Steppe Man Опубликовано 20 января, 2020 Поделиться Опубликовано 20 января, 2020 халхамонгольский сулдуз Сулдус Довдойн Баяр (11 мая 1946, Улан-Батор — 10 ноября2010) — монгольский археолог, историк, член Германского археологического института. Также известен как боксёр, серебряный призёр чемпионата Азии по боксу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 20 января, 2020 Поделиться Опубликовано 20 января, 2020 15 minutes ago, Steppe Man said: Выше хэрээ тоже местность? " ... эдгээр муж отог улс болбай. " И ясно сказано муж - провинция, местность, и отог - род ... в смысле владениями отца Чагадая и сыновей были и провинции и рода. Надо рассматривать слово "хэрээ" как написано на классик-монгольском?, и согласно или соответсвенно по написанию различается обозначение. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 20 января, 2020 Поделиться Опубликовано 20 января, 2020 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 20 января, 2020 Поделиться Опубликовано 20 января, 2020 2 hours ago, Steppe Man said: чагтага у юрты каракалпаков. На верхнем фото показано убранство каракалпакской юрты, а на нижнем явно не каракалпакская юрта и не каракалпаки запечатлены. И Чагтагу, что бы это ни значило, я никогда не видел. Единственная тонкая лента, которая поднимает и опускает Тунлук, находится с наружной стороны юрты. Вопрос - откуда Вы взяли, что это Чагтага каракалпакской юрты? Что-то вечно путают, где-то написали, что каракалпаки пьют чай с солью, но такой традиции у нас нет. Но мой кыргызский армейский друг любил чай с молоком и солью, и говорил, что у них пьют такой чай (ув. Руст может подтвердить или опровергнуть), предложил и мне, но я только попробовал, было непривычно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 20 января, 2020 Поделиться Опубликовано 20 января, 2020 7 minutes ago, Kamal said: На верхнем фото показано убранство каракалпакской юрты, а на нижнем явно не каракалпакская юрта и не каракалпаки запечатлены. И Чагтагу, что бы это ни значило, я никогда не видел. Единственная тонкая лента, которая поднимает и опускает Тунлук, находится с наружной стороны юрты. Вопрос - откуда Вы взяли, что это Чагтага каракалпакской юрты? Что-то вечно путают, где-то написали, что каракалпаки пьют чай с солью, но такой традиции у нас нет. Но мой кыргызский армейский друг любил чай с молоком и солью, и говорил, что у них пьют такой чай (ув. Руст может подтвердить или опровергнуть), предложил и мне, но я только попробовал, было непривычно. Ну, этот"чагтага" - это не веревка которая открывает и закрывает Тунлук вне юрта. Такая веревка у всех юртов. А этот "чагтага" внутри юрта и обычно со середины "шанырак" привязенными будет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 20 января, 2020 Поделиться Опубликовано 20 января, 2020 33 minutes ago, enhd said: Ну, этот"чагтага" - это не веревка которая открывает и закрывает Тунлук вне юрта. Такая веревка у всех юртов. А этот "чагтага" внутри юрта и обычно со середины "шанырак" привязенными будет. Что-то я ни разу не видел свисающуюся от шанарака веревку. А какова ее функция вообще? Искал Чагтага или похожее слово в каракалпакской юрте, но нигде не видел. Вот например, одна из статей про каракалпакскую юрту, все есть - шанарак, кереге, уык, есик и т.д., но Чагтаги или похожего элемента, нет. https://cyberleninka.ru/article/n/konstruktivnye-i-dekorativnye-osobennosti-karakalpakskoy-yurty/viewer Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 21 января, 2020 Поделиться Опубликовано 21 января, 2020 11 hours ago, Kamal said: На верхнем фото показано убранство каракалпакской юрты, а на нижнем явно не каракалпакская юрта и не каракалпаки запечатлены. И Чагтагу, что бы это ни значило, я никогда не видел. Единственная тонкая лента, которая поднимает и опускает Тунлук, находится с наружной стороны юрты. Вопрос - откуда Вы взяли, что это Чагтага каракалпакской юрты? Что-то вечно путают, где-то написали, что каракалпаки пьют чай с солью, но такой традиции у нас нет. Но мой кыргызский армейский друг любил чай с молоком и солью, и говорил, что у них пьют такой чай (ув. Руст может подтвердить или опровергнуть), предложил и мне, но я только попробовал, было непривычно. Вы путаете меня с кем-то.Я такого не говорил. Я говорил,что туркмены и уйгуры пьют чай с молоком. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 21 января, 2020 Поделиться Опубликовано 21 января, 2020 11 hours ago, Kamal said: Что-то я ни разу не видел свисающуюся от шанарака веревку. А какова ее функция вообще? Эти 2 веревки по каракалпакски как называются? А какова функция вообще? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 21 января, 2020 Поделиться Опубликовано 21 января, 2020 Устройство юрты и её и сборка. Кыргызы – представители древней кочевой цивилизации. Племена кыргызов, занимавшиеся отгонным скотоводством в высокогорных условиях, в течение веков создали и выработали особый тип кочевого переносного дома, который по своей эргономичности не имеет аналогов. Это юрта. Познавательная статья, которую мы предлагаем ниже, вместе с турами по Кыргызстану от компании Ak—Sai Travel поможет вам понять жизнь кочевников, их быт и традиции. Ещё не так давно, 80-90 лет назад, юрта являлась для кыргызов основным видом жилья, но и теперь не потеряла своего значения. Её по-прежнему можно встретить везде – и в столице, и вдоль дорог всей республики, и в ближних сёлах, и на самых отдалённых джайлоо. В юртах устраивают свадебные тои и поминки по усопшему, из юрты провожают в новую жизнь кыргызских невест и в последний путь – покойников. Юрта незаменима ничем, и человечество вряд ли придумает что-либо более универсальное для жизни в условиях постоянного кочевья чабанских семей, жителей горных и степных районов. Юрту легко собрать и разобрать, её удобно перевозить, навьючив на лошадь, верблюда или яка. Она сохраняет прохладу в летний зной, защищает от дождей и ветров, хранит тепло в зимние холода. В ней можно развести огонь и приготовить пищу, что немыслимо для палаток и бивачных шатров европейских путешественников. Многие исследователи Центральной и Средней Азии во время своих экспедиций жили в юртах и высоко отмечали её достоинства и незаменимость как походного жилища. В зависимости от формы купола, юрты кыргызов делятся условно на два вида: конусообразные (на севере Кыргызстана) и полусферические (юг Республики, Чаткальская и Таласская долины). Все элементы деревянных остовов делались народными мастерами, уйчу, как правило, из тала (дикой ивы), заготовки которой носили сезонный характер: февраль-март и октябрь-ноябрь, иногда до декабря. На юге деревья выращивали – жёлтую, белую, чёрную ивы; на севере заготавливали дикорастущие деревья. Ивовая древесина жёлтого и белого цвета шла на приготовление реек и брусьев, решётчатых стен и купольных жердей. Обод куполов делали из более крепких и тяжёлых сортов дерева – карагача, чёрной ивы, иногда – берёзы. Заготовки высушивали, очищали от коры и выгибали, придавая нужный изгиб. Для этого их вставляли между колышками, вбитыми в землю в определённом порядке. От степени сгиба и расстояния до конца жердей и зависела будущая форма купола. Изогнутые жерди соединялись крест-накрест сыромятными кожаными ремешками-клёпками и получались кереге, складные стены юрты. Кожаные клёпки позволяли складывать и растягивать стены юрты, изгибы кереге усиливали ребро жесткости. К слову, у казахов кереге называются иначе — канат (крылья), и их количеством определяется размер юрт: четырёх, пятикрылая юрта. У кыргызов размер юрты определялся количеством ууков – брусьев, создающих купол юрты. В зависимости от их количества, юрты были на шестьдесят, восемьдесят или даже сто ууков. Круг кереге смыкается дверной рамой, босого. Дверь в кыргызских юртах была двустворчатой; дверные рамы состояли из верхней, нижней перекладин и боковых косяков. Деревянные двери юрты составляли наиболее ценную часть жилища, нередко украшались резьбой, раскрашивались яркими орнаментами. В бедных семьях иногда двери заменялись на простой кусок кошмы, подбитый циновкой из тростника. Центральный, и самый главный элемент юрты – тундук или шанырак, круг на верхушке юрты, символ родного очага, украшающий собой флаг Республики. Всё вместе взятое и составляет каркас юрты: кереге, ууки, эшик (двери) и тундук. Для крепления жердей и планок в процессе сборки использовались верёвки, арканы и специальные тканые тесьмы (тегирич), изготовленные с добавлением конского волоса. Собирали юрты, как правило, женщины. Мужчины приходили на помощь лишь тогда, когда нужно было поднимать на жердях тяжёлый верхний обод, скрепляющий кереге, либо когда ставилась зимние юрты, более крупные и тяжёлые. Вокруг стен юрты ставились циновки (чий), обшитые войлоком, который подгибался в летнюю жару. Кошмой, войлоком покрывали юрту сверху, используя для их изготовления овечью, реже — верблюжью шерсть. Боковые покрытия юрты называются туурдук, кошма, покрывающая купол – узук. Для покрытия стен нужно было три, четыре, пять войлоков шириной в среднем 1,7-2 м., а длиной 2,5-5 м. Хорошо выделанные кошмы выдерживали три дня непрерывных дождей. Пол в юрте застилался сначала простой кошмой, сверх него – цветными войлочными коврами, ширдаками. Хотите увидеть, как