований неисповедимы, вы читаете в Википедии, что шалбар это арабизм и персизм, но может оказаться все наоборот, что у арабов с персами это тюркизм (тех времен, когда тюрки/татары были гегемонами в их краях).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, АксКерБорж сказал:

С набедренной повязкой я конечно пошутил. Но все равно предполагаю, что понятие "бедро" не характеризует данный вид одежды.

Предполагаю, что этимология данного вида одежды должна подчеркивать его особенность - наличие двух отдельных штанин.

 

В 06.04.2023 в 17:35, АксКерБорж сказал:

шал, шалу - охватывать [вокруг]

шал, шалу - обвязывать веревкой в обхват

 

К этим своим версиям могу добавить другие наметки-версии (ведь в любом случае мы предполагаем, потому что достоверно известной этимологии хоть с позиции арабского, хоть с персидского, хоть с тюркского языка нам неизвестно).

 

Например, с позиции ДТС:

жалма - одежда, плащ, накидка

жалаң - голый, нагишом

 

Например, с позиции казахского языка:

аша - развилина (чем штаны не вилка? см: фотки выше), остается прощупать вторую половину термина

жалбыр - изодранный, свисающий, развевающийся

шалбар-шалбар - морщинистый, пожамканный, покомканный (так говорят о морщинистом лице, но кто его знает откуда корни, хотя возможно словосочетание позднее, от названия штанов)

 

И еще.

Порой тыкаешься, ищешь объяснения со своего языка, а правильное объяснение находится в другом языке.

Поэтому надо работать и с татарским "чалбар", и с другими вариантами произношения термина.

 

Кто не относит себя к персо-шальвороведам :D , тот может присоединиться к обсуждению версий и дать свои предложения.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@АксКерБорж Какая ирония. Вы яростно порицали тех, кто выводил Кереит от слова Ворон из монгольского, а теперь, когда занимаетесь тем же самым фольком в отношении слова шалбар, вы себя не порицаете. 

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Zake сказал:

Что именно? 

В Могулистане имеется много крупных рек, по величине подобных Джейхуну, среди них Или, Эмиль, Иртыш, Чуйлик 172 и Нарын. Эти реки ничуть не меньше Сыр-Дарьи. Большая часть этих рек вливается в [озеро] Кокча-Тенгиз, которое расположено между Могулистаном и Узбекистаном и разделяет их. [220]

Протяженность этого озера вкруговую составляет путь в восемь месяцев, а напрямую в некоторых местах приблизительно около 30 фарсахов. Узбеки, когда оно зимой замерзает, переходят через озеро Кокча-Тенгиз по льду и достигают Могулистана в два дня ускоренной ходьбы. Однако в конце зимы опасность бывает большая. Лед не выдерживает и ежегодно от ста до двухсот семей, а иногда больше или меньше того, уходят под лед.

Вода этого озера вкусная. В нее вливается столько рек и ни одна не вытекает из него, а если и вытекает, то она составляет лишь количество воды одной из рек, впадающих в нее.

Из [рек], текущих в Узбекистане, р. Итиль 173 вливается в Кульзум [ское море] 174. В исторических летописях написано Атал, по-могульски [ее] называют Идиль.

Дулати знал только о южных границах, о прочих  районах Могулистана он писал с чьих-то слов. Но то что Балхаш и Волга связаны он же не писал.

тут уже понятнее написано, чем в том переводе

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XVIII/1700-1720/Russ_kit_otn_18_v_I/pril13.htm

ЗАПИСКИ ТУЛИШЭНЯ

Государства и земли, лежащие к югу, суть следующие:

Тергет [калмыки], которые между Волгою и Яиком близ Царицына и Астрахани кочуют (...которые между Волгою и Яиком близ Царицына и Астрахани кочуют. — Слова вставлены переводчиком).

Хара-халбак [каракалпаки], Хасак [Казачья орда] 158.

Цеван-Раптань [джунгарской владелец], Бурут 159, Мангут 160, Бухар 161, Хасал-баши 162, Иркинь или Ерким 163, Хасахар или Хашихар 164, Куче, Аксу, Турамунь 165 и Шаджан, или Энетхе.

 

Комментарии

158. В древней истории Китая эта орда была известна под именем «вань» или «давань» (И. К. Россохин. Описание..., с. 318).

159. Калмыки называли бурутами тех киргизов, которые жили в Сибири недалеко от р. Енисей, но затем в начале века переселенных контайшой в калмыцкую землю (там же, с. 318, прим. Миллера).

  • Thanks 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 09.04.2023 в 23:12, olley сказал:

И на слонах верхом в Азии и на верблюдах на ближнем востоке ездили без штанов. Женщины на охоту, как правило, не ходили.  Может дело не  только в верховой езде, а также в климате? Холодно без штанов будет например в тундре, даже если в тундре верхом на оленях не ездили.

Северные народы одевают комбинезоны. На оленях в основном ездят в упряжи. В комбинезонах неудобно ездить верхом. Лошадей одомашнили на стыке тундро-тайги и степи по аналогии с оленями. Комбинезон разделился на верхнюю внешнюю теплую одежду и внутреннюю нижнюю. От последней пошли штаны. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...