Jump to content
  • Сообщения

    • В 12.05.2025 в 19:00, Лимфоцит сказал:

      Генетика туркмен-юзов Нураты

      N1a -> N-FT53236

      Три представителя туркмен-юзов из района Нураты (Узбекистан) показали принадлежность к гаплогруппе N-FT532366, которая отделилась от N-FT53281 около 850 года н.э. и имеет общего предка, жившего примерно в 1900 году н.э. В этой же ветке встречаются носители из Турции, Казахстана и Каракалпакстана, что свидетельствует о её широком распространении в cтепном мире.

      Туркмен-юзы — это одна из узбекских племенных групп, проживающих в Нуратинском районе. Их происхождение включает в себя разнородные племенные компоненты: в этнонимии и структуре (найман, юз, кунграт, тараклы, балгалы, куса и др.) фиксируются связи с узбекскими племенами, группами Среднего жуза казахов, а также с каракалпаками. Это указывает на конфедеративный характер происхождения когда племя формировалось из остатков различных кочевых групп.

      ПалеоДНК образцы

      Через N-Y16313:

      ⚱️🇰🇿 Gregorievka 95 (тюрко-монгол, 241 - 530 гг.)

      ⚱️🇭🇺 Kunpeszér 7 / 12 / 13 / 30 / 31 / Szegvár 554 / Csepel 1 / 465 / Tatárszentgyörgy 43 (авары, 600 - 850 гг.)

      Через N-F3271:

      ⚱️🇲🇳 Khavtsal 2 / Tsagaan 5 (монголы, 1300 - 1400 г.)

      Наличие большого количества соответствий с палеоДНК аваров, а также тюрко-монгольских степных популяций, указывает на степное восточноазиатское происхождение ветки. Вероятно, предки туркмен-юзов в Нурате были связаны с ранними тюркскими миграциями и монгольскими волнами, которые смешались с другими группами региона.

       

      Как-то не всё гладко с этими нуратинскими туркменами. Хотя я ещё не дошел до полноценного изучения, но по имеющимся сведениям смею предположить, что здесь явно замешаны и каракалпакские рода, по крайней мере каракалпакские Казаяклы, отмечаемые также и русскими очевидцами наравне с другими каракалпакскими родами, обозначенные ими как туркмены говорящие на киргизском языке, точно замешаны.

      И вообще, в чисто нынешней туркменской родоплеменной структуре род Казаяклы отсутствует вчистую, зато среди нынешних каракалпакских родов Казаяклы представлены в большом количестве в обоих Арысах, и понемножку присутствуют среди ставропольских туркменов и кавказских ногайцев, то есть исторические параллели налицо. 

      А по совокупности всех известных каракалпакских легенд, получается, что род Казаяклы наравне с Муйтенами являются основоположниками современного каракалпакского народа.

       

    • 4 часа назад, olley сказал:


      Похожие холодные супы есть во многих кухнях мира. У узбеков имеется собственный вариант, который готовят в жаркое время года.


      Холодный суп гужа (go'ja) из зерен пшеницы и сузьмы.


      Готовим зёрна пшеницы в казане вечером или ранним утром. Варим их на слабом огне не менее трёх часов, пока крупа полностью не размягчится.
      Сузьму разводим очень холодной водой до консистенции кефира и соединяем с остывшей кашей.
      Добавляем мелко нарезанную зелень - райхон.
      В Маргилане, когда поспевает черешня, к супу добавляют несколько ягод в косушку. Немного позже, в сезон урюка, кладут половинки мягкого свежего урюка.
      Суп готов.

       

       

      Не, не пробовал такое. У нас "гоже" это сваренный в молоке рис с добавлением маша и лобио, приготовляемый в основном для детей. Это блюдо я всегда любил и моя мамка его готовила каждый раз, когда я приезжал на каникулы или в отпуск даже в мои взрослые годы, я просто обожал этот суп. Иногда рис, маш и лобио варят в воде и заправляют кефиром, но это в основном для взрослых или для любителей кисленького.

    • В 08.05.2025 в 11:03, olley сказал:

      В Каракалпакстане готовят бешбармак (турама) из индейки - тоже вкусное мясо. 

