Перейти к содержанию
  • Сообщения

    • 1 час назад, АксКерБорж сказал:

       

      Этнонимы татар, карататар как общее самоназвание всех тех племен в совокупности мы обсуждали подробно в других темах, повторяться здесь нет смысла и времени.

      Касательно нирун. Мое субъективное мнение, что это не этноним, не самоназвание, а так сказать панегирический термин сродни эпитетам "асыл тұқым", "алтын ұрұқ", "төре", "ақ сүйек". Поэтому не надо их равнять между собой, потому что один реальный, а второй книжный. 

       

       

      Об этом у меня не было и речи, не надо переиначивать мои слова.

      Да и адвокат российским историкам в вашем лице точно не нужен, я сам часто ссылаюсь на их труды, у меня их исследования всегда на третьем месте после персидских и китайских источников.

       

       

      С этим вашим дополнением перевода "мы не пришельцы, не безродные, а чистокровные" я согласен, но он сути моего перевода не меняет, смысл слов Абая остается тот же.

       

       

      Ничего странного нет, я передал лишь то, что может понять любой казах, интересующийся историей, прочитав этот эпизод.

      Вашему подозрению "нравится - не нравится" здесь нет места.

      Разве вам самому (без всякой библиографии) непонятно, что:

      1) слова "... Есте жоқ ескі мезгілде, маңғұлдан бір татар аталған халық бөлінген екен. Қытайлар „татан" деп жазды" почерпнуты Абаем из статей по истории и наверняка их русских.

      2) а слова "... Осы күнде де қазақтың төре нәсілдері өзін-өзі біз татармыз деп айтысады. Онысы біз келімсек емес, түпсіз емес, таза тұқымбыз деген орынға айтылады" почерпнуты Абаем из уст народа.

       

      Я вам показал источник где татары не равно нирунам , остальное уже ваше  сочинение 

    • 3 часа назад, Boroldoi сказал:

      Вот вот. Ничем не отличаются, такая же сборная солянка. Как и в любом другом кочевом роде или овог.

      И генетика ничего относительно нирунов не подтверждает. За неимением ни одного палеоднк собственно “нирун монгола”, все остальное в лучшем случае спекуляции. 
      остальное не понял что вы хотели сказать.

      Ну если вы считаете что генеалогия из ССМ не верна то это ваши проблемы, я считаю, что во многих случаях она имеет совпадения по генетике и так считаю не только я один если что. 

      И нет ни одного генетика кто сомневался бы в нашем тезисе.

      А насчет палеоДНК нирун-монголов как вы по археологии будете определять что перед вами потомок Бодончара и его братьев?

      Такое в принципе не возможно

    • 3 часа назад, Лимфоцит сказал:

      Это вам нужно написать научную статью что старкластер 4541 , что выше уже не старкластер , а так у вас фантазии на форуме , аналогично 

      Я уже целый ряд статей писал про старкластер и конкретные его субклады.

      В следующей статье так и напишу.

      От вас статей не дождешься думаю

    •  

      Почему-то никто не обращает внимания на такой очевидный факт, что казахи (не считая наших форумных кыпшаковедов-анатиливедов-отрароведов)) не связывают свое происхождение и прошлое с половецкими- команскими-кыпчакскими, мамлюкскими, канглинскими-хорезмскими личностями прошлого. Несмотря на то, что историки приписали казахов, их язык и культуру к кыпчакам.

      По сухому факту все легенды, генеалогические личности прошлого в памяти народа это татарские-монгольские личности (Аланкай, Домбаул, Майкы, Чомекей, Чингизхан-Темирхан, Кет-Бука и т.д. и т.п.). Этой исторической и этнической памятью пронизано у казахов буквально все – и родословные, и культура, и личные имена, и этнонимы, и культура, и пр.

       

    • 3 часа назад, Лимфоцит сказал:

      Я про вас , про ваше мнение , у Рада татары отдельно от нирун , это показал вам 

       

      Этнонимы татар, карататар как общее самоназвание всех тех племен в совокупности мы обсуждали подробно в других темах, повторяться здесь нет смысла и времени.

