Перейти к содержанию
asan-kaygy

Казахский ДНК-проект

Рекомендуемые сообщения

2 hours ago, кылышбай said:

Казах из Узбекистана, мама узбечка:

Судить о расе этноса по фоткам с интернета не только не научно но и глупо по одной причине: раса и антропология это понятия популяционные, т.е. можно говорить о расе популяции, этноса и т.д. но не одного индивида, одного человека. И в Уральске будут казахи которые сойдут за узбека или в Ташкенте похожие на калмыка. Но берутся средние значения различных параметров для группы индивидов, выборки, популяции. Так вот по ним казахи относительно однородны и будут иметь свой особенный антротип, отличающий их от кыргызов и каракалпаков. Хотя среди казахов найдутся отдельные индивиды, кот. по расологическим параметрам сойдут за халха-монгола или поволжского татарина, но говоря об антропологии казахского этноса то не можем взять параметры отдельного человека а нужно брать группу или популяцию. Например в обычной казахской семье могут быть отдельные лица, которые по разным признакам могут быть ближе к усредненным антропологическим параметрам нарынских кыргызов, уйгуров из Алматинской области и башкир из Уфы. Но при этом это все близкие родственники. К какой расе отнести эту казахскую семью?! По внешности - ни к какой. А вот если замерить и обследовать каждого в этой семье, вывести средние значения то будут входить в параметры большинства казахских выборок из разных исследовании и относиться к условной южно-сибирской переходной расе.

 

Антропологи выделяли типы на основе среднестатистических показателей для популяций.  У казахского этноса больше одного антропологического типа. Этнос большой, география проживания и другие есть причины.
Тем не менее в качестве примеров приводят фотографии определенных людей, чтобы показать типы, которые характерны для популяций различных этносов, а не только таблички с показателями или графики многомерных спастических анализов. 


В Интернете можно найти типы представителей различных этносов СССР подготовленные антропологами, которые были предоставлены МВД СССР.  В этом сборнике казахи представлены двумя типами – с более и менее выраженными европеоидными чертами.

Если антропологи выделяли признаки европеоидных рас в популяциях казахов южных и юго-западных областей Казахстана, значит были у них для этого основания. Выбрать нехарактерный антропологический тип можно в любой популяции, что вы и продемонстрировали с фотографией боксера из Узбекистана смешанного происхождения.

Физическую антропологию мало изучают или не изучает совсем. Ее приравнивают к псевдонауке. Дробышевский рассказывал о малом количестве интересующих студентов у них на факультете. В некоторых семестрах студенты вообще не выбирают предмет, который он припадает. 

Если ученые будут продолжать изучать внешность древних людей, то не по физическим показателям черепа и скелета, а скорее строить математические модели, в основе которых будут генетические данные.  Физические антропологи неоднократно показывали, что среднестатистические показатели скелета могут изменяться в популяции по разным причинам, таких как рацион питания.

Ученые продолжают выявлять гены ответственные за форму лица и другие физические характеристики. Статью, которую я поместил выше об этом.
Уже есть небольшая база данных, в которой собраны научно подтвержденные данные о том, как выглядели неандертальцы и другие гоминиды. 
Статья из Стэнфордского университета за 2021г. Ученые выделили гены, ответственные за форму лица человека. Оказалось, что 76 геномных регионов, отвечающих за наше лицо :

https://med.stanford.edu/news/all-news/2021/03/Face-brain-development-tightly-linked-study-finds.html
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

39 минут назад, Bas1 сказал:

Они завоевали южный Казахстан, Кыргызстан

Это не так.

46 минут назад, boranbai_bi сказал:

джунгары ведь выбили казахов из Семиречья в 1630-ых

В 1680-х на самом деле.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

18 minutes ago, Zerek said:

Это не так.

В 1680-х на самом деле.

во всех википедиях и учебниках пишут что в 1630ые, например:

Quote

В 1634 году, после смерти своего отца Хара-Хулы-тайши, Батур-хунтайджи возглавил ойратский племенной союз. В 1637 году за помощь во внутритибетской распре, оказанной Далай-ламе V, получил от последнего титул хунтайджи и имя Эрдэни («Драгоценность»). По инициативе Эрдэни-Батура в 1640 году в предгорьях Тарбагатая был созван всемонгольский съезд, на котором было принято Степное Уложение[2]. При Эрдэни-Батуре ойраты захватили Восточное Семиречье.

