Перейти к содержанию
Гость Naiman

Аргын

Рекомендуемые сообщения

5 часов назад, Шэдими сказал:

Тогда как понять,что М342 токал Аргынов ок.5700 лет,а М285 Аргынов,600-700лет???Прикажите не верить своим глазам!?

Мутации случаются постоянно. Не надо тут одну из множества мутаций брать и абсолютизировать

У токал аргынов возраст меньше чем у всех аргынов и они внутри аргынов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, Шэдими сказал:

 

Неплохо так замахнулись вы, однако. А мы все никак не можем идентифицировать аргынов в 13 веке . Постепенно надо идти в глубь веков, без пробелов. Торопиться не надо. Единственный достоверный факт том , что аргыны происхождением индоевропейцы и все. Само название племени означает помесь. Есть версия что предком или предками их были миссионеры из исламского религиозного ордена. То есть аргыны те же кожа (Даир-кожа), только ранние полностью ассимилированные. По мне версия с аргонами более вероятно, которые тоже помесь.

Жаксылык историю аргынов пусть пишет, ничего плохого про своих он не напишет, а вот историю казахов целиком должны писать коллективом, чтобы в них не оказалось , что казахи М. жуза были пушечным мясом, а казахи В. жуза сачковали на флангах. Один писака советского времени, ваш соплеменник, описывал битву с джунгарами,  якобы уйсуны трусливо бежали с поля боя, а славные батыры С.  и М. жузов вернули их на место чуть ли не пинками. И это Анракай. Ё моё. У него спросили: Почему вы пишите с упором на батыров С. жуза и аргынов в частности? На что он : Ручки у всех есть, поэтому идите и напишите. И написали, но их обозвали батырами местного значения – чего сейчас придерживается и Р. Темиргалиев . Аргын?

Поэтому нельзя допускать новой организации аргынизации казахской истории.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 10/19/2022 at 1:00 PM, Шэдими said:

УВ.Жаксылык,прошу прощение за наверное не совсем удобные для вас вопросы,но мне как человеку несведущему в истории и генетике...интересно и ответьте(если это вас не затруднит)на главный в нашем с вами диалоге вопрос...Вот есть Палео с Алхантепе возрастом 5700лет с гаплой G1aM342...Есть Аргыны мадьяры с той же гаплой и маркером и  Аргыны с G1aM285 от двух родных братьев  , очень молодые по истор.времени...У потомков Сомдыка(Ермана) Мадьяров произошла мутация и вместо маркера М285 получилось  М342...по вашим(ваших коллег)исследованиям.Гаплотип и т.д один в один...В свете интересующих нас находок в Алхантепе расположенных ...близко к ареалу проживания аргынского племени(по географическим меркам) роду занятия(захоронение металлургов кузнецов),а на форуме высказывалось мнение о предках Аргынов,как о кузнецах в далеком прошлом..не может ли быть ошибки в исследованиях генетики...У мадьяр та же гапла и маркер ,что и у палеоднк,но например нет в шежере даже намека на металлургию как род деятельности предков....но они есть у Аргынов(М285)...причём у главных предков Темир(Акжол)ходжа....Болатходжа(Каракесек)...мы ведь понимаем,что они не зря так названы...место обнаружения близко к например Халебам(сталеварам).Получается есть Палео образец М342...мадьяры М342 и Аргыны М285....Так может быть мутация произошла у Аргынов(М285),а не у М342 и они все должны быть G1aM342..????.Мои глаза мне так об этом и говорят ...Потом родоначальником М342 записан прав нук Сомдыка Ерман...а что о нем известно,кроме как,что он потомок Акжола...Есть мнение,что Ерман это калька с имени греческого бога Гермеса(Герма)...Суиндыкский род Тулпар(Пегас).. что то греческое..Зихи(чики,шекты???)Чеканщики монет с Тамани(Кубани) Синды(Суиндыки??).В З.О. ведь чеканились монеты с тамгой аргынов(например в г.Маджар на Тереке).. Гаргар(Каркар..алы) ...и многое другое ..Я извиняюсь за лирику....и надеюсь,что вы уловили суть вопроса, среди прочих слов!!???Заранее благодарен за ответ.

Что за бред? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 22.10.2022 в 02:58, Momyn сказал:

Жаксылык историю аргынов пусть пишет, ничего плохого про своих он не напишет, а вот историю казахов целиком должны писать коллективом, чтобы в них не оказалось , что казахи М. жуза были пушечным мясом, а казахи В. жуза сачковали на флангах. Один писака советского времени, ваш соплеменник, описывал битву с джунгарами,  якобы уйсуны трусливо бежали с поля боя, а славные батыры С.  и М. жузов вернули их на место чуть ли не пинками. И это Анракай. Ё моё. У него спросили: Почему вы пишите с упором на батыров С. жуза и аргынов в частности? На что он : Ручки у всех есть, поэтому идите и напишите. И написали, но их обозвали батырами местного значения – чего сейчас придерживается и Р. Темиргалиев . Аргын?

Поэтому нельзя допускать новой организации аргынизации казахской истории.

