Jump to content
Аrсен

Казахская кухня 3

Recommended Posts

14.03.2019 в 06:40, АксКерБорж сказал:

 

1.Полноценный ислам стал проникать к казахам начиная с 1990-ых годов, а ты служил в советской армии будучи практически атеистом. О каких шапках тогда речь? Со мной в части служил весь советский интернационал, в том числе представители мусульманских народов - таджики, азербайджанцы, узбеки, туркмены, кыргызы, татары, башкиры. Но никто мусульманами в полном смысле этого слова не был, исламских норм и ритуалов не проявлял, все были обычными советскими солдатами, за обе щеки трескали свинину и выполняли воинские уставы.

 

 

2.И что? Всё так и есть, ничего не прибавить, ничего не убавить.

 

 

3.Во-первых, мой дорогой Момын,ты попутал разные поколения и их нравы поменяв всё местами. Всё как раз наоборот у казахов.

 

Наше с тобой поколение, надо сказать прямо и честно, не настоящие мусульмане в части соблюдения внешних формальностей (табу на свинину и спиртное, обязательность аксакалской бородёнки у щеглов,  обязательный 5 разовый намаз, ежегодный обязательный пост  и прочее). Советское поколение становились правильными мусульманами к старости (нагулявшись в молодости). -_-

 

Постсоветское поколение (Кылышбай и другие) наоборот с юных лет выросли на волне усиления роли ислама среди казахов, в Ташкентской области тем более. Поэтому нынче молдалар (муллы) все не старше 30 - 35 лет, а в мечетях 95% молодежи.

 

Один лишь нюанс, я не знал, что ты не поймешь такой простой моей шутки про собачатину.

 

 

4.Это твое полное право. Речь шла совсем не про это.

 

 

5.Бедные собаки то тут причем? :wacko: Разве ислам запрещает держать собак? Честно не знал про это. А лошадей распродать слабо, ведь конина в исламе кажется тоже не одобряется? ;)

 

 

Это пустые слова. Никакой лжи с моей стороны ты не показал, потому что ее попросту не было. Никто тебя подставлять не собирался. Пугать меня тоже не надо. А начал ты сам со своими оскорблениями и наездами в теме поздравлений с 8 Марта, на что получил здесь нормальный и вежливый мой комментарий.

Без обид Момын, если ты правильный мусульманин, то почему от тебя постоянно идет озлобленность и нехорошие слова? В конце концов оправдай свое имя Момын - Мумин, которое в исламе означает "скромный, тихий, кроткий, смирный", каким и должен быть истинный мусульманин.

 

1.Шапках военых, пилотках, безкозырках и прочих. Они их просто забывали снимать по привычке как тюбетейку. У туркмен старики в меховых шапках едят иногда. Таджик один несколько месяцев держался не ел мясо.

2. То то и оно.

3.:) Ох и ушлый.

5.Про собак написал, конина не одобряется, но есть можно по нашему абуханифатскому мазгабу. Это у арабов лошадь огромная ценность, у нас ешь не хочу. 

АКБ кто бы кого учил, разговариваю я по вежливей тебя с остальными, кроме двоих и то только тыкаю, большего мне не позволяет Всехвышний форума возвративший меня из бана. В этом ТЫ чего только нет ты даже представляешь. Причину я писал. 

По мне я хороший.

Поставим точку про моё отношение к Исламу:

Араб говорит мне, одевайтесь как мы. Посылаю его подальше, ибо казахская одежда почти полностью соответствует канонам Ислама. 

Араб говорит мне говорите на арабском. Посылаю туда же, русских нам мало было. Но Коран читаю на арабском.

Араб говорит мне преклоняйтесь перед нами, пророк Мухаммед от нас. Посылаю его туда же, а по возможности в глубокий нокаут, ибо пророк Мухаммед сказал: я от арабов, но арабы не от меня.

Короче мы должны оставаться казахами,  а не становиться монголоидными арабами. 

Link to comment
Share on other sites

14.03.2019 в 06:40, АксКерБорж сказал:

 

1.Полноценный ислам стал проникать к казахам начиная с 1990-ых годов, а ты служил в советской армии будучи практически атеистом. О каких шапках тогда речь? Со мной в части служил весь советский интернационал, в том числе представители мусульманских народов - таджики, азербайджанцы, узбеки, туркмены, кыргызы, татары, башкиры. Но никто мусульманами в полном смысле этого слова не был, исламских норм и ритуалов не проявлял, все были обычными советскими солдатами, за обе щеки трескали свинину и выполняли воинские уставы.