Батур-хунтайджи поощрял занятие земледелием, ремёслами, поддерживал дипломатические и торгово-экономические связи с соседями, в том числе и с Россией, способствовал возведению буддийских храмов и монастырей[2].

Эрдэни-Батур стремился укрепить свое положение вокруг гор Тарбагатая, земли, по которой кочевал его народ. При Эрдэни-Батуре джунгары провели несколько победоносных военных кампаний над казахами на западе. На севере государства, на юге Сибири, Батур-хунтайджи предоставил России доступ к соляным шахтам, тем самым положив конец 20-летнему конфликту в обмен на дипломатические и торговые отношения. Торговые связи, оставались нетронутыми на протяжении всего его правления, и процветание, порождённое такими связями с российскими аванпостами, еще больше укрепили престиж и положение Эрдэни-Батура среди ойратов и соседних народов.

а как было на самом деле? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, boranbai_bi сказал:

во всех википедиях и учебниках пишут что в 1630ые, например:

а как было на самом деле? 

Бартольд "Очерк истории Семиречья":

Подобно своим предшествен­никам, Галдан воевал с казаками и киргизами. В 1681 и 1683 гг. он ходил на Сайрам; в 1683, 1684 и 1685 гг.— против киргизов и ферганцев; в 1684 г. Сайрам был взят и разрушен его полководцем Рабтаном. С тех нор власть калмыков в Семиречье, насколько известно, никем не оспаривалась и многочисленные войны их с казаками, монго­лами и китайцами не имели отношения к этой области.

  • Thanks 1
  • Одобряю 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 4/12/2023 at 12:31 PM, Zerek said:

Бартольд "Очерк истории Семиречья":

Подобно своим предшествен­никам, Галдан воевал с казаками и киргизами. В 1681 и 1683 гг. он ходил на Сайрам; в 1683, 1684 и 1685 гг.— против киргизов и ферганцев; в 1684 г. Сайрам был взят и разрушен его полководцем Рабтаном. С тех нор власть калмыков в Семиречье, насколько известно, никем не оспаривалась и многочисленные войны их с казаками, монго­лами и китайцами не имели отношения к этой области.

судя по всему это произошло раньше

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XVII/1600-1620/Mezd_otn_centr_azii/1-20/3.htm

Quote

А как оне были в Колматцкой земле, и оне про Колматцкую землю и про Китайское государство проведывали, с которыми землями и государствы оне в совете и в ссылке. И будучи проведали, что х Колматцкой земле ныне в подданстве и в их послушанье Казачья /л. 78/ Большая орда да Киргизская орда, и тем обеим ордам колмаки сильны. А которые ясыри Казатцкие и Киргизские земли преже сего пойманы были в полон в Колматцкую землю, и тех ныне Богатырь-тайш, сыскивая отдает им без окупу. А Казачьи и Киргизские орды начальники о том ему присылают бити челом, и живут с ним в совете и во всем Богатыря-тайша над собою почитают и его слушают.

ну или может тогда подчинили а потом их выбили затем они опять подчинили и так до падения Джунгарии

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

раз мы здесь говорили про кочевья казахов в 17 веке, в востлите интересный источник:

Quote

Стольник и воевода спрашивал по причине допросных речей тоболскнх казаков Костки Клюсова с товарыщи калмыцких посланцов о Казачье орде, какие они веры и за что учинилась з Бушухту-ханом ссора и давно ль? Посланцы говорили: назад тому лет з десять верами де они, калмыцкой Бушухту-хан и Казачья орда разны. Бушухты хан де их с калмыскии и с ыными орды верует в далай ламу, а Казачья де орда верует особливо по-крымски в Махмета, и обрезываютца по-бусурмански 19 . И посылал де Бушухту-хан в Казачью орду, чтоб они съединачились и веровали с ним, калмыцким Бушухту-ханом, и с ыными орды в одного их ламу, оттого де с ними учинилась и ссора, потому что они не похотели по-калмыцки в далай ламу веровать /л. 211/ и за то де у них были [213] бои великие, и многие де их городы Бушухту-хан их розорил, и на тех де боях взяли Казачьи орды владелцова ханава сына, имя де ему Салтон, и взяв де ево, Салтона они отослали к своему дал аи ламе, и тот де Салтон и до днесь у далай ламы, а живет де он по воле, и дает де ему честь достойную.