Одна известная байка об аргыне Акжоле и фейковой откочевке аргынов вместе с Джанибеком и Кереем в Могулистан чего стоит.

Столько лет всех зомбировали этим, что до сих пор люди отойти не могут)

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 22.10.2022 в 06:15, Шэдими сказал:

Уважаемый...я своим постом обидеть никого не хотел...мы все казахи!!!У нас общая история...один язык... одна Родина!!!Старший и младший жуз не менее богат на батыров и умнейших светил прошлого и настоящего......я говорил не об этом.Предок Аргын G1 не индоевропеец..а доиндоевропеец(это разные вещи)..Я предположил,что палео G1M342 предковая для мадьярской М342 и аргынской М285...но мутация произошла у М285 при передаче от предка...а не наоборот...Все носители Аргынов G1 потомки кузнецов металлургов ...которые научились у греков..чеканить монету...Судя по тому,что они за 4000 лет не смогли пройти Кавказ...G1М342...я сомневаюсь,что они аргоны(те которые вы имеете ввиду)...Они ходили вокруг Каспия...любили болота (руду добывали)...и дубы(емен...бельагаш этот топоним Аргыны G1 принесли .в т.ч.в Абайскую область) деревья...наверное потому что с Ливана(Сирии).В Миссионеров арабов я не верю(нет причин)....Почему так мало Аргынов мадьяр(2000) и так много аргынов G1M285(1000000 с лишним)...Ничего личного (я уважаю братьев мадьяр)... Всё дело в мутации..!!!.у мадьяр...она получилась полностью как у предка М342(они не совсем кочевники),а М285(благодаря мутации)получил качества...присущие кочевникам(экспансия...натиск...)Давайте спросим у Жаксылыка...такое возможно...???Количество ремесленников (одной гаплы)не могло быть в то время много...(в лучшем случае несколько десятков)...На счёт чеканки монет(общеизвестный факт) Аргынами...Если вы не знаете...как это делать...кто вам это доверит...!А тем более на монетах Ханов З.О. чеканить свою племенную тамгу коз... .Через это(чеканку монет) ханы и освободили аргынский род от ярма вечных кузнецов.... налогов,возвысили и приблизили к себе сделав эмирами...Других причин освобождения не вижу... Всё что я написал верно только по условии верных генетических исследований...

Вы меня извините, но как то ветрено у вас и АК под этим не подпишется, не будет отвечать вам. Я ему более приземленное предлагал, покончить с 30 летним спором о книге, даже пути указал. Ни в какую. Может на заметку поставил и потом сенсацию выдаст. А ваше это ваще сложно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, Zake сказал:

Одна известная байка об аргыне Акжоле и фейковой откочевке аргынов вместе с Джанибеком и Кереем в Могулистан чего стоит.

Столько лет всех зомбировали этим, что до сих пор люди отойти не могут)

К тому же в те времена, в советские, все что вышло в свет и прошло цензуру считалось абсолютной правдой.   Я пацаном даже себя ущербным чувствовал. Не только же он один был, были и другие писаки , журналюги, "известные " люди. У нас в ауле жили представители разных жузов, иногда подслушивал разговоры взрослых про историю. Про Чингисхана как-то было, как с ним героически воевали кыпшаки , найманы. А я спроси у них:  а где же были мы сикымы? Мне: А ваши прятались в этих горах, а когда мы прогоняли врагов, тогда спускались. Отцу как то про это рассказал. Он мне: "Ты по меньше слушай своих нагашы - кокандцев кыпшаков, трусов Великими не назовут". Но конкретно он ничего не мог сказать по известным причинам. Это сейчас все понятно где были мои предки. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 25.10.2022 в 19:03, Шэдими сказал:

Что то вы однако ж,загинаете ...потеть начинаете..по поводу среднего жуза...то о какой то аргынизации (которой не вижу)...то о кыпчаках с найманами...У найманов с кереями славное прошлое...Были своё государство и ханы,которые тягались с самим Чингизом...Кыпчаки это отдельная тема....У Аргынов есть Абай и Казыбек би(этого достаточно ?)Ваши многозначительные полунамеки...мои предки...я предлагал АК...и т.д Не туда идете..не те речи ведёте...Мы все казахи...нам нечего делить!!!

 

Вот вы строите умопомрачительные схемы происхождения и далекого прошлого аргынов, имею в виду и ваши ранние посты, до которых надо уметь еще додуматься и собрать обрывки фантазии в единую конструкцию, а вот простых вещей понять не можете.

Главное чего надо придерживаться, что бы не было таких разборок это возвышай, хвались своим родом, племенем, жузом и их личностями сколько влезет , НО ТЫ ДРУГИХ НЕ ТРОГАЙ НЕ УНИЖАЙ. Я сидел тихо, главные вопросы  меня интересующие выяснил, но тут АК в своем видео выдает такое про мой жуз, якобы они прохлаждались на флангах, когда другие бились на смерть. Как вы думаете обидно это или нет? Поэтому и вспомнил про аргынизацию истории в прошлом одним писакой: толчком к образованию казахов были аргыны , первоказахи тоже они. Вложил слова табына Бокенбая в уста аргына Богенбая, при всем моем уважении к обоим батырам. Это ладно, но зачем лгать про бегство уйсунов, не В. жуза, то есть канглы остались на месте. Именно цель задеть уйсунов. Мой прямой предок погиб там на Анракае, которая на земле уйсунов. Как я должен на это реагировать? Книга была популярна, вот и подтрунивали любознательного жиена, мои нагашы кыпшаки. Другой аргын историк ЕМНИП Ирмухамедов пишет, что казахские уйсуны не имеют никого отношения к правящему клану МИ , клан дал  свое имя прислуге и исчез в неизвестном направлении. Историка аргына Р. Темиргалиева хочется спросить про батыров местного и общенационального значения, какие у него критерии определения. Аргын М. Томпиев был в Китае и привез рассказ тамошних потомков джунгар о Раимбек батыре и его воинах, которые и выгнали их  из последних ими захваченых семиреченских земель. Но окасца все действия Раимбека и его воинов координировал аргын Малайсары батыр. Сами уйсуны не способны к этому, получается. По рассказам самих албанов в тех сражениях не было Малайсары батыра, был албан Малай батыр. И т. д.

Поэтому не стоит говорить что я загинаю. Я не виноват что на острие антиуйсунизма находятся именно аргыны, хотя и других хватает. Абай и Казбек би достойные люди , которыми можно гордиться, есть и другие у аргынов, но я в ответ не хочу бить себя в грудь, делал уже в ответ другому, пройденный этап.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 10/26/2022 at 1:59 PM, Momyn said:

Вот вы строите умопомрачительные схемы происхождения и далекого прошлого аргынов, имею в виду и ваши ранние посты, до которых надо уметь еще додуматься и собрать обрывки фантазии в единую конструкцию, а вот простых вещей понять не можете.

Главное чего надо придерживаться, что бы не было таких разборок это возвышай, хвались своим родом, племенем, жузом и их личностями сколько влезет , НО ТЫ ДРУГИХ НЕ ТРОГАЙ НЕ УНИЖАЙ. Я сидел тихо, главные вопросы  меня интересующие выяснил, но тут АК в своем видео выдает такое про мой жуз, якобы они прохлаждались на флангах, когда другие бились на смерть. Как вы думаете обидно это или нет? Поэтому и вспомнил про аргынизацию истории в прошлом одним писакой: толчком к образованию казахов были аргыны , первоказахи тоже они. Вложил слова табына Бокенбая в уста аргына Богенбая, при всем моем уважении к обоим батырам. Это ладно, но зачем лгать про бегство уйсунов, не В. жуза, то есть канглы остались на месте. Именно цель задеть уйсунов. Мой прямой предок погиб там на Анракае, которая на земле уйсунов. Как я должен на это реагировать? Книга была популярна, вот и подтрунивали любознательного жиена, мои нагашы кыпшаки. Другой аргын историк ЕМНИП Ирмухамедов пишет, что казахские уйсуны не имеют никого отношения к правящему клану МИ , клан дал  свое имя прислуге и исчез в неизвестном направлении. Историка аргына Р. Темиргалиева хочется спросить про батыров местного и общенационального значения, какие у него критерии определения. Аргын М. Томпиев был в Китае и привез рассказ тамошних потомков джунгар о Раимбек батыре и его воинах, которые и выгнали их  из последних ими захваченых семиреченских земель. Но окасца все действия Раимбека и его воинов координировал аргын Малайсары батыр. Сами уйсуны не способны к этому, получается. По рассказам самих албанов в тех сражениях не было Малайсары батыра, был албан Малай батыр. И т. д.

Поэтому не стоит говорить что я загинаю. Я не виноват что на острие антиуйсунизма находятся именно аргыны, хотя и других хватает. Абай и Казбек би достойные люди , которыми можно гордиться, есть и другие у аргынов, но я в ответ не хочу бить себя в грудь, делал уже в ответ другому, пройденный этап.

я отчасти согласен с тем, что в нашей истории несправедливо скупо говорится о войне между казахами и джунгарами в период с 1755-1771 гг. На мой взгляд именно в этот период улы жуз, найманы и кереи вернули лучшие для кочевников земли у ослабевших джунгар и именно поэтому сейчас в Алматинской и Жамбульской областях живут уйсуны, в Абайской обл., ВКО и в Или Казахском Автономном округе живут в основном найманы. Эти земли были получены войной с джунгарами, китайцами, кыргызами и между собой, по другому просто не могло быть.

но строить какие то гипотезы о заговоре аргынов против уйсунов это глупо. наука все время уточняет и исправляет, историки в первую очередь  это историки, а не аргыны или кыпчаки или дулаты.

избавляйтесь от комплексов навязанных вашими нагашы. в том, что они плохо знают историю, нет вины историков. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 часов назад, boranbai_bi сказал:

я отчасти согласен с тем, что в нашей истории несправедливо скупо говорится о войне между казахами и джунгарами в период с 1755-1771 гг. На мой взгляд именно в этот период улы жуз, найманы и кереи вернули лучшие для кочевников земли у ослабевших джунгар и именно поэтому сейчас в Алматинской и Жамбульской областях живут уйсуны, в Абайской обл., ВКО и в Или Казахском Автономном округе живут в основном найманы. Эти земли были получены войной с джунгарами, китайцами, кыргызами и между собой, по другому просто не могло быть.