      Ну, вообще-то, любое блюдо из индейки это очень даже уважаемое блюдо для каракалпаков, только под мясо индейки у нас принято готовить исключительно "жуери гуртук", когда клецки готовят из муки жуери (сорго) особым способом. А "турама" готовится исключительно из мяса говядины, которого крошат в мелкие кусочки и смешивают с клёцками, приготовленными из пшеничной муки. Подобие таких блюд ,,турама,, есть и у туркменов и ногайцев, а среди других тюркских народов не отмечено, зато аналог блюда "жуери гуртук"с мясом индейки есть у калмыков и кавказских народов, где клецки готовят из кукурузной муки, как аналог муки из сорго. Географически, очень даже приличное расстояние если судить по принципу влияния соседних культур. Так, откуда же это блюдо "жуери гуртук" распространилось у каракалпаков, если его нет даже у узбеков?

       

    • В 19.04.2025 в 18:25, АксКерБорж сказал:

      Табуны КРС в 1960-х годах зимой в лесах навряд ли содержали, КРС не лошади, суровые зимы не вынесли бы, тем более отел.

      При нехватке кормов вполне могли в лес выгонять. У нас до сих пор так делают. Особенно при ветре, коровы сами уходят в лес. 

      В лесу коровы собирают в кучу ветки, теленок лежит не на снегу. На следующий день хозяева находят, привозят. 

    • В 13.05.2025 в 23:46, Чече-Баатыр сказал:

      Я склоняюсь к тому,что на рубеже 13-го века политическая ситуация в южной Сибири у енисейских кыргызов была подобно той,что была у тех же енисейских кыргызов,но века 16-17 

      То есть,были условные собственно кыргызы (возможно, представленные родами сарыбагыш и пр),а были телесские племена (представленные родами: Бугу, Мундус, Телес,Кыпчак и пр)

      Положение вторых на фоне первых скорее напоминало либо положение кыштымов у кыргызов 13-го века (где они четко отделяли себя друг от друга),либо ситуация была подобна той,что была у тех же енисейских кыргызов и тубинцев (которые вроде кыргызы,но в тоже время и не совсем. Частенько упоминается,как совершенно отдельная,но близкая им группа. Тоже часть правящего сословия,выше кыштымов)

      При миграции кыргызов на Тянь-Шань на фоне этих событий кыргызов все это растрясло и все эти племена просто приняли один общий этноним - кыргыз

      Да, были собственно кыргызы, и подчиненные им племена, "другой кости" чем кыргызы, - хакасы, тувинцы (хагяс, туба/дуба) и еще кто-то. Этих я запомнил по знакомым названиям борьбы - хуреш, тувинская и курес, хакасская (земляки выступали по этим видам на Спартакиаде народов Сибири и ДВ).  

      Эти 5-6 племен и составляли народ хыргыз, с которыми всё время воевали мои предки - баргуты, буряты. 

  • Тэсинская стела


    Rust

    Тэсинская стела

    Обнаружена С.Г.Кляшторным и сотрудниками Института истории АН МНР С.Харжаубаем и А.Очиром летом 11466 года в Северо-Западной Монголии, в долине реки Тэс.
    Сама стела это камень - блок красноватого гранита, прямоугольный в сечении, с обломанным штырем на одном конце и со следами старого излома на другом, и с древнетюркской надписью по четырем сторонам. Ныне хранится в Улан-Баторе, в Институте истории АН МНР. Первая часть Тэсинской надписи содержит достаточно указаний на Основной сюжет памятника - воцарение в наследника уйгурского Элетмиш-Бильге-кагана, его второго сына Кутлуг Бильге-таркан-сенгуна, "поднятого на белом войлоке" в мае 759 года. Надпись переведена С.Г.Кляшторным.

    ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

    Кутлуг-Бильге-таркан-сенгун, сын одного из основателей Второго Уйгурского каганата (периодизация А.Г. Малявкина - А.Р.) Элетмиш-Бильге-кагана, был посажен на престол в 759 году.
    Право на престол перешло к нему после казни его старшего брата Кутлуг-Бильге-ябгу, обвиненного в мятеже после успешного похода в Китай для помощи императору в борьбе с восставшим Ань-Лушанем, представителем знатного тюрко-согдийского рода. Подробнее о восстании Ань-Лушаня у Л.Н.Гумилева.
    Согласно танским династийным хроникам, по восшествии на престол принц получил имя Мэуюй-кэхань, то есть Бёгю-каган (bogu qagan - "мудрый каган"). Китайские источники содержат и другие варианты тронного имени: Тенгри-каган, Тенгри Эльтутмыш Алп Кюлюг Бильге-каган и, самый полный вариант - Тенгриде Кутболмыш Эльтутмыш Алп Кюлюг Бильге-каган.
    В 762 году он лично участвует в походе в Китай против мятежников - последователей дела Ань-Лушаня. Его сопровождает старшая жена Бильге-катун, дочь виднейшего танского военачальника, героя войн с Ань-Лушанем, выходца из княжеского рода племени "Бугу", принадлежащего как и уйгуры к племенному союзу "Токуз-огузов", Хуай-эня. (В 768 году она умирает и каган женится на ее младшей сестре.
    В 763 году Бёгю-каган объявляет официальной религией Уйгурского каганата манихейство. Один из древнеуйгурских манихейских текстов Турфана содержит его "религиозный" титул "Ulug Ilig Tengride Qut bolmysh Erdenin Il Tutmysh Alp Qutlug Kulug Bilge Ujgur Hagan Zahagi Mani". Последние два слова "потомок, или реинкарнация Мани".
    В 779 году, в результате "антиманихейского" мятежа, во главе с самым влиятельным после кагана сановником, "главой внутренних буюруков" Ынанчу бага-тарханом (он же Тон бага-тархан) Бёгю-каган погибает. Вместе с ним мятежники казнят родичей и множество согдийских манихейских священников.

    Западная сторона
    (1)

    (строка полностью разрушена)

    (2)

    ... в год ...

    (3)

    ... был поднят (на войлоке, то есть возведен на трон) ...

    (4)

    ... был поднят (на войлоке). Когда мой уйгурский хан правил (элем) ... в год курицы...

    (5)

    ... Мой Элетмиш-хан умер, (душа его) улетела. Его сын, мой ябгу, каганом стал.

    (6)

    ... на царство сел. Сыновья его стали (один) - ябгу тардушей, а (другой) - шадом тёлисов. Мой хан элем правил (или: Мой хан Эльтутмыш).

    Северная сторона
    (7)

    ... Когда, в прежние времена, были сотворены (или: возникли) ... уйгурские каганы на царство сели, (они были) мудрые и великие каганы.

    (8)

    ... они на царстве сидели. Триста лет множеством (букв.: тысячью) своих элей они правили. Потом их народ погиб.

    (9)

    ... Став мятежным из-за (наущений) вождей бузуков (их народ?) погиб, из-за (подстрекательства) ничтожного Кюля и двух именитых (их народ?) погиб.

    (10)

    ... Беди Берсил и Кадыр Касар тогда погибли. Тот мой народ затевал многие (междоусобные) распри и ссоры.

    (11)

    ... В прежние времена восстав на табгачей, они были разбиты. Уйгурские каганы десять лет (тогда) царствовали. (Потом) еще прошло семьдесят лет.

    Восточная сторона
    (12)

    ... Неборожденный Элетмиш уйгурским каганом на царство сидел.

    (13)

    ... был. Каган .. двое(?) были. После этого Оёд кенч каганом стал.

    (14)

    ... из-за ... тридцать (лет) элем правил. Потом он умер.

    (15)

    ... Мой неборожденный Элетмиш-каган на царстве сидел, элем правил.

    (16)

    ... Ради (прославления) своего герба (знака) мой каган, на народы, что живут впереди, в стороне солнечного восхода, (пошел походом?).

    (17)

    ... вознося хвалу его, его посадили главою (эля)...

    Южная сторона
    (18)

    ... Кюль-бег-бильге-каган...

    (19)

    ... он поселился в Касар Коруге, поставил чыт, возвиг ставку. (Там) он провел лето.

    (20)

    ... На востоке, в Эльсере (?) он поселился. Свои знаки и свои письмена так повелел выбить, так соорудить.

    (21)

    ... девять буюруков... мои уйгуры, Тай...

    (22)

    (строка полностью разрушена)
    Библиография
    • С.Г. Кляшторный. Тэсинская стела (предварительная публикация).//Советская тюркология. - Баку, 1983 - № 6 - С.76-91

    User Feedback

    Recommended Comments

    There are no comments to display.


×
×
  • Create New...