Столник спрашивал: хто де в Казачье орде владелец и как ево зовут, и есть ли у них городы, или они кочевные люди? Посланцы говорили: в Казачье де орде владелец Тюуке-хан 20 , а жили де они городками, а городки де у них в средине дерево, а промеж кладен кирпич, а толщина де тем городкам в аршин без чети, а дворы де деланы так же, как городки ис кирпичей же, а городков де у них адинатцать, а где де владелец Тюуке хан живет, и тот де город словет Ясу 21 , а величиною де тот город средней, а посады де кругом городков великие.

Столник спрашивал: иным де городам в Казачье орде как назвище? Посланцы говорили: кроме де Ясу, другой город Сайрам, третей Менкет, четвертой Харасман, пятой Чимыгэт, /л. 212/ шестой Текек, седмой Бабан Елган, осмой Харамурол, девятой Ташкент, десятой Чинак, а одинацатому де городу зов забыли, а стоит де на реке Цырцект, а река де Цырцект шириною средней, глубока велми и быстра. Меж теми де городками езду город до города по половине дни, и болше и по дню и по суткам, а кругом де городков посады. А в городках де пушек нет, а мелково де ружья и лучного бою много, а копейного де люду малое число, а из луков де стрелять гораздны. А в городках де поставлены мечати великие, где збираютца на молбище, и судебные де избы в городех построены и сидят для росправы воеводы, и называютца де они беки и беи.

Столник спрашивал: в Казачье де орде по городом и по селам, есть ли хлебные пашни и какой скот, также растут ли у них какие овощи? Посланцы говорили: в Казачье де орде хлеба всякого пашут вблизи у городков, и отъезжая по селам много, а скота де всякого многое ж число, а скот де у них верблюды, и кони, и ишаки, и всякой рогатой скот, также де в городех и в селех многие сады, а в садех овощи, яблока и виноград, и вишни, и черносливы, и шебуга, и орехи болшие волоские, также и иные многие овощи есть же.

/л. 213/ Столник спрашивал: из вышеписанных де городов в Казачье орде Бушухту-хан много ль городов воинским наступлением разорил? Посланцы говорили: в Казачье де орде толко остался адин (Слово «адин» повторяется дважды) Ясун город, где живет владелец Тюукэ-хан, а те де вышеписанные девять городов и в городех дворы разбиты все и люди разваеваны от Бушухту-хана их, а ис тех де десятой городок Ташкент остался в целости для того, что де учинились они, того городка люди, Бушухту-хану их в подданство и дали с себя ясак. [214]

Столник спрашивал: Казачьи де орды с ханом на поле по скольку тысяч силы выезжает? Посланцы говорили: с ханом де Казачьи орды силы на поле выезжает тысяч по десяти и больши.

Столник спрашивал: у калмыцкого их Бушухту-хана где в урочище прямое породное жилище? Посланцы говорили, калмыцкого де их Бушухту-хана прямое породное жилище вверх по Иртышу, а урочище де, тому породному месту Алтай, где де он кочует и воюет, а всегда приходит на ту свою породную землю; а их де Казачьи орды жилище /л. 214/ по другую сторону Иртыша реки, от полудня под запад, а как де, переправясь Иртыш реку, с породные калмыцкие земли от Алтая до Емышева озера средним кочевьем итти без мелкова скота дней з дватцать, а с Олтая де да Казачьи орды воинским поведением месяц, от Емышева де озера Казачьи орды до Ясу города, где живет Тюукэ хан, недалече, итти воинским поведением дней дватцать или менше, а наскоро де гнать гонцом дней десять.

Столник спрашивал: от Емышева де озера да Ясу города живут ли какие кочевные иноземцы, и буде живут, под чьим они владением? Посланцы говорили: от Емышева де озера да Ясу города живут кочевные иноземцы, называют де их харахалбаки 22 , а ясаку де не платят никому, живут в захребетье, а сказывают они, будто платят ясак казачью владелцу Тюукэ-хану. И идучи де от Емышева озера да Ясу города, рек и гор великих нет, а водою нужда не возьмет, а у Ямышева де озеро и около озера в степи были искони вечно Бушухту-хана их, а ныне де то озеро великих государей. А от Ямышева де озера вниз по Иртышу реке до кочевных ево, Бушухту-хановых, телеуцких Кукан батура езду десять дней, ево ж де, Бушухту-ханова, степь и до ныне. /л. 215/ А от урочища де породные калмыцкие земли от Алтая на низ по Иртышу до Ямышева озера кочюют де калмыки ево ж, Бушухту-хановы.