но строить какие то гипотезы о заговоре аргынов против уйсунов это глупо. наука все время уточняет и исправляет, историки в первую очередь  это историки, а не аргыны или кыпчаки или дулаты.

избавляйтесь от комплексов навязанных вашими нагашы. в том, что они плохо знают историю, нет вины историков. 

 

В 24.10.2022 в 23:48, Momyn сказал:

К тому же в те времена, в советские, все что вышло в свет и прошло цензуру считалось абсолютной правдой.   Я пацаном даже себя ущербным чувствовал. Не только же он один был, были и другие писаки , журналюги, "известные " люди. У нас в ауле жили представители разных жузов, иногда подслушивал разговоры взрослых про историю. Про Чингисхана как-то было, как с ним героически воевали кыпшаки , найманы. А я спроси у них:  а где же были мы сикымы? Мне: А ваши прятались в этих горах, а когда мы прогоняли врагов, тогда спускались. Отцу как то про это рассказал. Он мне: "Ты по меньше слушай своих нагашы - кокандцев кыпшаков, трусов Великими не назовут". Но конкретно он ничего не мог сказать по известным причинам. Это сейчас все понятно где были мои предки. 

 

В 21.10.2022 в 23:58, Momyn сказал:

Неплохо так замахнулись вы, однако. А мы все никак не можем идентифицировать аргынов в 13 веке . Постепенно надо идти в глубь веков, без пробелов. Торопиться не надо. Единственный достоверный факт том , что аргыны происхождением индоевропейцы и все. Само название племени означает помесь. Есть версия что предком или предками их были миссионеры из исламского религиозного ордена. То есть аргыны те же кожа (Даир-кожа), только ранние полностью ассимилированные. По мне версия с аргонами более вероятно, которые тоже помесь.

Жаксылык историю аргынов пусть пишет, ничего плохого про своих он не напишет, а вот историю казахов целиком должны писать коллективом, чтобы в них не оказалось , что казахи М. жуза были пушечным мясом, а казахи В. жуза сачковали на флангах. Один писака советского времени, ваш соплеменник, описывал битву с джунгарами,  якобы уйсуны трусливо бежали с поля боя, а славные батыры С.  и М. жузов вернули их на место чуть ли не пинками. 

А Левшин пишет обратное , это средний и младший жуз бежали от джунгар от греха подальше 

 

Вооружившись таким образом, киргизы пошли вперед, напали на зюнгаров, выиграли у них несколько сражений и возратили себе прежние земли свои, но ожидая новых нападений на оные от Галдан Черена, признали за лучшее удалиться от сего опасного соседа частию на запад, а частию на север. Одна только Большая орда осталась близ зюнгаров, и потому скоро была почти вся покорена ими, как увидим ниже. Меньшая орда, дойдя до Эмбы, где была прежняя граница ее, не остановилась, но перешла на правый берег сей реки, напала на нынешних волжских калмыков, и заняв многие кочевья их, достигла до Урала. Средняя орда подвинулась на север до Ори и Уя, из окрестностей которых вытеснила многих башкиров. Хотя сии последние, равно как и волжские калмыки, не могли равняться силою своею с зюнгарами, однако ж земли, отнятые у них киргизами, составляли их собственность, и потому они не хотели оставить в покое народ, завладевший ими. Отмщения и беспрерывные набеги готовились с обеих сторон в будущем и уже начались в настоящем. Новые соседи, уральские казаки, грозили киргиз-казакам тем же.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 01.08.2022 в 20:58, кылышбай сказал:

"Золотой род - онгуты" и быстрое увеличение численности не могут быть связаны т.к. между ними пропасть в пару столетий без единого упоминания аргынов и пару тыс. км. Плюс мы знаем почему увеличились в численности аргыны (по той же причины что и алшыны, кереи, уйсуны - резкое увеличение ареала расселения)

Увеличения казахов произошло после принятия ими подданство РИ , так пишет Левшин 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 26.09.2022 в 22:54, Kenan сказал:

Как аргыны оказались в составе хакасов, и связано ли это как-то с пребыванием Караходжи аргына (со своим родом) на востоке Улуса Джучи в период правления Тохтамыша? 

Аргын , есть даже у чулымцев (аргын-калмак), это связано с 18 веком , здесь Каразоджа ни причем 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 21.10.2022 в 23:58, Momyn сказал:

  чего сейчас придерживается и Р. Темиргалиев . 

Он фольк , почитайте что о нем пишут его российские коллеги 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

51 минуту назад, boranbai_bi сказал:

не покорились

Зато покорились русским добровольно  , с их поддержкой и позволения , мы заняли земли ногайцев и башкир 

Вы вроде найман , а они ушли позже подданство маньчжур , во время Аблай хана 

 

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

48 minutes ago, ARS said:

с их поддержкой и позволения ,

не надо писать глупости - младший жуз силой отодвинул калмыков, башкир и туркменов.

до того как младший жуз принял подданство, русские драгуны периодически помогали калмыкам воевать против младшего жуза.

50 minutes ago, ARS said:

Вы вроде найман , а они ушли позже подданство маньчжур , во время Аблай хана 

не ушли, а приняли и не только найманы а весь средний жуз.

с джунгарами еще как то можно было бороться, но с китайцами и русскими воевать было себе дороже - русские геноциднули ногайцев и адыгов, манчжуры джунгар.

да и в том, что улы жуз покорился джунгарам ничего зазорного я не вижу - главное аман қалды и даже взяли у них реванш позже.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, boranbai_bi сказал:

не надо писать глупости - младший жуз силой отодвинул калмыков, башкир и туркменов.

до того как младший жуз принял подданство, русские драгуны периодически помогали калмыкам воевать против младшего жуза.

не ушли, а приняли и не только найманы а весь средний жуз.

с джунгарами еще как то можно было бороться, но с китайцами и русскими воевать было себе дороже - русские геноциднули ногайцев и адыгов, манчжуры джунгар.

да и в том, что улы жуз покорился джунгарам ничего зазорного я не вижу - главное аман қалды и даже взяли у них реванш позже.

Я не писал что до подданство все это было , привел цитату Левшина , где все это есть 

Также , ничего страшного не вижу что старшие попали , младший только не попал в зависимость джунгар , ну там уже другая история

 

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 minutes ago, ARS said:

привел цитату Левшина , где все это есть 

Quote

Меньшая орда, дойдя до Эмбы, где была прежняя граница ее, не остановилась, но перешла на правый берег сей реки, напала на нынешних волжских калмыков, и заняв многие кочевья их, достигла до Урала.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

48 minutes ago, ARS said:

А что после этого было ? Читайте источники , может быть меня поймёте , что имел ввиду

думаю мы смотрим на факты по разному т.к. у нас разное мировозрение 

мое мнение, например, совпадает с этой статьей

Quote

Предпосылки и причины участия казахов в восста­нии. Восстания русских крестьян под руководством И.Бо­лотникова, С.Разина, К.Булавина и Е.И.Пугачева были направлены против крепостного гнета и носили массо­вый характер. В Крестьянской войне 1773—1775 гг. на Волге и Яике активное участие принимали башкиры, татары, а также казахи. Участие в этой войне казахов преимущественно из Младшего, а также Среднего жузов явилось первым фактом совместной борьбы угнетенных народных масс против самодержавной власти, гнета по­мещиков и феодалов. Таким образом, создавались пред­посылки для вовлечения в борьбу против царизма ка­захских шаруа, испытывавших, кроме всего прочего, и колониальную зависимость.

Бесчинства карательных отрядов, часто посещавших северо-западное побережье Каспийского моря, захват по­мещиками пастбищно-луговых угодий, строительство це­лого ряда военно-опорных баз, расширение колонизации казахских земель обусловили взрыв народного возмуще­ния. Действия Яицкого казачьего войска в целях даль­нейшего захвата земель Младшего жуза вызвали проти­водействие казахов и подготавливали почву для назре­вания всеобщего недовольства в степи. Жители казах­ских аулов, находившихся вблизи берегов Яика, были солидарны с бедными казачьими семьями, сознавая общ­ность судеб всех угнетенных. Е.И.Пугачев и его сорат­ники не без основания рассчитывали на поддержку местного населения, так как были неплохо осведомлены о ситуации в Младшем жузе.

Кочевники Младшего жуза, расположившиеся близко к основным очагам восстания, страдали от колониально­го гнета в большей степени, нежели казахи степных районов. Они сохранили к этому времени известную обособленность от России и были более активны, что и подтвердили дальнейшие события.

Участие казахов в Крестьян­ской войне 1773—1775 гг. можно разделить на 3 этапа. Во время первого этапа (сентябрь 1773 г. — март 1774 г.) в Казахской Степи широко распространялись манифе­сты Пугачева, его обращения к казахам. Второй этап (март 1774 г. — последние недели осени 1774 г.), когда участие казахов в Крестьян­ской войне приняло более массо­вый характер: казахские отряды действовали под знаменами вид­ных феодалов, собираясь по родо­вым признакам. Третий этап (сентябрь 1775 г. — фев­раль 1776 г.) — период постепенного ослабления движе­ния.

Участие казахов Среднего жуза в Крестьянской войне также состоит из трех этапов. Первый этап (сентябрь 1773 г. — апрель 1774 г.) — начало участия казахов в восстании под влиянием пугачевских манифестов. В этот период посланники Пугачева, объезжая казахские аулы, призывали к активному участию в восстании. Второй этап (апрель — июнь 1774 г.), когда казахские отряды Среднего жуза поддерживали пугачевцев в районе Верх­него Урала и Уйской крепости. На третьем этапе (лето 1774—1776 гг.) казахи Среднего жуза, действуя само­стоятельно, представляли реальную угрозу для войск, сосредоточенных в Южной Сибири и укреплениях Верх­него Прииртышья.