 

 

2.И что? Всё так и есть, ничего не прибавить, ничего не убавить.

 

 

3.Во-первых, мой дорогой Момын,ты попутал разные поколения и их нравы поменяв всё местами. Всё как раз наоборот у казахов.

 

Наше с тобой поколение, надо сказать прямо и честно, не настоящие мусульмане в части соблюдения внешних формальностей (табу на свинину и спиртное, обязательность аксакалской бородёнки у щеглов,  обязательный 5 разовый намаз, ежегодный обязательный пост  и прочее). Советское поколение становились правильными мусульманами к старости (нагулявшись в молодости). -_-

 

Постсоветское поколение (Кылышбай и другие) наоборот с юных лет выросли на волне усиления роли ислама среди казахов, в Ташкентской области тем более. Поэтому нынче молдалар (муллы) все не старше 30 - 35 лет, а в мечетях 95% молодежи.

 

Один лишь нюанс, я не знал, что ты не поймешь такой простой моей шутки про собачатину.

 

 

4.Это твое полное право. Речь шла совсем не про это.

 

 

5.Бедные собаки то тут причем? :wacko: Разве ислам запрещает держать собак? Честно не знал про это. А лошадей распродать слабо, ведь конина в исламе кажется тоже не одобряется? ;)

 

 

Это пустые слова. Никакой лжи с моей стороны ты не показал, потому что ее попросту не было. Никто тебя подставлять не собирался. Пугать меня тоже не надо. А начал ты сам со своими оскорблениями и наездами в теме поздравлений с 8 Марта, на что получил здесь нормальный и вежливый мой комментарий.

Без обид Момын, если ты правильный мусульманин, то почему от тебя постоянно идет озлобленность и нехорошие слова? В конце концов оправдай свое имя Момын - Мумин, которое в исламе означает "скромный, тихий, кроткий, смирный", каким и должен быть истинный мусульманин.

 

1.Шапках военых, пилотках, безкозырках и прочих. Они их просто забывали снимать по привычке как тюбетейку. У туркмен старики в меховых шапках едят иногда. Таджик один несколько месяцев держался не ел мясо.

2. То то и оно.

3.:) Ох и ушлый.

5.Про собак написал, конина не одобряется, но есть можно по нашему абуханифатскому мазгабу. Это у арабов лошадь огромная ценность, у нас ешь не хочу. 

АКБ кто бы кого учил, разговариваю я по вежливей тебя с остальными, кроме двоих и то только тыкаю, большего мне не позволяет Всехвышний форума возвративший меня из бана. В этом ТЫ чего только нет ты даже представляешь. Причину я писал. 

По мне я хороший.

Поставим точку про моё отношение к Исламу:

Араб говорит мне, одевайтесь как мы. Посылаю его подальше, ибо казахская одежда почти полностью соответствует канонам Ислама. 

Араб говорит мне говорите на арабском. Посылаю туда же, русских нам мало было. Но Коран читаю на арабском.

Араб говорит мне преклоняйтесь перед нами, пророк Мухаммед от нас. Посылаю его туда же, а по возможности в глубокий нокаут, ибо пророк Мухаммед сказал: я от арабов, но арабы не от меня.

Короче мы должны оставаться казахами,  а не становиться монголоидными арабами. 

Link to comment
Share on other sites

23 часа назад, Momyn сказал:

1.В последнее время много чего появилось, а первым появилось тесто в Ет, а у вас русский булка хлеб в нем же.

Опять напился, Момын? :) Что за привычка заходить на форум навеселе? Какие еще русские булки в бешбармаке?

И не тебе подкалывать наш бешбармак, который по сравнению с вашим самый что ни на есть суперский, чисто из свежей конины, без всяких копченностей, картошки, овощей и зелени как у вас. Ты сам же своими глазами убедился в этом по моим репортажам по областям и весям Казахстана. ;)

23 часа назад, Momyn сказал:

У нас (жамбыл)  курт  соленокислый, более кислый, более соленый.

Момын, я тебе авторитетно говорю, что южный курт как таковой для растворения жирной конской сорпы для придания ей кислинки совершенно не пригоден, он не кисло-горький как наш, а солоноватый со вкусом обычного мела. Пробовал все - шымкентский, жамбылский, алматинский и т.д., без разницы, технология одна, вкус и консистенция тоже одни. Я пробовал и ваши и наш, обманывать смысла нет.