Стольник спрашивал: за Казачью де ордою есть ли иные какие люди и у них владелцы? Посланцы говорили: от Яеун де города кочевым итти десять дней живут бухарцы особливые, а владеет де теми бухарцы Энюша-хан, а городы де у них каменные, а пушек нет, а бой де у них мелкова ружья ручной да лучной.

Стольник спрашивал: много ль де у них из бухарей в степь войска против наступления неприятелей выходит? По-слакцы говорили: калмыцкому де Бушухту-хану с ними, бухарцы, боев чинить не случилось, а живут де в миру, присылают де к Бушухту-хану с подарками, а походы де живут у них воинским поведением малые: с Казачьего ордою год де живут смирно и торгуют, и иным де годом дерутца.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 4/10/2023 at 2:14 AM, boranbai_bi said:

я помню в одной из тем кто то писал, что так писали русские этнографы про казахов и я возмутился, мол, как может от одних и тех же родителей девочка быть монголоиднее мальчика.

но сейчас я думаю, что возможно такая физиология с эпикантусом + наличие бороды создает такое впечатление

когда я работал в Атырау мне местные говорили, что на востоке более монголоидные казахи чем они (я с востока), но я особо разницы тоже не видел.

Вот среди мужчин я часто вижу типажи с доминированием (более 60%) явных европеоидных признаков, как смуглых так и "белых" вариаций. Если цвет глаз голубой/серый/зеленый это про мужчин казахов почти всегда. Казашки со светлым цветом глаз и волос редкость крайне редкая. 

Казахи на западе, на мой личный взгляд возможно даже монголоиднее восточных. Почему? Не знаю. 

Касательно вклада калмычек в генофонд казахов, надо помнить что их как наложниц рабынь продавали, в том числе на юг (поэтому южане немного монголоиднее). Я считаю что многих калмыков как мужчин так и женщин продавали в Бухару, Самарканд и др. Поэтому калмыки мужчины служили как воины у узбеков, а калмычки наложницы упоминаются в источниках по узбекам 18 века. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 hour ago, Kenan said:

Если цвет глаз голубой/серый/зеленый это про мужчин казахов почти всегда. Казашки со светлым цветом глаз и волос редкость крайне редкая.

я из города Аягоз, Абайская область, по моим наблюдениям у нас светлоглазых шикі сары казахов почему то больше в среднем чем в других областях Казахстана кроме ВКО. светлогазых казашек примерно столько же сколько и казахов. но это мое субъективное восприятие

1 hour ago, Kenan said:

Казахи на западе, на мой личный взгляд возможно даже монголоиднее восточных. Почему? Не знаю.

мне казалось, что в среднем одинаково. знаю, что много татар жило в Семее (Семипалатинск) может они повлияли на антропологию казахов тех краев. не знаю 

1 hour ago, Kenan said:

Касательно вклада калмычек в генофонд казахов, надо помнить что их как наложниц рабынь продавали, в том числе на юг (поэтому южане немного монголоиднее). Я считаю что многих калмыков как мужчин так и женщин продавали в Бухару, Самарканд и др. Поэтому калмыки мужчины служили как воины у узбеков, а калмычки наложницы упоминаются в источниках по узбекам 18 века. 

я думаю все же большая часть растворилась в казахах, в восточных и южных как толенгуты и прабабушки.

на эту тему нашел статью, не знаю насколько исторично. но вроде логично расписано

https://elimai.kz/dzhungarskie-predki-kazaxov.html

Quote

Итог этого «торгоутского побега» и Шанды-Жорык был таков. В Джунгарию смогли пробиться только около 20 тысяч ойратов, которые были приняты цинскими властями и поселены на прежних джунгарских кочевьях. Остальные ойраты либо погибли в пути, либо попали в плен в казахам. Конечно, сейчас уже невозможно подсчитать точное количество, но пленных ойратов могло быть до 100 тысяч человек.

Большая часть взятых во время Шанды-Жорык в плен ойратов стала рабами. Однако часть из них, в основном представленная воинами, заняла другую социальную нишу – стала толенгутами. Это были люди, перешедшие под покровительство султанов, преимущественно иноземцы[9]. Султаны в то время набирали много толенгутов, к примеру, Аблай имел 5 тысяч толенгутских хозяйств, около 25-30 тысяч человек, часть из которых входила в состав его армии [10].