устанавливают юрту, собирая её дружной кыргызской семьёй всего за пару часов? Или того больше – пожить в ней, прикоснувшись к кочевому быту кыргызов? Нет ничего проще – туроператор по Кыргызстану и Центральной Азии с удовольствием предоставит вам такую возможность! Использованы фотографии с сайта www.foto.kg и из личного архива Ak-Sai Travel kgz-mgl кереге-гэр канат-хана тундук-тооно уук-унь эшик-хаалга туурдук-туурга узук-өрх шанырак-сархинаг/в наших краях тооно иногда называем сархинаг/ ширдак-ширдэг Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 21 января, 2020 Поделиться Опубликовано 21 января, 2020 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 21 января, 2020 Поделиться Опубликовано 21 января, 2020 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 21 января, 2020 Поделиться Опубликовано 21 января, 2020 10 hours ago, Steppe Man said: Вы путаете меня с кем-то.Я такого не говорил. Я говорил,что туркмены и уйгуры пьют чай с молоком. Я не про Вас писал, а выразился, что вечно путают, имея ввиду общую аудиторию. Если бы написал вечно путаете, то это было бы точно про Вас. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 21 января, 2020 Поделиться Опубликовано 21 января, 2020 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 21 января, 2020 Поделиться Опубликовано 21 января, 2020 10 hours ago, Steppe Man said: Эти 2 веревки по каракалпакски как называются? А какова функция вообще? Во-первых, это не каракалпакская юрта. Во-вторых, похожие фото относительно каракалпакской юрты - сравните: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 21 января, 2020 Поделиться Опубликовано 21 января, 2020 Для чего эти ленты? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 21 января, 2020 Поделиться Опубликовано 21 января, 2020 2 minutes ago, Steppe Man said: Для чего эти ленты? Это баскуры, вспомогательный элемент для укрепления устойчивости юрты. Почитайте выше статью, все написано. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 21 января, 2020 Поделиться Опубликовано 21 января, 2020 9 minutes ago, Kamal said: Это баскуры, вспомогательный элемент для укрепления устойчивости юрты. Почитайте выше статью, все написано. Как помогают для устойчивости? Люди берут за руки и тянут вниз? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 21 января, 2020 Поделиться Опубликовано 21 января, 2020 15 minutes ago, Steppe Man said: Как помогают для устойчивости? Люди берут за руки и тянут вниз? А Вы на фото видите людей, тянущих эти ленты вниз?! Ну, соболезную. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Карай Опубликовано 21 января, 2020 Поделиться Опубликовано 21 января, 2020 20.01.2020 в 16:13, Steppe Man сказал: Это надежный каркас. я читала, что это связано со снеговым покровом. С легкой юрты, у которой крыша пружинит, не составит труда стряхнуть снег, а там, где снег и так сдувает - можно более массивный каркас. Может, так и есть... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 21 января, 2020 Поделиться Опубликовано 21 января, 2020 13 minutes ago, Kamal said: А Вы на фото видите людей, тянущих эти ленты вниз?! Ну, соболезную. Каким образам эти ленты служат для устойчивости юрты ? Я не понимаю. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 21 января, 2020 Поделиться Опубликовано 21 января, 2020 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 21 января, 2020 Поделиться Опубликовано 21 января, 2020 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 21 января, 2020 Поделиться Опубликовано 21 января, 2020 7 minutes ago, Steppe Man said: Каким образам эти ленты служат для устойчивости юрты ? Я не понимаю. Эти ленты не только как декоративное оформление юрты, но и играют роль связующих разные детали юрты веревок. Даже веревка, откидывающая тунлук, состоит из узенькой, шириной 5-6 см узорчатой ленты. На снимке наружные ленты юрты (ак баскур): Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 22 января, 2020 Поделиться Опубликовано 22 января, 2020 8 hours ago, Kamal said: Эти ленты не только как декоративное оформление юрты, но и играют роль связующих разные детали юрты веревок. Даже веревка, откидывающая тунлук, состоит из узенькой, шириной 5-6 см узорчатой ленты. На снимке наружные ленты юрты (ак баскур): Наружные это понятно.Я спросил о функциях внутренных. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 22 января, 2020 Поделиться Опубликовано 22 января, 2020 On 1/20/2020 at 8:53 PM, Steppe Man said: чагтага Один из лучших бойцов смешанных единоборств Монголии, спортсмен клуба «Zorky’s MMA» З.Шинэчагтага Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться