asan-kaygy Posted April 1, 2021 Share Posted April 1, 2021 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Tama Posted April 1, 2021 Share Posted April 1, 2021 2 часа назад, asan-kaygy сказал: Хороший список. Бесспорно. 3 Link to comment Share on other sites More sharing options...
ARS Posted September 9, 2021 Share Posted September 9, 2021 Татары-калмаки . Путь калмак в татары http://haknii.ru/files/magazine/v3/Kimeev_V.M._Krivonogov_V.P._Jetnicheskie_processy_u_kalmakov.pdf Link to comment Share on other sites More sharing options...
asan-kaygy Posted March 9, 2022 Share Posted March 9, 2022 http://xn--80aimpg.xn--80aagie6cnnb.xn--p1ai/uploads/libraries/original/cea83c9468b6f06df77461e1f6d8d22ceba02086.pdf?1646462932 Link to comment Share on other sites More sharing options...
ARS Posted August 12, 2022 Share Posted August 12, 2022 По смерти Дуин-Беяна два меньшие брата его, Буденатай и Бильгутай, находясь у Калмыков и услышав, что старший брат их Дуин-Беян, умер, а сноха Алангу овдовела, пришли править тризну. Они поминали брата вместе с тридцатью тремя тысячами слуг, а потом, оба сказали: сноха наша Алангу тоскует и горюет по старшем брате нашем; — сами же сели на борзых коней и помчались на охоту. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1560-1580/Zizn_Gengis_chan/text1.htm Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted August 12, 2022 Share Posted August 12, 2022 8 minutes ago, ARS said: По смерти Дуин-Беяна два меньшие брата его, Буденатай и Бильгутай, находясь у Калмыков и услышав, что старший брат их Дуин-Беян, умер, а сноха Алангу овдовела, пришли править тризну. Они поминали брата вместе с тридцатью тремя тысячами слуг, а потом, оба сказали: сноха наша Алангу тоскует и горюет по старшем брате нашем; — сами же сели на борзых коней и помчались на охоту. https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XVI/1560-1580/Zizn_Gengis_chan/text1.htm Потом Джингиз-Хан старшего сына своего Юджи посадил на ханство в Тармизскую орду, где родится серебро и золото и много драгоценного товару и где простора много. Второго сына, Джедая, посадил на ханство Индостантское, где живет десять тысяч народу разного, и которое составляет собою [226] огромное владенье; потом третьего сына Герея, наделил ханством Куралинским, где много латных людей, много саблей препоясанных и благородной крови мужей. Четвертого сына, Тулибия, посадил он на ханство Московское, где живет народ добродушный, где земля обширная, где облекаются в атлас и в сукно и в джугу; где работы много, яства сладки, царство твердо, неколебимо. И каждым из поименованных владений вместе с народами их, наделил он сыновей. И так корень и начало Ханов поименованных городов проистекают от них. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted August 15, 2022 Share Posted August 15, 2022 Татары (этноним) У этого термина существуют и другие значения, см. Татары (значения). Татары — самоназвание современных татар, крымских татар[1], а также некоторых других тюркских народов.[2] Известно, что у волго-уральских татар самоназвание "татары" использовалось уже с XVI века.[3] Термин «татары» появился у тюркских и монгольских народов в 6–8 веках нашей эры[3]. За многовековую историю слово «татары» приобретало и теряло функции этнонима, политонима, соционима и конфессионима. Этимология Есть множество этимологических разъяснений слова «татар». По версии итальянского францисканца Джованни Плано Карпини, приведённой в книге «История Монгалов, именуемых нами Татарами», этноним «татар» происходит от названия одноименной реки на Востоке[4], название которой происходит от тата, тартар - «тащить, тянуть».[5] Написавший в XVII веке в Хиве «Родословное древо тюрков» Абул-Гази считал, что первоначальное слово «татар» было именем одного из тюркских ханов, а затем оно стало именем народа, то же самое предположил Н. А. Баскаков, который связывал происхождение имени татар от Татара, праправнука Джучи, и далее распространилось на все население Золотой Орды.[6] А. А. Сухарев предполагал, что слово «татар» образовалось из двух слов — «тау» (гора) и «тар» — «тор» (жить) и таким образом означает жителей гор. Согласно Д. Е. Еремееву, «татар» прежде всего является этнонимом тюркоязычным и относится к названиям народов, имеющих окончание «-ар», которое восходит к слову «ар» — «ир», означающему «человек». https://www.wikizero.net/wiki/ru/Татары_(этноним) Link to comment Share on other sites More sharing options...
olley Posted March 27, 2023 Share Posted March 27, 2023 Татарка из Казани в узбекском наряде. Бухара. 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted September 6 Share Posted September 6 https://dzen.ru/a/ZSD-19TKfCVaxUub Link to comment Share on other sites More sharing options...