23 часа назад, Momyn сказал:

Это же когда нет ничего другого, ты попробуй, кислоту дает. 

В наших краях кисло-горький курт или кислый айран всегда есть. Зачем заменять их минералкой или лимоном? Честно впервые слышу о них как о заменителях.

23 часа назад, Momyn сказал:

3,5. Эх, сибиряк, ты не молодой. Наши женщины протыкают глаз и сразу выковыривают этот белый зрачок, а черный пленка можно убрать только после варки. Голова варится отдельно, бульон выливается 

 Поздно отпираться и придумывать небылицы. :D

С живого глаза зрачок не вырезают, это дилетантство высшего пилотажа. Зрачки выковыривают после варки при вырезании глаз из глазниц и поедании.  

Если варится много мяса, целый большой казан, то голову варят в нем же, и вкус и запах опаленной кожицы (құйқа) никак не влияет на вкус сорпы и мяса, наоборот придают ей пикантность. А вот если мяса очень мало, одна кастрюлька, то голова конечно же варится отдельно от мяса и бульон после варки головы не используется.

23 часа назад, Momyn сказал:

А вы значит все это с червями и соплями в носу, которых начисто не выбьешь ударом о пень варите с остальным мясом и пьете бульон. Фу, какая гадость:(

По твоим словам сразу видно, что ты дилетант в этих вопросах.

Потому что никаких соплей, крови и слизи в голове не бывает, потому что голова разрезается на верхнюю часть и нижнюю, и тщательно промывается женщинами в теплой воде с помощью тряпок. 

Личинки мух (опарыши) в носовой пазухе иногда бывают, но не всегда, только летом и то не у всех баранов. И они действительно не все вымываются из носовой пазухи под струей, но в пазухи при поедании ни один казах не лезет. Это участь собак. :)

А варится голова после кипения порядка 2 - 2,5 часов, так что любые нежелательные посторонние вещи (невидимые едоку опарыши, кровь, слизь, лимфоузы и прочее) дистиллируются полностью.

23 часа назад, Momyn сказал:

Мои после твоих начались, забыл что ли.

Ты о чем сейчас? Я не понял. 

 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

22 часа назад, mechenosec сказал:

Можно к вам обоим вопрос? Как к северянину и южанину, на юге как понял только кыргызы тянут - АА-УУ, подозреваю что это выдаёт их северное сибирское происхождение? У калмыков тоже есть эти АА-УУ, ну ведь изначально мы ойраты- сибиряки.Возможно у южных народов это передаёт звук -  УЫ ?  К-УЫ-рдак? Что скажете? 

 

22 часа назад, Аrсен сказал:

В казахском языке я встречал только одно слово с двойным "УУ" - это слово ЖУУ

 

Это на юге и западе такое произношение, типа дифтонга "уы" - қуырдақ, туыс, тауық, уыз и т.д.

У нас на северо-востоке произносят как долгую гласную "уу" - қуурдақ, туус, тауқ, ууз и т.д.

 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

21 час назад, Momyn сказал:

Это противоречит здравому смыслу. Казахи ругательным словом про животных говорят доныз, шошка, ит, а тут на тебе предок свинья. Это же надо так предков "любить"В наших краях такой хрени  никогда не говорили и не  скажут. Мифы всякие есть , но такого нет. Предков от волка выводили, от птиц, воронов. Кыргызы от олени, другие народы от медведя, росомахи, и прочее, но про свинью не слышал .

Ну что сказать, ПОЗОР не только тебе, но всему  твоему Тарбагатай Алтайскому краю. Ну совсем у вас там забалтались. Действительно ,может встретился этому Патанину какой то балтун прикидывающийся всезнайкой своего края. 

 

Не все фанатики как ты. Ты разве не знал об этом, ведь не мальчик давно? 

К тому же ислам внедрился у казахов Степного края не так давно (про юг честно не знаю, не стану ничего говорить).

К тому же народные предания казахами никогда не обсуждаются и не осуждаются, это наше богатство и достояние. Позор тому, кто над ними смеется.

 

21 час назад, mechenosec сказал:

Вы настоящий древний монгол

 

Момын - монгол? :oНет, судя по его постам ему больше подходит Момын - араб, таджик, узбек. 

 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

01.04.2019 в 22:08, Momyn сказал:

1.Шапках военых, пилотках, безкозырках и прочих. Они их просто забывали снимать по привычке как тюбетейку. У туркмен старики в меховых шапках едят иногда. Таджик один несколько месяцев держался не ел мясо.

Ты всерьез в советское время не снимая носил тюбетейку, а в армии пилотку с шапкой? 

Странно, в наших краях так делали только аксакалы не снимая головного убора ни в жару, ни в стужу.

И это мне кажется черта, не связана с исламом.

01.04.2019 в 22:10, Momyn сказал:

АКБ кто бы кого учил, разговариваю я по вежливей тебя с остальными, кроме двоих и то только тыкаю, большего мне не позволяет Всехвышний форума возвративший меня из бана. В этом ТЫ чего только нет ты даже представляешь. Причину я писал. 

По мне я хороший. 

Ты ошибаешься. Надо чтоб тебя хвалили, а не ты сам себя.

01.04.2019 в 22:10, Momyn сказал:

Короче мы должны оставаться казахами,  а не становиться монголоидными арабами. 

Пустые слова. Ислам не дает и не даст нашим родным исконным казахским традициям шанса сохраниться и выжить. Перечислять примеры не охота.

 

Да и не поймем мы друг друга!

 

Ты явно фанатик и ортодоксальный мусульманин, гоняющийся за внешними формальностями и требованиями ислама, и отрицающий свои исконные казахские традиции, когда они начинают противоречить друг другу.

 

А я толерантный мусульманин какими и были наши предки на протяжении веков разумно совмещая ислам и свои родные традиции, обычаи и культуру, для нас главное вера в бога и праведное поведение по отношению ко всему окружающему - людям, животным и природе, для нас внешние формальности и атрибуты ислама не главное, для нас гораздо важнее сохранить исконные свои родные традиции.

 

Link to comment
Share on other sites

26.03.2019 в 17:28, АксКерБорж сказал:

Karaganda, вы просто не знаете этого, поэтому списываете на какую-то гигиену и этикет.

В сельской местности  так до сих пор делают. Все очень просто. Берешь барана за рога и тащишь в дом к гостю/гостям. Главный из них читает бата (благословление), ты тоже простираешь ладони придерживая барана, чтобы тот не вырвался обратно наружу. Потом берешь быка барана за рога и волочишь его во двор, где связав ножки и подставив под шею медный "ләген" :) бауздайсың (перерезаешь горло). 

 

Фото с наших аулов не нашел, но нашел фото от моих соплеменников из Монголии. 

Вот как это делается, момент, когда гость читает бата:

43163641_2176504075970683_73802595055079

 

М.И. Красовский "Образ жизни казахов степных округов".

Конец 19 века.

 

"... Выбранное в жертву животное приводят в юрту с тем, чтобы сидящий подле него мулла, если он находится в ауле, или другой, прибывший на обед, аксакал, благословил колотье; после чего, барана уводят из кибитки, режут, снимают шкуру, потрошат в корыте, режут на большие куски – все это дело мужчин, передающих мясо в таком виде женщинам, которые моют его, кладут в наполненный водою казан, куда подбавляется немного соли, а иногда обходятся и без этого. Сваренное мясо режется на более мелкие, но все еще крупные части, раскладывается на деревянные блюда, из коих то, которое заключает отборные части, подается почетному гостю, остальные блюда ставятся перед другими гостями, ежели их много, - все это дело женщин, никакого кусочка для себя не оставляющих, а рассчитывающих, также как и дети, только на объедки, да на оставшийся в казане бульон, которого несколько чашек тоже подается гостям и хозяину."

 

Link to comment
Share on other sites

1 час назад, АксКерБорж сказал:

 

М.И. Красовский "Образ жизни казахов степных округов".

Конец 19 века.

 

"... Выбранное в жертву животное приводят в юрту с тем, чтобы сидящий подле него мулла, если он находится в ауле, или другой, прибывший на обед, аксакал, благословил колотье; после чего, барана уводят из кибитки, режут, снимают шкуру, потрошат в корыте, режут на большие куски – все это дело мужчин, передающих мясо в таком виде женщинам, которые моют его, кладут в наполненный водою казан, куда подбавляется немного соли, а иногда обходятся и без этого. Сваренное мясо режется на более мелкие, но все еще крупные части, раскладывается на деревянные блюда, из коих то, которое заключает отборные части, подается почетному гостю, остальные блюда ставятся перед другими гостями, ежели их много, - все это дело женщин, никакого кусочка для себя не оставляющих, а рассчитывающих, также как и дети, только на объедки, да на оставшийся в казане бульон, которого несколько чашек тоже подается гостям и хозяину."

 

ахахах, фото монгольских казахов)))

Говорю вам, у нас домой не заносят, как никак 21 век вовсю идет))

5 часов назад, АксКерБорж сказал:

Ты всерьез в советское время не снимая носил тюбетейку, а в армии пилотку с шапкой? 

Странно, в наших краях так делали только аксакалы не снимая головного убора ни в жару, ни в стужу.

И это мне кажется черта, не связана с исламом.

Ты ошибаешься. Надо чтоб тебя хвалили, а не ты сам себя.

Пустые слова. Ислам не дает и не даст нашим родным исконным казахским традициям шанса сохраниться и выжить. Перечислять примеры не охота.

Да и не поймем мы друг друга, ты фанатик и ортодоксальный мусульманин, а я толерантный мусульманин какими и были наши предки грамотно совмещая ислам и свои родные традиции, обычаи и культуру.

 

Благодаря Исламу казахи остались казахами, я тоже против излишней арабизации в одежде, закрытости от мира и тд

да, некоторые варят вместе голову, но это тоже можно считать пережитком прошлого, не зря же сорпу выливают

Link to comment
Share on other sites

10 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Не все фанатики как ты. Ты разве не знал об этом, ведь не мальчик давно? 

К тому же ислам внедрился у казахов Степного края не так давно (про юг честно не знаю, не стану ничего говорить).

К тому же народные предания казахами никогда не обсуждаются и не осуждаются, это наше богатство и достояние. Позор тому, кто над ними смеется.

 

 

Момын - монгол? :oНет, судя по его постам ему больше подходит Момын - араб, таджик, узбек. 

 

Имел ввиду отношение ув Момына к собакам и кошкам.

Link to comment
Share on other sites

11 часов назад, Karaganda сказал:

ахахах, фото монгольских казахов)))

 

Вы же прекрасно знаете, что у нас тоже так делают. 

 

11 часов назад, Karaganda сказал:

Говорю вам, у нас домой не заносят, как никак 21 век вовсю идет))

а, некоторые варят вместе голову, но это тоже можно считать пережитком прошлого, не зря же сорпу выливают

 

Вам, родившемуся и выросшему в городе молодому человеку не понять настоящих казахских традиций, для вас это пережитки, неэстетично и т.д.

Почему для меня это не так? 

И к тому же сорпу не выливают, это кощунство для казаха, в сорпе весь смак, а не в мясе.

 

11 часов назад, Karaganda сказал:

Благодаря Исламу казахи остались казахами

 

Да что вы говорите. Наверно тоже фанатик?

 

Link to comment
Share on other sites

2 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

Вы же прекрасно знаете, что у нас тоже так делают. 

 

 

Вам, родившемуся и выросшему в городе молодому человеку не понять настоящих казахских традиций, для вас это пережитки, неэстетично и т.д.

Почему для меня это не так? 

И к тому же сорпу не выливают, это кощунство для казаха, в сорпе весь смак, а не в мясе.

 

 

Да что вы говорите. Наверно тоже фанатик?

 

1. Ни разу не видел

2. Традиции должны видоизменяться, невозможно без изменений столетия и тысячелетия делать все одинаково

3. Сорпу от головы выливают и не пьют

Link to comment
Share on other sites

02.04.2019 в 19:22, Karaganda сказал:

ахахах, фото монгольских казахов)))

Говорю вам, у нас домой не заносят, как никак 21 век вовсю идет))

Благодаря Исламу казахи остались казахами, я тоже против излишней арабизации в одежде, закрытости от мира и тд

да, некоторые варят вместе голову, но это тоже можно считать пережитком прошлого, не зря же сорпу выливают

Думаю этот традиция(делать бата барану) забыта не из за гигиены,  а дело в том что традиция "бата" стало пережитком прошлого. Как никак в атеистическом обществе жили люди и религия касался людей только во время похорон.

Link to comment
Share on other sites

14 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

Вы же прекрасно знаете, что у нас тоже так делают. 

 

 

Вам, родившемуся и выросшему в городе молодому человеку не понять настоящих казахских традиций, для вас это пережитки, неэстетично и т.д.

Почему для меня это не так? 

И к тому же сорпу не выливают, это кощунство для казаха, в сорпе весь смак, а не в мясе.

 

 

Да что вы говорите. Наверно тоже фанатик?

 

Никто из казахских казахов не делает бата барану. Никто и нигде. Может репантрианты делает, не знаю.