Подавляющее большинство толенгутов во второй половине XVIII века, очевидно, составляли ойраты. Однако, среди них были также бывшие вассалы джунгар, воевавшие на стороне Джунгарии против казахов. В их число входили – енисейские кыргызы, чьи княжества располагались в широкой степной долине Енисея, на территории современной Хакасии. В 1703 году джунгары заставили часть своих вассалов на Енисее покинуть свои традиционные владения и переселиться в Джунгарию. Из енисейских кыргызов туда ушли алтырский князь Тангут Батур-тайджи, езерский князь Шорло Мерген, алтысарский князь Агалан Кашка-тайджи, а также князь Корчун Иренаков, сын знаменитого алтысарского князя Иренака, который в 60-80-х годах XVII века держал в страхе русские волости по Томи и Енисею, неоднократно грабил округу Красноярского острога[11]. Часть енисейских кыргызов в Джунгарии, после разгрома ханства, вернулось обратно на Енисей, некоторые остались на месте, а часть оказалась среди казахов. Очевидно, многие из них, вместе с ойратами, стали толенгутами казахских султанов.

Толенгутов было так много, что в XIX веке они образовали целую Толенгутскую волость на землях Среднего жуза. Среди казахов отмечались «киши кара калмак» — ойраты, и «ески кыргыз» — енисейские кыргызы, которые в XIX веке полностью ассимилировались среди казахов. Это вливание составило весьма значительную долю казахского населения, около 5%[12].

Ассимиляции сильно способствовало то, что многие рабы постепенно становились свободными скотоводами. Последующие уже при русской власти в XIX и начале ХХ века отмена привилегий знати, упадок кочевого хозяйства, теснота пастбищ и вынужденный переход к земледелию и отходничеству, привели к перемешиванию казахских родов. В этом процессе, разумеется, принимали активное участие и потомки ойратов, некогда захваченных в плен.

Среди современных казахов есть потомки воинов, стоявших по обе стороны в длинной череде казахо-джунгарских войн. Но крушение Джунгарского ханства смешало их в один народ. Перешедшие на сторону казахов оказались в заметно лучшем положении, чем основная масса населения Джунгарии, погибшая в борьбе с цинскими войсками. Казахские ойраты были в лучшем положении, чем ойраты, которые перешли в русское подданство. Тех русские власти погнали в зимний переход на Волгу, в котором они потеряли почти весь скот и погибло много людей.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12.04.2023 в 20:28, кылышбай сказал:

Кочевники никогда не жили на одной территории. Во времена Касыма казахи кочевали до Астрахани, при Тауке набеги казахов зафиксированы в Зауралье, в 1720-ые годы вынужденно откочевали до Бухары. Но есть ядро казахской государственности, общий ареал казахов, базовый, который плюс-минус был в районе средней и нижней Сырдарьи, Ташкента, Чу, Таласа и никогда (если не считать ранний период при Касыме) на такой огромой территории как к середине XVIII века и после: от Яика, Оренбурга, Омска, Усть-Каменогорска до Джунгарского Алатау, Чирчика, Нураты, Кызылкумов, Аральского моря и Мангыстау. Даже те же сырдарьинские оазисы и Улытау часто делили с бухарскими ханами, каракалпаками, могулами, алтыулами и т.д.

Еще и Центральный Казахстан, горы Улытау. Они тоже являлись местом поятоянного расселения казахов. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12.04.2023 в 22:08, Bas1 сказал:

Они завоевали южный Казахстан, Кыргызстан. Большинство народу осталось на своих землях. Они в местные племена вводили свою знать. Думаю из-за этого фактора у некоторых южных казахов и кыргыз присутствует страх того, что ими управляет калмак. На бедного шала наговаривали.). Я раскрывал этот момент на примере своего каин журт. 

Тут с вами не соглашусь. Нет примера долгого присутствия джунгар в Южном Казахстане. Самое долгое присутсвие было в период с 1735-1745 года и то не было такого чтобы джунгары вводили собственную власть, они ставили местную, как пример Туркестаном управлял не некий зайсанг а казахский чингизид Сеит, а Ташкентом сначала Толе би а потом некий сарт, как видим никакой "своей знати" джунгары не ставили. А все присутсвие ограничивалось маленьким горнизонам в этих городах. Про "страх" тут все надумано уже опозиционерами, просто для нагнетания недовольства на НАН. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 14.04.2023 в 01:32, boranbai_bi сказал:

судя по всему это произошло раньше

Это продолжалось если вообще было, то очень недолго. Уже через три года:

1620 г. октября 16 *. — Расспросные речи толмача Уфимской приказной избы П. Семенова о пребывании его у калмыцкого тайши Байбагиша 59

(* Датируется по времени расспроса П.Семенова в Уфе (см. док. № 52))

/л. 27/ А в розпросе сказал толмач Пятунька Семенов. Слышел де он у колмацких людей, што приходил на них в прошлом году Казачьей орды Ишим-царь 60 войною для тово, что посылали к нему колмацкие тайчи послов своих о миру. И как де колмацкие послы были у Ишима-царя, а в те де поры колмацкие люди воинские, пришед, Ишима-царя улузных людей повоевали. И Ишим де царь велел колмацких послов побить, а побив послов и собрався своими людьми, да колмацких дву тайчей и многих людей побили. Да нынешнево году перед их приходом приходили на них воинские люди Алтына-царя люди, чорные колмаки, и улусы колмацкие повоевали, и людей многих побили, а взяли де живых дву тайчей, а 3-ей де тайча Байбагишев брат Тегурчей утек и прибежал при нем, Пятуньке, в кочевье к брату своему Байбагишу. /л. 28/

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 15.04.2023 в 19:40, Tima_2109 сказал:

Тут с вами не соглашусь. Нет примера долгого присутствия джунгар в Южном Казахстане. Самое долгое присутсвие было в период с 1735-1745 года и то не было такого чтобы джунгары вводили собственную власть, они ставили местную, как пример Туркестаном управлял не некий зайсанг а казахский чингизид Сеит, а Ташкентом сначала Толе би а потом некий сарт, как видим никакой "своей знати" джунгары не ставили. А все присутсвие ограничивалось маленьким горнизонам в этих городах. Про "страх" тут все надумано уже опозиционерами, просто для нагнетания недовольства на НАН. 

Какие-то районы долго находились под оккупацией. Каскелен, Шамолган, Тургень. Откуда-то сразу ушли. Те земли, которые находились рядом со ставкой в районе Или находились в их руках вплоть до разгрома Джунгарии. По поводу ввода своей знати в племена, то такое было у кыргыз. У казахов я достоверно о таком не слышал, но такое вполне возможно. Не думаю, что на НАНа наговаривали прочитав учебники истории. Память может долго сохранятся. Однако в других регионах Казахстана о таком даже в голову не придет. На Западе например. А на севере до сих пор есть род калмак и они это не скрывают. Более того, они были уважаемыми среди казахов. И там не было калмакофобии. Эта фобия имеет географические границы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Bas1 сказал:

Какие-то районы долго находились под оккупацией. Каскелен, Шамолган, Тургень. Откуда-то сразу ушли. Те земли, которые находились рядом со ставкой в районе Или находились в их руках вплоть до разгрома Джунгарии. По поводу ввода своей знати в племена, то такое было у кыргыз. У казахов я достоверно о таком не слышал, но такое вполне возможно. Не думаю, что на НАНа наговаривали прочитав учебники истории. Память может долго сохранятся. Однако в других регионах Казахстана о таком даже в голову не придет. На Западе например. А на севере до сих пор есть род калмак и они это не скрывают. Более того, они были уважаемыми среди казахов. И там не было калмакофобии. Эта фобия имеет географические границы.

Из Семиречья (из западной ее части) казахов смогли выбить в 80 г 17 века. И то граница часто менялось и казахи могли то обратно возвращаться то уходить. Про ввод знати у кыргызов, у тянь-шанских такого не было, а вот у кыргызов Сибири да, ввести свою знать не могли из за сильных религиозных и других противоречий, эффективней было использовать местную знать, как например поступили с теми же уйгурами. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, Tima_2109 сказал:

Из Семиречья (из западной ее части) казахов смогли выбить в 80 г 17 века. И то граница часто менялось и казахи могли то обратно возвращаться то уходить. Про ввод знати у кыргызов, у тянь-шанских такого не было, а вот у кыргызов Сибири да, ввести свою знать не могли из за сильных религиозных и других противоречий, эффективней было использовать местную знать, как например поступили с теми же уйгурами. 