Steppe Man Posted September 6 Share Posted September 6 Link to comment Share on other sites More sharing options...
кылышбай Posted October 8 Share Posted October 8 В 11.08.2018 в 09:09, Samtat сказал: Я понимаю, mechenosecу, и некоторым казахам больше импонирует позиция булгаристов. Чем меньше претендентов на наследие ЗО, тем лучше. Я думаю таким казахам татары с Поволжья вообще не конкуренты, они с ногайцами делят "наследие" Link to comment Share on other sites More sharing options...
кылышбай Posted October 8 Share Posted October 8 В 31.05.2019 в 09:09, Samtat сказал: Скажу больше, встречая по роду своей деятельности молодых узбеков и кыргызов, вижу в их глазах удивление когда называю им свою национальность. В отличии от узбеков и кыргызов , получавших образовании при Союзе, для которых это не является "экзотикой". А СМИ нас пугают какой-то угрозой "пантюркизма". Хе-хе, смешно, если бы не было так грустно. Странно слышать про узбеков. Хотя Узбекистан большой. В Ташкентской области очень много крымских и поволжских татар Link to comment Share on other sites More sharing options...
кылышбай Posted October 8 Share Posted October 8 Link to comment Share on other sites More sharing options...
кылышбай Posted October 8 Share Posted October 8 В 29.04.2020 в 12:03, asan-kaygy сказал: https://nomadica.ru/biblioteka/se_42_3_trofimova.html Ознакомившись с палеоантропологическими данными по Волго-Камью, вернемся к рассмотренным выше антропологическим типам современного татарского населения и постараемся установить связь между ним и древним населением, обитавшим на территории ТАССР. Мезокефальный темный европеоидный тип (понтийский) может быть связан с длинноголовым европеоидным типом, который был распространен среди поволжских болгар и еще древнее на территории Волго-Камья, уходя своими корнями через скифов к степному европеоидному населению, известному для эпохи бронзы по погребениям срубно-хвалынской культуры. Этот расовый тип, несомненно, связан со степной полосой и тяготеет к югу, что вытекает из палеоантропологических данных и подкрепляется историческими материалами, устанавливающими южные связи мадьярского и болгарского племенных образований, а также и лингвистическими данными (Марр), подтверждающими связи Среднего Поволжья с северным Кавказом в эпоху Хазарского каганата[63]. По-видимому, ареалом образования и распространения этого типа служили степные области от предгорий Кавказа до Средней Волги, к северу границы степной зоны, перехода ее в лес. На окраинах этого ареала – в лесной части на территории Волго-Камья, а также в горах западного Кавказа среди черкесских групп, в областях, изолированных от степной полосы с ее интенсивной исторической жизнью, перемешавшей различные расовые элементы, – на этих окраинах сохранились реликтовые группы, которые поражают своим физическим сходством, будучи к настоящему времени разделены сотнями километров. Н. Я. Марр в ряде своих работ уста-навливал тесные связи языковых элементов народностей среднего Поволжья (в частности, чувашей) с населением Кавказа[64]. Сублапоноидный компонент в Прикамье сформировался на базе метисации прикамских монголоидов ананьинской эпохи со степным длинноголовым европеоидным типом, вероятно, также и под влияние, светлых европеоидных элементов в условиях изоляции отдельные групп[65]. В настоящее время центром локализации этого типа являются районы Прикамья и Приуралья; он распространен как у татар, так и среди {73} мари, удмуртов[66], некоторых групп башкир[67] и широко известен среди коми[68]. Светлые европеоидные компоненты, установленные нами среди татарского населения, не являются чуждыми на территории Волго-Камья. В. В. Бунак, а позднее П. И. Зенкевич установили светлый европеоидный компонент валдайского облика среди мордвы-эрзи, а также и у мари. В последнее время П. И. Зенкевич выделил этот же компонент среди удмуртов. Г. Ф. Дебец по материалам Сергеева описал у мордвы-эрзи Лукояновского уезда б. Нижегородской губ. долихокефальный светло-пигментированный