Jump to content
Ilyas Xan Astraxanski

Татары

Recommended Posts

 

По смерти Дуин-Беяна два меньшие брата его, Буденатай и Бильгутай, находясь у Калмыков и услышав, что старший брат их Дуин-Беян, умер, а сноха Алангу овдовела, пришли править тризну. Они поминали брата вместе с тридцатью тремя тысячами слуг, а потом, оба сказали: сноха наша Алангу тоскует и горюет по старшем брате нашем; — сами же сели на борзых коней и помчались на охоту. 

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1560-1580/Zizn_Gengis_chan/text1.htm

 

 

Link to comment
Share on other sites

8 minutes ago, ARS said:

 

По смерти Дуин-Беяна два меньшие брата его, Буденатай и Бильгутай, находясь у Калмыков и услышав, что старший брат их Дуин-Беян, умер, а сноха Алангу овдовела, пришли править тризну. Они поминали брата вместе с тридцатью тремя тысячами слуг, а потом, оба сказали: сноха наша Алангу тоскует и горюет по старшем брате нашем; — сами же сели на борзых коней и помчались на охоту. 

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1560-1580/Zizn_Gengis_chan/text1.htm

 

 

Потом Джингиз-Хан старшего сына своего Юджи посадил на ханство в Тармизскую орду, где родится серебро и золото и много драгоценного товару и где простора много. Второго сына, Джедая, посадил на ханство Индостантское, где живет десять тысяч народу разного, и которое составляет собою [226] огромное владенье; потом третьего сына Герея, наделил ханством Куралинским, где много латных людей, много саблей препоясанных и благородной крови мужей. Четвертого сына, Тулибия, посадил он на ханство Московское, где живет народ добродушный, где земля обширная, где облекаются в атлас и в сукно и в джугу; где работы много, яства сладки, царство твердо, неколебимо. И каждым из поименованных владений вместе с народами их, наделил он сыновей. И так корень и начало Ханов поименованных городов проистекают от них.

:lol:

Link to comment
Share on other sites

Татары (этноним)

У этого термина существуют и другие значения, см. Татары (значения).

Татары — самоназвание современных татар, крымских татар[1], а также некоторых других тюркских народов.[2] Известно, что у волго-уральских татар самоназвание "татары" использовалось уже с XVI века.[3]

Термин «татары» появился у тюркских и монгольских народов в 6–8 веках нашей эры[3]. За многовековую историю слово «татары» приобретало и теряло функции этнонима, политонима, соционима и конфессионима.

Этимология

Есть множество этимологических разъяснений слова «татар».

По версии итальянского францисканца Джованни Плано Карпини, приведённой в книге «История Монгалов, именуемых нами Татарами», этноним «татар» происходит от названия одноименной реки на Востоке[4], название которой происходит от тата, тартар - «тащить, тянуть».[5]

Написавший в XVII веке в Хиве «Родословное древо тюрков» Абул-Гази считал, что первоначальное слово «татар» было именем одного из тюркских ханов, а затем оно стало именем народа, то же самое предположил Н. А. Баскаков, который связывал происхождение имени татар от Татара, праправнука Джучи, и далее распространилось на все население Золотой Орды.[6]

А. А. Сухарев предполагал, что слово «татар» образовалось из двух слов — «тау» (гора) и «тар» — «тор» (жить) и таким образом означает жителей гор.

Согласно Д. Е. Еремееву, «татар» прежде всего является этнонимом тюркоязычным и относится к названиям народов, имеющих окончание «-ар», которое восходит к слову «ар» — «ир», означающему «человек».

https://www.wikizero.net/wiki/ru/Татары_(этноним)

Link to comment
Share on other sites

В 11.08.2018 в 09:09, Samtat сказал:

Я понимаю,  mechenosecу, и некоторым казахам  больше импонирует позиция булгаристов.  Чем меньше претендентов на наследие ЗО, тем лучше. :P

Я думаю таким казахам татары с Поволжья вообще не конкуренты, они с ногайцами делят "наследие"

Link to comment
Share on other sites

В 31.05.2019 в 09:09, Samtat сказал:

Скажу больше, встречая по роду своей деятельности молодых узбеков и кыргызов, вижу в их глазах удивление когда называю им свою национальность. В отличии от узбеков и кыргызов , получавших образовании при Союзе, для которых это не является "экзотикой". А СМИ нас пугают какой-то угрозой "пантюркизма". Хе-хе, смешно, если бы не было так грустно.

Странно слышать про узбеков. Хотя Узбекистан большой. В Ташкентской области очень много крымских и поволжских татар

Link to comment
Share on other sites

В 29.04.2020 в 12:03, asan-kaygy сказал:

Ознакомившись с палеоантропологическими данными по Волго-Камью, вернемся к рассмотренным выше антропологическим типам современного татарского населения и постараемся установить связь между ним и древним населением, обитавшим на территории ТАССР.

Мезокефальный темный европеоидный тип (понтийский) может быть связан с длинноголовым европеоидным типом, который был распространен среди поволжских болгар и еще древнее на территории Волго-Камья, уходя своими корнями через скифов к степному европеоидному населению, известному для эпохи бронзы по погребениям срубно-хвалынской культуры.

