-
Сообщения
-
Zake 1279
-
Rust 2083
Приведу машинный перевод "заключения" вышеуказанной статьи.
ЦитатаВЫВОДЫ
Эта новая информация и наш последующий анализ указывают на три вывода относительно развития центральноазиатских идентичностей, происхождения Чингисхана и региональной социальной организации с последствиями для сегодняшнего дня:
1. К моменту прихода к власти Чингисхана тюркоязычные народы Средней Азии не составляли одной тюркской нации и все еще искали пути объединения. Те, кто относил себя к тюркским династиям, жили отдельными, небольшими, этническими и конфедеративными союзами (уйгуры, киргизы, татары, джалаиры, найманы, керейты, кимеки, кипчаки, огузы, карлуки, коныраты, меркиты, татары и др.). И те, кто принадлежал к «коренной монгольской» династии (Белхутун, Букунут, Дурбен, Урянхай, Осбахут, Елжыхен, Харонут, Ыкырет, Ухужын, Сулдус, Ылдуркен, Баяут, Кункулыхут и др.), и те, кто считался «хребтовыми монголами» (Борджигин, Тайчигут, Басут, Хонхотан, Ноегье Барлу, с, Адархин, Батагат, Орогут, Шиджигут, Тохоргут, Багарин, Зедерэн, Салджигут и др.) не были едины, а значит, народ Монголии еще не был нацией. Именно поэтому соседи в Китае называли их «Мэнгу-Шибей», что было первоначальным названием черных татар (шибейских татар). Отделившиеся от более поздних кочевых племен небольшие племенные группы и герои, не подчинявшиеся своим вождям, следовали сначала за Кабулханом, затем за его сыном Бартаном Багатуром (в казахских летописях – Баян Багатур), а затем за внуком Есугеем Багатуром, затем за правнуком Тэмуджином (Чингис-ханом), несмотря на их происхождение, язык и религию, ценя их только за храбрость и верность. Поэтому Чингис-хан, придерживавшийся традиций своих предков, не причислял себя к определенному племени или народу, а жил ни здесь, ни там, между полутюркоязычными и полумонголоязычными народами. Чингисхан принадлежал к монгольскому роду, но использовал тюрков для управления регионом.
2. Десятый предок Чингис-хана Бодончар Мунхаг родился вне брака (по данным казахских устных летописей, его 15-м предком является Богдэ) от неизвестного отца, родственная группа Чингис-хана - Хияд-Борджигин - начинается от Бодончара, происхождение которого неоднозначно, что означает пренебрежение родителями Великого хана и племенными вопросами.
Вот почему до сих пор все жузы-"орды" казахского общества, за исключением Торе, не могут включить Чингисхана в свои племенные летописи. Также ни одно из казахских племен не использует имя Чингис-хана в качестве девиза при нападении на врага из-за его сомнительного происхождения.
3. Чингис-хан в своей военной и организаторской деятельности, как духовно-идеологический источник интеграции различных этносов и племенных союзов, руководствовался системой родства и наследования исторических личностей, признававшихся на протяжении столетий монголами, татарами, огузами и караханами. Система, описанная в Хрониках, ставшая во времена Чингисхана механизмом контроля, объединила людей, говоривших на разных языках, и создала новые возможности для потомков Великого хана, которые продолжали удерживать власть и доминировать в регионе. Согласно летописной системе, возникновение первой централизованной монгольской кочевой империи было возможно не благодаря надежному племенному союзу Чингис-хана, а благодаря активному поощрению стоявших у власти кочевых династий, особенно выходцев из монголов, человека, а не народа. Эта система стала незаменимым инструментом интеграции разных племен, говорящих на разных языках.
Все это не умалит славы Чингис-хана. Центральным аспектом его наследия являются легендарные истории о нем, которые делают Великого Хана еще более великим.
В одном из таких преданий утверждается, что предок Чингис-хана Боданчар был зачат Небом (Тенгри) [Ургунге Онон: 58], имея в виду, что сам Чингис-хан является потомком Неба, т. е. Коке-Тенгри, «Небесно-голубое небо». Формирование такого взгляда на Чингис-хана среди кочевников не позволяет отнести его к конкретному народу. В более широком смысле основание Чингис-ханом Монгольской империи привело к образованию стран-преемников в период правления его потомков. Тем не менее, эти последовательные разработки опирались на фундамент, заложенный ранее, как обсуждалось в этой статье. Таким образом, влияние этих тюркских генеалогических традиций продолжает ощущаться и сегодня. -
Zake 1279
В легенде Даравадари Улуг Ай Ата произошел из глины. Да турецкие историки связывают это с исламом, но в мифологиях происхождение человека из праха (глины) фиксировалось задолго до ислама и христианства. Тут стоит другой вопрос: а как называется глина в тюркских яыках? Есть варианты саз, балшық, а еще?
-
Rust 2083
Из статьи: Moldir Oskenbay, Talas Omarbekov, Gulnara Habizhanova, Iskakova Galiya. TURKIC GENEALOGICAL TRADITIONS: NEW INSIGHTS ON THE ORIGINS OF CHINGGIS-QAN // Man In India, 96 (9) : 3179-3199
-
Rust 2083
Статья по христианству в Центральной Азии:
Li Tang(University of Salzburg, Austria). Turkic Christians in Central Asia and China (5th – 14th centuries)
-
-
10 записи в этой категории