      Касательно нирун. Мое субъективное мнение, что это не этноним, не самоназвание, а так сказать панегирический термин сродни эпитетам "асыл тұқым", "алтын ұрұқ", "төре", "ақ сүйек". Поэтому не надо их равнять между собой, потому что один реальный, а второй книжный. 

       

      16 часов назад, boranbai_bi сказал:

      русские историки много чего полезного оставили после себя, если вы в чем то с ними несогласны, это надо аргументировать. Просто писать, что все от них  нельзя принимать во внимание априори, это неправильно (вы сами все понимаете)

       

      Об этом у меня не было и речи, не надо переиначивать мои слова.

      Да и адвокат российским историкам в вашем лице точно не нужен, я сам часто ссылаюсь на их труды, у меня их исследования всегда на третьем месте после персидских и китайских источников.

       

      16 часов назад, boranbai_bi сказал:

      я лишь поправил ваш перевод.

       

      С этим вашим дополнением перевода "мы не пришельцы, не безродные, а чистокровные" я согласен, но он сути моего перевода не меняет, смысл слов Абая остается тот же.

       

      16 часов назад, boranbai_bi сказал:

      странное у вас отношение к документу - то, что вам нравится, вы цитируете как истину, а что не нравится, это “он у русских историков прочитал” (хотя библиографии он не оставил, поэтому это лишь спекуляция)

       

      Ничего странного нет, я передал лишь то, что может понять любой казах, интересующийся историей, прочитав этот эпизод.

      Вашему подозрению "нравится - не нравится" здесь нет места.

      Разве вам самому (без всякой библиографии) непонятно, что:

      1) слова "... Есте жоқ ескі мезгілде, маңғұлдан бір татар аталған халық бөлінген екен. Қытайлар „татан" деп жазды" почерпнуты Абаем из статей по истории и наверняка их русских.

      2) а слова "... Осы күнде де қазақтың төре нәсілдері өзін-өзі біз татармыз деп айтысады. Онысы біз келімсек емес, түпсіз емес, таза тұқымбыз деген орынға айтылады" почерпнуты Абаем из уст народа.

       

  • Тэсинская стела


    Rust

    Тэсинская стела

    Обнаружена С.Г.Кляшторным и сотрудниками Института истории АН МНР С.Харжаубаем и А.Очиром летом 11466 года в Северо-Западной Монголии, в долине реки Тэс.
    Сама стела это камень - блок красноватого гранита, прямоугольный в сечении, с обломанным штырем на одном конце и со следами старого излома на другом, и с древнетюркской надписью по четырем сторонам. Ныне хранится в Улан-Баторе, в Институте истории АН МНР. Первая часть Тэсинской надписи содержит достаточно указаний на Основной сюжет памятника - воцарение в наследника уйгурского Элетмиш-Бильге-кагана, его второго сына Кутлуг Бильге-таркан-сенгуна, "поднятого на белом войлоке" в мае 759 года. Надпись переведена С.Г.Кляшторным.

    ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

    Кутлуг-Бильге-таркан-сенгун, сын одного из основателей Второго Уйгурского каганата (периодизация А.Г. Малявкина - А.Р.) Элетмиш-Бильге-кагана, был посажен на престол в 759 году.
    Право на престол перешло к нему после казни его старшего брата Кутлуг-Бильге-ябгу, обвиненного в мятеже после успешного похода в Китай для помощи императору в борьбе с восставшим Ань-Лушанем, представителем знатного тюрко-согдийского рода. Подробнее о восстании Ань-Лушаня у Л.Н.Гумилева.
    Согласно танским династийным хроникам, по восшествии на престол принц получил имя Мэуюй-кэхань, то есть Бёгю-каган (bogu qagan - "мудрый каган"). Китайские источники содержат и другие варианты тронного имени: Тенгри-каган, Тенгри Эльтутмыш Алп Кюлюг Бильге-каган и, самый полный вариант - Тенгриде Кутболмыш Эльтутмыш Алп Кюлюг Бильге-каган.
    В 762 году он лично участвует в походе в Китай против мятежников - последователей дела Ань-Лушаня. Его сопровождает старшая жена Бильге-катун, дочь виднейшего танского военачальника, героя войн с Ань-Лушанем, выходца из княжеского рода племени "Бугу", принадлежащего как и уйгуры к племенному союзу "Токуз-огузов", Хуай-эня. (В 768 году она умирает и каган женится на ее младшей сестре.
    В 763 году Бёгю-каган объявляет официальной религией Уйгурского каганата манихейство. Один из древнеуйгурских манихейских текстов Турфана содержит его "религиозный" титул "Ulug Ilig Tengride Qut bolmysh Erdenin Il Tutmysh Alp Qutlug Kulug Bilge Ujgur Hagan Zahagi Mani". Последние два слова "потомок, или реинкарнация Мани".
    В 779 году, в результате "антиманихейского" мятежа, во главе с самым влиятельным после кагана сановником, "главой внутренних буюруков" Ынанчу бага-тарханом (он же Тон бага-тархан) Бёгю-каган погибает. Вместе с ним мятежники казнят родичей и множество согдийских манихейских священников.

    Западная сторона
    (1)

    (строка полностью разрушена)

    (2)

    ... в год ...

    (3)

    ... был поднят (на войлоке, то есть возведен на трон) ...

    (4)

    ... был поднят (на войлоке). Когда мой уйгурский хан правил (элем) ... в год курицы...

    (5)

    ... Мой Элетмиш-хан умер, (душа его) улетела. Его сын, мой ябгу, каганом стал.

    (6)

    ... на царство сел. Сыновья его стали (один) - ябгу тардушей, а (другой) - шадом тёлисов. Мой хан элем правил (или: Мой хан Эльтутмыш).

    Северная сторона
    (7)

    ... Когда, в прежние времена, были сотворены (или: возникли) ... уйгурские каганы на царство сели, (они были) мудрые и великие каганы.

    (8)

    ... они на царстве сидели. Триста лет множеством (букв.: тысячью) своих элей они правили. Потом их народ погиб.

    (9)

    ... Став мятежным из-за (наущений) вождей бузуков (их народ?) погиб, из-за (подстрекательства) ничтожного Кюля и двух именитых (их народ?) погиб.

    (10)

    ... Беди Берсил и Кадыр Касар тогда погибли. Тот мой народ затевал многие (междоусобные) распри и ссоры.

    (11)

    ... В прежние времена восстав на табгачей, они были разбиты. Уйгурские каганы десять лет (тогда) царствовали. (Потом) еще прошло семьдесят лет.

    Восточная сторона
    (12)

    ... Неборожденный Элетмиш уйгурским каганом на царство сидел.

    (13)

    ... был. Каган .. двое(?) были. После этого Оёд кенч каганом стал.

    (14)

    ... из-за ... тридцать (лет) элем правил. Потом он умер.

    (15)

    ... Мой неборожденный Элетмиш-каган на царстве сидел, элем правил.

    (16)

    ... Ради (прославления) своего герба (знака) мой каган, на народы, что живут впереди, в стороне солнечного восхода, (пошел походом?).

    (17)

    ... вознося хвалу его, его посадили главою (эля)...

    Южная сторона
    (18)

    ... Кюль-бег-бильге-каган...

    (19)

    ... он поселился в Касар Коруге, поставил чыт, возвиг ставку. (Там) он провел лето.

    (20)

    ... На востоке, в Эльсере (?) он поселился. Свои знаки и свои письмена так повелел выбить, так соорудить.

    (21)

    ... девять буюруков... мои уйгуры, Тай...

    (22)

    (строка полностью разрушена)
    Библиография
    • С.Г. Кляшторный. Тэсинская стела (предварительная публикация).//Советская тюркология. - Баку, 1983 - № 6 - С.76-91

    Обратная связь

    Рекомендуемые комментарии

    Комментариев нет


×
×
  • Создать...