тип. Русские Елабужского района также характеризуются светлым европеоидным типом, сближающимся с валдайским. Светлые европеоидные компоненты, следовательно, представлены среди всех трех лингвистических групп Волго-Камья – финнов, тюрков и русских. Происхождение светлых компонентов на этой территории, по-видимому, связано с различными периодами[69]. Наличие же его не только у татар, но и среди мордвы, мари, удмуртов – населения, аборигенного на этой территории, дает основание думать о древнем бытовании светлого европеоидного типа, вошедшего в состав этих народностей задолго до их сформирования в современные этнические группы. С другой стороны, исторически засвидетельствована русская колонизация, в частности, новгородская, на территории Волго-Камских земель. Известно, например, что новгородскими ушкуйниками был создан город Хлынов. С русской колонизацией также мог быть занесен светлый европеоидный компонент, который частично мог войти в состав окружающего иноплеменного населения[70]. Наконец, монголоидный компонент южно-сибирского облика у татарского населения является следствием оседания на территории Волжско-Камской Булгарии кипчакских военных дружин из Золотой Орды, позднейшей инфильтрации в область Казанского царства ногайских групп и ассимиляции всего этого элемента с аборигенным населением[71]. Таким образом, сложный расовый состав населения Волго-Камья объясняется {74} исключительным положением этой области, расположенной на больших реках, связывающих между собой крайне удаленные районы, на разных этапах исторической жизни, игравшей огромную роль в объединении различных элементов. Наряду с этим, пограничное положение между лесом и степью, способствующее интенсивному обмену между населением лесной и степной областей, делало эту территорию областью стыка земледельческих и скотоводческих культур, областью интенсивного исторического развития, ведшего к распаду старых и возникновению новых племенных объединений, что способствовало вхождению одних и тех же пластов населения в различные племенные группировки. В результате этих процессов, идущих с очень древних времен (ананьинская культура), в населении средневолжских финских, тюркских и русских групп мы встречаем в значительной степени одни и те же расовые элементы, являющиеся органической частью каждой из этих народностей. Н. Я. Марр на языковом материале пришел к аналогичным выводам. «Доисторические племена, следовательно, по речи все те же яфетиды одинаково сидят в русских Костромской губернии, как и в финнах, равно и в приволжских турках…» — писал он[72]. Итак, изучение антропологического состава татар Татарской АССР приводит к выводу, что современное татарское население сложилось на базе древних пластов местного населения, включившего в свой состав некоторые более поздние антропологические наслоения. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Kamal Posted October 10 Share Posted October 10 В 08.10.2024 в 23:29, кылышбай сказал: Вы как-то писали по поводу "ham" (русский союз "и") будто бы каракалпаки переняли от узбеков. Никак не найду тот наш разговор, в какой теме это было..., но, не суть важно. В общем, узбеки говорят "ва", туркмены "ве", но часть хорезмских узбеков говорят "ham" как и каракалпаки, а у казахов как я понял нет такого союза, а применяют союз "жане", что по-каракалпакски означает "ещё", а не "и". Итого, "ham" говорят татары, башкиры, ногайцы, каракалпаки и часть хорезмских узбеков. Какую историческую связь видите между этими народами? Есть и другие параллели, например, "лар", "лер", "лык", "лик" и т.д., которые у обозначенных народов идентичны. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Bir bala Posted October 10 Share Posted October 10 38 минут назад, Kamal сказал: а у казахов как я понял нет такого союза @Kamal В раннее советское время был. Затем он вышел из употребления, и остался другой персизм "жане" в значениях "еще" и "и", и собственно тюркский "мен" в значении "и". 1 Link to comment Share on other sites More sharing options...