Link to comment
Share on other sites

03.04.2019 в 11:15, Karaganda сказал:

1. Ни разу не видел

2. Традиции должны видоизменяться, невозможно без изменений столетия и тысячелетия делать все одинаково

3. Сорпу от головы выливают и не пьют

 

1. Еще увидите, молодой еще.

2. Риторический вопрос. Даже можно поправить вас, не "должны", а "к сожалению подвергаются".

3. Я уже писал выше, что если варится целый казан мяса, то голову варят в нем среди мяса и сорпа используется по прямому назначению - для варки теста и для запивания мяса. А если дома варится немного мяса, для семьи, одна небольшая кастрюля, то голову конечно варят в отдельной от мяса посуде и сорпу отдают собакам или выливают.

Хотя я пробовал ради интереса вкус сорпы когда голова варится отдельно, но ничего страшного в ней не заметил, жирная и вкусная. Да, вкус слегка другой чем от мяса, но тоже годится в пищу. Короче на любителя. Слышал что в некоторых семьях ее употребляют.

Просто нынче народ пресытился, всего вдоволь вот и начинают хорохориться это хочу, а то не хочу. :wacko:

 

19 часов назад, Махамбет сказал:

Никто из казахских казахов не делает бата барану. Никто и нигде. Может репантрианты делает, не знаю.

 

Наверно у вас не делают, раз вы так утверждаете. Но у нас в северо-восточном Казахстане до сих пор некоторые так делают в сельской местности. Даже лично я сам так делал. Так делают и монгольские казахи. Допускаю, что и казахи Китая тоже.

 

Вот фотки из 19 века!

С.М. Дудин. 1899 год. Музей Петра Великого МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Семипалатинская область. Приграничье Павлодарского и Каркаралинского уездов. Урочище Талды: 

6.jpg

1899.jpg

Семипалатинская область. Павлодарский уезд. Баян-аул. Саумал-коль:

1899-2.jpg

 

Надо подчеркнуть важный нюанс!

 

1) Подтаскивание хозяевами барана для чтения бата вовнутрь юрты, дома или к человеку - это старинный казахский обычай, связанный с резанием барана для гостя/гостей, чтобы получить благословление гостя!

2) Когда режут барана для себя так не делается!

 

На фотографиях хозяева сидят и стоят выслушивая благословление (бата) гостей.

За прошедшие более 100 лет наш обычай нисколько не изменился.  ;)

43163641_2176504075970683_73802595055079

 

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, АксКерБорж сказал:

 

1. Еще увидите, молодой еще.

2. Риторический вопрос. Даже можно поправить вас, не "должны", а "к сожалению подвергаются".

3. Я уже писал выше, что если варится целый казан мяса, то голову варят в нем среди мяса и сорпа используется по прямому назначению - для варки теста и для запивания мяса. А если дома варится немного мяса, для семьи, одна небольшая кастрюля, то голову конечно варят в отдельной от мяса посуде и сорпу отдают собакам или выливают.

Хотя я пробовал ради интереса вкус сорпы когда голова варится отдельно, но ничего страшного в ней не заметил, жирная и вкусная. Да, вкус слегка другой чем от мяса, но тоже годится в пищу. Короче на любителя. Слышал что в некоторых семьях ее употребляют.

Просто нынче народ пресытился, всего вдоволь вот и начинают хорохориться это хочу, а то не хочу. :wacko:

 

 

Наверно у вас не делают, раз вы так утверждаете. Но у нас в северо-восточном Казахстане до сих пор некоторые так делают в сельской местности. Даже лично я сам так делал. Так делают и монгольские казахи. Допускаю, что и казахи Китая тоже.

 

Вот фотки из 19 века!

С.М. Дудин. 1899 год. Музей Петра Великого МАЭ РАН (Кунсткамера), г. Санкт-Петербург.

Семипалатинская область. Приграничье Павлодарского и Каркаралинского уездов. Урочище Талды: 

6.jpg

1899.jpg

Семипалатинская область. Павлодарский уезд. Баян-аул. Саумал-коль:

1899-2.jpg

 

Надо подчеркнуть важный нюанс!

 

1) Подтаскивание хозяевами барана для чтения бата вовнутрь юрты, дома или к человеку - это старинный казахский обычай, связанный с резанием барана для гостя/гостей, чтобы получить благословление гостя!

2) Когда режут барана для себя так не делается!

 

На фотографиях хозяева сидят и стоят выслушивая благословление (бата) гостей.

