Перейти к содержанию

Лидеры

  1. Zake

    Zake

    Пользователи


    • Баллы

      7

    • Постов

      17677


  2. asan-kaygy

    asan-kaygy

    Admin


    • Баллы

      5

    • Постов

      28584


  3. Bir bala

    Bir bala

    Пользователи


    • Баллы

      3

    • Постов

      3041


  4. Boroldoi

    Boroldoi

    Пользователи


    • Баллы

      2

    • Постов

      1584


Популярный контент

Показан контент с высокой репутацией 11/23/21 во всех областях

  1. @Zake Вот я перевел только те фрагменты, где есть непосредственное упоминание этнонима "Қазақ" в "Алам Арай Сефеви" . اما از اين طرف خبر آوردند که اينك عبيدالله خان و جانی بيك سلطان با سلطان زاده های قزاق فردادم آفتاب می رسند. نجم ثانی چون به سپاه نظر کرد ديد که هيچ کدام رمق ندارند. بابر پادشاه گفت: بيا تا به سلامت برويم. مال و خيمه و خر گاه به جهنم. در سمرقند در قورخانهٔ صاحب قران بسيار است. خود را برسانيم که چون فردا در برابر ازبك دشتی و قزاق خانی با اين سپاه بی قوت مشکل است که شکست نخوريم Однако с этой стороны пришла весть, что Убайдулла хан и Джанибек султан вместе с казахскими султанзаде прибудут до завтрашнего восхода солнца. По скольку Наджм Сани обратил взор на [их] армию, то ни у кого из них не осталось и боевого духа. По сообщению падишаха Бабура: Пойдемте в безопасное место. Животных и палаток мы потеряли. В Самарканде у Сахибкирана полно арсенала. Там и возьмем для завтрашнего сражения против диких узбеков и казахского хана, и они обессилив, познают поражение. Комментарий: Убайдулла хан - пятый представитель узбекской династии Шейбанидов, который в 1533—1540 годах правил в Бухарском ханстве и являлся удельным правителем Бухарского вилайета (1504—1509 / 1510—1533) Джанибек султан - представитель узбекской династии Шейбанидов. Узбекский военачальник и политик. Наджм Сани - персидский военачальник, служивший Исмаил Шаху. Не знаю на сколько оценивать данный источник вообще. Очень сомнительная информация. Да и в целом трудно поверить, что находясь в таком шатком положении, после Бурундука, Касым Хан стал бы вести такую активную политику на территории Ирана, учитывая данные, которые были описаны в Тарихи Рашиди. Я больше склоняюсь к мнению, что это все таки не сын казахского Касыма, а вообще кто-то другой. В википедии про Шейбани хана есть другая версия по которой Абулхайр вообще сын Хамза султана, и он погиб в то же время и похоронен рядом с Шейбани ханом. А вообще, чтобы все было "научно", как любят говорят нынче все псевдо историки и люди вообще, надо найти косвенные источники, где упоминается этот Абулхайр в целом. А пока не трогать его вообще. А то по наговорят обществу, мол уникальная находка смотрите, казахи и в Иране успели по воевать, а потом оказывается, что это фейк, и думай, как уворачиваться от вопросов "Это же вы говорили об этом и т.д."
    3 балла
  2. Эти историки тоже считают, что у Касымхана был сын по имени Абулхаир: https://e-history.kz/ru/news/show/4545/ "Благодаря «Алам-ара-йи шах Исмаил», мы впервые узнаем о сыне Касым-хана Абу-л-Хайр-хане (Абулхаире). Его имя не встречается в других известных источниках, однако это не означает, что у Касым-хана не было сына. Выполняя приказ Касым-хана, Абу-л-Хайр-хан с войском в восемьдесят тысяч человек занял Ташкент. Владея Ташкентом, он оттуда дважды «угрожал Самарканду». Между 60-тысячным войском Мухаммеда Шейбани-хана и 80-тысячным войском Абу-л-Хайр-хана «в охотничьих местах Афрасйаба» произошло сражение, в котором победу одержало «степное войско», то есть казахи, но сам Абу-л-Хайр-хан был ранен стрелой в руку. Мухаммед Шейбани-хан бежал, опустошил Самарканд, направился в Бухару, чтобы оттуда отступить в свою вотчину Джайран. Узнав о том, что Абу-л-Хайр ранен и ушел назад в Степь, Шахибек-хан вернулся в Самарканд..."
    2 балла