Kamal Posted October 10 Share Posted October 10 16 минут назад, Bir bala сказал: @Kamal В раннее советское время был. Затем он вышел из употребления, и остался другой персизм "жане" в значениях "еще" и "и", и собственно тюркский "мен" в значении "и". А как с "лар", "лер", "лык", "лик" и т.д., которых очень много, я лишь обозначил что на ум пришло, а если конкретизировать??? Что страшно, то это то, что в начале устройства советской власти, каракалпаки оказались в составе Казахской АССР, власти которой навязали каракалпакам как раз-таки казахский язык, из-за этого и разругались и разошлись, хотя, это лишь одна из причин нашей разлуки. Если углубиться, то нашего лидера Аллаяра Досназарова казахские большевики под расстрел подвели разными доносами, но Москва дала ему шанс жить, отправив в Башкирию комиссаром НКВД. Но, тяжбу продолжали именно казахи, что до сих пор не могут разобраться - расстреляли его в 1935 русские или в 1937 году узбеки, а казахи - красивые, хотя все они и замутили. Link to comment Share on other sites More sharing options...
кылышбай Posted October 11 Share Posted October 11 14 часов назад, Kamal сказал: Вы как-то писали по поводу "ham" (русский союз "и") будто бы каракалпаки переняли от узбеков. Никак не найду тот наш разговор, в какой теме это было..., но, не суть важно. В общем, узбеки говорят "ва", туркмены "ве", но часть хорезмских узбеков говорят "ham" как и каракалпаки, а у казахов как я понял нет такого союза, а применяют союз "жане", что по-каракалпакски означает "ещё", а не "и". Итого, "ham" говорят татары, башкиры, ногайцы, каракалпаки и часть хорезмских узбеков. Какую историческую связь видите между этими народами? хам есть в каз. литературе, у Абая кажись. Возможно был до ХХ в. Если вы правы то возможно это огузский или ногайский след Link to comment Share on other sites More sharing options...
кылышбай Posted October 11 Share Posted October 11 13 часов назад, Kamal сказал: А как с "лар", "лер", "лык", "лик" и т.д., которых очень много, я лишь обозначил что на ум пришло, а если конкретизировать??? Связь с ногайцами наверное Link to comment Share on other sites More sharing options...
Kamal Posted October 11 Share Posted October 11 6 часов назад, кылышбай сказал: Связь с ногайцами наверное Допустим, связь некоторых групп каракалпаков с ногайцами продолжалась до первой трети 17 века, это максимум, если считать под этими связями союз восточных ногайцев с Есим ханом против ойратов. А дальше более 100 лет каракалпаки были в тесном соседстве с казахами, ногайцы были разделены от каракалпаков или, если точно выразиться, то в отношении некоторых групп каракалпаков название ногайцы стерлось насовсем. Влияние казахского языка на каракалпакский конечно же есть, но некоторые ключевые слова, и вообще, структура речи недалеко ушли от ногайского. А навязанный казахский в начале советского строительства не прижился целиком, лишь изменил некоторые произношения слов. В общем, ногайская подгруппа кипчакского языка себя оправдывает, но в эту подгруппу не входят татарский, башкирский и хорезмский, тем не менее находим общие для всех слова, причем это языки совсем не огузской группы языков, лишь хорезмский является смесью кипчакско-огузского языка. В общем, вывод такой, каракалпаки лишь соседствовали с казахами, а не составляли одну общность как некоторые любят говорить, мол, каракалпаки всю свою историю были под казахским управлением не имея ни своего ханства, ни своей идентичности и суверенитета. Link to comment Share on other sites More sharing options...
Jagalbay Posted October 13 Share Posted October 13 В 10.10.2024 в 19:18, Kamal сказал: Вы как-то писали по поводу "ham" (русский союз "и") будто бы каракалпаки переняли от узбеков. Никак не найду тот наш разговор, в какой теме это было..., но, не суть важно. В общем, узбеки говорят "ва", туркмены "ве", но часть хорезмских узбеков говорят "ham" как и каракалпаки, а у казахов как я понял нет такого союза, а применяют союз "жане", что по-каракалпакски означает "ещё", а не "и". Итого, "ham" говорят татары, башкиры, ногайцы, каракалпаки и часть хорезмских узбеков. Какую историческую связь видите между этими народами? Есть и другие параллели, например, "лар", "лер", "лык", "лик" и т.д., которые у обозначенных народов идентичны. скорее всего хам попало в наши языки через письменный тюрки (чагатайский) Link to comment Share on other sites More sharing options...
АксКерБорж Posted October 13 Share Posted October 13 53 минуты назад, Jagalbay сказал: скорее всего хам попало в наши языки через письменный тюрки (чагатайский) Вы про Һәм? Link to comment Share on other sites More sharing options...