За прошедшие более 100 лет наш обычай нисколько не изменился.  ;)

43163641_2176504075970683_73802595055079

 

Вот только на последнем фото завели в юрту, у нас даже аксакалов выводили, или открывали дверь и показывали барана (не затаскивая), учтите тот факт, что это возможно просто игра на камеру.

 

20 часов назад, Махамбет сказал:

Никто из казахских казахов не делает бата барану. Никто и нигде. Может репантрианты делает, не знаю.

У нас в семье стараются делать, когда кто-то из аксакалов дома

Link to comment
Share on other sites

17.03.2019 в 13:04, АксКерБорж сказал:

 

Г.Н. Потанин. 1867 - 1877 годы (записано от потомков керейтов - абакты кереев) - Специально для Момына: :lol:

1876-77.jpg

 

А вас не смущает, что "казакнын акэсы чушко" это мягко говоря не казахский язык? Не думаю, что Потанин был настолько туг на ухо, что не мог правильно услышать слово шошка. Видимо говоривший эти слова был совсем не казах и решил сделать провокацию или пошутил.

  • Одобряю 2
Link to comment
Share on other sites

20.03.2019 в 02:11, кылышбай сказал:

у нас в быту используют слово тәтті а слово дәмді это книжное и в телевизоре, в быту редко используется 

Не согласен. Вот доказательство, казах с Алтая говорит дәмді, когда угощает гостя бараньим глазом:

 

Link to comment
Share on other sites

20.03.2019 в 18:17, АксКерБорж сказал:

Вы не зрите в корень. А надо бы. Русские слова "пирог" и "пирожок" это и есть производное от нашего названия пирожков "бүйрөк", данного по их форме, похожей на почки "бүйрөк".

Вполне может быть. https://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Vasmer-term-9648.htm

 

Цитата

 

ПИРОГ

пиро́г

род. п. -ога́, укр. пирíг, род. п. -ога́, блр. пiро́г, чеш., слвц. piroh, польск. pirog.

Образование с суф. -оgъ (ср. Вондрак, Vgl. Gr. 1, 629) – от pirъ (см. пир); ср. Мi. Vgl. Gr. 2, 283; И. IIIмидт, KZ 23, 292. Другие предполагают праслав. *руrоgъ, связанное с др.-русск. пыро "полба" (см. пырей, пыро), откуда получено *pirogъ в результате преобразования по народн. этимологии в связи с пир (Соболевский, РФВ 66, 348; Преобр. II, 60). Невероятно сближение с *рьrаti "бить, колотить" (Бернекер у Янко, WuS 1, 98) или с лит. spìrgti, spìrgau "поджаривать (кусочки сала)", вопреки Фортунатову (ВВ 3, 69), Гуйеру (LF 36, 59). Невозможно произведение от ст.-слав. пира "сума" (см. выше пи́ра), т. е. якобы "пирог на дорогу" (Штрекель, AfslPh 28, 512), потому что это греч. заимствование имело слишком незначительное распространение и его как раз не было у зап. славян, в то время как южн. славяне не знают слова *рirоgъ. Невероятно также, ввиду отсутствия этого слова в южн.-слав., происхождение из чув. pürǝk, крым.-тат., тур., чагат. böräk "пирог с мясом", вопреки Рамстедту (KWb. 67), Рясянену (FUF 29, 198; ZfslPh 20, 448). Лтш. pìrãgs "пирог", эст. piirag "пирог", фин. piiras (основа *рiirаа- с новым -s в фин.), карельск., олон. piiroa "пирожок"; см. М.–Э. (3, 233), Миккола (Berühr. 62), Сетэлэ (YÄН 61 и сл.), Фасмер (RS 6, 185 и сл.) против Шахматова (Bull. dе l᾽Асаd. dеs Sс. dе St. Pétersbourg, 1911, стр. 810), который считает фин. слово заимств. из праслав. Неудачно произведение из греч. πύργος "башня" (Якобсон, Slav. Word 2, 616) как в фонетическом или в семантическом отношении, так и с точки зрения географии слов. Не имеет ничего общего слово пиро́г с местн. н. Пирогоща, которое происходит от имени собств. Пирогостъ и не может быть сближено с греч. πυργῶτις.

 

 

Имхо если у южных славян этого слова нет, это только показывает, что слово скорее всего было заимствовано. И наиболее вероятным объектом заимствования является чувашский язык, потому что чуваши исторически проживали рядом с русскими.

Хотя возможно, наоборот, заимствование было из болгарского, а в болгарский могло прийти из кипчакского.

Link to comment
Share on other sites

4 часа назад, Nurbek сказал:

Не согласен. Вот доказательство, казах с Алтая говорит дәмді, когда угощает гостя бараньим глазом:

 

Смотрю, монгольские казахи тоже не избежали преклонения перед водкой. После самого что ни на есть традиционного блюда пьют водку, аки нектар, как наше советское поколение)) 

Link to comment
Share on other sites

15 часов назад, Karaganda сказал:

Вот только на последнем фото завели в юрту, у нас даже аксакалов выводили, или открывали дверь и показывали барана (не затаскивая), учтите тот факт, что это возможно просто игра на камеру.

 

Может хватит уже отрицать то, что реально существует?

Проблемы с бараном не вижу - если гости сидели на траве на улице, то давали бата тут же, если гости  сидели в юрте или в доме, то барана затаскивали в юрту/дом.

Исторические фотки выше вам в помощь.

Или у вас цель как у Arсена, не обсуждение вопросов, а полное отрицание всего, что исходит от меня? ;)

 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, s_kair сказал:

Смотрю, монгольские казахи тоже не избежали преклонения перед водкой. После самого что ни на есть традиционного блюда пьют водку, аки нектар, как наше советское поколение)) 

 

В этом вопросе они оказывается близки северным и северо-восточным казахам. У них тоже не усматривается фанатизм к исламу как на юге и западе. А это ярко говорит о том, что истинное кочевое скотоводство и ислам не во всем близки и могут гармонично совмещаться в ряде вопросов. 

 

  • Не согласен! 1
Link to comment
Share on other sites

8 часов назад, Nurbek сказал:

А вас не смущает, что "казакнын акэсы чушко" это мягко говоря не казахский язык? Не думаю, что Потанин был настолько туг на ухо, что не мог правильно услышать слово шошка. 

Это наверно казахский язык в устах русского человека.

Поэтому меня не смущает не только слово "чушко" вместо "чошка" (если чё, то в тех краях казахи чокают :)), но и "не смущает название "киргиз" вместо "казак".

8 часов назад, Nurbek сказал:

Видимо говоривший эти слова был совсем не казах и решил сделать провокацию или пошутил.

Информаторами Г.Н. Потанина согласно тексту были казахи из племени Керей, рода Шубарайгыр (пестрый жеребец :)).

Никаких шуток или провокаций не было и в помине, вы что?!

Информаторы даже поведали Потанину древнюю легенду о Майкы-бие и Эсекень-батыре из их рода, имена которых ассоциируются с Байку-нойном и отцом Чингизхана, Есекей-багатуре.

 

Link to comment
Share on other sites

17 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

В этом вопросе они оказывается близки северным и северо-восточным казахам. У них тоже не усматривается фанатизм к исламу как на юге и западе. А это ярко говорит о том, что истинное кочевое скотоводство и ислам не во всем близки и могут гармонично совмещаться в ряде вопросов. 

 

 

17 часов назад, АксКерБорж сказал:

 

В этом вопросе они оказывается близки северным и северо-восточным казахам. У них тоже не усматривается фанатизм к исламу как на юге и западе. А это ярко говорит о том, что истинное кочевое скотоводство и ислам не во всем близки и могут гармонично совмещаться в ряде вопросов. 

 

Незнал что северные казахские казахи любители пить. Это по нашим меркам нехорошо и мерзко. По поводу монгольских казахов я раньше твердил, что именно в них надо искать исторического северного регионализма. Они не подвергались тотальному русификацию как наш север, поэтому именно в них надо искать. 

Link to comment
Share on other sites

20 часов назад, АксКерБорж сказал:

Информаторы даже поведали Потанину древнюю легенду о Майкы-бие и Эсекень-батыре из их рода, имена которых ассоциируются с Байку-нойном и отцом Чингизхана, Есекей-багатуре.

Абак-кереи это ведь Уйсуни по мужской линии. Откуда у них в роду Есугей-то взялся? :)

Link to comment
Share on other sites

3 часа назад, Nurbek сказал:

Абак-кереи это ведь Уйсуни по мужской линии. Откуда у них в роду Есугей-то взялся? :)

Все это отголоски давнего прошлого. 

По Валиханову емнип  законник Майкы би и в предках алшынов.  Не нужно все это буквально воспринимать.

Link to comment
Share on other sites

Guest
This topic is now closed to further replies.


×
×
  • Create New...