Этот расовый тип, несомненно, связан со степной полосой и тяготеет к югу, что вытекает из палеоантропологических данных и подкрепляется историческими материалами, устанавливающими южные связи мадьярского и болгарского племенных образований, а также и лингвистическими данными (Марр), подтверждающими связи Среднего Поволжья с северным Кавказом в эпоху Хазарского каганата[63]. По-видимому, ареалом образования и распространения этого типа служили степные области от предгорий Кавказа до Средней Волги, к северу границы степной зоны, перехода ее в лес. На окраинах этого ареала – в лесной части на территории Волго-Камья, а также в горах западного Кавказа среди черкесских групп, в областях, изолированных от степной полосы с ее интенсивной исторической жизнью, перемешавшей различные расовые элементы, – на этих окраинах сохранились реликтовые группы, которые поражают своим физическим сходством, будучи к настоящему времени разделены сотнями километров. Н. Я. Марр в ряде своих работ уста-навливал тесные связи языковых элементов народностей среднего Поволжья (в частности, чувашей) с населением Кавказа[64].

Сублапоноидный компонент в Прикамье сформировался на базе метисации прикамских монголоидов ананьинской эпохи со степным длинноголовым европеоидным типом, вероятно, также и под влияние, светлых европеоидных элементов в условиях изоляции отдельные групп[65].

В настоящее время центром локализации этого типа являются районы Прикамья и Приуралья; он распространен как у татар, так и среди {73} мари, удмуртов[66], некоторых групп башкир[67] и широко известен среди коми[68].

Светлые европеоидные компоненты, установленные нами среди татарского населения, не являются чуждыми на территории Волго-Камья. В. В. Бунак, а позднее П. И. Зенкевич установили светлый европеоидный компонент валдайского облика среди мордвы-эрзи, а также и у мари. В последнее время П. И. Зенкевич выделил этот же компонент среди удмуртов. Г. Ф. Дебец по материалам Сергеева описал у мордвы-эрзи Лукояновского уезда б. Нижегородской губ. долихокефальный светло-пигментированный тип. Русские Елабужского района также характеризуются светлым европеоидным типом, сближающимся с валдайским. Светлые европеоидные компоненты, следовательно, представлены среди всех трех лингвистических групп Волго-Камья – финнов, тюрков и русских. Происхождение светлых компонентов на этой территории, по-видимому, связано с различными периодами[69]. Наличие же его не только у татар, но и среди мордвы, мари, удмуртов – населения, аборигенного на этой территории, дает основание думать о древнем бытовании светлого европеоидного типа, вошедшего в состав этих народностей задолго до их сформирования в современные этнические группы.

С другой стороны, исторически засвидетельствована русская колонизация, в частности, новгородская, на территории Волго-Камских земель. Известно, например, что новгородскими ушкуйниками был создан город Хлынов.

С русской колонизацией также мог быть занесен светлый европеоидный компонент, который частично мог войти в состав окружающего иноплеменного населения[70].

Наконец, монголоидный компонент южно-сибирского облика у татарского населения является следствием оседания на территории Волжско-Камской Булгарии кипчакских военных дружин из Золотой Орды, позднейшей инфильтрации в область Казанского царства ногайских групп и ассимиляции всего этого элемента с аборигенным населением[71]. Таким образом, сложный расовый состав населения Волго-Камья объясняется {74} исключительным положением этой области, расположенной на больших реках, связывающих между собой крайне удаленные районы, на разных этапах исторической жизни, игравшей огромную роль в объединении различных элементов. Наряду с этим, пограничное положение между лесом и степью, способствующее интенсивному обмену между населением лесной и степной областей, делало эту территорию областью стыка земледельческих и скотоводческих культур, областью интенсивного исторического развития, ведшего к распаду старых и возникновению новых племенных объединений, что способствовало вхождению одних и тех же пластов населения в различные племенные группировки.

В результате этих процессов, идущих с очень древних времен (ананьинская культура), в населении средневолжских финских, тюркских и русских групп мы встречаем в значительной степени одни и те же расовые элементы, являющиеся органической частью каждой из этих народностей.

Н. Я. Марр на языковом материале пришел к аналогичным выводам. «Доисторические племена, следовательно, по речи все те же яфетиды одинаково сидят в русских Костромской губернии, как и в финнах, равно и в приволжских турках…» — писал он[72].

Итак, изучение антропологического состава татар Татарской АССР приводит к выводу, что современное татарское население сложилось на базе древних пластов местного населения, включившего в свой состав некоторые более поздние антропологические наслоения.

Link to comment
Share on other sites

В 08.10.2024 в 23:29, кылышбай сказал:

 

Вы как-то писали по поводу "ham" (русский союз "и") будто бы каракалпаки переняли от узбеков. Никак не найду тот наш разговор, в какой теме это было..., но, не суть важно. В общем, узбеки говорят "ва", туркмены "ве", но часть хорезмских узбеков говорят "ham" как и каракалпаки, а у казахов как я понял нет такого союза, а применяют союз "жане", что по-каракалпакски означает "ещё", а не "и". Итого, "ham" говорят татары, башкиры, ногайцы, каракалпаки и часть хорезмских узбеков. Какую историческую связь видите между этими народами? Есть и другие параллели, например, "лар", "лер", "лык", "лик" и т.д., которые у обозначенных народов идентичны.

Link to comment
Share on other sites

38 минут назад, Kamal сказал:

а у казахов как я понял нет такого союза

@Kamal В раннее советское время был. Затем он вышел из употребления, и остался другой персизм "жане" в значениях "еще" и "и", и собственно тюркский "мен" в значении "и".

  • Одобряю 1
Link to comment
Share on other sites

16 минут назад, Bir bala сказал:

@Kamal В раннее советское время был. Затем он вышел из употребления, и остался другой персизм "жане" в значениях "еще" и "и", и собственно тюркский "мен" в значении "и".

А как с "лар", "лер", "лык", "лик" и т.д., которых очень много, я лишь обозначил что на ум пришло, а если конкретизировать???

Что страшно, то это то, что в начале устройства советской власти, каракалпаки оказались в составе Казахской АССР, власти которой навязали каракалпакам как раз-таки казахский язык, из-за этого и разругались и разошлись, хотя, это лишь одна из причин нашей разлуки. Если углубиться, то нашего лидера Аллаяра Досназарова казахские большевики под расстрел подвели разными доносами, но Москва дала ему шанс жить, отправив в Башкирию комиссаром НКВД. Но, тяжбу продолжали именно казахи, что до сих пор не могут разобраться - расстреляли его в 1935 русские или в 1937 году узбеки, а казахи - красивые, хотя все они и замутили.

Link to comment
Share on other sites

14 часов назад, Kamal сказал:

Вы как-то писали по поводу "ham" (русский союз "и") будто бы каракалпаки переняли от узбеков. Никак не найду тот наш разговор, в какой теме это было..., но, не суть важно. В общем, узбеки говорят "ва", туркмены "ве", но часть хорезмских узбеков говорят "ham" как и каракалпаки, а у казахов как я понял нет такого союза, а применяют союз "жане", что по-каракалпакски означает "ещё", а не "и". Итого, "ham" говорят татары, башкиры, ногайцы, каракалпаки и часть хорезмских узбеков. Какую историческую связь видите между этими народами? 

хам есть в каз. литературе, у Абая кажись. Возможно был до ХХ в.

Если вы правы то возможно это огузский или ногайский след

Link to comment
Share on other sites

13 часов назад, Kamal сказал:

А как с "лар", "лер", "лык", "лик" и т.д., которых очень много, я лишь обозначил что на ум пришло, а если конкретизировать???

Связь с ногайцами наверное

Link to comment
Share on other sites

6 часов назад, кылышбай сказал:

Связь с ногайцами наверное

Допустим, связь некоторых групп каракалпаков с ногайцами продолжалась до первой трети 17 века, это максимум, если считать под этими связями союз восточных ногайцев с Есим ханом против ойратов. А дальше более 100 лет каракалпаки были в тесном соседстве с казахами, ногайцы были разделены от каракалпаков или, если точно выразиться, то в отношении некоторых групп каракалпаков название ногайцы стерлось насовсем. Влияние казахского языка на каракалпакский конечно же есть, но некоторые ключевые слова, и вообще, структура речи недалеко ушли от ногайского. А навязанный казахский в начале советского строительства не прижился целиком, лишь изменил некоторые произношения слов. В общем, ногайская подгруппа кипчакского языка себя оправдывает, но в эту подгруппу не входят татарский, башкирский и хорезмский, тем не менее находим общие для всех слова, причем это языки совсем не огузской группы языков, лишь хорезмский является смесью кипчакско-огузского языка.

В общем, вывод такой, каракалпаки лишь соседствовали с казахами, а не составляли одну общность как некоторые любят говорить, мол, каракалпаки всю свою историю были под казахским управлением не имея ни своего ханства, ни своей идентичности и суверенитета.

Link to comment
Share on other sites

В 10.10.2024 в 19:18, Kamal сказал:

Вы как-то писали по поводу "ham" (русский союз "и") будто бы каракалпаки переняли от узбеков. Никак не найду тот наш разговор, в какой теме это было..., но, не суть важно. В общем, узбеки говорят "ва", туркмены "ве", но часть хорезмских узбеков говорят "ham" как и каракалпаки, а у казахов как я понял нет такого союза, а применяют союз "жане", что по-каракалпакски означает "ещё", а не "и". Итого, "ham" говорят татары, башкиры, ногайцы, каракалпаки и часть хорезмских узбеков. Какую историческую связь видите между этими народами? Есть и другие параллели, например, "лар", "лер", "лык", "лик" и т.д., которые у обозначенных народов идентичны.

скорее всего хам попало в наши языки через письменный тюрки (чагатайский)

Link to comment
Share on other sites

53 минуты назад, Jagalbay сказал:

скорее всего хам попало в наши языки через письменный тюрки (чагатайский)

 

Вы про Һәм?

 

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...