  3. Карты России XVI - XX веков в открытом доступе На сайте Национальной библиотеки Франции размещены копии более 1300 карт России, созданных в XVI - XX вв. Материалы представлены по ссылке: https://gallica.bnf.fr/services/engine/search/sru?operation=searchRetrieve&exactSearch=false&version=1.2&query=%28%28notice%20all%20%22Russie%22%20and%20not%20%28dc.creator%20all%20%22Russie%22%20or%20dc.contributor%20all%20%22Russie%22%20%29%20%29%20and%20not%20dc.publisher%20all%20%22Russie%22%20%29%20%20and%20%28dc.type%20all%20%22carte%22%29%20and%20%28%28bibliotheque%20adj%20%22Biblioth%C3%A8que%20nationale%20de%20France%22%29%29%20and%20%28provenance%20adj%20%22bnf.fr%22%29
    2 балла
  4. 1. Староказахский это специальный термин который используют узкие специалисты еще с советских времен если в языке рукописи нормы далеки от чагатайского и близки степным кипчакским языкам. ЕМНИП Юдин этот термин ввел. Таков язык Таварихи Гузидайи Нусрат наме и видимо язык данного сочинения 2. Он иранист-востоковед. Насчет фольк-хистори здесь я не читал его посты так как вы. Надо напрямую у него спросить на каком языке говорил Чингиз-хан после чего будет все ясно. 3. Я с ним по многим пунктам не согласен. Я критикую его позицию по Мунтахаб ат-Таварих и т.д., но то что он нашел эту важную рукопись для истории Казахстана это очень круто. Такие находки новых источников по истории Казахстана очень большая редкость.
    2 балла
  5. Очень интересная статья о средневековых монгольских шахматах найденных в Ингушетии. Также хороший обзор о различиях в шахматах из разных регионов. Надеюсь это соответствующий раздел форума. https://www.orientalistica.com/jour/article/view/23?fbclid=IwAR1Yj4SoyodohoLA_Gt7AaOHdrgC3Fgmtpb0LCFCMcuZApU6py1vY2lJqTo
    1 балл
  6. Это был другой юзер, идейный последователь АКБ. Но такой же все-дозволенный кажется.
    1 балл
  7. РУКОПИСЬ ЖЕНЫ КАСЫМ ХАНА (начало XVI в) Трактат по мусульманскому богословию на тюркском языке (кыпчакском диалекте), без начала и конца; этот трактат разделен на семьдесят одну главу, и заключение; каждый из них посвящен объяснению отрывков из священного Корана и иллюстрирован одним или несколькими рассказами, относящимися к священным персонажам Ислама. Дата написания: 1501-1515 годы Язык написания: тюркский (староказахский) Формат: Насталик, начало XVI в. 193 листа. 21 × 14 сантиметров. – «Бухарский переплет». Описание: Это произведение посвящено (лицевая сторона 2-го листа) Айше Султан Ханым (Бегим), дочери султана Хусейна Мирзы, (Хусейна Байкары) тимуридского правителя, которая вышла замуж за узбек-казахского султана Касыма Джахангира (Касым хана) в конце XV века, последние дни ее прошли в Индии, в империи Великих Моголов; эта рукопись, по всей видимости из частной личной ее библиотеки. Книга вероятно после прихода шибанидов в Мавераннахре, через бежавших из Средней Азии тимуридов попала в Индию, затем в XIX веке книга была приобретена национальной библиотекой Франции. Источник: Национальная библиотека Франции. Отдел рукописей. https://www.facebook.com/story.php?story_fbid=1008812286341343&id=100016377433352
    1 балл
  8. Так вы сами писали что никакого отождествления с буддийским божеством не было. Теперь пишите по другому и удивляетесь типа "ну и что"? Хубилай был внуком и современиком Чингисхана. По сути он и создал эту традицию государственного и религиозного почитания своего деда. Т.е. я имею в виду государственный юаньский культ почитания Чингисхана (8 белых юрт, дархаты и т.д ). Будисты (Пагба-лама) понятно что подстроились под Хубилая и позже под его потомков. Я же привел данные, где пишется что в Ордосе ламы-дархаты на тибетском языке поют гимны-восхваления Чингисхану. И в целом всё это соответствовало китайской традиции почитания предков императора, связанной с разными церемониями.
    1 балл
  9. Кстати, кочевников (калмаков?) Улуса Джучи продолжал обращать в ислам и беклярбек Едиге: http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Klavicho_2/text5.phtml?id=11515 ..У императора Тотамиша был сын, которого Едигуй выгнал из его земли. Тотамишь бежал в землю, которая недалеко от Самарканда, а сын в Кафу, Генуэзский город, который граничит с Татарией. Едигуй напал на этот город Кафу, потому что сын Тотамиша оттуда воевал с ним и нанес большой вред всей земле; жители города заключили мир с Едигуем, а сын Тотамиша бежал к Тамурбеку. Этот Тотамишь и сыновья его живы и в дружбе с Тамурбеком. А Едигуй обратил и обращает постоянно Та-тар в магометанскую секту; еще недавно они не верили ни в ту веру ни в другую, пока теперь не приняли магометанства....
    1 балл
  10. https://www.litmir.me/br/?b=613324&p=1 ...Дело в том, что Чингис-хан в тюрко-монгольском мире считался не просто автором Ясы, а создателем всего тюрко-монгольского права! Так, всего два десятилетия спустя после смерти Чингис-хана францисканец Бенедикт Поляк, посетивший Монгольскую империю в 1245–1247 гг. в составе посольства Папы Римского под руководством Иоанна де Плано Карпини, со слов своих монгольских информаторов писал, что «Чингис-кан был создателем их [религиозного права]», и что «у них есть некие традиции, [созданные] Чингис-каном, которые они соблюдают»[16]. Таким образом, основателю Монгольской империи приписывалось также и введение запретов-табу (запрет дотрагиваться ножом до костра, садиться на плеть, проливать молоко и др.), являвшихся на самом деле старинными обычаями тюрко-монгольских народов Евразии[17 Уже в XV в. Чингис-хан стал считаться и создателем «торе» — довольно сложной политико-правовой категории, представлявшей собой совокупность древних тюрко-монгольских принципов организации государства, органов власти и взаимоотношений между монархом и подданными, возникших ещё в древнетюркском обществе[18]. Так, известный персоязычный тимуридский историк Шихаб ад-Дин Абдаллах б. Лутфаллах ал-Хавафи, более известный как Хафиз Абру (ум. 1430) в своём сочинении «Дополнение к собранию сочинений Рашида» (или «Продолжение «Сборника летописей”») пишет: «Причиною вражды эмиров к Узбеку было то, что Узбек постоянно требовал от них обращения в правоверие и ислам и побуждал их к этому. Эмиры же отвечали ему на это: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон (тура) и устав (ясык) Чингиз-хана и перейдём в веру арабов?»[19]. Среднеазиатский завоеватель Бабур, основатель империи Великих Моголов в Индии, также пишет в своих «Записках»: «Мои предки и родственники всегда тщательно соблюдали законы Чингиза. В собраниях, при дворе, во время празднеств, сидя и вставая — никогда они не шли наперекор установлениям Чингиза» (в оригинале — «торе-и-Чингиз». — Р. П.)[20]. А в XVI в. тюркские народы, исповедовавшие ислам, приписывали Чингис-хану и создание адатов — правовых обычаев, действовавших одновременно с шариатом. Например, в эпоху Ивана Грозного ногайские правители выстраивали отношения с Московским царством на основе «adet-i cengiziyye», т. е. «адатов Чингис-хана»[21].... ...Ещё одним ярким примером является судебное решение Мухаммада Шайбани-хана — потомка Чингис-хана в тринадцатом поколении, основавшего в начале XVI в. Бухарское ханство. Хан разбирал спор о наследовании между вторым сыном наследодателя и внуком от старшего, рано умершего сына. Поскольку сам хан позиционировал себя как ревностного приверженца ислама, то суд осуществлялся в соответствии с нормами шариата, а «согласное мнение улемов сходится на том, что внук при наличии сына наследства не получает, будь это внук от живого сына или сына, умершего при жизни отца, который является дедом этого внука». Однако сам Мухаммад Шайбани-хан склонялся в пользу внука-наследника, но, не находя в мусульманском праве нормы в пользу своей позиции, заявил, что в «ясе Чингизхановой сказано, что внук, отец которого умер при жизни деда, в наследовании приравнивается к родному сыну» и «[велел] поступать по установлению Чингиз-хана»[32]. Между тем все дошедшие до нас акты волеизъявления Чингис-хана касались исключительно публично-правовой сферы, и в частные правоотношения ни он, ни последующие ханы-законодатели принципиально не вмешивались, предоставляя их регулирование местному, обычному или религиозному праву[33]. Соответственно, никакого «установления Чингиз-хана» о наследовании имущества внуком или сыном наследодателя быть не могло. Тем не менее авторитет Чингис-хана-законодателя (в сочетании с авторитетом и властностью самого Шайбани-хана) не позволили судьям и самим тяжущимся усомниться в решении хана. Более того, некоторое время спустя придворные правоведы и богословы Мухаммада Шайбани-хана сумели обнаружить мнение какого-то малоизвестного улема (мусульманского правоведа), которое в некоторой степени было сходно с нормой, приписанной бухарским ханом своему предку[34]....
    1 балл
  11. Любая "народная" память может быть трансформирован с "государственно" за столетия. Вон, нынче есть довольно молодые, лишь заставшие совок скраю, но сталинисты те еще! Их сородичи (или часто они же) радовались памятнику Ивану Васильевичу, которому даже правлению Российской империи не хватило ума ставить памятник. Сильно Чингисхан отличается от них двоих? В чем то и идеология нацистов и их фюрера была у него - жизненное пространство. А сколько городов и народов он стер с лица земли. А вы тут меритесь мисками: кто больше положил на его портрет. Поясню: я к ЧХ отношусь в разы лучше чем к др. неоднозначным личности из истории, считаю что благодаря его активности в будущем появилась наша нация. Но нужно без фанатизма
    1 балл
  12. У монголов культ почитания Чх - это в первую очередь элемент религиозного будийского культа, корни которого идут со времен Юань. Чингисхан введен в иерархию буддизма, т.е. он чакравартин, перерожденец будийского божества Ваджрапани, владыка Мирового закона, Вселенский император. Государственный культ почитания Чингисхана (8 белых юрт, дархаты и т.д ) внедрил Хубилай в империи Юань. Вернее будисты (Пагба-лама) подстроились под него. И в целом это соответствовало китайской традиции почитания предков императора. У казахов и прочих мусульман. народов по любому такого не было бы. Тем более мы не имеем отношения к империи Юань.
    1 балл
  13. думаю если бы этот документ назывался разговорный язык Чингисхана, то оценка была бы другая. мое мнение, что казахский эволюционировал больше чем другие кипчакские языки так как находился в окружении других тюркских языков + имел среднемонгольское влияние от предков казахов пришедших с Джучи в 13 веке.
    1 балл
  14. Думаю что на древне-уйгурском. Почерк уйгурский и пытался читать найти монгольские слова, но не получается.
    1 балл
  15. @Boroldoi Согласен. Очень слабый специалист какой то. Еще про сефевидов что то пишет, в то время, как у Мухаммед Хайдар Дуглата никакой сын Касым хана по имени Абулхайр не упоминается, не учитывает тот факт, что помимо казахского Касыма были еще и Астраханские ханы с таким именем. Жалко, что из-за такого халатного отношения к источникам в учебные книги попадают неточности.
    0 баллов
  16. Таких новых мод в Монголии 21 века очень много. Взять хотя бы вот эту - моду на средневековый уйгурский (тогуз-огузский) и татарский буктаг по мотивам средневековых китайских миниатюр:
    -1 балл
  17. Ни Чжан Дэ Хой, ни Елюй Даши, ни Чань Чунь в современной Монголии не были, все они шли на северо-запад и никогда не пересекали пустыню Гоби. И при чем тут города Ляо 200 летней давности? Сильно хочется натянуть сову на глобус?
    -1 балл
  18. Вы кажется даже не читали обсуждение поспешив навешать на меня ярлыки? У нас не шла речь про термины. Я привел мнение исследователя Кочешкова Н.В., чьи слова маньчжуровед Энхд считает враньем, а себя знатным монгольским шапковедом.
    -1 балл
×
×
  • Создать...