Основной причиной выступлений кочевников явился земельный вопрос. Хан Нуралы под давлением народ­ных масс в октябре 1742 г. потребовал от правитель­ства снять ограничения на выпас скота вдоль берега р. Яик. Царские чиновники, пользуясь поддержкой Орен­бургской администрации, отказались удовлетворить это требование. Лишь в 1756 г., по указанию императрицы Елизаветы Петровны, за участие в подавлении башкир­ского восстания казахам временно разрешили пасти скот на левом берегу Яика.

Взаимоотношения казахских султанов и казачьей вер­хушки обострялись и в связи с действиями Оренбургского казачьего войска, созданного во второй половине XVIII в. и незаконно присвоившего казахские земли. Всемерно защищая интересы казачьих войск, царское правительство в 1756 г. запретило казахам кочевать на правобережье Урала.

До 1770 г. взаимоотношения казахов и калмыков, кочевавших между Волгой и Яиком, были весьма напря­женными. В 1771 г. около 30 тыс. волжских калмыков пытались откочевать через территорию Казахстана на свою историческую родину — в Джунгарию, однако в нескольких сражениях были разбиты казахами. Это вы­свободило значительные земельные районы для казахов Младшего жуза, которые стали использовать свои ис­конные земли для выпаса скота. Царизм же прилагал усилия к тому, чтобы закрепить эти районы за яицким казачеством и русскими помещиками.

Колонизаторская политика царизма в земельном воп­росе явилась одной из причин участия казахов Среднего жуза в Крестьянской войне 1773—1775 гг. Расширение владений вдоль берегов Иртыша в 60-х годах XVIII в., запрет приближаться к землям, находившимся в районе российских военных укреплений, вызывали протест ка- захов-скотоводов. В этих условиях пугачевские манифес­ты, обещавшие утолить "земельный голод” значительной части кочевников, находили поддержку и в Среднем жузе. Поддержка восставших такими крупными степны­ми аристократами, как Ералы, Досалы, Айшуак, посе­щение ставки Е.И.Пугачева личным представителем хана Нуралы муллой Забиром, стремление сторонников ис­пользовать восстание в интересах объединения казах­ских земель — все это имело своей целью ослабить позиции царизма в Казахстане.

Участие казахов Младшего жуза в Крестьянской войне. В ночь с 17 на 18 ноября 1773 г. доверенное лицо хана Нуралы мулла Забир посетил ставку Е.И.Пу­гачева на р. Усиха. 18 ноября пугачевские писари со­ставили обращение к казахскому населению. Пугачев просил прислать для поддержки вооруженные отряды и оказать содействие в возвращении ему "незаконно ото­бранного” трона. Однако неудачи Пугачева при осаде Яицкой крепости побудили хана Нуралы не торопиться с явной поддержкой. Пугачев же настолько нуждался в помощи казахских феодалов Младшего жуза, что 20 сентября 1773 г. снова лично обратился к хану. Обещая казахам землю и воду, хлеб и соль, реки и луга, он старался любой ценой привлечь их на свою сторону. Его обращения дали свои результаты: вооруженные груп­пы, организованные по родовым признакам, в первых числах октября 1773 г. сильно беспокоили военные форпосты на р. Яик.

Екатерина II направила к хану Нуралы специальную грамоту, в которой требовала не подпускать к себе Е.Пугачева. Приближение пугачевских отрядов к местам расположения Оренбургского казачьего войска вдохнов­ляло казахов, кочевавших в этом районе. Опираясь на поддержку главных сил восставших, они пытались воз­вратить земли, отошедшие к казачеству. Как доносил в Петербург 7 октября 1773 г. оренбургский губернатор, брожение среди массы кочевников охватило обширные районы Младшего жуза. Султан Досалы отправил к Пугачеву вооруженный отряд, возглавляемый ханским сыном Сейдалы. Спустя некоторое время Досалы стал открыто поддерживать восставших русских крестьян. Казахские жигиты участвовали в осаде Яицкой крепос­ти. Казахи были основной ударной силой при взятии Кулагинской крепости. В осаде Оренбурга активно дей­ствовал казахский отряд из 200 сарбазов (воинов). В ноябре 1773 г. казахи, пользуясь поддержкой Пугачева, открыто пасли свои стада на правом берегу Яика. Об этом и других действиях казахов Младшего жуза с тревогой сообщал в Оренбург комендант Яицкой крепо­сти подполковник Симонов.

Однако хан Нуралы, видя возрастающее участие сво­их подданных в восстании, остерегался потерять распо­ложение Петербурга и поэтому придерживался двой­ственной позиции. Он стремился использовать восстание для возвращения отобранных Россией земель. Одновре­менно хан старался держать в повиновении те казах­ские роды, которые активно участвовали в нем, чтобы в случае проявления гнева правительства оправдать свои действия. Постепенное ослабление восстания, приближе­ние карательных отрядов к районам постоянных коче­вок казахов ускорили отход большей части местных феодалов от первоначальных позиций. Остерегаясь ответных действий Пугачева, хан Нуралы и его брат Айшуак перекочевали ближе к военным линиям. Впос­ледствии хан Нуралы, оправдываясь перед царским пра­вительством за свои непоследовательные действия, объяс­нял причины участия своих подданных в войне массо­вым выходом их из его подчинения.

Участие казахов Среднего жуза в Крестьянской вой­не. Расширение Крестьянской войны подготовило почву и для участия в ней казахов Среднего жуза. После неудачи при осаде Оренбурга основные силы восставших отступили в район Троицкой крепости, приблизившись к пределам Среднего жуза. Теперь Крестьянская война охватила и Северный Казахстан. Широкое распростране­ние в казахских аулах пугачевских манифестов взбудоражило население и ускорило вовлечение в грандиоз­ную войну Среднего жуза. Возможно, что манифесты Пугачева, его многочисленные обращения не доходили до ставки хана Среднего жуза, влиятельнейшего поли­тического деятеля — хана Абылая. Во всяком случае сведения об участии его окружения в Крестьянской войне отсутствуют. Известный бий Дауытбай поддержал пугачевские обращения и призвал своих сторонников к активной их поддержке.

В октябре 1773 г. восставшие казахи пытались массированно атаковать Пресногорьковскую крепость. Казахские отряды создали угрозу для гарнизонов Гага- рьевского и Троицкого укреплений. Летом 1774 г. среди казахов, кочевавших в районе Звериноголовского укреп­ления, распространились слухи о том, что Пугачев со своими соратниками скрывается где-то поблизости. Видя обострение ситуации в регионе, губернатор Сибири Чи­черин принял ряд мер для укрепления обороноспособ­ности крепостей, усиливая гарнизоны. Однако в дей­ствиях казахских отрядов не было согласованности. Их действия сводились к внезапным налетам на погранич­ные линии.

Основные силы повстанцев Среднего жуза, располо­женные в районе Тургайских степей, действовали под предводительством казахских старшин Кудайменды и Тайыра; они избегали прямых столкновений с царскими отрядами, ограничиваясь лишь демонстрацией сил. От­ряды, действовавшие в Южной Сибири, под давлением превосходящих сил царских войск вынуждены были осе­нью 1774 г. передислоцироваться в район Сырдарьи, где не было крупных карательных сил. Группа вооружен­ных казахов Среднего жуза, отступившая к пределам Бухарского ханства, возвратилась в родные кочевья на берега рек Тобол и Иртыш. В восстании активно участвовали казахские роды карауыл, канжыгалы, кыпшак, керей и др. Ополчение, сформированное из представителей этих родов, отличи­лось в событиях в районе Петропавловской, Пресногорь­ковской, Верхнеозерной и других сибирских укреплений. Активность местных отрядов настолько напугала цар­ские власти, что осенью 1774 г. генерал Деколонг в письме к графу Н. Панину доносил о невозможности организовать отпор восставшим, опираясь лишь на гар­низоны крепостей. Сибирская администрация с учетом создавшейся ситуации распорядилась укрепить гарнизо­ны приграничных укреплений дополнительными силами. Вследствие принятых мер в 1774-1775 гг. численность казачьих подразделений (3,5 тыс. человек) была увеличе­на еще на 626 человек. Дополнительно к имеющемуся контингенту было прикреплено еще 409 человек. После подавления восставших освободительное дви­жение в Казахстане еще продолжалось. Если в 1775 г. восстание на Яике в основном было подавлено, то в Казахской Степи оно продолжалось. Одним из руково­дителей повстанческих отрядов, примкнувших к восста­нию значительно позже, явился старшина байбактин- ского рода, будущий предводитель восстания в Младшем жузе, батыр Сырым Датулы. Крестьянская война за­вершилась после подавления ее последних очагов под командованием генерала А. В. Суворова. Лишь в апреле 1776 г. генерал Н.А.Рейнсдорп в специальном донесении сообщал в Петербург об установлении в Казахской Сте­пи "спокойствия”.

Участие казахов в Крестьянской войне 1773—1775 гг.— крупное событие в истории казахско-русских отноше­ний. Сокрушив восстание, царизм продолжал колониаль­ную политику в Казахстане. Это вызвало ответную реакцию казахского народа — восстание под предводи­тельством батыра Сырыма Датулы.

Семенюк Г. И. Проблемы истории кочевых племен и народов в период феодализма (на материале Казахстана).

ничего просто так казахам не перепадало, все через борьбу и проливание крови. а вы видимо считаете что все благодаря "царской милости"

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, boranbai_bi сказал:

думаю мы смотрим на факты по разному т.к. у нас разное мировозрение 

мое мнение, например, совпадает с этой статьей

У вас статья , у меня источник раннее , времён Абулхаирхана 

1 час назад, boranbai_bi сказал:

 

ничего просто так казахам не перепадало, все через борьбу и проливание крови. а вы видимо считаете что все благодаря "царской милости"

Я это без вас знаю что просто так ничего нам не доставалось , и не надо за меня додумывать о царских подарказ

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 03.11.2022 в 20:20, Шэдими сказал:

Да ...признаю..версия про аргонов ..очень вероятно правильная ..(о городских и кочевых аргонах..).Она не противоречит версии о пеларгах ...она вытекает из неё ..промежуточное звено Ближний Восток...

Не нужно уходить так далеко, дело было в нашей Центральной Азии.

Именно в связи с онгутами упоминался (или  отождествлялся)  метисный народ "аргон" у Марко Поло. А   онгуты (аргыны) это и есть племена шато плюс инкорпорированные в их состав согдийцы в 8 веке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

56 минут назад, Шэдими сказал:

Ув.Zake...Если бы я не уходил далеко....в историю..я и не писал бы,что  аргоны(кочевые и городские) это и есть Аргыны... Потом... при таких делах...под метисами может пониматься символ городских бык и кочевых лошадь...На ум приходит имя Тайбука...Если же Онгуты роднились с чингизидами(не за красивые глазки же...и не за то же,что они предали Найманов!?)Наверное причина поважнее будет.Почему бы им,не закрыть глаза...на самостоятельный удел ,своих родичей..(как они закрывали глаза на чеканку аргынскими эмирами своей тамги коз на их именных монетах).Все эти мутные источники про Онг хана......это онгутский Ван хан...Он вероятно ,относится в некотором смысле и к  уакам ...как вышедшим из Онгутов..Анга Торе ясно,что он имеет отношение к онгутам, племянник ,Хаджи бек аркинута...вероятно от монгольского Эрхе большой палец...или наверное первый среди равных...Тюркский и наверное Персидский аналог Бармака...Мы знаем Бармак батыра уака...Ещё мы знаем ...Бармакидов  визирей арабских халифов...Вотчиной Бармаков был город Балх...который ранее принадлежал Алчон(Алхон,Алхан))гуннам...которые чеканили монеты с тамгой лунный бык...У уаков есть в роду гапла N ,кажется соответствующая бурятам Агинского района...есть у них и аргынская G...Есть у Агинских бурят...место священное для них Алханай...Может это всё только совпадения!!!?

Во первых, уаки  - это  не онгуты. Я вообще не понимаю как их можно было связать.

Во вторых, аркинуты - это не аргыны. 

Это нирунское племя с разными вариантами написания Есть вариант "хартакан". Есть и другие варианты написания "хартакан" у Березина, Текстона и т.д. - аригин, харигин, харикан.  Добавляем монг. аффикс "ут" и получается аргинут-хариканут- харикинут. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 01.11.2022 в 01:58, boranbai_bi сказал:

в Абайской обл.

 

Небольшой оффтоп.

Лично мне очень не нравится, когда исторические топонимы меняются на имена или фамилии людей - Нурсултан, Конаев, Абай, Сатпаев и т.д.

Есть у области свое историческое название, вот и вернули бы его от кринжового Семей.

Если не устраивает русская калька "Семь палат", то историки могли бы помочь найти оригинальное местное казахское название тех развалин калмыцких построек, к примеру, "Жеті ...".

 

В 01.11.2022 в 01:58, boranbai_bi сказал:

ВКО и в Или Казахском Автономном округе живут в основном найманы.

 

в ВКО да, многолюдные найманы, а в ИКАО СУАР КНР большинство керейские поколения. У них даже исторические земли, кочевья разные, но смежные.

 

В 01.11.2022 в 01:58, boranbai_bi сказал:

избавляйтесь от комплексов навязанных вашими нагашы. 

 

На каких нагашы намекаете если не секрет?

 

В 01.11.2022 в 01:58, boranbai_bi сказал:

Эти земли были получены войной с джунгарами, китайцами, кыргызами и между собой, по другому просто не могло быть.

 

Земли современного ИКАО СУАР КНР казахские племена не получили, а вернули обратно. Об этом свидетельствуют древние народные предания тамошних родов. Они доступны только на казахском языке, к тому же основная часть на арабице, которую используют казахи КНР.

Это только наш маньчжуровед навязывает на форуме свою версию, что казахские поколения там чужестранцы.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 01.11.2022 в 21:07, boranbai_bi сказал:

младший жуз принял подданство против младшего жуза. средний жуз. улы жуз покорился джунгарам 

 

Давно подозреваю, что в оперировании отдельными джузами есть что-то поэтическое и киношное. ) Типа один джуз был с палкой, второй с копьем, третий с пером, или типа три бия по одному на каждый джуз, или типа торе-чингизиды с кожа-миссионерами были суверенными от джузов, и т.д.

Никак не могу себе представить отдельное и самостоятельное существование и активные действия (к примеру, против калмыков, в смысле джунгар) таких громоздких географически и неоднородных по родо-племенному составу, как выразился Токаев квазигосударственных образований. )

Поставьте меня на место если я заблуждаюсь и пишу небылицы. )

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On 11/1/2022 at 4:40 PM, ARS said:

Он фольк , почитайте что о нем пишут его российские коллеги 

Если вкратце, какие именно фольк-мнения вы знаете у Темиргалиева?

Или это такая типичная привычка диванных историков обвинять проф.историков во лжи если не согласны даже с 0,001% его трудов? 

И какие именно российские историки называют его фольком? 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...