У тяншанских сару кыргыз такое было. Часть рода, возглавляемой ойратской знатью, пришли к Аблай хану.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

31 минуту назад, Bas1 сказал:

У тяншанских сару кыргыз такое было. Часть рода, возглавляемой ойратской знатью, пришли к Аблай хану.

Ну как ойратской знатью, скорее уже ассимилированными кыргызами калмаками. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 12.04.2023 в 13:53, Zerek сказал:

К примеру в 1738 г. во время нападения на хана Дондук-Омбу казахи взяли 2000 кибиток в плен, т.е. около 10 тысяч человек. И это не самая крупная операция.

 

и думаете они в среднюю азию их не продавали?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Tima_2109 сказал:

Ну как ойратской знатью, скорее уже ассимилированными кыргызами калмаками. 

Тогда еще не совсем ассимилированные, поскольку были калмакские имена. Возглавляли род и взаимодействовали с ойратами на территории Синзяна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, asan-kaygy сказал:

и думаете они в среднюю азию их не продавали?

Продавали. Как раз по этому нападению русские потребовали вернуть пленных, но Джанибек-батыр(?) заявил, что вернуть всех не получится, т.к. многих продали в Хиву и Бухару. Однако женщин вроде бы оставляли себе большей частью.

Потом еще был большой приток пленных во время разгрома Джунгарии, бегства волжских калмыков.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 hours ago, Zerek said:

Однако женщин вроде бы оставляли себе большей частью.

ув. Зәке скидывал что то похожее из источников про рейды казахов на русские крепости в 18 веке, что, мол, мужчин продавали в южных городах, а женщин оставляли. какой то европейский автор, кажется француз.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
В 17.04.2023 в 23:55, Bas1 сказал:

У тяншанских сару кыргыз такое было. Часть рода, возглавляемой ойратской знатью, пришли к Аблай хану.

У тяньшанских кыргызов не было ойратской знати. Есть данные, что в состав кыргызов вошли представители енисейских кыргызов и телеутов, возможно их бии были в составе кыргызской элиты. Однако это единицы.

Своеобразная "боязнь" калмак-кыргызов (три-четыре села на Иссык-Куле) — это обычное для людей предвзятое мнение об "удачливости, работоспособности" соседей. Выходцы из сарт-калмаков считаются предприимчивыми и способными, типа они заняли много "хороших" должностей. Говорить о какой-то ойратской знати у кыргызов это бред.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 18.04.2023 в 13:59, Zerek сказал:

Продавали. Как раз по этому нападению русские потребовали вернуть пленных, но Джанибек-батыр(?) заявил, что вернуть всех не получится, т.к. многих продали в Хиву и Бухару. Однако женщин вроде бы оставляли себе большей частью.

Потом еще был большой приток пленных во время разгрома Джунгарии, бегства волжских калмыков.

поэтому их среди казахов не так много

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 19.04.2023 в 11:08, Rust сказал:

У тяньшанских кыргызов не было ойратской знати. Есть данные, что в состав кыргызов вошли представители енисейских кыргызов и телеутов, возможно их бии были в составе кыргызской элиты. Однако это единицы.

Своеобразная "боязнь" калмак-кыргызов (три-четыре села на Иссык-Куле) — это обычное для людей предвзятое мнение об "удачливости, работоспособности" соседей. Выходцы из сарт-калмаков считаются предприимчивыми и способными, типа они заняли много "хороших" должностей. Говорить о какой-то ойратской знати у кыргызов это бред.

Во времена джунгарского ханства это не казалось бредом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 19.04.2023 в 11:08, Rust сказал:

У тяньшанских кыргызов не было ойратской знати. Есть данные, что в состав кыргызов вошли представители енисейских кыргызов и телеутов, возможно их бии были в составе кыргызской элиты. Однако это единицы.

Своеобразная "боязнь" калмак-кыргызов (три-четыре села на Иссык-Куле) — это обычное для людей предвзятое мнение об "удачливости, работоспособности" соседей. Выходцы из сарт-калмаков считаются предприимчивыми и способными, типа они заняли много "хороших" должностей. Говорить о какой-то ойратской знати у кыргызов это бред.

Да читал какую то"статью" или интервью где говорилось что многие управляющие в Кыргызстане из сарт-калмаков, мне это и тогда бредовым считалось. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Bas1 сказал:

Во времена джунгарского ханства это не казалось бредом.

Ну отдельные случай есть, но это не было распространено так уж сильно. Из таких примеров у казахов могу привести лишь приемного сына Абылая, Бори султана. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...